Она же Культурные традиции русского общества. — СПб.. 2003.
2. Выгузова Е.В. Элитарные клубы и культурном пространстве России конца XVIII — начала XX вв.: Дисс. канд. культурологии. [Электронный ресурс]. — Электрон, дан. -Режим доступа: hltp://diss.rsl.ru/diss/05/0586/050586046. pdf.
J. Разумный В.А. Клуб и культура общения. — M . 1989; Сгрелыюи Ю.А. 1\\лыл'ролш им досуга: Учебное пособие. — M.: МГУКИ. 2002: Трмодин В.Е. Восшпание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений. — М.: Профиздат, 1987; Генкин Д.М. Социальная сущность, назначение и основные функции клуба // Клубоведение: Учебное пособие. - М., 1980; Каменец A.B. Клубы вчера, сегодня, завтра... — M., 2001; Гагин ВН. Интересно ли в вашем клубе? — М., 1989; Смирнова Е.И, Клубные объединения: Учебное пособие. — М: Просвещение, 1977; Новикова A.A. Клуб как функциональная модель культурной деятельности: Дне. ... канд. филос. н. — М., 1990. — 141 с.
4 Алисов Д А. Культура городов Среднего Прииртышья и XIX - начале XX вн. Монография — Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2001; Рыженко В.Г., Назимова В.LU. Временные социокультурные сообщества в экстремальных условиях российской истории XX в. // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность»; Ежегодник. Выпуск 2. Кн. 1: Исторические исследования. — Омск: Изд-во ОмГ'ПУ, 1998; Дорофеева С.С., Корзун В.П. Русские журфиксы во второй половине XIX века как социокультурное явление и их роль в жизни -молодого ученого // Гуманитарное знание. Серия
«Преемственность»: Ежегодник. Выпуск 4: Сб. науч. тр. -Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2000; Горелова. Ю.Р. Проблема просвещения народа в духовно-нравственных исканиях и внепро-фессионалышй деятельности интеллигенции Западной Сибири (1880-е - 1904 гг.). Автореф. дис.... канд. ист. наук. -Омск, 2001; Гефнер О.В. Военные и культура в Западной Сибири в последней трети XIX - начале XX в.: Монография / О.В. Гефнер. - Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2004; Мельникова Е.В Театр и город сибирской провинции (конец XIX -начало XX вв.): Монография. - Омск: Изд-во ОГИС, 2004; Сорокин А.П. Культурно-досуговая функция общественных организаций в среде омской интеллигенции конца XIX -начала XX века // Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной конф. / Отв. ред. М.А. Жигунова, H.A. Томилов, Н.Ф. Хилько. — Омск: Изд-во Омск, педагог, ун-та, 2002.
5. Плосконосова В.П. Введение в элитологию. - Омск, 2002. - С. 3.
6. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвузовский сборник научных статей / ред.-сост. В.В. Туев. — Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С.74.
СЕКРЕТОВА Людмила Валериановна, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств.
Статья поступила в редакцию 12.10.06. © Секретова Л. В.
удк 004.255 н. Ю. КЛИКУШИНА
Омский государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Рассматриваются различные трактовки понятия «информационное пространство», анализируются его свойства, а также свойства виртуальной реальности. В результате исследования доказан тезис о том, что информационное пространство имеет статус виртуальной реальности, отличительной чертой которой является манипулирование общественным сознанием.
и !
t i
ьх> <
О i
К концу Х.Х века в рамках кибернетики, позднее — информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающа-ющую нас действительность под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. Информация стала рассматриваться в контексте нового социального пространства — информационного общества, продуктом которого является информационная среда.
В настоящее время наряду с понятием «информационная среда» достаточно активно используется понятие «информационное пространство», все чаще они рассматриваются как синонимы. Мы будем понимать их аналогично.
Словосочетание «информационное пространство» применяется чрезвычайно широко, его содержание как научного понятия почти не разработано. Без риска ошибиться можно сделать вывод о
том, что данный термин употребляется в своем общем смысле скорее как метафора, чем как строгий научный термин. Более определенное и точное содержание имеют лишь его частные смыслы, опирающиеся на конкретные модельные представления, которые еще не упорядочены в общую систему. На наш взгляд, в содержании данной метафоры можно выделить несколько различных смыслопорождающих моментов.
Геополитическое понимание информационного пространства задается определением термина «пространство» как обычного метрического пространства и порождает смысл «информатизирован-ного» физического пространства. Эта метафора, как правило, приобретает геополитический дискурс. С этой точки зрения, под информационным пространством понимают некую виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является специ-
фичес.ким государственным ресурсом и должна защищаться от возможных агрессоров. Так, например, Т В. Закупень рассматривает информационное пространство как «территорию, «покрытую», «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которой все субъекты... имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства» [1, с.20].
В геополитическом смысле понятие «информационное пространство» обозначается как выделенная неким субъектом по какому-то критерию территория, на которой размещаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки, распространения информации, а также пользователи информационных ресурсов, попадающие под юрисдикцию законодательства, действующего на этой территории.
В рамках данного подхода у любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего-то и иметь границы.
Информационно-ноосферное рассмотрение задается метафорическим пониманием «информационного пространства» как пространства определенных информационных взаимодействий. В рамках подхода предлагается концептуальная модель информационного пространства, в которой выделяются пять объектов: образ, знак, концепт, текст, документ [2]. В последнее время также появились попытки связать категорию «информационное пространство» с ноосферной проблематикой.
В контексте данного подхода единицей мышления человека является образ, который существует в виде ассоциаций в различных формах. Для оперирования образами в пространстве и во времени они должны быть означены, то есть представлены знаками.
Определение места знака в системе знаков требует его однозначного толкования, что. приводит к возникновению понятий. Понятие представляет собой элемент знания. Переход от концептуальных моделей к их словесным трактовкам обозначается, понятием интерпретация. В результате этого процесса появляются тексты различного содержания. Оформление текстов в различные формы приводит к появлению документов. Таким образом и были выделены пять основных объектов информационного пространства.
В рамках этого подхода разрабатывается идея рассмотрения информационного пространства как гипертекстовой структуры. В данном случае речь идет о том, что с точки зрения своего содержания информационное пространство выступает вместилищем разнообразных образов, знаков, концептов, текстов, документов, которые связаны друг с другом многими возможными переходами.
Наконец, в последнее время начинают появляться работы, в которых к анализу проблематики информационного пространства применяется терминология и подходы, разработанные в рамках концепции ноосферы. В контексте данной концепции информационная среда рассматривается как одна из составных частей ноосферы. При этом ноосфера понимается как антропогенная оболочка Земли, включающая совокупное человечество и продукты его духовной и материальной культуры.
Социальное понимание, в рамках которого информационное пространство рассматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации. С этой точки зрения, информа-
ционное пространство есть совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, то есть отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации. Сама информация при этом рассматривается как некоторое отношение между субъектами информационного пространства [3]. Другими словами, информационное пространство — это поле информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах.
Г.Г. Почепцов придерживается той точки зрения, что информационное пространство является объектом, отличным от физического, поэтому оно основывается на закономерностях другого рода. При этом автор обращает внимание на ряд особенностей информационного пространства: оно безгранично, свободно, управляемо ■ помощью поддержания к нему внимания, структурно, иерархично (имеет более и менее глубинные уровни), основывается на системе порождения информации [4, с. 31-33 ].
Таким образом, каждый человек может строить свое собственное информационное пространство. Создание каких-либо ограничений демонстрирует, что, поскольку потребитель информации свободен, он все равно будет находить новые пути к требуемой информации.
Информационное пространство приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно обозначить как «виртуальная реальность».
Виртуальная реальность как феномен междисциплинарного изучения имеет различные определения, трактовки и классификации. В данном контексте нам интересны свойства этого феномена, то есть те отличительные особенности, которые характеризуют эту реальность как виртуальную.
Большинство исследователей «виртуальной реальности» так или иначе солидарны с H.A. Носовым, отмечающим в качестве основных ее свойств порож-денность, актуальность, автономность, интерактивность.
Под порожденностыо понимается зависимость, вторичность виртуальной реальности от активной внешней по отношению к ней «константной» реальности. Перечисляя свойства «виртуальной реальности», автор вынужден признать ее зависимость от реальности «эмпирических данностей». При этом, виртуалисты оговариваются, что порож-денность является относительной в том смысле, что «виртуальная реальность может породить виртуальную реальность следующего уровня, став относительно нее константной реальностью, — и так в принципе до бесконечности» [5, с.195].
Теоретики виртуалистики объясняют признак актуальности как существование «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность [6, с, 13]. По мнению М.Ю. Опенкова, это означает полное присутствие, динамическая непрерывность настоящего. При этом виртуальная реальность характеризуется снятием противоположностей жизни и смерти, реального и воображаемого, прошлого и будущего.
Автономность и интерактивность. Мы сознательно объединили эти два свойства, поскольку, на наш
взгляд, они тесно взаимосвязаны. Под интерактив-ностыо следует понимать возможность диалога с объектами виртуальной реальности, возможность влиять на ситуацию, В виртуальном пространстве создается иллюзия интерактивности, что обеспечивает субъективное восприятие автономности виртуальной реальности. Если добавить к этому высокую степень психической погруженности в виртуальную реальность, то мы получаем не только автономный, но и альтернативный мир, который способен заменить реальную действительность.
Также необходимо выделить такие признаки виртуальной реальности, как суггестивность и манипулирование сознанием человека. Виртуальная реальность основана на внешнем психическом воздействии и внушении, изменении процессов мышления, чувствования и реакций субъекта. Она является целенаправленным продуктом, задающим свои «правила игры», имеющим свои законы.
Учитывая все вышеперечисленные свойства, попробуем выяснить, насколько правомерно можно считать информационное пространство виртуальным.
Информационное пространство современного мира не строиться как аналог реального пространства, хотя воспринимается массовым сознанием именно таковым. Масс-медиа в полном объеме эксплуатируют эту неэквивалентность двух пространств, которая не видна массовому сознанию. Тем самым массовое сознание, реагируя на информационную реальность, переносит свою реакцию на подлинную реальность. Парадоксальное высказывание — он известен, поскольку о нем говорят — задает порождение реальности.
Особое значение в формировании общественных ценностей имеет их подтверждение фактами. Факты, привнесенные в массовое сознание с помощью средств массовой информации, всегда более весомы и сильнее влияют на ценностный выбор, чем полученные любым иным путем. Факт начинает функционировать в рамках какой-то интерпретации, затем становиться знанием. Дело в том, что СМИ, первоначально пришедшие в общество в виде печатных текстов, несли в себе определенную сакрализацию знаний. Широкое применение печатных текстов зафиксировано в истории мировой культуры как всеобщий процесс десакрализации знаний, но знаний духовных и научных. С повседневными знаниями с приходом в общество масс-медиа произошло прямо противоположное явление — их мирская сакрализация. Ведь именно на явлении сакрализации строится феномен сенсации, воздействующей на сознание как масс, так и индивидов. Через печатное слово, породившее в обществе особый род веры в факты, опубликованные в СМИ, это явление распространилось на вербальные, а потом и аудиовизуальные способы передачи фактов. Факт как фундаментальная информационная единица несет достоверные знания о чем-либо — с актуальной точки зрения общества — явлении в его органическом единстве рационального и чувственного моментов познания действительности.
Можно говорить об определенном информационном инструментарии для решения различных общественных задач, поскольку порождение информации ведет к тем или иным новым знаниям, которые становятся основой для принятия решений. Пространство знаний носит инерционный характер, что затрудняет внесение туда изменений. Динамический характер информационного пространства принци-
пиально направлен на получение изменений. Знания меняются с помощью введения информации. Именно на знаниях, изменение которых приносит те или иные варианты модификации строиться виртуальная действительность. Таким образом, совокупность двух составляющих - пространства знаний и информационного пространства порождает виртуальное пространство.
Одним из источников виртуализации информационного пространства является объективная сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его. На этом мы не будем акцентировать внимание, а лишь обозначим как факт, так как эта проблема является предметом анализа во многих исследованиях гуманитарных и естественных наук.
В другую группу источников порождения виртуальной реальности информационного пространства можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов. Это деятельность различных лиц — от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей СМК, литературы и искусства, до повседневных партнеров по межличностному взаимодействию. К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационного пространства общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность.
Так, виртуальная реальность возникает в результате работы масс-медиа, поскольку именно они призваны несущественные характеристики события сделать существенными. Это им удается, поскольку происходит удержание в поле внимания только ограниченного круга характеристик. Все остальное отходит на другой план. Примером этого может служить теракт 11 сентября в США. Современная действительность в результате теракта получила настолько нереальный характер, что оказалась приравненной к виртуальной реальности. При этом она полностью создана при помощи масс-медиа, поскольку большинство людей не были свидетелями разрушения башен Всемирного торгового центра и не получали писем с сибирской язвой. Они видели это по телевизору или читали в газете. Реальная действительность оказалась трансформирована с помощью виртуальной.
Э. Гидденс характеризует значимость СМИ в жизни обществаследующим образом: «Средства массовой информации — газеты, журналы, кино и телевидение, часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно не верен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни. Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты, телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь»[7, с.414]. В данном контексте нельзя не согласиться с положениями М.С. Алёшенкова: «Переоценить роль средств массовой информации в информационно-психологическом воздействии на человека очень сложно. Фактически они и формируют
общественное мнение и, в значительной степени, мировоззрение отдельных граждан» [8, с.48]. Здесь следует сделать небольшое уточнение, согласно которому современные средства массовой информации оказывают значительное воздействие в формировании не только общественного мнения, но и мировоззрения целых социальных слоев. Вместе с изменением мировоззрения и сознания под влиянием масс-медиа происходит модификация и трансформация внутреннего мира человека в зависимости от установок социальной системы. Такое влияние несет в себе явно негативный аксиологический характер СМИ. Это проявляется в том, что СМИ занимают командные высоты в массовой культуре, используют манипулятивную семантику и риторику, технологии разрушения сознания и конструирования специфических миров, внедряя в сознание индивида и социальных групп иную реальность, которой ничего не соответствует в социальной действительности. Таким образом, масс-медиа конструируют альтернативную картину мира как индивида, так и общества в целом.
Итак, информационное пространство в силу особенностей и закономерностей функционирования, а также вышеуказанных свойств приравнивается нами к виртуальной реальности, сконструированной посредством масс-медиа. Подобный поворот становится возможным при сопоставлении свойств виртуальной реальности и информационного пространства. При этом последнее имеет полное право считаться виртуальным, так как:
— автономно, то есть имеет свое пространство (масс-медийный сегмент) и единицы функционирования (слово, текст);
— интерактивно, то есть наличие обратной связи, и как следствие — возможность влияния на ситуацию;
— альтернативно, посредством создания образа реальности заменяет реальную действительность воображаемой;
— суггестивно, посредством масс-медиа происходит внушение и манипулирование сознанием;
— актуально, то есть работает в реальном времени «здесь и теперь»;
— Порождаемо, то есть имеет различные уровни организации.
Новизна проведенного исследования видится в том, что предпринята попытка сравнить понятие виртуальной реальности с близким ей — информационным пространством, так как такого развернутого сопоставления никто ранее не предпринимал. В качестве одного из ракурсов темы уточнены свойства этих двух понятий, а также затронута проблема манипулирования обществом посредством сегмента информационной реальности — масс-медиа. Генеральной линией исследования является трактовка информационного пространства как виртуальной реальности. Результаты, полученные входе работы, способствуют более глубокому осмыслению происходящих изменений в обществе. Предлагаемые выводы не противоречат ранее достигнутым результатам исследований в области виртуальной реальности, а дополняют и расширяют их содержание и отражают возможные горизонты развития.
Библиографический список
1. Закупень T.B. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ. - М., 1998.
2. Каптерев А.И. Мультимедиа как социокультурный феномен. URL: http://www.dvc.tvworlk.ru
3. Семенов И.А. Социально-политические импликации информационных технологий (JRL: http://ims2000.nw.ru
4. Поченцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М„ Центр, 2003, 384 с.
5. Розин В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально-политический журнал: социально-гуманитарные знания. — М., 1997. - №6.
Ii. Носов H.A. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. - М.: Магистр, 1997. - 192с.
7. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. -704 с.
8. Алёшйнков М.С. Родионов Б.Н. Взаимодействие физических полей и излучений с биологическими объектами и защита от их негативного воздействия. М,, 199R.
КЛИКУШИНА Наталья Юрьевна, аспирантка кафедры философии.
Статья поступила в редакцию 14.09.06. © Кликушина Н. Ю.
удк 1(091) Е.С.УЛЕВИЧ
Омский государственный технический университет
ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
В статье доказывается возможность и необходимость применения идеальных объектов в социально-гуманитарной области познания.
Реальный объект, попадающий в поле внимания науки, сложен и противоречив. Он обладает общими и индивидуальными, существенными и второстепенными свойствами. Среди множества противоположностей в нем присутствуют противоположности
контрадикторного типа, А и не-А. Иногда для более эффективного изучения объекта возникает необходимость выделить одну из противоположностей в чистом виде. Это абстрагирование, предполагающее мысленное конструирование подобных объектов,