Научная статья на тему 'Элементы системы управления вузом'

Элементы системы управления вузом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1431
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / MANAGEMENT / A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / ECONOMY / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сикорская Лидия Васильевна

Статья посвящена анализу функционирования высшего учебного заведения как системы. Автор рассматривает элементы управления вузом. Акцент сделан на проблеме дифференцирования целей управления в зависимости от субъектов управления. В заключении сделан вывод о необходимости перехода от традиционных моделей управления к инновационному управлению вузом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of a control system of high school

Article is devoted the analysis of functioning of a higher educational institution as systems. The author considers elements of management of high school. The accent is made on a problem of differentiation of the purposes of management depending on subjects of management. In the conclusion the conclusion is drawn on necessity of transition from traditional models of management to innovative management of high school.

Текст научной работы на тему «Элементы системы управления вузом»

4 Каррингтон Т., Нельсон М. СМИ в условиях переходной экономики: приоритет экономических факторов // Право на

свободу слова. Роль СМИ в экономическом развитии / Пер. с англ. М., 2005. С. 286-287.

5 Семёнов А.С, Сизов Ю.С. Корпоративные конфликты. Причины их возникновения и способы преодоления. М., 2002. С. 286-287.

6 Там же. С. 224.

7 См.: Филина А., Коноплицкий В. Это - бизнес: Толковый словарь экономических терминов. М., 1996.

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 6Э-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г.) (в ред. от 13

февраля 2009 г.).

9 См.: Тарасова В.П. и др. Толковый словарь рыночной экономики / Под общ. ред. Ф.А. Крутикова. М.: Глория, 1993.

10 См.: Юнг Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003.

11 Афанди Д. «Зеленая почта» - черная метка отечественному бизнесу // Эксперт. 2001. № 18 (278). С. 14-15.

12 См.: Национальный план противодействия коррупции // Российская газета. 2008. № 4721.

13 Молотников А.Е. Корпоративные конфликты: современные особенности и способы разрешения // Враждебные поглощения в Украине. 2008. № 3 (6).

УДК 378.1 Л.В. Сикорская*

Элементы системы управления вузом

Статья посвящена анализу функционирования высшего учебного заведения как системы. Автор рассматривает элементы управления вузом. Акцент сделан на проблеме дифференцирования целей управления в зависимости от субъектов управления. В заключении сделан вывод о необходимости перехода от традиционных моделей управления к инновационному управлению вузом.

Ключевые слова: управление, высшее учебное заведение, экономика, образовательные услуги.

L.V. Sikorskaya*. Elements of a control system of high school

Article is devoted the analysis of functioning of a higher educational institution as systems. The author considers elements of management of high school. The accent is made on a problem of differentiation of the purposes of management depending on subjects of management. In the conclusion the conclusion is drawn on necessity of transition from traditional models of management to innovative management of high school.

Keywords: management, a higher educational institution, economy, educational services.

Высшее учебное заведение (вуз), как и любая организация, требует эффективного построения основных управленческих функций. Вместе с тем вуз - слабо изученная с точки зрения теоретического и практического менеджмента организация. В настоящее время отсутствуют единые научно обоснованные и эмпирически апробированные стандарты и методы управления в российских вузах в условиях рыночной экономики в России. Научное и практическое направление исследований под условным названием «университетский менеджмент» еще только формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента, по нашему мнению, не во всем применимы, поскольку условия существования образовательной системы на Западе и в России разные [1].

В качестве объекта данной статьи рассматриваются высшие учебные заведения как основной элемент системы высшего и послевузовского профессионального образования РФ и их системы управления. Анализируя природу деятельности любого вуза, необходимо отметить, что для данного типа организаций характерны особенности, как присущие любому типу хозяйственных систем, так и специфичные именно для образовательных учреждений. Кроме того, в зависимости от формы собственности и его ведомственной принадлежности, вуз может обладать как общими, характерными для вузов в целом особенностями управления, так и уникальными, присущими только ему особенностями. В этой связи стоит уточнить, что в качестве объекта исследования выступает именно государственный вуз, более того, в числе задач исследования мы ставим уточнение полученных результатов в применении к ведомственным вузам системы МВД России.

Абстрагируясь от характеристики управления, свойственного любому субъекту рыночной экономики, проанализируем специфику управления именно высшими образовательными учреждениями.

Вуз является хозяйствующей системой и обладает как общесистемными, так и экономическими свойствами.

Системные признаки вуза представлены в табл. 1.

Основные экономические особенности системы высшего профессионального образования в контексте применения методологии управления для вузов:

* Сикорская Лидия Васильевна, доцент кафедры тылового обеспечения органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 744-13-63.

* Sikorskaya Lydia Vasilievna, the senior lecturer of faculty of rear maintenance of law-enforcement bodies of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Таблица 1

Признаки системности вуза [2]

Системный признак Характеристика

Целостность Целевая, функциональная, организационная связанность элементов внутренней среды вуза. Составляющие вуз элементы (подсистемы) лишены способности к самостоятельному существованию, т.к. их цели, функциональное назначение, смысл и содержание определяются закономерностями вуза как целого. Свойства вуза как целого зависят от свойств его элементов, но не являются простой суммой.

Открытость Связи с внешней средой: ресурсы, информация, продукт деятельности - специалисты с высшим образованием. При этом вуз формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь ведущим активным компонентом взаимодействия.

Динамичность Развитие приобретенных новых свойств, изменения приоритетов в структуре вуза, в составе и компонентах образовательного процесса. Вариативность количественных и качественных характеристик различных аспектов деятельности

Иерархичность Объективно существующие взаимоотношения соподчиненности, отраженные в многоуровневой системе взаимосвязей. Каждый компонент вуза как системы сам может рассматриваться в качестве системы.

Наличие множества целей Сочетание интересов общества, государства, коллектива, потребителей образовательных услуг.

Структурность Вуз как система может быть представлен, описан и исследован в аспекте состава и взаимосвязи его компонентов, каждый из которых обладает своим специфическим набором свойств и функций, определяющих его конкретное место в рамках вуза как целого.

- некоммерческий тип организаций, осуществляющих образовательную деятельность (вузов);

- наличие государственного и негосударственного сектора ВПО;

- автономия (самостоятельность) вузов в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности;

- право вузов заниматься деятельностью, приносящей доходы, в т.ч. и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса, и использовать для этого переданное имущество;

- наличие либо на праве оперативного управления либо в собственности вуза имущества (материально-технических ресурсов), переданного учредителем для осуществления образовательного процесса;

- наличие высококвалифицированных кадров, способных к реализации научнообразовательной и инновационной деятельности;

- право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами;

- значительные внешние эффекты от деятельности системы ВПО [3].

Высшее учебное заведение может выпускать несколько видов «продукции»:

- специалисты различного уровня подготовки;

- научная продукция (новые идеи, технологии, составы материалов, методы анализа, расчетные программы и т.д.);

- продукция хозяйственной деятельности, в т.ч. совместно с другими организациями (приборы, приспособления и пр.);

- книжная продукция (учебно-методическая литература, в т.ч. электронная);

кадры высшей квалификации (кандидаты и доктора наук).[4]

В качестве основных характеристик управления выступают: объект управления; субъект управления; цель управления; методы управления; ресурсы управления; принципы управления.

Относительно объекта управления мнения исследователей расходятся. В качестве объектов можно встретить: образовательную и научную деятельность, ресурсы вуза, конкурентоспособность вуза, качество образования, экономические процессы и др. На наш взгляд, широта представленных в литературе объектов управления вуза связана с многогранностью процессов, происходящих при функционировании вуза.

В этой связи уместно конкретизировать сферу проводимых исследований. Здесь мы придерживаемся точки зрения, что основная цель вуза - это оказание качественных образовательных услуг. Если провести аналогию с бухгалтерским учетом, то оказание образовательных услуг - это

своего рода «основное производство», а все остальное, включая финансово-экономическую деятельность, - это сфера «вспомогательного производства» или средства обеспечения главной деятельности. Данный вывод не означает «второстепенности» иных объектов управления, наоборот, необходимо отметить взаимосвязь и зависимость качества оказания образовательных услуг от грамотной организации всей деятельности вуза.

В качестве субъектов управления вузом выступают внутренние и внешние субъекты.

Для государственных вузов основным внешним субъектом управления выступает государство. Роль государства в управлении вузом также подлежит уточнению и детализации.

1. Государство в лице органов государственной власти может выступать учредителем вуза, а значит, собственником и основным источником финансирования деятельности вуза. В данном аспекте государство должно действовать как осведомленный и активный собственник и выработать четкую и последовательную политику в отношении собственности, добиваясь того, чтобы управление госорганизациями осуществлялось прозрачным и ответственным образом, при наличии должного профессионализма и результативности [5].

2. Государство через принятие и систему контроля за исполнением нормативных актов регламентирует правила функционирования вузов.

3. Государство оказывает лицензионно-разрешительное воздействие на систему высшего образования, т.е. определяет, какой субъект является вузом и каким именно, а какой не соответствует установленным требованиям и не может выступать в качестве вуза.

4. Государство осуществляет финансирование деятельности вузов. Несмотря на развитие внебюджетной деятельности, основным источником, покрывающим более 80% финансовых поступлений в российские вузы государственного сектора, является федеральный бюджет [6].

5. Государство посредством регулирования экономической системы страны оказывает влияние на потребность в тех или иных специалистах, что определяет характер, содержание и вид оказываемой вузами образовательной услуги.

6. Государство в лице органов государственной власти, государственных предприятий является потребителем образовательной услуги.

7. Государство определяет основные направления развития системы образования.

Таким образом, государство как субъект рыночных отношений требует от продавцов образовательных услуг прежде всего установления государственных стандартов, аттестации и лицензирования учебных заведений, сертификации документов, удостоверяющих получение образования. Кроме этого, существование образовательной системы в любом обществе поддерживается государственным финансированием, которое можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Государство определяет и правовые нормы, т.е. «правила игры», в рамках которых строят свои отношения остальные участники рынка образовательных услуг. Роль государства на рынке образовательных услуг обусловлена и специфической чертой самой образовательной услуги как общественного блага [7].

Активное участие государства в управлении вузами не случайно. Оно обусловлено объективной значимостью системы высшего образования для государства. В условиях рыночной экономики развитие сектора образовательных услуг, в т.ч. предоставляемых высшей школой, является жизненно важной задачей и необходимым элементом удовлетворения потребностей экономики и общества в высококвалифицированных специалистах [8]. Его отношение детерминировано особенностями системы образования как важнейшей отрасли народного хозяйства и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения многообразных культурных потребностей населения, воспроизводства и развития кадрового потенциала. Экономика XXI в. будет ориентирована на наращивание человеческого капитала, а не на развитие добывающих отраслей промышленности. В такой экономике система образования станет приоритетной производственной отраслью. К образованию нужно относиться как к сфере занятости, а не отвлечения ресурсов, как к сфере выгодных инвестиций, а не затратной сфере. Нельзя больше терпеть исторически сложившуюся в России унизительную практику, относящую человека к самым дешевым ресурсам развития. Надо вкладывать средства в развитие человека, а это значит, что надо вкладывать средства в развитие образования, культуры, здравоохранения, что является самым рентабельным капитальным вложением. Это и есть реальный, а не мнимый приоритет в инвестиционной политике государства.

Можно выделить три главных предназначения вуза в экономическом механизме страны: сохранение культурного и образовательного национального потенциала; повышение уровня образованности населения; научно-техническое развитие страны.

Другим субъектом управления вузом выступают участники рынка труда, а именно, хозяйствующие субъекты, которые формируют спрос на специалистов с высшим образованием. В настоящее время интенсивные структурные изменения в системе образования связываются с волнами первичного спроса на рынке труда на определенные специальности, которые не были востребованы в дореформенный период. По мере насыщения соответствующих рабочих мест объемы подготовки специалистов сокращаются и приходят в соответствие с размерами вторичного спроса, представленного потребностями замещения выбывающей рабочей силы и повышения квалификации действующих кадров (см. табл. 2) [7].

Второе направление воздействия рынка труда на деятельность вуза - это финансирование организациями и предприятиями подготовки и переподготовки профильных специалистов для данных организаций или так называемое корпоративное образование. Система профессионального

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Таблица 2

Выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по группам специальностей [9]

2003 2004 2005 2006 2007

Всего 647,8 753,1 860,2 930,4 978,4

В т.ч. по группам специальностей:

Естественно-научные 39,3 41,5 41,8 13,9 13,7

Гуманитарно-социальные 122,2 155,6 185,6 154,7 156,9

Образование 48,4 54,0 57,5 127,5 129

Здравоохранение 23,4 24,2 25,8 26,8 28,2

Культура и искусство 11,6 12,5 13,6 14,9 16,4

Экономика и управление 164,9 201,0 248,2 269,9 292,7

Междисциплинарные естественно-технические специальности 9,8 13,8 14,9 18,0 11,8

Геология и разведка полезных ископаемых, геодезия 1,8 1,8 1,9 3,0 3,4

Разработка полезных ископаемых 4,9 5,1 6,3 9,9 11,3

Энергетика и энергомашиностроение и электротехника 15 16 18,2 19,9 22,0

Металлургия 3,0 3,0 3,6 4,4 5,8

Машиностроение и материалообработка 11,7 12,6 13,5 19,0 20,0

Авиационная и ракетнокосмическая техника 3,2 3,4 3,3 4,7 4,8

Транспортные средства, эксплуатация транспорта 13,6 15,4 17,5 26,1 29,4

Технологические машины и оборудование 10,2 10,6 11,8 - -

Приборостроение и оптехника 3,2 3,5 3,6 6,5 7,1

Электронная техника, радиотехника и связь 10,8 12,1 12,9 14,6 15,1

Автоматика и управление 9,8 10,4 11,1 10,5 11,4

Информатика и вычислительная техника 9,9 11,1 12,1 17,5 17,7

Сервис 1,2 1,5 2,4 3,8 6,3

Химическая биотехнология 4,8 5,2 5,6 9,8 10,7

Технология продовольственных продуктов 5,8 6,4 7,3 15,7 17,5

Технология товаров широкого потребления 4,3 4,2 4,2 5,8 5,9

Строительство и архитектура 22,3 22,8 24,3 26,6 29,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сельское и рыбное хозяйство 26,1 28,3 30,2 32,4 34,8

Другие специальности 15,3 19,6 22,4 12,4 14,1

По направлениям подготовки 52,5 59,0 63,0 61,6 63,6

образования в России, сложившаяся еще в индустриальную эпоху, сегодня не может справиться ни с нарастающим информационным потоком, ни с требованиями к практическим навыкам выпускников, диктуемыми бизнесом. Отчасти проблемы компаний решают частные образовательные структуры, предлагая широкий спектр образовательных программ, семинаров, тренингов на любой вкус. Гибко реагировать приходится и бизнес-школам с вузами: сегодня они готовы корректировать свои программы и создавать новые под запросы конкретных компаний. Бизнес и вузы делят сферы влияния, фундаментальное образование остается за традиционной системой профессиональной подготовки кадров, компании подключаются на последних курсах [10].

Следующим внешним субъектом управления вузом выступает потенциальный потребитель образовательной услуги - т.е. человек, нуждающийся в высшем образовании. Его воздействие на вуз определяется через его конкретные потребности в образовании. Данная концепция получила отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где в ч. 2 ст. 8 закреплено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования. Вышеприведенное определение конкурентоспособности вуза указывает только на приоритетность общесоциальных интересов.

Внутренними субъектами управления вузом выступают: администрация вуза; ученый совет; профессорско-преподавательский состав; обучаемые.

В качестве целей управления вузом в литературе можно встретить значительное разнообразие точек зрения. Установление целей для образовательных учреждений и вузов, в частности, существенно отличается от аналогичной деятельности в коммерческих фирмах. В соответствии с общепризнанной методологией и практикой системного подхода проблемы вуза должны рассматриваться как проблемы последующего объекта с учетом надсистемы, с которой он связан общностью целей, и с учетом влияния окружающей среды. Цели для вуза как системы определяются в целом и в связи с надсистемой. Свойства вуза как изучаемого объекта определяются областью его существования и накладываемыми ограничениями [11].

Чтобы сформулированные частные цели имели управленческую ценность, они должны быть конкретно сформулированы, желательно с использованием количественных показателей. Очевидно, что частные цели чрезвычайно специфичны и не могут быть автоматически перенесены из одного вуза в другой [12].

Мы считаем, что единую цель управления вузом сформулировать невозможно, т.к. каждый из участников управления преследует свои цели. В этой связи целесообразно классифицировать цели управления вузом в зависимости от субъектов управления. Такая классификация представлена в табл. 3.

Таблица 3

Классификация целей управления вузом

Субъект управления Цель управления вузом

внешние Государство - получение востребованных квалифицированных специалистов для национального рынка труда; - получение квалифицированных специалистов для государственных органов и предприятий; - эффективное расходование выделяемых бюджетных средств; - повышение уровня образования населения в регионе функционирования вуза; - получение результатов научных исследований с целью их внедрения в экономику страны

Учредитель - устойчивое развитие и конкурентоспособность вуза; - увеличение прибыли от оказания платных образовательных услуг

Рынок труда - устойчивое получение востребованных квалифицированных специалистов для национального рынка труда

Потенциальный потребитель образовательной услуги - обеспечение возможности получения качественной образовательной услуги за доступную (по возможности минимальную) плату

внутренние Администрация вуза - устойчивое развитие и конкурентоспособность вуза; - увеличение прибыли от оказания платных образовательных услуг; - эффективное использование всех ресурсов вуза

Профессорско- преподавательский состав - получение возможности качественно оказывать образовательную услугу; - повышение оплаты труда.

Обучаемые - обеспечение возможности получения качественной образовательной услуги за доступную (по возможности минимальную) плату; - получение возможности быть востребованным на рынке труда по окончании учебного заведения

Как видно из табл. 3, цели управления вузом многообразны и зависят от конкретного субъекта системы управления вузом. Некоторые из целей противоположные по направленности. Так, например, цель обучаемых в минимизации платы за обучение противоположна цели администрации в повышении конкурентоспособности вуза, одной из задач достижения которой является увеличение прибыли от оказания платных образовательных услуг, и цели профессорско-преподавательского состава в увеличении оплаты труда, одной из задач которой является увеличение доходов от оказания платных услуг.

Методом экспертных оценок нами было проведено исследование факторов, влияющих на управление вузом различными субъектами. В результате была представлена следующая модель целевой ориентации субъектов управления вузом (см. рис. 1).

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Цели субъектов управления вузом

Максимальная цена образовательной услуги

Соответствие образовательной услуги требованиям рынка тру

-Представители рынка труда

-Администрация вуза

Обучаемый или абитуриент

—Профессорско-преподавательский состав

Рис. 1. Целевая ориентация субъектов управления вузом

Структура целевых факторов управления вузом для рассматриваемых нами субъектов представлена на рис. 2.

Разнонаправленность приоритетных целей субъектов управления вузов служит сдерживающим фактором для развития вуза в соответствии с целями только одного субъекта управления. Так, вуз, управляемый только для достижения частных интересов представителей рынка труда и при игнорировании интересов государства (не соответствующий требованиям образовательных стандартов) может не пройти процедуру аккредитации, а следовательно, потерять в структуре оценки качества государственную гарантию, что значительно снизит его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. И наоборот, полное соответствие предоставляемой вузом образовательной услуги государственным образовательным стандартам без ее адаптации к быстро меняющимся условиям рынка труда делает вуз менее конкурентоспособным, т.к. выпускнику данного вуза сложнее устроиться на работу, а работодателям придется проводить дополнительное обучение такого дипломированного специалиста. Разнонаправленность целей управления вузом является фактором не только определяющим направления развития вуза, но и отдельные элементы системы управления, в частности и ценообразование.

Следующим элементом управления вузом выступают методы управления.

Также как и цели, методы управления вузом зависят от субъекта управления.

Каждое учебное заведение, осуществляя подготовку специалистов, выбирает для себя требования профессиональной подготовки, которые должны быть не ниже, а возможно, даже выше приведенных в государственных образовательных стандартах. В соответствии с этими требованиями профессиональной компетентности выпускников вуз предусматривает для себя методическую и кадровую обеспеченность, нормативы, характер учебной и научно-производственной деятельности [13].

абитуриент преподавательский

спстаи

□ Соответствие образовательной услуги требованиям рынка труда

□ Соответствие образовательной услуги требованиям государственных стандартов

□ Максимальная себестоимость нательной услуги

□ Максимальная цена образовательной услуги

рынка т руда вуза

Рис. 2. Структура целевых факторов управления вузом

Так, государственное управление вузами предполагает использование методов прямого государственного регулирования и методов индуцированного государственного регулирования.

Методы прямого государственного регулирования оказывают непосредственное влияние на конкретный вуз. Индуцированные методы государственного регулирования предполагают косвенное государственное регулирование через формирование и реализацию макроэкономической политики.

В ст. 28 Закона «Об образовании» содержатся основные методы прямого государственного управления вузом. Методы прямого государственного регулирования включают правовые, административные и экономические методы.

Правовые методы государственного регулирования предполагают соблюдение требований нормативной правовой базы высшего образования. Административные методы государственного регулирования обеспечивают разработку и соблюдение государственных стандартов высшего образования, лицензирование образовательной деятельности, аккредитацию и аттестацию высших учебных заведений, способствуя повышению качества образовательных услуг высшей школы. Экономические методы государственного регулирования базируются на налоговом регулировании.

Индуцированные методы государственного регулирования рынка образовательных услуг высшей школы обеспечивают опосредованное регулирование рынка труда, способствуют укреплению взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг высшей школы, развивая взаимоотношения работодателей и вузов, поощряя предприятия, инвестирующие в интеллектуальный капитал и высшую школу через льготное субсидирование и налогообложение. Воздействие на развитие рынка образовательных услуг высшей школы осуществляется через стимулирование государственного совокупного спроса [14].

Рынок труда воздействие на вуз оказывает путем дифференцирования уровня оплаты труда на основе оценки качества выпускаемых специалистов, на основе оценки потребности экономики в тех или иных специальностях; финансирования вузов организациями под конкретную программу подготовки или переподготовки специалистов; предъявления требований к специалистам по различным профессиям и специальностям.

Воздействие потенциального обучаемого на вуз происходит через предварительную оценку качества образовательной услуги конкретного вуза и сопоставления данной оценки с ценой данной услуги, после чего потенциальный обучаемый делает выбор, поступать в данный вуз или нет.

Для внутренних субъектов управления классификация методов управления более сложная, т.к. объектом воздействия каждого метода является не сам вуз, а конкретный элемент данной хозяйственной системы.

Поэтому среди методов внутреннего управления вузом можно выделить: методы управления образовательным процессом в вузе; методы управления научно-исследовательской деятельностью вуза; методы управления финансово-хозяйственной деятельностью вуза; методы управления персоналом вуза; методы управления маркетинговой деятельностью вуза; другие.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004:2001, к ресурсам можно отнести «работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы». Ресурсами вуза в сфере образовательной деятельности выступают профессорско-преподавательский состав (ППС), учебно-вспомогательный персонал (УВП), материально-технические (лабораторный и аудиторный фонды, оборудование, техника, приборы, канцтовары, бумага и т.д.), финансовые, интеллектуальные (учебно-методическое обеспечение), информационные [15].

Среди принципов управления вузом можно выделить:

- оптимальность - достижение целей при минимальных организационно-управленческих затратах и максимально возможных результатах;

- адаптивность - возможность приспосабливаться к непредсказуемым изменениям условий функционирования с минимальными затратами;

- целесообразность - наличие четко сформулированных целей и соответствующих им задач управления;

- самоорганизуемость - функционирование каждого подразделения согласно заданной ему подцели, достижение которой не противоречит, а способствует достижению общей цели;

- наблюдаемость - способность четко контролировать все протекающие на объекте управления процессы и достигаемые результаты;

- управляемость - способность регулировать все основные параметры деятельности вуза;

- своевременность - умение оперативно реагировать на все изменения, происходящие на объекте управления и в проблемной среде [16].

Проанализировав все выделенные нами элементы системы управления вузом, представим ее на рис. 3.

Подводя итог анализа системы управления вузом, можно сделать вывод о неизбежности целевых противоречий в отношениях между элементами системы управления вуза. Однако для какого бы субъекта мы ни определяли цель управления вузом, решение данной задачи не будет иметь смысла, если вуз не будет функционировать. Следовательно, процесс управления вузом в условиях рыночной экономики предполагает обеспечение конкурентоспособности вуза на основе предоставления качественной образовательной услуги, в объемах и по содержанию соответствующей объективным требованиям социально-экономической системы страны.

В этой связи управление вузом в среднесрочной перспективе:

- во-первых, должно быть основано на принципах постоянного развития. Акцент на развитии не случаен. Именно развитие, адаптированное к изменению внутренних и внешних факторов

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Система управлении вузом

внешнее внутреннее

вуз ресурсы, направления деятельности, процессы вуза

1_

£

субъект государство потребитель рынок труда учреди- тель админи- страция ППС обучае- мый

| ' г 1 Г 1 Г 1 г і г і г і г

Получение

востребованных

квалифицированных

специалистов для

национальюго рынка

труда;

получение

квалифицированных специалистов для государственных оргаюв и предприятий; эффективюе расходование выделяемых бюджетных средств;

повышение уровня образования гаселения в региож

функционирования вуза; получение результатов научных исследований с целью их внедрения в экономику страны

Обеспечение

возможности

получения

качественной

юи услуги за доступную (по возможности мини-

мальную) плату

Прямое Индуцирован-

регулирование юе

регулирование

Устойчивое получение востребованн ых квалифицированных специалистов для национального рынка труда

Устойчивое развитие и кон-куренто-способ-юстъ вуза; увеличение прибыли от оказания платных

тельных

услуг

Устойчивое развитие и конкурентоспособность вуза;

увеличение прибыли от оказания платных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных услуг; эффективное использование всех ресурсов вуза

Получение возможности качественно оказывать

тельную

услугу;

повыш-

ние

оплаты

труда

дифференци- финансирова- предъявления

рования ния вузов требований к

уровня организациям специалистам

оплаты труда и под по различным

на осюве конкретную профессиям и

оценки программу специально-

качества подготовки стям

выпускаемых или

спецдалилов, переподго-

на осюве товки

оценки специалистов

потребюсти

экономики в

тех или иных

спецдалью-

стях

Обеспечена

возможтсти

получения

качественной

юй услуги за доступную (по возможности минимальную) плату; получение возможтсти быть востребованным на рынке труда по окончании учебного заведения

методы управления образовательным процессом в вузе

методы управления научноисследовательской деятельностью вуза

методы управления фи^нсово-хозяИстБ^^И деятельностью вуза

методы управления персоналом вуза

методы управления маркетинговой деятельностью вуза

принципы

л

оптимальность

Л

адаптивность

Л

целесообразюсть

Л

самоорганизуе-

мость

л

наблюдаемость

л

управляемость

Рис. 3. Система управления вузом

экономической системы, связано с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно реагировать посредством политических, правовых и иных механизмов на изменяющимся условия, в т.ч. эффективно преодолевать кризисные явления. Управление, основанное на развитии, - это инновационное управление. В отличие от инновационного, традиционное управление не ориентировано на создание новых схем и механизмов образовательного менеджмента. Его задача - не развитие, а лишь поддержание, сохранение сложившейся ситуации [17]. Потребность управления развитием высшего образования как рыночно-ориентированной системы приводит к необходимости смены целевых ориентиров управления, основу которых составляют три «поведенческие линии» -потребительская, конкурентная ориентация и межфункциональная ориентация. Для государственного вуза эти три компонента становятся важными в равной степени [18];

- во-вторых, должно удовлетворять цели всех участников системы управления. Взаимопротивоположный характер целей субъектов управления вузом является источником развития при диалектическом подходе к любой системе. Относительно управления вузом задача заключается в выработке механизма максимального удовлетворения каждого из субъектов управления при развитии вуза.

Литература

1. Соломатина, О. В. Анализ усовершенствования систем управления университетами в современных условиях // Информационно-коммуникационные технологии в управлении вузом: Материалы конференции. - Февраль 2003 г. - Петрозаводский государственный университет, 2003.

2. Новикова, И. И. Управление рисками в деятельности высших учебных заведений Российской Федерации. - Автореф. дис... канд. экон. наук: 08.00.05. - Москва, 2008.

3. Евдокимова, Я. Ш. - М.: Университетская книга, Логос, 200б. - 208 с. ISBN 5-98704-133-3

4. Соловьев, В.П., Бринза В. В. Стратегия управления вузом // Университетское управление.

- 2002. - № 2 (21.)

5. Королев, В. Принципы корпоративного управления с точки зрения управления вузом (О применении принципов надлежащего корпоративного управления в практике высших учебных заведений) // Наука и образование. - 2007. - № 4.

6. Кондрат, И. Н. Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. - СПб., 2005

7. Зимина, Г. А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг в современной российской экономике. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Казань, 2007.

8. Семеняк, О. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг высшей школы как экономической системы: Автореф. Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05. - Саратов, 2007.

9. Труд и занятость в России: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2008. С. 256.

10. Суторина, А. Куй топа, пока горячо // Эксперт. - 2008. - № 24.

11. Гринь, А. М. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечения вуза // Университетское управление. - 2006. - № 1(41).

12. Белый, Е. М, Романова, И. Б. Использование концепции стратегического менеджмента в управлении государственным вузом // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 3.

13. Лаврентьев, Г. В., Лаврентьева, Н. Б., Неудахина, Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.asu.ru.

14. Семеняк, О. В. Регулирование рынка образовательных услуг в Российской Федерации: проблемы и перспективы / О.В. Семеняк // Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Вып. 7. - М.: МГУС, 2006. - С. 38-43

15. Соломенцев, Ю. М., Позднеев, Б. М., Солдатов, А. В. Эффективное управление ресурсами вуза // Повышение эффективности управления в российских высших учебных заведениях: Тезисы конференции (Санкт-Петербург, 14-15 мая 2001 г.). - СПб., 2001.

16. Гаджиахмедов, Д. Б. Организационно-экономические основы эффективного управления образовательными услугами вуза. Автореф. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Махачкала, 2007.

17. Кельчевская, Н. Р. Самомаркетинг - необходимое условие инновационного организационноэкономического управления вузом / Н.Р. Кельчевская, С.Л. Шкавро // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6 (28). - С. 47-51.

18. Гетман, Е. П., Вакалова, Л. Г., Рожков, А. А. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения // Экономика и образование: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и основные направления повышения качества подготовки экономических кадров». - М.: ВЗФЭИ, 2005. - С.63-67.

Literature

1. Solomatina, O. B. Analysis of the improvement of the universities’ management systems under up-to-date conditions: Conference materials: «Information and communication technologies to direct higher educational establishment». - Petrozavodsk. - 2003.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

2. Novikova, J. J. Risks’ managing in the activity of the higher educational establishments of the Russian Federation: Synopsis of thesis of the candidate dissertation: 08.00.05. - Moscow, 2008.

3. Evdokimova, Y. S. - M.: University book Logos, 2006 - 208 p. ISBN 5-98704-133-3

4. Soloviev, V. P., Brinsa, V. V. Strategy of managing the higher educational establishment // University management. - 2002. - № 2 (21).

5. Korolev, V. The principles of the corporative management according to the viewpoint of directing the university (about practicing the principles of the proper corporative management in the practice of the higher educational establishments) // Science and education. - 2007. - № 4.

6. Kondrat,I. N. Economic security ofthe educational services production and its institutional ensuring.

- St. Petersburg, 2005.

7. Zimina, G. A. Cooperation between the labor market and the market of educational services in the up-to-date economics of Russia: Dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.01. - Kazan, 2007.

8. Semenyak, O. V. State regulation of the market of educational services as an economic system: Synopsis of the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Saratov, 2007.

9. Labor and employment in the Russia: Collected articles of statistics/ Federal Service of State Statistics - M., 2008.

10. Sutorina, A. Do it, if it’s hot. - 2008. - № 24.

11. Grin, A. M. System approach to define the conceptual problems for financial provision of the higher educational establishment. - 2006. - №1 (41).

12. Beli, E. M., Romanova J. B. Use of the strategic management conception to direct the state higher educational establishment // Management in Russia and abroad. - 2003. - № 3.

13. Lavrentev, G. V., Lavrenteva, N. B., Neudahina, N. A. Educational innovative technologies in professional training of specialists. - http // www2.asu.ru.

14. Semenyak, O. V. State regulation of the market of educational services in RF problems and perapectives // Problems of practical marketing in the sphere of services Materials of the All-Russian scientific practical conference - M., 2006. - № 7.

15. Solomentsev, Y. M., Posdneev, B. M., Soldatov, A. B. Efficient management of the resources of the higher school: Theses of the conference «Improvement of the management effectiveness in the Russian higher educational establishments» (St.Petersburg, 14-15 of May 2001). - St.Petersburg, 2001.

16. Gadshiahmedov, D. V. Practical economic bases of the effective management of the higher schools educational services: Synopsis of the dissertation. cand. of economic sciences: 08.00.05. -Mahachcala, 2007.

17. Kelchevskaya, N. P. Selfmarketing is a necessary condition for practical economic management of the higher educational establishment // University management practice and analyses. - 2003. - № 5-6 (28).

18. Getman, E. P., Vakalova,L. G.,Roshkov,A. A. Marketing activity ofthe educational establishment // Economics and education: Collected scientific articles and materials of the All-Russian practical scientific conference «Problems and general directions to improve the quality of training of the economic personnel».

- Moscow, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.