Научная статья на тему 'Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономик'

Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / EFFICIENCY / ECONOMIC MANAGEMENT / STRATEGY / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланских А. Н.

Основой для преобразования системы высшего образования является определение направлений эффективного экономического управления. Для этого должны быть определены стратегические цели управления и на их основе сформулированы методологические основы построения стратегии развития системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of the economic foundations of management higher education in the modernization of the economy

The basis for the transformation of the higher education system is to identify areas of effective economic management. For this to be identified strategic management objectives and, based on articulated methodological basis for the development strategy of the higher education system.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономик»

12.9. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Ланских А.Н., докторант, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация. Основой для преобразования системы высшего образования является определение направлений эффективного экономического управления. Для этого должны быть определены стратегические цели управления и на их основе сформулированы методологические основы построения стратегии развития системы высшего образования.

Ключевые слова: система высшего образования, эффективность, экономическое управление, стратегия, методологические основы

PROBLEMS OF FORMATION OF THE ECONOMIC FOUNDATIONS OF MANAGEMENT HIGHER EDUCATION IN THE MODERNIZATION OF THE ECONOMY

Lansky A.N., applicant, Associate Professor of Finance at the University of the Russian Government

Annotation: The basis for the transformation of the higher education system is to identify areas of effective economic management. For this to be identified strategic management objectives and, based on articulated methodological basis for the development strategy of the higher education system.

Keywords: higher education system, efficiency, economic management, strategy, methodological foundations

Рассмотрение экономических вопросов определяет роль системы высшего образования в модернизации страны. Как отмечает Ю.М. Цыгалов, система финансирования высшего образования претерпела глобальные изменения, затрагивающие политику бюджетного финансирования вузов и финансовой помощи студентам в оплате обучения1.

Параллельно с реформами в системе финансирования происходят структурные изменения в сфере высшего образования, которые также повлияли на политику вузов. Целью перестройки экономического механизма государственной высшей школы стало усиление его воздействия на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений.

В основу управления системой высшего образования положены принципиально новые подходы к организа-

1 Цыгалов Ю.М. Направления совершенствования социальной поддержки обучения в высшей школе России / Цыгалов Ю.М., Свгиря Е.Ю., Козловская М.И. // Экономика и управление.— Б.м. — 2010 .— № 4. - С. 82-88 .

ции экономических взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности руководителей учреждений системы высшего образования.

Таким образом, экономическое обеспечение российских вузов определяется взаимодействием рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов. В модели, предложенной О.Г. Пономаревой, представлены условия взаимодействия этих двух элементов рынка, основные тенденции их развития и диспропорции между ними (рис.1)2. Они выражаются в разрыве между спросом и предложением, приводящим к нарушению баланса подготовки специалистов различных уровней образования, перепроизводству специалистов с высшим образова-нием, низкой конкурентоспособности выпускников и, как следствие, потенциальному росту безработицы.

Рис. 1.

Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования В соответствии с Законом РФ «Об образовании» финансовое обеспечение образовательных учреждений высшего профессионального образования было возложено на бюджет и внебюджетные источники3. Но при этом введена дифференциация внебюджетной деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую деятельность. Поступления от предпринимательской деятельности на общих основаниях подпадают под налогообложение, а в части непредпринимательской деятельности образовательные учреждения освобождаются от уплаты всех видов нало-

2 Пономарева О.Г. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования региона: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2010. - С. 14.

3 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-! «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517).

Бизнес в законе

2'2011

гов, включая плату за землю. Таким образом, как бы создается механизм стимулирования образовательных учреждений высшего профессионального образования к преимущественному развитию непредпринимательской деятельности.

Законом была введена также новая форма бюджетного финансирования в образовании - создание специальной системы кредитования в виде личного социального образовательного кредита.

Основными финансовыми инструментами, направленными на государственное регулирование системы образования, стали:

- создание федерального бюджета в области расходов на образовательную деятельность и формирование федеральных фондов, направленных на развитие сферы образования;

- прямое финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений федерального назначения при отсутствии иного порядка финансирования в рамках существующих положений о соответствующих образовательных учреждениях;

- предоставление образовательным учреждениям налоговых льгот с целью стимулирования развития сферы образования;

- введение федеральных нормативов в области финансового обеспечения образовательной деятельности;

- формирование порядка экономического обеспечения образовательных учреждений;

- определение обязательных на территории страны минимальных уровней должностных окладов и заработной платы сотрудников образовательных учреждений в соответствии с их профессиональной квалификацией, а также сотрудников государственных органов управления образовательной деятельностью;

- введение различных льгот, а также типов и норм материальной помощи для определенных групп обучающихся и сотрудников образовательных учреждений;

- определение условий предоставления абитуриентам персонального государственного образовательного кредита, а также порядка его использования и погашения.

С экономической точки зрения наиболее важным элементом Закона «Об образовании» стал вопрос установления государственных гарантий достаточного финансирования образовательной отрасли - гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, доля расходов на финансирование высшего образования при этом не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета, гарантии в оплате труда профессорско-преподавательского персонала вузов - в два раза выше, чем средняя заработная плата в промышленности, и учебно-вспомогательного и обслуживающего персоналов - на уровне средней зарплаты аналогичных категорий в промышленности, и гарантии в части реализации мер по социальной защите студентов, включая выплату социальных пособий (стипендий), - выделение бюджетных ассигнований в размере двух минимальных размеров оплаты труда на каждого студента. Зависимость финансового состояния системы высшего образования от состояния государственного бюджета, а значит, от состояния экономики страны в целом не позволяет Правительству страны выполнять обязательства, установленные Законом «Об образовании».

В процессе анализа критериев финансового обеспечения высшего образования большое внимание уделяется изучению организационной структуры образовательной системы и ее составляющих. Безусловно, методика планирования напрямую определяет схему финансирования учреждений высшего образования и принципы распределения финансовых ресурсов среди потенциальных исполнителей госзаказа. В соответствии с текущим законодательством каждое учебное учреждение признается субъектом финансовоэкономической деятельности.

В целом всю внебюджетную деятельность можно подразделить на предпринимательскую и непредпринимательскую деятельность. Целью предпринимательской деятельности, как известно, является извлечение прибыли, и она характерна для коммерческих организаций. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятиям и попадает под действие законодательства РФ в области коммерческой деятельности.

С учетом образовательной миссии учреждений высшего образования всю внебюджетную деятельность можно сгруппировать по трем направлениям: платные образовательные услуги; научно-производственная деятельность; коммерческая (предпринимательская) деятельность.

Все учебные заведения, получающие финансовое обеспечение из средств бюджета, характеризуются как получатели бюджетных средств, а учредители данных заведений, которыми являются различные органы управления, являются основными распорядителями бюджетных ассигнований. Распорядители ответственны за утверждение смет доходов и расходов, формирование бюджетной росписи по подведомственным им учебным заведениям и ее корректировку, создание сводной отчетности и проведение контроля над деятельностью данных учебных заведений.

Подводя итоги анализа экономических основ управления системой высшего образования, необходимо отметить, что внебюджетная деятельность высших образовательных учреждений осуществляется по законам рынка, имеет иную мотивацию, подчиняется тем же экономическим и правовым нормам, что и иные хозяйствующие субъекты рынка. Это требует иных экономических методов управления, контроля и оценки эффективности. Прибыль от внебюджетной деятельности, поскольку она некоммерческая, должна быть реинвестирована в образовательное учреждение. Создается ситуация, когда часть целого (внебюджетная деятельность) должна быть не только самоокупаемой, но и обеспечивать прибыль для содержания и развития всего образовательного учреждения.

Необходима научно обоснованная и адаптированная к реально сложившимся условиям концепция экономического механизма управления системой высшего образования, способного сбалансировать рыночные интересы потребителей образовательных и иных услуг (государство, организации, граждане) сегодня и в будущем.

Методологической основой такой концепции должно являться планирование пропорций развития отраслей экономики, которые способствуют достижению поставленных стратегических целей управления.

Ещё одной характерной чертой является изменение характера конкуренции между вузами. Она распространяется уже не только на бюджетные и внебюджетные средства, но и на репутацию вуза, уровень подготовки профессорско-преподавательского состава.

Выводы по статье

1. Проблема разработки стратегии развития системы высшего образования заключается в определении направлений эффективного экономического управления сферой высшего образования.

2. Стратегической целью управления системой высшего образования является достижение баланса между рынком образовательных услуг и рынком труда специалистов высокой квалификации.

3. Методологической основой стратегии развития системы высшего образования является планирование пропорций развития отраслей экономики, которые способствуют достижению поставленных стратегических целей управления.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-! «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517).

2. Цыгалов Ю.М. Направления совершенствования социальной поддержки обучения в высшей школе России / Цыгалов Ю.М., Свгиря Е.Ю., Козловская М.И. // Экономика и управление.— Б.м. — 2010 .— № 4. - С.82-88.

3. Пономарева О. Г. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования региона: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2010. - 26 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемую статью «Проблемы формирования экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономики» автор Ланских А.Н. посвятил актуальной проблеме - формирование экономических основ управления высшим образованием в условиях модернизации экономики. Рассмотрение экономических вопросов определяет роль системы высшего образования в модернизации страны.

Подводя итоги анализа экономических основ управления системой высшего образования, автор отмечает, что внебюджетная деятельность высших образовательных учреждений осуществляется по законам рынка, имеет иную мотивацию, подчиняется тем же экономическим и правовым нормам, что и иные хозяйствующие субъекты рынка. Это требует иных экономических методов управления, контроля и оценки эффективности.

В статье также акцентируется внимание на том, что необходима научно обоснованная и адаптированная к реально сложившимся условиям концепция экономического механизма управления системой высшего образования, способного сбалансировать рыночные интересы потребителей образовательных и иных услуг (государство, организации, граждане) сегодня и в будущем.

Научно-редакционный отдел ИД "НАУКОМ"

д.э.н. Е.В. Акулова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.