Научная статья на тему 'Концептуальные модели механизма комплексного управления подготовкой специалистов'

Концептуальные модели механизма комплексного управления подготовкой специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL SERVICES / TRAINING OF SPECIALISTS / CONCEPTUAL MODEL / INTEGRATED MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов А. Л.

В статье рассматривается ряд проблем существующей в России системы управления образовательными услугами вузов, в том числе в сфере их государственного финансирования. Описываются основные последствия указанных проблем, в числе которых несоответствие материально-технической и кадровой обеспеченности лицензионным требованиям, несостоятельность вновь создаваемых кафедр и институтов. Излагается сущность механизма комплексного управления образовательными услугами вузов и его назначение. Представлена концептуальная модель механизма комплексного управления подготовкой специалистов. Выделены две крайние точки зрения на проблему формирования данного механизма: гуманный или антигуманный путь развития системы высшего образования. Предложена концептуальная модель обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов, представлены соответствующие ценностные ориентиры и основные показатели модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with a number of problems of Russia’s existing system for managing educational services rendered by higher educational institutions including the sphere of their public funding. The article examines the main consequences of these problems that embrace the non-conformance of material-technical and staff sufficiency to license requirements, incapacity of the newly formed departments and institutes. The essence of the mechanism for integrated management of universities’ educational services and its purpose are defined. The conceptual model of the integrated management mechanism for training specialists is proposed. The author distinguishes two extreme viewpoints on the issue of this mechanism’s formation: humanized or dehumanized path of the higher education system development. A conceptual model to provide training of competitive specialists is suggested; the corresponding value orientations and fundamental indicators of the model are indicated.

Текст научной работы на тему «Концептуальные модели механизма комплексного управления подготовкой специалистов»

п

Концептуальные модели механизма комплексного управления подготовкой специалистов

^ АнИСИМов Андрей Леонидович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 341-20-28 Е-mail: 13051957@bk.ru

Аннотация

В статье рассматривается ряд проблем существующей в России системы управления образовательными услугами вузов, в том числе в сфере их государственного финансирования. Описываются основные последствия указанных проблем, в числе которых несоответствие материально-технической и кадровой обеспеченности лицензионным требованиям, несостоятельность вновь создаваемых кафедр и институтов. Излагается сущность механизма комплексного управления образовательными услугами вузов и его назначение. Представлена концептуальная модель механизма комплексного управления подготовкой специалистов. Выделены две крайние точки зрения на проблему формирования данного механизма: гуманный или антигуманный путь развития системы высшего образования. Предложена концептуальная модель обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов, представлены соответствующие ценностные ориентиры и основные показатели модели.

Ключевые слова

образовательные услуги подготовка специалистов концептуальная модель механизм комплексного управления

Keywords

educational services training of specialists conceptual model integrated management mechanism

JEL classification

B52, M48, O11

введение

Сложившаяся в России система управления образовательными услугами высших учебных заведений [11. Р. 42] в настоящее время, несмотря на неоднократно проводимые за последнее десятилетие реформы [16], не соответствует в полной мере своему социальному предназначению по подготовке специалистов, адаптированных к работе в новых условиях и изменениям спроса на рабочую силу. Недостаточные объемы государственного финансирования формируют такую структуру набора, которая ориентирует вузы на подготовку специалистов, требующую минимума затрат, и акцентирует стоимостные оценки их подготовки [13. Р. 10]. Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по функционально-структурной организации высшей школы приводит к диверсификации образовательной деятельности, неправильной оценке уровня спроса на вновь открываемые специальности, несоответствию материально-технической и кадровой обеспеченности лицензионным требованиям, к несостоятельности вновь создаваемых кафедр и институтов [1. С. 3]. Механизм комплексного управления подготовкой специалистов рассматривается в статье как совокупность экономических, мо-тивационных, правовых и иных способов целенаправленного взаимодействия субъектов в данном процессе, главное назначение которого - трансформация целей и решений органов власти в интересы потребителей образовательных услуг [15. Р. 141].

сущность механизма комплексного управления Подготовкой специалистов

Механизм комплексного управления подготовкой специалистов представляет собой совокупность экономических, мо-тивационных, правовых, политических способов целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, в том числе научно-технического развития и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов сторон, а также объектов и субъектов управления в процессе подготовки специалистов соответствующего профиля и качества [14. Р. 82]. Назначение указанного механизма - трансформировать цели и решения органов власти в интересы людей в соответствии с иерархией целей системы высшего образования и тенденциями развития общества [1. С. 144].

Концептуальная модель [6] механизма комплексного управления подготовкой специалистов в вузе представляет собой сравнительно упрощенную, целостную систему (знаний), обобщенно характеризующую во взаимосвязи и взаимодействии сущность, структуру, содержание, виды, формы, уровни и тенденции развития исследуемого процесса оказания образовательных услуг. Объектом моделирования является подготовка специалистов в вузе, распределение и использование физических и духовных способностей к труду работников в сфере образования [4]. В самом общем виде указанная модель может быть

Conceptual Models

of the Integrated Management Mechanism for Training Specialists

■o я

h

a m Я

представлена в виде элементов-блоков, которые могут быть дифференцированы и адаптированы к конкретным условиям (см. таблицу).

Исходя из характера указанного механизма - гуманного, антигуманного [7] или нейтрального - автором представлено состояние отдельных элементов данной концептуальной модели в виде таблицы.

Здесь рассмотрены лишь три возможных состояния механизма комплексного управления подготовкой специалистов: гуманный (100%), антигуманный (100%), и нейтральный (50/50%). Естественно, что существует большое количество промежуточных состояний, например: 90% гуманный и 10% антигуманный, 10% гуманный и 90% антигуманный и др. Каждому из таких соотношений будут соответствовать определенные параметры состояния данного механизма. По мнению автора, в существующей ситуации оптимальным будет соотношение гуманной и антигуманной составляющей 50:50. Например, одна из основных задач в сфере управления образованием (для блока «Организационно-правовая структура управления») - переход на смешанную структуру управления с приоритетом интенсивной; соотношение вузовской и государственной составляющей в части установления образовательных стандартов, несомненно, должно соответствовать указанной пропорции. При этом необходимо учитывать ряд информационно-психологических аспектов принятия управленческих решений в сфере высшего образования (рис. 1).

Думается, что аналогичные выводы справедливы и для других элементов концептуальной модели. В конечном итоге, это порождает соответствующие внутренние и внешние факторы и тенденции в характеристике, развитии образовательного процесса, определенные пропорции, способы и формы балансирования и разбалансирования ресурсов, которые необходимо учитывать субъекту управления.

концептуальная модель механизма Подготовки конкурентоспособных специалистов

Можно выделить две крайние точки зрения на проблему формирования механизма комплексного управления процессом подготовки специалистов: гуманный или антигуманный путь развития (по аналогии с рыночной или директивно управляемой экономической системой). При этом необходимо сделать ряд замечаний. Во-первых, положительные или отрицательные стороны, достоинства или недостатки существуют не сами по себе, а только с точки зрения конкретных критериев. Мы будем оценивать их как положительные или отрицательные с позиций основного закона развития цивилизации: способствуют они наиболее полному проявлению действия этого закона или тормозят его; обеспечивают прогрессивное развитие сферы образования и общества в целом или отвечают интересам незначительного его меньшинства. Во-вторых, в силу много-аспектности любых явлений и процессов в природе и обществе разделить эти явления, процессы или тенденции на чисто положительные и абсолютно отрицательные нельзя [12. Р. 52]. Можно говорить лишь о большем или меньшем преобладании той или иной стороны на конкретном историческом этапе. Свобода экономической конкуренции на рынке требует и свободной конкуренции рабочей силы, конкурентоспособности специалиста, включившегося в рыночные отношения. Образование должно решать задачи по выработке жизнеспособности молодого специалиста и его адаптации к быстро и порой непредсказуемо меняющимся условиям. Значимость данной задачи обусловлена еще и тем, что при практическом исчезновении системы государственного распределения вопрос трудоустройства выпускников превратился из общественной проблемы в личную. Соответственно, можно выделить такие ценностные ориентиры, как высокий уровень функциональной грамотности

^ Andrey L. ANISIMOV

Cand. Sc. (Econ.), Associate Professor of Competition Law and Antitrust Regulation Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narondoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 341-20-28 E-mail: 13051957@bk.ru

Abstract

The paper deals with a number of problems of Russia's existing system for managing educational services rendered by higher educational institutions including the sphere of their public funding. The article examines the main consequences of these problems that embrace the non-conformance of material-technical and staff sufficiency to license requirements, incapacity of the newly formed departments and institutes. The essence of the mechanism for integrated management of universities' educational services and its purpose are defined. The conceptual model of the integrated management mechanism for training specialists is proposed. The author distinguishes two extreme viewpoints on the issue of this mechanism's formation: humanized or dehumanized path of the higher education system development. A conceptual model to provide training of competitive specialists is suggested; the corresponding value orientations and fundamental indicators of the model are indicated.

JEL classification

B52, M48, O11

<о Возможные состояния механизма комплексного управления подготовкой специалистов

Элементы комплексного управления подготовкой специалистов Гуманный (100%) Нейтральный (50/50%) Антигуманный (100%)

1. Идеология и методология механизма комплексного управления подготовкой специалистов Полная академическая свобода, отсутствие контроля со стороны государства Равнозначное сочетание академических свобод и государственного контроля в сфере образования Отсутствие академических свобод, жесткий контроль со стороны государства

2. Блок целей, принципов, критериев, показателей, задач, этапов развития Система целей формируется исходя из понимания вузами потребностей общества по вертикали и горизонтали Сочетание государственных, региональных и местных интересов с интересами вуза Система целей формируется исходя из интересов отдельных групп лиц

3. Творческое участие преподавателей и студентов в развитии образовательного процесса Полная самостоятельность творческой деятельности в соответствии с направленностью развития общества В соответствии лишь с основными, фундаментальными целями и задачами государства Формы участия преподавателей и студентов в образовательном процессе жестко определены

4. Организационно-правовая структура управления сферой высшего образования Интенсивный характер развития сферы высшего образования Смешанный характер развития сферы высшего образования Экстенсивный характер развития сферы высшего образования

5. Технология и управление подготовкой специалистов Выбирается вузом самостоятельно, государство определяет лишь основные параметры Сочетание государственных стандартов, особенностей и возможностей вуза Технология подготовки жестко определена государством либо не регламентирована

6. Блок условий и оплаты труда работников в сфере образования Действительный учет квалификации и затрат труда, а также некоторые конъюнктурные моменты (престижность вуза) Определенный учет квалификации и затрат труда при его оплате; в некоторых случаях возможна уравниловка Система основана на количестве калорий, затраченных в процессе труда, как правило, без учета квалификации

7. Блок единиц измерения, учета, контроля, анализа, внесения поправок в управление Учет, контроль, анализ осуществляется в соответствии с целями и задачами общества Учет, контроль, анализ в равном соотношении с целями общества и интересами отдельных групп Учет, контроль, анализ осуществляется в соответствии с интересами отдельных групп лиц

8. Блок ресурсов, используемых при подготовке специалистов Многоканальное финансирование, в том числе привлечение дополнительных ресурсов исходя из возможностей данного вуза Сочетание государственных и региональных финансовых и иных ресурсов с ресурсами вуза в равной степени Жесткая централизация ресурсов. Основной акцент -бюджетное финансирование (либо отсутствие такового) и федеральная идеология

9. Благосостояние профессорско-преподавательского состава, качество подготовки специалистов Небольшое различие уровней в зависимости от спроса на данные образовательные услуги. Качество подготовки высокое, уровень благосостояния -достойный, соответствующий квалификации Как правило, не выше установленного законом. Возможность повышения уровня благосостояния. Качество подготовки в целом среднее Уровень благосостояния напрямую зависит от государства. Заработная плата не более установленного размера. Качество подготовки может быть как высоким, так и низким

Информационная среда высшего образования

Препятствующие факторы Способствующие факторы

Линейно-функциональная организационная структура Горизонтальные коммуникации

Рис. 1. Некоторые информационно-психологические аспекты принятия управленческих решений в сфере высшего образования

Нормативно-правовые акты

Стратегические цели, критерии, показатели подготовки специалистов

Тактические и текущие цели, показатели, критерии подготовки специалистов

Нормативно-методическая документация

Показатели конкурентоспособности подготовленного специалиста

О

Механизм комплексного управления вузовской подготовкой

«

S

Материальные, организационные,

финансовые, информационные, человеческие ресурсы

Нормативная система показателей

Технология, методика и организация обучения в вузах

Нормативно-методическая документация

Рис. 2. Концептуальная модель механизма подготовки конкурентоспособных специалистов

[3]; умение наблюдать и анализировать, интерпретировать полученные результаты и принимать верные решения; обладание знаниями о мире; умение работать в коллективе, нести ответственность за свои действия, приспосабливаться к изменяющимся условиям. Ряд исследователей модели системы высшего образования в качестве одного из целевых критериев выделяет конкурентоспособность, которая измеряется позициями национальных вузов в мировом университетском рейтинге. При этом конкурентоспособность российских вузом признается низкой, что стабильно не позволяет ведущим вузам страны занимать удовлетворительные

позиции в мировых университетских рейтингах [10. С. 65].

Исходя из вышеизложенного можно предложить следующую концептуальную модель подготовки конкурентоспособных специалистов (рис. 2):

К показателям конкурентоспособности специалиста следует отнести [5]:

• владение методологией, теорией, методикой, практикой, наличие необходимых и достаточных знаний для работы в данной и смежных отраслях;

• наличие знаний, умений, навыков, опыта деятельности, позволяющих самостоятельно и ответственно принимать обоснованные и эффективные решения;

• готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии, необходимые для выполнения производственных функций [8], умение наблюдать и анализировать процессы, интерпретировать результаты;

• коммуникативные способности -умение работать в коллективе, приспосабливаться к изменениям жизненных условий;

• развитие творческого потенциала личности [2], наличие жизненных ресурсов, обеспечивающих готовность к саморазвитию, самовыражению;

• индивидуально-психологические особенности личности - темперамент, характер, инициативность;

• необходимое и достаточное культурное и профессиональное воспитание.

заключение

Представленные концептуальные модели могут служить методологической основой при подготовке специалиста, способного обеспечить свою жизнеспособность на рынке труда благодаря выработанной готовности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоутверждению, а также помочь коллективу высшего учебного заведения определить те ценностные ориентиры, на которые должен быть направлен процесс личностно-ориентированного обучения [9]. ■

■о я

t h

a m Я

Источники

1. Анисимов А.Л. Комплексное управление образовательными услугами вузов: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Екатеринбург, 2004.

2. Байгильдина З.Ф. Творческий потенциал личности // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. С. 693-696.

3. Веряев А.Н., Нечунаева М.Н., Татарникова Г.В. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2(78). С. 13-17.

4. Жуков Д.С. Компьютерное моделирование «турбулентной» модернизации социально-политических институтов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11(045). С. 278-284.

5. Корнейченко Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 6. С. 208-214.

6. Кочеткова С.А. Концептуальная модель управления региональной собственностью // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2.

7. Орлов И.Б. Социальная справедливость или социальный гуманизм (к вопросу о применимости в сфере государственного управления)? // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Материалы постоянно действующего науч. семинара. 2008. № 6. С. 5-28.

8. Питель Т.С. Инвестиционная стратегия развития интеллектуального капитала // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1. С. 132-137.

9. Сластенин В.А., Беловолов В.А., Ильенко Е.В. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 11. С. 117-129.

10. Хасаев Г.Р., Болгова Е.В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 1(57). C. 61-70.

11. Chaffee E.E. Higher Education. Handbook of Theory and Research. N. Y.: Agathon Press,1985.

12. Kotler P., Murphy P.E. Strategic Planning for Higher Education // Journal of Higher Education. 1981. № 52.

13. Sanyal B.C. Higher education management in a period of transition with special reference to the Russian Federation // International Institute for Education Planning (Established by UNESCO). 1993.

14. Sibley W.M. Strategic Planning and Management for Change // Canadian Journal of Higher Education. 1986, vol. XVI-2, pp. 81-102.

15. The Changing Relationship Between Government and Higher Education in Western Europe. Oxford: Pergamon Press, 1991.

16. The legal education reform in Russia: new challenges and prospects. Available at: http://www.sibran.ru.

References

1. Anisimov A.L. Kompleksnoe upravlenie obrazovatel'nymi uslugami vuzov: dis. kand. ekon. nauk [Integrated management of educational services of universities. Cand. econ. sci. diss.]. Yekaterinburg, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Baygil'dina Z.F. Tvorcheskiy potentsial lichnosti [Creative potential of an individual]. Vestnik Bashkirskogo universiteta - Bulletin of Bashkir University, 2008, no. 3, pp. 693-696.

3. Veryaev A.N., Nechunaeva M.N., Tatarnikova G.V. Funktsional'naya gramotnost' uchashchikhsya: predstavleniya, kriticheskiy analiz, izmerenie [Functional Literacy of Students: Representations, Critical Analysis, Measurement]. Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta - The News of Altai State University, 2013, no. 2(78), pp. 13-17.

4. Zhukov D.S. Komp'yuternoe modelirovanie «turbulentnoy» moderni-zatsii sotsial'no-politicheskikh institutov [Computer modelling of «turbulent» modernization of social-political institutes]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 11(045), pp. 278-284.

5. Korneychenko N.V. Konkurentosposobnost' budushchego spetsialista kak pokazatel' kachestva ego podgotovki [Competitiveness of future specialists as an indicator of their qualifications]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - Vestnik of Astrakhan State Technical University, 2007, no. 6, pp. 208-214.

6. Kochetkova S.A. Kontseptual'naya model' upravleniya regional'noy sobstvennost'yu [Conceptual model of the regional property management]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 2.

7. Orlov I.B. Sotsial'naya spravedlivost' ili sotsial'nyy gumanizm (k voprosu

0 primenimosti v sfere gosudarstvennogo upravleniya)? [Social justice and social humanism (on the applicability in the field of public administration]. Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie - Problem Analysis and Public Administration Projection, 2008, no. 6, pp. 5-28.

8. Pitel' T.S. Investitsionnaya strategiya razvitiya intellektual'nogo kapitala [Investment strategy of intellectual capital development]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk - Central Russian Journal of Social Sciences, 2012, no. 1, pp. 132-137.

9. Slastenin V.A., Belovolov V.A., Il'enko E.V. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v protsesse professional'noy podgotovki spetsialista [Personality-oriented education in the process of vocational training of specialists]. Si-birskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2008, no. 11, pp. 117-129.

10. Khasaev G.R., Bolgova Ye.V. Regionalizatsiya vysshego obrazovaniya

1 innovatsionnoe razvitie ekonomiki rossiyskikh regionov [Regionalization of higher education and innovative development of economy of Russian regions]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta -Journal of the Ural State University of Economics, 2015, no. 1(57), pp. 61-70.

11. Chaffee E.E. Higher Education. Handbook of Theory and Research. N. Y.: Agathon Press,1985.

12. Kotler P., Murphy P.E. Strategic Planning for Higher Education. Journal of Higher Education, 1981, no. 52.

13. Sanyal B.C. Higher education management in a period of transition with special reference to the Russian Federation. International Institute for Education Planning (Established by UNESCO). 1993.

14. Sibley W.M. Strategic Planning and Management for Change. The Canadian Journal of Higher Education, 1986, vol. XVI-2, pp. 81-102.

15. The Changing Relationship Between Government and Higher Education in Western Europe. Oxford: Pergamon Press, 1991.

16. The legal education reform in Russia: new challenges and prospects. Available at: http://www.sibran.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.