Научная статья на тему 'Элементы системы развития и поддержкималого инновационного предпринимательства'

Элементы системы развития и поддержкималого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / SUPPORT SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абиева Светлана Алиевна

Под системой поддержки малого инновационного предпринимательства понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих заданный уровень и динамику инновационной активности малого предпринимательства. В статье предлагаются элементы и составляющие данной системы, которые нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ELEMENTS OF THE SYSTEM OF DEVELOPMENT AND SUPPORT FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

The paper defi nes the system of support for small innovative business as a set of interrelated and interacting ele-ments to ensure a predetermined level and dynamics of the innovation activities of small businesses. The paper sug-gests some elements and components of the system that need to be further developed and improved

Текст научной работы на тему «Элементы системы развития и поддержкималого инновационного предпринимательства»

(SSf abieva@mail.ru Светлана Алиевна Абиева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 336.6 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Под системой поддержки малого инновационного предпринимательства понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих заданный уровень и динамику инновационной активности малого предпринимательства. В статье предлагаются элементы и составляющие данной системы, которые нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Ключевые слова: малое инновационное предпринимательство, малый бизнес, система поддержки, инновационная активность, инновационная деятельность.

S.A. Abiyeva

SOME ELEMENTS OF THE SYSTEM OF DEVELOPMENT AND SUPPORT FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

The paper defines the system of support for small innovative business as a set of interrelated and interacting elements to ensure a predetermined level and dynamics of the innovation activities of small businesses. The paper suggests some elements and components of the system that need to be further developed and improved.

Keywords: small innovative entrepreneurship, small business, support system, innovative activity.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы. Он осваивает, как правило, экономические ниши, непривлекательные для крупного бизнеса [4].

Малые и средние предприятия в Европе и в мире становятся важным фактором экономического роста и развития. Они способствуют решению социальных, экономических и политических проблем страны, а также регионов. Сейчас малое предпринимательство

является одним из ведущих секторов рыночной экономики. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60-70%, а в некоторых отраслях достигает 80%. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики [5].

В ряде научных работ говорится о системе поддержки малого инновационного предпринимательства, но при этом не дается четкой характеристики этому понятию, состав элементов такой системы четко не структурирован. Поэтому под системой поддержки малого инновационного бизнеса предлагается понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих заданный уровень и динамику инновационной активности малого предпринимательства [2].

В состав указанных элементов должны входить:

- органы поддержки и стимулирования развития малого инновационного бизнеса;

- законодательно-нормативное обеспечение сферы малого инновационного бизнеса;

- финансовое обеспечение малого инновационного бизнеса;

- информационное и методическое обеспечение малого инновационного бизнеса;

- кадровое и материально-техническое обеспечение функционирования и развития сферы малого инновационного бизнеса;

- методы, рычаги и инструменты поддержки и развития малого инновационного бизнеса;

- институциональная среда и инфраструктура поддержки и развития малого инновационного бизнеса.

Такой подход позволяет определить, какие элементы и составляющие системы нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Остановимся на вышеперечисленных элементах системы подробнее.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства.

За реализацию поддержки малых инновационных предприятий отвечают многие органы власти и управления. К таковым можно отнести: Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральную антимонопольную службу, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Торгово-промышленную палату и департаменты по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местной власти.

В целях стимулирования инновационной активности малого бизнеса используются прямые и косвенные методы воздействия государства.

Прямые методы государственного регулирования развития малого инновационного бизнеса (МИБ) проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных

предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере.

К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИБ. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, налоговые каникулы и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы маркетингового, информационного и консультационного обеспечения.

Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятийна косвенные и прямые методы является необходимым, но недостаточным. Ведь поддержки весьма разнообразны: одни из них отработаны законодательно и организационно, другие только формируются.

Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам предоставления бюджетных кредитов финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки МИБ можно сгруппировать следующим образом:

• законодательная;

• административно-организационная (порядок регистрации лицензирования и сертификации);

• финансовая;

• информационная;

• товарная;

• имущественная;

• страховая.

• кадровая (подготовка и переподготовка);

• налоговая;

• производственно-техническая;

• консультационная.

Кадровая и товарная поддержки являются относительно новыми. Кадровая поддержка предполагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных предприятиях. Под товарной в данном случае понимается доведение результатов деятельности НИОКР до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИБ на рынок (внутренний и внешний).

Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа от использования третьих форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИБ должны применяться комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования.

Для форм поддержки развития малых инновационных характерно следующее:

- разнообразны по характеру и содержанию;

- различны по значимости;

♦-

- подвержены изменениям структуры и состава;

- пока отличаются непропорциональностью и несоотносительностью;

- не оценивается эффективность их применения;

- многие из них в регионах не используются;

- нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы с малыми в этом направлении.

Еще в 1993 г. Государственный комитет по высшему образованию принял программу поддержки малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании для высшей школы. К 1997 г. в рамках этой программы было сформировано 12 крупных инновационных центров практически во всех регионах России. Они реализовали свыше одной тысячи различных научно-технических проектов. В конце 1998 г. была принята правительственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере. В тот же период Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство образования РФ, Российский фонд технологического развития и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере подписали соглашение о взаимодействии в развитии инновационной деятельности в научно-технической сфере. По состоянию на 1 января 2009 г. поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 млрд руб., их отчисления государству в виде налогов превышают в 18 раза сумму полученных ими бюджетных средств а выработка на одного работающего достигла 1,5 млн руб. [1].

Кроме того, были созданы институты по поддержке и развитию инновационной активности малого бизнеса, к которым необходимо отнести: созданный в начале 1995 г. при Президенте РФ Совет по научно-технической политике, правительственную комиссию по научно-технической политике, Постановление Правительства РФ № 360 от 17 апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в последней ред. от 29 декабря 2015 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»)), Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 20 апреля 2015 г. № 100-ФЗ.

В последние годы предпринят ряд шагов по сокращению административного и налогового давления на малый бизнес предоставлению ему преференций по подключению к коммунальной инфраструктуре и электрическим сетям, развитию венчурного инвестирования. Безусловно, крайне важным шагом в этом направлении является принятие Федерального закона № 217-ФЗ от 25 декабря 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Согласно данным о регистрации малых инно-

-♦

вационных предприятий (МИПр), созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, их число в течение 2011 г. продолжало расти и достигло 1250 единиц, из которых учредителями только 39 компаний стали НИИ, а остальных - вузы. По результатам мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, примерно треть таких предприятий являются действительно работающими, а не созданными для отчетности перед министерством. Более того, в 2011 г. продолжалось снижение среднего размера уставного капитала регистрируемых фирм. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что доля числящихся на бумаге, а не реально работающих компаний может и далее возрастать. Вместе с тем нормативно-правовое регулирование предприятий, основанных при НИИ и вузах, продолжало совершенствоваться, и для них были созданы более благоприятные, чем для других малых фирм условия финансирования. Так, руководство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере отмечало, что поддержка предприятий, созданных в рамках Федерального закона № 217-ФЗ, является приоритетной задачей для данной структуры. На начало 2011 г. финансовую поддержку указанного фонда получили более 100 таких предприятий, а на конец 2011 г. - уже более 350 вузовских МИПр, выигрывая в 35 раза чаще других малых предприятий [3].

В 2014 г. независимыми экспертами фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере было рассмотрено около 2000 заявок, поступивших на конкурсы по программам «Развитие», «СТАРТ» и «Интернационализация», сделано около 4000 экспертных заключений на заявки и 1100 экспертных заключений на научно-технические отчеты.

За 11 лет существования программы было подано более 19 тысяч заявок, отобрано более 4800 победителей. В период с 2004 по 2014 гг. на второй этап программы «СТАРТ» перешли 1176 компаний. В настоящее время завершили все три этапа программы 378 малых инновационных предприятий. Всего при поддержке Фонда содействия создано более 850 малых инновационных предприятий (в соответствии с положениями Федерального закона № 217-ФЗ от 25 декабря 2012 г.).

Можно выделить следующие методы государственного стимулирования МИБ:

1. Субсидии. Это вид неоплачиваемой помощи, которая для малых предприятий имеет региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

- региональная премия для создания предприятия;

- региональная премия при создании рабочих мест;

2. Кредиты, которые возвращаются в случае успешной реализации проекта, - один из наиболее распространённых видов содействия инновационному развитию. Может покрывать до 50% расходов предприятия, связанных с основными стадиями этого процесса (кроме промышленного освоения). Распределение происходит централизованно, через специально созданную на национальном уровне институциональную организацию и региональные отделения.

3. Гранты. Чаще всего гранты предоставляют под инновационные проекты, связанные с научными разработками.

4. Кредиты с льготными процентами. Выступая в качестве активного посредника между предприятием и финансовым учреждением, государство берет на себя значительную часть выплат процентов, облегчая тем самым условия получения банковского кредита.

5. Помощь специализированных финансовых учреждений. Значительная часть их капитала принадлежит государству. Эти учреждения получают все большую свободу действий и начинают самостоятельно строить свои отношения с малыми и средними предприятиями.

6. Гарантийные государственные фонды. Государство выступает для малых предприятий самым важным гарантом перед финансово-кредитными учреждениями. Целью деятельности Фонда является обеспечение доступа субъектов малого инновационного предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.

К непрямым методам относятся налоговые скидки и льготы, которые облегчают деятельность предпринимательских структур на всех этапах их развития. Среди мер налогового характера выделяют:

1. Освобождение в течение нескольких лет работы от оплаты различных налогов. Например, отсутствие налога на застроенную территорию.

2. Полное освобождение новых компаний от налогов на прибыль в течение определенного периода

в различных странах, затем ежегодное увеличение доли платежей от общепринятой процентной ставки на данный налог.

3. Скидки для предприятий, которые собираются закрепиться на иностранном рынке.

4. Скидки на научно-исследовательские расходы.

5. Размещение госзаказов.

6. Режим ускоренной амортизации для оборудова-ния.Скидки на расходы, связанные с профессиональной подготовкой кадров.

Таким образом, установлено, что в настоящее время выработан достаточно широкий набор методов и элементов поддержки и стимулирования МИБ, используемый в рамках системы.

1. Абиева С .А. Государственное регулирование инноваций в сфере малого бизнеса: монография / С.А. Абиева и др. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ 2010.

2. Авашковский С.Н. Развитие малого предпринимательства в России. М., 2007.

3. Поляков С.Г. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 15 лет // Инновации. 2009. № 11. С. 3-9.

4. Федюнин В.В. Стратегия развития предприятий малого бизнеса: условия и ограничения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 4 (58). С. 50-54.

5. Яшина М.Н., Чиховска В. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 77-83.

Оксана Александровна Казанкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 339.187 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ЛИЗИНГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

На финансовом рынке такая услуга, как лизинг, известна относительно давно, и спрос на лизинговые услуги неизменно растет. Однако в лизинговой сделке лизингополучателем всегда выступало юридическое лицо, что подтверждалось законодательной базой. В статье рассматривается такой интересный лизинговый продукт, как лизинг для физических лиц. Вопросы выгоды, правомерности и реальности данной услуги подтверждают актуальность темы исследования.

Ключевые слова: лизинг, инвестиции, кредитование, автолизинг, финансовый рынок, лизинговые компании, лизинговые платежи.

O.A. Kazankina

LEASING OF CONSUMER GOODS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

The paper shows that leasing as a financial service has been known for a long time and demand for leasing services is steadily increasing. However, during leasing transactions the lessee is always a legal entity which is reflected in the legislative framework. The paper deals with an interesting case of leasing product: leasing for natural persons. The author raises the issues of benefit, legal status and feasibility of this service and stresses the relevance of the research topic.

Keywords: leasing, investments, credit, car leasing, financial markets, leasing companies, leasing payments.

Oksankazankina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.