♦
♦
3. Гранты. Чаще всего гранты предоставляют под инновационные проекты, связанные с научными разработками.
4. Кредиты с льготными процентами. Выступая в качестве активного посредника между предприятием и финансовым учреждением, государство берет на себя значительную часть выплат процентов, облегчая тем самым условия получения банковского кредита.
5. Помощь специализированных финансовых учреждений. Значительная часть их капитала принадлежит государству. Эти учреждения получают все большую свободу действий и начинают самостоятельно строить свои отношения с малыми и средними предприятиями.
6. Гарантийные государственные фонды. Государство выступает для малых предприятий самым важным гарантом перед финансово-кредитными учреждениями. Целью деятельности Фонда является обеспечение доступа субъектов малого инновационного предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.
К непрямым методам относятся налоговые скидки и льготы, которые облегчают деятельность предпринимательских структур на всех этапах их развития. Среди мер налогового характера выделяют:
1. Освобождение в течение нескольких лет работы от оплаты различных налогов. Например, отсутствие налога на застроенную территорию.
2. Полное освобождение новых компаний от налогов на прибыль в течение определенного периода
в различных странах, затем ежегодное увеличение доли платежей от общепринятой процентной ставки на данный налог.
3. Скидки для предприятий, которые собираются закрепиться на иностранном рынке.
4. Скидки на научно-исследовательские расходы.
5. Размещение госзаказов.
6. Режим ускоренной амортизации для оборудования.Скидки на расходы, связанные с профессиональной подготовкой кадров.
Таким образом, установлено, что в настоящее время выработан достаточно широкий набор методов и элементов поддержки и стимулирования МИБ, используемый в рамках системы.
1. Абиева С .А. Государственное регулирование инноваций в сфере малого бизнеса: монография / С.А. Абиева и др. Саратов: Изд-во Сарат. ин-та РГТЭУ 2010.
2. Авашковский С.Н. Развитие малого предпринимательства в России. М., 2007.
3. Поляков С.Г. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 15 лет // Инновации. 2009. № 11. С. 3-9.
4. Федюнин В.В. Стратегия развития предприятий малого бизнеса: условия и ограничения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 4 (58). С. 50-54.
5. Яшина М.Н., Чиховска В. Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства России и Словакии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 77-83.
Оксана Александровна Казанкина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 339.187 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ЛИЗИНГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
На финансовом рынке такая услуга, как лизинг, известна относительно давно, и спрос на лизинговые услуги неизменно растет. Однако в лизинговой сделке лизингополучателем всегда выступало юридическое лицо, что подтверждалось законодательной базой. В статье рассматривается такой интересный лизинговый продукт, как лизинг для физических лиц. Вопросы выгоды, правомерности и реальности данной услуги подтверждают актуальность темы исследования.
Ключевые слова: лизинг, инвестиции, кредитование, автолизинг, финансовый рынок, лизинговые компании, лизинговые платежи.
O.A. Kazankina
LEASING OF CONSUMER GOODS: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES
The paper shows that leasing as a financial service has been known for a long time and demand for leasing services is steadily increasing. However, during leasing transactions the lessee is always a legal entity which is reflected in the legislative framework. The paper deals with an interesting case of leasing product: leasing for natural persons. The author raises the issues of benefit, legal status and feasibility of this service and stresses the relevance of the research topic.
Keywords: leasing, investments, credit, car leasing, financial markets, leasing companies, leasing payments.
♦-
Лизинг как вид предпринимательской деятельности, связанной с передачей имущества на условиях аренды, широко известен за рубежом уже на протяжении нескольких десятков лет. Феномен лизинговых отношений определялся как новая (инновационная), специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, отношения кредитного финансирования под залог, отношения по долговым обязательствам и прочим финансово-экономическим отношениям [3].
На российском финансовом рынке такой инструмент, как лизинг, известен относительно недавно, но спрос на лизинговые услуги только возрастает. В лизинговой сделке лизингополучателем почти всегда выступало юридическое лицо, что не противоречило законодательству в этой отрасли [3].
С 2010 г. лизинговые компании заговорили о достаточно интересном лизинговом продукте - лизинге для физических лиц, но, насколько данная услуга реальна, правомерна и выгодна для населения, подтверждает актуальность данного исследования.
Лизинговая услуга - это комплекс имущественных и экономических интересов и отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату. Главная особенность лизинга - это возможность дальнейшего выкупа имущества в собственность лизингополучателя. Для юридических лиц существует ряд преимуществ в виде налоговых льгот, ускоренной амортизации и т.д. [2].
Лизинг - это инвестиционный проект, который независимо от участия в нем физических или юридических лиц сталкивается с различными видами рисков, от снижения которых зависит успех и реализация проекта. Риск инвестиционного проекта - это возможность наступления события, которое приведет к изменению затрат, финансирования, сроков и результатов реализации проектов. Процесс управления рисками включает такие этапы, как идентификация рисков, оценка их уровня, выбор способов защиты от рисков. Специфика управления рисками инвестиционных проектов государственно-частного партнерства обусловлена необходимостью распределения данных рисков между участниками партнерства [4].
Если рассматривать и анализировать лизинг для физических лиц, то до 2010 г. данная сделка была неправомерна. В Федеральном законе № 164 «О финансовой аренде (лизинге)» в ст. № 3 было указано, что предметом лизинга являются любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. В данную статью 08.05.2010 г. была внесена поправка: «оборудование, которое может использоваться для предпринимательской деятельности», что дало возможность совершать сделки физическим лицам.
В договоре лизинга для физических лиц заключаются сделки на срок 12, 24, 36 месяцев. При этом клиент имеет право выкупить предмет лизинга раньше,
-♦
чем закончится договор, но с момента заключения договора должно пройти 6 месяцев, иначе сделка не будет считаться лизинговой.
Оформление лизинговой сделки, если лизингополучателем выступает физическое лицо, представляет собой достаточно простой процесс сбора и подачи документов.
Потенциальный лизингополучатель обязан предоставить следующий пакет документов: заполненная анкета лизингополучателя; паспорт РФ (копии всех страниц), если есть военное удостоверение и загранпаспорт и т.п.; документ, подтверждающий источник дохода (копия трудовой книжки, трудовой договор, договор сдачи имущества (квартиры, например) в аренду и т.п.); документ, подтверждающий сумму дохода (справка 2 НДФЛ, справка в свободной форме, акт приема-передачи денег за аренду квартиры и т.п.).
На сегодняшний день физическим лицам предлагаются два типа лизингового продукта:
1) лизинг с переходом права собственности (например, по окончании срока лизинга клиент может приобрести право собственности на автомобиль за выкупную плату);
2) лизинг без перехода права собственности (по окончании срока лизинга клиент возвращает автомобиль в лизинговую компанию и может выбрать и заключить договор на другой автомобиль).
В первом случае (лизинг с переходом права собственности) первоначальный взнос должен составлять от 20 до 50% от стоимости автомобиля, во втором (без перехода права собственности) - от 10 до 50%. Остаточная стоимость автомобиля на дату возврата (то, сколько он будет стоить через 12, 24 или 36 месяцев) определяется экспертами индивидуально, в зависимости от марки, модели, комплектации и срока лизинга, и может составлять до 80% от стоимости машины. Ежемесячные выплаты составляют от 5,5% от стоимости автомобиля. В них включен износ транспортного средства и лизинговые платежи.
Лизинг, как уже было сказано, применяется в России относительно недавно, в то время как США и страны Европы уже на протяжение 50 лет активно пользуются данной услугой, поэтому рассмотрим статистику лизинга для физических лиц в этих странах. В США и ЕС доля приобретенных в лизинг автомобилей составляет 30% от всех приобретаемых машин (для сравнения в РФ - менее 3%). Еще примерно 30% приобретается за наличные и 40% - в кредит. При этом сделки в сфере лизинга легкого автомобиля с участием физических лиц обеспечивают в разных странах до половины всех сделок с легковыми автомобилями, когда в России инструментом лизинга пользуются компании и предприятия, т.е. лизинг доступен только для юридических лиц. Чаще всего финансовая аренда легковых автомобилей частными лицами на Западе заканчивается возвратом машины и заключением нового договора. Такая практика уже несколько десятилетий является привычной составляющей массовой потребительской культуры.
Лизинг для физических лиц - достаточно удобный и выгодный способ использования и приобретения автомобиля, в зарубежных странах данная услуга
хорошо себя зарекомендовала, и большинство активно ей пользуются. Но в России лизинг для физических лиц только зарождается, и пока все хорошо знают, что такое автокредит, и предпочитают пользоваться более известными вещами, чем пробовать новое. Сейчас, когда экономика страны находится в неустойчивом положении, лизинг для физических лиц не будет пользоваться успехом. В большинстве случаев лизинг для физлица преподносится как более простая и быстрая схема финансирования. Но обычно лизинг для физлиц ограничен легковым транспортом.
Лизинг, как и любая услуга, имеет ряд недостатков и достоинств [5].
Из недостатков использования лизинга можно выделить:
1. Обязанность страховать транспортные средства по полным пакетам, т.е. полную стоимость автомобиля.
2. Лизинговая компания может в одностороннем порядке менять условия договора в случае изменения законодательства, изменения ставок по кредиту и т.д.
3. В случае получения штрафа ГИБДД (фото-, видеофиксации) лизинговая компания оплатит штраф, но направит взыскание с пользователя автомобиля, возможно, с комиссией.
К достоинствам использования лизинга относится следующее:
1. Возможность дальнейшего выкупа (по относительно недорогой цене).
2. Стоимость выкупаемого автомобиля будет меньше, чем фактически реализуемого.
3. График лизинговых платежей составляется в индивидуальном порядке и меняется в зависимости от возможностей клиента.
Лизинг для физлица может быть интересен при покупке такого актива, как грузовой автомобиль, так как программ кредитования физлиц на такие покупки практически нет, а нецелевой кредит предоставляется под более высокие проценты и на меньшие суммы. Однако лизинговых компаний, системно предлагающих на рынке продукты лизинга для физических лиц, практически нет.
Физическим лицам знаком и удобен автокредит. Коммерческие банки зачастую повышают ставки по автокредитам, что способствует развитию автолизинга. Но программы лизинга пока распространяются только на новые легковые и автомобили зарубежного производства, в том числе собранные на территории РФ, стоимостью от 300 000 до 6 000 000 руб. [4].
Рассмотрим кредитный договор на покупку автомобиля:
Стоимость автомобиля - 1 200 000 руб. Срок -24 месяца, аванс - 20%, ставка - 15,5% годовых. При данных условиях ежемесячный платеж составит 46 775,56 руб., авансовый платеж - 240 000 руб., а совокупные затраты на приобретение автомобиля с
учетом расходов на обслуживание долга составят за 24 месяца 1 362 613,46 руб., переплата - 162 613,46 руб.
Приобретая аналогичный автомобиль в лизинг, вы располагаете двумя вариантами:
1. Лизинг с переходом права собственности. В случае заключения договора лизинга на автомобиль возможно получение скидки (примем ее на среднем уровне в 10%). В таком случае авансовый платеж составит 216 000 руб., ежемесячный платеж - 42 711,25 руб., а совокупные затраты на приобретение автомобиля по договору лизинга за 24 месяца составят 1 241 070,00 руб. По сравнению с автокредитом получается выгода как при первом взносе (24 тыс. руб.), ежемесячном платеже (экономия - более 4 тыс. руб.), так и по затратам в совокупности - на 121 543 руб. дешевле.
2. Лизинг без перехода права собственности. В этом случае на автомобиль также возможно получение скидки (примем ее на среднем уровне в 10%). Остаточная стоимость составит 70%. В этом случае авансовый платеж составит 216 000 руб., ежемесячный платеж - 13 662,46 руб., а совокупные затраты на владение автомобилем по договору лизинга за 24 месяца составят 543 899,44 руб.
Для сравнения с кредитом рассмотрим, что мы продадим машину после погашения кредита: этим мы уравниваем условия с лизингом без перехода права собственности. Продав машину на тех же условиях по остаточной стоимости 70%, мы получим расходы за период владения автомобилем с использованием кредитования в сумме 522 613,46 руб. (1 362 613,46 -840 000). По сравнению с автокредитом получается первый взнос ниже на 24 тыс. руб., ежемесячные платежи меньше почти в 4 раза - 13 600 руб. в месяц вместо 47 тыс. руб.
Рассмотрев практические примеры приобретения автомобиля в лизинг и кредит, можно сделать вывод, что очевидны преимущества приобретения автомобиля в лизинг, а какой из способов выбрать - зависит от предпочтений лизингополучателя.
1. Казанкина О.А. Финансовый лизинг в системе рыночных отношений // Сборник научных статей. Саратов, 2013.
2. Казанкина О.А. Анализ инвестиционных возможностей лизинга // Сборник научных статей. Саратов, 2012.
3. Решетникова Н.В. Специфика привлечения заемных средств, для малого бизнеса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4 (33).
4. Томашевский Е.Ю. Распределение рисков инвестиционных проектов между участниками государственно-частных партнерств в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 5 (44).
5. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/811/14960.
6. URL: http://alfaleasing.ru/wiki-leasing/lizingovye-produkty/ lizing-dlya-fiz-lits/.
7. URL: http://www.aif.ru/auto/support/1175738.