Научная статья на тему 'ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ'

ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1882
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ / ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ / ПЕРЕВОЗЧИК / ГРУЗ / ТРАНСПОРТНАЯ НАКЛАДНАЯ / SENDER OF FREIGHT / RECEIVER OF FREIGHT / CARRIER / FREIGHT / BILL OF FREIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дерюга Н.Н.

Автор исследует элементы договора перевозки грузов. В статье рассматриваются субъектный состав договора перевозки грузов, предмет, цена, срок, форма и содержание договора перевозки грузов. В работе проводится сравнительный анализ норм транспортных уставов и кодексов о договорах перевозки грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ»

хгуэп ХГУЭПХГУЭП ХГУЭП ХГУЭП ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ хгу™л хгэлхгэл хгзл

УДК 347.763 DOI 10.38161/2618-9526-2020-3-07

Н.Н. Дерюга, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и гражданского процессуального права

юридического факультета Хабаровского государственного университета экономики и права

ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Автор исследует элементы договора перевозки грузов. В статье рассматриваются субъектный состав договора перевозки грузов, предмет, цена, срок, форма и содержание договора перевозки грузов. В работе проводится сравнительный анализ норм транспортных уставов и кодексов о договорах перевозки грузов.

Ключевые слова: грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, груз, транспортная накладная.

UDC 347.763 DOI 10.38161/2618-9526-2020-3-07

N.N. Deryuga, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of Civil Law and Civil Procedure, School of Law, Khabarovsk State University of Economics and Law

FREIGHT CONTRACT DETAILS

The author examines freight contract details. The article considers the contracting parties, subject, price, term, form and content offreight contract. The paper provides a comparative analysis of the norms of transport charters and codes on freight contracts.

Keywords: sender of freight, receiver of freight, carrier, freight, bill of freight.

Субъектами обязательства по перевозке грузов являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. Перевозчиком может выступать коммерческая организация любой организационно-правовой формы или гражданин-предприниматель, которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять перевозку грузов. Перевозчик должен

иметь лицензию на осуществление процесса перевозки груза, выдаваемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При прямых и смешанных перевозках грузов может возникать обязательство с множественностью лиц-соперевозчиков. Это обязательство базируется на действующем транспортном законодатель-

стве. Оно обязывает начальное предприятие транспорта заключить договор, а все последующие транспортные предприятия -исполнять его по мере поступления к ним груза. Конечное предприятие, кроме того, должно выдать груз грузополучателю. Изложенные правила с достаточной определённостью устанавливают правовое положение всех участников перевозочного процесса при прямой и смешанной перевозке грузов.

Можно утверждать, что в договорные отношения с клиентурой вступают транспортные предприятия пункта отправления груза. Однако поскольку транспортные уставы и кодексы предусматривают обязанность перевозчика выдать груз грузополучателю и нести ответственность перед ним за несохранность груза, оно также становится участником перевозочного правоотношения, но уже основанного на законе. Что касается промежуточных транспортных предприятий, то они не становятся субъектами правоотношений по перевозке груза, так как по отношению к клиенту (грузоотправителю или грузополучателю) они прав или обязанностей не приобретают. Однако не следует забывать, что в силу закона на промежуточные транспортные предприятия возлагается последовательное исполнение договорного обязательства по перевозке груза на соответствующих участках движения груза.

Не являются перевозчиками те субъекты, которые, хотя и имеют разрешение на перевозочную деятельность, осуществляют перевозку грузов для собственных нужд. Например, горнодобывающее предприятие осуществляет перевозку руды из карьера на собственную

переработку. Наименование другой стороны договора - грузоотправитель. Им может быть любое лицо, которое от своего имени или от имени титульного владельца груза выступает стороной договора перевозки груза. Если этим лицом выступает гражданин, он должен обладать достаточным уровнем правосубъектности.

Участником перевозочного процесса может выступать грузополучатель, права и обязанности которого определены действующим транспортным законодательством. Как правило, грузоотправителями и грузополучателями вправе выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели. В качестве грузоотправителя или грузополучателя могут также выступать физические лица, если предъявляемый груз предназначен для личных, семейных, домашних (бытовых) нужд. В этом случае на данные отношения распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей» [6]. Предмет договора перевозки груза - это услуги по перевозке груза в пункт назначения. Если пункт назначения (железнодорожная станция, аэропорт, морской или речной порты) не указан в транспортной накладной либо коносаменте, договор перевозки груза следует считать беспредметным и, следовательно, не заключённым.

Предмет договора можно рассматривать в двух аспектах. В качестве материального объекта (предмета) выступает перевозимый груз. Юридическим объектом выступают услуги по доставке вверенных перевозчику материальных средств. Помимо непосредственной перевозки груза, перевозчик вынужден осуществлять и иные действия, связанные с

перевозкой груза: хранить, в некоторых случаях страховать груз, производить погрузочные или разгрузочные работы и пр. Однако все эти необходимые действия перевозчика направлены в конечном счёте на достижение главной цели: в целостности и сохранности доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю.

Транспортное законодательство допускает изменение пункта назначения или получателя перевозимого груза. Так, согласно ст. 31 Устава железнодорожного транспорта РФ (Далее - УЖД РФ) [5], перевозчик по заявлению грузоотправителя или грузополучателя осуществляет переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или железнодорожной станции назначения. В этом случае перевозка осуществляется по новым перевозочным документам, за что взимается соответствующий сбор денежных средств. Заявитель обязан при этом произвести расчёты за перевозку грузов по первоначальным перевозочным документам. Позднее необходимо урегулировать расчёты между грузоотправителем, первоначальным грузополучателем и фактическим грузополучателем (ст. 32 УЖД РФ).

Согласно ст. 110 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) [1], грузоотправитель имеет право в порядке, предусмотренном Правилами воздушных перевозок, получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления или изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу.

В соответствии со ст. 65 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) [2] при перевозке на внутреннем водном транспорте грузоот-

правитель до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной (а грузополучатель - с момента получения транспортной накладной от перевозчика до момента начала выдачи груза) имеет право произвести замену грузополучателя без изменения пункта назначения или изменить пункт назначения. Грузоотправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в пункте отправления до отправления судна [12, с. 716].

По договору морской перевозки отправитель вправе потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна, выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его другому получателю при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента (ст. 149 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) [3].

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в обусловленный договором срок [10]. Такой срок определяется транспортными уставами и кодексами, а при его отсутствии применяется разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Сроки доставки груза зависят от особенностей вида перевозки и не всегда определяются в нормативном порядке.

Так, например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ (далее - УАТ РФ) [4] во главу решения вопроса о сроках доставки груза в адрес грузополучателя ставит договор перевозки груза, где стороны сами определяют срок перевозки. Если срок в договоре не определён, перевозчик руководствуется сроками, установленными Правилами перевозок грузов на автомобильном транспорте (ст. 14).

Примерно такие же правила о сроке доставки груза сформулированы в законодательстве о воздушной перевозке (ст. 109 ВК РФ).

КТМ РФ также предоставляет сторонам право определять сроки доставки груза соглашением сторон (ст. 152). Однако если такое соглашение отсутствует, им может выступать разумный срок. По мнению В.Н. Гречухи, приведённая формулировка весьма некорректна и, по сути, носит оценочный характер, что может породить разночтения сторон относительно длительности срока доставки груза [12, с. 131]. Для морской перевозки допускается применение обычаев. Следует признать, что сроки доставки грузов на морском транспорте могут существенно видоизменяться в силу форс-мажорных обстоятельств, случившихся при перевозке груза (встречный или попутный ветер, шторм, высокая волна, отклонение от курса с заходом в пункт укрытия от надвигающегося шторма и пр.). Таким образом, отклонение от маршрута, осуществлённое для целей спасения на море людей, судов и грузов, равно как и всякая иная разумная девиация, вызванная объективными причинами, а не ошибочными действиями перевозчика, не рассматривается в качестве нарушения договора. Наиболее подробно правила соблюдения срока доставки груза урегулированы в УЖТ РФ. В частности, им на перевозчика возложена обязанность указания в железнодорожной накладной и в выданной грузоотправителю квитанции о приёме груза к перевозке даты приёма груза для перевозки и расчётной даты истечения срока доставки груза. Основанием для этого служат Пра-

вила перевозок грузов на железнодорожном транспорте [8] либо соглашение сторон. Согласно ст. 14 УЖД РФ, критерии определения скорости перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае если перевозка груза допускается только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Перечень направлений, по которым осуществляются перевозки только большой скоростью, публикуется федеральным органом исполнительной власти в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

Конкретные сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки регламентированы в Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте (раздел 14).

Устав железнодорожного транспорта определяет моменты, когда груз считается доставленным в срок. Они связаны с целым рядом обстоятельств: подачей подвижного состава для выгрузки груза не позже указанного в транспортных документах времени, готовностью перевозчика подать его для разгрузки пр.

Следующей обязанностью перевозчика выступает обеспечение сохранности перевозимого груза. Содержание такой обязанности в ГК РФ и транспортных законах не раскрывается. Эта обязанность прямо закреплена только в КВВТ РФ (п. 1 ст. 67).

В КТМ РФ даётся развёрнутый перечень обязанностей перевозчика в отношении переданного ему для перевозки груза. Согласно ст. 150 КТМ РФ, с момента принятия груза для перевозки до момента

его выдачи перевозчик «надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нём и выгружать его». По сути, КТМ РФ инкорпорировал эту норму из Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г. (п. 2 ст. 3) -международном источнике, в котором закреплены обязанности перевозчика не только в отношении груза, но и в отношении судна, его мореходного состояния, судовых помещений (трюмов), то есть комплекс обязанностей по обеспечению доставки груза в пункт назначения и сохранности [9]. Если же груз обладает особыми свойствами, требующими к себе особого обращения, перевозчик должен заботиться о сохранности груза в соответствии с указаниями грузоотправителя.

В целях обеспечения сохранности груза при перевозке существует значительное количество организационных средств для достижения необходимого результата. К ним можно отнести опломбирование транспорта, вагонов, контейнеров; осуществление перевозки грузов с сопровождением и охраной; ограничение перевозок грузов в открытых транспортных средствах, а также грузов, перевозимых навалом или насыпью; перевозка груза в техническом и коммерческом исправном состоянии (ч. 1 ст. 28 УЖД РФ, п. 1 ст. 74 КВВТ РФ).

Перевозка грузов в сопровождении и с охраной в пути следования означает, что все грузы сопровождают представители грузоотправителя, грузополучателя или уполномоченные ими лица. Речь идёт о перевозке специфических грузов, требу-

ющих особого присмотра и ухода. На железнодорожном транспорте даётся перечень таких грузов. К ним относятся животные, птицы, пчёлы, живая рыба; растения и живые цветы; скоропортящиеся и продовольственные грузы; вино, винома-териалы и коньячный спирт; автомобили, тракторы, моторизованные машины и некоторые другие.

В транспортных уставах и кодексах закрепляется обязанность перевозчика страховать ответственность перед грузовладельцем или грузоотправителем за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 134 ВК РФ) [11].

Сопровождение груза может осуществляться перевозчиком. Основанием для этого служит договор между перевозчиком и грузоотправителем. Что касается особенностей перевозки грузов, перевозимых насыпью и навалом в целях их сохранности, они урегулированы специальными нормами. Так, на морском транспорте риск перевозки грузов на палубе потребовал возложения на перевозчика обязанности по дополнительному согласованию с отправителем или на основании прямых указаний нормативных актов либо в соответствии с обычаями делового оборота (ст. 138 КТМ РФ). При нарушении этих правил перевозчик несёт ответственность за утрату, повреждение, порчу груза или просрочку его доставки, вызванные исключительно перевозкой груза на палубе.

Погрузочно-разгрузочные работы возлагаются либо на перевозчика, либо на его клиентов - грузоотправителя в пункте отправления и грузополучателя в пункте выдачи грузов с соблюдением правил транспортного законодательства (ст. 791

ГК РФ). На каждом виде транспорта имеются специальные правила выполнения этих работ.

Распределение обязанностей по погру-зочно-разгрузочным работам на железнодорожном транспорте зависит от места производства таких работ. По общему правилу, если эти работы осуществляются в местах общего пользования (порт, станция железной дороги, аэропорт и пр.), обязанности по погрузке и разгрузке груза возлагаются на перевозчика. Если эти работы осуществляются в местах необщего пользования, обязанности по погрузке или разгрузке груза возлагаются на грузоотправителя или грузополучателя. Однако эти предписания носят диспозитивный характер и могут быть изменены соглашением сторон.

На автомобильном транспорте погру-зочно-разгрузочные работы возлагаются, по общему правилу, на клиентов (грузоотправителя или грузополучателя), если иное не предусмотрено соглашением сторон.

На воздушном транспорте погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов возлагается на перевозчиков.

Своеобразные правила, регулирующие отношения по погрузке и выгрузке грузов, существуют на морском транспорте. Здесь возможны разные варианты. По общему правилу, погрузка на борт судна и его выгрузка должны осуществляться контрагентом транспортного предприятия. Суть этой обязанности состоит в том, чтобы клиент подал к борту судна груз так, чтобы сделать возможным взять его погрузочными механизмами, а выгрузил механизмами через борт судна. Сама же укладка груза на судне (стивидорные ра-

боты) возлагается на перевозчика. Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами грузоотправителя (получателя), должны производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортным законодательством. Следовательно, приоритет оставлен за транспортными уставами и кодексами.

Практически на всех видах транспорта установлены нормативные сроки погрузки и выгрузки. Так, на морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем, определяется соглашением сторон или на основе обычаев, принятых в данном порту. Стороны могут договориться о продолжении срока погрузки или выгрузки после истечения сталийного времени. В этом случае перевозчик обязан предоставить дополнительное время (контрсталийное время) для окончания погрузки или выгрузки груза. При незавершении погрузки к этому времени перевозчик вправе (но не обязан) предоставить грузоотправителю новый дополнительный срок для завершения погрузочных работ (сверхконтрсталийное время) либо отправить судно в рейс с имеющимся грузом и взыскать провозную плату за фактически не погруженный груз (ст. 134 КТМ РФ). За предоставление контрсталийного и сверхконтрсталийного времени взимается плата (демередж, детеншен). За досрочное выполнение погрузочно-разгрузочных работ выплачивается премия, именуемая как диспач.

Согласно ст. 785 ГК РФ, а также соответствующим транспортным уставам и кодексам, одной из важнейших обязанно-

стей грузоотправителя является оплата перевозки груза. Внесение провозной платы (фрахта на морском транспорте) и иных платежей является важной обязанностью грузоотправителя, а в некоторых случаях - грузополучателя. В отдельных случаях действующими законами предусмотрены исключения из этого правила. Так, УЖТ (ст. 130) и КТМ РФ (ст. 163) допускают возможность возложения оплаты на грузополучателя. Решение о переводе платежей на грузополучателя производится на основании соглашения между перевозчиком и грузоотправителем. В связи с этим возникает вопрос: что может стимулировать перевозчика в случае его согласия на перевод платежей по доставке груза от грузоотправителя на грузополучателя? И это при том, что, по общему правилу, в обязанности грузоотправителя входит внесение платежей за перевозку груза до начала перевозки. В качестве основания принятия такого решения может служить отсутствие или недостаток денежных средств у грузоотправителя.

Как известно, оплата перевозки груза входит в цену отпущенного товара в виде условия о «франко». «Франко» по-итальянски означает «свободен», то есть это условие сообщает о том, от какой части транспортных расходов освобождается покупатель (получатель). Например, условие «франко-станция назначения» означает, что покупатель (получатель) освобождается от платежей по доставке груза от станции отправления до станции назначения. В дальнейшем расходы по разгрузке, хранению груза возлагаются на грузополучателя. Грузоотправитель за свой счёт доставляет груз от станции от-

правления до станции назначения. Отношения сторон по морской перевозке регулируются также торговыми обычаями и обыкновениями. Обычное право получило развитие при создании формулярного права (своеобразная кодификация общепринятых торговых обычаев). Торговые обычаи закреплены в идее стандартных обозначений типа «ФОБ», «ФАС», «СИФ», «КАФ». Так, например, термин «ФОБ» есть соединение нескольких английских слов, означающих в переводе «свободно на борту». Условие «ФОБ» -порт погрузки означает, что все расходы по перевозке, включая фрахт судна, несёт грузополучатель, а грузоотправитель за свой счёт только доставляет груз в порт отправления и грузит на судно.

Разновидностью условия «ФОБ» является условие «ФАС» (свободно вдоль борта). Согласно условию «ФАС», грузоотправитель за свой счёт доставляет груз в порт и располагает его вдоль борта судна на причале. В данном случае грузополучатель оплачивает и погрузку груза на борт судна.

Интересам покупателя служит модель отношений «СИФ» (порт назначения). Здесь грузоотправитель за свой счёт фрахтует судно, доставляет груз в порт погрузки, грузит на борт судна, страхует и несёт расходы по доставке груза в пункт назначения. Покупатель несёт расходы по выгрузке груза в порту назначения.

Условие «КАФ» (порт назначения) (означает «стоимость и фрахт») и есть разновидность «СИФ». В данном случае продавец не оплачивает страховку груза.

Более подробные объяснения изложены в своде правил толкования международных коммерческих терминов (инко-

терминов). По договору морской перевозки, в зависимости от его вида, причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем либо фрахтователем. При этом, как говорилось выше, ст. 163 КТМ РФ допускает отнесение обязанности по оплате перевозки груза на получателя в случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при условии включения данных об этом в коносамент (перевод платежей). Договором морской перевозки может быть предусмотрен и иной порядок оплаты (например, держателем коносамента), а чартеры могут содержать условия об уплате фрахта по частям (соответственно в порту отправления и в порту назначения) [13, с. 724].

В соответствии со ст. 790 ГК РФ, за перевозку грузов взимается провозная плата, устанавливаемая соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Анализ законодательства показывает, что такого рода исключения сделаны в отношении транспорта общего пользования, где провозная плата определяется тарифами, устанавливаемыми транспортными уставами и кодексами. Размеры тарифов устанавливаются исполнительными органами и органами управления субъектов Российской Федерации.

В какой срок необходимо произвести плату за перевозку груза? По общему правилу, правило оплаты перевозки заключается в обязанности грузоотправителя произвести платежи до начала перевозки. Однако в транспортных уставах и кодексах этот вопрос решается по-разному. Так, в соответствии со ст. 30

УЖД РФ, плата за перевозку грузов и иных платежей вносится грузоотправителем до момента приёма грузов перевозчиком для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации или соглашением сторон. При перевозках внутренним водным транспортом плата за перевозку вносится грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 75 КВВТ РФ). В случае несохранности груза при перевозке, произведённая ранее оплата возвращается грузоотправителю.

Одной из важнейших обязанностей грузополучателя является принятие груза в пункте назначения от перевозчика. Грузополучатель обязан принять груз своевременно, а для этого необходимо, чтобы он был уведомлен о прибытии груза в его адрес. Надобность в таком уведомлении не возникает только при автомобильных перевозках, так как автомобиль с грузом прибывает непосредственно на склад грузополучателя. Способы уведомления могут быть самыми различными (по телефону, телеграфу, почте и пр.) Перевозчик, своевременно не оповестивший грузополучателя о прибытии груза, лишается права на взыскание штрафа за простой транспортных средств и платы за хранение груза. По отдельному соглашению с грузополучателем, перевозчик обязуется информировать грузополучателя о нахождении его груза в пути следования. Это позволит грузополучателю заблаговременно подготовиться к приёму груза.

Вместе с тем грузополучатель имеет право отказаться от приёма груза, если

его качество изменилось вследствие повреждения или порчи настолько, что его невозможно использовать полностью или частично. Так, согласно Правилам перевозок грузов на автомобильном транспорте, грузополучатель вправе отказаться от принятия груза в случае повреждения груза по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно [7]. Менее жёсткие правила, при которых возможен отказ от принятия груза, установлен на железнодорожном транспорте (ст. 36 УЖД РФ).

На грузополучателя возлагается обязанность выгрузить груз с соблюдением установленных нормативов. Если нормативы нарушены, на грузополучателя налагаются штрафные санкции, установленные транспортными уставами и кодексами.

Список использованных источников

1 Воздушный кодекс Российской Федерации : принят Государственной Думой РФ 19.02.1997 г. // Российская газета. 1997. № 59-60.

2 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации : принят Государственной Думой РФ 07.02.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

3 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : принят Государственной Думой РФ 31.03.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

4 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта : принят Государственной Думой РФ 18.10.2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.

5 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : принят Государственной Думой РФ 24.12.2002 г. // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170.

6 О защите прав потребителей : закон РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

7 Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом : пост. Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 // СЗ РФ. 2011. № 17. Ст. 2407.

8 Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом : приказ Минтранса России от 19.12.2013 г. № 473 // Российская газета. 2014. 1 августа.

9 Гречуха, В. Н. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов / В. Н. Гречуха. М., 2007. Ч. 2. С. 367-381.

10 Корнилова, Н. В. Общие положения обязательственного права : учеб. пособие / Н. В. Корнилова. Хабаровск : ХГУЭП, 2017.

11 Корнилова, Н. В. Правовое регулирование страховой деятельности : учеб. пособие / Н. В. Корнилова. Хабаровск, 2003.

12 Российское гражданское право : учебник. М., 2011. Т. 2.

13 Транспортное право России : учебник. М. : Юрайт, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.