Научная статья на тему 'ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Припузова О.Н.

Рассмотрены договорные отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий водного транспорта, в частности, регулируемые договором перевозки грузов. Описана юридическая природа договора перевозки грузов в отличие от договора подряда: цель, сфера применения, предмет, экономическое содержание, обязательства грузоотправителей и перевозчиков. Установлены специфические черты договора перевозки грузов внутренним водным транспортом, связанные с правами и обязанностями по доставке и вручению грузов получателю.The contractual relations have been considered, they arised in the process of water transport enterprises activity, in particular, they are regulated by the carriage of cargo contract. The legal nature of the contract of cargo carriage has been described in contrast to the lease contract: the purpose, area of application, the subject, the economic content, the obligations of shippers and carriers. The specific features of inland water transport cargo carriage contract has been established, they are associated with the rights and obligations for the cargo transportation and delivery to the recipient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

ОКАЗАНИЕ УСЛУГ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Припузова О.Н. ©

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Юридического факультета АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический

университет»

Summary

The contractual relations have been considered, they arised in the process of water transport enterprises activity, in particular, they are regulated by the carriage of cargo contract. The legal nature of the contract of cargo carriage has been described in contrast to the lease contract: the purpose, area of application, the subject, the economic content, the obligations of shippers and carriers. The specific features of inland water transport cargo carriage contract has been established, they are associated with the rights and obligations for the cargo transportation and delivery to the recipient.

Аннотация

Рассмотрены договорные отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий водного транспорта, в частности, регулируемые договором перевозки грузов. Описана юридическая природа договора перевозки грузов в отличие от договора подряда: цель, сфера применения, предмет, экономическое содержание, обязательства грузоотправителей и перевозчиков. Установлены специфические черты договора перевозки грузов внутренним водным транспортом, связанные с правами и обязанностями по доставке и вручению грузов получателю.

Предприятия внутреннего водного транспорта не ограничиваются только действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов, пассажиров, багажа. Транспортные организации оказывают иные услуги, способствующие перевозке грузов: погрузочно-

разгрузочные работы, очистка перевозочных средств, перевалка грузов, буксировка судов и др

Кодекс ВВТ РФ[1] значительно расширил сферу применения договорных отношений между участниками перевозочного процесса. Грузоотправитель (грузополучатель) и перевозчик вправе заключать договоры на выполнение перевозчиком работ, в том числе договор о погрузке или выгрузки груза (п. 6 ст. 73 КВВТ РФ); договор на очистку судна (п. 3. ст. 81 КВВТ РФ); договор на особые условия перевозок грузов (ст. 83 КВВТ РФ) и др.. Все названные в Кодексе ВВТ РФ договоры отличаются друг от друга по самым различным признакам - правовому значению, субъективному составу, предмету вытекающих из них обязательств и другим, но объединяет их то, что все они в конечном счете предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов.

Помимо договоров, непосредственно направленных на осуществление перевозки, существуют договоры, направленные на ее обеспечение.

По мнению С.Ю. Морозова[2] к договорам, обеспечивающим процесс перевозки, следует отнести договоры: на подачу транспортных средств под погрузку; на предъявление груза к перевозке; об организации перевозок; об оказании услуг по использованию объектов транспортной инфраструктуры; между транспортными организациями; между владельцами транспортных инфраструктур. Каждый из них предназначен для обеспечения процесса перевозки и неразрывно связан с ним. Эта связь проявляется в том, что при отсутствии услуги по доставке груза, пассажира или багажа с помощью транспортных средств данные договоры теряют всякий смысл, поскольку обеспечивать им нечего. С другой стороны, при отсутствии названных договоров не состоится сама перевозка.

© Припузова О.Н., 2017 г.

Эту точку зрения разделяет В.П. Мозолин[3] утверждая, что осуществление перевозочной деятельности тесно связано с оказанием иных услуг - по перевалке, обеспечению сохранности и т.п., не имеющих, однако, самостоятельного значения и подчиненных цели транспортировки.

Ныне действующий Гражданский кодекс РФ[4] и Кодекс ВВТ РФ дают четкое понятие договора перевозки грузов. Так, п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки грузов определяет как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Кодекс ВВТ РФ (п. 1 ст. 67) дает несколько иное определение договора: «В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Отношения, возникающие в процессе перевозки грузов, устанавливаются по поводу территориального перемещения товароматериальных ценностей (объектов перевозки) с помощью средств транспорта. Деятельность по перемещению (транспортировке) грузов и составляет предмет договора перевозки.

Но перевозка грузов - процесс сложный. Кроме собственно транспортировки он включает в себя выполнение перевозчиком разнообразных по своему характеру и значению операций, в частности погрузку и выгрузку порожних и груженных контейнеров, загрузку грузов в суда, контейнеры, хранение грузов, выдачу их получателю и некоторые другие. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров - подряда, хранения, поручения, имущественного найма.

Транспортировка груза представляет собой выполнение определенной работы, что сближает договор перевозки с договором подряда. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, которые в силу закона или по договору с клиентурой нередко выполняет транспортная организация (п. 6 ст.73 КВВТ РФ), и вовсе позволяет говорить о наличии подрядных отношений в процессе перевозки. Поскольку контейнеры передаются грузоотправителю до начала транспортировки во владение и пользование (для загрузки в них груза), а суда в период транспортировки грузов фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство элементов отношений перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии функций, характерных для хранителя по договору хранения. Выдача внутренним водным транспортом груза грузополучателю по указанию грузоотправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования).

В силу своей специфики (груз размещается в транспортном судне, контейнере) договор перевозки груза приобретает значительное сходство с договором аренды. Особенность услуг, предоставляемых транспортом при перевозке груза, заключается в том, что они не могут быть оказаны без использования соответствующих материальных объектов - транспортных судов, контейнеров. Транспортные судна, контейнеры, принадлежащие перевозчику, на определенное время передаются грузоотправителям во владение для загрузки или выгрузки груза. За это время согласно ст. 6, п. 5 ст. 114 Кодекса ВВТ РФ с грузоотправителей, грузополучателей взимается плата за пользование транспортным судном, контейнерами, т. е. законодатель признает, что указанные лица не только владеют транспортным судном перевозчика, но и пользуются им, т.е. путем эксплуатации извлекают из него полезные свойства. После загрузки либо освобождения транспортных судов, контейнеров от груза грузоотправитель, грузополучатель обязаны возвратить транспортное судно, контейнер перевозчику. Более того, предмет пользования и в обязательствах аренды, и в договоре перевозок всегда индивидуально определен. Каждый контейнер должен иметь маркировку установленного образца (маркировочный код); на каждый загруженный

контейнер отправитель должен составить накладную; при учете времени нахождения контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей в сдаточной ведомости в обязательном порядке проставляются номера контейнеров.

Однако владение и пользование контейнерами и использование перевозочных средств в интересах клиентуры не могут рассматриваться как отношения аренды, так как такое решение вопроса не соответствует существу складывающихся между грузоотправителем и внутренним водным транспортом отношений. Эти отношения имеют своим предметом не предоставление в пользование перевозочных средств, а территориальное перемещение грузов с помощью этих средств. Предоставление перевозочных средств - лишь условие выполнения обязательств по перевозке. Без указанных перевозочных средств услуги по перевозке утрачивают свою специфику и превращаются в услуги по буксировке.

В специальном рассмотрении нуждается и обязанность внутреннего водного транспорта по хранению принятых к перевозке грузов. При осуществлении процесса перевозки внутренний водный транспорт несет особую ответственность за несохранность перевозимых грузов.

Кодекс ВВТ РФ возлагает на перевозчика обязанность обеспечить сохранность перевозимых грузов с момента принятия груза к перевозке и до его выдачи грузополучателю (п.1 ст. 117 КВВТ РФ). Следовательно, перевозчик отвечает за сохранность груза и тогда, когда он принят к перевозке (т.е. после заключения и оформления договора перевозки), но еще не погружен на внутренний водный транспорт, а находится на складах, хранилищах перевозчика, а также в течение 24 часов после прибытия в порт назначения без взимания специальной платы за хранение (п. 4 ст. 79 КВВТ РФ); по истечении указанного срока хранение осуществляется перевозчиком за плату. Однако необходимо различать хранение как одну из форм экономической деятельности по оказанию услуг от хранения в смысле технической операции, без чего не могут быть осуществлены многие виды хозяйственной деятельности. В первом случае отношения по хранению получают самостоятельное правовое значение - услуга хранителя выражается в хранении переданного ему имущества и возвращении его другой стороне в надлежащем состоянии, во втором случае - не получают. Это имеет место в договоре перевозки, применительно к которому хранение грузов в процессе перевозки - это не хранение в экономическом и, следовательно, правовом отношении, а одно из условий выполнения перевозочной операции. Поэтому ответственность за несохранность перевозимых грузов является ответственностью не за исполнение (ненадлежащее исполнение) внутренним водным транспортом специального обязательства хранения, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке грузов внутренним водным транспортом.

Одни и те же права и обязанности могут включаться в содержание основного договора, но могут возникнуть и на основе особого соглашения, дополнительного к основному договору, уже заключенному или подлежащему заключению впоследствии. Во втором случае подлежат применению нормы, регулирующие отношения по дополнительному договору. Например, обязанность речного порта отправления по хранению груза до заключения договора перевозки не может возникнуть из последнего. Напротив, с момента заключения договора перевозки и до выдачи груза получателю хранение осуществляется во исполнение обязанностей по договору перевозки. Однако, на наш взгляд, последнее положение будет верным, если грузополучатель принял груз до истечения срока его бесплатного хранения в порту, так как анализ ст. 79 КВВТ РФ позволяет прийти к выводу, что договором перевозки охватывается обязательство по хранению груза в порту назначения только в течение суток после прибытия, когда груз хранится в порту бесплатно. Оплата услуги по хранению груза после истечения срока его бесплатного хранения (возмещение расходов перевозчика, связанных с таким хранением), по нашему мнению, означает, что такое хранение не является необходимым условием договора перевозки, так как груз должен быть вывезен грузополучателем в течение срока бесплатного хранения, если правилами перевозок грузов не предусмотрены более сжатые предельные сроки хранения.

Хранение перевозчиком доставленного в пункт назначения груза по истечении установленного срока бесплатного хранения и оплата грузополучателем расходов перевозчика по хранению бесспорно свидетельствуют о том, что возникло новое, дополнительное к перевозке отношение по хранению груза. Основанием возникновения данного обязательства является, на наш взгляд, такой юридический факт, как событие, с которым закон связывает наступление гражданско-правовых последствий (п. 1 ст. 8 ГК РФ). Истечение срока бесплатного хранения есть событие, с которым закон, а именно ст. 79 КВВТ РФ (предусматривающая обязанность внутреннего водного транспорта хранить груз сверх срока бесплатного хранения, и обязанность грузополучателя возместить перевозчику расходы по хранению) связывает наступление обязательства по хранению.

Утверждение о том, что грузополучатель во всех случаях обязан принять груз, включая и не заказанную им, но отправленную в его адрес продукцию, поскольку это предусмотрено транспортными уставами и кодексами, что соответствовало ст. 96 УВВТ СССР, вызвало в научной среде большие споры. Подобное правило, закрепленное в п. 3 ст. 79 КВВТ РФ, по мнению В.В. Витрянского, «представляет собой рецидив планово-командной экономики. Ему в определенной степени способствуют и представления о договоре перевозки как о трехстороннем, в котором обязанности грузополучателя -составная часть содержания договора перевозки»[5].

Необходимо признать, что услуги по хранению груза с момента заключения договора перевозки и до истечения сроков бесплатного хранения не являются самостоятельным гражданско-правовым обязательством, а охватываются содержанием договора перевозки.

Обязательства, составляющие содержание договора перевозки, по своей сущности настолько специфичны, что вызывают необходимость их специального правового регулирования, существенно отличного от регулирования как отношений по выполнению работ, составляющих предмет договоров подряда, так и отношений по оказанию услуг, составляющих предмет договора хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Правовые нормы, регулирующие отношения подряда, хранения, аренды, поручения ни порознь, ни в совокупности не могут быть использованы для регулирования грузоперевозочных обязательств. Содержание всех этих отношений существенно отличается, что не может не отражаться на их правовой форме. В соответствии с этим и права, и обязанности по договору перевозки груза во всей своей совокупности, в комплексе присущи только ему. Не только договор грузовой перевозки, но и многие другие гражданско-правовые договоры включают права и обязанности, составляющие содержание иных самостоятельных договоров. Так комиссионер по договору комиссии обязан хранить находящееся у него имущество и отвечает перед комитентом за его несохранность (ст. 998 ГК РФ). Но это не лишает договора комиссии самостоятельного характера, как не делает его особым договором, состоящим из элементов других договоров. Точно так же и обязанности подрядчика, которому вверено имущество заказчиком, осложняются требованием обеспечить его сохранность, не превращая, однако, вследствие этого подрядные отношения в договор хранения или сходный с ним. Во всей совокупности права и обязанности по каждому из этих договоров присущи только им. Поэтому совершенно справедливо многие авторы[6] отводят в системе российского обязательственного права договору перевозки груза свое самостоятельное место.

Литература

1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

2. Морозов С.Ю. Система транспортных организационных договоров. М., 2011. С. 46.

3. Гражданское право. Том 2. Отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2016. С. 398.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

5. Витрянский В. В. Участники договорных отношений, связанных с перевозками // Хозяйство и право. 2001. № 2. С. 43

6. Подузова Е.Б. Ответственность за неисполнение организационного договора // Гражданское право.2014. № 2. С. 24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.