Научная статья на тему 'Элементарные простые предложения с глаголами интеллектуальной деятельности в тувинском языке'

Элементарные простые предложения с глаголами интеллектуальной деятельности в тувинском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ПРЯМОЙ ОБЪЕКТ / DIRECT OBJECT / ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ / НЕОФОРМЛЕННЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ / ИСХОДНЫЙ ПАДЕЖ / ГЛАГОЛЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE VERBS OF AN ACTION / AN ACCUSATIVE CASE / AN ACCUSATIVE (UNFORMED) CASE / AN ABLATIVE CASE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серээдар Надежда Чылбаковна

В статье рассматриваются способы выражения и значения прямого объекта в модели в тувинском языке. Автор показывает обозначение прямого объекта разными падежами и выявляет свойства, отличающие их друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTARY SIMPLE SENTENCES WITH VERBS DENOTING MENTAL ACTIVITY IN THE TUVA LANGUAGE

The author considers the means of expression and meaning of a direct object in the model in Tuvin. The ways of expression of a direct object by different cases are given.

Текст научной работы на тему «Элементарные простые предложения с глаголами интеллектуальной деятельности в тувинском языке»



© 2014

Н. Ч. Серээдар

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАГОЛАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ

В статье рассматриваются способы выражения и значения прямого объекта в модели в тувинском языке. Автор показывает обозначение прямого объекта разными падежами и выявляет свойства, отличающие их друг от друга.

Ключевые слова: модель, прямой объект, винительный падеж, неоформленный винительный падеж, исходный падеж, глаголы интеллектуальной деятельности

В статье анализируются элементарные простые предложения с глаголами интеллектуальной деятельности, описывающие пропозицию пребывания субъекта в определенной интеллектуальной сфере.

Элементарными простыми предложениями (ЭПП) называются такие предложения, ни один из компонентов которых не может быть развернут в самостоятельную предикативную единицу1. Основной синтаксической единицей мы, вслед за М. И. Черемисиной, считаем элементарное простое предложение, в котором представлены все необходимые и достаточные компоненты.

М. И. Черемисина исследует простое предложение как синтаксическую единицу языка. При описании ЭПП мы используем модельный подход. Вслед за М.И. Черемисиной мы понимаем модель ЭПП как двустороннюю сущность, планом выражения которой является структурная схема, а планом содержания - пропозиция. План выражения - структурная схема изучаемых нами предложений {ККот - содержит предикат, прямой объект-актант и субъект. В модели [ККот Касс Уг] в качестве ^от выступают имена существительные в именительном падеже. Прямой объект выражен именами существительными, местоимениями в винительном (К ), неопределенном (К) и исходном падежах (КаЫ). В качестве предикатов выступают глаголы интеллектуальной деятельности. Предложение, в котором подлежащее выражается именем в неопределенном (именительном) падеже, дополнение выражается именами существительными, местоимениями в винительном (К ), неопределенном (К) и исходном падежах (Кщ). сказуемое - глаголом в финитной (спрягаемой) форме, является наиболее типичным, употребительным предложением в тувинском языке. Его главные и второстепенные члены соответственно обозначают субъекта в определенной интеллектуальной сфере. Подлежащим в нем может быть любое имя (существительное, местоимение и т.д.), дополнением — любое имя существительное и местоимение, сказуемым — глагол любого времени и наклонения.

Структурно-семантические модели простого предложения в современном карачаево-балкарском языке исследованы И. Х. Ахматовым2. На материале уйгурского языка структурно-семантические модели простого предложения изучены

Серээдар Надежда Чылбаковна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, зав.сектором языка Тувинского института гуманитарных исследований. Е-тай: sereedar.62@mail.ru

1 Черемисина 1998, 37.

2 Ахматов 1983.

С. Н. Абдуллаевым3. Н. Р. Байжанова описывала элементарные простые предложения алтайского языка, строящиеся по структурной схеме N Vf 4

В элементарных простых предложениях в роли сказуемых с семантикой интеллектуальной деятельности выступают глаголы знания, узнавания, понимания.

В древнетюркском языке к глаголам интеллектуальной деятельности относились следующие глаголы: san- 'думать, раздумывать, обдумывать', san- saqin-'обдумывать, размышлять, продумывать'; sana- 'считать'; saqin- 'думать, размышлять, представлять', saqin- serin- 'обдумывать', saqinc saqin- 'задумывать, помышлять'5.

В алтайском языке ведущее место среди глаголов с семантикой интеллектуальной деятельности занимает глагол санан- 'думать, считать, полагать'. Также существуют глаголы бил- 'знать', бодо- 'представлять, полагать', бут- 'верить'6. Семантическую структуру алтайского глагола бил- 'знать' системно рассматривала Б. Б. Саналова7.

В шорском языке к глаголам интеллектуальной деятельности относятся следующие глаголы: сана- 'думать, вспоминать, тосковать', пил- 'знать, предчувствовать', кыыр- 'читать', пас- 'писать, описывать', урген- 'учиться', мекеле- 'обмануть ', ундут- ' забыть'8.

В якутском языке глагол санаа передает следующие значения: 'мыслить, мнить, думать, размышлять, рассуждать, умствовать, заключать, полагать, предполагать, помышлять; надеяться, намереваться, хотеть, размышлять; вздумать, дерзать, обдумывать, размышлять о чем, понимать, думать о чем или о ком, помнить что, вспоминать что, кого или о чем; читать что за (кэриэтэ) что, почитать что чем (инстр.)'9.

Профессор Н. К. Дмитриев к глаголам мышления в татарском языке относит следующие глаголы: уйлау 'думать, размышлять, воображать, раздумывать, соображать', фикер üepmY 'размышлять', ацлау 'понимать', твшенY 'понимать', 'воспринимать', белY 'узнать, знать, иметь теоретическое знание о предмете', cu3y 'чувствовать, ощущать, осязать, думать, полагаться, догадаться, чуять, сознавать свою вину', тану 'ознакомиться, быть знакомым, признать во время встречи', тикшерY 'анализировать', те-SY 'синтезировать'10.

В тувинском языке эта группа глаголов лексически богата. К глаголам, которые обозначают интеллектуальную деятельность, относятся следующие: бил- '1. знать; 2. уметь; 3. понимать'; бода- '1. думать, раздумывать, мыслить; предполагать; 2. решать; 3. учитывать'; сагын- '1. вспоминать; 2. запоминать, припоминать'; шщгээт- '1. усваивать; 2. осваивать, овладевать'; угаа- 'соображать, представлять'; дыцна- 'слушать'; айыт- '1. указывать, показывать; 2. наставлять, объяснять, разъяснять; 3. обучать, учить'; тайылбырла- '1. объяснять, разъяснять, пояснять; 2. толковать; комментировать'; шинчиле- 'исследовать, изучать'; чер-

3 Абдуллаев 1992.

4 Байжанова 2004.

5 Наделяев, Насилов 1969, 483, 486.

6 Тыбыкова 1991, 138.

7 Саналова 2002, 21.

8 Телякова 1994.

9 Черосов 1972.

10 Дмитриев 1962, 580.

зиле- 'изучать'; сурга- '1. наставлять, поучать, давать советы; 2. инспектировать;

3. агитировать'; бижи- 'писать'; верен- '1.учиться; изучать; 2. усваивать, овладевать; 3. разучивать; 4.заниматься'; номчу- 'читать'; децне- '1. равнять, уравнивать; уравновешивать; 2. сравнивать, сопоставлять'; твврет- 'дурманить, дурачить, вводить в заблуждение'; энде- 'обознаваться, ошибаться'; ут- 'забыть'; адып каг- 'а) забывать; б) ронять, терять дорогой'; таны- 'узнать'; ожаа- 'замечать; отмечать, принимать во внимание'; ожаава- 'игнорировать, не замечать'; он-чала- 'проверять наличие (обычно домашних животных)'; ылавыла- 'уточнять' двзээле- 'иметь смутное представление'; сайгар- '1) разбирать, анализировать; 2) приводить в порядок, переставлять, расставлять; 3) сбывать, реализовать (товар)'; салча- 'путать, смешивать'; сетки- '1) мыслить, размышлять; 2) симпатизировать, относиться благожелательно (доброжелательно (к кому-л.)'; сомала- 'делать приблизительно (в общих чертах, упрощенно)'; 'делать наметки'; сура- '1) искать, расспрашивать; 2) перен. обзывать, оскорблять'; сурагла- 'искать, расспрашивать; наводить справки'; ср. сураар; сурга- '1) наставлять, поучать, давать советы; инструктировать; 2) инспектировать; 3) агитировать; склонять к чему-л.'; угаазыла-'понимать, осмысливать, осознавать; соображать'; угаа- 'соображать; представлять'; угут- уст. 'проповедовать; агитировать, пропагандировать'; ср. суртаалда-; Yнеле- '1) оценивать; квалифицировать; 2) перен. дорожить, высоко ценить; беречь'. Среди них основные -глаголы бода- '1. думать, раздумывать, мыслить; предполагать; 2. решать; 3. учитывать'; бил- '1. знать; 2. уметь; 3. понимать'. Глагол бода- заимствован из монгольского языка.

Глаголы этой группы показывают результат умственной деятельности. В большинстве случаев они управляют винительным падежом, редких случаях — неопределенным и исходным падежами. Чижээ: Бо хемнеп ажар орук-ту эки билир сен бе? (САС, АТ, 140) — Ты хорошо знаешь дорогу, которую ездят через речку?

В тувинском языке винительный, неоформленный винительный и исходный падежи обозначают прямой объект. Но каждый падеж имеет свои особенности употребления. Так, существительное в винительном падеже занимает свободную позицию: в предложении оно может стоять непосредственно перед сказуемым, может находиться далеко от управляющего им глагола (от сказуемого): Шынында, Эрес ол билет дугайы-н барык-ла уттупкан чораан — На самом деле Эрес забыл про тот билет; Демги Чоодурнуц дииспейи уруувус Хорлуужук-ту таныыр ЧYве — Кошка того Чоодура знает нашу дочку Хорлуужук (букв.: Того Чоодура кошка-его нашу дочку Хорлуужук знает, это точно); Ол шыкта оъттап чоруур инектер-ни мен баштай танываан мен — Я вначале не узнал коров, которые паслись в том лугу.

Существительное в неоформленном винительном падеже обычно стоит перед сказуемым: ЧYHY канчап чоруур ийик? Дескен орустар чуртундан, аанакайын, чимзенип, уп бодап чорлар ыйнаан — Что они тут могут делать? В местах, покинутых русскими, шарятся, ищут, что осталось, думают о барахле; Эртенги шай соонда башкылар база ацаа кээп, моол бижик айтыгылаар — После утреннего чая учителя приходят туда и учат монгольскому письму. Очень редко между ним и сказуемым появляются другие слова.

Существительное в исходном падеже, выражающее прямой объект, занимает позицию только перед сказуемым: КврдYЦ бе, Силиг-оглум, чок дээн очерк-тен

бижип эккел — Ну смотри, (друг) мой Силиг-оол (Силиг-оол мой), напиши и принеси хороший очерк.

Оформленный винительный падеж

Имя существительное в оформленном винительном падеже обозначает определенный объект. Аффиксом оформленного винительного падежа всегда оформляются: 1) имена существительные с аффиксом принадлежности 3-го лица в значении 'их, свой'; 2) личные, вопросительные, указательные, определительные местоимения: мен 'я', сен 'ты', ол 'он', 'она'; бис 'мы', силер 'вы', олар 'они'; кым? кто?, чYY? что?; ол 'тот', бо'этот', шак бо 'вот этот'; чамдык 'весь', шупту 'весь, все', дегере 'все, весь', хамык 'весь'; 3) собственные имена; 4)', шак бо 'вот этот', шак ындыг 'вот такой', бYГY 'весь', хамык 'весь' в винительном падеже также выступают в качестве прямого объекта: Из этой группы сочетания существительных с уточняющими словами типа ол 'тот', бо 'этот', демги 'тот', доо 'тот основной'.

Неоформленный винительный падеж

Авторы «Грамматики тувинского языка» писали: «Существительное в винительном падеже не имеет падежного аффикса лишь в том случае, когда стоит рядом с управляющим глаголом, но стоит вставить между ними хотя бы одно слово, как у существительного обязательно появится аффикс винительного падежа»11. Но материал показывает, что неоформленный винительный падеж имени может дистанцироваться, хотя и редко. Перед глаголом появляются наречия (халаска 'даром', кончуг 'очень' и др.), частица (черле 'вообще'), союз (база 'тоже').

Проанализированный нами материал показывает, что имя существительное в неоформленном винительном падеже в тувинском языке часто представляет неопределенный объект, группу или единичный предмет данного рода, никак не индивидуализированный, не несущий на себе специального показателя. Существительные в оформленном и в неоформленном винительном падежах могут появляться при всех временах глагола. Они взаимозаменяемы в следующих случаях:

когда существительные в этих падежах стоят непосредственно перед предикатом;

когда существительные употребляются с аффиксами принадлежности 1-го и 2-го лица;

когда употребляются словосочетания, основанные на 2-м изафете.

Слова с аффиксом принадлежности 3-го лица никогда не употребляются в неоформленном винительном падеже.

В большинстве примеров при прошедшем времени глагола 3-го, 1-го лица употребляется существительное в неоформленном винительном падеже, которое обозначает неопределенное лицо или неопределенный предмет.

Исходный падеж

Имена существительные в исходном падеже занимают позицию только перед глаголом.

11 Исхаков, Пальмбах 1961, 132.

Существительное в исходном падеже в роли прямого объекта стоит непосредственно перед глаголом и при этом выражает либо неопределенный объект, либо часть целого. Выбор этого падежа определяется наклонением и временем глагола. Он употребляется, если глагол стоит в повелительном, условном, согласительном сослагательном наклонениях или в будущем времени изъявительного наклонения. Во всех этих случаях есть точка соприкосновения с планом будущего.

С исходным падежом в рассматриваемом значении больше всего примеров встречается в повелительном наклонении.

Вспомогательный глагол кер- с деепричастием на -п в повелительном наклонении при сочетании с исходным падежом обозначает:

1) вежливую просьбу;

2) желание.

В предложениях со значением неопределенного объекта в исходном падеже встречаем имена существительные, обозначающие исчисляемый предмет. Это может быть лицо, названия животных, птиц, вещей. Это могут быть также имена существительные, обозначающие предмет.

В форме исходного падежа редко встречаются обозначения людей по признакам профессии, рода занятий, пола и возраста, а не употребляются в исходном падеже личные местоимения, личные имена, термины родства.

В большинстве случаев в вышерассмотренных предложениях перед исходным падежом присутствует конкретизатор бир 'один, некий'. Имя существительное в форме исходного падежа называет объект, составляющий неопределенную часть от целого.

Таким образом, в тувинском языке в элементарных простых предложениях в модели с глаголами интеллектуального действия в качестве прямого объекта употребляются имена существительные в оформленном и неоформленном винительном и исходном падежах. Значение определенности выражается оформленностью винительного падежа. В значении неопределенности используются неоформленный винительный и исходный падежи. В отличие от оформленного винительного падежа и неоформленного винительного, исходный падеж занимает позицию перед глаголом.

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллаев С. Н. 1992: Структурно-семантические модели простого предложения в современном уйгурском языке. Каракол

Ахматов И. X. 1983: Струкутрно-семантические модели простого предложения в современном карачаево-балкарском языке. Нальчик.

Байжанова Н. Р. 2004: Модели элементарных простых предложений в алтайском языке. Структурная схема N1 У! в алтайском языке. Новосибирск.

Дмитриев Н. К. 1962: Строй тюркских языков. М., 577-581.

Наделяев В. М., Насилов Д. М. и др. (ред.) 1969: Древнетюркский словарь. Л.

Саналова Б. Б. 2002: Семантическая структура алтайского глагола бил= знать // Языки коренных народов Сибири. Вып. 12, 19-24.

Телякова В. М. 1994: Простое предложение в шорском языке (в сопоставлении с русским): дисс. ... канд. филол. наук. Новосибирск.

Тыбыкова А. Т. 1991: Исследования по синтаксису алтайского языка. Простое предложение. Новосибирск.

Черемисина М. И. 1998: Модель (гипермодель) описания действия {N=1 N=4 (N=7) Уй"} // Языки коренных народов Сибири. Вып. 4, 35-60.

Черосов М. А. 1972: Основные типы синтаксических словосочетаний в якутском языке. Якутск.

ELEMENTARY SIMPLE SENTENCES WITH VERBS DENOTING MENTAL ACTIVITY IN THE TUVA LANGUAGE

N. Ch. Sereedar

The author considers the means of expression and meaning of a direct object in the model in Tuvin. The ways of expression of a direct object by different cases are given.

Key words: the model, a direct object, an Accusative case, an Accusative (unformed) case, an Ablative case, the verbs of an action

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.