Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система'

Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ELECTRONIC TEACHING-METHODOLOGICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Галина Ивановна, Гулакова Марина Викторовна

В данной статье рассматриваются дидактические возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза. Представлены структура и назначение компонентов электронного учебно-методического комплекса «Основы общей психолого-педагогической подготовки» для информационного обеспечения дисциплины «Психология и педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The didactic possibilities to apply multimedia technologies in Higher School educational process are considered in the article. The structure and destination of the components of "The Basics of General Psychological-Pedagogical Training" teaching-methodological complex for information provision of the "Psychology and Pedagogy" discipline are presented.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система»

Педагогические н ну ки

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА

Г. И. Харченко, М. В. Гулакова

ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX AS DIDACTIC SYSTEM

Kharchenko G. I., Gulakova M. V.

The didactic possibilities to apply multimedia technologies in Higher School educational process are considered in the article. The structure and destination of the components of "The Basics of General Psychological-Pedagogical Training" teaching-methodological complex for information provision of the "Psychology and Pedagogy" discipline are presented.

Key words: multimedia technologies, informatization of education, electronic teaching-methodological complex.

В данной статье рассматриваются дидактические возможности применения мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза. Представлены[ы структура и назначение компонентов электронного учебно-методического комплекса «Основы'ы общей психолого-педагогической подготовки» для информационного обеспечения дисциплины'ы «Психология и педагогика».

Нлючевыэю понятия: мультимедийные технологии, информатизация образования, электронный учебно-методический комплекс.

УДК 378.1(007)

Проникновение в образование новых информационных технологий позволяет рассматривать дидактический процесс как информационный, в котором происходит получение информации обучающимися, ее переработка и использование. Информационный подход к обучению ставит перед дидактикой и педагогикой ряд проблем. Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деленный на блоки, или структурированный; тезаурус; гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обусловливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания.

Идея реализации содержания учебной дисциплины в рамках учебно-методических комплексов информационного обеспечения учебной дисциплины в российской педагогике имеет свои истоки в работах В. П. Бес-палько, Ю. Г. Татура, В. Л. Шатуновского и других исследователей. С развитием средств обучения, в частности компьютерных, приверженцами идеи создания дидактических (программно-методических) комплексов на информационной основе стали А. А. Андреев, В. И. Боголюбов, О. А. Козлов, И. В. Роберт, И. М. Шлапаков, П. И. Образцов и др.

т

Харченко Г. И., Гулакова М. В.

Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала дисциплины, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Основная цель создания электронного учебно-методического комплекса - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного индивидуального изучения дисциплины. Электронный учебно-методический комплекс охватывает основное содержание учебного материала и предполагает осуществление основных этапов педагогического процесса: сообщение учебной информации и ее восприятие, закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, их применение и контроль.

Он позволяет:

- эффективно управлять деятельностью по освоению учебной дисциплины;

- стимулировать учебно-познавательную деятельность;

- обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них в зависимости от результатов освоения учебного материала;

- рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию);

- при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий, деловых игр и других занятий на основе коммуникационных технологий.

С точки зрения содержания электронный учебно-методический комплекс обеспечивает полноту представления конкретной предметной области, эффективность используемых педагогических и методических приемов, а именно:

- достаточный объем материала, соответствие Государственному образовательному стандарту;

- актуальность, фактографическую, практическую содержательность, системность и целостность;

- педагогическую состоятельность посредством используемых методик представления учебного материала, системы контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы обучаемого с электронным учебно-методическим комплексом.

Учитывая особую важность электронного учебно-методического комплекса для обеспечения самостоятельной работы, необходимо включить в систему требований следующие:

• реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемым всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;

• особая четкость постановки задач;

• подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;

• использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников, и т. п.).

При проектировании электронного учебно-методического комплекса должны учитываться основные дидактические принципы:

- научность — формирование у студентов научного мировоззрения на основе представлений об общих и специальных методах научного познания;

- доступность — определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

- непрерывность - применение мультимедийных технологий непрерывно и равномерно в течение всего периода обучения студентов с учетом профессиональной направленности и специфики организации учебно-информационной среды;

- проблемность — возрастание мыслительной активности в процессе усвоения учебного материала путем решения проблемных задач;

- наглядность — необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей;

- системность - отражение в создаваемых программных продуктах структурных связей, адекватных связям внутри изучаемой дисциплины, через систему методологических знаний;

- последовательность — обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области;

- прочность усвоения знаний — глубокое осмысление учебного материала и его рассредоточенное запоминание;

- сознательность обучения — обеспечение самостоятельных действий обучаемых по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

- единство образовательных, развивающих и воспитательных технологий;

- интерактивность — обеспечение диалогового режима и устойчивой обратной связи в обучении;

- мотивация и создание положительного отношения к обучению - использование различных инновационных ресурсов, способствующих повышению интереса - соответственно мотива к изучению дисциплины и к освоению выбранной специальности;

- взаимодополнение - использование электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе должно сочетаться с традиционными технологиями обучения. Необходимо применения электронного учебно-методического комплекса определяется индивидуально каждым преподавателем в отдельности в зависимости от цели, вида, содержания занятия и состава обучаемых.

При соблюдении указанных принципов электронный учебно-методический комплекс сочетает в себе функции:

• объединения различных дидактических средств с возможностью последова-

тельного дозированного представления необходимого учебного материала;

• обеспечение информацией в процессе обучения на основе использования символьных, анимированных объектов, деловой графики, электронных презентаций и информационных баз данных;

• обеспечение контроля знаний обучаемых на всех этапах учебного процесса;

• объединение в информационном продукте возможностей многих средств обучения (электронных презентаций, диаграмм, таблиц, схем и т. п.), их дозированное и последовательное представление;

• стимулирование процесса сознательного освоения учебного материала как на занятиях под руководством преподавателя, так и во время самостоятельной работы;

• целенаправленное освоения учебного материала на основе дифференцировано-вариантной модели учебного процесса;

• развитие профессионально важных качеств личности обучаемых, их кругозора и интеллектуального потенциала.

Электронный учебно-методический комплекс представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебный процесс средствами информационных технологий.

В законченном виде электронный учебно-методический комплекс как система включает в себя следующие функциональные подсистемы: управляющую; информационную; содержательную; диагностирующую.

Управляющая подсистема (функционирует только в сетевом варианте комплекса) реализует функции обратной связи преподавателя с обучающимися, накапливая результаты педагогического мониторинга образовательного процесса о каждом обучаемом и, при возможности, анализируя полученную базу данных для совершенствования как рассматриваемого электронного учебно-методического комплекса, так и педагогического процесса в целом.

Информационная подсистема зависит от прикладной области и может включать стандарт дисциплины, рабочую программу, аннотацию и структуру курса, методические

т

Харченко Г. И., Гулакова М. В.

Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система

рекомендации для студентов по работе с электронными материалами, библиографические списки, гиперссылки на электронные ресурсы вуза или Internet, структуру межпредметных связей, график отчетности и т. п.

Содержательная подсистема - это основа электронного учебно-методического комплекса, взаимосвязанная со всеми остальными подсистемами. Ядром данной подсистемы является база знаний, содержащая теоретический курс дисциплины, сборники упражнений и задач, базы данных для компьютерных экспериментов, демонстрационные и моделирующие программы и т. д.

Диагностирующая подсистема -включает в себя систему тестирования с обратной связью для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля, а также самоконтроля. При работе с электронным учебно-методическим комплексом обучаемый может объективно оценить свои знания, пройдя самотестирование. В зависимости от уровня усвоения материала подсистема выдаст ему сообщение о набранных баллах, вопросах, на которые был дан неверный ответ, и гиперссылки на теоретический материал, соответствующий неосвоенным вопросам.

Совокупный конечный результат использования электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе направлен на решение триединой задачи:

• максимальное удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса (преподаватель, студент);

• повышение качества профессиональных знаний, умений, навыков;

• активизация познавательной деятельности, способности к творчеству, формированию и развитию проективных умений и соответственно проективного мышления как у студентов, так и у преподавателя.

Для совершенствования образовательного процесса, использующего мультимедийные технологии направленного на развитие творческой активности, самостоятельности, образности мышления обучаемого целесообразно в высшем учебном заведении

применять мультимедийный программно-методический комплекс.

Электронный учебно-методический комплекс ««Основы общей психолого-педагогической подготовки» предназначен для информационного обеспечения дисциплины «Психология и педагогика». Комплекс является многофункциональным средством организации учебного процесса, охватывающим все виды учебных занятий: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студентов и доступен для изучения в условиях дистанционной формы. Основой его служит дидактическая обработка учебного материала с помощью мультимедийных информационных технологий. Целью дидактического комплекса является комплексная психолого-педагогическая подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности.

В структуру комплекса включены следующие составляющие:

- рабочая программа дисциплины (гипертекстовый вариант), соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по определенному направлению или специальности;

- учебные и учебно-методические материалы по следующим видам занятий: лекционные, семинарские, практические. Они представлены текстами лекций, планами семинарских и практических занятий, заданиями для самостоятельной контролируемой работы. Конспекты лекций представляют собой информационные тексты в которых в сжатом виде изложены основные понятия темы, а также представлены схемы, таблицы, отражающие структурно-логические связи используемых дидактических единиц. Кроме того, включены фрагменты видеофильмов и звуковых файлов, дополняющие материал лекций и способствующие его наглядному изложению. Электронные конспекты могут использоваться на этапе закрепления, повторения, систематизации учебного материала. Ознакомление с каждым из них заканчивается предлагаемым списком литературы, а также возможностью пройти тест по данной теме;

- словарь терминов (глоссарий), или предметный указатель (алфавитный перечень ключевых слов и терминов в виде ссылок на теоретические материалы);

- словарь персоналий содержит статьи, в которых приведена краткая биография выдающихся ученых, педагогов и психологов;

- раздел «Тестирование» предназначен для проверки знаний студентов на различных этапах обучения и содержит набор тестовых заданий как для промежуточного контроля по каждой теме, так и для итогового по всему разделу и может использоваться автономно. Выполнение тестовых заданий ограничено по времени и составляет две минуты на каждое задание. На экране монитора отсчитывается время, оставшееся на выполнение задания. В предлагаемом программном продукте использовались тестовые задания следующих видов: задание-выбор, задания на установление соответствия, задания на упорядочение, задания открытой формы;

- раздел, содержащий кроссворды к изучаемым темам, позволяет активизировать учебную деятельность студентов, а также осуществить контроль знаний основных понятий. В этом случае задания, включенные в кроссворды, могут рассматриваться как тестовые задания открытой формы, а наличие подсказки (буквы на пересечении слов) сближает их с заданиями закрытой формы;

- раздел «Полезная информация», представлен электронными адресами сайтов, содержащих информацию по проблемам образования, включая электронные версии педагогических и психологических журналов, а также электронных библиотек;

- список основной и дополнительной литературы.

Можно выделить несомненные преимущества использования электронного учебно-методического комплекса в процессе обучения:

• в комплексе представлен систематический курс, позволяющий полностью обеспечить учебный процесс всеми необходимыми средствами;

• обучение обеспечивается разнообразными материалами;

• комплекс позволяет организовать процесс обучения в индивидуальном, оптимальном для каждого студента темпе;

• работа с комплексом повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, мультимедийные лекции обеспечивают более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге приводит к росту интереса к предмету;

• комплекс работает в интерактивном режиме, следовательно, студент становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций.

Вместе с тем к отрицательным моментам использования электронного учебно-методического комплекса можно отнести:

• затраты времени на обучение студентов правилам работы с электронными учебными материалами электронного учебно-методического комплекса;

• отсутствие у студентов желания конспектировать материал аудиторных лекций, который частично уже имеется в электронном учебно-методическом комплексе;

• изучение электронных материалов часто отталкивает студентов от знакомства с традиционными учебниками, пособиями, научной литературой по дисциплине, если таковые имеются;

• быстрая утомляемость студентов при некоторых видах работы с электронным учебно-методическим комплексом.

Эффективность электронного учебно-методического комплекса во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных со способом его использования в учебном процессе.

Электронный учебно-методический комплекс позволяет организовать планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата: освоение учебной дисциплины, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, но направляемую и руководимую им на базе дидактических возможностей использования информаци-

Харченко Г. И., Гулакова М. В.

Электронный учебно-методический комплекс как дидактическая система

онных и коммуникационных технологий. Комплекс может активно использоваться не только на занятиях, но и применяться для самостоятельной работы студентов при подготовке к ним.

Как дидактическая система комплексного назначения электронный учебно-мето-

дический комплекс наиболее полно отвечает задачам подготовки студентов по конкретной дисциплине, и его применение для целостного изучения темы, раздела или курса является рациональным.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Брановский Ю. С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие / Кубан. гос. технол. ун-т. — Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001. — 415 с.

2. Вакулюк В. М., Семенова Н. Г. Мультимедийные технологии в учебном процессе // Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 101—105

3. Образцов П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе ДО // Открытое образование. — 2001. — № 5. — С. 39—44.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: Школа-Пресс, 1994. — С. 188—189.

5. Стародубцев В. А. Разработка и практическое использование мультимедийного программно-методического комплекса естественнонаучной дисциплины // Информационные технологии. — 2003. — № 2.

6. Соловов А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. — Самара: Новая техника, 2006. — С. 127.

7. Харченко Г. И., Гулакова М. В. Разработка и использование электронного учебно-методического комплекса в контексте ком-петентностного подхода // XIII Царскосельские чтения: «Высшая школа — инновацион-

ному развитию России»: Междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. — СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2009. — Т.1. — 392 с. 8. Харченко Г. И., Гулакова М. В. Использование электронного учебно-методического комплекса для организации самостоятельной работы студентов // Психология и педагогика инноваций в условиях непрерывного образования: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. — 432 с.

Об авторах

Харченко Галина Ивановна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - проблемы использования новых информационных технологий в учебном процессе вуза. [email protected]

Гулакова Марина Викторовна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы. Сфера научных интересов - профессиональная подготовка специалиста-педагога в современном вузе.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.