Научная статья на тему 'Электронный парламент как стадия развития информационного общества'

Электронный парламент как стадия развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2328
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ИНФОРМАТИЗАЦИИ / INFORMATION SOCIETY / E-PARLIAMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROCESS OF INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Ольга Ивановна

В статье рассматривается электронный парламент как новая стадия развития информационного общества. Своевременное совершенствование информационно-технологического обеспечения законодательной деятельности позволит обеспечить принципы демократического общества. Выделяются задачи, анализируются особенности и проблемы внедрения электронного парламента. Указываются основные этапы информатизации законодательных органов государственной власти. Акцентируется основная идея процесса электронизации, которая выражается во взаимодействии граждан и государства, а именно участии людей на всех этапах законотворчества вплоть до подписания и опубликования закона. Данная статья резюмирует значимость процесса внедрения электронного парламента, который способствует созданию более эффективных и гибких механизмов поддержки деятельности в государственном управлении, а также развитию темпа жизни, связанного с ускоренным обменом информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PARLIAMENT AS A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

The paper discusses e-parliament as a new stage in the development of the information society. Timely improvement of information technology support for legislative activity will ensure the principles of a democratic society. The author identifies the objectives and analyzes the characteristics of introducing of e-parliament. The paper reveals the main stages of informatization of legislative bodies, stresses that the fundamental idea of electronization is ensuring the interaction between citizens and the state, namely public involvement at all stages of lawmaking until the signing and publication of the law. The paper summarizes the importance of the process of electronic parliament introduction which will enable more efficient and flexible mechanisms of supporting public administration, as well as growing pace of life associated with more rapid exchange of information.

Текст научной работы на тему «Электронный парламент как стадия развития информационного общества»

предприятии рабочей силы. Косвенным доказательством того, что заработная плата становится ценой человеческого капитала, а не рабочей силы, является развитие форм сдачи высококвалифицированной рабочей силы в лизинг промышленным предприятиям фирмами, специализирующимися на опережающем развитии.

Отсутствие развитого процесса функционирования человеческого капитала снижает привлекательность инвестиций в развитие способностей к труду, образование и самообразование. Эффективность применения человеческого капитала в инновационно ориентированном производстве обусловлено двумя факторами:

1) постоянный образовательный процесс развития сотрудников, который в первую очередь связан с ростом производительности труда, его интенсивностью;

2) реализация нового отношения к трудовой деятельности. Действие этого фактора опирается на адекватное развитие норм деятельности в соответствии с темпом обновления производственной информации и обусловлено реализацией принципа развития креативного содержания трудовой деятельности сотрудников в процессе модернизации производства.

В связи с этим следует заметить, что реальной поддержкой стало бы проведение государственной политики роста реальных доходов населения (минимальной заработной платы, прожиточного минимума и т.п.), признание процесса профессионального обучения в качестве производительного труда, с организацией его поощрения как на производстве, так и в государственных образовательных учреждениях.

Так, например, в японских корпорациях помимо основной заработной платы, предполагающей ежегодное увеличение, принято выплачивать:

1) дополнительную заработную плату, которая начисляется в процентном отношении к основной в зависимости от проделанной работы сотрудника фирмы по трем основным направлениям: производственному, административному, исследовательскому;

2) специальные тарифы за работу в условиях вредного производства;

3) социальные выплаты на содержание своей семьи;

4) бонусы по результатам работы фирмы.

В целом можно утверждать, что при всей твердости базовой заработной платы на предприятиях Японии, ее независимости от рыночной конъюнктуры здесь удается создать единую и гибкую систему оплаты труда, стимулирующую трудовую активность сотрудников на всем технологическом кластере предприятия.

1. Грейсон Дж. (мл.), ОДелл К. Американский менеджмент на пороге ХХ! века. М., 1991.

2. Дубовская Е.А. К постановке проблемы утечки умов // Инновационное развитие экономики АПК: теория, история и современная практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. (г. Оренбург, 29 ноября - 1 декабря 2013 г.). Оренбург: Оренбургский государственный аграрный университет, 2013.

3. Мамаева Л.Н. Инновации в образовании // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2007.

5. Ческидов М.А. Институциональная составляющая экономической безопасности // Вестник СГСЭУ. 2012. № 4 (43).

Ольга Ивановна Харченко,

аспирантка кафедры институциональной экономики, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается электронный парламент как новая стадия развития информационного общества. Своевременное совершенствование информационно-технологического обеспечения законодательной деятельности позволит обеспечить принципы демократического общества. Выделяются задачи, анализируются особенности и проблемы внедрения электронного парламента. Указываются основные этапы информатизации законодательных органов государственной власти. Акцентируется основная идея процесса электронизации, которая выражается во взаимодействии граждан и государства, а именно участии людей на всех этапах законотворчества вплоть до подписания и опубликования закона. Данная статья резюмирует значимость процесса внедрения электронного парламента, который способствует созданию более эффективных и гибких механизмов поддержки деятельности в государственном управлении, а также развитию темпа жизни, связанного с ускоренным обменом информацией.

Ключевые слова: информационное общество, электронный парламент, информационно-коммуникативные технологии, процесс информатизации.

Q.I. Kharchenko

Да» lelik-olik90@mail.ru

УДК 316.77:004

E-PARLIAMENT AS A NEW STAGE IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

The paper discusses e-parliament as a new stage in the development of the information society. Timely improvement of information technology support for legislative activity will ensure the principles of a democratic society. The author identifies the objectives and analyzes the characteristics of introducing of e-parliament. The paper reveals the main stages of

informatization of legislative bodies, stresses that the fundamental idea of electronization is ensuring the interaction between citizens and the state, namely public involvement at all stages of lawmaking until the signing and publication of the law. The paper summarizes the importance of the process of electronic parliament introduction which will enable more efficient and flexible mechanisms of supporting public administration, as well as growing pace of life associated with more rapid exchange of information.

Keywords: information society, e-parliament, information and communication technologies, process of informatization.

На современном этапе развития мирового сообщества информация является стратегическим ресурсом, приравненным к природным и социальным ресурсам. Одним из основных условий в создании информационного общества в целом является уровень материально-технической оснащенности информационно-коммуникационными средствами в масштабах всей страны. В настоящее время показатели такой оснащенности в субъектах Российской Федерации диаметрально противоположны. В связи с этим затруднительно формировать долгосрочные перспективы развития информационного общества. Новые темпы жизни, связанные с ускоренным обменом информацией, побуждают к немедленной реакции на происходящие перемены, созданию более эффективных и гибких механизмов поддержки деятельности в государственном управлении. На государство возложена функция координатора происходящих перемен, а именно всеобщего перехода к полноценному информационному обществу. Своевременное совершенствование информационно-технологического обеспечения законодательной деятельности в России позволит обеспечить принципы демократического общества [3]. Эффективный диалог в цепочке «государство - общество - гражданин» открывает качественно новые возможности в государственном управлении.

Процесс информатизации законодательных органов государственной власти развивается поэтапно:

I этап (2002 - 2010 гг.) - ФЦП «Электронная Россия»;

II этап (2011 г.) - Стратегия развития информационного общества в России;

III этап (2011 - 2020 гг.) - активное внедрение электронного правительства и в результате расширения электронизации внедрение электронного парламента [5].

Электронный парламент представляет собой новую форму участия граждан и организаций в законотворчестве на основе использования информационно-коммуникационных технологий на всех этапах до подписания и опубликования закона.

По словам Валерия Язева, вице-спикера Госдумы, предполагается, что система электронного парламента позволит гражданскому обществу и органам законодательной власти субъектов РФ не только знакомиться с проектами законов и отзывами на них, но и обсуждать их. Кроме того, отметил он, в рамках реализации проекта «Электронный парламент» будут вестись прямые трансляции не только пленарных заседаний, но и парламентских слушаний (Концепция формирования в РФ «электронного парламента» до 2015 г.: одобрена на заседании Президиума совета при Президенте).

Сейчас появляется возможность для представителей региональных парламентов принимать участие в заседаниях комитетов и комиссий Государственной Думы удаленно с использованием технологии видео-конфе-ренц-связи. Вскоре будут презентованы такие разработ-

ки, как «Парламентский портал» и «Электронная общественная приемная». Стратегия развития электронного парламента предусматривает создание государственной автоматизированной системы «Законотворчество», «Парламентский портал» и государственной системы правовой информации.

На портале «Электронная приемная Государственной Думы» граждане могут не только направить обращение в электронном виде, но и отследить его ход и результаты рассмотрения, имеют возможность опубликовать свои обращения в открытом доступе с последующим сбором подписей в течение 90 дней в их поддержку с использованием механизма ЭМБ-авторизации. Здесь же размещена информация о проведении приема граждан в приемной ГД РФ и приемных депутатов в субъектах Федерации, существует возможность записи в электронном виде на прием к депутату ГД РФ и проведения приемов граждан в режиме видео-конфе-ренц-связи.

«Парламентский портал» предусматривает доступ по принципу «одного окна» к справочной информации о деятельности законодательных органов государственной власти и депутатов, возможность самостоятельного ведения депутатами своих сайтов, организации обсуждения и коллективной работы над законопроектами с участием экспертов и общественного обсуждения в социальных сетях, создания типовых интернет-сайтов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Система электронного парламента позволяет обеспечить максимально эффективную и продуктивную работу депутатов вне зависимости от того, где они находятся: в регионах, в командировках или в зале заседаний.

Для того чтобы в России электронный парламент прижился и оправдал себя именно как информационно-коммуникативная технология, а не просто как информационная технология, необходимо к разработке концепции электронного парламента привлекать представителей всех заинтересованных сторон, добиваясь согласованного мнения о приоритетах и консенсусе по вопросам реализации этой концепции. Эффективное управление ИКТ-проектом обеспечивается стратегическим планированием [4]. Консультации с членами парламента в отношении приоритетов и реализуемых технологических решений должны осуществляться на постоянной основе. При этом желательно обеспечить руководство инновационными процессами со стороны генерального секретаря и других высших должностных лиц парламента.

В качестве примера приведем Республику Татарстан, где «Электронный парламент» - это составная часть глобальной региональной системы «Электронный Татарстан». Взаимодействие системы с органами испол-

нительной власти и муниципальными образованиями Республики Татарстан значительно сокращает время прохождения документов - с нескольких дней до считанных минут [2].

Важнейшее значение имеет то, что подобные технологии предоставляют уникальную возможность практически в режиме реального времени одновременно работать над законопроектом как группе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов одного законодательного органа, так и депутатам нескольких законодательных органов.

Однако существуют проблемы развития информационного общества и электронного парламента:

- несовершенство нормативно-правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами власти информации и услуг в электронной форме населению, организациями и бизнесу;

- «цифровое неравенство» - проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей;

- недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий как у населения, так и у государственных и муниципальных служащих;

- отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг;

- разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах;

- высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов;

- недостаточный уровень информационной безопасности (низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности);

- недостаточный уровень развития отечественного производства в сфере информационных и телекоммуникационных технологий [1].

Таким образом, в течение последних пяти лет предпринимались активные усилия по развитию процессов

информатизации законодателей на федеральном и региональном уровнях. Внедрение электронного парламента решает следующие задачи:

- организация доступа к существующим информационно-поисковым системам, необходимым современному законодателю;

- предоставление законодателям, прежде всего на региональном уровне, постоянного доступа к информации о планах и текущем состоянии законодательной деятельности коллег;

- модификация процедуры обеспечения законотворчества.

На сегодняшний день ситуация такова, что не все парламенты реализуют в полной мере возможности этой программы в своей деятельности. Помимо этого, электронный парламент не оправдывает до конца своего предназначения как информационно-коммуникативной технологии. Преимущества использования электронного парламента, выражающиеся в снижении временных и материальных затрат, а также в получении доступа к огромному человеческому потенциалу, способны сделать человека и все общество контролером знаний и двигателем прогресса.

1. Гришин С.Е. Проблемы экспертных оценок электронного правительства // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40).

2. Мотыгуллин В.Г.: «Опыт внедрения системы «Электронный парламент» в Государственном Совете Республики Татарстан». URL: http://www.gosbook.ru/documents.

3. Овчинников С.А., Бабаян З.М. Некоторые проблемы государственно-частного партнерства при создании электронного правительства в России и роль независимой информационной экспертизы в этом процесса // Вестник СГСЭУ. 2013. № 2 (46).

4. Овчинников С.А., Россошанский А.В. Роль парламентов в реализации решений всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS - ВВУИО) и реализации национальной информационной политики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

5. Резолюция «круглого стола» на тему: «Электронный парламент»: вопросы правового обеспечения. URL: http://www. gosbook.ru/documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.