Научная статья на тему 'Ветви власти в электронном государстве'

Ветви власти в электронном государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
804
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / THE E-GOVERNMENT / THE ELECTRONIC JUSTICE / THE ELECTRONIC LAWMAKING / THE ELECTRONIC PARLIAMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонова Софья Владимировна

В статье рассматривается электронное государство как новый этап в развитии конституционного государства, новый способ организации публичной власти, для которого характерна трансформация всех трех ветвей государственной власти. Законодательная ветвь представлена электронным законотворчеством и электронным парламентам, исполнительная — электронным правительством, судебная — электронным правосудием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branches of the State Power at the E-government

The article deals with the formation the concept of the e-government. The e-government is regarded as the new stage of the constitution state evolutions and the new way of the organization of the public authority. The e-government is characterized by the transformation of all three branches of the state power. The legislative branch presents the electronic lawmaking and the electronic parliaments, the executive power presents the electronic government, and the judicial presents the electronic justice.

Текст научной работы на тему «Ветви власти в электронном государстве»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С.В. Тихонова

ВЕТВИ ВЛАСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ГОСУДАРСТВЕ

В статье рассматривается электронное государство как новый этап в развитии конституционного государства, новый способ организации публичной власти, для которого характерна трансформация всех трех ветвей государственной власти. Законодательная ветвь представлена электронным законотворчеством и электронным парламентам, исполнительная — электронным правительством, судебная — электронным правосудием.

Ключевые слова: электронное государство, электронное законотворчество, электронное правительство, электронное правосудие.

S.V. Tikhonova

BRANCHES OF THE STATE POWER AT THE E-GOVERNMENT

The article deals with the formation the concept of the e-government. The e-government is regarded as the new stage of the constitution state evolutions and the new way of the organization of the public authority. The e-government is characterized by the transformation of all three branches of the state power. The legislative branch presents the electronic lawmaking and the electronic parliaments, the executive power presents the electronic government, and the judicial presents the electronic justice.

Keywords: the e-government, the electronic justice, the electronic lawmaking, the electronic parliaments.

Трансформации общества, вызванные коммуникационной революцией в ХХ в., неоднократно обсуждались в научной литературе. Однако развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) затрагивает и эволюцию государства, инициируя появление его нового типа — государства электронного. Электронное государство опирается на принципиально новые принципы взаимодействия государства и личности, а также взаимодействие элементов государственной системы. В настоящее время интернет-технологии активно применяются в государственном строительстве, в некоторых странах — весьма масштабно. Однако об окончательном переходе государства к электронной форме говорят как о деле будущего. Тем не менее, концептуализация обозначенного процесса идет весьма активно в рамках политологии, социологии, юриспруденции, осваивающих такие понятия, как «электронное правительство», «электронное управление», «сервисное государство», «активизирующее государство» и, наконец, «электронное государство».

В правовой науке устойчивый теоретический интерес к понятию «электронное государство» можно отметить с начала первого десятилетия нынешнего века. И.Ю. Богдановская отмечает, что «понятие «электронное государство» наиболее

© Тихонова Софья Владимировна, 2013

Доктор философских наук, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: segedasv@yandex.ru

соответствует английскому понятию e-government»1, поскольку современные международно-правовые документы (включая решения Европейского суда по правам человека) используют термин government для обозначения государства в целом. Поэтому термин e-government должен употребляться не для обозначения правительства как центрального органа исполнительной власти, а для системного единства всех трех ветвей власти. Эту точку зрения поддерживают Н.Н. Федосеева и М.А. Чайковская, определившие электронное государство как форму организации деятельности органов государственной власти в виртуальном пространстве, обеспечивающую за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий оптимизацию государственного управления, усиление открытости государства и реализацию конституционных прав и свобод граждан. Авторы справедливо отмечают, что научные определения терминов «электронное государство» и «электронное правительство» с момента введения их в научный лексикон строятся специалистами по разным принципам и претерпевают определенную эволюцию по мере того, как электронное правительство внедряется в практику в отдельных странах2. Одни дефиниции имеют описательный характер и направлены на выявление социальных последствий внедрения принципов электронного государства; другие содержат перечисление его отдельных инструментов; третьи раскрывают специфику их технического воплощения в конкретных программных продуктах; четвертые акцентируют экономическую эффективность управления государством. Каждый из перечисленных подходов отражает определенный аспект функционирования электронного государства.

Важно отметить, что электронное государство не сводится к осуществлению а информационных аспектов государственной деятельности, включая работу ? законодательных, исполнительных, судебных органов на основе использова-а. нии ИКТ-систем, хотя такая точка зрения существует: «В упрощенном виде

m 0

g «электронное государство» можно свести к созданию определенной коммуника-

i тивной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам

1 взаимодействовать с использованием новых информационных технологий»3. J Однако сущность модели электронного государства заключается в двустороннем | взаимодействии населения и государственных структур, при котором первые | имеют право непосредственно влиять на работу вторых.

2 М.Г. Васькова отмечает наличие в правовой науке трех подходов к понима-° нию терминов «электронное государство»4. Модифицировав ее классификацию, ж можно обозначить их как институциональный, системный, организационный. В

о

| соответствии с институциональным подходом электронное государство рассма-

2 тривается как теория организации власти населением, включающая в себя такие

1 институты, как понятие электронного государства, его признаки, сущность,

0

° функции, основы взаимодействия общества и государства, правовую основу § формирования и функционирования. Системный подход трактует электронное

1 государство как систему государственных органов, обеспечивающих реализацию | государственной политики в области информатизации. Организационный подход

определяет электронное государство как организацию государственной власти, основанную на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Структурно концепция электронного государства содержит все три ветви власти. Первоначально политологи исходили из модели диады, включая в состав электронного государства только электронную демократию и электронную

12

администрацию5. Однако ученые-правоведы все чаще говорят о необходимости

универсализации концепции, расширении ее на всю государственную систему. В этом исследовательском ракурсе мы получаем триаду «электронное законотворчество» — «электронное правительство» — «электронное правосудие». Концептуализация структуры электронного государства, обоснование принципов формирования его ветвей сегодня являются новым рубежом в развитии его теории, преодоление которого сопряжено с систематизацией накопленных знаний и приданием модели электронного государства законченного вида.

Рассмотрим ветви власти в электронном государстве подробнее. Чаще всего законодательную ветвь трактуют как электронный парламент, т. е. законодательный орган, осуществляющий свою деятельность на основе автоматизированных систем подачи и подсчета голосов. Также к практике электронного законотворчества имеют отношение технологии электронного голосования. Понятие «электронное голосование» охватывает различные технологии автоматизации избирательного процесса.

Думается, что сведение законодательной ветви власти в электронном государстве к электронному правительству является узким пониманием, поскольку сегодня речь может идти о новой практике законотворчества. Ее новыми ИКТ-инструментами являются общественные обсуждения.

Данная форма участия граждан в отправлении государственной власти потенциально способна приблизить правовую политику государства к насущным потребностям жизни общества и позициям избирателей, поскольку технически обеспечивает прямое влияние на законодательную инициативу.

Западные исследователи рассматривают государство как платформу, которая обеспечивает активное участие граждан не только в обсуждении, но и в С редактировании, совершенствовании текстов законов6, т. е. граждане не просто к обсуждают закон, они вовлекаются в коллективную деятельность по улучшению р

а

существующих решений, сервисов, служб и документов. Речь идет об интеграции о принципов коллективного создания гипертекста (wiki) отбора голосованием наи- й более перспективных предложений (vote) в рамках технологии WikiVote, которая у

поддерживает общественное создание, редактирование и улучшение документов. С

т

Технология WikiVote предполагает создание цифровой экосистемы, в которой н происходит направленная селекция текстов. Исходные материалы привносятся й в систему модераторами проекта. После размещения исходных материалов в и систему приглашаются участники, задача которых состоит в оценке и видоиз- е

о

менении исходных элементов7. Совместные действия участников, как правило, й направлены не только на создание и улучшение документа, но и на решение Д т. н. «облачных» или «диких» проблем», т. е. проблем, не поддающихся точной | диагностике, решение которых зависит от множества участников. Принципы • использования WikiVote фиксируют приоритет реальных совместных действий (

9

над обсуждением; зависимость ценности голоса участника от объема его вклада — и оценки вклада сообществом; продвижение познания и инноваций. g

Сегодня краудсорсинг (использование знаний толпы) способен обеспечивать развитие существующей системы законодательства за счет использования знаний граждан. Технологии по организации сетевой деятельности по коллективному созданию нормативных регламентов делают в перспективе реальной идею Руссо о законодательствующем народе. Граждане сами формируют нормы, по которым собираются жить дальше, отражая их в создаваемом документе. 13

Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов»8, создание порталов «Общественное правительство» и «Российская общественная инициатива» — это самые первые шаги в направлении электронного законотворчества.

Отсутствие в конституционном законодательстве механизмов влияния общественных инициатив на законодательную инициативу сводит практику публичных обсуждений к поверхностной легитимации законов. Если законопроект выносить на общественное обсуждение и корректировать в соответствии с мнениями граждан, принятый закон может прийти в соответствие с общественным мнением, если такова будет воля субъектов законодательной инициативы. Без внесения корректировок в проект (или сведение их к формальному минимуму) такой закон, безусловно, будет лучше известен гражданам, чем принятый традиционными способами, но степень несогласия с ним будет еще выше — фрустрация участников обсуждения, чье мнение было не учтено, неизбежна. Кроме того, опосредованный процесс внесения корректив сводит на нет преимущества технологии WikiVote. Закрепление правил общественного обсуждения законопроектов без реальных гарантий учета общественного мнения, таким образом, может не только нивелировать результативность общественного обсуждения проектов законов, но и стать причиной кризиса идеи электронного государства, ограничив потенциал ИКТ как инструмента волеизъявления граждан. Подмена прямого участия граждан в законотворчестве минимумом легитимации за счет публичных дискуссий станет шагом назад в развитии информационного общества.

Перейдем к рассмотрению исполнительной ветви власти. Смысл электронного правительства определяют новые возможности государственного управления, созданные применением информационно-коммуникационных технологий в работе государственных органов как на благо граждан и бизнеса, так и для собственных нужд9. В «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» сформулированы следующие основные цели электронного правительства в Российской Федерации:

повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании10.

Данные цели охватывают административно-управленческие процессы и позволяют трактовать взаимодействие государства и граждан с помощью терминологии государственных услуг, внедрение которой сегодня в российские реалии осущест-

вляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»11.

А.В. Луканин и Е.В. Еремина вслед за многими отечественными и зарубежными авторами выделяют три группы функций электронного государства (правительства) как системы социального взаимодействия: 1) направление «государство — государство» (G2G), включающее организацию систем межведомственного электронного документооборота, внедрение стандартов электронного делопроизводства, разработку отраслевых программ информатизации, подключение к информационным сетям органов государственной власти, развитие межведомственных информационных систем и баз данных; 2) направление «государство — бизнес» (G2B), предполагающее повышение эффективности социального взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, формирование условий, необходимых для развития механизмов электронной торговли и ускоренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере ИКТ, совершенствование управления государственным заказом; 3) направление «государство — граждане» ^2^, обеспечивающее реализацию действительных прав граждан на свободный поиск, получение и передачу информации, повышение информационной открытости органов государственной власти, а также качества оказываемых гражданам услуг12.

В целом электронное правительство как ветвь власти электронного государства в научной литературе описана и разработана достаточно подробно.

Информатизация правосудия в нашей стране позволяет приблизить его к гражданам. Однако концепция электронного правосудия не сводится к информатизации судов. Электронное правосудие возможно только тогда, когда процессуальные действия совершаются в цифровой форме.

В Российской Федерации «площадкой для тестирования» модели электронного правосудия стал Высший Арбитражный суд РФ. Этот выбор закономерен, поскольку именно экономическая сфера является двигателем сетевого общества. Новеллы Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 228 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» предусматривают возможность подачи исковых заявлений, заявлений и жалоб в электронной форме (сюда относятся подача искового заявления в электронной форме, отзыва на исковое заявление, заявление на решение об отмене третейского суда, заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, апелляционной и кассационной жалобы, заявление о пересмотре в порядке надзора, заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам) через официальный сайт арбитражного суда www.arbitr.ru в Интернете; участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, обязательное протоколирование судебного заседания с применением аудиозаписи, извещение о процессе с использованием электронной почты и сайтов арбитражных судов.

На наш взгляд, в среднесрочной перспективе после модернизации арбитражного судопроизводства на основе принципов электронного правосудия возможна модернизация гражданского и административного судопроизводства, затем — уголовного, а также создание единой сети, объединяющей судебную систему РФ. Эти меры могут обеспечить транспарентность судопроизводства и развитие системы гражданского контроля за судебной властью, приблизить правосудие к гражданам и преодолеть правовой нигилизм.

Итак, электронное государство — это новый способ организации публичной власти, трансформирующий все три ветви государственной власти. Законодательная ветвь представлена электронным законотворчеством и электронным парламентом, исполнительная — электронным правительством, судебная — электронным правосудием. Наибольшей зрелостью отличается исполнительная ветвь электронного государства, две остальные находятся в эмбриональном состоянии. В заключение отметим, что электронное государство является новым этапом в развитии конституционного государства, каждая последующая стадия которого (правовое государство, социальное государство) вбирала в себя фундаментальные положения предыдущего этапа, дополняя их новым содержанием. Отражая качественные социальные изменения, электронное государство инициирует перераспределение ролей участников управленческих процессов, меняя отношения личности, обществ и государства, создавая фундамент для реальной возможности ответственности государства перед личностью.

1 Богдановская И.Ю. Концепция «электронного государства» (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и интернет: теория и практика». М., 2009. С. 2.

2 См.: Федосеева Н.Н., Чайковская М.А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 6-10.

3 Богдановская И.Ю. Указ. соч. С. 3.

4 Васькова М.Г. Проблемы построения электронного государства: теоретические аспекты // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 278.

5 См., например: Солодов В.В. Электронное правительство как инструмент трансформации государственного управления: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007.

6 См.: Патаракин Е.Д. Концептуальная модель и технологическое решение для сетевых общественных консультаций // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. № 9 (17). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/patarakin.pdf (дата обращения: 26.05.2013).

7 WikiVote. URL: http://letopisi.ru/index.php/WikiVote (дата обращения: 26.05.2013).

8 См.: Российская газета. 2011. 11 февр.

9 См.: Някина Е.С., Погодина Е.А. Перспективы электронного правительства // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. Вып. 31. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/images/File/2012/31/ Nyakina_Pogodina.pdf (дата обращения: 26.05.2013).

10 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 20, ст. 2372; 2009. № 12, ст. 1429.

11 См.: Российская газета. 2010. 30 июля.

12 См.: Луканин А.В., Еремина Е.В. Государство и общество: институционализация новых форм взаимодействия в условиях информатизации // Власть. 2012. № 12. С. 24-25.

Т.А. Желдыбина, М.Н. Лядащева-Ильичева

ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье исследуется правовое регулирование отношений супругов во второй половине XIX - начале XX в. Анализируются взгляды ученых-юристов на неимущественные и имущественные отношения; дается оценка основным правовым системам, принятым в странах

© Желдыбина Татьяна Анатольевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

© Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская госу-16 дарственная юридическая академия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.