342.533(477)
Наталья Сергеевна Погребняк,
младший научный сотрудник Институт государственного строительства и местного самоуправления НАПрН Украины,
г. Харьков
ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ФУНКЦИЙ АППАРАТА ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ КАК ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
Статья посвящена исследованию реализации информационной функции аппарата парламента как составляющей в системе его конституционно-правового статуса с использованием прикладных знаний философии информационного права; сделано критический анализ информационного обеспечения законотворческой деятельности Верховной Рады Украины. Сформулированы концептуальные положения, обоснованы новые рекомендации и выводы относительно исследуемых вопросов.
Ключевые слова: информационная функция, статус, аппарат, парламент, Верховная Рада Украины.
Назначение современного государства - быть связующей силой цивилизованного общества. На его состояние, структуру общественных отношений в определенной степени влияют не только государство, его образования, но и другие институты, в том числе политического характера, например, экономическая, социальная, духовная и другие системы, а также международная обстановка. Не является исключением и информационная составляющая [2]. В связи с этим важно исследовать влияние информационного ресурса на элементы в системе обеспечения реализации государственной власти в Украине в контексте демократических преобразований, а именно: адаптацию Аппарата Верховной Рады Украины (далее - Аппарат) к новым условиям развития информационного общества. Ведь развитие процесса информатизации ведет к необходимости усиления его конституционно-правового статуса в направлении структурного и содержательного совершенствования информационной функции в системе функций вспомогательной службы легислатуры.
Целью этой статьи является комплексное исследование проблемы функционирования аппарата парламента в современную зета-байтовую эпоху в информационном аспекте, осуществление критического анализа реализации им информационной функции, выявление проблемных вопросов и внесение предложений относительно путей их решения.
Задачами настоящей работы является комплексное исследование информационной функциональной составляющей конституционно-правового статуса аппарата, раскрытие её содержания, специфики, характера и особенностей реализации, выявление закономерностей и тенденций развития, исходя из теоретических разработок и практики организации и деятельности вспомогательной институции, а также формулирование предложений по совершенствованию её осуществления.
Проблема информационного обеспечения органов государственной власти, в том числе легислатуры, не остается без внимания таких учёных, как: Ю. П. Битяк [3], А. П. Дзёбань [4 - 6], И. А. Здзеба [16], Н. А. Кошевая [8], В. Г. Пилипчук [5], И. Е. Словская [14], М. Ю. Слюсарчук [15], М. П. Требин [10], Н. Я. Швец [16], И. В. Яковюк [3] и др. На диссертационном и монографическом уровне заслуживают особого внимания исследования М. Ю. Парамоновой [11] и С. А. Антоненка [1].
Характер реализации информационной функции Аппаратом коррелирует с характером законотворческой деятельности. Проблема усиления конституционно-
правового статуса Аппарата в части реализации информационной функции связана с решением задач, на которые в юридической литературе обращается особое внимание. А именно: надлежащего научного обоснования нормативно-правовых актов, уменьшения влияния субъективных факторов, сокращение технологического цикла нормотворческого процесса [8, с. 106], своевременного и достоверного обеспечения парламентариев сведениями для принятия обоснованного решения государственного значения, сбора данных обратной связи для обеспечения реализации совместного с обществом законотворчества.
Проблема информационного обеспечения Аппаратом законотворческого процесса связана и с проблемой последующего развития нормативно-правовой базы в информационной сфере. Содержание последней раскрывают на уровне монографии О. П. Дзёбань и В. Г. Пилипчук [5]. Ненадлежащее информационное обеспечение парламента влечет хаотичный характер законодательной деятельности, - констатируют О. Березюк и И. Словская. Авторы акцентируют внимание на несоблюдении сроков корректировки законопроектов, следствием чего является ненадлежащий уровень их подготовки и бессистемный законотворческий процесс, копирование и противоречие действующим законам решений, которые принимаются [14].
Содержание информационной функции Аппарата следует рассматривать, в частности, в связи с такими категориями как «информация», «информационный ресурс», «информационное пространство», «информатизация».
В современной науке понятие «информация» используется в традиционном (донаучном) понимании, математическом, кибернетическом, семиотическом, синергетическом аспектах. Даже есть учёные, которые отказываются давать определение этой категории в связи с невозможностью её созерцания ни как субстанции, ни как свойства [6]. В узком смысле «информация» - это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования и управления. Исходя из понимания М. П. Требиным категории «закон», работники аппарата, готовя законопроект к рассмотрению, оперируют с информацией семантического содержания, которая воплощается в дефиниции будущего закона в виде содержательного описания объекта, предмета. При этом информация интерпретируется как сведения, знания [10].
Применяя аналогию к пониманию сущности информационного ресурса, представленную О. П. Дзёбанем [4, с. 29-31], организацию деятельности Аппарата как участника законотворчества можно рассматривать в нескольких аспектах.
Так, онтологический аспект проявляется в существовании общественных отношений, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне. Эта информация является информационным ресурсом, который, в свою очередь, является движущей силой во включении субъектно-объектного состава (среди участников - и Аппарат) в процесс законотворчества, который коррелирует с процессом коммуникации и управленческим процессом.
Гносеологический аспект информационной функции можно свести к следующим положениям: 1. Информация и праксиологического знания (база для принятия законопроекта) становятся причиной следующих этапов включения Аппарата в процесс законотворчества. Информация сначала закрепляется в сознании субъекта-носителя -создателя (разработчика) информационного ресурса (например, профессионала-любителя, субъекта законодательной инициативы, помощника-консультанта парламентария, ответственных работников или группы специалистов Главного юридического управления, Главного научно-экспертного управления, Института законодательства) и затем объективируется в документальную и электронную материальную форму (законопроект, экспертное заключение, аналитическую справку). 2. Информация и информационные ресурсы являются отражением менталитета общества и субъективного мышления создателя (автора законопроекта), их взаимосвязей, принципов и законов развития общественных отношений. 3. Информационный ресурс фиксируется системой восприятий, представлений
разработчиков законопроектов; понятий, научных категорий, концепций, теорий, учений, выработанных в науке, которые являются частью системы социально-научных и других коммуникаций.
Аксиологический аспект состоит в оценке информационного ресурса Главным научно-экспертным управлением, Главным юридическим управлением Аппарата, Институтом законодательства, парламентариями и выражается в их отношении к нему, которое должно коррелировать с отношением учёных, авторов (разработчиков) идеи о принятии адекватного современным реалиям стабильного и исполняемого закона, а также с отношением избирателей.
Прагматический аспект связан с возможностью достижения поставленной цели. Соответствующие структурные подразделения Аппарата проверяют на соответствие требованиям подготовки пояснительной записки к законопроекту. В частности, обязательным является раздел о прогнозировании последствий принятия закона, расчёте его влияния на доходную и расходную часть Государственного бюджета Украины.
Управленческий аспект информационной функции выражается в интенсивном воздействии информационного ресурса на информационные процессы, превращению законопроекта в закон, волевых решений руководства в акты организационно-распорядительного характера (например, распоряжение Руководителя Аппарата, его Первого заместителя).
Прогностический аспект связан с моделированием организационно-управленческой деятельности Аппарата, при которой наиболее эффективно будет обеспечена работа по подготовке к рассмотрению парламентом законопроектов. Это и полноценное сетевое обеспечение информационными и коммуникационными системами, и работа на беспристрастность (наличие структурного подразделения по вопросам мониторинга последствий принятых законов).
Значение информационной функции заключается в получении достоверной и достаточной информации, необходимой для качественной, спланированной и скоординированной деятельности Аппарата, направленной на подготовку к рассмотрению и принятию парламентом действенных законов.
Специфика информационной функции Аппарата заключается в том, что в ходе её реализации вспомогательной службой не создается новая информация (научная), а собираются, обрабатываются и предоставляются потребителю (парламенту) в форме информационного ресурса сведения документированного или электронного характера. О. П. Дзёбань при узком подходе под «информационным ресурсом» понимает совокупность документов, баз данных, находящихся в информационных системах (архивах, фондах, банках данных и т. д.) [4, с. 170].
Обработка Аппаратом потоков информации открытой информационной системы осуществляется поэтапно, с использованием специфических алгоритмов и технологических операций. Работа над законопроектом состоит из около ста различных операций обработки данных. Системная информатизация законотворческого процесса позволила внедрить современную организацию и технологию обработки данных, различные формы предоставления информации: получение твёрдых копий, выдача на экран, компакт-диски и другие носители [8, с. 108].
Система информационных связей информационно-законотворческого пространства Аппарата включает содержательные (структурные) и функциональные (субъектно-объектные) связи. При этом информационные потоки имеют различный характер: внутренние (между структурными подразделениями Аппарата) и внешние (между Аппаратом и комитетами, комиссиями, председателем парламента, народными депутатами, правительством и т. д.); восходящие (информация формируется нисходящими структурными образованиями и докладывается высшему руководству) и нисходящие (информация в форме указания, распоряжения и т. п. формируется и доводится руководством Аппарата конкретному должностному лицу, структурной единице,
коллективу или подчиненному руководству); прямые и обратные; горизонтальные (функционального характера) и вертикальные (линейного характера).
В науке существуют различные определения понятия «информационное обеспечение». Как отмечает М. Ю. Парамонова, информационное обеспечение деятельности парламента рассматривается в информационно-аналитическом, информационно-техническом и информационно-коммуникационном аспектах [11, с. 130]. М. Ю. Слюсарчук, анализируя научные разработки в сфере информационного обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, констатирует следующие составляющие данной категории: 1) информационные ресурсы парламента: собственные (готовятся работниками Аппарата в форме стенограмм, информации о парламентариях и руководстве Аппарата, информационных справок и материалов и т. п.); общие (создаются при участии парламента и других органов государственной власти, неправительственных организаций и включают веб-портал главы государства, правительства, телефонные справочники и т. д.); внутренние; 2) информационные технологии (программы и программное обеспечение систем вычислительной техники), 3) информационная деятельность органов и учреждений, созданных для обеспечения деятельности парламента [15, с. 410]. Н. А. Кошевая даёт понятие подсистемы информационного обеспечения, под которой автор понимает комплекс средств знакового описания данных, а также форм их предоставления и организации собственно данных в объёме, необходимом и достаточном для функционирования системы, а также принципов, методов, способов, правил, схем, алгоритмов, по которым осуществляется сбор данных, их хранение, поиск, контроль, редактирование и т. д. [8, с. 110].
В рамках реализации информационного направления организации деятельности Аппарат, в соответствии с возложенными соответствующим положением на него задачами, осуществляет подфункции: информационно-технологическое обеспечение ведения пленарных заседаний парламента; методическое и технологическое сопровождение компьютеризированной обработки законопроектов на всех стадиях их прохождения в комитетах; формирование баз данных актов легислатуры, обеспечение доступа пользователей к базам данных законодательных актов зарубежных стран; организация и реализация информационно-библиотечного обеспечения деятельности Верховной Рады и другие [13].
Современный период развития информационного бытия Аппарата характеризуется его активным участием в процессе информационного обмена между осведомлённой частью (научно-исследовательскими институтами, которые готовят экспертные заключения о целесообразности принятия закона, разработки проектов законов, программ социально-экономического развития) и парламентом с одной стороны и гражданами с другой, путём подготовки к рассмотрению легислатурой общественно-полезного нормативного акта общего характера. По нашему мнению, в эпоху тотальной рыночной экономики важно организовать функционирование научных исследовательских учреждений, которые предоставляют консультации, экспертные заключения по организации и функционированию органов публичной власти, не на произвольной хозрасчетной основе, а на основании принципа достаточного бюджетного финансирования. Тем самым будет обеспечен непрерывный процесс деятельности органов публичной власти.
Информационный потенциал аппарата парламента Украины следует оценивать не только по критерию совокупности различных видов и потоков информации, но и по состоянию информационной структуры аппарата и парламента (сети, инфосистемы, количества компьютеров), наличию соответствующих структурных единиц. Под «информатизацией» понимают оснащение домов, офисов, канцелярий и т. д. средствами хранения, обработки и передачи информации [4, с. 39]. Информатизация имеет комплексный характер и предусматривает несколько направлений: формирование и использование информационных ресурсов, создание, развитие и использование информационных систем, телекоммуникационных сетей; информационных технологий
сбора, накопления, распространения, хранения информации, доступа к ней на основе современной электронной вычислительной и коммуникационной техники, средств связи; информационная безопасность [7]. Электронные фонды нормативно-правовой информации Парламента Украины содержат интегрированные по единой технологии внутренние (собственные) и внешние (главы государства, правительства, министерств и других центральных органов исполнительной власти) документы (более 415 тыс.) Ежедневно обрабатывается и вносится более 100 новых документов [1, с. 9].
Формирование и обновление электронных фондов парламента осуществляется совместными усилиями отделов баз данных нормативно-правовой информации Управления компьютеризированных систем Аппарата и системной информатизации законотворческой деятельности Научно-исследовательского центра правовой информатики Национальной академии правовых наук Украины в рамках выполнения научно-исследовательских работ на основе совместных планов [1, с. 8]. Одними из таких направлений является «Разработка электронной энциклопедии законодательства Украины» (январь 2010 - декабрь 2015) и «Разработка информационно-аналитических подсистем электронного парламента Украины» (январь 2011 - 2015) [1, с. 10].
В настоящее время всё ещё требуют решения вопросы: совершенствования планирования законопроектных работ, создания компьютерных переводчиков с других языков [16, с. 42], усовершенствования системы голосования парламентариев [9], внедрения действенных координационных механизмов системной информатизации структурных образований Аппарата, стабильного функционирования парламента и частной жизни работников Аппарата и др. Решая эти вопросы, следует учитывать наставления Ю. П. Битяка и И. В. Яковюка о взвешенности политики государства в информационной сфере, что является залогом устойчивого развития общества и государства [3].
На заре йота-байтовой эры при переходе отечественного парламента на систему электронного управления важно обеспечивающему персоналу при подготовке к рассмотрению законопроектов не превратиться в цифровых роботов, не потерять способность мыслить, а как умным профессионалам усовершенствовать навыки по отбору ценных фактов, выработать информационный иммунитет на провоцирующую информацию с целью недопущения информационного потопа и, как следствие, принятия легислатурой ненужных законов.
Бремя обработки информационных потоков законотворческого пространства лежит на специалистах Информационного управления, Пресс-службы, Главного научно-экспертного управления, Главного управления документального обеспечения, Института законодательства, Парламентского издательства, газеты «Голос Украины», журнала «Вече» и Дирекции теле- радиопрограмм. Привлекаются к этому процессу и Управление кадров, и Отдел контроля, и Отдел по вопросам обращений граждан , и Управление по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления, и секретариаты комитетов и помощники-консультанты народных депутатов Украины. Так, к полномочиям Информационного управления Аппарата относится обеспечение права граждан Украины на получение информации о деятельности легислатуры, содействие средствам массовой информации в освещении деятельности Верховной Рады Украины, участие в информационном обмене с другими органами государственной власти и местного самоуправления, осуществление информационного и библиотечного обеспечения деятельности парламентариев, их помощников-консультантов и работников Аппарата [12, с. 21].
Таким образом, информационная функция представляет собой динамическое и сложное по содержанию направление деятельности Аппарата в общей системе функций конституционно-правового статуса вспомогательной институции легислатуры, направленное на обработку с помощью современных средств сведений, являющихся объектом парламентской деятельности, использование разнообразных форм оперирования информацией (сохранения, передачи, преобразования и управления), необходимой для
эффективного функционирования парламента, его органов, народных депутатов Украины с целью принятия Верховной Радой Украины взвешенных управленческих решений. Эффективность её реализации определяет поливекторность информационных потоков, их содержательное наполнение, стабильность и согласованность информационных связей между структурными подразделениями Аппарата, их руководством и руководством Аппарата (внутриорганизационные связи) и между Аппаратом и секретариатом правительства, администрацией главы государства, аппаратами других органов публичной власти, обществом (внешнеорганизационные связи). Благодаря этому обеспечивается важная роль Аппарата как опосредованного звена в системе управления механизмов обществом и государством, главной задачей которого является обеспечение непрерывной работы легислатуры.
Реализация информационной функции аппарата легислатуры возможна на основе подготовки полноценной, достоверной и своевременной информации высококвалифицированными специалистами с аналитическим складом ума, с использованием современных безопасных методов обработки информации. И в этом аспекте информационная функция тесно переплетается с аналитической и коммуникационной функциями, которые являются самостоятельными направлениями деятельности в системе функций вспомогательной институции парламента.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации: 1) решить вопрос о принятии закона о нормативно-правовых актах и о законах и законодательной деятельности; 2) нормативно закрепить за научно-исследовательскими организациями на конкурсной основе право подготовки заключений на законопроекты, для чего предусмотреть в Государственном бюджете Украины отдельную строку для этих целей; 3) на законодательном уровне закрепить дифференцированный подход к срокам подготовки Аппаратом экспертных заключений на проекты законов в зависимости от объёма и сложности работы; 4) работа с беспристрастностью в сфере законотворчества требует полноценного и результативного функционирования структурного образования в составе Аппарата по мониторингу последствий принимаемых законов, результатом которого должно быть составление соответствующего отчёта и внесения предложений на рассмотрение парламентариев (например, об отмене не отвечающего потребностям реальности закона); 5) ввести в практику функционирования Аппарата взаимный обмен специалистами на долгосрочной основе с разработкой системы оптимизации возвращения отечественных работников.
Перспективными направлениями разведки являются детальное теоретически-правовое исследование проблем циркуляции разнообразных информационных потоков в системе реализации Аппаратом функции информационного обеспечения; совершенствование национального законодательства в отношении применения информационно-телекоммуникационных систем и технологий как средств организации и деятельности Аппарата; роли Аппарата в обеспечении информационной безопасности с целью содействия непрерывной работе парламента, надлежащего правового регулирования вопросов обращения и охраны персональных данных работников Аппарата; внедрение действенного и безопасного электронного управления в парламенте; реализация информационной функции странами Европейского Союза и Восточного партнерства в рамках вхождения Украины в мировое информационное пространство.
Список литературы: 1. Антоненко С. А. Електронш фонди нормативно-правово'1 шформаци парламенту Украши : (прав., оргашзац. та технол. аспекти) : монографiя / (Наук. зб. «Академiчнi правовi дослщження». Дод. до юрид. журн. «Право Украши» ; вип. 32) / С. А. Антоненко ; за заг. ред. М. Я. Швеця. - К. : Ред. журн. «Право Украши» ; Х. : Право, 2013. - 308 с. 2. Арзамаскин Н. Н. Теоретико-методологические основания возникновения, становления и развития формы Российского государства : автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Ульяновский государственный университет», Московск. гос. ун-т им.
B. М. Ломоносова / Н. Н. Арзамаскин. - М., 2008. 3. Битяк Ю. П. Маншулящя свщомютю як проблема шформацшного суспiльства / Ю. П. Битяк, I. В. Яковюк / Iнформацiйне суспiльство i держава : проблеми взаемоди на сучасному етапi : зб. наук. ст. та тез наук. повщ. за мат. мiжнар. наук.-практ. конф., м. Харкiв, 26 жовтн. 2012 р. / редкол. :
C. Г. Серьогша, В. Г. Пилипчук, I. В. Яковюк. - Х. : НД1 держ. буд-ва та мюц. самоврядування, 2012. - С. 27-28. 4. Дзьобань О. П. 1нформацшна безпека у проблемному полi соцюкультурно!' реальности : монографiя / О. П. Дзьобань. - Х. : Майдан, 2010. - 260 с. 5. Дзьобань О. П. 1нформацшне насильство та безпека: свiтоглядно-правовi аспекти : монографiя / О. П. Дзьобань, В. Г. Пилипчук ; за заг. ред. проф. В. Г. Пилипчука. - Х. : Майдан, 2011. - С. 209. 6. Дзьобань О. П. Фiлософiя шформацшного права : св^оглядш й загальнотеоретичш засади : монографiя / О. П. Дзьобань. - Х. : Майдан, 2013. - С. 25. 7. Костецька Т. А. 1нформатизащя / Т. А. Костецька / Юридична енциклопедiя : в 6 т. / редкол. : Ю. С. Шемшученко (голова редкол. та ш.) - К. : Укр. енцикл., 1998. / Т. 2 : Д - Й.
- 1999. 8. Кошева Н. А. 1нформацшно-анал^ичне забезпечення законотворчоi та правозастосовноi дiяльностi / Н. А. Кошева / Правова шформащя та комп'ютерш технологи в юридичнш дiяльностi : навч. поаб. / В. Г. 1ванов, С. М. 1ванов, В. В. Карасюк та ш. ; за заг ред. В. Г. 1ванова. - 2-ге вид. - Х. : Право, 2012. - 240 с. 9. Лавренюк С. Для включення сенсорно'1' клавiшi не вистачило чотирьох голоав : ранкове засщання [Верховно'1' Ради Украши] 17 берез. [2011 р.] : [голосування у Верховнш Радi Украши про впровадження реестраци народних депутатiв та фшсаци результатiв 1'хнього особистого голосування за допомогою сенсорно'1 клавiшi] / С. Лавренюк // Голос Украши. - 2011. - 18 берез. (№ 49).
- С. 1-2. 10. Мiжнародна шформащя : навч. поаб. / М. П. Требш, I. О. Полщук,
H. П. Осипова та ш. ; за ред. М. П. Требша. - Х. : Право, 2014. - С. 9. 11. Парамонова М. Ю. Ресурсне забезпечення дiяльностi Верховно! Ради Украши : стан i тенденци розвитку (теоретичш засади) : дис. ... канд. наук з державн. управл. : 25.00.01 / Марина Юривна Парамонова ; 1нститут законодавства Верховнох Ради Украши ; наук. кер. Н. Г. Плахотнюк.
- К. : [б. в.], 2007. 12. Погребняк Н. С. Компетенция аппарата парламента (на примере Украины) / Н. С. Погребняк // Юридические науки : проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). - Пермь : Меркурий, 2014. 13. Положення про Апарат Верховноi Ради Украши / Про затвердження положення про Апарат Верховноi Ради Украши : Розпорядження Голови Верховноi Ради Украши № 769 вщ 25 серпн. 2011 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/769/11-%D1%80%D0%B3. 14. Словська I. е. Конституцшно-правовий статус парламенту - Верховноi Ради Украши : монографiя /
I. е. Словська. - К. : Юршком !нтер, 2013. 15. Слюсарчук М. Ю. Складовi шформацшного забезпечення дiяльностi Верховноi Ради Украши / М. Ю. Слюсарчук / Ушверситетсью науковi записки : Часопис Хмельницького ушверситету управлшня та права, 2006. - № 3-4 (19-20). 16. Швець М. Системна шформатизащя законотворчого процесу : сучаснють, зручшсть, прозорють / М. Швець, I. Здзеба // Вiче. - № 3(156). - 2005.
ШФОРМАЦШНО-ФУНКЩОНАЛЬНА СКЛАДОВА СИСТЕМИ ФУНКЦ1Й АПАРАТУ ВЕРХОВНО! РАДИ УКРА1НИ ЯК ОСНОВНИЙ ПОКАЗНИК ЙОГО КОНСТИТУЦ1ЙНО-ПРАВОВОГО СТАТУСУ Погребняк Н. С.
Стаття присвячена дослщженню реалiзацii iнформацiйноi функци апаратом Верховноi Ради Украши як складовоi в системi його конституцшно-правового статусу з використанням прикладних знань фшософи iнформацiйного права. Зроблено критичний аналiз iнформацiйного забезпечення законотворчоi дiяльностi Верховноi Ради Украши. Сформульоваш концептуальнi положення, обгрунтованi новi рекомендацii i висновки вiдносно дослщжуваних питань.
Ключовг слова: шформацшна функщя, статус, апарат, парламент, Верховна Рада Украши.
INFORMATION AND FUNCTIONAL COMPONENT OF THE FUNCTIONS SYSTEM
OF THE VERKHOVNA RADA OF UKRAINE APPARATUS AS THE MAIN INDICATOR OF ITS CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS
Pogrebnyak N. S.
The article is devoted to the research of the information function realization by the Verkhovna Rada of Ukraine apparatus as a component in the system of it constitutional-legal status with the use of the applied knowledges of the information law philosophy. The critical analysis of the information support of the lawmaking activity of the Verkhovna Rada of Ukraine has been made..The conceptual positions have been formulated, new recommendations and conclusions as to the investigated problems have been given grounds.
Key words: information function, status, apparatus, Parliament, Verkhovna Rada of Ukraine.
Поступила в редакцию 31.03.2014 г.