Научная статья на тему 'Модернизация законодательной власти в условиях информационного общества и государства'

Модернизация законодательной власти в условиях информационного общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / LEGISLATIVE POWER / INFORMATION TECHNOLOGY / E-PARLIAMENT / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стребкова Елена Геннадьевна

В статье рассматриваются проблемы модернизации законодательной власти в условиях повсеместного внедрения информационных технологий в ее деятельность, а также концепция электронного парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the Legislative Power in the Information Society and the State

Article is devoted to the modernization of the legislative power in the widespread implementation of information technology in its operations, as it explores the concept of e-parliament.

Текст научной работы на тему «Модернизация законодательной власти в условиях информационного общества и государства»

1. Повышение благосостояния народа, которое охватывает как уровень удовлетворения материальных потребностей людей, так и социально- экономические условия их жизнедеятельности.

2. Осуществление принципа социальной справедливости, который не означает создание абсолютного равенства. Социальная политика призвана обеспечить социальную компенсацию в такой степени, чтобы вследствие неравномерного распределения ресурсов не возникали социальные конфликты, лишения, чтобы не проходила правовая, социальная и культурная изоляция определенных социальных групп. Социальная политика должна быть направлена на увеличение доходов малозащищенных слоев населения выше прожиточного минимума.

3. Обязательная социальная защита населения. Статья 7 Конституции РФ определяет гарантии социальной защиты. Указанные гарантии реализуются нормативными актами, регулирующими отношения в различных сферах правового регулирования. Социальная защита населения охватывает сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики, социального обеспечения, здравоохранения и т. п. В России осуществляется социальная защита безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях и иных малоимущих слоев населения. Однако нельзя ограничивать смысл социальной защиты рамками выплаты денежных пособий определенным категориям граждан.

Поскольку наличие целостной социальной политики является главным определяющим фактором социального государства, можно сделать вывод, что закрепленная в Конституции единая социальная цель государства — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека и есть конечная цель, на достижение которой должна быть направлена социальная политика.

1 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: www.ifap.ru (дата обращения: 15.04.2013).

2 См.: Российская газета. 2012. 13 дек.

3 См.: Черепенников Д.Г. Становление и функционирование социального государства в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 32.

4 Козлов А.Е. Социальная политика советского государства: конституционно-правовые проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 11.

5 См.: Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно- правовые проблемы. М., 1990. С. 9-10.

6 См.: Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 11.

7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 232.

Е.Г. Стребкова

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

В статье рассматриваются проблемы модернизации законодательной власти в условиях повсеместного внедрения информационных технологий в ее деятельность, а также концепция электронного парламента.

Ключевые слова: законодательная власть, информационный технологии, электронный парламент, транспарентность.

© Стребкова Елена Геннадьевна, 2013

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).

E.G. Strebkova

MODERNIZATION OF THE LEGISLATIVE POWER IN THE INFORMATION SOCIETY AND THE STATE

Article is devoted to the modernization of the legislative power in the widespread implementation of information technology in its operations, as it explores the concept of e-parliament. Keywords: legislative power, information technology, e-parliament, transparency.

Информационными технологиями в современном обществе уже никого не удивишь. Они затронули все сферы жизни граждан и не могли не повлиять на государственную власть. В этой связи совершенно необходимо обратиться к проблеме модернизации государственной власти вообще и законодательной в особенности. Электронный обмен информацией — это очень важное условие для взаимодействия представительных органов и общественности. Народ, избравший депутатов в законодательный орган, должен иметь возможность проверять их деятельность.

Все большую популярность приобретает концепция т. н. электронного парламента (E-Parliament). В докладе за 2012 г. Центра информационно-коммуникационных технологий в парламенте указывается, что электронный парламент является эффективным инструментом, при помощи которого общественность может использовать информационные и коммуникационные технологии для эффективного выполнения основных функций: законотворчества, представительства и контроля1.

Концепцию «E-parHament» разработали Николас Данлоп и Вильгельм Юрай2. Под их руководством была создана база данных с контактной информацией о 25000 демократических национальных законодательных органах. Она позволяет парламентам по всему миру общаться напрямую, проводить парламентские слушания и круглые столы.

Следует отметить, что Российская Федерация не отстает от мирового сообщества. Повсеместное внедрение информационных технологий — путь к прозрачности и открытости деятельности государственных, в т. ч. законодательных органов в современных государствах.

Из содержания интернет-сайтов можно многое узнать о законодательной власти в целом — уровне ее открытости и желании предоставлять гражданам информацию о своей деятельности.

В рамках Федеральной программы «Электронная Россия» была разработана специальная информационная интернет-система «Парламентский портал». Она предоставляет свободный доступ к информационным ресурсам Федерального Собрания и всех региональных парламентов.

6 декабря 2012 г. Совет Федерации объявил о запуске тестовой версии обновленного официального сайта палаты. Она доступна по адресу beta.council.gov. ш. Важная новация — появление на сайте блока обсуждений. Он позволяет пользователям комментировать законопроекты, предлагать поправки к ним, задавать вопросы, высказывать свое мнение по поводу любого аспекта деятельности Совета Федерации.

Еще одна новация — впервые на постоянной основе будут транслироваться не только заседания Совета Федерации, но и заседания комитетов палаты, парламентские слушания и проходящие в стенах Совета Федерации конференции и круглые столы.

Отдельный блок посвящен деятельности членов Совета Федерации. Персональные блоги сенаторов дадут возможность жителям всех субъектов РФ получить представление о работе своих представителей в верхней палате, о том, какие позиции по ключевым вопросам развития страны и региона они занимают.

Представляется, что интернет-сайты обладают рядом преимуществ: позволяют постоянно обновлять информацию; доступны для неограниченного числа граждан без значительных затрат; позволяют проводить опросы и обсуждение в режиме он-лайн; упрощают обмен информацией и взаимодействие; обеспечивают достаточный уровень транспарентности деятельности и процесса принятия решений.

Региональные парламенты не отстают от Федерального Собрания в сфере реализации транспарентности. Так, заседания парламента Тверской области транслируются в прямом эфире на официальном сайте, создан аккаунт на Youtube, текущая хроника событий распространяется в социальной сети Twitter3.

В результате реализации концепции электронного парламента у граждан есть возможность активнее участвовать в правовой жизни общества. Они могут получать свободный доступ к документам, относящимся к деятельности законодательных органов государства. Это позволяет создать новый уровень доверия к представительной власти. Доверие сегодня строится в первую очередь на открытости. Избиратель хочет знать, что делает в парламенте его представитель, какие законодательные инициативы он предлагает, как голосует за тот или иной законопроект, как расходует бюджетные средства для своей депутатской работы.

Законотворческий потенциал у наших граждан есть. Недавний пример — сбор подписей, организованный на сайте «Новой газеты», против принятия т. н. Закона Димы Яковлева, запрещающего усыновление российских сирот американ-

В

цами. Однако пока в действующем законодательстве отсутствует механизм учета Т

н

общественной инициативы и проверки достоверности электронных подписей. В С перспективе возможно и законодательное закрепление практики по реализации а общественных инициатив по отдельным направлениям совершенствования рос- С

к

сийского законодательства4. г

Интересным представляется опыт реализации общественных законодательных |

инициатив в зарубежных странах. В 2011 г. в Великобритании появился сайт для т

подачи электронных петиций http://epetitions.direct.gov.uk/. Для того чтобы подать н

петицию, необходимо сначала удостовериться с помощью поиска, что аналогич- й

ных запросов еще не поступало. Если таковой уже есть, то его можно подписать. и

Электронная петиция остается активной в течение года. Если за это время она е

соберет 100 000 и более подписей, то выносится на обсуждение в парламент. °

Таким образом, внедрение электронного парламента в современных условиях а

необходимо для обеспечения представительности, прозрачности, доступности, |

подотчетности и эффективности деятельности законодательного органа. Законо- •

дательный орган должен обладать высокой степенью транспарентности. Это не (

просто доступ граждан ко всем решениям и дискуссиям в парламенте, это среда, •

в которой процесс принятия решений происходит в условиях полной открытости о при помощи информационно-коммуникационных технологий. Переход работы парламентов на новый уровень может потребовать улучшения качества взаимодействия законодательного органа и общественности. В этой связи необходимо модернизировать работу парламентов по связям с общественностью.

1 World e-Parliament Report 2012. URL://www.ictparliament.org (дата обращения: 29.12.2012).

2 URL: http://www.e-parl.net (дата обращения: 29.12.2012).

3 URL: www.rg.ru. Тверская область (дата обращения: 18.07.2012).

4 См.: Шкель Т. Докажите, что голосовали // Российская газета. 2013. 15 янв.

С.А. Сусликов

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются конституционные вопросы организации и создания общественного телевидения в России. Анализируется законодательство РФ об общественном телевидении.

Ключевые слова: общество, средства массовой информации, общественное телевидение, автономная некоммерческая организация, финансирование общественного телевидения.

S.A. Suslikov

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROBLEMS OF PUBLIC TELEVISION IN RUSSIA

In article the constitutional questions of the organization and creation of public television in Russia are considered. The legislation of the Russian Federation on public television is analyzed.

Keywords: society, mass media, public television, autonomous non-profit organization, financing of public television.

Создание общественного телевидения в России сегодня является одним из наиболее значимых условий обеспечения демократии и формирования гражданского общества в стране.

В Послании Федеральному Собранию РФ 22 декабря 2011 г. Президент РФ предложил в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения: «...Ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений — ни государство, ни частный владелец. Уверен, что такое общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и, соответственно, более интересной»1.

В прессе началось бурное обсуждение создания общественного телевидения, проекты по его созданию готовили несколько рабочих групп2.

22 марта 2012 г. состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по культуре на тему «О создании общественного телевидения в Российской Федерации»3.

Уже 17 апреля 2012 г. Президент РФ подписал Указ «Об общественном телевидении в Российской Федерации»4.

А. Лысенко, назначенный Указом Президента РФ от 18 июля 2012 г. генеральным директором автономной некоммерческой организации «Общественное телевидение России», замечает: «Я не очень понимаю, что такое Общественное телевидение. На мой взгляд, любое телевидение должно быть общественным, потому что в этом его функция — обслужить интерес общества. <...> Мы же работаем для людей, которые не очень понимают, что они-то и составляют общество.

© Сусликов Сергей Анатольевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.