Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в законодательной (представительной) власти Российской Федерации'

Применение информационных технологий в законодательной (представительной) власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4225
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДОВЛАСТИЕ / ПАРЛАМЕНТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БУДУЩЕГО / НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOVEREIGN OF THE PEOPLE / PARLIAMENT / ELECTRONIC STATE / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC PARLIAMENT / LEGISLATION OF THE FUTURE / REPRESENTATION OF THE PEOPLE / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пузиков Руслан Владимирович, Киселев Александр Сергеевич

Рассмотрены особенности применения информационных технологий в законодательной ветви власти российского государственного аппарата управления. Отмечено возрастание роли электронного правительства в принятии государственно значимых решений и активное продвижение идей электронного народовластия. Отмечено, что процессы информатизации общества, применения информационных технологий в практической плоскости решаются далеко не так быстро вследствие недостаточного просвещения широких кругов населения. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность парламента актуальны как для России, так и для большинства зарубежных парламентов, которые справляются с ними более или менее успешно. Сделаны выводы о необходимости распространения информационно-коммуникационных технологий и дальнейшего движения к созданию аналитических структур, занимающихся обобщением правоприменительной практики и выработкой рекомендаций для совершенствования уже принятых законов. Таким образом, развитие информационных возможностей правотворческой политики ускоряется по мере появления новых информационных технологий, а также активной работы институтов народовластия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) POWER OF RUSSIAN FEDERATION

The peculiarities of information technologies application in legislative power branch of Russian state apparatus of administration are considered. The increase of the role of electronic government in taking state important decisions and active advancing of electronic sovereignty of the people ideas are marked. It is marked, that the processes of informatization of society, application of information technologies in practical plane are decided not as fast due to insufficient enlightenment of wide circles of population. The problems of introduction information technologies into parliament activity are relevant both for Russia and for most of foreign parliaments, which can cope with this problem more or less successfully. The conclusion is made that the spread of information-communication technologies and further movement to creation of analytical structures, generalizing right-implementing practice and elaboration of recommendations for improvement of the passed law. Thus, the development of information possibilities of right-creating policy is accelerating with the appearance of new information technologies, and also due to active work of institute of sovereign of the people.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в законодательной (представительной) власти Российской Федерации»

УДК 342.52+004

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Руслан Владимирович ПУЗИКОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, e-mail: ruslanlaw@mail.ru

© Александр Сергеевич КИСЕЛЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: pain068@yandex.ru

Рассмотрены особенности применения информационных технологий в законодательной ветви власти российского государственного аппарата управления. Отмечено возрастание роли электронного правительства в принятии государственно значимых решений и активное продвижение идей электронного народовластия. Отмечено, что процессы информатизации общества, применения информационных технологий в практической плоскости решаются далеко не так быстро вследствие недостаточного просвещения широких кругов населения. Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность парламента актуальны как для России, так и для большинства зарубежных парламентов, которые справляются с ними более или менее успешно. Сделаны выводы о необходимости распространения информационно-коммуникационных технологий и дальнейшего движения к созданию аналитических структур, занимающихся обобщением правоприменительной практики и выработкой рекомендаций для совершенствования уже принятых законов. Таким образом, развитие информационных возможностей правотворческой политики ускоряется по мере появления новых информационных технологий, а также активной работы институтов народовластия.

Ключевые слова: народовластие; парламент; электронное государство; электронное правительство; электронный парламент; законодательство будущего; народное представительство; информационные технологии.

Электронный парламент как концепция существовал еще до его действительного применения на практике. Как и во многих других сферах общества, в деятельность законодателей проникают новые информационные технологии. Помимо традиционной работы появляются новые элементы, свойственные для организации власти в электронном государстве. В связи с тем, что процесс информатизации в нашем обществе высок, существует необходимость его регламентации на законодательном уровне. Электронное государство является комплексной системой, под которой понимается единство всех ветвей власти, их разграничение и функционирование в сфере электронных технологий с учетом особенностей и компетенций. Фактически в структуру концепции электронного государства в России включены все три ветви власти. Первоначально политологи исходили из модели диады, включая в состав электронного государства только электронную демократию и электронную

администрацию. Однако многие ученые-правоведы все чаще говорят о необходимости универсализации концепции, расширении ее на всю государственную систему. В этом исследовательском ракурсе мы получаем «тривиум» - «электронное законотворчество» - «электронное правительство» -«электронное правосудие». Проблемы продвижения, реализации концепции электронного государства и информационного общества, а также основные методы функционирования данной системы и взаимодействия государства с населением путем установления интерактивной связи с удаленным доступом сегодня являются новой вехой в развитии теоретических аспектов и социальных проблематик. Преодоление назревших проблем будет возможно путем систематизации накопленных знаний, накопления эмпирического опыта, в т. ч. успешного применения технологий зарубежных стран и в итоге -придания модели электронного государства законченного вида. Нами особое внимание

будет уделено законодательной ветви власти - электронному парламенту.

Рассмотрим законодательную власть через призму процессов, организованных с помощью информационных технологий. Как показывает практика, в научной среде законодательную ветвь отождествляют с понятием «электронный парламент», т. е. законодательный орган, осуществляющий свою деятельность на основе автоматизированных систем подачи и подсчета голосов. Также к практике электронного законотворчества имеют отношение институт электронного голосования. Понятие «электронное голосование» охватывает различные технологии автоматизации избирательного процесса. К примеру, подразумевается возможность реализации избирательного права при удаленном доступе. Пользователь-гражданин может находиться во время проведения выборов в другом регионе или государстве. Зайдя в личный кабинет с персонифицированным логином и паролем, он может проголосовать за партию, кандидата или конкретное решение, рассматриваемое законодательными органами власти. Подобная система призвана обеспечить прозрачность, удобство и оперативность процессов.

Считаем целесообразным заострить внимание на новой системе «электронного голосования», которая в последние несколько лет приобрела популярность среди населения. Основными инструментами данной системы являются общественные обсуждения.

Данный способ участия граждан как одна из форм народовластия в отправлении государственной власти потенциально способен приблизить правовую политику государства к насущным потребностям жизни общества и позициям избирателей, поскольку технически обеспечивает прямое влияние на законодательную инициативу.

Западные исследователи рассматривают государство как платформу, которая обеспечивает активное участие граждан не только в обсуждении, но и в редактировании, совершенствовании текстов законов, т. е. граждане не просто обсуждают закон, они вовлекаются в коллективную деятельность по улучшению существующих решений, сервисов, служб и документов. Технология предполагает создание цифровой экосистемы, в которой происходит направленная селекция текстов. Ис-

ходные материалы привносятся в систему модераторами проекта. После размещения исходных материалов в систему приглашаются участники, задача которых состоит в оценке и видоизменении исходных элементов. Принципы использования электронного парламента фиксируют приоритет реальных совместных действий над обсуждением; зависимость ценности голоса участника от объема его вклада и оценки вклада сообществом; продвижение познания и инноваций.

Использование знаний толпы способно обеспечивать развитие существующей системы законодательства за счет использования знаний граждан. Технологии по организации сетевой деятельности по коллективному «созданию нормативных регламентов делают в перспективе реальной идею Ж.Ж. Руссо о законодательствующем народе. Граждане сами формируют нормы, по которым собираются жить дальше, отражая их в создаваемом документе» [1, с. 146].

Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», создание порталов «Общественное правительство» и «Российская общественная инициатива» -это самые первые шаги в направлении электронного законотворчества [2].

Отсутствие в конституционном законодательстве механизмов влияния общественных инициатив на законодательную инициативу сводит практику публичных обсуждений к поверхностной легитимации законов. Если законопроект выносить на общественное обсуждение и корректировать в соответствии с мнениями граждан, принятый закон может прийти в соответствие с общественным мнением, если такова будет воля субъектов законодательной инициативы. Без внесения корректировок в проект (или сведение их к формальному минимуму) такой закон, безусловно, будет лучше известен гражданам, чем принятый традиционными способами, но степень несогласия с ним будет еще выше - фрустрация участников обсуждения, чье мнение было не учтено, неизбежна. Закрепление правил общественного обсуждения законопроектов без реальных гарантий учета общественного мнения, таким образом, может не только нивелировать результативность общественного обсуждения проектов

законов, но и стать причиной кризиса идеи электронного государства, ограничив потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как инструмента волеизъявления граждан. Подмена прямого участия граждан в законотворчестве минимумом легитимации за счет публичных дискуссий станет шагом назад в развитии информационного общества.

Перейдем к рассмотрению исполнительной ветви власти. Смысл электронного правительства определяют новые возможности государственного управления, созданные применением ИКТ в работе государственных органов как на благо граждан и бизнеса, так и для собственных нужд. В «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.» сформулированы следующие основные цели электронного правительства в Российской Федерации:

- повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов; совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании [3].

Данные цели охватывают административно-управленческие процессы и позволяют трактовать взаимодействие государства и граждан с помощью терминологии государ-

ственных услуг, внедрение которой сегодня в российские реалии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4].

В целом электронное правительство как ветвь власти электронного государства в научной литературе описана и разработана достаточно подробно.

Многие специалисты в сфере информатизации общественных отношений считают, что электронные коммуникации являются одним из основных условий развития стабильного и тесного взаимодействия власти и граждан. Подобной точки зрения придерживался В.З. Коган, который считал, что сам по себе факт развития ИКТ является условием активизации информационного взаимодействия в сфере социальных отношений. Таким образом, признается важность и необходимость развития информационного взаимодействия как фактора созидающего, предопределяющего дальнейшее развитие цивилизации, способствующего укреплению основных ценностей и формированию свободно развивающегося общества [5, с. 28].

Президент России В.В. Путин отмечал, что «внедрение информационных технологий сделает более прозрачным общение граждан с властью». Их использование - это «эффективный путь повышения открытости государственных и муниципальных структур». В.В. Путин указал и на необходимость персонификации ответственности в ходе общероссийского внедрения информационных технологий: «Учитывая масштабы и важность задач, следует проработать вопрос о назначении в каждом ведомстве и регионе конкретного человека - компетентного и ответственного, который будет курировать внедрение информационных технологий» [6].

Проблемы внедрения информационных технологий в деятельность парламента актуальны для большинства зарубежных парламентов, которые справляются с ними более или менее успешно.

Принято считать, что в нашей стране законодательство по вопросам оказания государственных услуг начало формироваться в 2004 г., когда в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ

«О Правительстве Российской Федерации» был издан Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», целью которого было формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [7-9]. Данный указ стал основой для формирования новой системы федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств) с новыми функциями. В числе таких функций были представлены и функции по оказанию государственных услуг, под которыми понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Такими функциями были наделены федеральные агентства.

Сегодня в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий, что является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

Уже в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 1 -ФЗ «Об электронной цифровой подписи» было дано понятие электронной цифровой подписи (ЭЦП), определены правовые условия использования ЭЦП в процессах обмена электронными документами, при соблюдении которых ЭЦП признается юридически равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, имеет значение при установлении возможного искажения информации в электронном документе [10]. Были установлены условия использования ЭЦП и статус удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ключей подписей, а также некоторые особенности использования ЭЦП.

Нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов государственной власти,

размещается на сайтах в сети Интернет. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»

[11]. Более полный документ по данному вопросу был принят в 2009 г. в виде Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В настоящее время существует много точек зрения, касающихся готовности общества к внедрению информационных технологий. Но, как отмечает А.П. Мазуренко, существуют примеры, опровергающие такой подход

[12]. В Тамбовском облизбиркоме в 2010 г. уже состоялся эксперимент по сбору подписей. В перспективе подписные листы при регистрации кандидатов уйдут в прошлое, выразить поддержку народному избраннику можно будет с помощью смартфона. В 2015 г. на выборах Тамбовской городской думы многие избиратели в ходе социального опроса выражали желание проголосовать с помощью электронной связи. Это означает, что люди готовы работать с новыми технологиями. Большая часть населения обладает возможностью доступа к информационным ресурсам и умеет ими пользоваться.

Если говорить конкретно о России, то, по мнению А.И. Соловьева, «элементы онлайновой демократии и электронного правительства используются сегодня главным образом для создания рекламного облика отдельных структур власти», а не для расширения политического участия граждан [13].

В условиях новой формы демократии не просто качественно меняется характер организационно-управленческих систем, но возрастает значимость самого управления. Как отмечает Н.Н. Федосеева, в условиях информационных (быстрых) коммуникаций актуальная информация столь же быстро устаревает, все время обновляется, требуя принципиально изменить характер принятия решений (управления), которое должно быть быстрым и точным, иначе управленческие решения окажутся неадекватными, не отве-

чающими текущей ситуации [14, с. 6-8]. Согласно данному положению, необходимо вести учет информации, периодически обновлять электронные ресурсы, сайты, добавлять актуальную информацию. Н.Н. Федосеева также полагает, что создание портала «Госуслуги» способствует реализации обязанностей государственных органов власти предоставлять услуги в электронном виде [14, с. 9].

Так, в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разработана специализированная информационная система «Парламентский портал» в сети Интернет, обеспечивающая одновременный доступ к информационным ресурсам палат Федерального Собрания и региональных парламентов [15]. С 2006 г. действует интернет-сайт Совета Федерации. Проводятся прямые трансляции заседаний, интернет-конференции сенаторов, ведется внедрение интернет-приемных депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, что позволяет обеспечивать обратную связь с населением.

В марте 2011 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Законодательная поддержка развития ИКТ в Российской Федерации». Дискуссии и различные подходы явно преобладали над согласованными компромиссными решениями. Однако все участники слушаний были едины в одном: интернет-сфера требует совместных усилий специалистов в данной области и представителей власти.

Благодаря активизации общественного диалога с использованием интернет-технологий демократические процессы способны придать импульс дальнейшему развитию правотворческой политики государства.

Так, по мнению О.А. Гаврилова, под информатизацией правотворчества понимается внедрение в эту сферу государственной деятельности новейших информационных технологий, создание крупных информационных центров, экспертных и консультационных систем. Прежде всего, это касается автоматизации правотворческой деятельности Государственной Думы и Совета Федерации как основных генераторов правотворческой политики [16].

Информационное обеспечение, по мнению М.Г. Михайловского, начальника Управления информационного и документа-

ционного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, является одним из важнейших видов обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации и выражается в создании информационных условий для принятия решения членом Совета Федерации. Также М.Г. Михайловский заостряет внимание на создании в Российской Федерации единого информационного пространства по работе с обращениями граждан и организаций [17].

С целью определения достаточности информации в Совете Федерации было проведено изучение информационных ресурсов. В результате был создан и утвержден реестр информационных ресурсов информационно-коммуникационной системы Совета Федерации. Основным их видом являются различные базы данных - библиографические, реферативные, полнотекстовые, фактографические и пр.

С точки зрения взаимодействия Совета Федерации с населением особое значение имеет функция интерактивного обращения посетителей сайта к парламентариям. Внедрение в 2005 г. в составе официального интернет-сайта Совета Федерации этой функции позволило в значительной степени автоматизировать работу приемной Совета Федерации при ее взаимодействии с пользователями сети Интернет, сделало возможным интерактивное общение граждан, общественных организаций и представителей бизнеса с членами Совета Федерации через официальный интернет-сайт Совета Федерации. Это позволило гражданам знакомиться с основами работы с обращениями граждан в Совете Федерации, характером обращений, поступающих в Совет Федерации, а также графиком приема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации.

Информационно-коммуникационная система Совета Федерации тесно интегрирована с информационно-телекоммуникационной системой Государственной Думы, что позволило получить доступ к интернет-сайту Государственной Думы, внедрить объединенную корпоративную электронную почту, совместно сопровождать некоторые прикладные информационные системы.

Функцию по обеспечению деятельности Государственной Думы (в т. ч. информаци-

онному) выполняет Аппарат Государственной Думы. Он не вырабатывает новую информацию, но создает и обеспечивает функционирование базовых механизмов всех информационных процессов.

Внутренние функции по упорядочению работы Государственной Думы выполняет Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты, генерирует информацию лишь постольку, поскольку необходимо координировать работу собственно Думы. Совет планирует деятельность палаты на основании оперативной информации.

Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует бесперебойное функционирование и развитие общей компьютерной сети Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям Аппарата оперативно получать необходимую информацию.

В Аппарате Государственной Думы создана и используется электронная база нормативно-правовой информации «Закон» в несколько десятков тысяч документов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации; в Думе функционируют общая компьютерная сеть палаты, локальные вычислительные сети (ЛВС) структурных подразделений, индивидуальные центры для депутатов и сотрудников аппарата, коммуникационный и информационно-справочные центры; автоматизированная электронная система Организационного управления предназначена для поддержки планирования законопроектной работы, координации деятельности комитетов, фракций и депутатских групп.

В Комитете по регламенту и организации работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль использования данной электронной системы (в частности, в ходе голосования).

Вслед за принятием вышеназванных постановлений Правительства РФ к 2010 г. утверждается ряд нормативных документов (постановлений и распоряжений), определивших направление регулирования и развития, связанных с получением населением и организациями государственных услуг, а так-

же информации, связанной с деятельностью органов государственной власти:

- стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212;

- концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в которой стратегической целью было заявлено достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., а уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. должны достичь показателей, характерных для развитых экономик, что означает в т. ч. и доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества;

- государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р, направленная на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [18];

- план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 1555-р.

Вопросы развития сферы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме отражаются поэтапно в нормативно-правовых документах на местном, региональном, но, главным образом, на федеральном уровне.

Новое качество государственного управления является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения. Создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государст-

венной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти позволят снизить уровень административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, количество вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сократить время ожидания получения услуг.

Формирование законодательства по вопросам организации государственных услуг в электронном виде, проблемам создания электронного правительства продолжается чуть более 10 лет. Составляющие эту тематику нормативные акты относятся к отраслям в большей части публичного права, а правоотношения, регулируемые этим законодательством, имеют как административно-правовое, так и гражданско-правовое содержание.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие принятых в обозримо короткий срок нормативно-правовых актов, данный массив на сегодня не образует отдельной отрасли законодательства и требует постоянной систематизации нормативно-правовой базы. Эти нормативно-правовые акты можно представить как комплексное образование в российском законодательстве, являющееся «носителем органичного единства» отраслей административного и гражданского права, обеспечивающее взаимодействие правовых норм данных отраслей права, регулирующее «однородные общественные отношения, связанные между собой в качестве самостоятельной обособленной группы» в сфере организации государственных (муниципальных) услуг.

Подводя итоги исследования, стоит отметить несколько особенностей применения и использования электронных технологий в законодательной ветви власти. В настоящее время существует множество ресурсов, созданных в целях обеспечения бесплатного доступа к государственным услугам, среди них интернет-портал государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы», обеспечивающий возможность голосования за кандидатов в Государственную Думу Российской Федерации, представительные орга-

ны власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

Однако подавляющая часть населения все еще скептически относится к информационным технологиям, некоторые ученые и вовсе придерживаются точки зрения, согласно которой наше российское общество не готово к переходу в электронную сферу коммуникативного интерактивного взаимодействия населения и государства. Тем не менее, статистика показывает, что население желает использовать электронные средства связи с целью взаимодействия с государственными органами власти, в т. ч. с законодательными, а также реализовывать свои права через информационные ресурсы.

1. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Волтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М., 2006.

2. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов: указ Президента РФ от 9.02.2011 г. № 167 // Российская газета. 2011. 11 февраля.

3. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 632-р (ред. от 10.03.2009 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон РФ от 27.06.2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. 2010. 30 июля.

5. Коган В.З. Маршрут в страну информологию. М., 1985.

6. Путин В.В. Внедрение информационных технологий сделает более прозрачным общение граждан с властью // Файл-РФ. Ежедневная электронная газета. 2012. 17 февраля. URL: http://file-rf.ru/context/1309 (дата обращения: 01.10.2015).

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 2009. 21 декабря.

8. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Интернет-портал «Российская газета». 1997. 23 декабря. URL: http://www.rg.ru/1997/ 12/23/pravitelstvo-dok.html (дата обращения: 02.10.2015).

9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ

от 09.03.2004 г. № 314 // Российская газета. 2004. 11 марта.

10. Об электронной подписи: федеральный закон РФ от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ // Российская газета. 2011. 8 апреля.

11. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 24.11.2009 г. № 953 // Российская газета. 2009. 2 декабря.

12. Мазуренко А.П. Правотворческая политика и современные информационные технологии // Российский юридический журнал. 2010. № 3. С. 31-33.

13. Соловьев И.С. Информатизация арбитражной системы Российской Федерации: к открытости и готовности транспарентности шаг за шагом // Судья. 2012. № 1. С. 50-52.

14. Федосеева Н.Н., Чайковская М.А. Понятие и сущность концепции электронного государства // Российская юстиция. 2011. № 11.

15. О парламентском контроле: федеральный закон РФ от 7.05.2013 г. № 77-ФЗ // Российская газета. 2013. 14 мая.

16. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. М., 2002. С. 20-21.

17. Михайловский М.Г. Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/8/4831/18358 (дата обращения: 03.10.2015).

18. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»: распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р // Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.

1. Dlugach T.B. Tri portreta epokhi Prosveshcheniya. Montesk'e. Volter. Russo (ot kontseptsii prosveshchennogo absolyutizma k teoriyam grazhdanskogo obshchestva). M., 2006.

2. Ob obshchestvennom obsuzhdenii proektov federal'nykh konstitutsionnykh zakonov i federal'nykh zakonov: ukaz Prezidenta RF ot 9.02.2011 g. № 167 // Rossiyskaya gazeta. 2011. 11 fevralya.

3. O Kontseptsii formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 g. № 632-r (red. ot 10.03.2009 g.). Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

4. Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug: federal'nyy zakon RF ot 27.06.2010 g. № 210-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2010. 30 iyulya.

5. Kogan V.Z. Marshrut v stranu informologiyu. M., 1985.

6. Putin V.V. Vnedrenie informatsionnykh tekhnologiy sdelaet bolee prozrachnym obshchenie grazhdan s vlast'yu // Fayl-RF. Ezhednevnaya elektronnaya gazeta. 2012. 17 fevralya. URL: http://file-rf.ru/context/1309 (data obrashcheniya: 01.10.2015).

7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) // Rossiyskaya gazeta. 2009. 21 dekabrya.

8. O Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy konstitutsionnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 17.12.1997 g. № 2-FKZ // Internetportal "Rossiyskaya gazeta". 1997. 23 dekabrya. URL: http://www.rg.ru/1997/ 12/23/pravitelstvo-dok.html (data obrashcheniya: 02.10.2015).

9. O sisteme i strukture federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 g. № 314 // Rossiyskaya gazeta. 2004. 11 marta.

10. Ob elektronnoy podpisi: federal'nyy zakon RF ot 06.04.2011 g. № 63-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2011. 8 aprelya.

11. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii i federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.11.2009 g. № 953 // Rossiyskaya gazeta. 2009. 2 dekabrya.

12. Mazurenko A.P. Pravotvorcheskaya politika i sovremennye informatsionnye tekhnologii // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2010. № 3. S. 31-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Solov'ev LS. Informatizatsiya arbitrazhnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii: k otkrytosti i gotovnosti transparentnosti shag za shagom // Sud'ya. 2012. № 1. S. 50-52.

14. Fedoseeva N.N., Chaykovskaya M.A. Ponyatie i sushchnost' kontseptsii elektronnogo gosudarstva // Rossiyskaya yustitsiya. 2011. № 11.

15. O parlamentskom kontrole: federal'nyy zakon RF ot 7.05.2013 g. № 77-FZ // Rossiyskaya gazeta. 2013. 14 maya.

16. Gavrilov O.A. Kurs pravovoy informatiki. M., 2002. S. 20-21.

17. Mikhaylovskiy M.G. Materialy seminara-soveshchaniya s rukovoditelyami analiticheskikh sluzhb apparatov zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) organov gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii // Ofitsial'nyy sayt Gosudarstvennoy Dumy Rossiyskoy Federatsii. URL: http://iam.duma. gov.ru/node/8/4831/18358 (data obrashcheniya: 03.10.2015).

18. O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii "Informatsionnoe obshchestvo (2011— 2020 gg.)": rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot

20.10.2010 g. № 1815-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. № 46. St. 6026.

Поступила в редакцию 15.11.2015 г.

UDC 342.52+004

THE APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) POWER OF RUSSIAN FEDERATION

Ruslan Vladimirovich PUZIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of Civil Law Department, e-mail: ruslanlaw@mail.ru

Aleksander Sergeevich KISELEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department, e-mail: pain068@yandex.ru

The peculiarities of information technologies application in legislative power branch of Russian state apparatus of administration are considered. The increase of the role of electronic government in taking state important decisions and active advancing of electronic sovereignty of the people ideas are marked. It is marked, that the processes of informatization of society, application of information technologies in practical plane are decided not as fast due to insufficient enlightenment of wide circles of population. The problems of introduction information technologies into parliament activity are relevant both for Russia and for most of foreign parliaments, which can cope with this problem more or less successfully. The conclusion is made that the spread of information-communication technologies and further movement to creation of analytical structures, generalizing right-implementing practice and elaboration of recommendations for improvement of the passed law. Thus, the development of information possibilities of right-creating policy is accelerating with the appearance of new information technologies, and also due to active work of institute of sovereign of the people.

Key words: sovereign of the people; parliament; electronic state; electronic government; electronic parliament; legislation of the future; representation of the people; information technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.