Научная статья на тему 'Электронный ключ к успеху'

Электронный ключ к успеху Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусакова Наталья

Информационные технологии пронизывают всю сферу деятельности современных банков. Об обеспечении выполнения коммуникационной функции финансовых учреждений, о системах взаимодействия, позволяющих организовать дистанционное обслуживание клиентов, проблеме безопасности информации, развитии электронного документооборота рассказывает заместитель директора по развитию и технологиям Центра банковских технологий Валентин ЗУБОВИЧ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic key to success

Information technologies pervade the whole sphere of activities of modern banks. About ensuring execution of the communication function of financial institutions, systems of interaction, allowing to organize remote customer service, security information, development of electronic document management says the Deputy Director of development and technology Centre of banking technologies Valentin ZUBOVICH.

Текст научной работы на тему «Электронный ключ к успеху»

Информационные технологии пронизывают всю сферу деятельности современных банков. Об обеспечении выполнения коммуникационной функции финансовых учреждений, о системах взаимодействия, позволяющих организовать дистанционное обслуживание клиентов, проблеме безопасности информации, развитии электронного документооборота рассказывает заместитель директора по развитию и технологиям Центра банковских технологий Валентин ЗУБОВИЧ.

Электронный ключ к успеху

— Банковская сфера принадлежит к числу отраслей, наиболее активно использующих информационные технологии в своей деятельности. По статистике, банки в мире в среднем тратят порядка 5—7% от их оборота на внедрение и сопровождение новых ИТ. В Беларуси эти показатели пока значительно ниже. Правлением Национального банка принята Концепция развития и применения информационных технологий в банковской системе на 2008—2012 гг. Обязательным условием построения информационного общества является наличие широкого комплекса банковских продуктов и услуг, доступных в любом населенном пункте республики. В Беларуси планомерно расширяется сеть инфокиосков и банкоматов. Уже сегодня можно свободно использовать Интернет-, sms- и мобильный банк. В рамках единого расчетного информационного пространства успешно работает система под торговой маркой «Расчет», к которой подключены, с одной стороны, 22 банка, с другой — около 500 производителей услуг. Обеспечивая

их взаимодействие, система позволяет физическим и юридическим лицам оплачивать услуги посредством интернет-банкинга или электронных денег. Кроме того, банки уделяют большое внимание автоматизации бизнес-процессов, вопросам обеспечения бесперебойности функционирования Ит-инфраструктуры и информационной безопасности. Среди основных направлений развития применения Ит — управление рисками и организация информационного взаимодействия банковской системы и органов государственного управления.

— В этом году в 7-й раз планируется провести международный форум по банковским информационным технологиям — «Банк ИТ' 10». Приносят ли подобные мероприятия реальную пользу?

— Конечно. Представители двух сфер — финансовой и Ит — успешно используют форум как возможность для оперативного решения текущих вопросов и корректировки стратегии развития. Как и в прошлые годы, в нем примут участие

и банки, и компании — разработчики информационных технологий.

— Чьей продукции отдают предпочтение наши банкиры — белорусских или зарубежных разработчиков?

— Поле применения информационных продуктов достаточно широкое, а потому есть место и для отечественных, и для зарубежных производителей. Но, если оценивать ситуацию в целом, большинство коммерческих банков все же предпочитают насыщать ядро своих автоматизированных систем белорусскими разработками.

— Всегда ли устраивает качество отечественного ИЪпродукта?

— Тут споры идут постоянно. Кого-то устраивает полностью, кто-то указывает на недостатки. В соответствии с законодательством интеллектуальный товар закупается после проведения конкурса, где учитываются все ключевые параметры, и соотношение «цена — качество» — в первую очередь. Но факт остается фактом: чаще всего тендеры

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАГИСТРАЛИ

выигрывают наши разработчики. Дополнительный плюс в том, что они всегда рядом, а значит, связаться с ними в случае возникновения каких-либо проблем будет несложно.

— Немаловажный аспект, интересующий владельца любого бизнеса, — безопасность. Регистрируются ли попытки несанкционированного доступа в банковские сети в нашей стране и какова роль информационных технологий в их предотвращении?

— Вопросы защиты информации в банках стоят на одном из первых мест. для того чтобы снизить риски, создана банковская финансовая телесеть, регулярно проводятся аудиты, применяются специально разработанные рекомендации Национального банка. Любые риски оцениваются вероятными потерями банка в случае возникновения того или иного инцидента — нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации. Основные проблемы сегодня связаны с несанкционированным использованием и подделкой пластиковых карточек, выходом из строя оборудования. Были прецеденты, когда банки несли убытки в связи с заражением компьютерной сети вирусами. Но такие случаи у нас пока единичны. В то же время, по сообщениям управления «К» МВД республики, киберпреступ-ность в Беларуси растет.

— Как развивается система электронного документооборота в Беларуси?

— Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» был принят в 2000 г. во многом благодаря инициативе Нацбанка. Он был крайне необходим для развития национальной платежной системы. Если появлялась готовность какой-то отрасли или предприятия ввести у себя электронный документооборот, закон обязывал владельца системы самостоятельно разработать и выпустить ряд регламентирующих документов, оп-

ределяющих права и обязанности пользователей. К примеру, Нацбанк должен устанавливать правила игры в обращении электронных документов среди коммерческих банков. Аналогично — в других отраслях. Кроме банков цифровую подпись стали активно использовать в Фонде соцзащиты — там ее применяют с 2003 г., выдав более 100 тысяч электронных сертификатов пользователей. С электронной цифровой подписью (ЭЦП) работают Белорусская железная дорога, ряд ведомств, валютная фондовая биржа. Благодаря этому инструменту функционирует электронная почта государственных органов (МаУдо^Ьу), происходит документооборот рынка ценных бумаг, осуществляется электронное декларирование. с учетом того, что каждый подходил к подготовке регламентирующих документов по-своему, назрела необходимость принятия нового закона, предусматривающего создание государственной системы управления открытыми ключами (ГосСУОК), который и был принят в конце минувшего года. В соответствии с ним функция координации развития ГосСУОК возложена на Нацбанк. И это вполне объяснимо, поскольку в плане накопленного опыта в этой области банковская система на шаг впереди других отраслей. В конечном итоге будет снята проблема, которая день ото дня становится все более серьезной: у юридических лиц накопилось слишком много электронных ключей. Один получают в Фонде соцзащиты, другой — в банке, третий — в Министерстве по налогам и сборам, четвертый — в таможенных органах. Получается весьма внушительная «связка». Благодаря принятию нового закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» можно рассчитывать, что ключ будет единым и его можно будет применять для работы в различных системах. Конечно, не за один день, но процесс будет упорядочен, система защиты информации усовершенствована, а издержки юридических лиц снизятся.

— Приведите примеры проектов с использованием электронно-цифровой подписи в банковской сфере, в результате реализации которых была получена ощутимая польза, сэкономлены средства.

— Прежде всего следует назвать автоматизированную систему межбанковских расчетов (АС МБр), созданную в 1998 г. Функции ее оператора возложены на расчетный центр Национального банка, который имеет право цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения такой подписью исполненных платежей. Банк-отправитель от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему В^. В АС МБР они поступают от банков и Нацбанка равномерно в соответствии с графиком системы В^ непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. Банки-получатели на основании электронных платежных документов банков-отправителей, дополнительно удостоверенных электронной цифровой подписью Расчетного центра, отражают операции по корреспондентскому счету банка и субкорреспондентским счетам филиалов (отделений) банка Республики Беларусь, зачисляют денежные средства на счета клиентов либо на счета по учету собственных средств банка-получателя в кратчайшие сроки в течение текущего операционного дня банка. Внедрена также система электронного документооборота рынка ценных бумаг. Ее работа основана на применении технологии гарантированной доставки юридически значимых электронных документов. Оператором является Банковско-финансовая телесеть, разработчиком — центр банковских технологий. Технология гарантированной доставки заключается в том, что в системе документ подписывается ЭцП отправителя, получатель подписы-

№8(90)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ

25

вает квитанцию о поступлении документа, в которой отмечается точное время, все операции заверяются ЭЦП сервера (оператора). ЭЦП используют банки Республики Беларусь в системах «клиент — банк».

Есть примеры применения ЭЦП на уровне межведомственного взаимодействия. В частности, мне довелось выступать научным руководителем проекта автоматизированной информационной системы, обеспечивающей взаимодействие государственных органов при осуществлении процедуры постановки на учет зарегистрированных юридических лиц. Она обеспечивает обмен информацией между Министерством юстиции, с одной стороны, и МНС, Фондом соцзащиты, Минстатом и Белгосстрахом — с другой. Ранее для этого использовался бумажный документооборот, а информационное взаимодействие осуществлялось с помощью курьерской службы. Внедрение электронной системы дало серьезный экономический и стратегический эффект: был упрощен сам процесс, уменьшилось число задействованных людей, сократилось число ошибок и т.д. К тому же это во многом поспособствовало сведению к минимуму срока регистрации юридического

лица: свидетельство об этом сегодня можно получить в течение суток. Следующим шагом станет внедрение системы, благодаря которой физические лица смогут зарегистрировать себя в качестве индивидуальных предпринимателей либо собственное предприятие посредством сети Интернет.

— Вы хотите сказать, что человек не выходя из дома сможет создать предприятие?

— Да, планируется, что это произойдет 1 января 2011 г. Правда, выйти из дома все же придется, но только один раз: чтобы зарегистрировать персональный электронный ключ — цифровую подпись, по которой можно идентифицировать ее владельца.

Мы рассчитываем на то, что и далее применение ЭЦП будет успешно развиваться. Уже сейчас юридические лица имеют возможность передавать многие электронные документы, используемые в информационном обмене между банками и государственными органами. Что касается физических лиц, то у них возможностей для использования ЭЦП, за исключением налоговой декларации, пока нет. Однако вскоре ситуация поменяется. У нас в стране совершенс-

твуется инфраструктура открытых ключей, создается общегосударственная автоматизированная информационная система — ОАИС, в рамках которой будет работать портал доступа к государственным информационным ресурсам. Он даст возможность любому человеку обращаться в госорганы за различного рода услугами или сведениями, например, узнавать о цене на недвижимость, кадастровой стоимости земельного участка, об имуществе, находящемся в залоге, и т.п. Ожидается, что такая возможность будет реализована в 2011 г.

— То есть тогда любой желающий сможет получить электронный ключ и применять его. А будет ли, на ваш взгляд, популярен этот сервис?

— Думаю, это произойдет не сразу. По одной простой причине: человеку важно, чтобы услуг на сервисе было много. Это наглядно продемонстрировал опыт развития системы «Расчет». Людям было не интересно, пока газ, к примеру, можно было оплатить не выходя из дома, а все остальное — на почте или в банке. Но когда в Сети появились все производители услуг, пользоваться и мобильным, и интернет-банкингом стало действительно удобно. Последний среди платежных инструментов, кстати, лидирует. К системе «Расчет» подключены подразделения ЖКХ, «Белтелеком», департаменты охраны МВД, и Нацбанк целенаправленно работает над расширением этого списка. В частности, с Министерством связи и информатизации ведутся работы по организации приема платежей за информационные услуги, с системой образования — по оплате детских дошкольных учреждений и школ. Думаю, в ближайшее время к системе начнут активно подключаться и интернет-магазины. А по мере того как перечень услуг будет расти, желающих ими воспользоваться будет становиться все больше и больше.

Наталья ГУСАКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.