Научная статья на тему 'Новые возможности для бухгалтера'

Новые возможности для бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Старостина Н. В., Кирьянова В. А.

Данная статья посвящается взаимоотношениям бухгалтера с сетью Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые возможности для бухгалтера»

Переменные модели линейного программирования, как уже говорилось выше, не должны принимать отрицательные значения. Условия неотрицательности переменных будут иметь следующий вид

Х3рв1] > 0 для V/ е 1ИА,, Ур е РПР,

уУ] > 0 для Е ^ ьу

сниж■ зв /л у,- ТИЗА \_/„ ^ ппр

гр, у > 0 для Е Ьру , УР Е РП

Таким образом, введенная система ограничений, позволяет обеспечить требования к качеству атмосферного воздуха, а функционал - распределить квоты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу между хозяйствующими субъектами с учетом их социальной и экономической значимости, а также степени экологичности применяемых технологий. Введение системы квотирования создаст основу для внедрения эффективных экономических и других механизмов, обеспечивающих выполнения общих и индивидуальных условий комплексного природопользования.

УДК 657

Н.В. Старостина, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Данная статья посвящается взаимоотношениям бухгалтера с сетью Интернет.

Интернет расширяет информационные возможности бухгалтера. В настоящее время появились необходимые и полезные для бухгалтера сервисы сети. В сети представлены сайты официальных органов Российской Федерации (например, Управление ФНС РФ по г. Москве). Заслуживают внимание сайты с правовыми базами данных (www. garant.ru, www.referent.ru). Кроме того, существует возможность почитать электронные версии периодических изданий (www.buhgalt.ru).

Сегодня бухгалтер может проходить дистанционное обучение и повышать свою квалификацию. Так, например, на сайте Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (www.ipbr.ru) предоставляется такая возможность. В сети всегда можно узнать о проводимых семинарах по интересующим темам. С приходом Интернета стала возможной идея работы на дому. Удаленный доступ к Сети посредством специализированного программного обеспечения и сетей VPN (Virtual Private Network -Виртуальная частная сеть) сделал возможной работу бухгалтера на дому. Сети VPN обеспечивают безопасный доступ к корпоративным сетям.

Благодаря внедрению электронных систем аутентификации и электронных цифровых подписей появилась возможность отсылать через Интернет формы отчетности.

Бухгалтеры повсеместно используют системы «Клиент-Банк», и последняя тенденция - все больше физических лиц предпочитают эту систему походу в сберкассу.

Рассмотрим электронно-цифровую подпись. При внедрении электронных систем часто возникает «узкое место» - это вопрос подтверждения источника документа, его достоверности и целостности. И кроме того, стало необходимым проверять получате-

лей и отправителей электронных документов, так как увеличилась доля компьютерных преступлений.

Для решения этой задачи стали применять так называемый «паспорт цифрового мира» - электронную цифровую подпись или ЭЦП. Электронная цифровая подпись генерируется (формируется) при помощи специальных математических алгоритмов на основе собственно документа и некоего «закрытого ключа», позволяющего однозначно идентифицировать отправителя сообщения. Электронная цифровая подпись функционирует на основе криптоалгоритмов с асимметричными (открытыми) ключами и инфраструктуры открытых ключей.

Многие организации, которые используют подобные системы в целях безопасности, осуществляют выдачу ключей на дискетах и USB-накопителях. Открытые ключи и другая информация о пользователе хранится удостоверяющими центрами (центрами сертификации) в виде цифровых сертификатов. В общем случае работы с электронной цифровой подписью процесс обмена сообщением начинается с получением отправителем секретного ключа от удостоверяющего центра. После получения секретного ключа отправитель формирует с его помощью ЭЦП и отправляет письмо получателю. Получатель при помощи публичного (общедоступного) ключа и цифрового сертификата устанавливает источник сообщения и отсутствие искажений (целостность) в полученном сообщении. Для идентификации отправителей в системах электронной отправки отчетности часто используется отечественная разработка фирмы «Крипто-ПРО» www.cryptopro.ru модуль «Крипто-ПРО CSP» - это система, созданная на основе отечественных криптоалгоритмов и сертифицированная ФАПСИ.

В настоящее время ЭЦП широко используется во всем мире для защиты электронных документов от подделки и обеспечивает высокую степень конфиденциальности и достоверности сообщения [1].

С развитием телекоммуникаций и появлением сети Интернет у бухгалтеров появилась прекрасная альтернатива для упрощения своей работы. Чтобы сократить задержку между выпиской платежного поручения и списанием денег со счета, практически повсеместно сотрудники бухгалтерии используют системы «Банк-Клиент» («Клиент-Банк»). Смысл всех систем «Клиент-Банк» или «Банк-Клиент» заключен в их названии - это системы, которые обеспечивают удобную электронную связь между банком и его клиентами. Они предлагают подготовку и доставку в первую очередь платежных, а также иных документов от клиента в банк, где производится их дальнейшая обработка.

Хочется выделить три наиболее часто встречающиеся модели построения таких систем: - банк предлагает систему «Банк-Клиент» своей разработки или же написанную специализированной фирмой, производящей программное обеспечение; - используется сервис специализированных посредников или провайдеров услуг, которые отвечают за пользовательский интерфейс и физическое подключение клиентов; - в настоящее время все большую популярность приобретают системы на базе Web, в которых удобство пользования объясняется глобальной доступностью сравнительной простотой использования.

Схема использования систем сводится к общему принципу: банк приобретает или силами своих программистов разрабатывает систему и продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам. В системах «Клиент-Банк» происходит автоматическая проверка пользователей с помощью электронных цифровых подписей. После поступления документов в банковскую систему происходит их аутентификация и проверка на отсутствие ошибок, затем в автоматизированной банковской системе документ проходит стандартные этапы обработки, как и бумажный документ.

Преимущества перевода клиентов на использование систем «Клиент-Банк» для банков: сокращается посещаемость и нагрузка на офисы и филиалы банка, снижаются расходы на содержание отделений, уменьшается необходимое количество операционистов увеличивается качество обслуживания клиентов.

Преимущества таких систем для пользователей: снижение транспортных расходов, богатство выбора банков, хорошая система учета внешнего документооборота.

Теперь бухгалтер всегда сможет быстро дать четкую информацию по движениям на банковском счете фирмы. Электронный документооборот и система «Клиент-Банк» для бухгалтера - это уже не фантастика благодаря появлению и использованию ЭЦП, которая обеспечивает идентификацию и аутентификацию клиентов банка [2].

Благодаря резкому увеличению темпов компьютеризации, повсеместному распространению сети Интернет, внедрению ЭЦП в нашей стране стали активно развиваться системы обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным линиям связи. В настоящий момент представлять отчетность в электронном виде по каналам связи может практически любая организация, состоящая на учете в налоговых органах.

Рассмотрим преимущества, которые открывает перед налогоплательщиками подключение к системе безбумажной технологии и отсылка отчетности по телекоммуникационным каналам: - экономия высокооплачиваемого времени бухгалтера; - удобство представления отчетности непосредственно с рабочего компьютера; - круглосуточная возможность представления отчетности, плюс дополнительный временной интервал в последний день сдачи; - проверка отчетности на месте средствами выходного контроля, что приводит к сокращению ошибок; - контроль версий отчетности и возможность обновления необходимых форм до актуальной версии; - возможность отсылки корректирующих отчетностей; - гарантированное подтверждение доставки отчетности в налоговую инспекцию с помощью протоколов доставки; - автоматическое разнесение отчетности по счетам организации; - оперативное обновление форм отчетности; - возможность получения по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом; - сохранение конфиденциальности пересылаемой информации.

На рынке программных комплексов отсылки отчетности через Интернет популярность в настоящее время приобрели система «Контур-Экстерн» и система «Такском-Спринтер». Компании Такском и Контур выпускают программные продукты со схожими функциями для отсылки отчетности через Интернет, но отличаются по принципам формирования и передачи отчетности. Обе программы позволяют отсылать в налоговые инспекции через Интернет отчетность в виде файлов определенного формата (формат файлов стандартизирован). Системы Такском-Спринтер» и «Контур-Экстерн» используют средства криптографической защиты информации (СКЗИ). Основную функциональность систем обеспечивают серверы операторов, на которых обрабатываются все информационные потоки между участниками документооборота. И главное, что следует заметить, вся передаваемая информация защищена от несанкционированного доступа путем использования сертифицированных средств криптографической информации, современные алгоритмы шифрования позволяют обеспечить целостность информации, передаваемой по каналам связи.[3]

Интернет предоставляет огромные возможности для бухгалтера и дает «толчок» к усовершенствованию системы бухгалтерии.

Список литературы 1. Бухгалтерский учет, №2, 2008.- С. 39

2. Бухгалтерский учет, №4, 2008.- С. 39

3. Бухгалтерский учет, №6, 2008.- С. 39

УДК 368(075.8)

Н.В. Старостина, И.Л. Мамаева

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В данной статье рассматривается направления развития страхования в настоящее время.

Рассмотрим основные направления развития страховых компаний в условиях трансформации рынка.

По данным Федеральной службы страхового надзора за 9 месяцев 2007г., страховыми компаниями (869 страховщиков) было собрано 563,5 млрд. руб. премии, что на 24,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамика роста выплат при этом выше - 37,6% (332,6 млрд. руб.) В структуре премии по-прежнему преобладает имущественное страхование, доля собранных премий по которому составила 35,7% от общего объема (201 млрд. руб.).

Страховой рынок, как отметили аналитики, впервые с 2004г. показал положительную динамику развития классического страхования. Сбор премий в 2007г. ежеквартально прирастал на 23-25%. Для сравнения, в 2005г. совокупные премии страховщиков увеличились лишь на 4%, в 2006г. - на 22,7%, до 602,1 млрд. руб. Правда, прошлогодний рост был обеспечен обязательными видами страхования, а в добровольном сегменте страхования в начале 2006г. наблюдалось небольшое сокращение объемов собираемой премии. Наибольшая доля граждан, пользующихся страховыми услугами, по-прежнему приходится на средние и крупные города. Число страхователей в Москве и Санкт-Петербурге за прошедшие два года увеличилось с 33 до 41 %. В то же время на селе и в небольших городках спрос на страховые услуги остается низким. Исходя из общей тенденции роста спроса на страхование, можно сделать вывод о перспективах дальнейшего развитии рынка страховых услуг за счет потенциала российских регионов.

В структуре страховых услуг, востребованных россиянами, наблюдались характерные изменения. Примечательно, что количество россиян, которые воспользовались услугами страхования автомобиля от угона и ущерба (автокаско), за два прошедших года выросло почти в два раза: с 3,4% до 6%. Возросла и доля людей, страхующих недвижимое имущество (с 7,8% в 2005г. до 9% в 2007г.) и здоровье (с 11 % до 18%). Двумя видами страховых услуг пользуются почти 13% опрошенных, тремя и более - около 5%. Недостаточно востребованным остается страхование жизни — в среднем 2%.

С ростом прозрачности рынка, объемов и перспектив бизнеса страховщики стали пользоваться большим инвестиционным спросом. В уходящем году на рынке прошел ряд крупнейших в его истории сделок по покупке-продаже компаний. Если в 1990-2005 г. их общая сумма не превысила 450 млн. дол., то в 2007г. перевалила за миллиард дол.

По мере развития российского рынка можно ожидать дальнейшей активизации иностранных страховщиков, особенно в связи с вступлением России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.