Научная статья на тему 'Электронный дневник как технология контроля за процессом организации физического воспитания учащихся средних классов'

Электронный дневник как технология контроля за процессом организации физического воспитания учащихся средних классов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ELECTRONIC DIARY / QUESTIONNAIRE / CONTENT OF PHYSICAL EDUCATION LESSON / PHYSICAL ACTIVITY OF PUPILS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Храмов А. А., Кулькова И. В.

В статье рассматривается технология контроля родителями проводимых в школе физических упражнений для детей. В данной статье представлена анкета, позволяющая узнать, как именно родители детей относятся к нагрузке, проводимой на уроке, и программе поурочного планирования и зачетов, выполняемых на протяжении всего года. Разработанная нами анкета «Мотивация родителей к контролю над выполнением адаптационных упражнений детьми через электронный журнал МРКО», через информацию, которая отображается в электронном журнале школьных образовательных учреждениях, позволила определить заинтересованность родителей в подборе физических упражнений, нагрузок, двигательной активности и самом содержании урока физической культуры. Результаты анкетирования демонстрируют высокую потребность родителей в комплексах упражнений, специально подобранные для детей с ослабленным здоровьем. Это доказывает, что данная проблема актуальна, повышая тем самым интерес к её изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Храмов А. А., Кулькова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the technology that helps the parents monitor the physical exercises that children perform at school. There was developed the questionnaire «Parents motivation to control adaptive physical exercises, carrying out by children, through the electronic diary». It allowed to find out the parental attitude toward physical activity at the lesson, annual lesson plans and examinations held during the year. The questionnaire made it possible to determine parents interest in the appropriate selection of physical exercises, activity, motor performance and the content of the lesson for their children. The results of the survey show high need in the complex of physical exercises, developed specifically for children with weakened health. The results prove that the problem is very important and increase interest in the further study.

Текст научной работы на тему «Электронный дневник как технология контроля за процессом организации физического воспитания учащихся средних классов»

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДНЕВНИК КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

А.А. Храмов 1, ГБОУ №1566,

Педагогический институт физической культуры и спорта

ГБОУ ВО МГПУ, Москва

В статье рассматривается технология контроля родителями проводимых в школе физических упражнений для детей. В данной статье представлена анкета, позволяющая узнать, как именно родители детей относятся к нагрузке, проводимой на уроке, и программе поурочного планирования и зачетов, выполняемых на протяжении всего года. Разработанная нами анкета «Мотивация родителей к контролю над выполнением адаптационных упражнений детьми через электронный журнал МРКО», через информацию, которая отображается в электронном журнале школьных образовательных учреждениях, позволила определить заинтересованность родителей в подборе физических упражнений, нагрузок, двигательной активности и самом содержании урока физической культуры. Результаты анкетирования демонстрируют высокую потребность родителей в комплексах упражнений, специально подобранные для детей с ослабленным здоровьем. Это доказывает, что данная проблема актуальна, повышая тем самым интерес к её изучению.

Ключевые слова: электронный журнал, анкетирование, содержание урока физической культуры, двигательная активность учащихся.

Electronic diary as a method of monitoring the learning process in secondary school children. The article presents the technology that helps the parents monitor the physical exercises that children perform at school. There was developed the questionnaire «Parents motivation to control adaptive physical exercises, carrying out by children, through the electronic diary». It allowed to find out the parental attitude toward physical activity at the lesson, annual lesson plans and examinations held during the year. The questionnaire made it possible to determine parents interest in the appropriate selection of physical exercises, activity, motor performance and the content of the lesson for their children. The results of the survey show high need in the complex of physical exercises, developed specifically for children with weakened health. The results prove that the problem is very important and increase interest in the further study.

Keywords: electronic diary, questionnaire, content of physical education lesson, physical activity of pupils.

«Электронный журнал» - это «программный комплекс для хранения и обработки информации об успеваемости учащихся, выполненный в виде клиент -серверного приложения и ориентированный для применения в образовательном учреждении». Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информаци-

Контакты: 'Храмов A.A. - E-mail: <[email protected]>

онного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: «О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах» по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях.

Вместе с тем, электронный журнал - это прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой. Электронный школьный журнал — это новый стандарт информатизации школы в ближайшем будущем. Вместе со скоростью, с которой информация становится доступна, здесь заключено еще одно заметное преимущество для администрации школы: при работе с многими журналами больше не требуется выстраивать порядок работы с разными классами, так как всегда наглядно видно, в какой части журналы уже заполнены, а кроме этого можно контролировать работу учителей в журналах разных классов. [1.]

По данным опроса, проведенному агентством NEWTONEW в 2014 году, 92 % родителей положительно относятся к отказу от бумажного журнала. Однако нельзя игнорировать и объективные причины, влияющие на темпы эксперимента. Ключевой проблемой является отсутствие доступа к интернету в семьях. Согласно опросу, с ней сталкиваются 57 % родителей, из которых большая часть проживает в сельской местности. У таких респондентов, как правило, дома нет ПК с выходом в интернет [7].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Почти каждые родители, находящиеся дома или на работе, хотят знать, как их ребенок в школе или в детском саду проводит время. Важнейшую роль для получения информации играют дневник ребенка и родительские собрания, которые позволяют оповестить родителей о поведении ребенка на уроках, его прогулах, о том, что нужно изменить в обучении для улучшения оценки по предмету. Для нас была поставлена главная задача - оповестить родителей о том, какие задачи решались на уроке, с помощью каких средств и методов школьник на уроках физической культуры изучает основные двигательные действия.

Для успешного выполнения поставленной задачи родителям был предоставлен свободный доступ к сайту, на котором была представлена вся информация об их ребенке. Благодаря данному ресурсу (сайту) родители могут намного реже посещать родительские собрания, так как они имеют возможность узнать всю необходимую информацию о своих детях на сайте в оперативном режиме, а также оставить свои комментарии учителям с целью улучшения образовательного процесса в школах.

«Степень мотивации родителей к контролю над содержанием программного материала по предмету «Физическая культура», через электронный журнал»

ВОПРОСЫ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ КЛАССЫ

5 (П=38) 6 (П=46) 7 (П=31) 8 (П=20) 9(П=20)

1) Вас интересует тематическое планирование и содержание уроков физической культуры в вашем классе? - да -нет 36 - 94,5% 2 - 5,5% 44 - 95,5% 2 - 4,5% 30 - 97% 1 - 3% 20 - 100% 19 - 95% 1 - 5%

2) Занимаетесь ли вы с детьми утренней гимнастикой? - да - нет -иногда 3 - 8% 21 - 55,2% 14 - 36,8% 5 - 11% 22 - 48% 19 - 41% 2 - 9% 17 - 55% 11 - 36% 11 - 55% 5 - 25% 3 - 20% 3 - 15% 9 - 45% 8 - 40%

3) Испытывает ли Ваш ребенок недостаток двигательной активности? - Да - Нет 6 - 16% 32 - 84% 13 - 28,5% 33 - 71,5% 10 - 32% 21 - 68% 13 - 65% 7 - 35% 7 - 35% 13 - 65%

4) Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе? - Да - Нет 31 - 81,5% 7 - 18,5% 43 - 93,5% 3 - 6,5% 30 - 97% 1 - 3% 20 - 100% 18 - 90% 2 - 10%

5) Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок на уроках физической культуры и какие упражнения ему нравятся больше всего? - Да - Нет 8 - 21% 30 - 79% 5 - 11% 41 - 89% 7 - 26% 23 - 74% 4 - 20% 16 - 80% 2 - 10% 18 - 90%

6) Как Вы смотрите на то, чтобы Ваш ребенок выполнял упражнения, подобранные и адаптированные специально для него? - положительно - отрицательно 35 - 92% 3 - 8% 45 - 98% 1 - 2% 31 - 100% 20 - 100% 19 - 95% 1 - 5%

7) Хотели бы Вы иметь возможность узнавать на сайте электронного журнала МРКО следующую информацию: какие упражнения использовались на уроке физической культуры, какую нагрузку получил на уроке Ваш ребенок, каков уровень его физической подготовленности? - Да - Нет 33 - 87% 5 - 13% 44 - 95,5% 2 - 4,5% 28 - 90% 3-10% 18 - 90% 2 - 10% 15 - 75% 5 - 25%

8) Хотели бы Вы иметь возможность оставлять свои пожелания и комментарии в разделе «Урок физической культуры» на сайте (МРКО)? - да - нет 32 - 84% 6 - 16% 38 - 82,5% 8 - 17,5% 21 - 68% 10 - 32% 17 - 85% 3 - 15% 15 - 75% 5 - 25%

Для доступа к сайту родителям были предоставлены логин и пароль. Их знает только семья, в которой живёт ребенок. Заходя в интернет-ресурс, человек видит, какую по содержанию и интенсивности нагрузку получил учащийся по сравнению с нормой для детей данного возраста. Даже такая «узкая» информация, на наш взгляд, позволит не только оперативно корректировать содержание программного материала и учебного процесса учителям физической культуры, но и, в перспективе, позволит помочь родителям определиться с выбором будущей спортивной ориентации (секции) для ребенка.

Для более детального изучения данной проблемы, мы узнали мнение родителей с помощью анкетирования, которое проводилось в 5-9-х классах ГБОУ № 1566 г. Москвы. В анкетировании приняли участие 155 родителей. В предложенной анкете «Степень мотивации родителей к контролю над содержанием программного материала по предмету «Физическая культура», через электронный журнал» им предлагалось изучить поставленную нами проблему, выразить свое отношение к процессу физического воспитания учащихся, а также выявить их представление о двигательной активности ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОЛБСУЖДЕНИЕ

Было установлено, что в ответах на вопрос: «Вас интересует тематическое планирование и содержание уроков физической культуры в Вашем классе?» - 96 % родителей, участвующих в эксперименте, ответили положительно, 4% -отрицательно (рис. 1). Тем самым это показало, что тематическое планирование, по которому работает учитель физической культуры, интересует родителей, так как они хотят знать, какие упражнения влияют на гармоническое развитие личности, укрепление здоровья учащихся, формирования и закрепление навыков сохранения правильной осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитания ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Вас интересует тематическое планирование и содержание уроков физической культуры в Вашем классе? 4%

А 96% Да Нет

Рис. 1. Результаты ответов родителей на вопрос «Вас интересует тематическое планирование и содержание уроков физической культуры в Вашем классе?»

Статистический анализ ответа на вопрос «Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок на уроках физической культуры и какие упражнения ему нравятся

больше всего?» дает основание считать, что большинство родителей (83,2%) не имеют представления о содержании программного материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях (рис. 2).

Рис. 2. Результаты ответов родителей на вопрос «Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок на уроках физической культуры и какие упражнения ему нравятся больше всего?»

Следовательно, это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны родителей за нагрузкой и выполнением разрешенных для их ребенка упражнений с учетом медицинских показаний врача.

Вместе с тем, отвечая на вопрос «Хотели бы Вы иметь возможность узнавать на сайте электронного журнала МРКО следующую информацию: какие упражнения использовались на уроке физической культуры, какую нагрузку получил на уроке Ваш ребенок, каков уровень его физической подготовленности?», более 89% респондентов ответили «Да», что подтверждает заинтересованность родителей во внедрении модернизированных методов контроля за качеством образования в России (рис. 3).

100

50

Хотели бы Вы иметь возможность узнавать на сайте

электронного журнала МРКО следующую информацию: какие упражнения использовались на уроке физической культуры, какую нагрузку получил на уроке Ваш ребенок, каков уровень его физической подготовленности ?

Да

Нет

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «Хотели бы Вы иметь возможность узнавать на сайте электронного журнала МРКО следующую информацию: какие упражнения использовались на уроке физической культуры, какую нагрузку получил на уроке Ваш ребенок, каков уровень его физической подготовленности?»

0

Важным шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределением на 3 медицинских группы - основную, подготовительную, специальную. С учетом уровня здоровья и функционального состояния организма конкретного ребенка, необходимо подобрать комплекс физических упражнений, направленных на укрепление его здоровья и иммунитета. На рисунке 4 представлены результы вопроса «Как Вы смотрите на то, чтобы Ваш ребенок выполнял упражнения, подобранные и адаптированные специально для него?» 97% родителей 5-9-х классов ответили «Положительно».

Как Вы смотрите на то, чтобы Ваш ребенок выполнял упражнения, подобранные и адаптированные специально для него?

50

0

Положительно Отрицательно

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос «Как Вы смотрите на то, чтобы Ваш ребенок выполнял упражнения, подобранные и адаптированные специально для

него?»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе проведения анкетирования на тему «Степень мотивации родителей к контролю над содержанием программного материала по предмету «Физическая культура», позволяют понять, насколько родителям необходима информация о получаемых их детьми нагрузках на уроках физической культуры в школе. Большинство опрошенных (96 %) заинтересовано в отображении на сайте электронного журнала полученных учащимся на уроке нагрузок и выполненных упражнений с целью осуществления контроля за двигательной активностью детей.

Также выявлено, что одной их главных задач по наполняемости электронного журнала по предмету «Физическая культура» является информирование родителей о правильности подобранных физических упражнений на уроке с учетом группы здоровья ребенка, о необходимости ежедневного выполнения специальных упражнений с целью профилактики отклонений в состоянии здоровья и повышения общего двигательного тонуса.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что электронный журнал является не только новым стандартом информатизации в школе, но и

программным комплексом для информирования родителей о важных показателях развития детей с целью роста здорового поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учеб. для студ. ВУЗов физ. культ. - К. : Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

2. Герцева Н.В., Электронный журнал как условие активизации внутриш-кольного и внешнего контроля за системой оценки качества образования. - М.: СОШ №3 г. Сорочинска, 2010. - 3 с.

3. Евсеев, С. П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Брискин, А.В. Переде-рий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.

4. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учеб. / В.Г. Ни-китушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.

5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 368 с.

6. https://newtonew.com/analytics/dnevnik-ru-russian-experiment

7. http://www.sgu.ru/sites/default/files/documents/2014/10 0.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.