УДК 37.013.42
ББК 4466.02 ГСНТИ 14.85.51 Код ВАК 13.00.08
Дорохов Даниил Сергеевич,
студент, Уральский государственный университет путей сообщения; 620219, г- Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66; е-mail: [email protected].
Дорохова Татьяна Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационные ресурсы; информационные образовательные ресурсы; социализация; социальный педагог; функции социального педагога; посредническая функция социального педагога в школе.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены проблемы организации деятельности в школе социального педагога и реализации им посреднической функции. На наш взгляд, для повышения результативности данной деятельности необходимо использовать весь спектр информационных образовательных ресурсов. Приводится классификация электронных образовательных ресурсов и примеры их применения социальным педагогом для реализации посреднической функции. Отдельно анализируются возможности использования для этого школьных сайтов.
Dorokhov Daniil Sergeyevich,
Student, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia.
Dorokhova Tatiana Sergeevna,
Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Chair of Social Pedagogy, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ELECTRONIC RESOURCES AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE MEDIATOR FUNCTION OF A SOCIAL PEDAGOGUE AT SCHOOL
KEY WORDS: information resources; information education resources; socialization; social pedagogue; functions of a social pedagogue; mediator function of a social pedagogue at school.
ABSTRACT. The article deals with the problems of organization of activities of social pedagogues at school and their implementation of the mediator function. The author believes that in order to improve the efficiency of this activity one must use the full range of information and education resources. The article provides a classification of e-learning resources and examples of their use by social pedagogues for the implementation of the mediator function. The article also analyzes the possibilities of the use of the school site for this pur pose.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, вынуждают современную систему образования перейти от обучающей (знаниевой) модели к социализирующей (компетентно-стной). Эти целевые установки отражены и в новых образовательных стандартах, которые утверждают необходимость подготовки выпускника, готового успешно позитивно социализироваться в обществе. Под социализацией здесь мы будем понимать не только усвоение индивидом определенного социального опыта (знаний, норм, ценностей и т. п.), но и его способность на основе данного опыта позитивно самореализоваться [1]. Вышесказанное актуализирует необходимость обязательного введения в школе должности социального педагога.
Следует отметить, что профессиональные социальные педагоги появились в российских школах в начале 1990-х гг. Так, в 1991 году профессия «социальный педагог» впервые была включена в официальный справочник «должностей рабочих и служащих», и в это же время была утверждена первая квалификационная характеристика социального педагога. В 1995 г. Министерство образования и Госкомвуза России утвердило тарифно-квалификационную характеристику должности «социальный педагог» в новой редакции, скорректировав его обязанности в соответствии с изменившимися профессиональными требованиями. В «Методических рекомендациях по формированию штатной численности работников общеобразовательной школы»,
Статья публикуется при поддержке гранда РГНФ: региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2014 - Свердловская область.
Заявка № 14-16-66047. Проект «Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в контексте внедрения ФГОС основного общего образования в Свердловской области».
© Дорохов Д. С., Дорохова Т. С., 2014
разработанных в 2000 г., Министерством образования РФ было рекомендовано вводить должность социального педагога во все типы общеобразовательных учреждений. Однако на основании Закона РФ «Об образовании» (1992/1996) любое образовательное учреждение имело право самостоятельно формировать свое штатное расписание. В результате получилось, что в одних школах вводилась ставка социального педагога, а в других - нет (при этом функции социального педагога могли выполнять завуч по правовым вопросам, педагог-организатор или другие специалисты).
Тем не менее, в конце 90-х гг. XX в. общеобразовательные учреждения (начальная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей) стали самым распространенным местом работы социального педагога [2]. Однако в последующие годы в связи с сокращением финансирования в большинстве школ страны ставка социального педагога была сокращена. В итоге этих специалистов в школе осталось чрезвычайно мало.
Однако изменившиеся требования к условиям, содержанию и результатам образования в современной школе потребовали решения ряда проблем, нацеленных на успешную социализацию учащихся [3]. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и новые стандарты провозгласили принцип доступности образования. Это привело к развитию инклюзивной среды в школе, а также необходимости преодолевать проблемы в социализации детей и подростков. Это, как было указано выше, актуализировало необходимость возвращения в школу социального педагога.
С принятием новых документов в сфере образования большое внимание стало уделяться работе с родителями. Новые задачи, встающие перед образовательной организацией, предполагают ее открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей, другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Отсюда одной из наиболее значимых функций социального педагога в школе наряду с диагностической, прогностической, профилактической, коррекционно-реабили-тационной, охранно-защитной становится посредническая функция.
Посредническая функция социального педагога в школе представляет собой:
- деятельность социального педагога, а также других су&ьектов образовательного и воспитательного процесса в школе по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней;
- осуществление взаимодействия между несовершеннолетними и педагогическим коллективом образовательного учреждения, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств, административных органов, благотворительных и общественных организаций;
- посредничество в разрешении конфликтных ситуаций;
- содействие в вопросах трудоустройства несовершеннолетних во внеучебное время;
- вовлечение добровольных помощников, населения микрорайона в работу с детьми и молодежью [4, с.61-62].
Среди форм и методов реализации посреднической функции чаще всего используются индивидуальные (беседы, консультации, в процессе которых осуществляется информирование субъектов образовательного процесса о той или иной социально-педагогической проблеме) и групповые (классные часы, собрания, круглые столы, игры, тренинги и т. п., которые нацелены на разрешение выявленной социально-педагогической проблемы).
Однако эти формы и методы далеко не всегда являются эффективными при организации трехстороннего взаимодействия между социальным педагогом, несовершеннолетним и его родителями. Это связано с рядом причин. Так, для современных подростков характерно воспринимать информацию не столько на слух, сколько с помощью визуальных анализаторов (психологи говорят о так называемом «клиповом мышлении»). В силу этого традиционные беседы и консультации часто не достигают нужного эффекта по информированию их о той или иной проблеме и способах ее разрешения. Несовершеннолетние, особенно подростки, склонны «добывать» информацию посредством информационных, в частности Интернет-ресурсов. Поэтому в процессе взаимодействия с ними социальному педагогу целесообразно использовать современные средства передачи информации.
Еще одной трудностью в реализации посреднической функции социального педагога является высокая степень занятости родителей и, как следствие, невозможность принимать участие в традиционных формах деятельности (групповых и индивидуальных), что соответственно актуализирует необходимость использования дистанционных форм работы с ними. Это позволяет повысить КПД социального педагога, который в силу своей загруженности реализацией в школе преимущественно профилактической и коррекционно-реабилитационной функций, не имеет возможности уделить внимание остальным.
64
Таким образом, для повышения эффективности посреднической деятельности социальному педагогу необходимо использовать весь спектр имеющихся ресурсов, в частности - электронных [5]. Под электронными информационными ресурсами можно понимать информационную продукцию на новых физических носителях (электронные оптические диски, видеодиски, электронные микропроцессорные картриджи), а также электронную информацию в режиме локального и удаленного доступа (в том числе интерактивные мультимедиа) [6].
Рассмотрим существующие классификации электронных ресурсов, что позволит нам, с одной стороны, уточнить их сущность, а с другой, - возможности использования их в организации посреднической деятельности социального педагога. По виду электронные ресурсы можно классифицировать как:
- электронные данные (шрифтовые, графические, числовые, звуковые, текстовые и демонстрационные);
- электронные программы (прикладные, системные и сервисные);
- смешанные ресурсы, представляющие сочетание двух предыдущих (интерактивные мультимедиа и онлайновые службы).
По такому критерию, как режим доступа выделяют ресурсы локального доступа и ресурсы удаленного доступа (off- и on-line).
Для социального педагога наиболее актуальными являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [7]. В самом общем случае к ЭОР относятся учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно видео/аудио магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере. Иногда для того, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако такие информационные носители, как аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах. Поэтому некоторые авторы считают нецелесообразным введение отдельного термина «цифровые образовательные ресурсы» и его аббревиатуры. Исходя из вышесказанного и следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, большинство теоретиков и практиков, изучающих рассматриваемые вопросы, предпочитают
использовать общий термин «электронные» ресурсы и аббревиатуру ЭОР.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой довольно массовую и разнообразную группу источников. Поэтому классифицировать их удобнее всего по степени отличия от традиционных полиграфических учебников. Ниже представлена классификация ЭОР по указанному критерию.
1. Текстографические. Это самые простые ЭОР, которые отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций. Материал в данном случае представляется на экране компьютера, а не на бумаге. При этом его очень легко перенести на бумажный носитель - распечатать.
В процессе реализации социальным педагогом школы посреднической функции данный вид ресурсов наиболее целесообразно применять с целью информирования субъектов образовательного и воспитательного процесса о той или иной проблеме.
Текстографические с линейной навигацией и гипертексты. Страницы книги в данном случае можно читать последовательно, осуществляя, таким образом, линейную навигацию, как в обычном печатном тексте. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. При работе с бумажным носителем это приводит к некоторому неудобству для пользователя - приходится разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР данная проблема решается довольно просто - можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу искомый термин (ключевое слово или словосочетании) представляет собой аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту уже не является линейной, ведь фрагменты текста просматриваются в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием. Такой текстографический продукт называют гипертекстом.
Данный вид ресурсов для социального педагога целесообразно применять в обучении, если реализация посреднической деятельности требует повышения компетентности субъектов образовательного и воспитательного процесса по той или иной социально-педагогической проблеме. Так, например, рационально его использовать для повышения правовой компетентности несо-
вершеннолетних и их родителей или в подготовке волонтеров.
2. Ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. В данном случае формальные отличия от книги очевидны, ведь в данных ресурсах можно использовать кино, анимацию (мультфильм), звук, что для полиграфического издания не доступно. Однако такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
Применение данного вида ресурсов социальным педагогом возможно в процессе проведения различных мероприятий социально-педагогической направленности, в частности классных часов, родительских собраний, круглых столов и т. п.
3. Мультимедиа ЭОР. Этот вид ресурсов имеет наиболее существенные, принципиальные отличия от книги. Он сочетает в себе как графический так и программный компонент и является на сегодняшний день самым мощным и интересным для образования продуктом, поэтому имеет многофункциональное применение, в частности в реализации посреднической функции социального педагога в школе.
Из вышесказанного видно, что в профессиональной деятельности социального педагога рационально применять все рассмотренные выше виды электронных образовательных ресурсов. При этом их применение может осуществляться в контексте интегративно-дифференцированного подхода. В основу дифференциации применения ЭОР может быть положен как целевой компонент, так и материально-техническая база образовательного учреждения. Что касается интеграции, то комплексное применение ЭОР в образовательном учреждении возможно только при условии создания информационной образовательной среды, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных, методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, а так же осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования [8].
Средством для создания подобной системы могут служить Интернет-ресурсы, а инструментом - сайт (дословно «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»). Под сайтом мы понимаем систему электронных документов (файлов данных и кода) в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом).
Согласно современным требованиям к информационному обеспечению образова-
тельного учреждения действующий сайт должен быть в каждой школе. И данное требование на сегодняшний день соблюдается в юо % школ Российской Федерации. Однако школьные сайты далеко не всегда используются в полной мере для реализации посреднической функции социального педагога. В частности контент-анализ школьных сайтов Екатеринбурга (случайным образом были выбраны 24 школы города) показал, что из 24 сайтов только восемь имеют форум (активную ссылку на uralforum.ru) и только три - гостевую книгу. Иначе говоря, практически отсутствует возможность общения в дистанционном режиме между различными участниками образовательного и воспитательного процесса. Кроме того, практически невозможно отследить обратную связь с посетителями сайтов.
А ведь этот ресурс, на сегодняшний день является наиболее доступным для родителей, которые в силу занятости не всегда могут прийти в школу. Рассматриваемый ресурс может использоваться для своевременного информирования родителей о возникновении той или иной проблемы в социализации несовершеннолетнего, консультации участников образовательного и воспитательного процесса по актуальным социально-педагогическим вопросам.
Большинство сайтов имеют формальный характер. Здесь выкладывается общая информация, преимущественно нормативного или административного характера. Реже освещаются школьные мероприятия в виде фотоотчетов. Фактически не представлены обучающие материалы по вопросам адаптации, профилактики асоциальных явлений, коррекции возникших девиаций несовершеннолетних. Не рассматриваются проблемы социализации, возникающие у таких категорий, как дети из семей-мигрантов, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неблагополучных семей и т. п. Это свидетельствует о недостаточно функциональном использовании школьных сайтов для решения социально-педагогических проблем вообще и реализации посреднической функции в частности.
На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов.
1. В современных условиях развития российского общества, модернизации системы образования для решения многочисленных проблем, возникающих в процессе социализации детей и подростков, в школе необходимо ввести в качестве обязательной ставку социального педагога.
2. Одной из основных функций социального педагога в школе является посред-
66
ническая функция, нацеленная на создание условий для осуществления конструктивного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации школы, представителей различных социальных служб, ведомств, административных органов, благотворительных и общественных организаций).
3. Для повышения результативности социально-педагогической деятельности в школе, в частности реализации социальным
педагогом посреднической функции, необходимо комплексное использование всего многообразия электронных образовательных ресурсов.
4. Особое внимание в процессе использования электронных образовательных ресурсов в рассматриваемой деятельности необходимо обратить на сайты школ с целью повышения их информативной характеристики и организации обратной связи со всеми возможными участниками образовательного и воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорохова Т. С. К вопросу о профессиональной ментальностн социальных педагогов в школе // Современные научные исследования. Выпуск 2 - Концепт. - 2014. - ART 55191- - URL: http://e-koncept.ru/20i4/55i9i.htm - Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.
2. Дорохова Т. С. История социальной педагогики [Текст] : учеб. / Т. С. Дорохова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой. - М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2013.
3. Ларионова И. А. Формирование профессиональной мобильности в подготовке современных специалистов [Текст] / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 123-126.
4. Штинова Г. Н. Социальная педагогика [Текст] : учеб. / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 447 с.
5. Грибан О. Н. Использование новых информационных технологий в процессе обучения: опыт и перспективы [Текст] / О. Н. Грибан // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. - С. 185-189.
6. Об информации, информатизации и защите информации : Федеральный закон №149 [электронный ресурс] : Режим доступа www.consultant.ru - свободный / Правовые ресурсы. - Яз. рус. (Дата обращения : 10.09.2014).
7. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [электронный ресурс] : Режим доступа http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 - свободный / Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию. - Яз. рус. (Дата обращения : 1.11.2014).
8. Анисимова А. В. Сопровождение практики будущих специалистов социальной сферы в контексте информационного подхода [Текст] / А. В. Анисимова // Педагогическое образование в России. - 2011. -№4. - С. 54-59.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.