монетами, на счастье. Свежий и чистый воздух, щебета- кто посещает станицу. Типичное подворье казака состо-
ние птиц, шум моря, уютные курени с домоткаными ков- яло из куреня (дома), амбара для хранения урожая, ко-
риками на полу и старинными прялками в углу - такова нюшни, стойла для скотины, погреба и навеса, под кото-
«Атамань», которая предстала перед глазами каждого, рым оставляли сельскохозяйственный инвентарь.
Деревянная церковь Сторожевая вышка Подворье гончара Подворье рыбака
На территории этнографического комплекса станицы Атамань проводятся всевозможные фестивали и выставки, посвященные быту и обычаям казачьей жизни. Желающие могут обучиться различным ремеслам: по чеканке монет на подворье кузнеца, танцам и пляскам. Извозчики, поджидающие гостей у входа, всегда готовы провезти вас по живописным улочкам станицы, рассказывая последние байки и слухи станичников. А удивительные виды на море и курганы не оставят равнодушными ни одного кто побывает в этой удивительной станице.
Цель современного общества - благо и счастье детей на основе свободного, всестороннего, гармонического развития личности. Не случайно все дети так любят рисовать, лепить - радость творчества, детское художественное творчество доставляет радость не только самим
детям, но и взрослым. Через изобразительное искусство будет развиваться творческая мыслящая и грамотная личность.
Литература
1. История Кубани / Под. ред. Куб. ГУ Щетнева В.Е. Краснодар.: Кубанское книжное издательство, 2004 - 304 с.
2. Манукало А.Н. История Кубани. Краснодар, 2004. -210 с.
3. Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. - 176 с.
4. Чистов К.В. Кубанские станицы. М., 1967. - 230 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Матушкина Евгения Юрьевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Воронежский Институт МВД России, г. Воронеж
ELECTRONIC LEARNING RESOURCES AS COMPULSIVE COMPONENT OF SELF-EDUCATION OF ENGLISH LANGUAGE IN NON-LANGUAGE UNIVERSITY
Matushkina Evgeniya, teacher of foreign language department, Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia Voronezh
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена электронным образовательным ресурсам и их возможностям при самостоятельном изучении английского языка. Описываются виды электронных ресурсов, а также приводятся примеры программ, электронных учебников и образовательных интернет ресурсов, которые могут быть использованы. ABSTRACT
This article is dedicated to electronic learning resources and its opportunities for self-learning English. It describes the types of electronic resources, as well as examples of programs, electronic textbooks and educational Internet resources that can be used.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; самообразование; английский язык; мультимедиа; языковая компетенция.
Key words: electronic learning resources; self-education; English language; multimedia; linguistic competence.
В настоящее время в современном обществе происходят существенные изменения, связанные с расширением международных контактов, международной интеграции и мобильности. Что обусловило необходимость повышения качества языкового образования и формирования языковой компетенции.
Помимо этого, есть острая необходимость в создании информационной среды, удовлетворяющей потребности всех слоев общества в получении широкого спектра образовательных услуг, а также формирование механизмов и необходимых условий для внедрения достижений
информационных технологий в повседневную образовательную и научную практику, что является ключевой задачей в обществе, признающем себя информационным.
Понятие «компетенция» предполагает владение обучающимися знаниями, умениями, навыками, способностью успешно действовать на основе практического опыта при решении прагматических и лингводидактиче-ских задач.
Языковая компетенция - понятие, введенное в рамках генеративной лингвистики для описания владения языковыми средствами носителем языка. Указанному направлению присуще убеждение в том, что знание языка есть, прежде всего, свойство субъекта и может быть описано в ментальных терминах. Более точно это означает, что знание языка выражается в способности говорящего продуцировать осмысленные предложения.
При изучении английского языка в неязыковом ВУЗе сложно делать упор только на аспект говорения, при помощи которого достигается полное владение языковой компетенцией. При обучении языку не стоит забывать о возможности самообразования. Сегодня обучающиеся могут использовать не только учебники и пособия, но и электронные ресурсы, которые, как показывает практика, гораздо эффективнее.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются обязательным компонентом в процессе формирования языковой компетенции по стандартам нового поколения.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и аудиоматериалы, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные средства для обучения ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
В рамках ЭОР используются следующие педагогические инструменты:
• интерактив;
• мультимедиа;
• моделинг;
• коммуникативность;
• производительность.
Интерактив (от англ. interactive - взаимодействие) -содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.
Мультимедиа - возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой
совокупности объектов, представленных различными способами.
Моделинг - это реализация реакций, характерных для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Пятый новый педагогический инструмент - производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Внедрение ЭОР в рамках самообразования иностранному языку должно осуществляться с учетом языковых возможностей и профессиональных потребностей обучающихся. Использование возможностей компьютера позволяет оптимизировать этот процесс изучения английского языка. Кроме того, большая часть умений и навыков, полученных на аудиторных занятиях, не особенно используются в неучебное время в неязыковых ВУЗах. Поэтому применение полученных знаний в компьютерной среде позволит их актуализировать. Помимо этого, использование красочных познавательных компьютерных программ позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Подчеркнем, что использование ЭОР как компонента самостоятельного изучения английского языка особенно важно именно на начальном этапе обучения, так как от этого зависит дальнейшее развитие коммуникативной и лингвистической компетенции, а также степень заинтересованности в изучении иностранного языка. Наиболее эффективно могут использоваться следующие ЭОР:
- мультимедийные презентации;
- мультимедийные приложения к учебникам;
- обучающие программы;
- аудио - и видеоматериалы;
Мультимедийные презентации являются одним из
самых эффективных способов представления новой информации. В презентации могут быть показаны основные моменты темы, которые не были освещены на занятии, задействованы звуки и изображения, что усиливает воздействие на обучающегося.
Мультимедийные приложения к учебникам помогают перевести учебный материал в яркую, увлекательную форму с разумной долей игровых фрагментов. Используются графика, анимация, звуковые эффекты, голосовое и видео сопровождение. Выгодным отличием от многих обучающих программ является то, что каждое упражнение содержит аудиофрагмент, озвученный профессиональными актерами - носителями языка. Обучающиеся слушают и повторяют фразы, диалоги и монологи, которые потом становятся базой для развития коммуникативных умений и навыков.
Обучающие программы позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальные ситуации общения. К примеру, программа Tell Me More имеет обширную базу речевых ситуаций. У обучающихся есть возможность выбора собеседника, от молодого англичанина до пожилого выходца из Южной Америки; каждый диалог будет развиваться по-своему, в зависимости от сказанной в микрофон или введенной в электронную строку реплики. По-
добные программы оказывают большую помощь в освоении фонетики, формировании артикуляционных и рит-мико-интонационных произносительных навыков.
Аудирование является одним из самых трудных заданий на любом этапе обучения. Практика показывает, что при обучении иностранному языку в средней школе практически не ведется работа по формированию речевых умений аудирования, что приводит к настоящей проблеме в ВУЗе и существенно снижает результаты обучающихся. Важными принципами обучения аудированию должны быть поэтапность (от простого к сложному), по-сильность и актуальность. Все УМК на урровне высшего профессионально образования сопровождаются соответствующими аудио - и видеоматериалами, но можно вовлечь и дополнительные материалы: например, фильмы по теме «Лингвострановедение», предоставленные сайтами www.bbc.co.uk и www.learnenglish. Britishcouncil .оте/еп/.
Использование ЭОР при самостоятельном изучении английского языка позволяет перейти от объяснительного способа обучения к деятельностному. Работа с ЭОР должна быть хорошо продумана и дозирована. Достичь желаемых результатов можно только при разумном сочетании различных дидактических материалов, технических и мультемедийных средств.
Использование ЭОР во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
Литература
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999- 2000 гг. - М.: Бизнес-Пресс. -2000.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 508с.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 368с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5. - С.55-61.
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРИЕНТАЦИИ НА УСПЕШНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
В ОБЩЕСТВЕ
Михальцова Любовь Филипповна
доктор пед. наук, доцент, Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий филиал
институт, г. Новокузнецк Давыдова Ирина Владимировна директор гимназии № 59, г. Новокузнецк Долинцева Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы, гимназии № 59, г. Новокузнецк
Иванцов Евгений Сергеевич директор школы №103, г. Новокузнецк
STRATEGY OF INSTILLING FUNDAMENTAL NATIONAL VALUES IN RUSSIAN STUDENTS IN THE PROCESS OF ORIENTATION TOWARD THEIR SUCCESSFUL POSITIONING IN THE SOCIETY
Mikhaltsova Liubov, Doctor of Pedagogical Science, Assistant Professor, Kemerovo State University, Novokuznetsk Affiliate Insatiate, The City of Novokuznetsk
Davydova Irina, Director, Gymnasium № 59, The City of Novokuznetsk
Dolintseva Natalya, Teacher of the Russian Language and Literature, Gymnasium № 59, The City of Novokuznetsk Ivantsov Yevgeniy, Director, School №103, The City of Novokuznetsk АННОТАЦИЯ
В статье акцентируется внимание на феномене «ценность» в разных науках, процессе ориентации обучающихся на гуманистические ценности, стратегии воспитания базовых ценностей у российских обучающихся на успешное становление в обществе. ABSTRACT
The publication focuses on the phenomenon of "value" in various scientific fields, on the process of students' orientation toward humanistic values, on the strategy of instilling fundamental values in Russian students in the process of their orientation toward successful positioning in the society.
Ключевые слова: ценность, процесс ориентации, базовые принципы стратегии развития воспитания, базовые национальные ценности российского общества.
Keywords: value, orientation process, fundamental principles of strategy of the upbringing development, fundamental national values of the Russian society.