добные программы оказывают большую помощь в освоении фонетики, формировании артикуляционных и рит-мико-интонационных произносительных навыков.
Аудирование является одним из самых трудных заданий на любом этапе обучения. Практика показывает, что при обучении иностранному языку в средней школе практически не ведется работа по формированию речевых умений аудирования, что приводит к настоящей проблеме в ВУЗе и существенно снижает результаты обучающихся. Важными принципами обучения аудированию должны быть поэтапность (от простого к сложному), по-сильность и актуальность. Все УМК на урровне высшего профессионально образования сопровождаются соответствующими аудио - и видеоматериалами, но можно вовлечь и дополнительные материалы: например, фильмы по теме «Лингвострановедение», предоставленные сайтами www.bbc.co.uk и www.learnenglish. Britishcouncil .оте/еп/.
Использование ЭОР при самостоятельном изучении английского языка позволяет перейти от объяснительного способа обучения к деятельностному. Работа с ЭОР должна быть хорошо продумана и дозирована. Достичь желаемых результатов можно только при разумном сочетании различных дидактических материалов, технических и мультемедийных средств.
Использование ЭОР во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.
Литература
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999- 2000 гг. - М.: Бизнес-Пресс. -2000.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 508с.
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 368с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №5. - С.55-61.
СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРИЕНТАЦИИ НА УСПЕШНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
В ОБЩЕСТВЕ
Михальцова Любовь Филипповна
доктор пед. наук, доцент, Кемеровский государственный университет, Новокузнецкий филиал
институт, г. Новокузнецк Давыдова Ирина Владимировна директор гимназии № 59, г. Новокузнецк Долинцева Наталья Владимировна учитель русского языка и литературы, гимназии № 59, г. Новокузнецк
Иванцов Евгений Сергеевич директор школы №103, г. Новокузнецк
STRATEGY OF INSTILLING FUNDAMENTAL NATIONAL VALUES IN RUSSIAN STUDENTS IN THE PROCESS OF ORIENTATION TOWARD THEIR SUCCESSFUL POSITIONING IN THE SOCIETY
Mikhaltsova Liubov, Doctor of Pedagogical Science, Assistant Professor, Kemerovo State University, Novokuznetsk Affiliate Insatiate, The City of Novokuznetsk
Davydova Irina, Director, Gymnasium № 59, The City of Novokuznetsk
Dolintseva Natalya, Teacher of the Russian Language and Literature, Gymnasium № 59, The City of Novokuznetsk Ivantsov Yevgeniy, Director, School №103, The City of Novokuznetsk АННОТАЦИЯ
В статье акцентируется внимание на феномене «ценность» в разных науках, процессе ориентации обучающихся на гуманистические ценности, стратегии воспитания базовых ценностей у российских обучающихся на успешное становление в обществе. ABSTRACT
The publication focuses on the phenomenon of "value" in various scientific fields, on the process of students' orientation toward humanistic values, on the strategy of instilling fundamental values in Russian students in the process of their orientation toward successful positioning in the society.
Ключевые слова: ценность, процесс ориентации, базовые принципы стратегии развития воспитания, базовые национальные ценности российского общества.
Keywords: value, orientation process, fundamental principles of strategy of the upbringing development, fundamental national values of the Russian society.
Стремительные современные социально-экономические изменения способствуют развитию нового сознания и поведения обучающихся, а чтобы они успешно могли социализироваться в обществе, необходимо ценностное и осмысленное наполнение их приоритетов. Актуальность стратегии воспитания базовых национальных ценностей российских обучающихся в процессе ориентации на успешное социальное и гражданское становление детерминирована необходимостью решения проблемы выбора ценностей молодежью в сложных и неоднозначных условиях социума.
Воспитание в современном обществе является стратегическим приоритетом, педагогическим компонентом социализации и представляет собой целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. Процесс совместного общения позволяет развиваться воспитаннику как личности, осваивать ценности, нравственные установки и моральные нормы общества. Целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоение комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляются через включение воспитанников в различные виды социальных отношений в процессе воспитания.
Разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности является приоритетной задачей на ближайшие десятилетия нового века. Сегодня общество ориентируется на качественно новый общественный статус социального института воспитания, на обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, на создание и укрепление новых механизмов воспитания [1].
Современная стратегия развития воспитания в Российской Федерации направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации [1].
Нельзя не отметить, что положения Проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» взаимосвязаны также с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 20122017 годы», «Основами государственной молодежной политики до 2025 года», задачами «Основ государственной культурной политики», а также основополагающими положениями «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепцией развития дополнительного образования детей». Безусловно, своевременной является постановка цели стратегии - развитие на межведомственной основе в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи. Не менее важным является свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его
самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя [5, с.19].
В условиях общего, профессионального и дополнительного образования мы реализуем в качестве базовых принципов стратегии развития воспитания принципы субъектности, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, создаем условия для самостоятельного выбора с приоритетом гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей. Важное значение отводится формированию ценностных ориентаций, обучающихся на уроках физической культуры.
Что же включает понятие «ценность» в работах ученых разных направлений? Исследование психолого-педагогической литературы позволили выявить, что с педагогических позиций проблему ценностей рассматривали Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Н.А.Асташова, Н.И.Де-реклеева, М.Г.Казакина, ВА.Караковский, А.В.Кирьякова, Л.И.Новикова, А.В.Хуторской, Н.Е.Щуркова и др.
Проблема ценностных ориентации получила отражение в работах И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, А.В.Петровского, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна и др. В работах И.Г.Афанасьевой, О.Г.Дробницкого, А.Г.Здравомыс-лова, В.П.Тугаринова и др. исследованы теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности. В теории обучения и частных методиках проблема ценностей рассмотрена И.А.Колесниковой, Б.С.Кругловым, Д.А.Леонтьевым, Л.Ф.Михальцовой, Н.Е.Щурковой и др. Проблема влияния среды на формирование ценностных ориентации обучающихся исследована Н.Н.Гладченко-вой, Ю.С.Мануйловым, А.В.Мудриком, В.А.Ясвиным и др.
Анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы показал, что категория «ценность» имеет различные значения. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова «ценность» характеризуется как ценный, важный, нужный [6, с. 823]. В психологическом словаре-справочнике под редакцией М.Корду-элла «ценность» - понятие, обозначающее объекты, явления, их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного [3, с. 347]. В философском энциклопедическом словаре под редакцией И.В.Блауберга, И.К.Пан-тина «ценности» - явления как материального, так и духовного характера, обладающие положительной значимостью, способные удовлетворить потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям [4, с. 381]. В Российской педагогической энциклопедии «ценность» - термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности [7, с. 432].
Рассмотрение понятия «ценность» указывает на то, что в нем соединены три основных значения: вещественно-предметные свойства явлений, в основе которых лежит практическое и эмоциональное отношение человека к оцениваемым предметам и явлениям; нравственные категории, обозначающие психологические характеристики человека; социальные явления, характеризующие отношения между людьми.
Понятие «ценность» имеет сотни разных определений [4, 5, 6, 7, 9]. Впервые оно было введено в философскую лексику в 60-е годы XIX века и соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта и его качественных характеристик. Немецкий философ и физиолог Р.Г.Лотце теоретически обособил ценностную сферу от явлений действительности [5, с. 115]. Концепция ценности впервые упоминается в теории труда, разработанной английскими экономистами А.Смитом и Д.Риккардо [9, с. 33]. Мы приходим к выводу, что к настоящему времени сложились различные аксиологические направления, по-разному трактующие природу ценности. В педагогике ценности выступают как нравственный принцип воспитания, как условия для формирования нравственных отношений с окружающими людьми и как средство развития интеллектуальной культуры - мыслей, чувств и переживаний. Для философской науки ценности
- это объекты интересов личности, позволяющие осознать подросткам значимость в повседневной жизни роли предметных и социальных ориентиров. В системе психологического знания ценности рассматриваются как центр нравственного развития личности, сознательного отношения к себе, обществу, труду, природе, Отечеству и выступают одним из главных мотивов поведения личности. В социологии в рамках ценностной проблематики приоритет отдается основе социализации личности, поддержанию нормативного порядка в обществе, идеалам как главным двигателям жизнедеятельности личности [5, с. 61].
Для нашего исследования важным является положение концепции процесса ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой, которая процесс ориентации обучающихся представляет, как стадии: понимания мира ценностей общества; осознания себя в этом мире (самосознание), осуществляемое на основе присвоенных личностью ценностей; построения своей жизненной перспективы в освоенной системе ценностей [2, с. 17]. Феномен ориентация подразумевает планирование обучающимися будущего и необходима для постановки цели и определения возможностей ее достижения. По мнению ученой, процесс ориентации предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз, обеспечивающих развитие личности на основе всеобщего диалектического закона возвышения потребностей. Первая фаза процесса ориентации -присвоение личностью ценностей по мере своего функционирования продуцирует ценностное отношение, ценностные ориентации, иерархическую систему ценностных ориентаций, продукт этой фазы - образ мира. Вторая фаза
- преобразование личности на основе ценностей, базируясь на присвоенных личностью ценностях, она обеспечивает преобразование образа «Я», которое развивается во взаимодействии «Я реальное» - «Я-идеальное» - «жизненный идеал». Эта фаза является центральным компонентом ориентации. Третья фаза - прогнозирование - завершающая, обеспечивает формирование жизненной перспективы личности как критерия ориентации. Эта фаза проектирования, поскольку результатом здесь является «образ будущего» [5, с. 53].
Применительно к нашему исследованию, мы в первую фазу процесса ориентации включаем расширение знаний, обучающихся о ценностях - когнитивный компонент. Продуктом второй фазы процесса ориентации обучающихся в присвоении личностью ценностей является
мир ценностей обучающихся и выбор профессии. Продуктом данной фазы можно считать «образ педагогического мира» - целостный и ценностный мир педагогической науки и реальной практики во взаимосвязи педагогической аксиологии и инноватики. В этой фазе процесса ориентации, обучающихся осуществляется формирование образа «Я». В контексте нашего исследования мы имеем в виду становление, развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей и выбора профессии.
Для нашего исследования важно и взаимовлияние ценностей педагога на формирование аксиологической ориентации обучающихся с учетом регионального компонента. Здесь происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта педагогической деятельности определенного региона. В качестве образа будущего в третьей фазе процесса ориентации личности в мире ценностей выступают цели дальнейшей деятельности и нормы поведения (перспектива жизненного выбора). Каждая из фаз ориентации личности в мире ценностей является важной в процессе самоопределения обучающихся в мире общечеловеческих ценностей и выбора профессии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме процесса ориентации личности, мы придерживаемся «цепочки ценностных механизмов», выявленных А.В.Кирьяковой (поиск - оценка - выбор - проекция), адаптируя ее к нашему исследованию. Процесс аксиологической ориентации обучающихся: ознакомление
- восприятие - осмысление - принятие - оценка - выбор
- проекция - закрепление - коррекция - реализация -ознакомление. Действительно понятие «ориентация» -это процесс и результат поиска обучающимися социального, профессионального и личностного статуса в жизни. Выбор обучающихся является одним из ведущих звеньев этого процесса. Ориентация - это действие, которое имеет особенность, неоднократно повторяясь, влиять на возможность формирования способности у обучающихся самостоятельно принимать решения. Каждый обучающийся как действующий и творческий субъект, самоопределяющийся и самореализующийся индивид обладает полной свободой выбора, но, как член конкретного сообщества, включенного в социум, он ограничен в своем выборе потребностями и интересами других людей и сообществ [5,с. 36]. Такова противоречивая сущность выбора, поэтому, всегда процесс выбора включает множество условий по их выполнению. Это понимание свободы воли и действия как ответственности, альтернативность решений и реализации множества подходов, видение вариативности методов деятельности и мотивирование ценностного основания выбора, знание ситуации выбора и прогнозирование результатов, готовность к самоконтролю и самоограничению. Личностная и профессиональная ориентация обучающихся определяется системой их ценностей, взаимовлиянием ценностей, социальной позицией, чувством ответственности, альтруизма, толерантности и осознанием долга, характером эмоций. Стратегия воспитания является приоритетным направлением деятельности педагогов и выражается посредством базовых национальных ценностей российского общества, закрепленных Конституцией Российской Федерации [1]. Среди них: образование - знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого
капитала, образование в течение всей жизни; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала; наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; здоровье - здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт.
Реализация стратегии воспитания базовых национальных ценностей российских обучающихся в процессе ориентации на успешное социальное и гражданское становление предполагает качественные изменения в системе воспитания обучающихся, обеспечение социального и гражданского позиционирования молодых людей; духовно-нравственную и ценностно-смысловую ориентацию; мотивацию к самоопределению и непрерывному личностному росту; самореализацию в жизни, обществе и профессии.
Литература
1. Бускина Е.В., Долинцева Н.В. Модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. - 88 с.
2. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Оренбург:
Вестник ОГУ. - 1999. - № 1. - С. 13-19.
3. Кордуэлл М. Психология. Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -448 с.
4. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. ИВ.Блауберга, И.К.Паншина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 431 с.
5. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: монография. - Казань: Центр инновационных технологий, 2011.- 360 с.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М., 2001. -873 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В.Давыдов: В 2-х т. - Т. 1. - М: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Минобрнауки РФ: Отчет о деятельности за 2014 год и задачи на 2015 год bda-expert.com >2015/01...razvitiya-vospita-niya...2025...
9. Davydova I.V., N.A.Danichkina, L.F. Mikhaltsova Multicultural education in the modern world: theory and practice. - Italian Science Review. 2015. № 1 (1). р. 31-35.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
Мулендейкина Татьяна Александровна
Преподаватель, Омское государственное училище олимпийского резерва, г. Омск
PROGRAMME OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SOCIAL-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS-SPORTSMEN Mulendeykina Tatyana, Teacher of Omsk state college of Olympic reserve, Omsk
АННОТАЦИЯ
В статье актуализируется проблема социально-профессионального самоопределения студентов-спортсменов. Цель - представить один из способов решения проблемы, который состоит в реализации системы педагогического сопровождения посредством программы, включающей современные стратегии взаимодействия педагогов и студентов-спортсменов.
ABSTRACT
The author actuates the problem of social-professional self-determination of students-sportsmen. The aim is to demonstrate one of the ways of solving the problem, which consists of realization of pedagogical supports' system. This system includes the modern strategies of students' and teachers' interaction.
Ключевые слова социально-профессиональное самоопределение, студенты-спортсмены, педагогическое сопровождение, фасилитация, завершение спортивной карьеры.
Key words social-professional self-determination, students-sportsmen, pedagogical support, facilitation, ending of sports career.
Ежегодно российские учебные заведения выпускают десятки тысяч молодых специалистов, однако вакансии, соответствующие специальностям молодежи так и остаются незакрытыми. По данным Росстата, в России больше половины выпускников работают не по специальности. По оценкам рекрутинговой компании, около трети выпускников в России имеют работу уже к окончанию вуза, 34% опрошенных выпускников не работают по специальности, каждый пятый спустя год после получения
диплома не получил опыта работы вообще. Одной из причин, мы полагаем, является несформированное к концу профессионального обучения социально-профессиональное самоопределение молодого специалиста.
Анализ научных исследований показал наличие в педагогической науке достаточного количества работ, посвященных изучению социально-профессиональному самоопределению школьников. Однако, как показывают приведенные нами данные, проблема социально-