Научная статья на тему 'Применение электронного образовательного ресурса как фактор повышения качества обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в военном вузе'

Применение электронного образовательного ресурса как фактор повышения качества обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА ЭОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швец Татьяна Петровна

Статья посвящена разработке и внедрению электронного образовательного ресурса для практики преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в военном политехническом вузе; в материале описываются особенности, цели и возможности использования ЭОР для самостоятельного обучения профессионально-ориентированному английскому языку, представлена схема основных разделов и режимов работы с размещенными в нем материалами, которые позволяют использовать гибкие формы взаимодействия преподавателя с учебной группой и приводятся результаты опроса обучающихся, составивших фокус-группу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швец Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронного образовательного ресурса как фактор повышения качества обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в военном вузе»

Применение электронного образовательного ресурса

как фактор повышения качества обучения профессионально-

ориентированному иностранному языку в военном вузе

Швец Татьяна Петровна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры иностранных языков, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, tanyashvetz@gmail.com

Статья посвящена разработке и внедрению электронного образовательного ресурса для практики преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в военном политехническом вузе; в материале описываются особенности, цели и возможности использования ЭОР для самостоятельного обучения профессионально-ориентированному английскому языку, представлена схема основных разделов и режимов работы с размещенными в нем материалами, которые позволяют использовать гибкие формы взаимодействия преподавателя с учебной группой и приводятся результаты опроса обучающихся, составивших фокус-группу исследования. Ключевые слова: разработка ЭОР, преподавание иностранного языка в высшей школе, применение ЭОР в преподавании; профессионально-ориентированный иностранный язык, самостоятельное изучение иностранного языка, изучение военной иноязычной лексики.

о

п ^

СО

сч

01

Внедрение новых образовательных стандартов высшего военного профессионального образования обусловило необходимость коренных изменений в образовательном процессе современного военного вуза, что предполагает обновление содержания обучения на основе новых информационных технологий. Необходимость реализации образовательных программ с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий обучения отмечается в документах Министерства образования и науки Российской Федерации. Согласно п. 53 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры» самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий [1], которой уделяется все больше внимания в учебном процессе.

В настоящее время отмечается постоянный интерес и увеличение потребности в электронных пособиях, которые реализуются на основе компьютерных технологий и сетей [2; 3]. Среди факторов, способствующих внедрению ЭОР в образовательный процесс, вслед за Т.А. Карачаровой стоит назвать введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают сокращение аудиторных часов и увеличение часов самостоятельной работы студентов [4, с. 70].

Все чаще в качестве одного из наиболее перспективных и актуальных инструментов совершенствования системы высшего профессионального образования рассматривается создание и использование в учебной деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

По утверждению Е. Ю. Игнатьевой, в современном образовательном процессе на фоне снижения значимости формализованных знаний особенное значение приобретает способность к эффективному самообучению, социализация субъектов образовательного процесса в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах, а также повышение ответственности обучающегося и его активности в приобретении и передаче знаний [5, с. 12].

Обязательным требованием к организации учебного процесса в настоящее время является максимальная рационализация процесса обуче-

ния. При этом современная методика обучения иностранным языкам может быть в полной мере рациональной только при активном внедрении мультимедийной поддержки. По мнению Н.В. Барышникова, результативность формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции удваивается при интеграции самообучения и мультимедийных ресурсов [6, с. 4].

Особенно востребованы данные ресурсы в аспекте обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, так как темпы развития техники и современных устройств постоянно увеличивается, что не может не сказываться на сфере преподавания технического английского языка и аспектов перевода в данной области. Классическая печатная форма учебников по иностранному языку имеет ряд неоспоримых преимуществ, однако наряду с этим обладает одним существенным недостатком: медленной обновля-емостью материалов при относительно высокой стоимости публикации тиража, что является существенной трудностью для переиздания учебных пособий в современной экономической ситуации. При этом обучающиеся теряют интерес к изучаемой дисциплине, так как неактуальные тексты, которые, как правило, являются системообразующей основной большинства пособий, делают процесс работы с ними неинтересным.

Для актуализации образовательного процесса в данной сфере параллельно с классической печатной формой учебников наиболее целесообразным представляется целевая разработка и использование электронного образовательного ресурса, который дает возможность своевременного обновления материалов, внесения корректив и дополнений как в текстовую, так и в лексическую часть.

Проанализировав роль электронного образовательного ресурса в современном образовательном процессе, была сформулирована задача разработать электронный образовательный ресурс по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку. В качестве основных целей разработки ЭОР были определены следующие:

• простая и понятная для пользователя структура;

• наличие материалов, использование которых затруднено в ходе аудиторных занятий (видеофайлы, объемные текстовые документы, подробные англоязычные схемы и т.д.);

• наличие обратной связи с преподавателем;

• возможность постоянного обновления материалов;

• использование современных средств разработки;

• повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся профессионально-ориентированному иностранному языку.

Созданный ЭОР получил название "Military Education" («Военное образование»). Он представляет собой набор структурированных web-страниц, на которых представлены различные типы обучающих материалов:

• неадаптированные иноязычные тексты, снабженные наглядными изображениями и схемами;

• неадаптированные видеоматериалы на иностранном языке;

• упражнения для запоминания профильной военной лексики на английском языке;

• тесты на знание лексики по наиболее частотным военно-специализированным тематикам и дополнительные информационные материалы по основным разделам ЭОР.

Также в структуру электронного образовательного ресурса входят статьи новостных изданий по тематике, соответствующей разделам ресурса; боевые уставы иностранных государств, инструкции для военнослужащих иностранных государств по применению различных типов вооружений и ряд других материалов военно-профессиональной направленности.

В ходе разработки наиболее удобной, как для разработчиков из числа преподавателей, так и для пользователей из числа обучающихся, показала себя следующая структура:

Рис.1 Структурная схема основных разделов ЭОР

Для того чтобы ЭОР логично дополнял учебную программу по дисциплине «Иностранный язык» в военном политехническом вузе, все подобранные автором материалы, представленные в структуре ресурса, логически связаны с разными образцами военной техники России и иностранных государств. Для навигации по ресурсу пользователю достаточно понять, к какой сфере относится необходимое для изучения вооружение или военная техника. Помимо этого, возможен простой и удобный просмотр разделов в любом порядке.

Стоит отметить ряд преимуществ использования ЭОР для преподавателя. Во-первых, формат электронного образовательного ресурса позволяет проводить занятия в форме самостоятельной работы с применением компьютерных систем, оставляя за собой роль руководителя и консультанта, а также быстро и эффективно контролировать знания обучающихся и задавать содержание и уровень сложности аттестационных мероприятий. Во-вторых, использование электронного образовательного ресурса дает преподавателю возможность использовать в течение практических аудиторных занятий актуальный материал, который, при необходимости, может быть быстро обновлен или изменен, если предыдущие версии

утратили свою информационную ценность, что особенно ценно при работе с языковыми дисциплинами профессионально-ориентированной направленности.

Применение в электронном образовательном ресурсе "Military Education" образовательных платформ stepiaorg и quizlet.com позволило использовать инструменты для работы с лексикой в вариативном пользовательском режиме:

• Scatter - режим подбора русских и английских эквивалентов за определенный временной отрезок;

• Learn - введение английского аналога для русского выражения;

• Writing questions - режим работы с отработкой английского правописания 4 английских аналогов русских выражений;

• Flashcards - электронная версия лексических «карточек» с аудиовоспроизведением лексики на английском языке;

• Space race - игровая форма работы с лексикой, направленная на правильное написание английских слов за определенный отрезок времени;

• Speller - режим упражнений, в котором проверяется навык английского правописания с опорой только на единичное аудиовоспроизведение.

При работе с лексикой озвучивается их правильное произношение. Пользователь имеет возможность проверить усвоение лексики в режиме тестирования или аудирования, а также в форме игры, где нужно вводить перевод за определенный отрезок времени, набирая баллы за правильные ответы.

00 ^

0

сч

сч

01

Рис. 2 Работа с лексикой в режиме тестирования

Кроме перечисленных выше режимов, благодаря использованию платформы quizlet.com ЭОР "Milirary Education" позволяет распечатывать списки созданной лексики по конкретной теме для формирования индивидуальных словарей обучающихся.

Помимо раздела, посвященного лексике, электронный образовательный ресурс "Military Education" содержит ряд аутентичных неадаптированных видеосюжетов о передовых образцах иностранной и российской боевой технике из ведущих англоязычных СМИ и профильных военных интернет-ресурсов. С их помощью обучающиеся тренируют навыки аудирования, написания эссе и восприятия различных акцентов английского языка.

Большую роль в развитии способности обучающихся осуществлять письменный и устный перевод в языковой паре «английский-русский» и устной речи на английском языке играют информационные таблицы с техническими данными по особо значимым видам российского и иностранного вооружения. Пример подобной инфографической схемы представлен на рисунке 3:

Рис. 3. Система ПВО и ПРО «ПЭТРИОТ»

Выше отмечалось, что при разработке ЭОР использовался адаптивный web-дизайн. Использование CSS3 при описании элементов позволяет не просто быстро адаптировать размеры web-страницы, но изменять саму ее структуру, заменяя элементы интерфейса на наиболее удобные при работе с данным типом устройства. Панель навигации, расположенная в верхней части страницы, при работе с планшетным компьютером или смартфоном заменяется пиктограммой, нажав на которую пользователь вызовет меню навигации. При работе со смартфоном, изменяется структура отображения разделов. Видеоматериалы и встроенные приложения для тестирования и работы с лексикой также автоматически изменяют свои размеры, не выходя за границы экрана устройства. Это позволяет максимально эффективно использовать малые размеры экрана.

Таким образом, электронный образовательный ресурс позволяет в удобном и современном режиме проработать большой объем специализированной англоязычной информации в индивидуальном режиме, подходящем каждому обучающемуся, а преподавателю - максимально эффективно использовать материал ЭОР в зависимости от уровня владения группой профессионально-ориентированным иностранным языком.

Среди несомненных плюсов разработанного ЭОР можно отметить большое количество актуальных видео- и текстовых материалов о передовых образцах российского вооружения. Данные материалы позволяют обучающимся сравнить технико-технологические характеристики отечественной техники с зарубежными аналогами и развивают чувство патриотизма.

Настоящий электронный образовательный ресурс прошел апробацию в процессе подготовки

команды обучающихся, участвующих в Международной олимпиаде курсантов образовательных организаций МО РФ в течение 2015-2016 учебного года, был доработан и обновлен в течение 20162017 учебного года и в данный момент используется как дополнительный образовательный ресурс в процессе обучения профессионально-ориентированному иностранному языку в процессе преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Теория и практика перевода» на старших курсах.

Проведенные во время практических занятий тесты и анкетные опросы обучающихся, составивших фокус-группу, позволили сделать вывод, что применение ЭОР положительно сказалось при выполнении всех видов заданий для развития иноязычной коммуникативной компетенции. В ходе эксперимента в фокус-группе, состоявшей из 8 человек и обладавшей уровнем английского языка В1-В2, было проведено входное тестирование, целью которого было определение текущего уровня владения английским языком и знаний в области профессионально-ориентированного иностранного языка. После проведения 10 практических занятий с использованием материалов ЭОР и выполнения заданий на самостоятельную подготовку к ним было проведено аналогичное по уровню тестирование, результаты которого доказали эффективность разработанного ресурса. В частности, на 55% улучшилось знание профильной лексики и аббревиатур; на 40 % - навыки обработки иноязычных неадаптированных текстов; на 38% проще стало работать с аутентичными видеосюжетами и на 24% - вести дебаты с использованием ТТХ определённого типа вооружения. Улучшение навыков и удобство работы с ЭОР при самостоятельной подготовке к занятиям и совершенствовании навыков работы с иностранной лексикой отметили 100% респондентов.

Результаты повторного тестирования обучающихся фокус-группы представлены в диаграмме на рисунке 4:

55 50 45 40 35

О О 5 О р Ох

що ££ St

¿5 и « £ CL fe

i§ 3 Ю 3 2

Рис. 4 Диаграмма улучшения работы с разными видами иноязычной информации после применения ЭОР

Приведенные выше данные позволяют говорить о эффективности внедрения ЭОР в процессе

самостоятельной подготовки обучающихся к олимпиаде и к аудиторным занятиям по профессионально-ориентированному иностранному языку, а также о прогрессе в процессе занятий с применением данного ресурса.

С марта 2016 года электронный образовательный ресурс "Military Education" используется в качестве дополнительного ресурса для дисциплины «Теория и практика перевода» во время практических занятий по дисциплине и в качестве мотивирующего фактора для наиболее успешно осваивающих предмет обучающихся.

Самостоятельное обучение при поддержке и контроле со стороны преподавателя с использованием электронного образовательного ресурса способно обеспечить более качественное формирование и развитие профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся военного технического вуза в современных условиях обучения.

Таким образом, электронный образовательный ресурс позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания упражнений и текстов, разбираемых на практических занятиях и выступающих в качестве задания на самостоятельную подготовку.

Опираясь на данные, полученные в результате проверенного опроса обучающихся в фокус-группе, использование электронного образовательного ресурса при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Иностранный язык» и к участию в Международной олимпиаде позволяет им:

• обнаружить пробелы в знаниях по дисциплинам «Иностранный язык» и «Теория и практика перевода»;

• развивать умение анализировать языковые структуры иностранного языка;

• развивать чувство индивидуальной ответственности за прогресс в знаниях;

• совершенствовать навыки самостоятельной работы;

• повысить уровень компьютерной грамотности.

Эффективность обучения иностранному языку

для профессионально-ориентированных целей достигается при рациональном сочетании разных форм заданий и постоянной актуализации учебного материала, применении инструментов, которые облегчают работу с лексическими единицами по тематическим разделам курсов и оптимальном соотношении использования материалов ЭОР и печатных учебных пособий в практике преподавания иностранного языка и при самостоятельной работе обучающихся по дисциплинам «Иностранный язык» и «Теория и практика перевода».

Совершенствование системы высшего образования сегодня предполагает переход к активному приобретению знаний обучающимися в процессе самостоятельного обучения под руководством преподавателя с использованием электронных образовательных ресурсов. В соответствии с данной тенденцией внедрение ЭОР в педагогическую практику обучения дисциплинам языкового цикла в политех-

00 ^

0

сч

сч

01

ническом вузе позволяет быстрее, легче и качественнее сформировать у обучающихся профессионально ориентированную иноязычную коммуникативную компетенцию, а также повысить их мотивацию к самостоятельному обучению профессионально-ориентированному иностранному языку.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Доступно по URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/ (жата обращения 01. 04.2018).

2. Матухин Д. Л. Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 658-659. — Доступно по URL https://moluch.ru/archive/80/14266/ (дата обращения: 28.02.2018).

3. Гришаева А. В. Использование формы смешанного обучения в преподавании иностранного языка студентам неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. Доступно по URL: httpsY/cyberlemnka.m/artide/n/ispolzovanie-formy-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-studentam-neyazykovyh-spetsialnostey (дата обращения 2.02.2018).

4. Карачарова Т. А. Подготовка образовательного контента для обучения кураторов дистанционного обучения в виртуальной образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 3. - С. 70-78.

5. Игнатьева Е. Ю. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе: авто-реф. дис. ...д-ра пед. наук. - Великий Новгород, 2009. - 42 с.

6. Барышников Н. В. Векторы развития рациональной методики обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции «Перспективы развития языкового образования в неязыковом вузе» (г. Таганрог, 14-16 июня 2012) - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. - С. 3-6.

7. Салынская Т.В. Система действий преподавателей и студентов по созданию собственного интеллектуального продукта в виде презентации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (76). С. 208-210.

8. Салынская Т.В. Об опыте преподавания курса "публичное выступление на английском языке" в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8-1 (38). С. 169-171.

9. Голубева Т.И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (на материале англ. и амер. авторов XIX и XX веков): автореферат дис.... канд. филол. наук / Моск. гос. ин-т иностр. яз. им. Мориса Тореза. Москва, 1989

10. Голубева Т.И. Особенности функционирования англо-немецких гибридов в аббревиации //

Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 8. С. 53.

11. Мидова В.О. Интегрированный подход к обучению иностранным языкам // В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Редакционная коллегия: В. И. Гришин, Д. Р. Тутаева, И. В. Яблочкина. 2013. С. 166-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Application of electronic educational resource as an increasing quality factor of teaching professionally oriented foreign language in the military academy Shvets T.P.

Mozhaysky Military Space Academy

The paper is dedicated to the development and introduction of an electronic educational resource(EER)for the practice of teaching English as a professionally-oriented foreign language in a military polytechnic university The material describes the main features, goals and opportunities for using the EER for self-learning professionally-oriented English language. A scheme of the main sections and modes of work with materials of the EER allows using flexible forms of interaction between the instructor and the training group. The data of the experiment and results a survey of students who made up the focus group of the study are represented in the article. Key words: Electronic educational resource development; teaching of English; using EER in teaching process; professionally-oriented English language; self-learning of a foreign language; military lexics studying. References

1. The order of the Ministry of Education and Science of the

Russian Federation of December 19, 2013 No. 1367 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist programme, programs of a magistracy". Well on URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/ (it is reaped addresses 01. 04.2018).

2. Matukhin D.L. Methodical potential of electronic educational resources in training in a foreign language in higher education institution//the Young scientist. — 2014. — No. 21. — Page 658-659. — Well on URL https://moluch.ru/archive/80/14266/(date of the address: 2/28/2018).

3. Grishayeva A. V. Use of a form of the mixed training in teaching

a foreign language to students of not language specialties. [Electronic resource]. Well on URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-formy-smeshannogo-obucheniya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-studentam-neyazykovyh-spetsialnostey (date of the address 2/2/2018).

4. Karacharova T. A. Preparation of educational content for training

of curators of distance learning in the virtual educational environment//the Messenger ЮУрГУ. Series "Education. Pedagogical sciences". - 2016. - T. 8, No. 3. - Page 70-78.

5. Ignatyeva E. Yu. Improvement of educational process in modern

higher education institution: автореф. yew. ... Dr.s пед. sciences. - Veliky Novgorod, 2009. - 42 pages.

6. N. V. profiteers. Vectors of development of a rational technique of

training in foreign languages in not language higher education institutions//the Collection of articles on materials II of the International scientific and practical conference "The Prospects of Development of Language Education in Not Language Higher Education Institution" (Taganrog, on June 14-16, 2012) - Taganrog: TTI SFU, 2012. - Page 3-6.

7. Salynskaya T.V. The system of actions of teachers and students

to create their own intellectual product in the form of a presentation // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2017. No. 10-2 (76). S. 208-210.

8. Salynskaya T.V. About the experience of teaching the course

"public speaking in English" in a non-linguistic university // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2014. No. 8-1 (38). S. 169-171.

9. Golubeva T.I. The temporal structure of the texts of diaries and

memoirs (based on English and American authors of the 19th and 20th centuries): abstract of thesis .... cand. filol. Sciences / Mosk. state Institute of Foreign Affairs lang them. Maurice Thorez. Moscow, 1989

10. Golubeva T.I. Features of the functioning of Anglo-German hybrids in abbreviation // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2014. No. 8. P. 53.

11. Midova V.O. An integrated approach to teaching foreign languages // In the collection: Humanities education at an economic university. Materials of the international scientific and practical Internet conference. Editorial board: V.I. Grishin, D.R. Tutaev, I.V. Yablochkina. 2013.S. 166-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.