Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение студентов посредством создания электронных образовательных ресурсов в системе инженерного образования'

Практико-ориентированное обучение студентов посредством создания электронных образовательных ресурсов в системе инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедарева А.В.

Рассматриваются вопросы проектирования и создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Анализируются дидактические преимущества использования электронных образовательных ресурсов в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедарева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS THROUGH THE CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE ENGINEERING EDUCATION SYSTEM

The article discusses the design and creation of electronic educational resources (EER). The didactic advantages of using electronic educational resources in the context of the discipline “Foreign language for specific purposes” are analyzed.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение студентов посредством создания электронных образовательных ресурсов в системе инженерного образования»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

УДК 378.02:35

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Бедарева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: alissaval@yandex.ru

Рассматриваются вопросы проектирования и создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Анализируются дидактические преимущества использования электронных образовательных ресурсов в контексте изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере».

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, дидактические преимущества использования электронных образовательных ресурсов в системе инженерного образования.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS THROUGH THE CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE ENGINEERING EDUCATION SYSTEM

A. V. Bedareva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: alissaval@yandex.ru

The article discusses the design and creation of electronic educational resources (EER). The didactic advantages of using electronic educational resources in the context of the discipline "Foreign language for specific purposes " are analyzed.

Keywords: e-learning resources, didactic benefits of using e-learning resources in the system of engineering education.

Совершенствование технологий обучения занимает одно из приоритетных мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последнее время особое внимание исследователей проблем профессионального становления будущих специалистов.

Как отмечается в Программе развития электронного образования на 2014-2020 гг., «внедрение электронных образовательных курсов и развитие виртуальной академической мобильности может сосредоточить работу и ресурсы вузов на приоритетных для них направлениях, сохранив или даже расширив при этом образовательные возможности» [1]. Стоит также отметить, что в плане основных мероприятий по реализации Программы развития электронного обучения на 2014-2020 гг. подчеркивается, что применение элементов электронного обучения (смешанного обучения) и формирование электронного портфолио станут обязательными требованиями при реализации ООП к 2017 г [1].

Определяя актуальность проблемы создания и использования ЭОР в образовательном процессе вуза, а в частности, в системе инженерного образования, следует привести аргументы ряда ученых. Так, Г. Драйдент указывает на то, что «обучение очень быстро будет превращаться в самообучение: самостоятельно направляемое и самостоятельно выпол-

няемое». Джим Рон: «Формальное обучение поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху». Вышеприведенные цитаты подтверждают, что в современном высшем образовании растет роль ин-формального образования [2].

В данной статье акцент делается на возможностях использования потенциала ЭОР в повседневной работе преподавателя вуза со студентами (магистрантами) на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере».

Результатом иноязычного обучения в магистратуре по многим направлениям подготовки, в том числе и техническим направлениям, является сформированные коммуникативные умения магистрантов, востребованные в научном, профессиональном и деловом контекстах. Однако при существующем количестве академических часов, предусмотренном на изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» в аудиторное время, представляется невозможным в полной мере сформировать их лингвогума-нитарную компетенцию, которая выражается в способности интегрироваться в мировое профессиональное сообщество посредством участия в международных научных конференциях, специализированных выставках и проектах за рубежом, а также путем публикаций научных статей в иностранных изданиях по специальности [3]. Достижение поставленной цели

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

обучения стало реальным благодаря созданию и использованию такого ЭОР, как курс «Иностранный язык в профессиональной деятельности», разработанный для студентов магистратуры на платформе системы управления дистанционным обучением Moodle.

Выбор системы Moodle в качестве платформы для дистанционного компонента курса помимо ее технических преимуществ обусловлен также тем фактом, что Сибирский государственный аэрокосмический университет проводит активную деятельность по внедрению Moodle по всем направлениям подготовки. Это означает, что осуществляемая нами педагогическая и методическая работа соответствует вектору развития университета и носит инновационный характер. Помимо этого, ресурсы системы Moodle обладают обширным лингводидактическим потенциалом и позволяют создавать различные компетентностно ориентированные задания. В магистратуре среда Moodle позволяет наиболее легко реализовать основные принципы практико-ориентированного обучения:

- обмен практическим опытом с преподавателем и магистрантами;

- эффективность обучения;

- экономия времени и удобство процесса получения знаний;

- последовательность и систематичность обучения;

- доступность, ясность и наглядность обучения;

- активность в обучении и развитие самостоятельности;

- способность применения на практике сформированных навыков;

- индивидуализация обучения.

Рассмотрим использование некоторых ресурсов Moodle на примерах модуля English for specific purposes, разработанного авторами для магистрантов направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» [4].

Семинар - ресурс системы Moodle, позволяющий студентам проводить оценку выполненных работ друг друга по заданным преподавателем критериям [5]. В рамках темы How to write an abstract (как писать аннотацию») студенты учатся писать аннотацию на английском языке к своей научной статье или статье своего научного руководителя. После выполнения ряда тренировочных заданий, просмотра видеолекции по данной теме магистранты пишут аннотацию. Далее им предлагается оценить аннотацию друг друга и заполнить таблицу с предложенными нами критериями анализа. Несмотря на сложность задания и небольшой опыт магистрантов в выполнении подобного рода задач, у обучающихся, как правило, не возникает затруднений при оценивании аннотаций друг друга. Более того, многие отмечают, что выделенные нами критерии служат им ориентиром при написании аннотации. С точки зрения лингводидактического потенциала взаимопроверка работ позволяет обучающимся лучше понять структурные, функциональные и стилевые особенности англоязычного текста аннотации, определить его лексико-грамматическое наполнение и овладеть технологией proofreading - вычитка текста с целью исправления и нахождения ошибок.

Задание - это ресурс системы Moodle, позволяющий преподавателю создавать различные типы творческих заданий [5]. Данный ресурс предлагает широкий диапазон форматов отчетности о произведенных обучающимися действий (ответ в виде нескольких файлов, ответ в виде текста, ответ в виде файла, ответ вне сайта). Приведем пример заданий, предполагающих ответ в виде файла: в рамках темы Participating in scientific conferences («участие в научных конференциях») студентам необходимо найти несколько ближайших научных конференций, подходящих по теме их магистерской диссертации, и написать небольшой отчет о своем участии в этих конференциях по предложенному нами плану, указав место и дату проведения конференции, стоимость публикации, название доклада.

Целесообразно выделить дидактические преимущества использования ЭОР в образовательном процессе вуза. К ним мы относим широкий спектр он-лайн-инструментов, которые обеспечивают интерактивный обучающий процесс за счет эффективного сотрудничества преподавателей и студентов; возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса; возможность для студентов осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов, организация разных форм контроля, быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления.

В настоящее время в образовательный процесс СибГАУ опорного университета Красноярского края, в том числе и в процесс изучения дисциплины «Иностранный язык», интенсивно внедряется использование ЭОР. Однако следует отметить, что данный процесс протекает с задержкой и еще не находит широкого применения у большинства преподавателей, что связано с рядом объективных факторов, среди которых можно выделить недоверие преподавателей к «аренде виртуальных мощностей». В заключение подчеркнем, что ЭОР предлагают альтернативу традиционным формам обучения, создавая возможности для индивидуального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.

Библиографические ссылки

1. Паспорт программы развития электронного образования на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iedtech.ru/files/legislation/2014/pas-sport-e-education-development-2014-2020.pdf (дата обращения: 30.09.2016).

2. Гордон Драйдент, Джанет Вос. Революция в обучении. М. : Парвинэ, 2003. 671 с.

3. Бедарева А. В., Кольга В. В. Организационно-педагогические условия формирования лингвогума-нитарной компетенции бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. №. 4.

4. Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной

Тешетневс^ие чтения. 2016

сфере» [Электронный ресурс]. URL: http://dl.sibsau.ru/ course/view.php?id=528 (дата обращения: 30.09.2016).

5. Николаева Е. В. E-learning в курсе английского языка для магистров по специальности Engineering [Электронный ресурс] // Современная педагогика : электрон. науч.-практ. журн. URL: http://pedagogika. snauka.ru/ (дата обращения: 3.04.2016).

References

1. Pasport programmy razvitija jelektronnogo obra-zovanija na 2014-2020 gg. Available at: http://www. iedtech.ru/files/legislation/2014/passport-e-education-dev elopment-2014-2020.pdf (accessed: 30.09.2016).

2. Gordon Drajdent, Dzhanet Vos. Revoljucija v obuchenii. M. : Parvinje, 2003. 671 s.

3. Bedareva A. V., Kol'ga V. V. [Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija lingvogumanitarnoj kompetencii bakalavrov po napravleniju «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» v obrazovatel'nom processe vuza]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija. 2015. №. 4.

4. Jelektronnyj obrazovatel'nyj resurs po discipline «Inostrannyj jazyk v professional'noj sfere» Available at: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=528 (accessed: 3.04.2016).

5. Nikolaeva E. V. [E-learning v kurse anglijskogo jazyka dlja magistrov po special'nosti Engineering] Jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal "Sovremennaja pedagogika". Available at: http://pedagogika.snauka.ru (accessed: 3.04.2016).

© EegapeBa A. B., 2016

УДК 004.946

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАСКРАШЕННЫХ СЕТЕЙ ПЕТРИ

И.М. Горбаченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: irinag105@mail.ru

При создании космических спутников требуется много специалистов, которые должны обладать высокой квалификацией. Для обеспечения качественной подготовки людей можно использовать модель обучения.

Ключевые слова: моделирование, обучение, сеть Петри.

MODELING TRAINING WITH COLOURED PETRI NETS

I. M. Gorbachenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: irinag105@mail.ru

Creating space satellites requires a lot of professionals who need to be highly qualified. In order to ensure the quality of professional skills it is possible to use the model of learning.

Keywords: simulation, training, Petri net.

При создании космических спутников требуется много специалистов, которые должны обладать высокой квалификацией. В новых условиях производству требуются специалисты с высокой профессиональной подготовкой, умеющие решать как традиционные задачи, так и выходить из нештатных ситуаций проблемного характера.

В связи с этим перед современной педагогикой с особой остротой стоит задача создания эффективных педагогических технологий, способствующих высокому качеству образования.

Для достижения этих целей можно использовать модель обучения, которая позволит определить уровень подготовки. В литературе очень часто использу-

ется представление обучающих курсов в виде ориентированного графа. В педагогике это представление называют траекторией обучения, стратегией обучения, ситуативной схемой обучения [1; 2].

В настоящей работе предлагается модель процесса обучения, основанная на том, что этот процесс носит вероятностный характер, и при определенных допущениях процесс обучения может быть представлен как некий граф - сеть Петри [3; 4]. При этом каждый узел графа моделирует один из шагов процесса изучения курса (чтение теоретического материала, ответы на вопросы, поиск в Интернете, подготовка отчетов и т. д.). Дуги между узлами моделируют последовательность выполнения шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.