<Тешетневс^ие чтения. 2016
сфере» [Электронный ресурс]. URL: http://dl.sibsau.ru/ course/view.php?id=528 (дата обращения: 30.09.2016).
5. Николаева Е. В. E-learning в курсе английского языка для магистров по специальности Engineering [Электронный ресурс] // Современная педагогика : электрон. науч.-практ. журн. URL: http://pedagogika. snauka.ru/ (дата обращения: 3.04.2016).
References
1. Pasport programmy razvitija jelektronnogo obra-zovanija na 2014-2020 gg. Available at: http://www. iedtech.ru/files/legislation/2014/passport-e-education-dev elopment-2014-2020.pdf (accessed: 30.09.2016).
2. Gordon Drajdent, Dzhanet Vos. Revoljucija v obuchenii. M. : Parvinje, 2003. 671 s.
3. Bedareva A. V., Kol'ga V. V. [Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija lingvogumanitarnoj kompetencii bakalavrov po napravleniju «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» v obrazovatel'nom processe vuza]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija. 2015. №. 4.
4. Jelektronnyj obrazovatel'nyj resurs po discipline «Inostrannyj jazyk v professional'noj sfere» Available at: http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=528 (accessed: 3.04.2016).
5. Nikolaeva E. V. [E-learning v kurse anglijskogo jazyka dlja magistrov po special'nosti Engineering] Jelektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal "Sovremennaja pedagogika". Available at: http://pedagogika.snauka.ru (accessed: 3.04.2016).
© EegapeBa A. B., 2016
УДК 004.946
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАСКРАШЕННЫХ СЕТЕЙ ПЕТРИ
И.М. Горбаченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
При создании космических спутников требуется много специалистов, которые должны обладать высокой квалификацией. Для обеспечения качественной подготовки людей можно использовать модель обучения.
Ключевые слова: моделирование, обучение, сеть Петри.
MODELING TRAINING WITH COLOURED PETRI NETS
I. M. Gorbachenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Creating space satellites requires a lot of professionals who need to be highly qualified. In order to ensure the quality of professional skills it is possible to use the model of learning.
Keywords: simulation, training, Petri net.
При создании космических спутников требуется много специалистов, которые должны обладать высокой квалификацией. В новых условиях производству требуются специалисты с высокой профессиональной подготовкой, умеющие решать как традиционные задачи, так и выходить из нештатных ситуаций проблемного характера.
В связи с этим перед современной педагогикой с особой остротой стоит задача создания эффективных педагогических технологий, способствующих высокому качеству образования.
Для достижения этих целей можно использовать модель обучения, которая позволит определить уровень подготовки. В литературе очень часто использу-
ется представление обучающих курсов в виде ориентированного графа. В педагогике это представление называют траекторией обучения, стратегией обучения, ситуативной схемой обучения [1; 2].
В настоящей работе предлагается модель процесса обучения, основанная на том, что этот процесс носит вероятностный характер, и при определенных допущениях процесс обучения может быть представлен как некий граф - сеть Петри [3; 4]. При этом каждый узел графа моделирует один из шагов процесса изучения курса (чтение теоретического материала, ответы на вопросы, поиск в Интернете, подготовка отчетов и т. д.). Дуги между узлами моделируют последовательность выполнения шагов.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Сеть Петри - это математическая модель дискретных динамических систем.
Основой сети Петри является понятие условно-событийной системы. Компоненты системы и их действия представляются абстрактными событиями.
Событие может произойти (реализоваться) один раз, повториться многократно или не произойти ни разу. Совокупность действий, возникающих как реализация событий при функционировании системы, образует процесс, порождаемый этой системой. В общем случае одна и та же система может функционировать в одних и тех же условиях по-разному, порождая некоторое множество процессов.
Для того, чтобы событие произошло, необходимо появление ситуации, в которой это событие может быть реализовано. При этом ситуация определяется как совокупность некоторых условий возникновения события. То есть событие реализуется, если выполнены условия его реализации.
Формально сеть Петри - это набор четырех элементов:
N = {©, Р, Т, Е, М0},
где © = {т = 0,1,2,...} - множество дискретных моментов времени; Р = {,р2,...,рп,} - непустое множество элементов сети, называемых позициями (местами); Т = {,t2,...,tт,} - непустое множество элементов сети, называемых переходами; Е - функция инцидентности; Е с цб1 х Т х цб1 - отношение инцидентности такое, что V (О!, , (02, t2,02) е Е:
: <Q,ti,Q1) * Q,,Q2t) ^ h * t2; {f|<e',t,Q") e F} = T;
M0 - начальная разметка позиций: M0 : P —> {0,1,2,...}.
Однако при решении конкретных инженерных задач удобнее и нагляднее графическое представление этих сетей. Теоретико-графовым представлением сети Петри является двудольный ориентированный мультиграф сети Петри. Этот граф содержит позиции (места), обозначаемые кружками, переходы, обозначаемые планками, и ориентированные дуги (стрелки), соединяющие позиции с переходами и переходы с позициями.
С точки зрения приложений наибольший интерес представляет анализ динамики изменения разметок сети Петри и возникающих при этом ситуаций. Маркер сети Петри моделирует порцию потока данных, а позиция - накопление и хранение таких порций.
Для создания и исследования работы сети Петри воспользуемся специальной программой CPN Tools [5]. Проведем моделирование процесса сдачи 20 студентами 6-ти лабораторных работ по дисциплине. Согласно принятой балльной системе, если студент защитил работу на 60 и более баллов из 100 возможных, то ее сдача зачитывается. В противном случае студент должен перезащитить работу. Рассматриваемый пример отображен на рисунке. В нем используется модификация сетей Петри - цветные сети Петри.
В результате моделирования было установлено, что из 20 человек все работы защитили 4-6 человек. По многолетней статистике именно столько человек реально защищают работы в студенческих группах. Поэтому можно сделать вывод, что модель соответствует реальному процессу.
Модель защиты лабораторных работ 499
Тешетневс^ие чтения. 2016
В результате проведенных исследований было установлено, что моделирование раскрашенными сетями Петри процесса обучения позволяет ясно определить наиболее трудные для студентов темы (какие лабораторные работы студенты не защитили).
В дальнейшем можно к раскрашенным сетям Петри применить временные характеристики (например, время ответа студента на каждый тестовый вопрос, учет числа повторов студентами ответов на вопросы в случае возврата к тестовому заданию и др.) и путем моделирования определить среднее время защиты работ.
Библиографические ссылки
1. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Дистанционное образование : учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М. : Владос, 1998. 192 с.
2. Беспалько В. П. Образование с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
3. Доррер Г. А. Методы моделирования дискретных систем / СибГТУ. Красноярск, 2004. 202 с.
4. Котов В. Е. Сети Петри. М. : Наука, 1984. 158 с.
5. Зайцев Д. А., Шмелева Т. Р. Моделирование телекоммуникационных систем в CPN Tools. Одесса : Одесская национальная академия связи им. А. С. Попова, 2008. 60 с.
References
1. Polat E. S., Moiseeva M. V., Petrov A. E. Distance education : textbook / ed. by E. S. Polat. Moscow : Vlados, 1998. 192 p.
2. Bespal'ko V. P. Education with the participation of computers (education of the third Millennium). Moscow : Publishing house NPO "MODEK", 2002. 352 p.
3. Dorrer G. A. the Methods of modeling discrete systems. SibGTU. Krasnoyarsk, 2004. 202 с.
4. Kotov V. E. Petri Nets. Moscow: Nauka, 1984. 158 р.
5. Zaitsev D. A., Shmeleva T. R. Simulation of telecommunication systems in CPN Tools. Odessa : Odessa national Academy of telecommunications named. A. S. Popova, 2008. 60 p.
© Горбаченко И. М., 2016
УДК 621.396
МЕТАПОИСКОВАЯ И МУЛЬТИАГЕНТНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ
ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. Н. Городищева, Т. И. Карцан
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается способ построения универсальной электронной библиотеки для использования в опорном университете.
Ключевые слова: поисковый агент, электронная библиотека, поисковая система.
METASEARCH AND MULTIAGENT ENGINE OF FLAGSHIP UNIVERSITY ELECTRONIC LIBRARY
A. N. Gorodishcheva, T. I. Kartsan
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The research determines a way to develop universal electronic library to use at the flagship university.
Keywords: search agent, electronic library, search engine.
Метапоисковая система - это система, которая пре- 1. Повышение полноты охвата. Как отмечено вы-доставляет единый доступ к нескольким другим поис- ше, ни одна поисковая система не имеет полного по-ковым системам, т. е. обслуживает запросы пользова- крытия Web, и использование нескольких поисковых телей за счёт опрашивания других поисковых систем, систем повышает вероятность обнаружения искомого которые полностью независимы и не предоставляют документа.
никакой специальной информации о содержимом сво- 2. Повышение качества поиска. Наиболее типич-их индексов или используемых методах поиска. ный способ - выбор тех поисковых систем, которые
Такие системы популярны в силу ряда причин: лучше всего соответствуют текущим потребностям