Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы по математике как основополагающий компонент информационно-образовательной среды вуза'

Электронные образовательные ресурсы по математике как основополагающий компонент информационно-образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батаева М.Т., Везиров Т.Г., Рагимова Т.Т.

в статье рассматриваются основные подходы к организации самостоятельной познавательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике студентов вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батаева М.Т., Везиров Т.Г., Рагимова Т.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы по математике как основополагающий компонент информационно-образовательной среды вуза»

Горизонты нашего сотрудничества расширяются. В частности, в текущем году запланировано проведение одно-, трех-, шести- и девятимесячных курсов повышения квалификации вьетнамских госслужащих.

Кроме образовательных программ сотрудничества предполагается объединить усилия по разработке общей концепции реструктуризации образовательной системы СРВ совместно с Научно-исследовательским институтом талантов и человеческих ресурсов и Ханойским университетом науки и технологий менеджмента. Наше сотрудничество предполагает:

- разработать перспективный план всей системы подготовки специалистов в сфере управления, что позволит повысить эффективность организации управленческой деятельности СРВ;

- оказать помощь при создании и сопровождении образовательной деятельности в Республике;

- развить дистанционные формы обучения;

- провести совместные научно-практические конференции и семинары по актуальным проблемам развития управленческого образования;

- разработать совместные учебные материалы.

В настоящее время в рамках развития образовательной концепции формируется система мониторинга эффективности управленческих органов страны: выбраны методы и модель оценки эффективности организации управления. Теоретическая значимость этой работы состоит в совершенствовании теории и методологии управления в особых условиях развития Вьетнама (формирование институтов рыночной экономики с социалистической ориентацией). Практическая ценность планируемой работы заключается в возможности использования перспективного планирования всей системы подготовки специалистов для повышения эффективности организации учебного процесса в соответствии с потребностями, качественным составом, возможностями рационального использования образовательных ресурсов Вьетнама.

М. Т. Батаева Т. Г. Везиров Т.Т. Рагимова

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE MATHEMATICS

AS THE BASIC COMPONENT OF HIGH SCHOOL INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к организации самостоятельной познавательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике студентов вуза.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность, электронные образовательные ресурсы, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract: this article deals with the basic approaches to the organisation of independent informative activity using of electronic educational resources in the course of training to the Mathematics of high school students.

© М.Т. Батаева, Т.Г. Везиров, Т.Т. Рагимова, 2012

Keywords: independent informative activity, electronic educational resources, the information educational environment, informational communicational technologies.

В Федеральном законе Российской Федерации от 28.02.2012 г. № 11-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса [4].

Важную роль в решении такой дидактической проблемы электронного обучения, как организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, имеет учебно-методическое обеспечение или электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Номенклатура ЭОР для поддержки обучения достаточно велика. Среди них электронные копии обычных печатных пособий, электронные интерактивные учебники, реализующие дидактические схемы программированного обучения, мультимедиа - презентации учебного материала, системы компьютерного тестирования, тренажеры и виртуальные лаборатории, основанные на математических моделях изучаемых объектов или процессов, интеллектуальные обучающие системы, учебные пакеты прикладных программ и др. [3].

Понятийный аппарат информатизации образования состоит из устоявшегося терминологического ядра, зафиксированного в комплексе национальных стандартов Российской Федерации, и постепенно пополняется новыми терминами, отражающими бурное развитие этой отрасли [2]. Рассмотрим зафиксированные в ГОСТах новые термины, касающиеся информационно-образовательной среды, рассматриваемой в настоящее время в качестве одного из важнейших условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.

Согласно ГОСТ Р 53620-2009 под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. В этом же нормативном документе определяется электронный образовательный ресурс - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [1]. Согласно ГОСТ Р 53620-2009 ЭОР позиционируется в качестве основополагающего компонента информационно-образовательной среды, который в сочетании с системами обучения и управления образовательным контентом позволяет эффективно реализовать организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся индивидуальной образовательной поддержки учебной деятельности каждого обучающегося преподавателем групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий.

Основной задачей системы образования РФ в текущий период ее развития объявлена задача создания единой открытой информационно-образовательной среды. Эта среда должна обеспечить возможность неограниченного свободного доступа к образовательным ресурсам пользователям любого уровня. В настоящее время, когда активно внедряются информационные и коммуникационные технологии, в число основных факторов, определяющих качество образования, следует добавить еще и качество электронных образовательных ресурсов.

Реформирование профессионального образования предполагает разработку учебно-методического обеспечения. Причем от успеха в деле оснащения учебного процесса современными педагогическими технологиями, методиками активного обучения во многом зависит и успех проводимой реформы в целом. В этой связи представляется перспективным сделать ставку на разработку и внедрение электронных образовательных ресурсов по конкретным учебным курсам и дисциплинам.

Электронный образовательный ресурс той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Электронный образовательный ресурс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы, что обеспечивается модульным построением учебных курсов. Введение дистанционных образовательных технологий явилось первым толчком к проектированию электронных образовательных ресурсов, поскольку основной целью их создания было предоставление студенту полного комплекса образовательных информационных ресурсов для самостоятельного изучения дисциплины.

При разработке электронных образовательных ресурсов необходимо в первую очередь:

1. Обеспечить нацеленность ЭОР на полноценное приобретение с его помощью знаний, умений, навыков в конкретной профессиональной области, исключая подготовку сторонних наблюдателей.

2. Дать ответ на вопрос, кому адресован конкретный вариант ЭОР и как его использовать с высокой эффективностью.

Использование ЭОР в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение мультимедиа в процессе овладения студентами первичными знаниями, а также отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки. Применение в учебном процессе мультимедиа приводит к сокращению объемов и одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса.

Нами разработан электронный образовательный ресурс по дисциплине «Математика», в состав которого входят: программа курса, содержание курса, учебно-методические материалы, презентации, тесты, глоссарий, перечень образовательных сайтов Интернет. Предлагаемый ресурс дает возможность проявления творчества и педагогического мастерства преподавателям курса, может являться дидактическим обеспечением самостоятельной работы студентов, позволяет разнообразить учебный процесс, способствует увеличению продолжительности непроизвольного внимания. Для управления электронными образовательными ресурсами и осуществления удаленного доступа взаимодействия со студентами используется информационная образовательная среда, создаваемая и поддерживаемая с помощью свободно распространяемой программно-инструментальной платформы МооШе, дидактической основой которой является контент, ориентированный на его самостоятельное освоение обучаемыми. Использование именно этой информационной среды в полной мере отвечает главной парадигме обучения в современных условиях - формированию у обучаемых самостоятельности и творческого подхода к учебному процессу при изучении предметов и практическому применению полученных знаний.

Большое внимание в вузе уделяется развитию собственных информационных ресурсов, поскольку в современных условиях качество образования напрямую зависит от активного использования электронных учебных ресурсов в образовательном процессе и их доступности пользователям корпоративной информационной сети вуза.

Ведущим направлением развития информационных ресурсов является создание электронной библиотеки на основе информационной системы, позволяющей надежно хранить и активно использовать коллекции электронных документов, локализованных в системе и доступных через телекоммуникационные сети. Важной особенностью новой информационно-образовательной среды вуза является создание Web-сайтов, где можно размещать полнотекстовые научные статьи и тезисы конференций, личных страничек профессорско-преподавательского состава, фотоархивов, творческие работы студентов.

ИОС обучения дисциплине «Математика» организуется на принципах педагогического сотрудничества. В ее основе лежит идея интерактивного обучения. Она предусматривает в обязательном порядке «обратную связь»: участие в дискуссиях, работу на форуме, оценочные суждения студентов о деятельности преподавателей. Одна из первостепенных задач среды - вовлечение обучающихся в единый творческий процесс самостоятельной познавательной деятельности, стремление сделать образовательный процесс гибким и интенсивным, построить его на основе развития познавательных интересов контингента, формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности.

В таблице представлены основные методические средства информационно-образовательной среды, их краткое описание, функциональное назначение.

Таблица

Методические средства информационно-образовательной среды_

Типы средств Краткое описание Функциональное назначение

1 2 3

Презентация Электронное мультимедийное представление учебного материала Объяснительно- иллюстративное, мотивационное

Электронные средства информации Учебно-информационная газета Информационное, поисковое, развивающее, мотивационное

Пособие Включает теоретическую часть, дидактические методы (обучающие примеры и задачи) Объяснительно-иллюстративное, обучающее

Практикум Включает тематическую подборку упражнений и методические указания для их выполнения Обучающее, развивающее, контролирующее

Указания к выполнению лабораторных работ Задание и описание хода выполнения лабораторной работы Обучающее, развивающее, контролирующее

Контрольно- измерительные материалы Тесты, контрольные и самостоятельные работы Контролирующее

Конспекты лекций Электронные конспекты и презентации лекций Объяснительно-иллюстративное, обучающее

Обучающие электронные средства Интерактивная электронная система поэтапного освоения учебного материала, упражнений по темам, содержит множество подсказок, указывает на ошибки, показывает пути дальнейшего решения поставленных задач Объяснительно- иллюстративное, обучающее, развивающее, воспитательное

Продолжение табл. 2

1 2 3

Новостной форум Электронное средство оповещения, обмена новостями Мотивационное

Тематический Электронное средство обмена Развивающее,

форум информацией и мнениями по заданной воспитательное,

тематике мотивационное

Мотивационные Электронный учебно-информационный Мотивационное

средства журнал, система дополнительных баллов

Интерактивные Электронная почта, электронные Коммуникативное,

коммуникациион- консультации, телеконференция, Web- контролирующее,

ные средства семинар развивающее, мотивационное

Информационно-образовательная среда позволяет организовать конструирование учебного материала в соответствии с потребностями студентов, ее механизмы способны легко выделить опорные фрагменты и сформировать опорные сигналы, концентрировать учебный материал крупными блоками, создавать научный и высокоинтеллектуальный климат образовательной деятельности. На сайте кафедры «Высшая математика» Грозненского государственного нефтяного технического университета размещены авторские учебно-методические пособия. В Интернете накоплено огромное количество полезной информации по различным учебным дисциплинам, которую необходимо отыскивать и систематизировать с применением поисковых систем, а также использовать в процессе преподавания. В лекционных и практических занятиях по математике нами используются ЭОР образовательных сайтов Интернет (http ://school-collection .edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://www.edu.ru, http://metodist.lbz.ru).

Практика показала преимущество применяемых электронных образовательных ресурсов при чтении лекций и проведении практических занятий, а также при организации самостоятельной работы студентов. Студенты более заинтересованы в получаемой информации, т.е. они имеют возможность принимать непосредственное участие в работе, и понимают суть изучаемого материала. Роль преподавателя существенно изменяется, так как он сосредотачивает свое внимание на рассмотрении и разъяснении сложных вопросов в курсе «Математика» и применяет большое число наглядных иллюстраций, предлагаемых самими студентами.

Оптимальное сочетание электронных и традиционных учебных курсов способствует формированию профессиональных знаний, умений и навыков, информационной культуры будущих специалистов, реализации их творческого потенциала, формированию современного научного и профессионального мировоззрения, профессионального самопознания.

Литература

1. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.

2. Роберт И.В., Лавина Т.А. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М., 2012. - 96 с.

3. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технологии - Самара: Новая техника, 2006. - 462 с.

4. Федеральный закон [Электронный ресурс] - режим доступа: http://graph.document.kremlin/page.aspx? 1;1602851.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.