Научная статья на тему 'Информационно-педагогическая среда как механизм инновационной педагогической деятельности'

Информационно-педагогическая среда как механизм инновационной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренкова Софья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-педагогическая среда как механизм инновационной педагогической деятельности»

Информационно-педагогическая среда как механизм инновационной педагогической деятельности

С.Б. Петренкова, Донской государственный технический университет, старший преподаватель, sonyasobol@rambler.ru

Современная социально-экономическая ситуация диктует потребность в повышении качества профессионального образования. Педагогические инновации относятся не только к формированию нового содержания, они так же касаются вопросов информатизации, разработки и внедрения новых методик и технологий обучения; создания условий для самоопределения личности в процессе обучения; изменения видов учебной деятельности; системы управлении и других вопросов.

Создание эффективной системы образования предполагает не только внедрение новой образовательной концепции, базирующейся на компе-тентностном подходе, и не ограничивается разработкой новых образовательных стандартов. Для ее формирования, внедрения, функционирования и развития необходим целый ряд поддерживающих педагогических механизмов. Одним их таких механизмов должна стать информационно-педагогическая среда (ИПС) обучения, представляющая собой логическое продолжение ранее внедренных в образовательный процесс таких систем как «образовательная среда», «педагогическая система», «информационно-образовательная среда».

Исследование теоретико-методологических основ педагогического моделирования и концептуальных основ проектирования образовательных систем позволили сформулировать понятие ИПС как интегратив-ной программно-телекоммуникационной педагогической системы, подчиненной целям воспитания, образования и развития личности и обеспечивающей едиными технологическими средствами образовательную деятельность и ее информационную поддержку.

Дидактическая система ИПС представляет собой совокупность взаимосвязанных научно-обоснованных положений, касающихся целей и задач обучения, принципов организации образовательного процесса, содержания образовательной деятельности, организационных форм, методов и технологий обучения.

Структурно-функциональная модель дидактической системы ИПС интегрирует компоненты [2]:

• целевую (профессиональное самоопределение);

• функциональную (организационная, информационно-образовательная, контролирующая);

• задачную (образовательные: увеличение объема усвоенного материала, формирование научного мировоззрения, освоение общекультурных и профессиональных компетенций; развивающие: подготовка к творческой деятельности, формирование научного мировоззрения; воспитательные: формирование гражданской позиции, формирование навыков постоянного самосовершенствования мировоззрения);

• содержательную (программно-содержательное сопровождение дисциплины);

• методическую (методическое сопровождение: методы стимулирования и мотивации, методы организации и проведения обучения, методы интерактивного обучения, методы контроля и самоконтроля);

• технологическую (технологическое сопровождение: технологии исследовательской, проектной, игровой деятельности; педагогической поддержки и т.п.);

• результативную (диагностика по когнитивному, мотивационному, деятельностному, креативному критериям и адекватным показателям, позволяющим выявить уровни (высокий, средний, низкий) профессионального самоопределения).

Дидактическая система информационно-педагогической среды обучения предусматривают формирование знаний, умений и компетенций, а также всестороннее развитие и саморазвитие обучающихся, и, в первую очередь, их интеллектуальные способности. В соответствии с реализуемой нами образовательной концепцией, процесс обучения должен адекватно отвечать целям и содержанию образования, характеризоваться двусторонними связями, и быть управляемый педагогом, который не только организует и направляет учебный процесс, а также мотивирует самостоятельную работу обучающихся и их развитие [1].

В таблице 1 представлены основные дидактические средства информационно-педагогической среды, их краткое описание, функциональное назначение и формирующие компетенции.

Информационно-педагогическая среда организуется на принципах педагогического сотрудничества. В ее основе лежит идея интерактивного обучения. Она предусматривает в обязательном порядке «обратную связь»: участие в дискуссиях, работу на форуме, оценочные суждения студентов о деятельности преподавателей. Одна из первостепенных задач среды - вовлечение обучающихся в единый творческий процесс научно-познавательной деятельности. Совместная взаимосогласованная деятельность обучающихся и преподавателей, построенная на демократических принципах, позволяет увидеть перспективные цели обучения и учения, сделать образовательный процесс гибким и интенсивным, построить его на основе развития познавательных интересов контингента, формирования интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Табл. 1.

Дидактические средства информационно-педагогической среды

Типы дидактических средств Краткое описание Функциональное назначение

Презентация Электронное мультимедийное представление учебного материала Объяснительно- иллюстративное, побуждающее

Электронные средства информации Учебно- информационная газета Информационное, поисковое, мотиваци-онное

Пособие Включает теоретическую часть, дидактические методы (обучающие примеры и задачи) Объяснительно- иллюстративное, обучающее

Практикум Включает тематическую подборку упражнений и методические указания для их выполнения Обучающее, развивающее, контролирующее

Указания к выполнению лабораторных работ Задание и описание хода выполнения лабораторной работы Обучающее, развивающее, контролирующее

Контрольно-измерительные материалы Тесты, контрольные и самостоятельные работы Контролирующее

Конспекты лекций Электронные конспекты и презентации лекций Объяснительно- иллюстративное, Обучающее

Обучающие электронные средства Электронная система поэтапного освоения учебного материала, упражнений по темам, содержит множество подсказок, указывает на ошибки, показывает пути дальнейшего решения поставленных задач объяснительно- иллюстративное, обучающее, развивающее, воспитательное

Тематический форум Электронное средство Развивающее,

обмена информацией и мнениями по заданной тематике воспитательное, побуждающее

Экспертная перцептивная информационная система Информационная система определения типа мышления и уровня естественнонаучной подготовки Контролирующее, мотивационное

Мотивационные средства Электронный учебно-информационный журнал, система получения дополнительных баллов Побуждающее, мотивационное

Интерактивные коммуникационные средства Электронная почта, электронные консультации, телеконференция, Web-семинар Коммуникативное, контролирующее, развивающее, мотивационное

Информационно-педагогическая среда позволяет организовать конструирование учебного материала в соответствии с потребностями обучающихся, ее механизмы позволяют легко выделить опорные фрагменты и сформировать опорные сигналы, концентрировать учебный материал крупными блоками, создавать научный и высокоинтеллектуальный климат образовательной деятельности [1], что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Современные подходы к образованию ориентируются на использовании инновационных технологий, определяющих основные черты информационного общества. Сегодня невозможно представить молодежь оторванной от мирового информационного пространства, точно так же, как трудно найти вопрос, по которому не было бы информации в глобальной сети.

Включение в образовательный процесс сетевых технологий обусловлено особенностями развития современного общества, уровнем развития сетевых технологий, потребностями личности, и государства в формировании общекультурных, профессиональных компетенций и других социально значимых знаний обучающихся.

Современный информационный уровень, легкая доступность любой информации, определяют основные тенденции развития образовательных технологий, исходя их которых, следует необходимость управления процессом развития обучаемых. Приоритетными становятся диалоговые методы и технологии, совместная поисковая деятельность, развивающая творческая деятельность. Все вышесказанное определяет основные ди-

дактические инновации, которые связаны с интерактивными формами и технологиями обучения. Ведь именно интерактивная модель осуществляет взаимодействие и взаимосвязь всех субъектов образовательной деятельности: обучаемого и преподавателя, обучаемого и обучаемого, преподавателя и преподавателя. Основные типы связей:

• взаимодействие (диалог, обмен информацией, восприятие и понимание друг друга);

• взаимопроникновение (выработка общих стратегий, координация совместных действий);

• проективность (способность увидеть себя на месте других, воображение, умение анализировать деятельность коллег, видеть их цели и мотивы).

Принцип активности обучаемого - один из основных в педагогике сотрудничества. В рамках информационно-педагогической среды целенаправленно формируется ситуация развития личности. Процесс обучения осознанно управляется на основе научных и культурологических знаний. Активность обучаемых обуславливается эмоциональными компонентами среды, возможностями реализацией личностных смыслов, развитием мышления и удовлетворением познавательных интересов. Сама среда включает такую мотивационную систему, которая способствует осознанию в потребности познавательной деятельности, в усвоении знаний, умений и позволяет сформировать устойчивые результативные компетенции. Активизация и интенсификация деятельности обучаемых не возникает сама по себе, она является следствием целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов обучения и информационно-педагогической среды.

В отличие от традиционных форм обучения, интерактивность предполагает такое взаимодействие субъектов обучения, при котором педагог стимулирует и управляет активностью обучаемых, исполняет роль консультанта и источника информации. Интерактивное обучение широко используется в интенсивном обучении. Для того чтобы применять эти методы, информационно-педагогическая среда должна обеспечивать преподавателю возможности использования различных методик группового взаимодействия. Интерактивное обучение обеспечивает формирование особого микроклимата взаимопонимания и взаимообогащения. Интерактивные методики не могут заменить лекционные формы обучения, но при включении в лекции их мини-компонентов, способствуют лучшему усвоению материала, формируют активное поведение, понимание, отношение к предмету.

Для доказательства преимуществ обучения в рамках информационно-педагогической среды, нами был проведен педагогический экс-

перимент. Цель эксперимента - диагностирование педагогической деятельности в информационно-педагогической среде.

Основными объектами педагогической диагностики стали:

• личности студентов (их интересы, способности, уровень знаний, умений и компетенций, уровень информационной культуры и др.);

• содержание курса «Математика и информатика» для студентов специальности «Реклама»;

• методы, организационные формы и дидактические средства информационно-педагогической среды.

В своем исследовании мы исходили из того, что диагностика качества учебной деятельности студентов, их умственного и личностного развития, реализация личностных смыслов позволяют с достаточной уверенностью судить о продуктивности и результативности обучения в информационно -педагогической среде.

В результате эксперимента статистически установлена прямая корреляционная зависимость между всеми дидактическими объектами ИПС и уровнем умственного и личностного развития студентов, уровнем их освоения содержанию учебной программы. Экспериментальная группа студентов, прошедшая обучение в рамках ИПС не только показала более высокий уровень освоения учебного материала, но и значительно продвинулась на пути освоения информационной компетенции, повышения уровня информационной культуры и развития своего интеллектуального уровня. Литература

1. Петренкова С.Б., Рашидова Е.В. Проектирование информационно-педагогической среды обучения // Педагогические науки. Известия Южного федерального университета, 2009, №11, с.159-164.

2. Петренкова С.Б., Рашидова Е.В., Соболь Б.В. Дидактическая система обучения математике и информатике в высшей школе //Материалы IV международной конференции «Математика, её приложения и математическое образование» .-Ч.2.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2011.- с.264-269.

3. Сурхаев М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества//Стандарты и мониторинг в обра-зовании.-2008.-№1.- с.35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.