Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / младшие школьники / электронные ресурсы / информация / образовательная организация / teacher / junior schoolchildren / electronic resources / information / educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белалов Решед Маазович, Булуева Шумисат Исмаиловна, Арипов Магомед Арипович

Определение педагогических возможностей для привития младшим школьникам навыка работы с информацией как формой знаний. Задачами статьи являются следующие: выявление специфики электронных ресурсов образовательного характера; формирование компонентов для характеризации особенностей работы с информацией младшими школьниками; выявление преимуществ перехода к цифровым технологиям в начальных классах. В качестве полученных результатов приводятся аргументы в пользу внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс начальной школы. Аргументируется необходимость цифровизации начальной школы с учетом требований времени. Рассматривается ретроспективный аспект целесообразности применения новых средств обучения и ресурсов в образовательной деятельности. На примере ФЕБОУ ВО ЧЕПУ разъясняется необходимость обучения будущих педагогов начальных классов взаимодействию с младшими школьниками посредством электронных ресурсов для последующего привития детям навыков работы с информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белалов Решед Маазович, Булуева Шумисат Исмаиловна, Арипов Магомед Арипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of pedagogical opportunities for instilling in younger schoolchildren the skill of working with information as a form of knowledge. The objectives of the article are the following: identification of the specifics of electronic resources of an educational nature; formation of components to characterize the features of working with information by younger schoolchildren; identification of the advantages of the transition to digital technologies in primary grades. As the results obtained, arguments are given in favor of the introduction of electronic resources into the educational process of primary schools. The necessity of digitalization of primary school taking into account the requirements of the time is argued. The retrospective aspect of the expediency of using new learning tools and resources in educational activities is considered. Using the example of FSBEI IN CHPU, the necessity of teaching future primary school teachers to interact with younger schoolchildren through electronic resources for the subsequent instilling of information skills in children is explained.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ»

44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), профили «Образование в предметных областях (Математика и информатика)».

В заключение обозначим направление дальнейшего исследования авторов. Представляет интерес анализ применения учителем математики (молодым специалистом) в своей профессиональной деятельности знаний и умений (в аспекте темы настоящей работы), полученных в ходе обучения в ПетрГУ.

Литература:

1. Алмазова, Т.А. Методические аспекты подготовки будущих учителей математики на примере вероятностно-статистической линии / Т.А. Алмазова, Н.О. Громова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30375 (дата обращения: 01.04.2023)

2. Бежану, Т.В. Подготовка студентов - будущих учителей математики к обучению учащихся приему дополнительного построения в курсе геометрии основной школы / Т.В. Бежану // Научный электронный журнал «E-SCIO» / AHO "Информационная Мордовия". - Саранск, Республика Мордовия, 2021. - № 3. - URL: https://e-scio.ru/?p=13497/ (дата обращения: 15.02.2023)

3. Бежану, Т.В. Преобразование геометрического чертежа с помощью дополнительных построений в задачах на отношения отрезков / Т.В. Бежану, В.А. Тимошкина // Научно-теоретический и методический журнал "Математика в школе". - Москва: ООО "Школьная Пресса". - №4. - 2023. - С. 39-44

4. Далингер, В.А. Умелая работа с чертежом - основа успешного решения геометрических задач / В.А. Далингер, Б.К. Атаев // Математика в школе. - 2020. - № 2. - С. 26-34

5. Дударева, Н.В. Метод дополнительных построений при решении планиметрических задач / Н.В. Дударева, И.В. Бачанцев // Обучение в современной школе. Сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам. - Екатеринбург. - 2019. - С. 42-47

6. Есина, Л.Ю. Метод дополнительных построений - ключ к решению задачи / Л.Ю. Есина // Математика в школе. -2023,-№2,-С. 19-30

7. Игнатова, О.Г. Профессиональная подготовка будущих учителей математики с использованием электронного обучения / О.Г. Игнатова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. - С. 113-117

8. Садыкова, Л.К. Подготовка студентов математических специальностей педвузов к обучению учащихся общеобразовательных учреждений функционально-графическому методу решения уравнений и неравенств: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Садыкова Лилия Камиловна. - Саранск, 2010. - 224 с.

9. Сарванова, Ж.А. Методическая направленность обучения элементарной математике студентов математических специальностей педвуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сарванова Жанна Александровна. - Саранск, 2009.- 150 с.

10. Устинкова, Т.В. Формирование умения решать задачи с помощью дополнительных построений у учащихся 7-9 классов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Устинкова Татьяна Вячеславовна. - Санкт-Петербург, 2006. - 155 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белалов Решед Маазович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Арипов Магомед Арипович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Дагестанский государственный педагогический университет имени Р.Г. Гамзатова» (г. Махачкала)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация. Определение педагогических возможностей для привития младшим школьникам навыка работы с информацией как формой знаний. Задачами статьи являются следующие: выявление специфики электронных ресурсов образовательного характера; формирование компонентов для характеризации особенностей работы с информацией младшими школьниками; выявление преимуществ перехода к цифровым технологиям в начальных классах. В качестве полученных результатов приводятся аргументы в пользу внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс начальной школы. Аргументируется необходимость цифровизации начальной школы с учетом требований времени. Рассматривается ретроспективный аспект целесообразности применения новых средств обучения и ресурсов в образовательной деятельности. На примере ФГБОУ ВО ЧГПУ разъясняется необходимость обучения будущих педагогов начальных классов взаимодействию с младшими школьниками посредством электронных ресурсов для последующего привития детям навыков работы с информацией.

Ключевые слова: педагог, младшие школьники, электронные ресурсы, информация, образовательная организация.

Annotation. Determination of pedagogical opportunities for instilling in younger schoolchildren the skill of working with information as a form of knowledge. The objectives of the article are the following: identification of the specifics of electronic resources of an educational nature; formation of components to characterize the features of working with information by younger schoolchildren; identification of the advantages of the transition to digital technologies in primary grades. As the results obtained, arguments are given in favor of the introduction of electronic resources into the educational process of primary schools. The necessity of digitalization of primary school taking into account the requirements of the time is argued. The retrospective aspect of the expediency of using new learning tools and resources in educational activities is considered. Using the example of FSBEI IN CHPU, the necessity of teaching future primary school teachers to interact with younger schoolchildren through electronic resources for the subsequent instilling of information skills in children is explained.

Key words: teacher, junior schoolchildren, electronic resources, information, educational organization.

Введение. Быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющим вектор становления мирового сообщества XXI века. Цивилизация непреклонно движется к построению

информационного общества, где основную роль играет работа с информацией. Сейчас, в эпоху информационных технологий, информация считается стратегическим ресурсом развития общества. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане были способны рационально и компетентно работать с информацией, принимать решения и приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности. В связи с этим крайне важно уже в младшем школьном возрасте начать формировать у учащихся умения работать с информацией, которые будут полезны им на протяжении всей жизни.

Педагогическая деятельность в начальной школе постепенно претерпевает изменения, что отражается на динамичности развития младших школьников в условиях цифровизации. Педагог ежегодно обновляет образовательный процесс с учетом появляющихся новых технологий, форм и средств обучения. Несмотря на то, что школа по-прежнему является основным центром получения знаний учащимися, информация образовательного характера склонна распространяться вне пределов образовательной организации. Поэтому задачей педагога в современных условиях является управление степенью распространения предусмотренных образовательной программой знаний.

Актуальность настоящей статьи базируется на активной цифровизации образовательного процесса, затрагивающей младших школьников и формирование их мировоззренческого аспекта.

Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность работать с информацией и самостоятельно добывать знания. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь работать с информацией, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать её [9].

Изложение основного материала статьи. Цифровизация образовательного процесса реформирует представление всех участников образования о процессе обучения. Ранее с появлением компьютерных технологий техническое применение средств обучения носило преимущественно опциональный характер. Педагог мог учитывать применение технических устройств и сопутствующий информационных технологий как проявление творческого подхода и способ обеспечения интерактивного обучения.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию у младших школьников умений работать с информацией будет способствовать успешному процессу получения знаний в среднем и старшем звене школы. Полученные знания и умения работы с различными источниками информации помогут учащимся научиться верно воспринимать информацию, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл.

Применение обозначенных компьютерных и информационных технологий необязательно подразумевало их использование на каждом учебном и практическом занятии. Отсутствовала обязательность применения новых технологий на учебных занятиях всех школьных предметов. Дополнительным компонентом, характеризующим переход образовательного процесса к цифровизации, продолжительное время являлось преимущественное внедрение новых технологий в старших классах. Однако в результате изменений структуры общества и активного внедрения технологий в повседневную жизнь каждого человека привело к ситуации, когда дети с младенчества находятся в состоянии регулярной коммуникации с электронными устройствами. Интуитивный интерфейс электронных устройств беспрепятственно формирует алгоритмичное мышление среди детей, в том числе дошкольного возраста и в начальных классах [2, С. 83].

Требования времени способствовали тому, что профильные образовательные ведомства и образовательные организации в Российской Федерации повсеместно стали пересматривать роль электронных устройств для процесса обучения. Стало очевидно, что дети, находясь в постоянном контакте с электронными устройствами, преимущественно адаптированы к восприятию информации в электронной форме. При этом их мыслительный процесс значительно ускорился, и обозначенной интенсификации во многом способствует скорость обработки команд и данных непосредственно электронными устройствами.

В последнее десятилетие в образовательных организациях крупных российских городов стартовали пилотные проекты по внедрению электронных ресурсов для образовательных целей. К ним относятся такие средства обучения, как: интерактивная доска, планшеты, электронные учебники и др. Данные мультимедийные ресурсы преимущественно адаптируются в младших классах школы. Целевым назначением обозначенных электронных ресурсов является гармонизация классического обучения с применением цифровых технологий. Посредством электронных ресурсов становится возможным интенсивное совершенствование и расширенная оптимизация образовательного процесса в начальных классах. Педагог получает уникальную возможность существенно расширить методические подходы и педагогические приемы, которые впоследствии позволяют значительно разнообразить педагогическую деятельность и трансформировать стандартный урок в увлекательное учебное мероприятие, что особенно актуально в начальных классах [4, С. 72].

Следует отметить, что младшие школьники находятся в состоянии перехода от дошкольной формы обучения к непосредственно школьной, поэтому применение электронных образовательных ресурсов в действительности служит оптимальным способом адаптации объема знаний в доступной для учащихся форме [3, С. 81]. Указанный объем знаний представляет собой некую информацию образовательного характера, которую младшие школьники должны уметь не только воспринять, но также применять для различных учебных и повседневных целей.

Если при классическом подходе к учебному занятию размещенная на классной доске информация носила лишь временный характер и фиксировалась по инициативе педагога и учащихся, то электронный образовательный ресурс в качестве мультимедийного элемента позволяет переносить имеющуюся на интерактивной доске информацию в архив индивидуальных планшетов младших школьников. Таким образом, педагог получает возможность решить одновременно две задачи образовательной направленности. Первая задача связана с постоянной фиксацией информации на интерактивной доске и возможностью учащимся, а именно младшим школьникам, репродуцировать сохраненную в планшете идентичную информацию в целях ее закрепления. Вторая образовательная задача направлена на устранение препятствий в процессе фиксирования информации на классной доске, которая связана с различной скоростью освоения младшими школьниками основ письма.

Объединение электронный устройств, таких, как интерактивная доска и индивидуальный планшет, позволяет младшим школьникам оставаться в информационном пространстве вне зависимости от физического присутствия учащегося на учебном занятии в школе. Практика показывает, что уровень заболеваемости среди младших школьников по причине перехода от одного уровня образования к другому и неоднородности адаптации заметно выше, чем среди учащихся средних и старших классов. В действительности электронные ресурсы на примере электронных устройств являются также здоровьесберегающей педагогической технологией, так как применение обозначенных устройств позволяет присутствовать всем младшим школьникам на уроке в режиме реального времени.

Интерактивность электронных образовательных ресурсов также может рассматриваться с точки зрения расширенных педагогических возможностей. В частности, педагог может заранее подготовить для младших школьников любое наглядное

задание, в том числе разработанное посредством дополнительных информационных технологий, а затем со своего электронного устройства распространить на индивидуальные планшеты всех младших школьников. Выполнение интерактивного задания педагога может осуществляться как на индивидуальной основе учащимся, так и коллективно, к примеру, классом.

Применение индивидуальных планшетов младшими школьниками также является формой реализации здоровьесберегающей педагогической технологией. Все учебники по образовательной программе за соответствующий класс могут быть оцифрованы и загружены в память индивидуального планшета. Младший школьник посредством указанного подхода освобождается от необходимости ношения в образовательную организацию определенного количества учебников в непосредственной форме. Таким образом, классическая форма учебников на бумажном носителе остается доступной младшему школьнику при выполнении им домашних заданий и для иных личных его образовательных целей. Наличие электронной копии имеющегося учебника позволяет сохранить функцию его физиологического состояния, в том числе целостность опорно-двигательного аппарата [1, С. 133].

Обозначенные и иные электронные ресурсы позволяют совершенствовать личностно-ориентированную, рефлексивную и информативную компетенции младших школьников. Данные компетенции формируют комплекс навыков при работе с информацией. Младшие школьники начинают воспринимать информацию как форму знаний, которые для них доступны. Таким образом, применение электронных ресурсов в начальной школе, позволяет привить учащимся понимание, что любая непонятная тема из образовательной программы может стать для них осязаемой и доступной, если они начнут применять навыки работы с информацией, а именно находить дополнительную искомую информацию, выбирать доступную форму распространения данной информации, сопоставлять область знаний с информацией иного характера, самостоятельно формировать собственный интеллектуальный багаж знаний [5, С. 642].

В целом методика и подходы к образовательному процессу с применением электронных ресурсов на практике имеет ряд преимуществ. Мультимедийные элементы как ресурсы приучают младших школьников к полноценной функциональности в цифровом обществе. Меняется также отношение к знаниям, которые при восприятии их в качестве информации становятся доступными для младших школьников вне зависимости от их индивидуальных и образовательных потребностей.

Работа с информацией представляет собой повседневную необходимость для всех возрастных категорий населения. Преимуществом младших школьников является их высокая адаптированность и восприятие новых явлений жизни. Природное качество младших школьников и их природные задатки в совокупности служат ключевым компонентом для работы с информацией при взаимодействии с электронными ресурсами образовательного назначения. Ожидается, что нынешние тенденции в процессе обучения в начальной школе приведут к значительному ускорению образовательного процесса, что существенно повлияет на портрет школьника в целом. Предполагаемые изменения в действительности отвечают требованиям времени и гармонично участвуют в историческом развитии образования как науки и сферы экономики [8, С. 43].

Если ранее процесс обучения предусматривал лишь изучение отдельных видов наук, а затем доступность образования распространялась исторически лишь на определенные слои населения, то по мере расширения обозначенной доступности возникла необходимость реформировать существующий мир и облегчить многие текущие процессы. Цифровизация российских школ указывает на высокую готовность со стороны младших школьников к переходу к интерактивным и новейшим технологиям. Интеллектуальный уровень младших школьников в Российской Федерации показывает их способность к участию в изменении картины мира в некоторых случаях наравне с взрослыми. Данный аспект неоднократно доказывался победами российских школьников на различных образовательных конкурсах и их результативным участием в образовательных и производственных кластерах, где школьники активно взаимодействуют с информацией и трансформируют ее в результаты интеллектуальной деятельности.

Тенденции в начальной школе способствуют необходимости качественной подготовки педагогов для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В частности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) инициировал создание Педагогических мастерских в средних специальных учебных заведениях, которые проводят подготовку будущих педагогов, в том числе начальных классов [7]. В рамках данного проекта успешный педагогический опыт, полученный чеченскими педагогами, в том числе начальных классов, будет распространяться по сетевому принципу среди образовательных организаций Северного Кавказа. Отдельными компонентами станет обучение будущих педагогов взаимодействию с младшими школьниками посредством электронных ресурсов и привития детям навыков работы с информацией. Куратором данного проекта, согласно Государственному заданию выступает ФГБОУ ВО ЧГПУ. Электронные ресурсы образовательной направленности становятся образовательной необходимостью. Они расширяют возможности педагога и младших школьников, позволяют совершенствовать искомые компетенции и реализовать учебные задачи вне зависимости от сложности и присутствия учащихся на уроке. Обозначенные ресурсы способствуют решению многих существенных задач, которым ранее были посвящены педагогические поиски, а именно сохранение здоровья младших школьников в условиях необходимости хронологически соответствовать учебной программе, ношение неопределенного количества учебников на бумажном носителе, соответствовать средней скорости класса и учебного процесса вне зависимости от степени осознания и понимания учебного материала.

По требованиям ФГОС учителя начальных классов в своей практической деятельности должны использовать материально-техническое и информационное оснащение. Для реализации этих требований учителям начальных классов помогают учебно-методические и компьютерное обеспечение, а также печатные и электронные образовательные ресурсы. В настоящее время актуальным является вопрос о применении электронных образовательных ресурсов в обучении младших школьников и модернизации образования с учетом особенностей современных детей.

Выводы. Таким образом, внедрение электронных ресурсов образовательного характера постепенно становится востребованной и распространенной практикой, как на этапе обучения младших школьников, так и на этапе обучения будущих педагогов для последующей работы с младшими школьниками.

Литература:

1. Александрова, П.Э. О необходимости совершенствования школьного здравоохранения в условиях цифровизации образования / И.Э. Александрова, М.В. Айзятова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. -2023. -№1. - С. 132-137

2. Анопкина, О.В. Цифровая трансформация управления учебным процессом в аспекте развития образовательной среды начальной школы / О.В. Анопкина // Символ науки. - 2022. - №4-1. - С. 82-83

3. Вакуленкова, М.В. Информационно-коммуникативные технологии как актуальный ресурс учебной деятельности / М.В. Вакуленкова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - №3. - С. 80-86

4. Мошнина, Р.Ш. Роль электронных образовательных ресурсов в формировании информационной компетенции младших школьников / Р.Ш. Мошнина, Т.П. Хиленко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2021. - №5 (77). - С. 71-74

5. Муминходжаева, Н.Н. Дидактические возможности использования электронных ресурсов при обучении младших школьников / Н.Н. Муминходжаева, А.Т. Искакова // Academic research in educational sciences. - 2021. -№ 1. - С. 641-646

6. Петрова, Н.П. Готовность будущих педагогов к сетевому взаимодействию с обучающимися в условиях цифровизации образования / Н.П. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-1. -С. 235-237

7. ЧГПУ создаст первую в России сеть Педагогических мастерских // ЧГПУ. - URL: https://clck.ru/35zpsP (дата обращения: 05.04.2023)

8. Чеботарева, О.В. О тенденциях развития современной школы в России / О.В. Чеботарева // Национальная ассоциация ученых. - 2023. - №86-3. - С. 43-45

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Портал "Гарант.ру": [сайт]. -URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Михайлов Сергей Васильевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Эрдниева Оксана Игорьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ПРОБЛЕМА ПЕРЕСТРОЙКИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В статье поставлен вопрос о пересмотре содержания школьной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в ракурсе постнеклассической педагогики и гуманитарного подхода. Проведен анализ исследований, посвященных изучению ОБЖ в школе, и выделены основные проблемные моменты. Обоснована необходимость построения содержания образования в области безопасности жизнедеятельности на основе гуманитарного принципа. Выводы сделаны на основании сравнения предметоцентрированного и гуманитарно-ориентированного отношения к содержанию. В статье приведены данные обследования учащихся, студентов и начинающих учителей ОБЖ, касающиеся их отношения к смещению акцента внимания с отчужденной от личности информации на самопознание личности. Сформулированы примерные вопросы, составляющие содержательную основу учебных диалогических ситуаций в исследуемой области образования.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, постнеклассическая педагогика, гуманитарный подход, содержание образования, самопознающая личность, диалогическая ситуация.

Annotation. The article raises the question of revising the content of the school discipline "Fundamentals of rife Safety" from the perspective of post-non-classical pedagogy and a humanitarian approach. An analysis of studies devoted to the study of life safety in school was carried out, and the main problematic issues were identified. The necessity of constructing the content of education in the field of life safety on the basis of the humanitarian principle is substantiated. Conclusions are drawn based on a comparison of subject-centered and humanitarian-oriented attitudes to content. The article presents data from a survey of pupils, students and beginning life safety teachers regarding their attitude towards shifting the focus of attention from information alienated from the individual to self-knowledge of the individual. Sample questions are formulated that form the substantive basis of educational dialogic situations in the field of education under study.

Key words: fundamentals of life safety, post-non-classical pedagogy, humanitarian approach, content of education, self-knowing personality, dialogic situation.

Введение. В современном обществе с каждым годом все более расширяется и актуализируется проблематика, связанная с безопасностью жизнедеятельности. С внедрением во всех сферах цифровых технологий и нарастанием информационных войн появились новые виды угроз. Надо признать, что сегодня существует целый комплекс причин, приводящих к чрезвычайным ситуациям - как природного, так и техногенного, антропогенного и экологического происхождения [12, С. 116]. В обществе, как нетрудно увидеть по сообщениям в соцсетях, множатся настроения тревожности, страха и паники. Перед человеком возникли экзистенциальные глобальные вызовы [9]. Есть результаты недавнего опроса более 10 тысяч человек из разных стран, в которых обследуемые утверждают, что мир стал еще более опасным в последние несколько лет и что нынешнее состояние мира они могут описать такими характеристиками, как «ужасный», «страшный», «пугающий», «хаотичный», «пандемический» [9, С. 50].

В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов, связанный с пониманием особенностей формирования у растущего человека опыта личной безопасности. Как готовить детей к безопасной жизни в условиях нестабильного и постоянно угрожающего мира? Какова в этом роль учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»? Нужно ли все темы, связанные с существующими сегодня опасностями, «запихивать» в этот предмет? Насколько эффективно традиционное изучение данной дисциплины в школе, связанное с «книжным» освоением ее содержания? Каков ее воспитательный потенциал, позволяющий не просто «знать» о тех или иных угрозах и методах противостояния им, но и предотвращать их, видеть личностный смысл в безопасности, относиться к жизни как ценности?

Кроме того, возникает вопрос мотивации школьников в отношении к ОБЖ. Казалось бы, важность предмета неоспорима, но дети относятся к нему как к второстепенному и незначимому. Нами было проведено обследование школьников 9 классов четырех городских и сельских школ Республики Калмыкия (54 чел.), посвященное выявлению их отношения к изучению основ безопасности жизнедеятельности. Мы использовали опросник Т.Д. Дубовицкой, позволяющий определить уровень мотивации школьников к предмету ОБЖ [4]. Было выявлено, что у 71% школьников данный предмет считается «второстепенным». Интересно заметить, что подобные обследования проводились и другими исследователями, у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.