Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

315
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы / младшие школьники / начальная школа / онлайн обучение / учебный процесс / учебный контент. / электрон таълимий ресурслар / кичик мактаб ѐшидаги ўқувчилар / бошланғич мактаб / онлайн таълим / ўқув жараѐни / ўқув контенти.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Н. Муминходжаева, А Т. Искакова

В статье рассматриваются дидактические возможности электронных образовательных ресурсов как средств активизации познавательной деятельности младших школьников. Электронные образовательные ресурсы, используемые в учебном процессе в начальной школе, является эффективным дидактическим инструментом для индивидуализации и персонификации обучения, повышения активности детей в усвоении учебного материала. Электронные образовательные ресурсы расширяют круг полезной учебной информации, являются средством формирования навыков работы младших школьников в учебной информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н Н. Муминходжаева, А Т. Искакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KICHIK YOSHDAGI O’QUVCHILARNI O'QITISHDA ELEKTRON RESURSLARDAN FOYDALANISHNING DIDAKTIK AHAMIAYATI

Мақолада кичик мактаб ѐшидаги ўқувчиларнинг билиш фаолиятини фаоллаштириш воситаси сифатида электрон таълимий ресурсларнинг дидактик имкониятлари қараб чиқилган. Бошланғич синфлардаги ўқув жараѐнида фойдаланиладиган электрон таълимий ресурслар ўқитишни индивидуаллаштириш ва персонификациялашнинг, болалар томонидан ўқув материалини ўзлаштириш фаоллигини оширишнинг самарали дидактикавий воситаси. Электрон таълимий ресурслар фойдали ўқув информацияси доирасини кенгайтиради, кичик ѐшдаги ўқувчиларнинг таълимий ахборотлар билан ишлаш кўникмаларини ривожлантиришнинг воситаси.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Н. Н. Муминходжаева

магистрант 1 курса образовательной программы 7М01310 - Педагогика и

методика начального обучения,

А. Т. Искакова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова. г.Шымкент, Республика

Казахстан

Аннотация: В статье рассматриваются дидактические возможности электронных образовательных ресурсов как средств активизации познавательной деятельности младших школьников. Электронные образовательные ресурсы, используемые в учебном процессе в начальной школе, является эффективным дидактическим инструментом для индивидуализации и персонификации обучения, повышения активности детей в усвоении учебного материала. Электронные образовательные ресурсы расширяют круг полезной учебной информации, являются средством формирования навыков работы младших школьников в учебной информацией.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, младшие школьники, начальная школа, онлайн обучение, учебный процесс, учебный контент.

KICHIK YOSHDAGI O'QUVCHILARNI O'QITISHDA ELEKTRON RESURSLARDAN FOYDALANISHNING DIDAKTIK AHAMIAYATI

Аннотация: Маколада кичик мактаб ёшидаги укувчиларнинг билиш фаолиятини фаоллаштириш воситаси сифатида электрон таълимий ресурсларнинг дидактик имкониятлари караб чикилган. Бошлангич синфлардаги укув жараёнида фойдаланиладиган электрон таълимий ресурслар укитишни индивидуаллаштириш ва персонификациялашнинг, болалар томонидан укув материалини узлаштириш фаоллигини оширишнинг самарали дидактикавий воситаси. Электрон таълимий ресурслар фойдали

укув информацияси доирасини кенгайтиради, кичик ёшдаги укувчиларнинг таълимий ахборотлар билан ишлаш куникмаларини ривожлантиришнинг воситаси.

Калит сузлар: электрон таълимий ресурслар, кичик мактаб ёшидаги укувчилар, бошлангич мактаб, онлайн таълим, укув жараёни, укув контенти.

DIDACTICAL POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC RESOURCES

IN TEACHING YOUNGER PUPILS

Abstract: The article considers the didactic possibilities of electronic educational resources as a means of intensifying the cognitive activity of primary school students.Electronic educational resources used in the educational process in primary school are an effective didactic tool for individualization and personification of learning, increasing the activity of children in the assimilation of educational material. Electronic educational resources expand the range of useful educational information, are a means of forming the skills of younger students in educational information.

Keywords: electronic educational resources, primary school students, primary school, online learning, educational process, educational content.

В эпоху цифровизации электронные ресурсы занимаются ведущее место в структуре учебно-воспитательного процесса как средства преподавания и учения, оптимизации педагогического процесса, активизации познавательной деятельности младших школьников, создает необходимую информационно-образовательную среду для интерактивного взаимодействия учителя и учащихся. Электронные образовательные ресурсы создают новые возможности для организации учебного процесса, управления учебно-познавательной деятельностью школьников, выработки навыков самостоятельного учебного труда, так важного в обновленном содержании образования. Анализ научных трудов по проблеме использования электронных образовательных ресурсов [1;2;3;4;5] показал, что сейчас важно не только технико-технологическое обеспечение цифровизации образования, но и его научно-педагогическое обеспечение, что обуславливает определение дидактических возможностей использования электронных ресурсов в процессе обучения в начальной школе.

Электронные образовательные ресурсы открывают новые дидактические возможности для дальнейшего совершенствования образовательного

процесса в начальной школе. В период пандемии выяснилось, что возможности электронных ресурсов как более высокого качественного подъема начального образования используются совсем недостаточно, порой эпизодически, причиной которого является его слабое научно-педагогическое и научно-методическое обеспечение. Педагогическая проблема, заключающаяся в вопросе «Как эффективно использовать возможности электронных ресурсов в начальной школе?», по сути остается мало разработанной с точки зрения новых возможностей цифровых ресурсов образования. Необходимо поиск и разработка научных основ использования электронных ресурсов, в первую очередь на уроках в начальной школе, а на их основе разработать технологии, обеспечивающие интеграцию электронных средств в реальный процесс обучения младших школьников. Проектирование технологии использования электронных ресурсов при обучении младших школьников требует изучения их дидактических возможностей, определения ключевых направления применения электронной базы образовательно-информационных ресурсов при решении учебно-воспитательных задач современного урока в начальной школе.

В этом контексте нами проанализированы труды по проблеме использования электронных ресурсов в учебном процессе.

«Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс. «Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЭОР, как единичные учебные материалы в электронной форме, в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели уже много лет во всех образовательных учреждениях работают с текстами в электронной форме, аудио- и видеофайлами, компьютерными презентациями. Эти ресурсы -

давно освоенный этап информатизации образовательного процесса» [1,с.128 ].

С.М.Куценко, В.В. Косулин замечают, что «новый шаг в этом же направлении - комплексные ЭОР, представляющие собой целостную систему разного вида и формата учебного материала (в том числе логически выстроенный комплекс заданий как для совместной деятельности преподавателя и студентов, так и для самостоятельной работы студентов) и сопровождающего процесс обучения контроля» [1,с.128]. По справедливому мнению авторов, «электронные образовательные ресурсы призваны сочетать

теоретический и практический аспект обучения студентов, а также расширить возможности организации контроля и самоконтроля и повышения интереса обучающихся. Использование таких комплексных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет преподавателю вуза реализовать на практике инновационные методы обучения, сделать курсы индивидуальными и повысить информатизацию образования. Это позволит, например, построить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, внедрить в учебный процесс принципы компетентно-ориентированного подхода, повысить самостоятельную составляющую образовательного процесса для обучающегося и др.» [1,^128].

Как отмечают Н.И Исупова. И Т.Н.Суворова, «электронные образовательные ресурсы имеют огромные возможности для обеспечения интерактивности процесса обучения». Авторы убеждены в том, что «Достижение таких образовательных результатов становится возможным благодаря реализации основных дидактических функций электронных образовательных ресурсов, среди которых можно выделить: инициирование новых видов учебной деятельности и поддержка функционирования традиционных видов учебной деятельности на более высоком качественном уровне; обеспечение возможности изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса; индивидуализация учебного процесса и расширение образовательного контента» [2, а137].

По мнению авторов «Указанные дидактические функции могут быть реализованы посредством дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов». К таким возможностям авторы относят: реализацию незамедлительной обратной связи (интерактивность обучения); визуализацию учебной информации; возможность обработки информации с помощью средств современных информационных технологий; возможность организации виртуальных лабораторий; возможность моделирования сложных, дорогих или опасных реальных экспериментов; возможность применения компьютерного моделирования; возможность представления учебного контента с различной степенью детализации и с различным уровнем когнитивной сложности в зависимости от текущего уровня умственного развития учащегося; возможность выбора индивидуального темпа работы; возможность выбора способа воспроизведения информации в зависимости от типа доминирующей перцептивной модальности

обучающегося, - возможность самодиагностики учебных достижений и самоконтроля и т. д.» [2,с.136].

В начальной школе использование дидактических возможностей ЭОР имеет свою специфику, обусловленными возрастными психофизиологическими и познавательными возможностями младших школьников. У младших школьников еще недостаточно развиты общеучебные умения, навыки работы с информацией, тем более с представленный в электронно-цифровой форме. Это, безусловно, затрудняет притягивание ЭОР для решения различных дидактических задач на уроке. Между тем, период пандемии, переход на онлайн-обучение существенно влияло на развитие умений использования электронно -образовательных ресурсов младших школьников и их родителей, выполняющих роль семейных учителей. Наши наблюдения показывают, что младшие школьники намного лучшее стали работать с учебной информацией из электронных ресурсов. Развивались навыки самостоятельной работы, что позволило применять индивидуальные задания с учетом познавательных возможностей и уровней подготовки детей. Существенно повысилось самостоятельное составляющее в организации учебной деятельности младших школьников по дистанционной форме организации обучения. Передовые учителя старались придать и такой форме обучения интерактивную особенность.

Таким образом, использование ЭОР в начальном образовании еще в начальной стадии. Поскольку опыт использования дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов в период пандемии носил больше всего эмпирический характер. Необходим научный анализ и осмысление использования дидактических возможностей ЭОР в процессе обучения в начальных классах. Оно основывается в следующих соображениях:

1) Информатизация начального образования имеет свою специфику, в котором обязательно должно учитываться возрастные особенности организации учебного процесса;

2) В начальных классах можно реализовать лишь некоторые дидактические возможности электронных образовательных ресурсов (интерактивность обучения, визуализация учебной информации, использования учебных контентов);

3) Нужно обратить внимание на развитие элементарных информационных компетенций у младших школьников;

4) Использование электронно-образовательных ресурсов должно отвечать требованиям здоровьесберегающего обучения, органически сочетать с применением традиционных источников учебной информации (учебники, учебные пособия, дидактические раздаточные материалы на бумажных носителях и др.).

REFERENCES

1. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения// Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2017.-№ 1.

2. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 26. - С. 136-140. - URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm.

3. Шевко Н.Р., Турутина Е.Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства// Ученые записки КВАГМ им. Э.Баумана, 2014.-№2.

4. Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического вуза и школы//Тезисы докладов 3-региональной научно-практической конф. В 2-ч. Ч.1.- Воронеж: ВГПУ6 20087-104 с.

5. Буханцева Н. Электронные образовательные ресурсы и их разработка// https://scholar.google.ru/citations?user=J5sX1wIAAAAJ&hl=ru7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.