Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ'

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алатарцева Дарья Игоревна, Городниченко Елена Михайловна

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников, испытывающих трудности в обучении, и использование на уроках математики электронных образовательных ресурсов, позволяющих формировать поведение младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алатарцева Дарья Игоревна, Городниченко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN MATHEMATICS LESSONS AS A MEANS OF FORMING EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES

The article discusses the problem of the development of cognitive interest of junior schoolchildren with learning difficulties and the use of electronic educational resources in mathematics lessons that promote forming the behavior of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ»

УДК 378

Алатарцева Дарья Игоревна

Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени К.К. Рокоссовского е-mail: daraalatarceva0@mail.ru Городниченко Елена Михайловна Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени К.К. Рокоссовского е-mail: ale50324090@mail.ru Alatortseva Daria Igorevna Far Eastern Higher Combined Arms Command Order of Zhukov School named after Marshal of the soviet Union K.K. Rokossovsky

е-mail: daraalatarceva0@mail.ru Gorodnichenko Elena Mikhailovna Far Eastern Higher Combined Arms Command Order of Zhukov School named after Marshal of the soviet Union K.K. Rokossovsky е-mail: ale50324090@mail.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN MATHEMATICS LESSONS AS A MEANS OF FORMING EDUCATIONAL AND COGNITIVE MOTIVATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH LEARNING DIFFICULTIES

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников, испытывающих трудности в обучении, и использование на уроках математики электронных образовательных ресурсов, позволяющих формировать поведение младших школьников.

Аbstract. The article discusses the problem of the development of cognitive interest of junior schoolchildren with learning difficulties and the use of electronic educational resources in mathematics lessons that promote forming the behavior ofjunior schoolchildren.

Ключевые слова: младшие школьники, испытывающие трудности в обучении, учебно-познавательная мотивация, электронные образовательные ресурсы.

Key words: junior schoolchildren with learning difficulties, educational and cognitive motivation, electronic educational resources.

DOI: 10.22250/20730284_2023_100_125

Дети с трудностями в обучении - это дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети с трудностями в обучении могут иметь негрубые (слабо выраженные) отклонения в функциях центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Поскольку процесс формирования мотивов связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, то на каждом возрастном этапе будут какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Определенные трудности в приобретении навыков и знаний возникают в случае расхождения требований, которые предъявляются учебным процессом к уровню познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития и мотивации [1].

Если педагог знает специфику формирования мотивации учебной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, то это помогает ему правильно построить процесс обучения.

В основе обучения младшего школьника лежат несколько мотивов - познавательные и социальные. Направленность на содержание учебного предмета говорит о наличии познавательных мотивов (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями, ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию первоклассника, связаны с потребностью занять новое место в обществе и выполнять значимую, оцениваемую обществом деятельность - ходить в школу («Мне нравится ходить в школу») и учиться («Я хочу учиться в школе, как старшая сестра). В исследовании, проведенном С.В. Гани, отмечается сужение круга «широких социальных мотивов» у детей младшего школьного возраста, у них отсутствуют мотивы долга перед обществом, перед Родиной [2].

Формирование учебной мотивации у младших школьников, испытывающих трудности в обучении, - залог их успешного вхождения в учебную деятельность. Восстанавливать и развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: формировать мотивацию учения как побудительную силу; развивать любознательность и познавательные интересы как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней. Если изменить отношение к ребенку, испытывающему трудности в обучении, окружающим проявить истинную заинтересованность к его школьным делам, то это будет способствовать преобладанию у ребенка положительных эмоций, что, в свою очередь, скажется на самоуважении, вере в собственные силы. Успех в учебе повлияет на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха будет способствовать формированию познавательного мотива [1].

Эффективность использования активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников, имеющих трудности в обучении, будет зависеть от реализации определенных условий и требований. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, а также формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах

обучения. Это особенно важно для одаренных детей и детей с ограниченными физическими возможностями, пропустивших большое количество занятий из-за болезни [3].

К интернет-ресурсам, которые используются при подготовке и проведении уроков математики, можно отнести: видеоуроки, видеофрагменты, модули, flash-ролики, банк мультимедийных презентаций, электронные учебники, материалы разработанных курсов дистанционного обучения, тесты, тренажеры, в том числе и online, и др.

Использование интернет-ресурсов повышает уровень занятий, качество знаний учащихся, их мотивацию к обучению. Применение модульных технологий и видеофрагментов делает материал более запоминающимся, чем объяснение учителя даже с использованием интерактивной доски. Самым большим преимуществом является то, что ролик можно остановить или просмотреть его повторно.

Что касается электронного учебника, то сегодня он становиться полноправным партнером учителя и ученика. Он позволяет не просто разнообразить урок, сделать его интересным, он расширяет горизонты возможностей ребенка в его умении учиться.

При использовании сети Интернет ученики знакомятся с поисковыми системами, учатся правильно оформлять запросы на поиск информации. Одна из целей организации проектной деятельности учащихся - научить их выполнять поиск информации, чтобы использовать ее в своей работе. Результатом станут: графики, диаграммы, таблицы с ответами, найденными в Сети, презентации, чертежи и рисунки [4].

Интернет-технологии являются: средством обучения; источником информации; способом диагностирования учебных возможностей учащихся и усвоения ими преподаваемого материала.

ЭОР не занимают большую часть урока, наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, - например, во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ, запустив сконструированную модель.

Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, так как они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания. Ломаются представления о том, что математика -скучная, «сухая» наука [5].

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить, что перегруженность урока средствами ИКТ ведет к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Таким образом, в условиях информатизации и цифровизации образования актуальным является создание и использование таких средств обучения, которые будут способствовать прежде всего формированию познавательного интереса младших школьников, повышению качества их знаний и умений, а также обучению в единой среде.

Необходимость наличия у педагогов высокого уровня сформированности компетенции использования в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов объясняется тем, что рынок электронного обучения стремительно развивается и требует от учителей понимания возможностей осуществления учебного процесса с использованием новых информационных технологий [6].

Тем не менее, достаточно редко встречаются убедительные примеры того, как электронные ресурсы изменили практику образования и помогли решить конкретные педагогические задачи. Тре-

буются дополнительные разработки и методические рекомендации для внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс начальной школы.

Опытно-экспериментальную работу по развитию учебно-познавательной мотивации младших школьников, испытывающих трудности в обучении, планируется проводить в период преддипломной практики на базе МОБУ СОШ №1 с. Ивановки Амурской области.

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, - 2018.

2. Леушина, И.С., Темербекова, А.А. Анализ основных подходов к определению понятия «универсальные учебные действия» в условиях Федерального государственного 67 образовательного стандарта // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2019. - № 1 (178).

3. Соловейчик, М.С., Харченко, О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах // Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября»: газета «Начальная школа». - 2019. - № 17-24. - С. 1-76.

4. Крюченко, Е.В. Создание и использование интерактивных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практ. конф.; под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. -2019 ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola

5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.brgu.ru/bank.

6. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие // А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров - М.: Изд-во «НексПринт», 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.