Электронное правительство и информационное общество в России
Ключевые слова: электронное правительство, инфраструктура информационных технологий, центры общественного доступа, одно окно, правительственная программа.
В последние годы достаточно быстрым темпом развивается деятельность электронного правительства, что в свою очередь позитивно сказывается на общем состоянии информатизации в России. Использование инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий многим субъектам РФ дало возможность наладить взаимоотношение с населением, обеспечив потребителей такими формами доступа к услугам, как "центры общественного доступа", "одно окно" и др. Существующая правительственная программа "Информационное общество 2011 -2020 гг." предусматривает повсеместное внедрение информационных технологий в деятельность органов государственного и муниципального управления.
Антипов АА.,
завкафедрой ПЭиП МТУСИ, к.ю.н., доцент
Гришанова Е.М.,
кэ.н., доцент МТУСИ
Интерес к проблемам информационного общества существует уже в течение последних пятнадцати лет. 22 июля 2000 г. лидерами стран Большой Восьмерки была принята Акинавская Хартия глобального информационного общества, в которой отмечено, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важньх факторов, влияющих на формирование общества в XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.
В декабре 2003 г. лидеры 150 стран мира собрались на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве для обсуждения глобальной задачи нового тысячелетия — построения информационного общества. В результате были приняты два документа, подписанных в том числе и Россией, — "Декларация принципов" и "План действий". В первом документе, в частности, говорится
06 общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие человечества информационное общество, где каждый человек имеет возможность создавать информацию и знания, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы обеспечить отдельным лицам, общинам и народам условия для максимально полной реализации своего потенциала. Это должно содействовать их устойчивому развитию и повышению качества жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, при соблюдении в полном объеме принципов Всеобщей декларации прав человека.
Стратегия развития информационного общества в России утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от
7 февраля 2008 г. № Пр-212. В общих положениях стратегии указано следующее: "Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества".
Основной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие социально-политической, экономической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Преимущества информационных технологий и достижения "Электронной России" велики. Труд большинства людей сегодня связан с компьютерами, поскольку их использование позволяет гораздо быстрее выполнять поставленные задачи. По мнению В.С. Балабанова, ректора Российской академии предпринимательства, вытеснение печатной книги электронной — это минус: "молодые люди перестали получать информацию из бумажных носителей. Все стремятся к компьютеру, в результате отвыкают от логического мышления, потому что способны только принимать информацию". Н.В. Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) заключает: "Современные студенты активно пользуются электронными и информационно-коммуникационными технологиями. Сегодня важна скорость передачи и усвоения знаний. А это невозможно без технологий электронного обучения".
Информационно-коммуникационные технологии развиваются аналогично развитию государства. Важной составляющей этого процесса является сеть Интернет, применяющаяся, в том числе и в политическом процессе, предоставляя большие возможности для эффективного взаимодействия между властью, коммерческим сектором и гражданами. Ярким примером является электронное правительство, появившееся в 1990-х годах в западных странах.
Термин "электронное правительство" взят из английского Electronic Government или e-government. Electronic government означает буквально "электронное правление" или "электронное государственное управление". Его сущность в том, что для непосредственного предоставления информации и услуг пользователям, которыми могут быть граждане, негосударственные организации либо государственные структуры, правительственные структуры разных уровней используют современные информационные технологии.
Таким образом, электронное правительство это вовсе не министры и их помощники, которым можно послать письма по интернету, а высокотехнологичный способ предоставления жителям страны набора государственных услуг по интернету. Не нужно идти ни в мэрию, ни министерство, ни в любую другую государственную инстанцию за какой-нибудь справкой или для передачи отчета. Просто необходимо выполнить несколько несложных операций по интернету,
соответственно без очередей, печатей, подписей, согласований и прочее. Электронное правительство сводит практически к нулю личностный фактор во взаимоотношениях общества с государством. Любые действия фиксируется автоматикой и навсегда сохраняются, что позитивно отражается на коррумпирующей составляющей.
Электронное правительство открыло возможности более эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, предоставило новые способы вовлечения граждан в процессы выработки и реализации государственной политики.
В 2002 г. Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу "Электронная Россия 2002-2010 годы", которая должна была "помочь сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира". Однако в официальном тексте самой Программы не содержалось ни слова об электронном правительстве.
Федеральная целевая программа "Информационное общество (2011 -2020 годы)", в отличие от прошлой, рассчитана уже на 10 лет. Она предусматривает внедрение информационных технологий в деятельность органов государственного и муниципального управления. Россия в 2015 г. должна войти в 20 лидирующих стран по рейтингу развития электронного правительства. Это определяет востребованность выпускников в подразделениях информационных технологий и информатизации федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, а также в аналогичных структурах муниципальных органов и негосударственных организаций.
Благодаря электронному правительству людям легче воздействовать на принятие управленческих решений, их мнение будет услышано, и у них появится ощущение причастности к происходящему; повысится качество услуг, предоставляемых правительственными организациями гражданам; повысится уровень информированности населения, которое сможет получить свежую полную информацию о нормативно-правовых актах, политике и услугах; доступ к информации поможет людям лучше использовать имеющиеся у них возможности; прозрачность поможет повысить степень общественного контроля за работой правительства и снизить уровень коррупции; новую компанию можно зарегистрировать, не вставая из-за компьютера; упростится и ускорится процесс получения или продления различных лицензий, разрешений и прочее; появятся новые возможности для развития бизнеса, условия участия в тендерах, объявляемых государственными учреждениями, станут равными для всех, ускорится процесс оформления таможенных деклараций, а, следовательно, процесс прохождения грузов через таможенные пункты,
существенно облегчится сдача налоговой отчетности и тд.
Инновационные технологии идут вперед, социальные сети для межличностного общения очень развиты. В 'Твиттер", "Фейсбук", "Вконтакте" оставляют свои сообщения обыватели, публичные люди, депутаты, Премьер-министр РФ, Президент РФ.
С современным развитием технологий электронный документооборот неизбежен и необходим для уменьшения временных затрат на согласование и подписание важных документов.
Литература
1. Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США — М.: Эко-Трендз, 2003.
2. КуликА.Н. "Электронное государство" — вызов для политической науки // Публичная политика и политическое управление: роль государства, общества и политических элит. — М.: РАПН, 2008. — С. 346-364.
3. Сарафанов В.И. Информатизация системы государственного управления России: Монография / РАН. ИНИОН. — М., 2006.
4. Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигм // Политическая наука: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. — М., 2007. — №4;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р г. Москва "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 -2020 годы)".
6. "Электронное правительство" и инновации в области государственных функций и государственных услуг / И.Л. Бачило. — (Электронная Россия: проблемы и суждения) // Информационные ресурсы России, 2010. — №1. — С. 3-17.
7. Шаги в будущее. Шаг 11: рывок к информационному обществу / А. Голышко // Радио, 2008. — N 12; Радио — о связи, 2008. — №12. — С. 70-72.
8. Электронная революция власти / БА Парфенов. — (Бизнес, финансы, менеджмент) // Вестник связи, 2010. — №6. — С. 46-48.
9. Система мер по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг : в рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" / С. Шипов. — (За строкой закона) // Муниципальная власть, 2010. — №5. — С. 13-15.
10. Состояние и перспективы формирования информационного общества в России до 2015 года / АА Штрик // Информационные технологии, 2010. — №6. — С. 1 -32.
E-Govemment and e-society in Russia Antipov AA., Grishanova E.M., MTUCI
Abstract
The activity of e-Government is developing rapidly in recent years. This has a positive effect on the general state of information in Russia. Use of the infrastructure of information and communication technologies has made it possible for many regions of the Russian Federation to establish a relationship with the community and to provide consumers with such forms of access to services as "public access centers", "single window" and others. The current government program "Information Society 2011-2020" provides for the widespread introduction of information technologies in government and municipal management.
Keywords e-Government, infrastructure of information and communication technologies, public access centers, single window, government program.