Научная статья на тему 'Электронное правительство и политическая модернизация современной России'

Электронное правительство и политическая модернизация современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1521
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / POLITICAL MODERNISATION / THE ELECTRONIC GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татманян Д. В.

Анализируется связь между внедрением в политическую жизнь электронных технологии ирезультативностью процессов модернизации в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и политическая модернизация современной России»

УДК 321.02:004.9

Д.В. Татманян, аспирант, (4872)332418, tatmanyan@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анализируется связь между внедрением в политическую жизнь электронных технологии ирезультативностью процессов модернизации в современной России.

Ключевые слова: политическая модернизация, электронное правительство.

Интернет-технологии в политическом управлении, и электронное правительство в частности, являясь новой тенденцией использования современных информационных технологий, потенциально могут оказаться ключевым фактором политической модернизации современной России. В политической теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, бюрократизации, секуляризации, урбанизации, ускоренного развития образования и науки, представительной политической власти, ускорения пространственной и социальной мобильности, повышения качества жизни, рационализации общественных отношений, которые ведут к формированию «современного открытого общества» в противоположность «традиционному закрытому».

Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры. При этом под современными политическими институтами и практиками следует понимать не слепок с политических институтов стран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые в наибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование и приспособление поли -тический системы к изменяющимся условиям, к вызовам современности. Эти институты и практики могут соответствовать моделям современных демократических институтов или отличаться в различной степени: от отвержения «чужих» образцов до принятия формы при ее наполнении изначально несвойственным ей содержанием [2, 93].

В настоящее время правительства многих стран, в том числе и Российской Федерации, сталкиваются с проблемой модернизации и реформирования сферы государственного управления. Новые реалии -глобализация, финансовые требования, меняющийся мир, рост потребительских ожиданий - предполагают длительность процесса реформирования, основой которого во многих областях стали информационные технологии.

С появлением компьютеров, а затем и сети Интернет значительно возросло давление на правительства, вынуждающее их эффективнее

выполнять своп функции. Информационные технологии предоставили правительствам возможность работы в принципиально иных, при этом более сложных условиях - с помощью электронного правительства.

Однозначного определения термина «электронное правительство» сегодня не существует. Прямой перевод e-govemment не совсем корректен. Очевидно, что имеется в виду не просто сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. Возможно, речь должна идти об «электронном государстве», «электронном государственном аппарате», «электронной инфраструктуре государства», «государстве информационного общества» и т.п. Таким образом, можно рассматривать понятие «электронное

правительство» в узком и широком смысле.

И.А. Стрелец предлагает общее определение: «электронное

правительство» — это «система государственного управления, которая предполагает широкое использование современных информационных технологий» [3]. М.С. Вершинин рассматривает его как «систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи

Интернета, новую модель государственного управления, преобразующую традиционные отношения граждан и властных структур» [1]. При этом исследователь различает правительство, снабженное электронным

интерфейсом (онлайновое правительство) и собственно «электронное правительство». Последнее всегда связано с гражданами через онлайновый интерфейс, но не всегда онлайновое правительство является «электронным правительством».

Таким образом, на наш взгляд, электронное правительство (e-govemment) следует определить как новую модель государственного управления, построенную на возможностях современных

информационных технологий, систему взаимодействия государства и общества при помощи Интернета. Доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних

взаимоотношений на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей.

Термин «электронное правительство» появился в русском языке от английского слова electronic government или e-govemment, которое имеет несколько значений. В их числе - правление или управление как действие или процесс. Именно в этом значении употребляется слово government в данном случае. Таким образом, понятие electronic government относится к формам и методам деятельности правительства («электронное правление» или «электронное государственное управление»), а не к правительству как субъекту этой деятельности.

Следует различать понятия «электронное правительство» (e-government) и «электронная демократия» (e-democracy). Первое означает повышение эффективности управления и удобства доступа к услугам

государства из любого места и в любое время, второе относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина, что позволяет гражданам принимать участие в работе государственных органов, а властным структурам - более чутко реагировать на потребности граждан. Это понятие включает в себя он-лайновую правозащитную деятельность и онлайновое проведение различных кампаний, электронное голосование, а также использование электронной среды как средства реализации политического влияния населения в гражданском обществе. Следует отметить, что эти два понятия оказываются связанными в том случае, если электронное правительство является демократическим. Тогда хорошо налаженная государственная система, которая активно использует новые информационнокоммуникационные технологии, способствует развитию демократии. Однако если электронное правительство не исповедует демократические принципы, возникает огромный разрыв между использованием электронных средств и возможностями для совершенствования демократии.

Цифровая демократия - это форма политической организации, характерная для информационного общества, объединяющая в себе свойства непосредственной и плебисцитной (референдумной) демократии, а также возможности информационных технологий. Это означает, что основные решения принимают непосредственно граждане путем проведения плебисцитов в информационной сети и гражданам же принадлежит законодательная инициатива и право контроля за соблюдением законности. Важной характеристикой цифровой демократии является отказ во многих случаях от принципа приоритета большинства, и переход к консенсусным решениям, при которых не возникает игнорируемого меньшинства.

Цифровая демократия возникает как результат освоения гражданами информационных технологий в процессе использования услуг электронного правительства. Последовательность именно такая, так как цифровая демократия требует определенного уровня психологической адаптации граждан к информационным инновациям, усвоения ими привычек использования информационных технологий в процессе взаимодействия с властными структурами. Сервисы электронного правительства требуют меньшей подготовки, поскольку большей частью трансакции состоят в заполнении автоматизированных форм, которые, вдобавок, предлагают на выбор варианты ответов. Приобретя начальные навыки сетевых трансакций, граждане смогут овладеть и более сложными схемами, задействованными цифровой демократией.

Цифровая демократия изменяет политическое поле государства -формируется новая, активная социальная позиция граждан, деятельность политических партий, отдельных политиков, общественных организаций частично переносится в киберпространство, изменяются требования к

политикам и государственным деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицательные черты, присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего количества компонентов информационного общества отрицательные проявления постепенно заменяются положительными [5].

Цифровая демократия - явление более масштабное, чем электронное правительство. Но предпосылки для ее формирования создает именно внедрение последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесам к использованию возможностей информационных технологий на государственном уровне.

Тема электронного правительства как основы цифровой демократии в настоящее время весьма актуальна. Создание в России электронного правительства президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев определил одним из приоритетных направлений модернизации. Проект призван качественно изменить взаимоотношения граждан и бизнеса с госслужащими

[4].

Электронное правительство - это не состояние, это процесс. Разные страны находятся на разных стадиях прохождения этого процесса.

Первая стадия создания e-government - это просто публикация властью информации в электронной форме. Собственно, речь здесь идет о той информации, которая прежде печаталась в газетах, а теперь быстрее и удобнее может быть получена гражданином через Интернет. Вторая стадия -интерактивное взаимодействие хозяйствующих субъектов и граждан с государством. Это возможность уточнить, запросить информацию. Третья форма - транзакционное взаимодействие. Оно подразумевает решение с помощью информационных технологий тех вопросов, которые прежде требовали от граждан личного контакта с бюрократом, визита в государственное учреждение, например, получение различных справок, подача налоговой декларации, и т.д. Это предполагает использование сложных технологий, в частности, связанных с аутентификацией пользователя такого рода услуг (например, электронно-цифровая подпись).

Подход к тематике электронного правительства, принятый в научных публикациях последнего времени, страдает, на наш взгляд, отсутствием системности и концептуальной стройности. Традиционно, говоря об электронном правительстве, имеют в виду платформы, технологии тех или других фирм, документооборот, выделяемые средства, приводят примеры реализации и успешного внедрения систем, в той или иной степени претендующих на право называться e-government.

Создание электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением открытости, подотчетности правительства гражданам и наоборот. За этой формулировкой скрывается одно из важнейших условий политической

модернизации.

Сама идея электронного правительства появилась на свет как следствие поступательных тенденций в развитии государственного управления, поскольку существующие формы стали своеобразным тормозом дальнейшей эволюции, создающими такие серьезные проблемы в работе правительственных органов, как неоправданно завышенные расходы, неэффективные процессы, отсутствие ответственности за свою деятельность, недееспособность в решении многих проблем граждан. В процессе совершенствования работы государственных органов оказалось, что информационная революция, которая в последнее десятилетие стала бурно осваивать все секторы жизни общества, является идеальным инструментом для политической модернизации и совершенствовании функции государственных структур, поскольку позволяет:

- управлять всеми видами правительственной информации, которая сама по себе является стратегическим ресурсом,

- обрабатывать и администрировать данные с тем, чтобы их было удобно использовать,

- обеспечивать распространение и многократное использование информации (будучи один раз введенной в систему, информация используется многими людьми и многократно),

- эффективно обмениваться информацией в электронном виде (однажды введенная информация может храниться и пересылаться без дополнительной трудоемкой ручной работы),

- защищать информацию и сохранять информацию.

Внутренняя заинтересованность государственного управления в

использовании информационных технологий одновременно повлечет за собой весьма благоприятные последствия для всех сфер общественного бытия, поскольку государственные проекты будут основаны на приоритетах, ориентированных на удовлетворение потребностей граждан, появятся механизмы учета мнения населения, у которого будет возможность воздействовать на принятие управленческих решений. Также улучшится качество услуг, предоставляемых гражданскому сектору правительственными учреждениями, так как планируется создание единого входного портала для прохождения по полному циклу инстанций, необходимых для достижения конкретной практической цели. Граждане смогут решать свои вопросы с администрацией в течение 24 часов в сутки и 7 дней в неделю, не выходя из своего дома. У людей, живущих и работающих за границей, появится возможность участвовать в делах своего Отечества и в большей мере ощущать свою национальную принадлежность. Повысится уровень информированности населения, которое сможет получать свежую всеобъемлющую справочную информацию. Большая прозрачность поможет повысить степень общественного контроля за работой правительства и снизить уровень коррупции.

Внедрение инициатив по е^оуеттеП позволит также поднять на качественно новый уровень организацию функционирования самих органов государственного управления, существенно повысить их эффективность, доступность и результативность. Улучшение взаимодействия между правительственными подразделениями, повышение эффективности обмена информацией приведет к быстрому доступу к достоверным средствам для принятия административных решений, интегрированию услуг и соответствующему снижению финансовых затрат. Информирование общественности позволит свести к минимуму разногласия и сформировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Наконец, появятся новые возможности для развития бизнеса. Условия участия в тендерах, объявляемых государственными учреждениями, станут доступными в интерактивном режиме и равными для всех. Подать заявку на участие в таком тендере тоже можно будет в режиме онлайн. Упростится и ускорится процесс получения или продления различных лицензий, разрешений и т.д, ускорится процесс оформления таможенных деклараций, существенно облегчится сдача налоговой отчетности.

Первым и чрезвычайно масштабным проектом общенациональной компьютеризации и информатизации была Федеральная целевая программа «Электронная Россия», принятая 28 января 2002 г., в рамках которой предполагалось создание электронного правительства.

В 2006 году была утверждена подготовленная Мининформсвязи РФ новая редакция ФЦП «Электронная Россия», а в 2007 году правительство РФ одобрило концепцию формирования «Электронного правительства» до 2010 г.

С 1 апреля 2010 в Интернете заработал амбициозный проект федеральных властей — портал gosuslugi.ru. Сейчас портал работает с ограниченным набором функций, но предполагается, что со временем с помощью ресурса граждане страны смогут получать несколько сотен услуг федерального и регионального уровня. Таким образом, власти хотят свести общение чиновников и граждан к минимуму, вместо многочасовых очередей получателям различных документов предлагаются несложные операции через Интернет-ресурсы.

Однако напрактике дела продвигаются не столь успешно и быстро. Со стороны президента России Дмитрия Анатольевича Медведева прозвучала косвенная критика в адрес команды, участвующей в создании проекта электронного правительства, которая показала, что до выполнения поставленных задач предстоит еще немало работы, хотя на создание сайта gosuslugi.ru из бюджета уже потрачены десятки миллионов рублей.

Только насоздание системного проекта посозданию инфраструктуры электронного правительства государство израсходовало 120 млн руб., при этом на данный момент сайт gosuslugi.ru, фактически единственный орган электронного правительства, представляет собой банальный справочник [4].

Президент Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу перевести все госуслуги в электронный вид к 2015 году.

«К 2015 году мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Не частично, а все», — сказал Медведев на совместном заседании Госсовета и Совета по развитию информационного общества.

Он также отметил, что «люди по-прежнему стоят в очередях за согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться в тот или иной орган госвласти по одному и тому же поводу, а зачастую и просто с отсутствием информации о требуемой услуге».

Медведев подчеркнул, что «по-прежнему очень больная тема — сроки предоставления государственных услуг». Так, для регистрации права собственности и получения материальной помощи требуется более месяца, а для получения разрешения на строительство уходят годы [8].

Барьеры, препятствующие развитию электронного правительства, сегодня имеют не только бюджетное, но и законодательное (нормативное), а также цифровое измерение [6]. Для того чтобы электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры. Кроме того, необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в режиме on-line смогут успешно развиваться.

Неоднозначность юридических норм также является мощным препятствующим фактором на пути развития технологий электронного правительства в мире. Действующие структуры должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего, в сферах информационной безопасности и технических стандартов.

Бесперебойное предоставление правительственных услуг требует тесного сотрудничества различных организаций. Их взаимодействие не может ограничиваться только технической стороной, оно должно включать более глубокое сцепление на базе интересов «общих» потребителей. Поскольку услуги становятся все более сложными и дорогостоящими, сотрудничество будет осуществляться также с учетом экономической эффективности. Координаторы электронного правительства должны предусмотреть гарантии в предоставлении услуг, финансировать проекты «катализаторы», разъяснять меры по совместному использованию данных и решать проблемы подотчетности. Координаторы должны решить основную дилемму: как распределить средства и информацию между различными структурами, сохранив при этом ответственность за результаты и действия.

Премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин 15.11.2010 г. утвердил Государственную программу «Информационное общество» на 2011-2020 годы, которая, по сути, является правопреемницей ФЦП «Электронная Россия».

Целью программы «Информационное общество» обозначено

получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [9].

Можно сказать, что глобальная цель программы - вывести Россию в первую десятку стран мира по индексу развития информационных технологий, а также в число первых двадцати стран мира по уровню развития электронного правительства.

Средства федерального бюджета, предоставленные главным распорядителям средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по информатизации, в том числе на ведомственные целевые программы, ориентировочно составят 123 млрд рублей ежегодно. Из бюджетов Субъектов Федерации планируется расходовать 50 млрд рублей ежегодно, а из внебюджетных источников - не менее 200 млрд рублей ежегодно [7].

Авторы программы признают, что в последние несколько лет информационные технологии в России развивалась достаточно высокими темпами, значительно опережая рост ВВП в целом, однако до сих пор наша страна значительно отстает от многих государств Европы, Азии и Америки по уровню распространения и доступности информационных технологий и услуг электронного правительства.

Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных и муниципальных служащих.

Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в России является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. При этом авторы программы отмечают, что до настоящего времени в России законодательно не утвержден даже перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде соответственно органами государственной власти и органами местного самоуправления. Не решен вопрос о признании на законодательном уровне электронного документа эквивалентом бумажного документа [7].

Программа «Информационное общество» включает в себя ряд новых проектов, таких, как создание поисковой системы, поддерживающей различные виды контента - мультимедийного и текстового. Работать такой

поисковик должен на всех государственных сайтах, а разработать его планируется за счет федеральных средств. В числе прочих нововведений -создание государственной платформы цифрового контента, национальной программной и облачной платформы, платежной системы и другие электронные сервисы федерального значения.

В рамках программы «Информационное общество» сформированы шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие.

Подпрограмма построения электронного правительства и повышения эффективности государственного управления включает в себя:

- формирование единого пространства юридически значимого электронного взаимодействия;

- создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

- создание справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;

- повышение эффективности внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

- развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;

- обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

- создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота [9].

С появлением концепции электронного правительства начался перевод государственного управления на технологии информационного общества, электронное правительство начинает выполнять роль инструмента государственно-административного реформирования. С другой стороны, сами технологии информационного общества становятся катализатором и инструментом модернизации государственного управления. Более того, многие развивающиеся государства увидели в электронном правительстве шанс сократить разрыв с промышленно-развитыми странами через

модернизацию государственного управления.

Одной из важнейших угроз на пути модернизации и реформирования различных структур в настоящее время является коррупция. И руководство страны, и большинство её граждан осознают, что без ощутимых результатов борьбы с коррупцией модернизация будет иллюзорной. На наш взгляд, именно электронное правительство является эффективнейшим

инструментом антикоррупционной борьбы.

Появлению коррупции способствует целый ряд объективных особенностей государства. Зачастую сама ситуация, в которой находится чиновник, носит коррупциогенный характер, то есть допускает наличие противоправных действий. Основными условиями возникновения коррупции являются:

- наличие у чиновника дискреционных полномочий, то есть возможности выбирать между различными вариантами поведения по своему усмотрению;

- личный контакт между чиновником и гражданином;

- закрытость процедур и, как следствие, возможность безнаказанного оппортунистического поведения со стороны чиновника.

Высокий антикоррупционный потенциал электронного правительства связан с тем, что его использование в государственном управлении позволяет минимизировать сами условия возникновения коррупции.

Создание e-government подразумевает перевод государственных услуг в режим он-лайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между чиновником и гражданином. По мере реализации проектов электронного правительства происходит сокращение количества контактов граждан и представителей государства (принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте), меняется и характер этих контактов - они становятся более стандартизированными и деперсонифицированными, а «местом встречи» чиновника и гражданина все чаще оказывается государственный интернет портал.

Во многих развитых странах мира электронное правительство уже давно используется как эффективный инструмент для борьбы с коррупцией. Существует внутренняя иерархия задач, которые должны решаться с его помощью в целях снижения общего уровня коррупции.

Во-первых, это обеспечение прозрачности деятельности органов власти, путем открытия доступа к государственной информации. Применительно к электронному правительству это означает использование информационных технологий в государственном секторе для того чтобы сделать принимаемые в нем решения и выполняемые действия более открытыми для критики со стороны общества. В простейшем варианте прозрачность начинается с предоставления общественности информации о структуре и функциях государственных органов на их официальных веб -сайтах.

Во-вторых, это создание действенного механизма привлечения к ответу виновных должностных лиц (обеспечение подотчетности) путем предоставления обществу средств внешнего слежения за действиями отдельных чиновников и ведомств, а также средств подачи жалоб в случае нарушения ими своих должностных обязанностей.

Решение проблем прозрачности начинается с введения института раскрытия государственной информации. В рамках информационного регулирования определяется, какая информация государства подлежит обязательному публичному раскрытию, а какая является информацией с ограниченным доступом - например, только для органов контроля.

Существующее законодательство в России еще только начинает движение в сторону решения данной проблемы (в 2009 году подписан Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»). Однако само по себе раскрытие государственной информации еще не приводит к возникновению подотчетности. Даже в условиях размещения в открытом доступе и в удобном для обработки виде данных о деятельности государственных органов сохраняются следующие проблемы:

- наличие информации может не означать доказанность виновности органа власти или конкретного чиновника;

- риск искажения информации, которую необходимо предоставлять согласно законодательству;

- риск того, что контролирующие органы не справятся с контролем значительных объемов раскрываемой информации;

- отсутствие критериев оценки деятельности чиновника или органа власти на основании раскрываемой информации;

- отсутствие действенных санкций за ненадлежащее поведение, информация о котором раскрывается;

- необходимость контроля контролирующего органа и риск его сговора с раскрывающими информацию чиновниками.

Чтобы граждане и предприятия могли воспользоваться раскрываемой информацией в целях обеспечения своих прав и свобод, требуется проведение специальных юридических действий, гарантирующих, что информация является официальной. Для этого по аналогии с учётными институтами в бумажном мире (реестры, регистры, кадастры и т.д.) создается институт электронного учета записей.

В электронном правительстве записи генерируются автоматически на основании конкретных действий чиновника и фиксируются в специальном архиве, размещенном в свободном доступе. Они показывают, насколько конкретный государственный служащий выполняет правовые, организационные, социальные и моральные обязательства в тех или иных ситуациях. Во всех проверках по линии подотчетности записи используются как свидетельства, пригодные в качестве доказательства в суд.

Сегодня в России уже существует положительный опыт наделения полномочиями по удостоверению личности и выдаче сертификатов электронной подписи в банковской системе. Подобные решения могут оказаться полезными, если их сделать доступными для всех граждан страны в сфере их взаимодействия с государством.

Таким образом, электронное правительство может стать одним из эффективных инструментов борьбы с коррупцией в России, позволяющим повышать прозрачность и подотчетность деятельности государства, сокращать расходы, открывать доступ к государственной информации, автоматизировать процессы оказания государственных услуг, исключая из них служащих-посредников между ведомствами, гражданами и бизнесом. Электронное правительство — одно из средств, возможности которого должны сегодня не только признаваться, но и использоваться теми, от кого зависит принятие решений в области совершенствования государственного управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение следует отметить, что, на наш взгляд, внедрение технологии электронного правительства в широком плане является политическая модернизация. Такой инструмент позволяет полнее реализовать политику власти, предоставлять более эффективные услуги и повысить уровень взаимодействия с гражданами.

Создание электронного правительства не изменяет институциональную структуру государственного управления. Вместе с тем новые электронные и информационные технологии постепенно становятся необходимым элементом правительственной деятельности в различных странах, трансформируя, подходы и отношения в административной среде. Востребованность проектов электронного правительства отражает современное состояние информационного общества, позволяющего делать административно-государственную деятельность и структуры более открытыми, прозрачными и эффективными.

Ценность проектов электронного правительства в сокращении издержек, затрат времени граждан, бизнесменов и в той добавленной стоимости, которые дают эти системы для общества. Следовательно, проект электронного правительства будет успешным тогда и только тогда, когда он будет приносить пользу, как обществу, так и государству.

Список литературы

1. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. 117 с.

2. Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. № 3. С.93.

3. Стрелец П.А. Концепция электронного правительства и ее практическая реализация // США. Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 5. С. 94.

4. Васильев В. Человек с большими минкомсвязями [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/063/20.html.

5. Голобуцкий А., Шевчук О. Технология e-government.

Электронное правительство. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://golob.narod.ru/egovperru.html.

6. Иванов Д.Г. Российский интернет как средство политической

коммуникации [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.russ.ru/netcult/history/20020313 .html.

7. Рудницкий Г. Подписана и опубликована программа

"Информационное общество" на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/11284.

8. IFX.RU. Президент засылает услуги в Интернет [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=116256.

9. Государственная программа "Информационное общество (2011 -

2020 годы) [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http ://www. slideshare.net/ gridnev/ ss-5786717.

D.V. Tatmanjan

In article is analyzed communication between introduction in a political life of electronic technologies and productivity of processes of modernisation in modern Russia.

Key words: political modernisation, the electronic government.

Получено 20.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.