«открытое правительство» и права человека
несмеянова Светлана Эдуардовна
Профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор (Екатеринбург), e-mail: nesmeyanova@yandex.ru
колобаева наталия Евгеньевна
Доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук (Екатеринбург), e-mail: lne@yandex.ru
Мочалов Артур николаевич
Доцент кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук (Екатеринбург), e-mail: artur.mochalov@usla.ru
«Открытое правительство» как система управления государством, нацеленная на широкое вовлечение граждан страны в обсуждение общественно значимых проблем и принятие решений, действует в России с 2012 г. Сегодня она включает в себя ряд интернет-сервисов: портал «Госуслуги», федеральный портал проектов нормативных правовых актов, проект «Российская общественная инициатива» и др. Авторы рассматривают функционал сервисов «открытого правительства» с точки зрения реализации прав и свобод человека и гражданина. Данные сервисы расширяют возможности реализации таких прав и свобод, как право на свободный поиск и получение информации, право на участие в управлении делами государства, право на обращение в органы власти, право на объединение, свобода выражения мнения, свобода научного творчества. Кроме того, сервисы «открытого правительства» способствуют более эффективной реализации значительной части личных, политических и социально-экономических прав. Отмечается, однако, что до настоящего времени далеко не все граждане Российской Федерации пользуются сервисами «открытого правительства». Причиной этого, по мнению авторов, является сохраняющееся «цифровое неравенство», преодоление которого - одна из насущных задач ближайшего будущего.
Ключевые слова: «открытое правительство», права человека, информационные технологии, Интернет, цифровое неравенство
«open government» and human rights
Nesmeyanova Svetlana
Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: nesmeyanova@yandex.ru
Kolobaeva Nataliya
Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: lne@yandex.ru
Mochalov Artur
Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: artur.mochalov@usla.ru
«Open Government» as a system of governance aimed at broader involvement of citizens to public debates and decision-making processes has operated in Russia since 2012. Currently it includes
a range of Internet-services such as «Gosuslugi», the Federal portal of drafts of normative legal acts, the «Russian Public Initiative» project, etc. The authors consider the operation of «open government» services through the prism of human rights and freedoms. These services broaden opportunities for realization of such rights and freedoms as the right to free seeking and receiving information, the right to participate in public affairs, the right to petition, the right to association, the freedom of opinion and expression, the freedom of researches and others. Also, the «open government» services foster more effective realization of significant part of civil, political, social, and economical rights and freedoms. At the same time, it is emphasized that not all of Russian citizens use these services. It happens because of so-called digital inequality. Overcoming this type of inequality is an urgent task for the nearest future.
Key words: «open government», human rights, information technologies, Internet, digital inequality
Началом формирования в России «открытого правительства» как «системы механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества»1, можно считать 2010 г. Тогда впервые на общественное обсуждение в сети Интернет, в отсутствие какого бы то ни было нормативно-правового регулирования, были вынесены проекты федеральных законов «О полиции» и «Об образовании в Российской Федерации». Инициатива получила достаточно широкую общественную поддержку. В частности, первый из названных законопроектов прокомментировали почти 21 тыс. пользователей Рунета.
9 февраля 2011 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым был издан Указ № 167, установивший правовую основу общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Согласно документу законопроекты, «затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития», по решению Президента РФ могут выноситься на общественное обсуждение, предполагающее возможность граждан направлять замечания и предложения по законопроекту на соответствующем сайте в сети Интернет (таковым может выступать официальный сайт государственного органа - разработчика законопроекта либо специально созданный сайт законопроекта).
В конце того же года Д. А. Медведев анонсировал создание «большого правительства», призванного обеспечить принятие ключевых решений на государственном уровне «вместе с гражданским обществом, вместе с экспертами, вместе с региональной и муниципальной властью, вместе со всеми избирателями»2. Впоследствии идея «большого правительства» была скорректирована, и ей на смену пришла концепция «открытого правительства», представляющего собой «систему механизмов и принципов, обеспечивающих открытость и подотчетность органов власти; экспертизу, вовлечение общества и бизнеса в принятие решений; прозрачность государственных расходов, закупок и инвестиций; эффективный общественный контроль»3.
Концепция «открытого правительства» была изложена в итоговом докладе Президенту РФ Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство» от 5 мая 2012 г.4 (данная Рабочая группа была образована Указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150). «Открытое правительство»
1 Курочкин А. В. «Открытое правительство» как новая модель управления в условиях сетевого общества // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 2013. № 4. С. 90.
2 Медведев обещает России «большое правительство» // РИА Новости. 2011. 15 окт. URL: https://ria. ru/politics/20111015/460333349.html.
3 Портал «Открытое правительство»: URL: http://open.gov.ru/opengov.
4 URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/4a9/4a93d1880a77d405d84123d82d1b1257.docx.
было охарактеризовано в докладе как «система управления государством» и «уникальный для России проект по построению принципиально нового механизма разработки и реализации мер государственной политики, а также контроля за их исполнением», предполагающий уход от «полностью исчерпавшей» себя традиционной модели управления, основанной на противопоставлении «государства» и «граждан» как «управляющих» и «управляемых». В отличие от «большого правительства», рассматривавшегося экспертами как внеконституционный общественно-государственный орган, «открытое правительство» получило развитие прежде всего как экспертная площадка1, целями которой, как следует из итогового доклада, являются:
обеспечение высокого уровня прозрачности деятельности исполнительной и других ветвей государственной власти;
свободный обмен информацией между государством и обществом; обеспечение активного участия общества в подготовке и реализации решений органов власти;
повышение качества и доступности государственных услуг для удовлетворения потребностей населения;
развитие гражданского контроля за органами власти.
Институциональная и правовая основа формирования «открытого правительства» была заложена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом был дан ряд поручений Правительству РФ, в числе которых - создание единого ресурса в сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, ходе и результатах их общественного обсуждения; использование федеральными органами исполнительной власти в целях общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов «различных форм публичных консультаций», утверждение концепции «российской общественной инициативы», обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти, и т. д.
Примечательно, что в то же время концепция «открытого правительства» (open government) получила развитие и в других странах. В августе 2011 г. в Вашингтоне представителями правительств восьми государств было учреждено Партнерство по вопросам открытого правительства (Open Government Partnership, OGP). В основу практик, разработанных в рамках Партнерства, легли планы действий ряда стран, в частности США, где двумя годами раньше президент Б. Обама принял Меморандум главам департаментов и агентств исполнительной власти о прозрачности и открытости правительства, а несколько позднее - Директиву открытого правительства2. Декларация OGP устанавливает минимальные критерии, которым должны соответствовать страны, претендующие на участие в Партнерстве. Среди них - обеспечение прозрачности бюджета, свободный доступ граждан к официальной информации, публичное декларирование государственными служащими своего имущества и денежных средств, а также вовлечение граждан в процессы разработки, принятия и исполнения государственных решений.
1 Сергеев С. Г. «Большое / открытое правительство» в системе государственного управления современной России: трансформация внеконституционного концепта // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 12: Полит. науки. 2013. № 5. С. 53-66.
2 Курочкин А. В. Указ. соч. С. 87-88.
В настоящее время в Партнерстве участвует более 60 стран. Россия в 2012 г. анонсировала присоединение к Партнерству, однако уже в следующем году вступление было отложено на неопределенный срок «в связи с отсутствием четких механизмов дальнейшей работы [данной] организации»1. В то же время на национальном уровне создание «открытого правительства» продолжилось.
Сегодня система «открытого правительства» включает в себя довольно большое число интернет-сервисов, в числе которых - портал «Госуслуги», «Российская общественная инициатива», портал открытых данных, федеральный портал проектов нормативных правовых актов, «Электронный бюджет», проект «Ваш контроль», портал государственных закупок, государственная система правовой информации, сервис по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов и т. д.
В профессиональной литературе обсуждаются главным образом инструментальные аспекты «открытого правительства»2 и входящих в его состав механизмов: общественного обсуждения3, оценки регулирующего воздействия4 и т. д. Представляется, однако, что об «открытом правительстве» необходимо говорить прежде всего как об элементе реализации ряда конституционных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина, будучи, согласно ст. 2 Конституции РФ, высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти (ст. 18 Конституции РФ). Система принципов и механизмов, именуемая «открытым правительством» и предназначенная для обеспечения открытости и прозрачности действий органов власти, их подотчетности населению, вовлечения граждан в процессы выработки и принятия решений, в конечном счете направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности, реализации каждым человеком своих конституционных прав и свобод.
Рассмотрим некоторые права и свободы, реализации которых, по нашему мнению, способствуют сервисы «открытого правительства».
1. Право на свободный поиск и получение информации. В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Открытое правительство. Глобальный контекст и движение вперед» (Open Government. The Global Context and the Way Forward, 2016)5 указаны три базовых принципа «открытого правительства»: прозрачность
1 Петрова А. С. Система «Открытое правительство» как фактор формирования гражданской культуры современного российского общества // Управленческое консультирование. 2014. № 6. С. 157.
2 См., например: Дидикин А. Б. «Открытое правительство» в механизме взаимодействия гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 16-19; Мартынов А. В. «Открытое правительство»: новая форма участия граждан в государственном управлении, направленная на повышение общественного доверия к государству // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2013. № 2. С. 240-254; Петрова А. С. Указ. соч. и др.
3 См., например: Дзидзоев Р. М, Тамаев А. М. Общественное (публичное) обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в формате открытого правительства // Конституц. и муницип. право. 2015. № 8. С. 66-70; Хохлова Е. А. Общественное обсуждение законопроектов и важных вопросов государственной и / или общественной жизни: конституционно-правовое регулирование и практика применения // Там же. 2013. № 4. С. 47-59 и др.
4 См., например: Ефремов А. А. Участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия // Рос. право: образование, практика, наука. 2015. № 3. С. 8-14; Степкин С. П. Оценка регулирующего воздействия как инструмент законотворчества // Закон. 2017. № 11. С. 145-153 и др.
5 URL: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/open-government_9789264268104-en#page1. Doi: dx.doi.org/10. 1787/9789264268104-en.
(transparency), подотчетность (accountability) и гражданское участие (participation). Прозрачность можно рассматривать как «информационное свойство открытости, характеризующее максимально возможную, законодательно закрепленную и гарантированную доступность для субъектов гражданского общества достоверной информации о деятельности органов власти»1. Прозрачность, таким образом, направлена на реализацию гражданами права на получение достоверной информации, гарантированного международными документами о правах человека и ст. 29 Конституции РФ.
Говоря о сервисах «открытого правительства», функционирующих на общефедеральном уровне и в наибольшей степени способствующих реализации права граждан на информацию, следует назвать:
портал открытых данных (data.gov.ru), представляющий собой каталог официальной информации, сгруппированной более чем в 20 тыс. наборов данных (по тематическим рубрикам «Государство», «Безопасность», «Экология», «Культура» и др.) и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти;
официальный интернет-портал правовой информации (государственная система правовой информации, pravo.gov.ru), частью которого являются информационная система «Законодательство России» и раздел «Официальное опубликование правовых актов»;
портал государственных программ РФ (programs.gov.ru);
единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» (budget.gov.ru), который создан в соответствии со ст. 241.2 Бюджетного кодекса РФ и направлен на обеспечение доступа граждан к информации о бюджетной системе РФ и об организации бюджетного процесса в РФ; информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством РФ, а также к другим сведениям в бюджетной сфере, определяемым Министерством финансов РФ. Информация о бюджете и бюджетном процессе представляется на портале в удобной для восприятия пользователями форме, снабжена инструментами навигации и визуализации;
портал «Госуслуги» (gosuslugi.ru), в котором возможно получение не только соответствующих государственных и муниципальных услуг, но также сведений о порядке предоставления данных услуг и официальной информации об органах государственной власти и органах местного самоуправления (адреса, график работы, перечень предоставляемых услуг и т. д.).
2. Право на участие в управлении делами государства. Как отмечается в литературе, комплекс вопросов, затрагиваемых концепцией «открытого правительства», «с точки зрения их конституционной основы выходит далеко за пределы узкого понимания „права знать" как возможности быть проинформированным о деятельности правительства по какому-либо конкретному вопросу»2. Концепция «открытого правительства» предполагает широкое вовлечение граждан в процессы принятия решений. В свою очередь, такое вовлечение немыслимо без возможности получения гражданами объективной и достоверной информации о деятельности правительства и свободы выражения каждым человеком собственного мнения по тому или иному вопросу.
1 Нестеров А. В. Обсуждаем стандарт (концепцию) открытости «открытого правительства» // Гос. власть и местное самоуправление. 2015. № 8. С. 5.
2 Шевердяев С. Н.. Реализация стратегии «открытого правительства» в Казахстане: институциональный и законодательный контекст // Конституц. и муницип. право. 2017. № 7. С. 75.
Действующая в России система «открытого правительства» не допускает возможности проведения электронных референдумов или иных форм прямого волеизъявления граждан. Однако так называемая партисипативная демократия (демократия участия), означающая наличие у каждого гражданина возможности принять участие в обсуждении публично значимых вопросов и выдвижении собственных инициатив, является неотъемлемым атрибутом современного демократического государства и должна рассматриваться как элемент народовластия.
Механизмы «открытого правительства» создают условия для реализации различных форм партисипативной демократии. Назовем наиболее значимые среди таких механизмов:
федеральный портал проектов нормативных правовых актов (regulation.gov.ru), на котором осуществляются общественное обсуждение проектов правовых актов и оценка их регулирующего воздействия, предоставляется возможность участия в их независимой антикоррупционной экспертизе. Безусловно, данный сервис направлен не только на вовлечение общественности в обсуждение правотворческих инициатив, но и на обеспечение доступа к информации о подготовленных проектах правовых актов, положительно влияя на реализацию принципа правовой определенности и предсказуемости правового регулирования;
проект «Российская общественная инициатива» (roi.ru), в рамках которого каждый гражданин может предложить собственную инициативу по тому или иному государственному или общественному вопросу. Если инициатива поддерживается определенным числом пользователей сайта, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального уровня, которая принимает мотивированное решение о реализации или отклонении инициативы. Данный механизм урегулирован Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183;
официальный сайт единой государственной системы в сфере закупок (zakupki.gov. га), на котором осуществляется общественное обсуждение государственных закупок на сумму более 1 млрд руб.
3. Право на обращение в органы публичной власти. Данное право граждан (в отношении отдельных видов обращений) может быть реализовано посредством уже упоминавшегося сервиса «Госуслуги». Выдвижение инициативы с использованием сервиса «Российская общественная инициатива» также можно назвать формой коллективной петиции (именно коллективной, поскольку на рассмотрение в соответствующую экспертную группу такая инициатива попадает, лишь будучи поддержанной определенным числом пользователей). Комментирование проектов нормативных правовых актов в ходе их общественного обсуждения тоже может считаться реализацией права на обращение с предложением к органу - инициатору соответствующего проекта.
В контексте права на обращение нельзя не упомянуть такой сервис, как «Ваш контроль» (vashkontrol.ru), также являющийся элементом «открытого правительства». Сервис был создан в качестве веб-интерфейса информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг во исполнение постановления Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов го-
сударственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». Сервис позволяет пользователям оставлять отзывы о качестве оказанных им государственных услуг, что тоже можно считать формой обращения в органы публичной власти и инструментом участия граждан в управлении делами государства.
4. Право на объединение. «Открытое правительство» способствует формированию сетевых экспертных структур, которые могут рассматриваться как форма реализации конституционного права на объединение. Кроме того, механизмы общественного обсуждения и общественной инициативы позволяют мобилизовать значительную часть людей (так называемый краудсорсинг), объединяя их в виртуальном пространстве на основе общих интересов вокруг какой-либо проблемы, идеи или инициативы1. Краудсорсинг в системе «открытого правительства» (и в других интернет-проектах) с некоторой условностью может быть назван виртуальным аналогом реализации права на публичные мероприятия.
5. Свобода выражения мнения (свобода слова) реализуется гражданами с использованием сервисов, предусматривающих возможность интерактивного участия в функционировании «открытого правительства» («Российская общественная инициатива», «Ваш контроль», «Госуслуги», федеральный портал проектов нормативных правовых актов, официальный сайт единой государственной системы в сфере закупок). Свобода выражения мнений тесно связана с правом граждан на получение информации, поскольку необходима для приобретения информированного знания обо всех действиях, предпринимаемых органами публичной власти2.
6. Свобода научного творчества. Механизмы «открытого правительства» способствуют расширению влияния авторитетных экспертов на разработку нормативных документов и проектов государственных решений3.
К перечисленным правам человека и гражданина, осуществляемым посредством механизмов «открытого правительства», следует добавить также довольно большую группу прав и свобод, которые могут быть реализованы с использованием функционала портала «Госуслуги»: это многочисленные социально-экономические права, в том числе право на получение пенсий и пособий, право на занятие предпринимательской деятельностью (регистрация юридических лиц, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение некоторых видов лицензий), право на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства (получение паспорта, регистрация гражданина по месту пребывания и по месту жительства) и т. д.
Наконец, стоит обратить внимание и на те права и свободы, которые осуществляются за рамками «открытого правительства». Например, реализации права на занятие предпринимательской деятельностью в немалой степени способствуют такие сервисы, как единая государственная система в сфере закупок (значительно расширяющая возможности субъектов предпринимательской деятельности на равный
1 Курячая М. М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституц. и муницип. право. 2012. № 6. С. 31-38.
2 Лимарева Д. Открытое правительство в осуществлении права на информацию // Гос. служба. 2014. № 5. С. 91-94.
3 Дидикин А. Б. Указ. соч. С. 17.
доступ к участию в публичных закупках), единый реестр проверок (proverki.gov.ru), инструменты оценки регулирующего воздействия, а также портал «Госуслуги», посредством которого можно получать различные государственные и муниципальные услуги, необходимые для ведения бизнеса.
Итак, система «открытого правительства» в немалой степени может способствовать осуществлению конституционных прав и свобод человека и гражданина. Однако по-прежнему сохраняется ряд проблем, связанных с использованием потенциала рассматриваемых механизмов.
Во-первых, речь идет о цифровом неравенстве, заключающемся в «отсутствии равной возможности использования информационно-коммуникационных технологий у всех граждан РФ»1. Так, по данным Росстата и Высшей школы экономики2, в 2016 г. 78,5 % городских домохозяйств имели доступ к сети Интернет, в то время как в сельской местности данный показатель оставался на уровне 63,6 %; в некоторых регионах (например, в Республике Бурятия) доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, составляла чуть более 60 %. При этом если из числа граждан России в возрасте 15-44 лет персональными компьютерами пользуются более 90 %, то в отношении возрастной группы 45-54 года этот показатель снижается до 79 %, а в отношении возрастной группы 55-64 года - до 59 %; и только 35 % россиян 65 лет и старше пользуются персональными компьютерами.
Во-вторых, сервисы «открытого правительства» по-прежнему используют сравнительно небольшое число граждан. Самым популярным сервисом является портал государственных услуг. Согласно исследованиям, проведенным Росстатом и Высшей школой экономики3, в 2016 г. 28,8 % россиян получили государственные или муниципальные услуги с использованием сети Интернет (это примерно половина от общего числа граждан, получивших государственные или муниципальные услуги). На едином портале государственных услуг и на аналогичных региональных порталах было зарегистрировано 22 % населения страны в возрасте 15-72 лет. Наиболее популярными формами взаимодействия граждан с органами публичной власти посредством интернет-сервисов в 2016 г. были получение информации (66,8 % лиц, использующих данные сервисы), запись на прием (50,6 %) и осуществление обязательных платежей (35,9 %). Отправкой же документов и получением результатов оказания государственных услуг через портал воспользовались лишь 20 % граждан.
Активность на таких сервисах, как «Ваш контроль» или «Российская общественная инициатива», существенно ниже. Да и на федеральном портале проектов нормативных правовых актов активно обсуждаются лишь один-два десятка проектов. Практически половина проектов не комментируются пользователями. По мнению Р. М. Дзидзоева и А. М. Тамаева, такое положение дел связано с тем, что из пяти тысяч проектов правовых актов, ежегодно публикуемых на федеральном портале, большая часть носит технический характер, а потому неинтересна пользователям. При этом акты главы государства по-прежнему готовятся в закрытом режиме и не выносятся на общественное обсуждение4. А. В. Нестеров полагает, что причина названной проблемы заключается в отсутствии юридических гарантий того, что
1 Хохлова Е. А. Указ. соч. С. 50.
2 Информационное общество в Российской Федерации: статист. сб. / К. Э. Лайкам, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др. М., 2017.
3 Там же.
4 Дзидзоев Р. М, Тамаев А. М. Указ. соч.
мнения субъектов гражданского общества будут учтены: «Граждане не хотят быть статистами, а ученые высказывают свои мнения в статьях, которые чиновники не читают»1.
Несмотря на указанные проблемы, потенциал «открытого правительства» в реализации прав и свобод человека и гражданина не следует недооценивать. Преодоление «цифрового неравенства» и отставания ряда регионов в цифровизации населения - насущные задачи, которые стоят сегодня перед государством и решение которых необходимо для того, чтобы система «открытого правительства» заработала в полную силу.
Список литературы
Open Government: The Global Context and The Way Forward. 2016. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/ governance/open-government_9789264268104-en#page1. Doi: dx.doi.org/10.1787/9789264268104-en.
Дзидзоев Р. М., Тамаев А. М. Общественное (публичное) обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в формате открытого правительства // Конституц. и муницип. право. 2015. № 8.
Дидикин А. Б. «Открытое правительство» в механизме взаимодействия гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1.
Ефремов А. А. Участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в оценке регулирующего воздействия // Рос. право: образование, практика, наука. 2015. № 3.
Информационное общество в Российской Федерации: статист. сб. / К. Э. Лайкам, Г. И. Абдрахмано-ва, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др. М., 2017.
Курочкин А. В. «Открытое правительство» как новая модель управления в условиях сетевого общества // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. 2013. № 4.
Курячая М. М. Технологии краудсорсинга в юридической практике // Конституц. и муницип. право. 2012. № 6.
Лимарева Д. Открытое правительство в осуществлении права на информацию // Гос. служба. 2014. № 5.
Мартынов А. В. «Открытое правительство»: новая форма участия граждан в государственном управлении, направленная на повышение общественного доверия к государству // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2013. № 2.
Медведев обещает России «большое правительство» // РИА Новости. 2011. 15 окт. URL: https://ria. ru/politics/20111015/460333349.html.
Нестеров А. В. Обсуждаем стандарт (концепцию) открытости «открытого правительства» // Гос. власть и местное самоуправление. 2015. № 8.
Петрова А. С. Система «Открытое правительство» как фактор формирования гражданской культуры современного российского общества // Управленческое консультирование. 2014. № 6.
Сергеев С. Г. «Большое / открытое правительство» в системе государственного управления современной России: трансформация внеконституционного концепта // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 12: Полит. науки. 2013. № 5.
Степкин С. П. Оценка регулирующего воздействия как инструмент законотворчества // Закон. 2017. № 11.
Хохлова Е. А. Общественное обсуждение законопроектов и важных вопросов государственной и / или общественной жизни: конституционно-правовое регулирование и практика применения // Кон-ституц. и муницип. право. 2013. № 4.
Шевердяев С. Н. Реализация стратегии «открытого правительства» в Казахстане: институциональный и законодательный контекст // Конституц. и муницип. право. 2017. № 7.
References
Open Government: The Global Context and The Way Forward. 2016. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/ governance/open-government_9789264268104-en#page1. Doi: dx.doi.org/10.1787/9789264268104-en.
1 Нестеров А. В. Указ. соч. С. 6.
Didikin A. B. «Otkrytoe pravitel'stvo» v mekhanizme vzaimodeistviya grazhdanskogo obshchestva i gosu-darstva: formirovanie pravovoi modeli i ee protivorechiya // Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom. 2013. № 1.
Dzidzoev R. M., Tamaev A. M. Obshchestvennoe (publichnoe) obsuzhdenie proektov zakonodatel'nykh i inykh normativnykh pravovykh aktov v formate otkrytogo pravitel'stva // Konstituts. i munitsip. pravo. 2015. № 8.
Efremov A. A. Uchastie upolnomochennykh po zashchite prav predprinimatelei v otsenke reguliruyu-shchego vozdeistviya // Ros. pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2015. № 3.
Informatsionnoe obshchestvo v Rossiiskoi Federatsii: statist. sb. / K. E. Laikam, G. I. Abdrakhmanova, L. M. Gokhberg, O. Yu. Dudorova i dr. M., 2017.
Khokhlova E. A. Obshchestvennoe obsuzhdenie zakonoproektov i vazhnykh voprosov gosudarstvennoi i / ili obshchestvennoi zhizni: konstitutsionno-pravovoe regulirovanie i praktika primeneniya // Konstituts. i munitsip. pravo. 2013. № 4.
Kurochkin A. V. «Otkrytoe pravitel'stvo» kak novaya model' upravleniya v usloviyakh setevogo obshchestva // Vestn. SPbGU. Ser. 6. 2013. № 4.
Kuryachaya M. M. Tekhnologii kraudsorsinga v yuridicheskoi praktike // Konstituts. i munitsip. pravo. 2012. № 6.
Limareva D. Otkrytoe pravitel'stvo v osushchestvlenii prava na informatsiyu // Gos. sluzhba. 2014. № 5.
Martynov A. V. «Otkrytoe pravitel'stvo»: novaya forma uchastiya grazhdan v gosudarstvennom upravlenii, napravlennaya na povyshenie obshchestvennogo doveriya k gosudarstvu // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Pravo. 2013. № 2.
Medvedev obeshchaet Rossii «bol'shoe pravitel'stvo» // RIA Novosti. 2011. 15 okt. URL: https://ria.ru/ politics/20111015/460333349.html.
Nesterov A. V. Obsuzhdaem standart (kontseptsiyu) otkrytosti «otkrytogo pravitel'stva» // Gos. vlast' i mes-tnoe samoupravlenie. 2015. № 8.
Petrova A. S. Sistema «Otkrytoe pravitel'stvo» kak faktor formirovaniya grazhdanskoi kul'tury sovre-mennogo rossiiskogo obshchestva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2014. № 6.
Sergeev S. G. «Bol'shoe / otkrytoe pravitel'stvo» v sisteme gosudarstvennogo upravleniya sovremennoi Rossii: transformatsiya vnekonstitutsionnogo kontsepta // Vestn. Moskov. un-ta. Ser. 12: Polit. nauki. 2013. № 5.
Sheverdyaev S. N. Realizatsiya strategii «otkrytogo pravitel'stva» v Kazakhstane: institutsional'nyi i zako-nodatel'nyi kontekst // Konstituts. i munitsip. pravo. 2017. № 7.
Stepkin S. P. Otsenka reguliruyushchego vozdeistviya kak instrument zakonotvorchestva // Zakon. 2017. № 11.