Научная статья на тему 'Электронная демократия: проблемы и перспективы развития в России'

Электронная демократия: проблемы и перспективы развития в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2944
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НЕТОКРАТИЯ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЭЛЕКТРОННЫЕ АТАКИ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / INFORMATION TECHNOLOGIES / DEMOCRACY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-DEMOCRACY / INFORMATION SOCIETY / NETOCRACY / DIGITAL INEQUALITY / ELECTRONIC ATTACKS / ONLINE COMMUNITY / E-GOVERNMENT / E-STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврик Наталья Владимировна

Исследована практика формирования и перспектив развития электронной демократии на территории Российской Федерации. Рассмотрены наиболее значимые проблемы становления и развития электронной демократии в России и способы их решения, исходя из проведенного анализа ежегодных Федеральных конгрессов по электронной демократии, проходивших в Москве. Приводится краткая характеристика смысла электронной демократии. Автор проанализировал влияние информационно-коммуникационных технологий на процессы электронной демократизации. Доказывается, что активное введение в повседневную общественную жизнь информационных технологий несет с собой не только положительные общественные тенденции, но и имеет отрицательные социальные последствия. Появились новые проблемы, например, такие как «цифровое неравенство», нетократия, «электронные атаки», проблемы с идентификацией и аутентификацией граждан, защита безопасности персональных данных при использовании новых информационных технологий и другие), ставящие под угрозу существование демократии в дальнейшем. Так, например, в результате активного введения информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь в целях формирования электронной демократии параллельно появилась проблема компьютерной неграмотности, для решения которой необходимо рядового гражданина страны (в основном это касается людей пенсионного возраста) обучить навыкам пользования новыми информационными технологиями. Каждый гражданин дол-жен обладать доступом к технологии, реализующей возможности электронной демократии. Это может быть, например, персональный компьютер, терминал общественного доступа или что-то иное. Содержание статьи доказывает, что потенциал новых информационных технологий может быть использован как во благо демократии, так и против нее. В России наряду с существованием правового государства полным ходом идет построение электронного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-DEMOCRACY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

The aim of the article is to study the formation practice and development prospects of e-democracy in the Russian Federation. The most important problems of e-democracy formation and development in Russia are considered as well as the ways of their solution on the basis of the analysis of annual federal congress devoted to e-democracy, which took place in Moscow. A brief description of the meaning of e-democracy is given. The author has analyzed the impact of information and communication technologies on the processes of edemocracy. It is proved that the active introduction of information technologies into everyday social life brings with it not only positive social trends, but beyond that has negative social consequences. New problems have appeared (e.g., such as «digital inequality», appearance of netocracy, «electronic attacks», problems with unique identification and authentication of citizens, protection of personal data security when using new information technologies, etc.) that threaten the existence of democracy in the future. For example, there has appeared a problem of computer literacy as a result of active introduction of information and communication technologies into public life. To solve it one needs to train an ordinary citizen of the country (mainly it concerns people of retirement age) to use new information technologies. Every citizen should have an access to technology that realizes the possibilities of e-democracy. This may be, for example, a personal computer, a public access terminal or something else. The content of the article proves that the potential of new information technologies can be used for the benefit of democracy and against it. Today in Russia the construction of e-state is hold at full speed along with the existence of legal state.

Текст научной работы на тему «Электронная демократия: проблемы и перспективы развития в России»

УДК 321.7

Лаврик Наталья Владимировна Natalia Lavrik

ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

E-DEMOCRACY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIA

Исследована практика формирования и перспектив развития электронной демократии на территории Российской Федерации. Рассмотрены наиболее значимые проблемы становления и развития электронной демократии в России и способы их решения, исходя из проведенного анализа ежегодных Федеральных конгрессов по электронной демократии, проходивших в Москве. Приводится краткая характеристика смысла электронной демократии. Автор проанализировал влияние информационно-коммуникационных технологий на процессы электронной демократизации. Доказывается, что активное введение в повседневную общественную жизнь информационных технологий несет с собой не только положительные общественные тенденции, но и имеет отрицательные социальные последствия. Появились новые проблемы, например, такие как «цифровое неравенство», нетократия, «электронные атаки», проблемы с идентификацией и аутентификацией граждан, защита безопасности персональных данных при использовании новых информационных технологий и другие), ставящие под угрозу существование демократии в дальнейшем. Так, например, в результате активного введения информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь в целях формирования электронной демократии параллельно появилась проблема компьютерной неграмотности, для решения которой необходимо рядового гражданина страны (в основном это касается людей пенсионного возраста) обучить навыкам пользования новыми информационными технологиями. Каждый гражданин должен обладать доступом к технологии, реализующей возможности электронной демократии. Это может быть, например, персональный компьютер, терминал общественного доступа или что-то иное. Со-

The aim of the article is to study the formation practice and development prospects of e-democracy in the Russian Federation. The most important problems of e-democracy formation and development in Russia are considered as well as the ways of their solution on the basis of the analysis of annual federal congress devoted to e-democracy, which took place in Moscow. A brief description of the meaning of e-democracy is given. The author has analyzed the impact of information and communication technologies on the processes of e-democracy. It is proved that the active introduction of information technologies into everyday social life brings with it not only positive social trends, but beyond that has negative social consequences. New problems have appeared (e.g., such as «digital inequality», appearance of netocracy, «electronic attacks», problems with unique identification and authentication of citizens, protection of personal data security when using new information technologies, etc.) that threaten the existence of democracy in the future. For example, there has appeared a problem of computer literacy as a result of active introduction of information and communication technologies into public life. To solve it one needs to train an ordinary citizen of the country (mainly it concerns people of retirement age) to use new information technologies. Every citizen should have an access to technology that realizes the possibilities of e-democ-racy. This may be, for example, a personal computer, a public access terminal or something else. The content of the article proves that the potential of new information technologies can be used for the benefit of democracy and against it. Today in Russia the construction of e-state is hold at full speed along with the existence of legal state

держание статьи доказывает, что потенциал новых информационных технологий может быть использован как во благо демократии, так и против нее. В России наряду с существованием правового государства полным ходом идет построение электронного государства

Ключевые слова: информационные технологии, электронное государство, демократия, информационно-коммуникационные технологии, электронная демократия, информационное общество, нетократия, цифровое неравенство, электронные атаки, сетевое сообщество, электронное правительство

Key words: information technologies, e-state, democracy, information and communication technologies, e-democracy, information society, netocracy, digital inequality, electronic attacks, online community, e-government

Информационные технологии активно

внедряются в наш привычный образ жизни, работы, общения и одновременно их изменяют, что в свою очередь ведет к устойчивому построению электронного государства. Новые технологии создают новые возможности для реализации гражданских прав и обязанностей, самореализации личности, проведения досуга, получения знаний о гражданских делах и общественных практиках, воспитания нового поколения, а также позволяют эффективно коммуни-цировать с представителями власти, руководствуясь не только своими потребностями, но и обоснованными точками зрения.

Возможности новых информационных технологий позволяют дозировать, скрывать, изменять, уничтожать политическую информацию с меньшими затратами, но с гораздо большей эффективностью. По этой причине граждане не только осознают нужную власти информацию, но и делают «правильные» выводы и предпринимают «правильные» действия. В итоге можно легко уничтожить всякие демократические начала и установить диктатуру [1].

Акцентуируем свое внимание на демократии. Уже на протяжении двух с половиной тысяч лет исследователи обсуждают сущность в содержании демократии. Однако, несмотря на такой длительный срок, единое понимание, устраивающее подавляющее большинство или всех, выработано не было.

Кроме того, в различные исторические периоды демократия рождалась и умирала,

а ее содержание неоднократно изменялось, в зависимости от условий окружения. Как отмечает Р. Даль, «судя по всему, демократию, как и огонь, живопись, письмо, изобретали не однажды и не в одном месте» [2].

Различное содержание демократии, которое зависит от исторических особенностей, и множество подходов к ее пониманию, ведут к разрастанию массы идей, касающихся демократии. Между тем, было бы не лишним выделить некие общие критерии демократического процесса. Конечно, система управления, которая станет соответствовать таким критериям, будет идеальной, но при этом имеющей мало общего с практикой. Однако это позволит находить эффективные решения существующих проблем и увидеть ориентиры к дальнейшим действиям.

Так, Р. Даль в свое время выделил пять критериев демократичного управления [3]: эффективное участие (предусматривает равенство всех членов общества в возможностях для изложения своих взглядов на сущность проблем); информированность ( означает наличие равных и реальных возможностей у всех членов общества для всестороннего ознакомления с политическими альтернативами и их вероятными последствиями) ; равное голосование (предполагает наличие равных и реальных возможностей для голосования, при этом все голоса обладают одинаковой силой) ; контроль повестки дня (предполагает наличие у всех членов общества эксклюзивного

права определять, какие вопросы и в каком порядке нужно обсуждать); участие совершеннолетних (которые должны обладать в полной мере гражданскими правами, предусмотренными первыми четырьмя критериями).

Рассуждая о будущих демократических системах, Р. Даль говорил, что «развитое демократическое общество будет активно пытаться уменьшать заметное неравенство в способности граждан эффективно участвовать в политической жизни, вызванное в существенной степени распределением экономических ресурсов и позиций и благоприятных возможностей, а также распределением знаний, информированности и когнитивных навыков» [3].

Распространение в XX в. информационных технологий, в первую очередь, таких как Интернет, ознаменовало собой появление особой, новой формы информационного пространства, достоинства которой (например, скорость информационного потока, отсутствие временных и географических границ, мобильность) привели к тому, что политики и активная часть общества стали рассматривать Сеть как способ возрождения демократической политики. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) не только повлияли на все сферы жизни в современном обществе, но и представили собой своего рода потенциал усовершенствования демократии.

В политическом лексиконе появились такие термины, как «электронная демократия», «информационное общество», «электронное государство». Следует отметить, что некоторые исследователи вместо термина «электронная демократия» употребляют термины «виртуальная демократия», «интернет-демократия», «сетевая демократия» (например, российский социолог И.В. Эй-дман и другие) , «облачная демократия» (российские исследователи Л. Волков, Ф. Крашенинников и другие) . Предполагается, что появление данных терминов было связано с идеей оптимистично настроенных исследователей о восполнении в реальности прямой демократии с помощью новых информационных технологий.

Существует общеизвестное понятие «электронная демократия», согласно которому электронная демократия представляет собой форму демократии, характеризующуюся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных (краудсорсинг) и административных процессов (информирования, принятия совместных решений — электронное голосование, контролирование исполнения решений и т.д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Основной смысл электронной демократии сводится к следующему: расширение доступа граждан к законотворческой деятельности; расширение доступа граждан к информации о состоянии текущих дел в государстве; увеличение эффективности обратной связи от общества к власти; появление реальной возможности у граждан лоббировать свои собственные интересы без посредников на местном, региональном и государственном уровнях; увеличение заинтересованности пассивных граждан в участии в политическом процессе за счет снижения материальных издержек.

Многие исследователи отмечают, что электронная демократия является более совершенной, чем ее классическая форма. В условиях электронной демократии граждане устанавливают формы самоконтроля и взаимодействия, которые приобретают большую значимость, чем гражданство в территориально разграниченных национальных государствах. Интернет и связанные с ним информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют неограниченные временем и территорией площадки, на которых любой может выражать свои демократические воззрения [4].

Вместе с тем появились новые проблемы, которые ставят под угрозу существование электронной демократии в дальнейшем.

В современном обществе любой гражданин должен быть обучен основным навыкам пользования информационно-коммуникационными технологиями. Если в отношении молодого поколения препятс-

твий не так много, то люди пенсионного возраста могут испытывать серьезные трудности. Так, например, многие люди старшего поколения не могут получить навыки пользования работы не то что в Сети Интернет, а просто — с компьютером.

Каждый гражданин должен обладать доступом к информационно-коммуникационным технологиям, реализующим возможности электронной демократии. Указанным доступом могут выступать, например, персональный компьютер, терминал общественного доступа или что-то иное.

Активное внедрение в нашу повседневную жизнь новых информационных технологий может существенно усилить со стороны государства общественный контроль. Так, с помощью информационно-коммуникационных технологий государству гораздо легче дозировать информацию, предназначенную для общества, легче манипулировать его мнением (например, посредством рекламы, фильмов, телепередач, компьютерных игр и тому подобное).

В конце XX в. возник новый тип политической элиты — информационная элита, или нетократия [5], которая контролирует источники и каналы передачи информации, а также технологии ее обработки. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума ( страны, государства, общества) [6]. Эта информационно-финансовая олигархия определяет направление более 90 % информационных и финансовых потоков планеты [7].

Наконец, информационные технологии могут также значительно обострить опасное разделение, существующее между имущими и неимущими — трансформировав его в так называемое противостояние «информационно имущих» и «информационно неимущих». В данном случае речь идет о демократичности общества глобальной информированности.

Таким образом, потенциал информационно-коммуникационных технологий может быть использован как во благо самой демократии, так и против нее.

Создание эффективной системы электронной демократии требует введения соответствующих правовых норм, регулирующих применение информационно-коммуникационных технологий, при этом закрепляющих за всеми участниками электронного взаимодействия не только соответствующие права, но и ответственность. Как отмечает А.А. Чеботарева: «При этом должны быть соблюдены такие конституционные права граждан как право на свободу слова и свободу собраний, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом» [8].

Электронная демократия предоставляет гражданам возможность принимать участие в работе государственных органов, а последним в свою очередь — более быстро и чутко реагировать на потребности общества. Указанное понятие включает использование электронной площадки в качестве средства политической информации в гражданском обществе.

Рассмотрим проблему электронной демократии в Российской Федерации в контексте становления информационного общества.

Доступ граждан к информации посредством использования ИКТ, способность ее анализировать и принимать решение представляет собой процесс становления демократического общественного мнения. Возникают виртуальные сообщества, способные преодолевать иерархию реальной власти. В отечественной науке исследователи акцентируют свое внимание на информационно-коммуникационных технологиях и изучают их влияние на процесс становления электронной демократии.

«22» июля 2000 г. Президент Российской Федерации совместно с другими лидерами стран «Большой восьмерки» подписал Окинавскую Хартию глобального информационного общества. Настоящая Хартия представляет собой призыв ко всем как в государственном, так и в частном секторах,

ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. В ней указывается, что солидная основа политики и действий в сфере информационно-коммуникационных технологий может изменить методы взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества [9].

Для выполнения изложенных обязательств в России в 2002 г. утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия» [10]. В настоящее время она проходит в рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020)». Цель программы заключается в получении гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, применения инновационных технологий, повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Основные задачи, стоящие перед программой, состоят в построении электронного правительства, повышении эффективности государственного управления, упрощении процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий, переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид, повышении открытости деятельности органов государственной власти, создании и развитии государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени, внедрении информационных технологий на уровне субъектов РФ, обеспечении перевода в электронный вид государственной учетной деятельности [11].

С мая 2012 г. Россия взяла прямой путь по осуществлению государственной политики в области развития электронной демократии. Так, в рамках Первого Федерального конгресса по электронной демократии [12], проходившего в Москве,

обсуждались механизмы внедрения средств электронной демократии в деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в Российской Федерации.

В мае 2014 г. в Москве состоялся очередной — Третий Федеральный конгресс по электронной демократии. На конгрессе, проходившем под девизом «Образы будущего — в зеркале цифрового суверенитета», обсуждались вопросы по осуществлению государственной политики в области развития информационного общества и электронной демократии. Была проанализирована эффективность механизмов внедрения крауд-технологий в деятельность органов государственной власти, бизнеса и общественных структур, а также меры по предупреждению внешнего вмешательства и предотвращению «цветных революций» в условиях современного информационного общества. Особое внимание было уделено обеспечению технологической независимости и цифрового суверенитета России [13].

Исходя из проведенного анализа конгрессов по электронной демократии, можно выделить некоторые проблемы становления и развития электронной демократии в Российской Федерации. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Особое внимание следует уделить решению проблемы «цифрового неравенства» по России в целом. Данную проблему предлагается решать путем массового обучения граждан компьютерной грамотности, тем самым уничтожить разрыв передачи данных между поколениями, так как, например, люди старшего поколения ( пенсионного возраста) не могут получить навыки пользования работы не то что в Сети Интернет, а просто — с компьютером. В Ульяновской области данный метод решения проблемы позволил достичь относительно высокую степень проникновения Интернета, большую долю граждан, пользующихся услугами в электронном виде [13]. Необходимо ввести системы целевых показателей внедрения электронной демократии; обучить граждан России использованию систем электронной демократии.

Другая проблема связана с единой идентификацией и аутентификацией граждан, защитой и безопасностью персональных данных при использовании информационных технологий. В указанном случае необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, направленную непосредственно на решение поставленной проблемы.

Следует уделить внимание «электронным атакам», массовым «информационным сбросам» при осуществлении процедур электронной демократии, когда при обсуждении несущей проблемы забрасывается «спам» и в результате происходят ссоры между участниками дискуссий, участниками сетевых сообществ. В данном случае единственным выходом решения проблемы видится привлечение модераторов и администраторов, которые будут следить за происходящей атмосферой в данном сетевом сообществе, и в необходимый момент «блокировать» нежелательного гостя. Также в условиях глобальной информатизации следует вести активную работу по выработке предупредительных мер противодействия внешнему вмешательству и «цветным революциям».

В России становление сильного гражданского общества протекает медленно. Актуальной задачей становится поиск и внедрение механизмов, которые будут способствовать повышению активности граждан в общественно-политической жизни нашей страны, их участию на всех уровнях публичного управления. В указанном случае необходимо сформировать четкую политику, направленную на привлечение граждан к активной жизни в информационном обществе, посредством массового информирования граждан путем пропаганды (как на федеральном, так и на региональном уровне) уникальных возможностей электронной демократии для населения, о новых сервисах электронного государства. Также нужно сформировать эффективные мотивационные инструменты популяризации механизмов электронной демократии.

Существует проблема нехватки специалистов в сфере электронной демократии

и интернет-коммуникаций среди государственных служащих как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В указанном случае предлагается разработать и провести экспертизу специальных образовательных программ с учетом государственных стандартов и местных особенностей ( при этом нужно учитывать особенности каждого региона в отдельности. Например, учесть особенности Забайкальского края как приграничного региона).

Предлагается провести совершенствование механизмов государственного управления с активным применением системы электронной демократии. В данном случае предлагается создать единые механизмы общественного контроля эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих на основании систем электронной демократии. Такие системы должны представлять собой открытые ресурсы, на которых граждане смогут оценивать того или иного государственного служащего. При этом вышестоящее руководство должно будет отреагировать на полученный отзыв в обязательном порядке. Исследователями в области электронной демократии предложено, на одном из конгрессов, рассмотреть вопрос о введении публичных контрольных оценок, влияющих на оплату труда государственных служащих.

Девизом указанных конгрессов можно считать слова Президента РФ В.В. Путина — «Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия — это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества» [12].

Россия не относится к числу ведущих компьютерных держав. Однако наша страна идет пусть и медленным, но верным путем к становлению электронной демократии.

В настоящее время существует несколько международных рейтингов, которые прямо или косвенно характеризуют уровни развития информационно-коммуникационных технологий и зрелости инструментов электронного государства в различных

странах мира. К наиболее авторитетным можно отнести рейтинги Организации объединенных наций (ООН), Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Всемирного банка (ВБ).

Остановим свое внимание на рейтинге Организации объединенных наций (ООН), который разрабатывается один раз в два года по обзору уровня развития электронного правительства в 193 странах-членах ООН. Данный рейтинг включает в себя оценки трех аспектов: электронные услуги и сервисы, предоставляемые органами власти, информационно-коммуникационную инфраструктуру и развитие человеческого потенциала. Показатель по каждой из трех составляющих, в свою очередь, складывается из множества параметров, включая информационные услуги и веб-сайты государственных служб, в том числе их доступность для граждан, примерное число пользователей Интернета, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи, уровень грамотности населения, нормативно-правовую базу и другие факторы.

По данным, опубликованным ООН в 2012 г., Россия в данном рейтинге поднялась сразу на 32 позиции — с 59 на 27 место, что явилось лучшим показателем среди всех стран Восточной Европы и СНГ и лучшим результатом Российской Федерации за все время существования рейтинга с 2001 г. Причиной столь значительного роста общего индекса послужило улучшение позиций России по компонентам уровня развития электронных услуг (с 68 места в 2010 г. до 37 места в 2012) и уровня развития ИКТ — инфраструктуры (с 63 места в 2010 г. до 30 места в 2012 г.). Такая стремительная динамика России стала возможной благодаря развитию сектора информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры электронного правительства, включая модернизацию правительственного сайта, а также активному представлению интересов Российской Федерации в рамках взаимодействия с международными организациями. Самым значительным

прорывом стало создание Единого портала государственных услуг — ключевого звена «электронного правительства» страны. По оценке авторов исследования, портал посещают 200 тыс. ...700 тыс. человек ежемесячно. Согласно рейтингу 2014 г., России не удалось улучшить свои позиции — она осталась на 27 месте. Следует отметить, что обзор готовится Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 г. Методика проведения каждого исследования имеет свои особенности в соответствии с наиболее актуальными текущими темами в области электронного управления [14].

Существуют и другие взгляды на проблему становления электронной демократии. Так, некоторые зарубежные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой технологии электронной демократии в принципе нежизнеспособны, так как они основаны на идеологии технологического детерминизма. Другие исследователи останавливают свое внимание на неординарных возможностях информационных технологий, благодаря которым становится реальностью целенаправленное влияние на личность пользователя, что в свою очередь позволяет осуществлять чрезвычайно тонко настроенную обработку общественного мнения.

Подводя итоги, следует остановиться на словах С.В. Бондаренко [15], с мнением которого относительно явных противоположных трактовок о судьбе электронной демократии стоит согласиться: «В спорах сторонники разных точек зрения упускают из виду тот факт, что ИКТ в принципе относится к разряду «неоднозначных технологий», способных как помочь в решении многих из существующих в обществе проблем, так и создать новые». Иными словами, говоря о влиянии ИКТ на процессы электронной демократизации, нужно помнить о том, что активное введение в повседневную общественную жизнь информационных технологий несет в себе не только положительные общественные тенденции, но и имеет отрицательные социальные последствия. Распространение новых инфор-

мационных технологий, а также проникновение их во все сферы общественной жизни создают технологические предпосылки для развития гражданского общества за счет реального обеспечения гражданских прав

и обязанностей при помощи свободного и оперативного доступа к информационным ресурсам для развития электронной демократии.

Литература_

1. Голычев А.А. Электронная демократия как фактор повышения политического участия граждан современной России»: дисс. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук, «2006. С. 183. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://diss.rsl.ru/

2. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. А.С. Богдановского, под ред. О.А. Аляпринского. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 15.

3. Демократия и ее критики. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. С. 162-171, 178-179

4. Барышев Е.В. Исследование практик социально-политического разнообразия. Интернет и перспективы демократии, 2013. С. 210.

5. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 252 с.

6. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 13.01.2015).

7. Мовсесян А. Современные тенденции становлении информационного общества в мировой экономике и России // Общество и экономика, 2001. № 6. С. 41.

8. Чеботарева А.А. Механизмы электронной демократии: возможности и проблемы их реализации в Российской Федерации // Правовая информатика, 2012. № 3. С. 52.

9. Окинавская Хартия глобального информационного общества: принята 22 июля 2000 г., Окинава // Викитека [электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ (дата обращения: 13.01.2015).

10. ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс] // Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://minsvyaz. ru/ru/directions/ ?regulator=40 (дата обращения: 13.01.2015).

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» // КонсультантПлюс [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

_References

1. Golychev A.A. E-democracy as a factor in increasing the political participation of citizens of modern Russia [Elektronnaya demokratiya kak faktor povysh-eniya politicheskogo uchastiya grazhdan sovremennoy Rossii]: diss. cand. political sciences, 2006. P. 183. Available at: http://diss.rsl.ru/

2. Dal R. O demokratii [About democracy]. Moscow: Aspect Press, 2000, pp. 15.

3. Demokratiya i ee kritiki [Democracy and its critics]. Moscow: Russian political encyclopedia, 2003, pp. 162-171, 178-179.

4. Baryshev E.V. Issledovanie praktik sotsialno-politicheskogo raznoobraziya. Internet i perspektivy demokratii [Practices of social and political diversity. Internet and prospects for democracy], 2013. P. 210.

5. Bard A., Zoderkvist J. Netocracy. Zoderkvist Ya. Netokratiya. Novaya pravyashhaya elita i zhizn posle kapitalizma [The new ruling elite and life after capitalism]. St.-Petersburg: Stockholm School of Economics in St. Petersburg, 2004. 252 p.

6. Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya (Wikipedia. Free encyclopedia) Available at: http:// ru.wikipedia.org/ (accessed 01/13/2015).

7. Movsesyan A. Obshhestvo i ekonomika (Society and economy), 2001, no. 6, p. 41.

8. Chebotareva A.A. Pravovayainformatika (Legal informatics), 2012, no. 3, p. 52.

9. Okinavskaya Hartiya globalnogo informatsi-onnogo obshhestva (Okinawa Charter on Global Information Society): adopted 22 July 2000, Okinawa. Wikisource Available at: https://ru.wikisource.org/ wiki/ (accessed 01/13/2015).

10. FCP «Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gody)» (Federal Program «Electronic Russia (20022010)»): Ministry of Communications and Mass Media. Available at : http : //minsvyaz. ru/ru/directions/ ? Regulator = 40 (accessed 01.13.2015).

11. Postanovlenie Pravitelstva RF ot15.04.2014 № 313 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoe obshhestvo (2011-2020 gody)» (Government Decree dated by 15.04.2014 № 313 «On approval of the state program of the Russian Federation» Information Society (2011-

LAW_162184/?frame=1#p42 (дата обращения: 13.01.2015).

12. Первый Федеральный конгресс по электронной демократии [Электронный ресурс ] // Российское агентство развития информационного общества РАРИО [Офиц. сайт]. Режим доступа: http: //www.rario.ru/projects/e-democracy.php (дата обращения: 13.01.2015).

13. Третий Федеральный конгресс по электронной демократии [Электронный ресурс] // Российское агентство развития информационного общества РАРИО [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.fked.ru/?page_id=1317 (дата обращения: 13.01.2015).

14. Экспертный центр Электронного государства. [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://d-russia. ru/mezhdunarodnye-rejtingi-urovnya-razvitiya-ikt. html (дата обращения: 13.01.2015).

15. Бондаренко С. В. Социальные технологии «Электронной демократии» (попытка верификации конструкта): материалы конф. «Демократия в информационном обществе: перспектива для России в свете международного опыта», 2003.

2020)» Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162184/?frame=1#p42 (accessed 01/13/2015).

12. Pervy Federalny kongress po elektronnoy demokratii (First Federal Congress on e-democracy): Russian Agency for Information Society Development RARIO Available at: http://www.rario.ru/projects/e-democracy.php (accessed 13/01/2015).

13. Tretiy Federalny kongress po elektronnoy demokratii (Third Federal Congress on e-democracy): Russian Agency for Information Society Development RARIO. Available at: http://www.fked.ru/?page_ id=1317 (accessed 13/01/2015).

14. Ekspertny tsentr elektronnogo gosudarstva (Expertise Center of electronic state) Available at: http://d-russia.ru/mezhdunarodnye-rejtingi-urovnya-razvitiya-ikt.html (accessed 13/01/2015).

15. Bondarenko S.V. Sotsialnye tehnologii «Elektronnoy demokratii» (popytka verifikatsii kon-strukta) (Social technologies of «electronic democracy» (attempt to verify the construct): Materials of the conf. «Democracy in the Information Society: Prospects for Russia in the light of international experience», 2003.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Лаврик Н.В., аспирант, Забайкальский государс- N. Lavrik, postgraduate, Transbaikal State Univer-

твенный университет, г. Чита, Россия sity, Chita, Russia

Lavrik.n.v@yandex.ru

Научные интересы: электронная демократия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Scientific interests: e-democracy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.