ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ БАЗЕЛЯ
По мнению специалистов и экспертов, электронное обучение (е-1еагт^) обладает наибольшим потенциалом в модернизации системы образования. Тем не менее необходимо признать, что электронное обучение не может являться единственным инструментом модернизации. Заметные успехи развития электронного обучения требуют интеграции на различных уровнях, включая уровни непосредственного процесса образования и обучения, организационного развития, работы с кадрами, уровень технологического оснащения и инфра-
структуры, а также уровень рыночного потенциала.
В университете Базеля поставлена цель — ввести электронную форму обучения как основное направление в рамках деятельности существующих организационных структур, организации учебных курсов и получения профессии. На примере сетевой системы обучения в университете Базеля (the University's Learn TechNet, LTN) в этой статье обсуждается введение электронного обучения на различных уровнях системы образования и способы их взаимодействия.
1. Интеграция на стратегическом уровне
До введения электронного обучения на университетском уровне необходимо обозначить, какие основополагающие принципы должны быть приняты во внимание. Только в опоре на эти главные стратегические принципы может быть определена стратегия реального электронного обучения. Основой для введения электронного обучения в университете Базеля послужил стратегический план совета университета 1997 г., в котором модернизация и обеспечение качества преподавания были прописаны в качестве приоритетных целей на последующие годы.
Чтобы осуществить этот стратегический план, было основано специальное подразделение (как часть университетской кафедры преподавания и обучения), представляющее собой университетский консультационный центр для развития учебных планов и усовершенствования навыков академического преподавания в сети. Это подразделение ответственно за планирование модернизационных проектов на основе стратегического плана и за их реализацию в сотрудничестве с другими факультетами, что делает электронное обучение, совместно с модернизацией учебных планов и развитием навыков академического преподавания, компонентом и ин-тегративным элементом общеуниверситетского курса на модернизацию преподавания.
2. Интеграция на образовательном уровне
Какова функция электронного обучения как одного из направлений модернизации высшего образования и что в этом контексте означает слово интеграция?
Термин «электронное обучение» используется для различных форм преподавания и обучения, поддерживаемых за счет информационных и компьютерных технологий. Это означает, что электронное обучение не является исключительно «вирту-
альным» способом, но включает в себя разнообразие форм преподавания и организации с использованием информационных и коммуникационных технологий в качестве составного и дополнительного элемента обычного аудиторного преподавания. На основе этого определения и стратегического плана модернизации высшего образования в университете были прописаны следующие основополагающие ориентиры для введения электронного обучения.
1. Электронное обучение становится частью общего процесса модернизации преподавания в университете и, таким образом, осуществляется наряду с другими направлениями модернизации.
2. Электронное обучение является частью учебного процесса в рамках системы высшего образования и представляет собой один из многообразных методов обеспечения данного процесса. Это означает, что реализуются только такие сценарии электронного обучения, в которых четко обозначена дидактическая ценность.
3. Университет Базеля планирует модернизировать преподавание в стенах университета. Тем не менее возможности электронного обучения не используются с целью замены аудиторных лекций виртуальными курсами.
Эти основополагающие принципы означают, что чтение аудиторных лекций и электронное обучение обладают равной ценностью в процессе преподавания, а также объясняют, почему аудиторное преподавание нуждается в модернизации, из-за чего и возникает необходимость обшей согласованной методологии преподавания с использованием электронного обучения. С помощью этих принципов была разработана классификация с целью упростить введение электронного обучения. Данная классификация основывается на определении трех концепций.
1. Концепция усовершенствования. Аудиторные лекции являются составной частью данной концепции. Они будут дополнены мультимедийными элементами для облег-
чения доступа студентов к информации и помощи в её запоминании. Во время аудиторных занятий преподаватели, например, могут, помимо обычных презентаций в MS Power Point, использовать также графику, базы данных, анимацию, метод моделирования, чтобы визуализировать образовательный процесс, сделать его интерактивнее и живее. В качестве сопровождающего материала к лекциям также могут быть разработаны практические и обучающие пособия, такие как электронные лекции и интерактивные задания, доступные студентам на специальных страницах сайта университета.
2. Концепция интегративности. Эта концепция включает в себя формы учебных курсов, в которых пропорциональное соотношение обучения в университете и вне его стен распределяется особым образом. Аудиторные лекции и самостоятельные занятия с использованием компьютерных средств представлены в равном количестве и взаимодополняют друг друга, что направлено на достижение оптимальных результатов от процесса обучения. Это означает, к примеру, что интерактивные задания и упражнения или сетевое обучение (Web-Based Training) теперь доступны студентам и над ними можно работать во время самостоятельных занятий вне стен университета. Интегративная концепция обязательно предполагает встречи с научным руководителем во время самостоятельного обучения. Более того, он предоставляет возможность оставить время аудиторных занятий для специальных вопросов и дискуссий на особенно сложные темы.
3. Концепция виртуального преподавания. Эта концепция предполагает некоторое количество виртуальных занятий во время учебного периода, как правило, в начале и в конце учебного курса.
3. Интеграция на организационном уровне
Введение электронных форм обучения было начато в университете Базеля моло-
дыми преподавателями по их собственной инициативе. Как правило, это часто означало, что проекты прерывались, когда ответственные за них люди покидали место работы или заканчивался срок их контракта; это также означало, что такие проекты не координировались с другими инновационными методами преподавания, не сопровождались соответствующей оценкой или создавались такие специальные продукты, которые можно было использовать только в определенном контексте. Следует учитывать, что, помимо проблемы специа-лизированности знания, условием реализации электронного обучения является продвинутое владение компьютером, а также развитие медиасредств и повышение квалификации преподавателей, что обуславливает необходимость организации эффективного разделения обязанностей.
Для профессионального развития возможностей электронных форм обучения и для их успешной интеграции в университетские образовательные программы необходимы соответствующие поддерживающие структуры в системе высшего образования. В университете Базеля сетевая система для обеспечения электронных форм обучения (Learn TechNet, LTN) отвечает всем необходимым требованиям. Она было основана с конкретной целью и не является отдельным экспертно-консультационным центром; существующие возможности электронного обучения были расширены и интегрированы в уже имеющиеся структуры, что значительно способствовало процессу организации электронного обучения.
Организационный процесс включает в себя следующие шаги.
1. Анализ спроса. Вначале была произведена оценка существующих проектов электронного обучения, а также требований к их обеспечению на факультетах университета.
2. Анализ других университетов. Параллельно с анализом спроса в 1999 г. были изучены структуры обеспечения и стратегия электронного обучения в трех различ-
ных американских университетах с целью перенять опыт успешно функционирующих в англоязычном мире форм электронного обучения и на основе полученного опыта сделать выводы о мерах, которые необходимо предпринять в университете Базеля. После проведенного анализа была разработана матрица для необходимых структур поддержки электронного обучения.
3. Определение задач и фактический анализ существующих структур. Третьим шагом после анализа спроса и на основе разработанной группой университетских специалистов матрицы стало определение всех необходимых структур для организации процесса электронного обучения.
4. Интеграция на кадровом уровне
Программы повышения квалификации
Введение электронного обучения должно в дальнейшем сопровождаться и обеспечиваться специальными программами, реализующими не только вышеобо-значенные задачи, но и предоставляющими возможность преподавателям развивать необходимые профессиональные навыки. В университете Базеля электронные формы обучения широко задействованы в различных программах по повышению квалификации преподавателей.
На данный момент предлагаются два различных варианта дополнительной квалификации преподавателей: общие курсы, после которых выдается сертификат, и годичная программа подготовки сотрудников университета, имеющих ученую степень.
Общие курсы повышения квалификации открыты для всех преподавателей, по окончании которых выдается сертификат. Эти курсы организованы на основе модулей, ориентированных на учебный план с целью координированного применения полученных знаний в рамках университетской учебной программы. Учебный план состоит из ряда обязательных курсов и курсов по выбору, которые включает в себя
курс по электронным формам обучения. В качестве части обязательных курсов проводятся занятия, посвященные специальным вопросам дидактики, таким, например, как медиадизайн или сопровождение образовательного процесса посредством информационных и коммуникационных технологий, или исследуются традиционные формы преподавания и возможности применения в них новых медиасредств, а также оцениваются последующие результаты такого применения для образовательного процесса в целом.
Программа для лекторов представляет собой дополнительный курс, предназначенный исключительно для лиц, имеющих ученую степень. Занятия проводятся в форме закрытых сессий для группы, состоящей максимум из 12 человек. Программа рассчитана на один год и соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным навыкам преподавателей, направлена на успешную реализацию учебного плана Базельского университета.
5. Рынок
Большая часть программ развития, нацеленных на включение новых медиа-средств и технологий в процесс университетского образования, была завершена во время первого периода реализации общеуниверситетского курса. Многочисленные проекты, касающиеся электронных форм обучения, уже прошли стадию разработки и на данный момент могут практически применяться в повседневном процессе преподавания. Учитывая постепенное прекращение финансирования университетов со стороны государства, все университеты, включая университет Базеля, исследуют рыночный потенциал и возможные бизнес-модели для развития электронного обучения сегодня. Развитие рыночных принципов функционирования системы высшего и послевузовского образования должно способствовать включению новых способов фандрайзинга и поиска дополнительных источников финансирования. В этой связи
университет Базеля готов к сотрудничеству с партнерами в сфере производства, торговли и образования, в том числе с целью развития сетевой системы обучения (Learn TechNet). В дополнение к внутренним потребителям (факультеты, институты, преподавательский состав) внешние клиенты (другие университеты, фирмы) рассматриваются в качестве потенциальных адресатов получения услуг в области электронного образования.
На основе описанных выше мер (комплексная стратегия модернизации препо-
давания, создание вспомогательных структур и реализация подготовки специалистов) концепция интеграции электронных форм обучения в процесс университетского образования рассматривается в университете Базеля как приоритетное направление деятельности. В этом отношении процесс интеграции электронного обучения на всех уровнях — стратегическом, образовательном, организационном, кадровом и рыночном — ориентирован на эффективную реализацию стратегического плана Базельского университета.
Публикация подготовлена по материалам обучающего семинара для сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена в университете Базеля (Швейцария) в октябре 2008 года
А.Ю. Кругловым, директором института международных связей,
П.Ю.Спириной,
ведущим переводчиком института международных связей