Научная статья на тему 'Метод “service-learning” в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов)'

Метод “service-learning” в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ПРАКТИКА / SOCIALLY USEFUL ACTIVITY / SOFT SKILLS / INDEPENDENCE / ACTIVITY / PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Лилия Фирдинатовна

Статья посвящена новой форме обучения в немецких вузах "service-learning". В статье анализируется дидактическая и методологическая основа этой формы обучения. Основная цель концепции "service-learning" обеспечить эффективное усваивание студентами академических программ, осуществляя общественно полезную деятельность, связанную с изучаемыми дисциплинами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of the present article is to discuss the new form of education in institutions of higher education in Germany called "service-learning". There is an attempt to analyse the didactic and methodological background of this educational form. The main objective of "service-learning" is to ensure effective learning of the syllabus by the students doing socially useful activities connected with subjects being studied.

Текст научной работы на тему «Метод “service-learning” в зарубежной педагогике (на примере немецких вузов)»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

МЕТОД "SERVICE-LEARNING" В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ (на примере немецких вузов)

Л.Ф. Закирова

Статья посвящена новой форме обучения в немецких вузах "service-learning". В статье анализируется дидактическая и методологическая основа этой формы обучения. Основная цель концепции "service-learning" - обеспечить эффективное усваивание студентами академических программ, осуществляя общественно полезную деятельность, связанную с изучаемыми дисциплинами.

Ключевые слова: общественно полезная работа, социальная компетенция, самостоятельность, активность, практика.

Method of "Service-learning" in foreign pedagogy (on the example of german universities). The aim of the present article is to discuss the new form of education in institutions of higher education in Germany called "service-learning". There is an attempt to analyse the didactic and methodological background of this educational form. The main objective of "service-learning" is to ensure effective learning of the syllabus by the students doing socially useful activities connected with subjects being studied.

Key words: socially useful activity, soft skills, independence, activity, practice

Современные реформы по улучшению качества образования направлены, прежде всего, на достижение цели и решение задач модернизации образования, приведения его в соответствие с международными образовательными стандартами и с требованиями современного общества. Образование, в том числе и высшее, - это ещё и процесс воспитания и изменения личности студента, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. К сожалению, многие вузы с традиционной внутренней организацией образовательного процесса явно отстают от темпа изменения внешней среды и не спо-

собны готовить конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям высокой степени адаптивности к различным условиям, не формируют в студентах самостоятельность, ответственность и инициативность. Реформирование высшей школы в России связано в настоящее время также с участием вузов в Болонском процессе, так как целью этого процесса является гармонизация систем образования, важно в этом контексте рассмотреть тенденции развития европейских вузов. Особый интерес вызывают современные технологии, существующие в педагогической теории и практике зарубежных вузов и

позволяющие пополнить профессиональный инструментарий преподавателя эффективными методами обучения, например методом «service-learning».

Становление и развитие этого метода подробно анализируют в своей монографии «Durch Verantwortung lernen -Service Learning: Etwas fbr andere tun» («Обучение через ответственность -Service-Learning: учиться, оказывая помощь») немецкие педагоги А.Сливка, К.Петри, П.Кальб [9]. «Service-learning» является частью традиционно хорошо развитой в США системы «экспериментального образования», то есть «обучения через опыт». «Service Learn-ing» является разновидностью метода проекта, основанного в начале XX века педагогами Дж. Дьюи, У. Килпатриком и др. Во многих учебных заведениях в Германии эти формы и методы обучения поэтапно перенимались и адаптировались к условиям и традициям педагогики Германии. Опираясь и сохраняя основы и традиции высшего образования Германии, которые были сформулированы гуманистами XIX века, немецкие вузы остаются открытыми и гибкими в принятии новых тенденций в образовании, поэтому метод «service-learning» приобретает всё большую популярность. Педагогический метод «service-learning» апробирован в англоамериканском образовательном пространстве уже несколько десятилетий. Одними из первых достоинства метода «service-learning» оценили немецкие педагоги. Несмотря на то, что в Германии эта концепция стала применяться только в конце 1990-х годов, идея «service-learning» практически сразу была внедрена и стала эффективно функционировать в системе образования Германии. Более того, существует определенная тенденция сделать этот

подход в обучении в университетах одним из ведущих. «Service» понимается в данном случае как оказание помощи, поддержки другому человеку и на благо общества, «learning» - обучение в реальных ситуациях, направленное на решение конкретных проблем. Таким образом, изучение учебной дисциплины происходит через оказание реально востребованной помощи. Обе эти составляющие образовательного процесса сочетаются в данном методе обучения и интегрируются в программу образования по многим специальностям [9].

Исследования по теме «service-learning» американскими и немецкими педагогами (А.Сливка, Ф.Адлофф, А.Фурко) свидетельствуют о положительном влиянии этого метода обучения на успеваемость. При этом он способствует формированию у студентов не только таких качеств, как ответственность и самостоятельность, но и формирует социальную компетенцию, общественно-политическое и гражданское сознание.

Активное участие в «service-learn-ing» усиливает диспозицию по отношению к общественному долгу, приводит к осознанию студентами ценности и важности добровольного обязательства, а также повышает уверенность в себе, воспитывает социальное чувство ответственности и толерантности [2].

Студенты сами оказывают конкретную помощь и услуги различным общественным организациям, при этом более глубоко и осознанно прорабатывается содержание учебного материала по курсу, на практике применяются полученные знания. Студенты берут под свой контроль управление своей работой, выполнение и решение действительно существующих проблем в

обществе. Одновременно они овладевают специальной, методической и социальной компетенциями, получают возможность применять проработанный на семинарских занятиях и лекциях материал и полученные знания в вузе в подлинных контекстах существующей в обществе проблемы [9, с. 94].

Улучшение качества образования в высших учебных заведениях происходит посредством включения в образовательный процесс механизмов интеграции молодежи в местное сообщество и воспитание социальной ответственности у студентов.

Педагоги определяют «service-learning» как объединение общественно-значимой деятельности и формального академического образования с обязательным выделением специального времени для проведения занятий, на которых происходит процесс рефлексии и осуществляется анализ деятельности студентов и связи этой работы с изучаемыми дисциплинами. Целью этого метода является включение самих студентов в процесс обучения для создания более достоверных, приближенных к реальности учебных ситуаций, для получения знаний на основе реалистичного, соответствующего опыту студентов контекста.

В течение последних лет в немецких вузах всё большее значение приобретают ориентированные на действие и опыт методы и формы обучения. К таким относятся тьюторские семинары (старшекурсники проводят занятия для студентов младших курсов), проекты, работа в «service-learning», то есть методы и формы, ориентированные на решение конкретной задачи или проблемы и на кооперацию.

Идея систематической поддержки добровольного участия учеников и

студентов в работе по оказанию услуг и помощи сочетает непосредственно опыт обучающегося в образовательном процессе и демократические изменения в обществе. С одной стороны, упраздняются куррикулярные ограничения вследствие междисциплинарного, де-ятельностного подхода, с другой - происходит ориентированный на диалог обмен между образовательным учреждением и сообществом, который предлагает новое обучение, базирующееся на опыте [2].

В рамках данного метода обучения происходит тесное сотрудничество между образовательными и научными учреждениями, предприятиями и некоммерческими организациями. Аналогичное взаимодействие происходит в процессе обучения студентов в периоды производственной практики, однако отличие «service-learning» от обычной, традиционной практики студентов состоит в том, что практика в меньшей степени направлена на решение каких-либо конкретных проблем и задач, кроме того практика не имеет цели воспитывать в студенте личность активную, ответственную и инициативную. Прохождение практики, как правило, имеет целью формирование практических навыков по специальности, отодвигая на второй план воспитательную функцию. Что касается самого метода проекта, то здесь также очевидны существенные различия, а именно в том, что проектная работа может быть направлена на решение фиктивной проблемы, инициированной как преподавателем, так и самими студентами. Присутствие некоего сообщества в виде школ, миграционных служб, приютов (для студентов-социологов), центров психологической помощи (для студентов-психологов), юридических канцелярий (для студен-

тов-юристов), где оказывается конкретная помощь, не является обязательной составляющей проектного метода.

Это позволяет предположить высокую степень эффективности обучения по методу «service-learning». Связь содержания учебных программ и общественной деятельности позволяет студентам расширить свои возможности. Обучающиеся должны иметь возможность вносить свой вклад в общество, испытать чувство добровольного участия, и, изучая свою специальность, приобретать соответствующие профессиональные компетенции.

По сравнению с традиционными методами «service-learning» можно охарактеризовать как обучение, направленное на возможность практического применения полученных знаний, способствующее междисциплинарному сотрудничеству образовательного учреждения и сообщества.

Обучение в форме «service-learn-ing» проходит в несколько этапов [9]:

• создание так называемой инициативной группы, состоящей из преподавателей, представителей организации-партнёра, самих обучающихся, возможно также и привлечение родителей. Сформированная группа сопровождает весь процесс проведения проекта «service-learning»;

• далее наступает фаза поиска и исследования. Студенты изучают среду, в которой им предстоит работать, определяют основные проблемы и задачи своей работы. Они проводят опросы, интервью и анализируют существующие проблемы и потребности. Этот этап очень важен, так как на данном этапе студенты самостоятельно осуществляют процесс планирования своей деятельности;

• на этапе реализации проекта

«service-learning» в виде оказании услуг и помощи завершается процесс сбора идей потенциальных решений для одной или нескольких заранее определенных проблем. Студенты работают в тесном контакте с партнерами в рамках сообщества и организаций. Роль преподавателя заключается в обеспечении связи между практическим применением студентами теоретических знаний, сопровождением учебного процесса и созданием благоприятных условий обучения;

• этап рефлексии весьма важен для поддержки процесса обучения. Студенты должны регулярно оставлять отчёты о ходе работы и по мере необходимости обсуждать возникающие вопросы и проблемы. В каждом конкретном случае работа тщательно оценивается. Это и самооценка, оценка группы и анализ хода работы;

• завершающим этапом является признание проделанной работы. Цель данного этапа состоит в том, чтобы поощрять культуру благодарности за оказанную услугу или помощь: проведение пресс-релизов, общественных оценок, дней открытых дверей, а также сертификация участников.

На любом этапе важно формировать у студентов навыки профессионального проектного менеджмента и интеграции полученных знаний по специальности на практике. Все фазы сопровождаются постоянной рефлексией:

• что сделано и чего достигли;

• как студенты испытали это и как они интерпретируют свой опыт;

• достигли ли они того, чего хотели достичь; если нет, то почему;

• где они смогли бы применить приобретенные знания и навыки; что они должны учесть в будущем.

Рефлексия такого рода позволяет осознать учебный процесс всем участникам и раскрывает их собственные способности, сильные и слабые стороны. Этот процесс сопровождается моральной поддержкой, которую они получают от своих внешних партнерских организаций и людей, для которых они работают. Таким образом, они могут конкретизировать представление о самих себе, учатся оценивать себя и достигать вследствие этого способности к самостоятельному действию и собственной инициативе.

Важным компонентом «service-learning» является работа в кооперации, как внутри самой группы, так и с общественными организациями. Студентам становится очевидным необходимость взаимодействия, так как работа осуществляется для достижения совместной цели. Студенты изучают возможности и проблемы сотрудничества и взаимозависимости, учатся работать в команде, что является приоритетным качеством в современном обществе.

Особенно эффективна форма «service-learning», когда оказываемые услуги могут быть использованы для достижения профессиональных учебных целей и, наоборот, когда теоретические знания непосредственно находят практическое применение. Это позволяет студентам на собственном опыте ощутить социальную значимость полученных на аудиторных занятиях знаний.

Исследования, которые проводились немецкими педагогами в области высшей школы, демонстрируют положительные результаты. К примеру, студенты, которые участвуют в «ser-vice-learning», лучше и быстрее осваивают учебный материал и обладают в дальнейшем лучшими аналитическими способностями [5, с.410-419].

В других исследованиях подтверждается, что студенты с опытом в «service-learning» запоминают и воспринимают информацию на аудиторных занятиях легче, чем остальные студенты [8, с.332-358].

Самое сильное и постоянное воздействие оказывает "service-learning" на личные качества студентов и на развитие их социальной компетенции. Такие проекты дают возможность студентам приобретать личную ответственность в реальных контекстах проблемы. Исследования показывают, что такой принцип самоэффективности, который присутствует в этой форме обучения, положительно влияет как на интеллектуальное, так и на социо-мо-ральное развитие молодых людей [8, с.332-358].

В различных исследованиях американских и немецких учёных (А.Фурко, А.Джонсона, А.Мельхиора) были также отмечены и другие положительные эффекты использования «service-learning»:

• повышение самооценки [4, с.453-467],

• более умелое решение дисциплинарных проблем в вузе [6, с.201-222],

• стабильная готовность к коммуникации с преподавателями [3, с.23-50].

Одним из первых университетов, применивших такую форму обучения в Германии, как «service-learning», стал университет г. Маннхайма. В 2003 студенты педагогического факультета проводили в начальной школе тренинги по разрешению конфликтов и споров. В следующих семестрах проекты «ser-vice-learning» непрерывно развивались в школах, которые инициировали и укрепляли сотрудничество со студентами.

В марте 2009 университет г.Маннхайма и 5 других вузов Германии в городах Эссене, Эрфурте, Оснабрюке, Заарланде и Вюрцбурге объединились и подключились к программе «образование через ответственность» («Bildung durch Verantwortung»), с целью содействовать развитию общественной ответственности в институтах и учредить «service-learning» как неотъемлемую составную часть в университетском образовании.

В университете г. Вюрцбурга студенты факультета педагогики проводят проекты «service-learning», прежде всего, в области оценки педагогических учреждений, а также организуют тренинги формирования ключевых компетенций у детей и школьников. Таким образом, студенты в рамках своего методологического образования консультируют и поддерживают дошкольные учреждения в их качественном развитии, школы при диагностике языковой компетенции, проверяют эффективность внешкольных образовательных мероприятий и т.д.

В тесной связи с содержанием семинарских и лекционных занятий студенты проводят тренинги и занятия с детьми по разрешению конфликтов в семье и в школе, содействуют в изучении немецкого языка детям иммигрантов или обучают старших школьников стратегиями саморегулирования в обучении.

Особенно интересны проекты, проводимые в университете г. Оснабрюка, направленные на развитие стратегии интернационализации вузов, которая включает в себя не только мероприятия по привлечению иностранных студентов в немецкие вузы, но и осуществление поддержки в их адаптации, оказа-

ние им помощи в учебном процессе, в улучшении их академических показателей успеваемости. Немецкие студенты в рамках курса по межкультурной коммуникации были задействованы в этой работе, пройдя предварительно обучение и инструктаж с преподавателем. Выполняя роль тьюторов в межкультурном взаимодействии, немецкие студенты оказывают своим подопечным, иностранным студентам, консультативную поддержку, помогают им в критических фазах обучения, при этом приобретая непосредственно навыки межкультурного общения в конкретных, реально существующих ситуациях.

Эффективность семина-

ров «service-learning» тестировалась в сопровождающем их исследовательском проекте. В пилотном исследовании «servU -«service-learning» в университетах» было проанализировано, насколько лучше и при каких условиях учатся студенты, используя метод «service-learning», укрепляется ли их общественная активность. Результаты показывают, что польза «service-learning» проявляется в улучшении студенческого социального климата, в приобретении знаний, формировании личной и социальной ответственности, активности и осознания самого себя как личности социально значимой и самостоятельной.

Обучение «service-learning» объединяет все компоненты, составляющие дидактическую и методологическую основу обучения в высшей школе, а именно теоретическая научная база, применение знаний на практике, развитие социальных компетенций студентов, стимулирование активности,

Сообщества,

общественные

организации

научное исследование

Рис. 1. Использование формы обучения Service-learning в образовательном процессе студентов [7, 4-6].

самостоятельности и ответственности студента в процессе обучения (рис. 1).

Таким образом, основная цель концепции «service-learning» - обеспечить эффективное усваивание студентами академических программ. Осуществляя общественно полезную деятельность, связанную с изучаемыми дисциплинами, студент получает возможность увидеть, как академические знания применяются в практической деятельности. Предусматривается, что студенты работают в общественных организациях, государственных учреждениях и агентствах, других некоммерческих организациях, уделяя общественно полезной работе от 20 до 60 часов в семестр. В итоге общественно полезная работа становится основой для коллективных обсуждений, для анализа более широкой проблематики, чем содержание академического курса,

разработки собственных общественных проектов. И учебное заведение, и некоммерческая организация помогают молодежи получить максимум пользы от участия в программе, а также внести новые общественно полезные ориентиры в их жизнь.

Литература:

1. Солонин С. И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза / С. И. Солонин, С. В. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2(25). -С. 64-69.

2. Adloff F. Community Service und Service-Learning: Eine sozialwissenschaftliche Bestandsaufnahme zum freiwilligen Engagement an amerikanischen Schulen und Universitäten // Opusculum Nr. 5, Maecenata Institut für Dritter-Sektor-Forschung. - Berlin, 2001.

3. Furco A. Is service-learning really better than community service? A study of high school service program outcomes / A. Furco, A., S. Billig (Hrsg.) // Service-Learning: The Essence of the Pedagogy. - Greenwich, 2002. - C. 23-50.

4. Johnson A.M., Notah, D.J. Service-learning: history, literature, and a pilot study of eighth graders // The Elementary School Journal, 1999. - № 5. - C. 453-467.

5. Markus G.B., Howard, J.P. F., King, D.C. Integrating community service and classroom instruction enhances learning: Results from an experiment // Educational Evaluation and Policy Analysis. - 1993. - C. 410-419.

6. Melchior A., Bailis, L. Impact of service-learning on civic attitudes and behaviors of middle and high school youth / A. Furco & S. H. Billig (Hrsg.) // Service-Learning: The

Essence of the Pedagogy. - Greenwich, 2002. -C. 201-222.

7. Santilli N.R., Falbo M.C. Bringing adolescents into the classroom by sending your students out: Using service learning in adolescent development courses // Newsletter of the Society for Research on Adolescence, 2001. - C. 4-6.

8. Scales P.C., Blyth D.A., Berkas T.H., Kielsmeier J.C. The effects of service-learning on middle school students' social responsibility and academic success // Journal of Early Adolescence. - 2000. - № (20)3. - C. 332 -358.

9. Sliwka A., Petry C, Kalb P. Durch Verantwortung lernen - Service Learning: Etwas für andere tun. - Weinheim: Beltz, 2004. -240 c.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АРАБСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЕГИПТА

Э.Ш. Фатхуллова

Эволюция египетского диалекта арабского языка и активное возрождение национальной культуры АРЕ оказывают огромное влияние на преподавание литературного арабского языка в учебных заведениях Египта. В статье предложены некоторые возможные пути решения существующей проблемы.

Ключевые слова: арабский язык, египетский диалект арабского языка, Арабская Республика Египет, преподавание арабского языка, оптимизация, интеграция.

The problem of the Arabic language teaching in the Colleges of Egypt. The evolution of the Egyptian dialect of the Arabic language and revival of the national component in Egypt influence much on the classical Arabic language teaching in the Colleges of Egypt. Some possible ways of solution are suggested in the article.

Key words: the Arabic language, the Egyptian dialect of the Arabic language, the Arabic Republic of Egypt, the Arabic language teaching; optimization, integration, is Arabic of present interest

Устойчивое развитие общества, преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, во многом зависит от

состояния системы образования, от уровня образованности населения. [1] Поэтому руководители государств уде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.