Научная статья на тему 'Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений'

Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1123
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CSCL / ITALC / LCMS / SCORM / ICON / OPENOLAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Нина Михайловна

В статье рассматриваются особенности E-Learning, вопросы подходов к реализации обучения, особенности средств разработок учебных материалов, примеры средств обучения, учебных заведений. Отмечается необходимость усиления исследований и разработок в области E-Learning в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING: APPROACHES TO THE REALIZATION, EXAMPLES OF MEANS OF TRAINING AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article describes features of E-Learning, the issues of approaches to realization of training, features of means of development of training materials, as well as examples of effective means of training and educational institutions. The author points out the importance of research in the field of E-Learning in Russia.

Текст научной работы на тему «Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений»

педагогика высшей школы

Н.М. Якушева

Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений

в статье рассматриваются особенности E-Learning, вопросы подходов к реализации обучения, особенности средств разработок учебных материалов, примеры средств обучения, учебных заведений. отмечается необходимость усиления исследований и разработок в области e-Learning в россии.

Ключевые слова: CSCL, iTALC, LCMS, SCoRM, ICoN, openoLAT.

В широком смысле слова под медиапедагогикой понимают педагогически ориентированную практическую и теоретическую деятельность, связанную с новыми медиа. К области медиапедагогики относятся: медиадидактика (занимается функциями медиа и вопросами значения последних в процессах преподавания и изучения); медиавоспитание (нацелено на обдуманное (на основе рефлексии) использование медиа и рациональное применение медиапредложений); ряд вопросов информатики, способствующих поддержке медиакомпетеции. Медиапедагогика - составляющая

дисциплины педагогика. Другие дисциплины также занимаются с учетом своих подходов вопросами воздействия и значения медиа.

Электронное обучение имеет место, если учебный процесс протекает в форме сценария с включением возможностей мультимедийных и (теле) коммуникационных технологий. Могут использоваться online-, offline-средства; может проводиться разделение учебного процесса на фазу присутствия и дистанционную. На первом месте стоит не техника, а дидактика. Проводится интеграция возможностей медиа и дидактических концепций. В целом, однако, речь идет о дополнении традиционных методов обучения. Интенсивное развитие E-Learning началось в 1997 г. с ADLI -Advanced Distributed Learning Initiative (США). Однако уже после окончания Второй мировой войны в США в противовес традиционной дидактике развивался Instructional Design, связанный с применением ИК-технологий в обучении. Актуальны вопросы создания новых дидактических концепций, новых характеристик профессионализма обучаемого. Исследователи образования отмечают, что использование новых медиатехнологий в высшей школе - это предпосылка успешного включения соответствующих учреждений в деятельность информационного общества.

В настоящее время стоит задуматься об усилении развития использования электронного обучения в России, что обосновано наличием 24-х международных E-Learning-стандартов; ежегодного прироста (более 30%) предложений в области электронного обучения за рубежом; продажами около 2000 книг, посвященных E-Learning (1300 - на английском языке, более 500 - на немецком и т.д.); 4000 видеолекций - докладов, курсов специалистов по 80 специальностям, использующих E-Learning-технологии за рубежом; разработанных учебных платформ и сценариев для включения электронного обучения в различные типы учебных процессов; эффективно работающими вузами и предприятиями за рубежом, использующими E-Learning.

Приведем перечень вопросов, которые разрабатываются в связи с использованием электронного обучения: 1) вопросы образования; 2) виртуальные помещения для обучения (в том числе Web 2.0 в виртуальном помещении); 3) дидактические концепции; 4) ресурсы обучения (медиапрезентации, WBT и т.д.); 5) вопросы компетенции преподавателя и обучаемого; 6) контроль результатов обучения; 7) менеджмент качества; 8) оценки (цели, уровни, фазы, формы, методы оценки; развитие концепций оценки; критерии качества оценки; проблемы оценки); 9) вопросы стандартизации (стандартизация в области E-Learning, метаданные и т.д.); 10) правовые основы (в том числе авторских прав и прав пользователей); 11) продолжительность, качество обучения (стратегические

педагогика и психология

педагогика высшей школы

цели электронного обучения, факторы успешной реализации обучения в высшей школе, на предприятиях) [4]. Рассматриваемые вопросы демонстрируют широту охвата темы, высокий уровень исследований и разработок.

Существует множество подходов к реализации E-Learning и соответствующих форм обучения. Blended Learning - это процессы обучения, стремящиеся реализовать дидактическое соединение традиционного обучения и E-Learning. «Дидактика в сети» занимается теорий проведения занятий по какой-либо дисциплине с использованием маленьких компьютерных сетей; это сравнительно молодая концепция. В случае с CSCL (Computer-supported cooperative / collaborative learning) рассматриваются подходы к поддержке кооперативного / совместного обучения с использованием ИКТ. Digital Game-based Learning (DGBL) - это синтез передачи знаний и игр (компьютерных и видео). DGBL пытается мотивационный потенциал и потенциал освоения цифровых игр применить к приобретению реальных знаний (например, при изучении языка игра может содействовать запоминанию новых слов). Rapid E-Learning - это быстрое создание учебных содержаний; некоторые организации применяют понятие иначе, чтобы подчеркнуть скорость обучения. Virtual Classroom (также вебинар) - это форма электронного обучения, при которой пространственно-разделенные преподаватель и обучающиеся работают совместно: синхронно или асинхронно. В случае с Web Based Collaboration группы студентов работают сообща в Internet над некоторым учебным заданием. При необходимости к работе подключается инструктор, учитель. Web Based Collaboration основан на использовании конструктивизма, при этом утверждается, что изучение - это социальный акт.

Следует уделить внимание средствам разработки содержаний, инструментарию. Active Server Pages - разработка корпорации Microsoft, относящаяся к генерированию Web-страниц. Adobe Flash - платформа для программирования и представления мультимедийных и интерактивных содержаний. Exelearning (eXe) - авторский инструментарий для создания цифровых содержаний, который разработан высшими учебными заведениями. Intelligent Teaching And Learning with Computers (iTALC) - это свободные, управляемые с экрана компьютера программные средства; преподаватель может наблюдать содержимое экрана компьютера изучающего, удаленно управлять им.

Learning Management System (LMS) - система, предоставляющая в распоряжение содержание обучения и возможности организации учебного процесса. Learning Content Management System (LCMS) - развитие LMS -это многопользовательская система, с помощью которой разработчи-

ки учебного контента могут создавать, сохранять, повторно применять содержания и управлять ими, кроме того, LCMS позволяют пользователю создавать и повторно применять небольшие блоки - Reusable Learning Objects. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - ссылочная модель обмениваемых (разделяемых) электронных содержаний (департамент обороны США). Разделы SCORM описывают: 1) структурные составляющие (обзор); 2) контент агрегированной модели (т.е. состав содержаний); 3) среду выполнения. Некоторый курс, сформированный с помощью SCORM, может быть перенесен из одной LMS в другую.

Мультимедийные предложения E-Learning все больше применяются в высшем профессиональном образовании, и здесь можно выделить ряд областей, касающихся: вопросов дидактического создания среды обучения, дидактически целесообразных медиа; создания структуры курса; вопросов гарантии целостности результатов обучения; вопросов контроля знаний и т.д.; вопросов совместной работы преподавателя и обучаемых с учетом использования медиа. Некоторые результаты исследований автора приведены в работах, где рассматриваются вопросы особенностей разработки принципов создания средств электронного обучения, далее следуют программирование в области E-Learning, создание сайтов средств электронного обучения, электронных книг, словаря и т.д. до вопросов использования рассмотренных методов и средств в учебном процессе [1; 2].

Перечислим некоторые эффективные средства обучения, а также учебные заведения, предприятия, успешно реализующие E-Learning. Consorzio ICoN - внутриуниверситетский консорциум (Италия, 1999 г.), обеспечивающий взаимодействие более 20 итальянских университетов. Coursera - предприятие, специализирующееся на предоставлении опНш-курсов и лекций; в конце 2012 г. оно имело более 2 млн зарегистрированных пользователей. EF Englishtown - это англоговорящая E-Learning-школа для взрослых. ETwinning-программа - инициатива Европейской Комиссии, относящаяся к объединению сетью Internet европейских школ, использует 23 языка. В случае с Khan Academy речь идет о некоммерческом Web-сайте с учебными материалами, содержащем 3200 учебных фильмов из областей математики, естественных наук, истории и экономики. OpenOLAT (Open Online Learning And Training) - это Web-базирующаяся учебная платформа для преподавания, изучения, оценок и коммуникаций. Имеется возможность применения многих дидактических методов с использованием коммуникаций, совместной работы и оценок. Virtual Global University (2001 г.) - виртуальный университет, предлагающий E-Learning, основанный 17 профессорами экономической или

педагогика и психология

педагогика высшей школы

бизнес-информатики 14 университетов (Германия, Австрия, Швейцария). Yovisto - видео-портал, используемый для предоставления, поиска академических и лекционных видео-материалов и управления ими.

Следует упомянуть и о Learntec - ежегодной (проведенной более 20 раз) международной выставке-ярмарке, посвященной профессиональному образованию и информационным технологиям; на ней присутствуют более 200 разработчиков продукции, около 200 докладчиков, более 6000 посетителей.

Библиографический список

1. Якушева Н.М. Дидактические принципы создания средств электронного обучения и вопросы их реализации // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 87-96.

2. Якушева Н.М. Некоторые особенности разработки и реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 101-103.

3. Якушева Н.М. О разработке дидактических принципов создания средств электронного обучения и реализации самоорганизованного обучения // Информатика и образование. 2011. № 7. С. 84-89.

4. Handbuch E-Learning. Lehren und Lernen mit digitalen Medien / Arnold P., Kilian L., Thilosen A., Zimmer G. Bielefeld, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.