педагогика высшей школы
Н.М. Якушева
Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений
в статье рассматриваются особенности E-Learning, вопросы подходов к реализации обучения, особенности средств разработок учебных материалов, примеры средств обучения, учебных заведений. отмечается необходимость усиления исследований и разработок в области e-Learning в россии.
Ключевые слова: CSCL, iTALC, LCMS, SCoRM, ICoN, openoLAT.
В широком смысле слова под медиапедагогикой понимают педагогически ориентированную практическую и теоретическую деятельность, связанную с новыми медиа. К области медиапедагогики относятся: медиадидактика (занимается функциями медиа и вопросами значения последних в процессах преподавания и изучения); медиавоспитание (нацелено на обдуманное (на основе рефлексии) использование медиа и рациональное применение медиапредложений); ряд вопросов информатики, способствующих поддержке медиакомпетеции. Медиапедагогика - составляющая
дисциплины педагогика. Другие дисциплины также занимаются с учетом своих подходов вопросами воздействия и значения медиа.
Электронное обучение имеет место, если учебный процесс протекает в форме сценария с включением возможностей мультимедийных и (теле) коммуникационных технологий. Могут использоваться online-, offline-средства; может проводиться разделение учебного процесса на фазу присутствия и дистанционную. На первом месте стоит не техника, а дидактика. Проводится интеграция возможностей медиа и дидактических концепций. В целом, однако, речь идет о дополнении традиционных методов обучения. Интенсивное развитие E-Learning началось в 1997 г. с ADLI -Advanced Distributed Learning Initiative (США). Однако уже после окончания Второй мировой войны в США в противовес традиционной дидактике развивался Instructional Design, связанный с применением ИК-технологий в обучении. Актуальны вопросы создания новых дидактических концепций, новых характеристик профессионализма обучаемого. Исследователи образования отмечают, что использование новых медиатехнологий в высшей школе - это предпосылка успешного включения соответствующих учреждений в деятельность информационного общества.
В настоящее время стоит задуматься об усилении развития использования электронного обучения в России, что обосновано наличием 24-х международных E-Learning-стандартов; ежегодного прироста (более 30%) предложений в области электронного обучения за рубежом; продажами около 2000 книг, посвященных E-Learning (1300 - на английском языке, более 500 - на немецком и т.д.); 4000 видеолекций - докладов, курсов специалистов по 80 специальностям, использующих E-Learning-технологии за рубежом; разработанных учебных платформ и сценариев для включения электронного обучения в различные типы учебных процессов; эффективно работающими вузами и предприятиями за рубежом, использующими E-Learning.
Приведем перечень вопросов, которые разрабатываются в связи с использованием электронного обучения: 1) вопросы образования; 2) виртуальные помещения для обучения (в том числе Web 2.0 в виртуальном помещении); 3) дидактические концепции; 4) ресурсы обучения (медиапрезентации, WBT и т.д.); 5) вопросы компетенции преподавателя и обучаемого; 6) контроль результатов обучения; 7) менеджмент качества; 8) оценки (цели, уровни, фазы, формы, методы оценки; развитие концепций оценки; критерии качества оценки; проблемы оценки); 9) вопросы стандартизации (стандартизация в области E-Learning, метаданные и т.д.); 10) правовые основы (в том числе авторских прав и прав пользователей); 11) продолжительность, качество обучения (стратегические
педагогика и психология
педагогика высшей школы
цели электронного обучения, факторы успешной реализации обучения в высшей школе, на предприятиях) [4]. Рассматриваемые вопросы демонстрируют широту охвата темы, высокий уровень исследований и разработок.
Существует множество подходов к реализации E-Learning и соответствующих форм обучения. Blended Learning - это процессы обучения, стремящиеся реализовать дидактическое соединение традиционного обучения и E-Learning. «Дидактика в сети» занимается теорий проведения занятий по какой-либо дисциплине с использованием маленьких компьютерных сетей; это сравнительно молодая концепция. В случае с CSCL (Computer-supported cooperative / collaborative learning) рассматриваются подходы к поддержке кооперативного / совместного обучения с использованием ИКТ. Digital Game-based Learning (DGBL) - это синтез передачи знаний и игр (компьютерных и видео). DGBL пытается мотивационный потенциал и потенциал освоения цифровых игр применить к приобретению реальных знаний (например, при изучении языка игра может содействовать запоминанию новых слов). Rapid E-Learning - это быстрое создание учебных содержаний; некоторые организации применяют понятие иначе, чтобы подчеркнуть скорость обучения. Virtual Classroom (также вебинар) - это форма электронного обучения, при которой пространственно-разделенные преподаватель и обучающиеся работают совместно: синхронно или асинхронно. В случае с Web Based Collaboration группы студентов работают сообща в Internet над некоторым учебным заданием. При необходимости к работе подключается инструктор, учитель. Web Based Collaboration основан на использовании конструктивизма, при этом утверждается, что изучение - это социальный акт.
Следует уделить внимание средствам разработки содержаний, инструментарию. Active Server Pages - разработка корпорации Microsoft, относящаяся к генерированию Web-страниц. Adobe Flash - платформа для программирования и представления мультимедийных и интерактивных содержаний. Exelearning (eXe) - авторский инструментарий для создания цифровых содержаний, который разработан высшими учебными заведениями. Intelligent Teaching And Learning with Computers (iTALC) - это свободные, управляемые с экрана компьютера программные средства; преподаватель может наблюдать содержимое экрана компьютера изучающего, удаленно управлять им.
Learning Management System (LMS) - система, предоставляющая в распоряжение содержание обучения и возможности организации учебного процесса. Learning Content Management System (LCMS) - развитие LMS -это многопользовательская система, с помощью которой разработчи-
ки учебного контента могут создавать, сохранять, повторно применять содержания и управлять ими, кроме того, LCMS позволяют пользователю создавать и повторно применять небольшие блоки - Reusable Learning Objects. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) - ссылочная модель обмениваемых (разделяемых) электронных содержаний (департамент обороны США). Разделы SCORM описывают: 1) структурные составляющие (обзор); 2) контент агрегированной модели (т.е. состав содержаний); 3) среду выполнения. Некоторый курс, сформированный с помощью SCORM, может быть перенесен из одной LMS в другую.
Мультимедийные предложения E-Learning все больше применяются в высшем профессиональном образовании, и здесь можно выделить ряд областей, касающихся: вопросов дидактического создания среды обучения, дидактически целесообразных медиа; создания структуры курса; вопросов гарантии целостности результатов обучения; вопросов контроля знаний и т.д.; вопросов совместной работы преподавателя и обучаемых с учетом использования медиа. Некоторые результаты исследований автора приведены в работах, где рассматриваются вопросы особенностей разработки принципов создания средств электронного обучения, далее следуют программирование в области E-Learning, создание сайтов средств электронного обучения, электронных книг, словаря и т.д. до вопросов использования рассмотренных методов и средств в учебном процессе [1; 2].
Перечислим некоторые эффективные средства обучения, а также учебные заведения, предприятия, успешно реализующие E-Learning. Consorzio ICoN - внутриуниверситетский консорциум (Италия, 1999 г.), обеспечивающий взаимодействие более 20 итальянских университетов. Coursera - предприятие, специализирующееся на предоставлении опНш-курсов и лекций; в конце 2012 г. оно имело более 2 млн зарегистрированных пользователей. EF Englishtown - это англоговорящая E-Learning-школа для взрослых. ETwinning-программа - инициатива Европейской Комиссии, относящаяся к объединению сетью Internet европейских школ, использует 23 языка. В случае с Khan Academy речь идет о некоммерческом Web-сайте с учебными материалами, содержащем 3200 учебных фильмов из областей математики, естественных наук, истории и экономики. OpenOLAT (Open Online Learning And Training) - это Web-базирующаяся учебная платформа для преподавания, изучения, оценок и коммуникаций. Имеется возможность применения многих дидактических методов с использованием коммуникаций, совместной работы и оценок. Virtual Global University (2001 г.) - виртуальный университет, предлагающий E-Learning, основанный 17 профессорами экономической или
педагогика и психология
педагогика высшей школы
бизнес-информатики 14 университетов (Германия, Австрия, Швейцария). Yovisto - видео-портал, используемый для предоставления, поиска академических и лекционных видео-материалов и управления ими.
Следует упомянуть и о Learntec - ежегодной (проведенной более 20 раз) международной выставке-ярмарке, посвященной профессиональному образованию и информационным технологиям; на ней присутствуют более 200 разработчиков продукции, около 200 докладчиков, более 6000 посетителей.
Библиографический список
1. Якушева Н.М. Дидактические принципы создания средств электронного обучения и вопросы их реализации // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 1. С. 87-96.
2. Якушева Н.М. Некоторые особенности разработки и реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 101-103.
3. Якушева Н.М. О разработке дидактических принципов создания средств электронного обучения и реализации самоорганизованного обучения // Информатика и образование. 2011. № 7. С. 84-89.
4. Handbuch E-Learning. Lehren und Lernen mit digitalen Medien / Arnold P., Kilian L., Thilosen A., Zimmer G. Bielefeld, 2012.