Научная статья на тему 'Электронная образовательная среда "Moodle" как ресурс освоения курса "Педагогика высшей школы" в системе дополнительного профессионального образования врачей'

Электронная образовательная среда "Moodle" как ресурс освоения курса "Педагогика высшей школы" в системе дополнительного профессионального образования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / PEDAGOGY OF THE HIGHER SCHOOL / ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / PART-TIME COURSES / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC EDUCATIONAL SYSTEM / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / АНДРАГОГИКА / ANDRAGOGIKA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева И.В.

Статья посвящена проблеме реализации программы дополнительной профессиональной подготовки врачей по курсу «Педагогика высшей школы». Доказывается необходимость использования очно-заочной формы обучения врачей-педагогов на курсах повышения квалификации с применением электронной образовательной системы «Moodle». Проанализированы приоритетные направления составления контента для заочного этапа обучения. Представлены результаты мониторинга слушателей курсов на базе Нижегородской медицинской академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL MOODLE SYSTEM AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF THE COURSE “PEDAGOGY OF THE HIGHER SCHOOL” IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM FOR DOCTORS

Article is devoted to problem of implementation of the program of additional vocational training of doctors at the rate "Pedagogy of the Higher School". Need of use of part-time courses of doctors-teachers at advanced training courses with use of the electronic educational Moodle system is proved. The priority directions of drawing up content for the correspondence grade level are analysed. Results of monitoring of students on the basis of the Nizhny Novgorod Medical academy are presented.

Текст научной работы на тему «Электронная образовательная среда "Moodle" как ресурс освоения курса "Педагогика высшей школы" в системе дополнительного профессионального образования врачей»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «MOODLE» КАК РЕСУРС ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

Лебедева И.В.

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний

Новгород, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации программы дополнительной профессиональной подготовки врачей по курсу «Педагогика высшей школы». Доказывается необходимость использования очно-заочной формы обучения врачей-педагогов на курсах повышения квалификации с применением электронной образовательной системы «Moodle». Проанализированы приоритетные направления составления контента для заочного этапа обучения. Представлены результаты мониторинга слушателей курсов на базе Нижегородской медицинской академии.

Ключевые слова: педагогика высшей школы, очно-заочная форма обучения, электронная образовательная среда, дополнительное профессиональное образование, андрагогика

Система дополнительного профессионального образования работников здравоохранения нацелена на приобретение врачами-практиками психолого-педагогических компетенций, необходимых для самостоятельной педагогической деятельности со студентами. Курс «Педагогика высшей школы» для слушателей -врачей в постдипломном обучении является основополагающим в формировании и совершенствовании их профессионально-педагогического статуса. Исследователи данного направления (И.В. Лебедева, Л.Е. Петрова, И.В. Тельнюк, Н.В. Фомина, С.А. Царькова), опираясь на результаты собственного мониторинга, отмечают, что преподаватели медицинских вузов зачастую испытывают серьезные затруднения в организации своего педагогического труда. Достигшие подлинного мастерства на врачебном поприще, они испытывают затруднения в проектировании и организации учебного процесса. Нежелание некоторых преподавателей вникать в тонкости этого процесса можно объяснить, как некую психологическую защиту [3, с.158].

Причины данного феномена определяются, как объективными, так и субъективными факторами, а именно: приверженностью к традиционным методам обучения; наличием антиинновационных барьеров в организации учебного процесса; фрагментарностью или отсутствием системных знаний по педагогике, экстраполяцией успехов в профессионально-медицинской деятельности на педагогическую; нерегулярностью (или отсутствием возможности) посещения курсов повышения квалификации и т.д. В данном контексте необходимо отметить, что система дополнительного профессионального образования традиционно рассчитана на аудиторную работу слушателей без отрыва от основной работы. Естественно предположить, что качественно сочетать два вида серьезной профессиональной деятельности порой не представляется возможным. Важным фактором, тормозящим гармоничную и эффективную работу в аудитории, является гетерогенный характер групп слушателей [4]. Известно, что в образовании существует андрагогическое направление, которое предполагает учет особенностей взрослого населения в процессе обучения. Обучающийся взрослый, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели, стремится к самостоятельности и самореализации; обладает жизненным опытом, знаниями и компетенциями, которые должны быть использованы в его профессионально-педагогической деятельности. На цикле, как правило, присутствуют преподаватели разного возраста, статуса, педагогической подготовки и опыта, которых сложно включить в единый интерактивный учебный процесс [1;4]. Современным решением накопившихся в данной области постдипломного профессионального образования врачей проблем являются дистанционные методы обучения, которые сегодня имеют приоритетное значение. В условиях системы е-1еагт^ (в частности, Moodle), активно развивающейся в образовательной сфере разного профиля, работа по освоению необходимого программного контента, отработки рефлексии приложенных усилий и тестового анализа приобретает особый смысл [5, с.330]. Современная информационная среда предусматривает организацию образовательного пространства на основе новых информационных технологий, достоинствами которых следует считать: -возможность освоения курса слушателями в индивидуальном режиме -наличие обратной связи с преподавателями и разработчиками курса -свободная навигация по курсу

-возможность использования материалов курса для личного профессионального роста -построение собственного образовательного маршрута -возможность виртуального общения с коллегами и т.д.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

отношение к использованию системы Moodle слушателей НГМА

облегчает изучение материала

позволяет самостоятельно и глубоко освоить темы это современный способ работы

вызывает лишние трудности не имею опыта использования боюсь, что у меня не получится

Рис.1. Отношение к использованию системы Moodle слушателей НГМА (2017г.)

Создание специальных электронных курсов, учебников, блоков тестовых и иных контрольных заданий позволяют обучающимся вовремя познакомиться с необходимым материалом, проверить свои возможности и уровень усвоения содержания, восстановить изученное (или пропущенное) на занятии. Наличие специально разработанного электронного курса в системе Moodle, включающего учебный, методический, научный и профессионально-личностный контент, позволяет преподавателю построить органичную деятельность со слушателями по освоению программы [2;5].

Представим результаты анкетирования слушателей курса «Педагогика высшей школы», проведенного в 2017 году в НГМА г. Нижнего Новгорода.

Как следует из диаграммы, большинство слушателей курсов повышения квалификации по программе «Педагогика высшей школы» высоко оценивают достоинства работы с электронным курсом и считают его современным и перспективным средством, облегчающим интериоризацию материала (соответственно, 44% и 20%). Важным является признание возможностей самостоятельного и глубокого освоения контента курса (27%). Вместе с тем, данные анкетирования показывают, что 9% слушателей не являются приверженцами работы в электронной образовательной среде. Малый процент (3%) респондентов считает использование электронного курса фактором, усложняющим процесс обучения. Остальные (6%) испытывают страх перед неизвестной формой освоения материала и выполнения работ или столкнулись с ней впервые. Структурный анализ анкет позволил выявить, что к данной категории относятся врачи-преподаватели старшей возрастной группы, которые являются сторонниками традиционных форм обучения; им трудно сориентироваться в компьютерных технологиях и нет возможности (или желания) приобрести необходимые навыки. В целом 81% участников апробации очно-заочной формы обучения с использованием дистанционных технологий положительно отнеслись к данной форме проведения курсов в системе дополнительного профессионального образования и, что особенно важно, выразили желание ее использовать в работе со студентами.

В данном контексте целесообразно обратиться к данным анкетирования по вопросу о результатах обучения на курсах (см. рис.2).

1

3

Специальный выпуск: Материалы XIX международного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

результаты прохождения курсов ДПО

стимулирует самопознание

способствует самообразованию

помогает разработать новые виды деятельности

совершенствуется методическое обеспечение занятий

Рис.2. Результаты прохождения курсов ДПО

Данные, представленные на диаграмме, доказывают, что все участники прохождения курсов повышения квалификации отметили положительные профессионально значимые сдвиги, полученные в результате обучения. Важным итогом стоит считать мотивацию слушателей к освоению новых видов педагогической деятельности (36%); связь изученного с профессиональным саморазвитием (соответственно, 9% и 28%), а также стимул к совершенствованию методического мастерства (28%). Полученные данные характеризует позитивный настрой врачей-педагогов на совершенствование педагогической работы, доказывают удовлетворенность полученными на курсах знаниями, увлеченное отношение к методической стороне преподавательской деятельности. Эти показатели свидетельствуют о формировании и развитии профессиональной успешности врачей-педагогов, что делает их более уверенными в реализации профессиональных целей. Таким образом, использование дистанционного обучения в сочетании с аудиторной работой в системе ДПО врачей подтверждает несомненные достоинства современных информационных компьютерных технологий, а именно: индивидуально-личностный подход, возможности глубокого самостоятельного постижения материала, своевременные консультации с преподавателем, оптимальные возможности для профессиональной самореализации личности, развитие умений учебно-познавательной и исследовательской деятельности, воспитание ответственности за результаты своей работы, экстраполяция полученного опыта на собственную профессионально-педагогическую деятельность со студентами и аспирантами. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что система Moodle является достойной альтернативой традиционной модели повышения квалификации врачей-педагогов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Лебедева И.В., Гришкина Л.Ю. Особенности изучения курса «Педагогика высшей школы» в системе повышения квалификации врачей// Вестник Мининского университета. - 2014 - №4.

[2] Лебедева И.В., Горлова В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов. В сборнике: «Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики»: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015.- С. 261-265.

[3] Лебедева И.В., Шабанова Т.Л. Формирование профессиональных компетенций у преподавателей медицинских вузов в процессе изучения курса «Педагогика и психология высшей школы» // Концепт. -2014. - № 12. - С.156-160.

[4] Петрова, Л. Е., Царькова, С. А. Качество деятельности врача: оценка работы и дополнительного профессионального образования // Уральский медицинский журнал. - 2013. - № 3 (108). - С. 122-126.

[5] Фомина Н.В, Лебедева, И.В. Система е-1еагт^ как средство повышения мобильности врачей - педагогов в условиях профессиональной переподготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных

исследований. 2017. № 1-2. С. 327-331.

—--—

~ 173 ~

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

ELECTRONIC EDUCATIONAL MOODLE SYSTEM AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF THE COURSE "PEDAGOGY OF THE HIGHER SCHOOL" IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM FOR

DOCTORS

Lebedeva I. V.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russian

Federation

Annotation. Article is devoted to problem of implementation of the program of additional vocational training of doctors at the rate "Pedagogy of the Higher School". Need of use of part-time courses of doctors-teachers at advanced training courses with use of the electronic educational Moodle system is proved. The priority directions of drawing up content for the correspondence grade level are analysed. Results of monitoring of students on the basis of the Nizhny Novgorod Medical academy are presented.

Key words: Pedagogy of the higher school, part-time courses, electronic educational system, additional professional education, andragogika

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.