Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОДАРЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОПРОВОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Елена Леонидовна, Серёдкина Александра Сергеевна

Важность педагогического сопровождения одаренности студентов педагогического вуза посредством электронной информационно-образовательной среды обусловлена тем, что в современном информационном обществе организация межличностного взаимодействия осуществляется при помощи сетевых коммуникативных структур с использованием технологий цифровых платформ. Тем самым все более актуальной становится проблема потребности такого общества в функционально грамотной, высоко интеллектуальной и творческой личности педагога. Квалифицированная разработка, внедрение и эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности высшей школы позволяет обеспечить своевременное развитие и непрерывный процесс выявления интеллектуально-творческого потенциала студентов педагогического вуза с признаками одаренности. В статье авторы рассматривают категории: интеллект, творчество, одаренность, педагогическое взаимодействие, электронная информационно-образовательная среда (далее ЭИОС) - изучена роль ЭИОС организации специальных педагогических условий эффективного выявления и развития одаренных студентов. Теоретически обоснована необходимость проектирования ЭИОС педагогического вуза и определена значимость процесса педагогического взаимодействия, при сопровождении одаренных студентов и развитии потенциальной и явной одаренности будущих педагогов. Среди форм работы с одаренными студентами педагогического вуза авторы предлагают использовать сетевые образовательные проекты и дистанционные курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Елена Леонидовна, Серёдкина Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' GIFTEDNESS

The importance of pedagogical support and the development of the giftedness of students of a pedagogical university through an electronic information and educational environment is due to the fact that in the modern information society, the organization of interpersonal interaction is carried out using network communication structures using digital platform technologies. Thus, the problem of the need of such a society for a functionally literate, highly intellectual and creative personality of a teacher becomes more and more urgent. The qualified development, implementation and effective application of information and communication technologies in the pedagogical activity of higher education allows for the timely development and continuous process of accompanying the intellectual and creative potential of students of a pedagogical university with signs of giftedness. In the article, the authors consider the categories: intelligence, creativity, giftedness, pedagogical interaction, electronic information and educational environment (hereinafter EIOS) - the role of EIOS in organizing special pedagogical conditions for the effective support and development of gifted students is studied. The necessity of designing the EIOS of a pedagogical university is theoretically substantiated and the importance of the process of pedagogical interaction is determined, accompanied by gifted students and the development of potential and obvious giftedness of future teachers. Among the forms of work with gifted students of a pedagogical university, the authors suggest using network educational projects and distance courses.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

V7TK" 47 04 I rTliQN l©2022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 J I-V-t |(cc) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27128474 2022 11 01 08 lfcae3MÏ^Mhttps://creanvecoinmons.org/licenses/by-nc/4.0/)

электронная Информационно-образовательная среда педагогического

ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

© Автор(ы) 2022

ФЕДОТОВА Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Педагогического института

SPIN: 2492-8337 AuthorlD: 625972 ORCID: 0000-0003-4694-0797

СЕРЁДКИНА Александра Сергеевна, аспирант

Иркутский государственный университет 664025, Россия, Иркутск, djakonda6@yandex.ru

SPIN: 7961-5577 AuthorlD: 1040060 ORCID: 0000-0001-6597-0321

Аннотация. Важность педагогического сопровождения одаренности студентов педагогического вуза посредством электронной информационно-образовательной среды обусловлена тем, что в современном информационном обществе организация межличностного взаимодействия осуществляется при помощи сетевых коммуникативных структур с использованием технологий цифровых платформ. Тем самым все более актуальной становится проблема потребности такого общества в функционально грамотной, высоко интеллектуальной и творческой личности педагога. Квалифицированная разработка, внедрение и эффективное применение информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности высшей школы позволяет обеспечить своевременное развитие и непрерывный процесс выявления интеллектуально-творческого потенциала студентов педагогического вуза с признаками одаренности. В статье авторы рассматривают категории: интеллект, творчество, одаренность, педагогическое взаимодействие, электронная информационно-образовательная среда (далее ЭИОС). Изучена роль ЭИОС организации специальных педагогических условий эффективного выявления и развития одаренных студентов. Теоретически обоснована необходимость проектирования ЭИОС педагогического вуза и определена значимость процесса педагогического взаимодействия, при сопровождении одаренных студентов и развитии потенциальной и явной одаренности будущих педагогов. Среди форм работы с одаренными студентами педагогического вуза авторы предлагают использовать сетевые образовательные проекты и дистанционные курсы.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, одаренность, интеллект, педагогическое взаимодействие, сопровождение и развитие одаренности, информационно-коммуникационные технологии.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' GIFTEDNESS

© The Author(s) 2022

FEDOTOVA Elena Leonidovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy of the Pedagogical Institute SEREDKINA Alexandra Sergeevna, post-graduate student Irkutsk State University 664025, Russia, Irkutsk, djakonda6@yandex.ru Abstract. The importance of pedagogical support and the development of the giftedness of students of a pedagogical university through an electronic information and educational environment is due to the fact that in the modern information society, the organization of interpersonal interaction is carried out using network communication structures using digital platform technologies. Thus, the problem of the need of such a society for a functionally literate, highly intellectual and creative personality of a teacher becomes more and more urgent. The qualified development, implementation and effective application of information and communication technologies in the pedagogical activity of higher education allows for the timely development and continuous process of accompanying the intellectual and creative potential of students of a pedagogical university with signs of giftedness. In the article, the authors consider the categories: intelligence, creativity, giftedness, pedagogical interaction, electronic information and educational environment (hereinafter EIOS). The role of EIOS in organizing special pedagogical conditions for the effective support and development of gifted students is studied. The necessity of designing the EIOS of a pedagogical university is theoretically substantiated and the importance of the process of pedagogical interaction is determined, accompanied by gifted students and the development of potential and obvious giftedness of future teachers. Among the forms of work with gifted students of a pedagogical university, the authors suggest using network educational projects and distance courses.

Keywords: electronic information and educational environment, giftedness, intelligence, pedagogical interaction, support and development of giftedness, information and communication technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Создание специальных педагогических условий для эффективного обучения, самореализации и саморазвития обучающихся - архиважная задача для преподавателей высшей школы. Передовые информационные технологии внедряются сегодня практически во все сферы деятельности современного общества: промышленную, экономическую, образовательную, медицинскую, социальную.

Одной из приоритетных тенденций развития высшего образования Российской Федерации является внимание к проблеме качественной профессиональной подготовки обучающихся вуза с признаками потенциальной и явной одаренности.

В условиях активно развивающейся информатизации общества проблемы модернизации высшего образования, разработка и внедрение инновационных средств обучения и современных образовательных технологий, актуализация взаимосвязи теории и практики образования предполагают повсеместную цифровизацию образовательного процесса, начиная с этапа проектирования будущего образовательного продукта и заканчивая этапом его апробации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие «интеллект» в психолого-педагогической литературе встречается крайне редко и определяется весьма неоднознач-

но. В научных материалах российских и зарубежных ученых Г.Ю. Айзенка, М.А. Холодной, Л.С. Цветковой [1; 2; 3] интеллект рассматривается с теоретической точки зрения, изучаются противоречия исследований интеллекта и его психологические аспекты, а также нарушения мозговой деятельности и интеллектуальных способностей человека.

Так, Г.Ю. Айзенк рассматривал интеллект «как относительно устойчивую структуру умственных способностей индивида» [1], говоря о том, что интеллект есть «разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания».

М.А. Холодная определяет интеллект как особую форму организации индивидуального ментального (умственного) опыта «в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего» [2].

Л.С. Цветкова в своих работах характеризует интеллект как «способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач» [3]. Концепция автора дает возможность утверждать, что одаренность (любого вида) и высокий уровень развития тех или иных способностей не тождественно равные величины.

Феномен одаренности - качественно-своеобразный набор врожденных способностей индивида, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или иной деятельности, отличающейся системностью и динамичным развитием в течении всей жизни. Одаренность студентов педагогического вуза авторы предлагают понимать как высокий уровень творческого потенциала, реализуемый и активно развивающийся в специально созданных педагогических условиях в процессе освоения обучающимися профессиональных компетенций.

При изучении факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие одаренности индивида, М.А. Холодная основывается на утверждении о том, что наследственность, природные задатки, социальная среда имеют первостепенное значение. Наравне с этим, автор поддерживает парадигму триархической теории интеллекта Р. Стернберга [4], которая описывает одаренность как развивающуюся компетентность индивида, механизм которой - наращение когнитивного компонента посредством интеллектуальной деятельности.

Тем самым подчеркивается необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о возможности выявления потенциальной и развития явной одаренности студентов, посредством ЭИОС педагогического вуза.

В русле проблематики нашего исследования привлекают внимание работы О.А. Захаровой, которая под ЭИОС вуза понимает «систему, аккумулирующую не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов; управление данной системой определяют целевые установки общества, обучаемых и педагогов» [5].

Работы О.А. Захаровой наиболее полно отражают специфику использования возможностей ЭИОС для реализации развивающего обучения, развития обучаемости, интеллекта и креативности.

Обосновывается актуальность исследования. На сегодняшний день идея формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза посредством электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) вызывает значительный интерес и приобретает все большую актуальность.

Основополагающие принципы, структура и цели реализации образовательного процесса, опосредованно-

го ЭИОС образовательной организации, закреплены в нормативно-правовом акте - государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы.

Исходя из возможностей использования ЭИОС в вузе, обеспечивается реализация одного из фундаментальных дидактических принципов - индивидуализации обучения, учета личностных особенностей обучающихся, их социального, академического опыта, уровня когнитивных способностей, познавательных интересов. Создается психологически комфортная среда и изучаются другие факторы, влияющие на эффективность образовательной деятельности студентов с признаками одаренности.

Сопровождение и развитие одаренных студентов -актуальная проблема для всего педагогического сообщества высшей школы, поскольку данный процесс количественно коррелирует и качественно определяет интеллектуальный фонд страны и является приоритетной задачей российского государства и общества в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в том, чтобы определить факторы создания электронно-информационной образовательной среды педагогического вуза, способствующей эффективному выявлению потенциальной (скрытой) и развитию актуальной (явной) одаренности студентов.

Используемые методы, методики и технологии. Содержание данной статьи отражает результаты специально проведенного комплекса теоретических мероприятий, таких как: анализ дидактических подходов, способствующих эффективному педагогическому сопровождению студентов высшей школы и обеспечивающих своевременное выявление и комплексное развитие одаренности у будущих педагогов посредством ЭИОС вуза, а также изучение российских и зарубежных психолого-педагогических трудов отражающих современное состояние организации и реализации образовательного процесса в системе высшего образования.

В процессе научного познания авторы использовали следующие теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам изучения феномена одаренности и возможностей реализации образовательного процесса в высшей школе посредством ЭИОС для выявления и развития скрытой и явной одаренности студентов, учебно-методической документации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», анализ, сравнение, синтез, обобщение современного педагогического опыта.

Практическая часть исследования предполагает экспериментальную работу с контингентом студентов бакалавриата Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутского государственного университета».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Теоретический анализ научной литературы позволяет определить, что педагогическое сопровождение студентов с признаками одаренности, опосредованное ЭИОС вуза, целесообразно осуществлять в контексте компетентностного подхода.

Основными целями создания специальных педагогических условий для обеспечения образовательных потребностей одаренных студентов и реализации эффективного педагогического сопровождения данной категории обучающихся при помощи ЭИОС являются:

- выявление студентов с признаками потенциальной и явной одаренности;

- психолого-педагогическая адаптация одаренных обучающихся к образовательной среде высшей школы;

- гармоничное развитие интеллектуальной, мотива-ционной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности одаренного студента посредством соз-

дания и реализации индивидуального образовательного маршрута;

- помощь в формировании Я-концепции и профессиональной идентификации студентов с признаками одаренности.

По своей природе ЭИОС характеризуется многоуровневой иерархической структурированностью (рисунок 1).

Согласно ФГОС ВО, наличие ЭИОС вуза - не только важнейшее требование к реализации образовательных программ, но и средство формирования принципиально новой системы высшего образования, основной целью которой является формирование творческой, интеллектуально развитой личности.

Для полномасштабного и беспрепятственного доступа к работе в ЭИОС высшая школа должна иметь: комплекс цифровых и информационно-образовательных ресурсов (ИОС); технологические средства ИКТ; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих комфортный процесс обучения в современной ИОС.

Рисунок - 1 Структура электронной информационно образовательной среды

Функционирование ЭИОС всегда подкреплено средствами информационно-коммуникационных технологий и соответствует законодательству Российской Федерации [6].

Говоря о современной творческой личности, мы понимаем «творчество» как вид деятельности человека, «порождающее нечто качественно новое и принципиально отличающееся своей неповторимостью, общественно-исторической уникальностью» [7]. Следовательно, творчество будущего педагога заключается в умении проектировать и реализовывать непрерывное взаимодействие с обучающимися в постоянно меняющихся условиях, что требует высокой мобилизации профессиональных компетенций для эффективного и нетривиального решения педагогических задач. «Педагогическое творчество характеризуется наличием глубоких и всесторонних академических знаний; их критической переработкой и осмыслением; способностью к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умением видеть вариативность в любых педагогических задачах» [8].

Мы предполагаем, что использование средств ИКТ в ЭИОС педагогического вуза создают наиболее благоприятные условия для проектирования педагогического взаимодействия с одаренными студентами. Обратная связь, осуществляемая в виде трехкомпонентного взаимодействия (рисунок 2), реализует основные дидактические возможности эффективного развития личности обучающегося с признаками потенциальной и явной одаренности, учитывая возрастные, психолого-физические и личностные особенности.

Рисунок 2 - Трехкомпонентное взаимодействие по-

средствам возможностей ИКТ.

Таким образом, главным субъектом образовательно деятельности становится студент, способный к профессиональному и социальному саморазвитию, который оперируя своими познавательными потребностями, самостоятельно, в комфортном для себя режиме, управляет интенсивностью и объемом образовательного процесса, варьируя собственную нагрузку как в рамках базовой образовательной программы, так и в усложненной, альтернативной версии.

Инновационность ЭИОС педагогического вуза обоснована включением в ее функционал современных электронно-образовательных ресурсов, где вектор специально созданных педагогических условий, направлен на достижение творческих, принципиально новых и креативных образовательных результатов. Выполнение функций координатора позволяет придать профессиональной деятельности преподавателя характер сотрудничества (партнерства).

Приоритетные задачи педагогического сопровождения будущих педагогов с признаками одаренности:

- педагогическая диагностика студентов с целью выявления признаков явной и потенциальной одаренности;

- формирование индивидуальной, самостоятельно-организованной работы одаренных обучающихся;

- наращение когнитивного компонента готовности к осуществлению профессиональной деятельности, комплексное развитие конвергентного и дивергентного мышления посредством активной интеллектуальной деятельности по специально выстроенному образовательному маршруту;

- развитие навыков решения исследовательских задач в рамках индивидуально-проектной деятельности;

- мониторинг качества внеаудиторных самостоятельных работ студентов [9].

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В статье 16 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» основное внимание направлено на то, что ЭИОС представляет собой «интегрированную среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от место нахождения обучающихся» [14].

Под электронной средой понимается среда, «функционирующая на базе технических устройств (аппаратных средств), используемых в информационной технологии при обработке, хранении и передаче данных» [10]. Тогда как информационная среда - «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации» [11] предоставляет возможность современному обществу получать, обрабатывать необходимую информацию, интегрирую ее в когнитивный и деятельностный элемент развития личности.

Л.Н. Бережнова предлагает следующее определение понятия образовательная среда - «специфическая форма человеческой практики, направленная на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познавать мир и себя в мире» [12].

В рамках нашего исследования, мы предлагаем понимать ЭИОС педагогического вуза как со-дружественную систему человеческого ресурса и специально созданных психолого-педагогических условий с целью эффективного формирования личности, развития потенциальных и явных возможностей обучающихся.

Структура и содержание ЭИОС вуза зависят от це-

лей обучения и ожидаемых результатов педагогической деятельности. В процессе реализации программ высшего образования фундаментальными целями являются: прирост профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально значимых качеств личности.

В ЭИОС выявление и развитие студентов педагогического вуза с признаками явной или потенциальной одаренности преподаватель выполняет роль наставника, который создает и реализует специальные психолого-педагогические условия для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося.

Вопросы разработки эффективных методов применения современных информационных технологий, влияющих на развитие феномена одаренности, отражены в работах Ю.Д. Бабаевой. [13]. Она рассматривает данную проблему с классической и современной точек зрения, комплексно анализирует позитивные и негативные аспекты использования ИКТ в попытке развить одаренность, а также выделяет индивидуальные особенности одаренной личности, которые необходимо учитывать на этапе планирования, разработки и внедрения обучающих систем ИКТ в образовательной организации.

Адаптируя выявленные Ю.Д. Бабаевой особенности обучения одаренной личности под образовательный процесс высшей школы, дадим характеристику индивидуальным особенностям студентов педагогического института с признаками одаренности по сравнению со сверстниками, не проявляющих данные способности (таблица 1). Из таблицы видно, что одаренному студенту легко и быстро даются усвоение и обработка нового материала, его интересуют задания высокой степени сложности, требующие высоких интеллектуальных и творческих затрат, от легких и примитивных он теряет интерес к познавательной деятельности, становится апатичным. Тем самым, у одаренного обучающегося угнетается мотивационная сфера, снижается уровень внутренней мотивации, поскольку нет условий для реализации «Я-концепции».

Основываясь на научных исследованиях Ю.Д. Бабаевой, мы полагаем, что внедрение ИКТ в образовательный процесс вышей школы способно увеличить «степень безусловно полезной для одаренных обучающихся индивидуализации обучения: его темпа, уровня сложности и формы представления учебного материала» [16].

Таблица 1 - Характеристика индивидуальных особенностей студентов педагогического института с признаками одаренности

Классификация Описание

По степени тяжести усвоения и обработки изученного материала легкая

По скорости усвоения и обработки изученного материала высокая

По отношению к легким заданиям, носящие репродуктивный характер не заинтересованы

По результативности использования углубленного/ускоренного обучения не эффективны

Уровень стремления к достижению высокого результата перфекционист

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Сопровождение и развитие студентов с признаками одаренности, опосредованное ЭИОС педагогического вуза, реализуется при помощи создания электронного образовательного ресурса и сетевых образовательных инициатив: лабораторных работ, практикумов, образовательных веб-квестов, студенческого олимпиадного движения, творческих и исследовательских проектов, деловой игры, конкурсов профессионального мастерства, онлайн-курсов подготовки к интеллектуальным соревнованиям (предметной и обшей направленности).

В условиях ЭИОС педагогического вуза студент, демонстрирующий незаурядные способности, может удовлетворить свою повышенную любознательность, стремление к творчеству (креативности), найти новые

идеи для поисково-исследовательскои деятельности, вступить в сообщества по интересам, обзавестись единомышленниками, обеспечив себя комфортной защищенной информационно-коммуникационной средой.

Анализ исследований и научных публикаций об информатизации образования (И.В. Роберт, Т.Ш. Ших-набиева и др.) [14; 15], психолого-педагогических особенностей феномена одаренности (Ю.Д. Бабаева, Ю.З. Гульбух, М.М. Кашапов, Е.А. Никитина, Е.Л. Федотова и др.) [17; 18; 19] показал, что электронная информационно-образовательная среда вуза обладает большими возможностями выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала будущего педагога.

Теоретические аспекты проектирования ЭИОС педагогического вуза, обеспечивающей сопровождение и развитие одаренных студентов, недостаточно изучены.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Подводя итоги, стоит отметить, что на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ» функционирует ранее спроектированная и успешно апробированная электронная информационно-образовательная среда "EDUCA", однако на ее платформе не организовывалась опытно-экспериментальная работа по сопровождению и развитию студентов с признаками явной и потенциальной одаренности, что и будет являться для авторов главной перспективой дальнейших изысканий в данном научном направлении.

СПИСОК ЛТЕРАТУРЫ:

1. Айзенк Г. Парадоксы психологии = Psychology is about people.

— М.: Эксмо-Пресс, 2009. — 352 с. — (Психология общения). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-33527-5

2. ХолоднаяМ. А. Онтологическая теория интеллекта как основа технологии интеллектуального воспитания учащихся //Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека. — 2014. — С. 213-230.

3. Цветкова Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. — 2008.

4. Мищенко В. И. Триархическая теория интеллекта Роберта Стернберга / В. И. Мищенко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. — 2017. — № 1(10). — С. 319-321.

5. Захарова О. А. Использование электронной информационно-образовательной среды вуза при дистанционном обучении / О. А. Захарова, Ю. В. Доронкин, К. А. Абиров // Сб.: Современные цифровые технологии в агропромышленном комплексе : Материалы Международной научной конференции. — Рязань, 2020. — С. 383-386.

6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Система ГАРАНТ (garant.ru) (дата обращения 20.11.2021 г.)

7. Современная энциклопедия. 2000.

8. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 145

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Клименко И. Л. К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении / И. Л. Клименко, И. М. Елкина.

— Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 178-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/ агсЫуе/151/8142/(дата обращения: 19.12.2021).

10. Жукова О. Н. Электронная информационно-образовательная среда сопровождения и развития детской одаренности: проектирование структуры // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 3. https://science-education.m/artide/view?id=24503 (дата обращения: 20.12.2021).

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / КонсультантПлюс (consultant. ru) (дата обращения 22.11.2021).

12. Бережнова Л. Н. Полиэтническая образовательная среда. — СПб., 2003. С. 201.

13. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. —М.: Сканрус, 2003. - c. 160

14. Роберт И. В. (2020). Направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий. Электронные библиотеки, 23(1-2), 145-164. https://doi. org/10.26907/1562-5419-2020-23-1-2-145-164

15. Шихнабиева Т. Ш. Образовательная робототехника как инновационная технология обучения: Монография /Я. А. Ваграменко, Т. Б. Казиахмедов, Г. Ю. Яламов, Т. Ш. Шихнабиева, Н. В. Борисова / под общ.ред. Г. Ю. Яламова. - М.: Изд-во СГУ, 2018.- 106 с.

16. Бабаева Ю. Д. Современные тенденции в исследовании одаренности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.

— 2008. — №. 2.

17. Гильбух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности //Вопросы психологии. — 1990. — №. 4. — С. 147-155.

18. Кашапов М. М. Ресурсная готовность педагога к работе с

одаренными детьми // Человеческий фактор: социальный психолог. — 2019. - №. 2. - С. 90-101.

19. Федотова Е. Л., Никитина Е. А. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018.№1.С. 137- 141

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 2022.07.12

Approved date: 2022.08.24

Accepted date: 2022.08.29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.