№ 5 (34), 2009
"Культурная жизнь Юга России"
предполагает адекватную самооценку и развитые рефлексивные способности.
Данная профессиограмма может быть рекомендована как основа подготовки инструктора детско-юношеского туризма к профессиональной деятельности.
Литература
1. Дрогов И. А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. М., 2004; Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М., 2006; Остапец-Свешников А. А. Методология и концепция детско-юношеского туризма. М., 1991; Он же. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности. М., 2001.
2. БоборыкинА. Д., КожуховЮ. В., ПетроваЗ. В., Богословский В. В. Краткая профессиограмма учителя истории и обществоведения // Психология труда и личности учителя. Л., 1977. С. 21-25; Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003; Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004; Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996; Рыков И. А., Щербаков А. И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы // Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Л., 1975. С. 37-42.
3. Сборник нормативно-правовых актов по ту-ристско-краеведческой работе и организации отдыха детей и молодежи. М., 2006.
I. L. BEKKER, M. YE. KONDRATYEV. PSYCO-PEDAGOGICAL GROUNDS FOR BUILDING OF JOB DESCRIPTION OF THE INSTRUCTOR OF CHILD AND TEEN-AGE TOURISM
The article is dedicated to the theoretical methodological approaches to the development of professionalism of the instructor of child and teen-age tourism.
Key words: child and teen-age tourism, job description of instructor.
И. А. САВИНА
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Современная жизнь немыслима вне видовых категорий информационной культуры - информационно-сетевой, электронной (E-culture), цифровой, которые формируются под влиянием электронных документов и изданий. Электронная библиография порождает соответствующую продукцию, предоставляемую на библиографическом языке.
Ключевые слова: информационная культура, электронный (цифровой) документ, электронное издание, электронная библиография.
Следствием социальной революции рубежа второго и третьего тысячелетий явилось глобализирующееся информационное общество. Процесс глобализации принято рассматривать как закономерный этап эволюции, переход на более высокую ступень развития. Данная историческая фаза становления информационного общества отражает главное противоречие современной цивилизации и как одна из важных проблем ставится на обсуждение в ООН, ЮНЕСКО, Совете Европы и других международных организациях. Новая система социальных отношений формируется под влиянием разнообразных по своему содержанию культурных, идеологических, политических, правовых, экономических, информационных, технологических факторов. Культура как способ освоения предметного мира, средство социализации поколений [1] обеспечивает сохранение материального и духовного наследия, преемственность образцов жизнеповедения.
Поток информации сегодня столь велик и разнообразен, что настоятельно требуется умение
ориентироваться в массивах ресурсов и коммуникациях различного уровня. В период глобализации обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации с помощью современных средств, методов и технологий. Новые условия порождают зависимость от информированности: недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, надо овладеть такой технологией работы с ней, которая учит подготавливать и принимать решения на основе коллективного знания. Иными словами, необходим новый тип информационной культуры.
Процесс глобализации характеризуется лавинообразным ростом количества оцифрованных информационных ресурсов (перевод существующих культурных ценностей в электронную форму), свободным доступом к информации, появлением таких видов информационной культуры, как информационно-сетевая, электронная (E-culture), цифровая и др. Создаются электронные версии различных объектов культурного наследия: про-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (34), 2009
изведений изобразительного (живопись, графика, скульптура) и перформативного искусства (музыка, театр, танец), культурных ландшафтов, наследия архитектуры, видеотеки кинопроизведений, телепередач и т. д. К числу накапливаемых ресурсов принадлежат и те, которые изначально созданы в электронной форме (born digital objects): сетевое искусство, реконструкция в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные рассказы, электронные версии учреждений памяти (библиотек, музеев, архивов). Возросшую социально-культурную роль этих информационных ресурсов и технологий нередко называют веком цифрового Ренессанса и электронного документа.
Федеральный закон РФ «Об электронно-цифровой подписи» от 10 января 2002 года под электронным понимает документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме [2]. ГОСТ 7.83-2001 дает определения следующим терминам: электронный документ - документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники; электронное издание - электронный документ (или их группа), прошедший редакцион-но-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные данные [3].
Электронные издания различаются:
- по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного, самостоятельное издание);
- по природе основной информации (текстовое или символьное, изобразительное, звуковое, программный продукт, мультимедийное);
- по целевому назначению (официальное, научное, научно-популярное, нормативно производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное, художественное);
- по технологии распространения (локальное, сетевое, комбинированного распространения);
- по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания (детерминированное, недетерминированное, т. е. интерактивное);
- по периодичности (непериодическое, сериальное, периодическое, продолжающееся электронное, обновляемое);
- по структуре (однотомное, многотомное, электронная серия).
Вышеперечисленные электронные издания и документы формируют:
- электронную (цифровую) библиотеку - вид информационных систем, в котором документы хранятся и могут использоваться в машиночитаемой форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения;
- виртуальную библиотеку - совокупность внутренних и внешних по отношению к библиотеке информационных ресурсов, к которым техническими и программными средствами (в том числе - сетевыми протоколами) обеспечен интерфейс доступа;
- электронную коллекцию - множество электронных документов, обладающих однотипными формальными признаками и содержащих фактографическую (объектографическую) информацию;
- электронный ресурс - условная единица информации, имеющая внутреннюю структуру в электронном виде;
- базы и банки данных - организованная совокупность блоков информационных элементов, представленных на машиночитаемых носителях, предназначенных и пригодных для оперативного решения разнообразных пользовательских задач с применением средств вычислительной техники;
- интероперабельные коллекции - взаимодействие, дающее возможность работать с коллекциями разнородными электронными документами через единый пользовательский интерфейс.
При этом важно различать основные категории:
- текст (данные, состоящие из символов, составляющих электронный документ);
- гипертекст (принцип организации информационных массивов, при котором отдельные элементы - записи, документы, их части и т. д. - объединены между собой отношениями, обеспечивающими быстрый поиск информации и/или просмотр данных, взаимосвязанных указанными ассоциациями и технологиями;
- гиперсвязь, или гиперссылка (связь между частями документа или различными документами, реализующая гипертекст);
- метаданные, или метаинформация («данные о данных», «информация об информации»).
При формализованном описании коллекции, документа или объекта под метаданными понимаются структурированные сведения об электронном ресурсе, представляющие его свойства (или атрибуты), в частности электронную библиографию (продукцию, предоставляемую на библиографическом языке).
Электронные библиографические ресурсы могут быть представлены в форме библиографической продукции локального и удаленного доступа (сетевые web-сайты и CD, DWD, FLASH и других носителях). Эта продукция подразделяется на электронные каталоги, библиографические базы данных; библиографические пособия в составе электронных библиотек. Они содержат библиографическую информацию в форме вышеперечисленных категорий - совокупности традиционных библиографических записей (например, каталоги, указатели, списки, обзоры и др.).
Электронная библиография формируется под воздействием различных факторов современного общества, в частности, правового. Так, Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 859 «Об обязательном экземпляре изданий» гласит, что «в соответствии с ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" и в целях осуществления библиографического и статистического учета изданий, а также развития системы библи-отечно-информационных ресурсов Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемый (среди прочих) библиотечно-инфор-мационных организаций, получающих из науч-
№ 5 (34), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
но-технического центра "Информрегистр", обязательный бесплатный федеральный экземпляр электронных изданий (за исключением патентных документов на электронных носителях) и перечень библиотечно-информационных организаций, получающих из Федерального института промышленной собственности обязательный бесплатный экземпляр патентных документов на электронных носителях» [4].
Библиографический язык как знаково-сим-вольное образование обогащает интеллектуальный багаж личности, являющейся потребителем библиографической информации и субъектом активного совершенствования информационной культуры. Наличие библиографического языка обеспечивает отбор, систематизацию, критическую оценку и доведение до заинтересованного потребителя библиографической информации как в традиционном, так и в электроном виде.
Литература
1. Калинин В. В. Культура в системе развития современного российского общества // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Кон-дыков А. С. Культура и художественное образование в современной аксиосфере // Там же.
2. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08 ноября 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
3. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения (Межгосударственный стандарт). М., 2001.
4. Об обязательном экземпляре изданий: Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4888.
I. A. SAVINA. THE ELECTRONIC BIBLIOGRAPHY AS THE FACTOR OF FORMATION OF CULTURE IN THE MODERN SOCIETY
The modern life is impossible without different kinds of informational culture - informational-network culture, electronic culture (E-culture), digital culture and others, which are formed under the influence of electronic documents and editions. The electronic bibliography opens sector of electronic bibliographic production given on bibliographic language.
Key words: informational culture, electronic (digital) document, electronic edition, electronic bibliography.
д. с. ЗАГУТИН
СТАНОВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(В контексте требований Болонской декларации)
В статье выделены основные направления взаимодействия системы дополнительного образования со школой, ссузом и предприятием, позволяющие разрешить ряд противоречий между производством и профессионально-техническими учебными заведениями.
Ключевые слова: техническое творчество, модуль образовательной программы, компонент модуля.
В связи с концептуализацией обновления системы образования сегодня требуется привести эту систему в соответствие с интересами государства, направленными к завоеванию лидирующих позиций на мировом рынке. Данная проблемная ситуация наталкивает на необходимость спроектировать модель образования, учитывая в частности такой немаловажный фактор формирования и развития культуры производства, как научно-творческая деятельность студентов технических учебных заведений.
Сегодня господствуют, как минимум, две равноправные философии образования - когнитивная (интеллектуальная) и эффективно-эмоционально-волевая (личностная) [1]. Первая предполагает преимущественную направленность образовательного процесса на предметные программы, фиксированные поддающимися оцен-
ке результатами обучения. Селективный отбор учащихся все жестче отслеживается с помощью стандартов и различного рода экзаменов. Вторая переносит центр тяжести с интеллектуального (когнитивного) на эмоциональное и социальное развитие обучаемых.
В сложившейся ситуации логично воспользоваться принципом педагогической инверсии и оптимальным сочетанием парадигм, заимствованных из обеих названных философий образования, а также учесть идеи о специфике ци-вилизационного развития, выдвинутые А.-Дж. Тойнби и О. Шпенглером [1]. Кроме названных теоретических источников в нашей научной разработке применена технология векторного моделирования образовательной среды, предложенная В. А. Ясвиным [2]. Она позволяет осуществить типологизацию образовательной среды,