УДК 002.2:007
ВЫБОР ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В НАУЧНОЙ
СРЕДЕ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
О.И.Волков
Развитие информационных технологий в сфере науки и образования дало возможность специалистам создавать различного рода электронные издания, без каких либо специальных навыков программирования. Вместе с тем нет четких стандартов построения электронных учебных материалов, нет механизмов их правовой защиты, нет единых критериев, по которым определяется качество электронных изданий. Сделана попытка изучить предлагаемые программные продукты для создания электронных изданий, а также разобраться в самих формах этих средств обучения.
Ключевые слова: электронное издание, электронный учебник, мультимедиа, гипертекст, программный продукт.
Volkov O.I. Choice of software of creation of electronic editions in the scientific environment of liberal arts colleges.
Development of an information technology in science and education sphere has given the chance to experts to create any electronic editions, without what or special skills of programming. At the same time there are no accurate standards of construction of electronic teaching materials, there are no mechanisms of their legal protection, there are no uniform criteria on which quality of electronic editions is defined. Attempt to study offered software products for creation of electronic editions is made, and also to understand forms of these tutorials.
Key words: the electronic edition, the electronic textbook, multimedia, the hypertext, software product.
Применение информационных технологий, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной сфере деятельности, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; создание и использование компьютерных обучающих, справочных, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
Современные информационные технологии в своем развитии достигли той точки, когда они стали доступными для освоения и использования в повседневной работе любых слоев общества. С другой стороны, это направление является приоритетным у большинства компаний - разработчиков программного обеспечения, таких как Microsoft. Взаимное сближение потребностей и интересов на основе сети Интернет привело к тому, что одной из наиболее легких в освоении стала технология построения гипертекстов. Кажущаяся простота концепции гипертекста обуславливает и формальную простоту общепринятой технологии создания гипертекстов. Имея простейшую систему построения гипертекстов, можно быстро собрать из одного или нескольких текстовых файлов гипертекст и получить электронный вариант документа. Широкие возможности открылись в использовании для этих целей программ пакета MS Office, обладающие широким выбором средств интегрирования документов в Интернет-среду, используя преобразование в гипертекст с соответствующими инструментами навигации.
Современная политика образования, а также определенные социально-экономические условия породили ситуацию, когда на рынке появилось большое количество учебной литературы низкого качества, в том числе электронных учебников. Практически все электронные издания построены на гипертекстовой технологии. Гипертекст обладает определенной семантической сетевой структурой. При многочисленном просмотре, если гипертекст используется как учебник, эта структура будет влиять на структуру знаний пользователя по данному вопросу. Заранее установленная логическая связь не дает повода к поиску самостоятельного решения.
Данный факт не может не сказаться на качестве создаваемых учебников в электронном виде, большинство из которых сводится к электронной (машиночитаемой) копии бумажной версии документа с элементарной расстановкой гиперссылок. Однако в данном случае выпадает из внимания следующий момент: учебник не может заменить учителя, излагающего материал в той
последовательности и в том объеме, который необходим учащемуся для освоения данной дисциплины
[1, 4].
На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных средств обучения в гипертекстовой форме и их активное распространение, а также имеют место попытки внедрения в учебный процесс. Однако нет единого стандарта на построение электронных учебных материалов, нет механизмов их правовой защиты, нет единых критериев, по которым определяется качество электронных изданий. А это, в свою очередь, порождает великое разнообразие программных продуктов, которые преподаватель использует для их создания в меру своих знаний и способностей в овладении современными компьютерными технологиями. В результате мы имеем множество электронного учебно-методического и дидактического материала с неопределенной терминологией. Ярким примером служит термин электронный учебник. Электронный учебник это основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. На практике же зачастую электронным учебником называют любое учебное электронное издание и наоборот программные средства легко представляют, как среды для создания электронных учебников. Но тогда и любой текстовый редактор можно назвать средой создания учебников.
Целью данной работы является изучение предлагаемых программных продуктов для создания электронных средств обучения, а также попытка разобраться в формах этих средств обучения.
Согласно ГОСТ 7.83-2001 электронные издания по интересующему нас профилю гуманитарных вузов делятся:
по природе основной информации:
• текстовое (символьное) электронное издание: электронное издание, содержащее
преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
• изобразительное электронное издание: электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;
Примечание: к изобразительным изданиям относятся факсимиле, а также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки.
• звуковое электронное издание: электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;
• мультимедийное электронное издание: электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами;
по целевому назначению:
• научное электронное издание: электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы;
• научно-популярное электронное издание: электронное издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю-неспециалисту;
• учебное электронное издание: электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения;
• справочное электронное издание: электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения;
• художественное электронное издание: электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований;
по технологии распространения:
• локальное электронное издание: электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
• сетевое электронное издание: электронное издание, доступное потенциально
неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
• электронное издание комбинированного распространения: Электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого;
по характеру взаимодеиствия пользователя и электронного издания:
• детерминированное электронное издание: электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;
• недетерминированное (интерактивное) электронное издание: электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем;
по периодичности:
• непериодическое электронное издание: электронное издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения;
• сериальное электронное издание: электронное издание, выходящее в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие;
• периодическое электронное издание: сериальное электронное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие;
• продолжающееся электронное издание: сериальное электронное издание, выходящее через неопределенные промежутки времени, по мере накопления материала, не повторяющегося по содержанию, однотипно оформленного нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющего общее заглавие;
• обновляемое электронное издание: электронное издание, выходящее через определенные или неопределенные промежутки времени в виде нумерованных или датированных выпусков, имеющих одинаковое заглавие и частично повторяющееся содержание. Каждый следующий выпуск содержит в себе всю оставшуюся актуальную информацию и полностью заменяет предыдущий.
по структуре:
• однотомное электронное издание: непериодическое электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
• многотомное электронное издание: непериодическое электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
• электронная серия: сериальное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.
Такая классификация предполагает выбор файловых форматов и специфических программных продуктов для реализации конкретного электронного издания.
Так, для создания текстовых (символьных) электронных изданий вполне подходят документы с расширениями html, xml, pdf, djvu.
Язык гипертекстовой разметки html и его расширенная версия xml широко используются в электронных изданиях, где основной информацией является текст. Кроме того различные виды навигации основанные на гиперссылках способны создать исчерпывающую логическую структуру для многих электронных документов. Поэтому процесс создания может ограничиться программированием в данных языках, либо текстовых редакторах, таких как MS Word с последующим импортом в вебдокумент, либо самих редакторах веб-страниц (MS Front Page, MS Publisher, Dream Weaver).
Сейчас на рынке присутствуют и специальные оболочки для создания электронных учебников, являющиеся программными продуктами.
Из них можно выделить:
1. ePublisher 3000 (оболочка для создания электронных учебников). Он позволяет быстро и просто создавать мультимедийные электронные книги, каталоги продукции и документацию.
2. ToolBook Instructor 2004 (образовательное ПО/оболочка для создания электронных учебников). Данная программа является средством разработки электронных интерактивных учебников. В отличие от программ аналогов, является специализированной САПР.
3. Наставник-М (оболочка для создания электронных учебников) предназначена для создания обучающих компьютерных курсов учебного назначения. Характеризуется невысокими требованиями к аппаратной части (оперативная память не менее 4 Мб, дисковое пространство не менее 25 Мб, видеопамять не менее 512 Кб).
4. Document Suite 2008 (оболочка для создания электронных учебников) предназначена для создания электронных учебников, с возможностью создания проверки знаний и учёта результатов в формате SCORM; автоматической генерации электронных книг и справки на основе документов пользователя; экспорт учебных материалов на Веб-узел с поддержкой навигации и функций проверки знаний; пакетное добавление/удаление/изменение текстовой информации в наборах файлов.
Материалы конференций, других научных форумов часто представляют в виде документа PDF. Векторный формат PDF (Portable Document Format - «переносимый формат документов») - это еще одна форма языка PostScript, а именно его оптимизированная версия, ориентированная как межплатформенный формат, интегрирующий макет страницы с иллюстрациями, как векторными, так и пиксельными, шрифтами, гипертекстовыми ссылками, звуками и анимационными фрагментами. Для обеспечения небольшого размера используются разные способы компрессии. Чтобы работать с таким документом, необходимо установить программу-просмотрщик Adobe Reader. В ней можно не только читать документы в наиболее предпочтительном виде, но и осуществлять поиск по словам, сохранять текст в формате RTF.
Относительно новый формат сохранения и представления электронных документов DjVu (произносится как «дежавю») - это комплект технологии сжатия, формата файла и программной платформы, который разрабатывался, с 1996 г фирмой AT&T Labs с целью размещения в Интернет сканированных документов (книг журналов документов, изображений с высокой разрешающей способностью.
Это относительно новый формат, который использует волновой алгоритм сжатия. Конечный результат сопоставим по своему качеству с оригиналом. DJVu - открытый формат. По адресу http://lizardteh.eom/products/djvu/referencelibrary/DjVuRefLib_3.0.html можно получить спецификацию формата файла, и т.д. Перевод документа может быть осуществлен, например, с помощью программы DjVu Solo, а также с помощью сайта DjVu Zone. Просмотр осуществляется в программах InfanView 3.9, DJVu Web Browser plug-in.
Создаваемое справочное электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера должно представлять информацию в порядке, удобном для ее быстрого отыскания. Здесь особое внимание обращается на организацию системы поиска. Как пример можно привести программу Не1р & Маnuаl - инструмент создания справочных систем от австрийской компании ЕС Software. Программа появилась в 1997. Не1р & Маша1, как следует из названия, специализируется на создании высококачественной печатной и онлайн документации из единого источника данных. При этом Не1р & Мата1 использует систему разделов, которые позволяют привести содержание к требуемому формату. Вся информация хранится в единой базе данных собственной разработки с расширением .hmх. Вне базы хранятся только графические файлы. Использование базы данных позволяет эффективно отслеживать и управлять контентом. Например, система автоматически выделяет неработающие ссылки и отображает полный список разделов, ссылающихся на выбранный раздел. Данная функциональность позволяет организовать информацию с последующей привязкой к множеству разделов, что дает возможность избавиться от многократного дублирования повторяющегося раздела и не хранить одни и те же данные сразу в нескольких местах. Еще одним преимуществом Не1р & Мата! является высокая эффективность при слиянии справочных систем, созданных с использованием разных инструментов.
Мультимедийное электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязанно для решения определенных разработчиком задач, зачастую требует привлечения нескольких программных средств для реализации в последующем в одном продукте. Часто в выборе программного средства разработчики-непрофессионалы останавливаются на MS PowerPoint - создателе мультимедийных презентаций. Программа проста в освоении, эффективна при демонстрации и совместима со многими программными продуктами в среде Windows и поэтому часто можно видеть мультимедийные продукты на ее основе. Однако в ней сложно создать требуемую систему навигации, не все форматы (особенно это касается аудио и видео файлов) надежно проигрываются, так как она не имеет внутренних проигрывателей. Поэтому при создании полноценных мультимедийных приложений (кроме языков программирования, например Delhpi) используют такие программы, как Macromedia Director, Multimedia Builder и др.
Художественные электронные издания, содержащие произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований часто выполняют в виде слайд-шоу, музыкальных или видеодисков, собираемых и записываемых прямо в программе записи DVD или CD дисков такой как, например, Nero. Произведения литературы выполняются в виде электронной книги.
Сегодня крупные компании - производители программных продуктов - нацелены на разработку таких приложений, которые бы давали возможность разработчику создавать все виды электронных изданий в одной программе. Компания Adobe Systems в 2009 году объявила о выпуске новой версии пакета Captivate для компоновки, верстки и публикации электронных учебных материалов. Вместе с выходом пакета Captivate 4 анонсирован выпуск нового набора приложений Adobe eLearning Suite.
В состав eLearning Suite, кроме Captivate 4, вошли программы Adobe Flash CS4, Adobe Dreamweaver CS4, Adobe Photoshop CS4 Extended, Adobe Acrobat Pro, Adobe Presenter 7, Adobe Soundbooth CS4, Adobe Bridge CS4, Adobe Device Central CS4, а также специальные расширения к
пакетам Adobe Flash CS4 и Adobe Dreamweaver CS4 для поддержки специфических функций в электронных учебных курсах.
Пакет Adobe Captivate 4 составляет основу набора Adobe eLearning Suite. Именно в пакете Captivate 4 осуществляется основная работа по сборке электронных учебников и пособий, сочетающих в себе ситуационное моделирование, обучение на основе сценариев, средства оценки знаний, мультимедийное содержание и интерактивные функции. Новая версия пакета Captivate содержит возможность публикации готовых материалов в виде единого файла SWF, преобразование текста в речь, панель рисования для несложного графического оформления, новые шаблоны проектов, а также интеграцию с программой Microsoft PowerPoint. Теперь пользователи Captivate 4 могут импортировать и редактировать слайды из презентаций PowerPoint с сохранением анимации, звукового сопровождения и интерактивных возможностей. Кроме того, пакет Captivate 4 сохраняет слои в файлах пакета Photoshop, так что пользователь может применять анимацию отдельно в каждом из слоев. В пакете поддерживается публикация готовых материалов в форматах PDF и AVI.
Впервые в состав пакета Captivate включена утилита Adobe Captivate Reviewer, основанная на технологии Adobe AIR. С помощью этой утилиты специалисты по разработке учебных программ могут собирать отзывы о своих электронных курсах и размещать комментарии напрямую в файле SWF. Такой механизм прямого размещения комментариев и замечаний внутри файла SWF существенно облегчает рассмотрение и утверждение электронных учебников перед их вводом в действующие курсы. Также пакет Captivate 4 поддерживает индивидуальную настройку показа учебного материала. Одним из примеров такой индивидуальной настройки является личное оглавление материала - оно будет меняться по мере ознакомления слушателя с материалом. Слушатель сможет в начале курса указать свое имя, и в последующих слайдах программа будет отображать обращение к слушателю по имени.
Комплекс Adobe eLearning Suite призван стать единым решением для создания полного цикла по производству электронных учебников и пособий. В рамках нового продукта обеспечивается интеграция, недоступная при покупке входящих в набор продуктов по отдельности. Расширение CourseBuilder для пакета Dreamweaver CS4 позволяет разработчикам курсов использовать пакет Dreamweaver CS4 для создания модулей электронного обучения в формате HTML, причем эти модули можно снабжать готовыми средствами проверки знаний со стандартными типами вопросов.
Существующие программные средства разработки электронных изданий дают значительные возможности их создателям выпускать на рынок образовательных услуг широкий спектр обучающих, тестирующих и других электронных материалов. Профессионализм создания не столько зависит от выбора программного продукта, сколько от качества информации и соответствия установленному образовательному стандарту. Выход видится в создании четких и прозрачных требований к форме, структуре электронного издания, а также правил его регистрации [5].
Совокупность методических принципов построения и использования образовательных электронных изданий должна составлять функционально полную, целостную систему, образуемую включением в нее недостающих компонентов. Это позволит существенно повысить эффективность процесса создания и применения этих средств обучения. Существующий набор методических и дидактических компонентов, лежащих в основе технологии создания и применения электронных изданий, приобретает свойство функциональной полноты, если будет дополнен следующими компонентами: обоснованным понятийным аппаратом, учитывающим динамичность информационных технологий и позволяющим обоснованно определить место этих средств обучения в методической системе; принципами отбора и оптимизации формы представления учебной информации в электронном издании; замкнутой системой классификации на основе учета различных дидактических и технологических аспектов; методикой визуальной и семантической оценки качества электронного издания на отдельных этапах его разработки.
Литература
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.
2. ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания основные виды и выходные сведения.
3. ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие правила и требования составления.
4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 13 с.
5. Пугачев А.А. Теория и практика создания электронных учебников // Вестник Вост.-Сиб. Института МВД России. 2000, № 3. - С. 59-65.