ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.022
М. З. Закариашвили, И. О.Чичашвили
Педагогико-методические и информационно-технологические аспекты интерактивного обучения
Интерактивное обучение, как современная педагогическая стратегия, интерактивное программное обеспечение Adobe Captivate, методология построения и внедрения электронного учебного материала, основанного на интерактивных методах, является главным аспектом представленной работы и реализуется на примере построения электронной интерактивной учебно-практической модели «Электронная презентация» и использования указанной модели в учебном процессе.
Interactive teaching as modern pedagogic strategy; interactive software Adobe Captivate; E-learning material design and implementation methodology based on Interactive methods in teaching process - these are the main features of the given article. All these aspects are realized on the example of interactive teaching-practical model «electronic presentation»' and its usage in the in the learning process.
Ключевые слова: интерактивная модель, интерактивное программное обеспечение Adobe Captivate; интерактивный учебный проект «Электронная презентация».
Key words: Interactive method; interactive software Adobe Captivate; interactive teaching project «electronic presentation».
В начале XXI в. деятельность современных образовательных организаций невозможно представить без активного использования информационных технологий.
• Виртуальные системы по управлению учебным процессом.
• Интерактивные электронные учебные материалы.
• Образовательные порталы.
Все успешные образовательные учреждения разрабатывают и внедряют указанные продукты.
Одним из важных продуктов является построение интерактивных электронных учебных материалов и их использование, основанное на современных педагогических технологиях интерактивного обучения.
В большинстве научной литературы представлены рекомендации о новой педагогической технологии в виде обучения, ориентированно-
© Закариашвили М. З., Чичашвили И. О., 2015
84
го на студенте, интерактивных методах, и об использовании указанных моделей в учебном процессе. В меньшей степени представлена информация о построении интерактивных электронных курсов и педагогических аспектов его использования в программно-техническом и учебном процессе. Указанная работа является попыткой восполнить указанный пробел.
На сегодняшний день актуально использование интерактивных учебных методов в учебном процессе. Интерактивное обучение внедряет в педагогику новые стратегии обучения и оценки знаний.
Интерактивное обучение основывается на интерактивных методах (анг: interaqtion - взаимодействия), значением которых является обучение, как совместный процесс познания. Целью интерактивного обучения является изменение традиционного авторитарного учебного процесса, ориентированного на личности учителя на инновационный учебный процесс, ориентированный на личности студента [4, 5, 6].
Интерактивные методы: лекция, основанная на проблеме; запланированная ошибками лекция (провоцирующая лекция); лекция-визуализация; лекция - пресс-конференция; лекция-диалог; дискуссия; разумное наступление; кейс-технологии (методы ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретной ситуации; ситуационно-ролевые игры); деловые игры - метод проекта; метод сотрудничества; обучение, основанное на проблеме; ролевые и ситуационные игры; обучение, основанное на действиях; электронное обучение; метод ментальной карты.
На сегодняшний день в процессе интерактивного обучения одним из приоритетных направлений является электронное обучение.
Adobe Captivate - интерактивное программное обеспечение. Использование современных мультимедийных и интерактивных образовательных ресурсов в обучении, даёт учителю возможность улучшить процесс видимого представления, восприятия и познания учебного материала, а это положительно сказывается на мотивации и эффективности обучения. В виртуальном пространстве представлено множество электронных образовательных ресурсов, хотя это может быть недоступно учителю из-за определённых материальных расходов, а свободно распространённый электронный ресурс в Интернете не всегда удовлетворяет учебные цели, например, из-за несоответствия с содержанием учебного курса. В таких случаях виртуальный мир для создания интерактивного электронного ресурса предлагает педагогам разные программные продукты. В данный момент выбор останавливаем на Adobe Captivate.
Программный продукт Adobe Captivate помогает учителям создать разнообразные, совершенно отличающиеся друг от друга, интерактивные презентации и учебные курсы. Создать учебный ресурс для изучения конкретного программного продукта, для этого можно записать
на экране компьютера последовательность учебных действий, и это будет не стандартный видеоролик, а последовательность интерактивных слайдов, с помощью которых пользователь может повторять на экране действия, выбрать по желанию какой-нибудь конкретный учебный процесс и др. При этом, не обязательно иметь какие-либо специальные навыки в сфере программирования [1, 2].
Adobe Captivate - исторические штрихи.
Adobe Captivate начинает своё развитие с 2002 года. С начала продукт назывался Flashcam и был разработан компанией Nexus Concepts, как программа для записи с экрана. На сегодняшний Adobe Captivate8 (2014) является наследником продуктов: RoboDemo 2 (2002, eHelp Corporation); RoboDemo 3 (2002, eHelp Corporation); RoboDemo 4 и eLearning Edition (2003, eHelp Corporation); RoboDemo 5 и eLearning Edition (2003, eHelp Corporation); Macromedia Captivate (2004); Adobe Captivate 2 (2006); Adobe Captivate 3 (2007); Adobe Captivate 4 (2009); Adobe Captivate 5 (2010); Adobe Captivate 5.5 (2011); Adobe Captivate 6 (2012); Adobe Captivate 7 (2013) [13].
Adobe Captivate развивается и образовательным учреждениям предлагает множество возможностей для создания электронных интерактивных курсов.
Adobe Captivate - графическая среда.
Во время запуска программы Adobe Captivate на экране появляется панель с дополнительным окном, в котором представлены модели проекта.
После выбора проекта модели появляется основная панель программы с необходимыми для работы элементами
1. Flim Strip - перечень слайдов; 2. Timeline - конструкторское окно; 3.Properties - панель настроек; 4. Work Area - рабочее пространство; 5.Toolbar - панель инструментов.
В среде Adobe Captivate основные этапы построения учебного курса: I. Построение проекта; II. редактирование проекта; III. публикация проекта;
Необходимо провести следующие активности:
1. Выбор проекта: Blank Project; Responsive Project; Project From template; Project from Microsoft Power Point; Image Slideshow; Project Template; Software Simulation; Aggregator Project; Multi-SCROM Packeger... Widget in Flash...
2. Видео-аудио запись процессов, происходящих на экране (Record new Software Simulation. Record new video Demo).
3. Введение проектов, изображений, анимации (Insert.) уже подготовленных файлов (File\Import...) из программ (Photoshop, PowerPoint.); видео-аудио электронных ресурсов (video\Insert slide video).
4. Оформление проектов интерактивными объектами.
5. Редактирование проекта в конструкционном окне программы.
6. Публикация проекта (Publish.) в видео формате: MP4; SWF; EXE; PDF.
7. Создание меню, с помощью которого можно построить электронный ресурс (в интерактивном режиме) с желаемой последовательностью (project\table of content).
Adobe Captivate даёт учителю возможность создать интерактивный и мультимедийный электронный образовательный ресурс, в котором включены иллюстрации, видео, анимация, интерактивные объекты, аудио диалоги, тестирование, а также оказать положительное вли-
яние на учебную мотивацию и повысить эффективность обучения учеников.
Мы использовали возможности программы Adobe Captivate для построения видео-аудио учебно-практической модели «Электронная презентация».
Учебный курс состоит из восьми занятий, в том числе введения и семи практических занятий. Каждое занятие, в свою очередь, включает занятия соответствующие теме в демонстрационном и интерактивном режиме, в которых указано условие задачи, а затем рассмотрена технология решения задания. К заданию прилагаются упражнения в интерактивном режиме, с целью полноценного изучения учебного курса.
До создания видео-аудио курса была подготовлена теоретическая модель курса. Затем учебный курс был записан в программе Adobe Captivate в виде проектов, которые были разработаны, редактированы и опубликованы в виде видео-аудио модулей. И в конце, полученный продукт представлен в виде электронного учебника.
Представляем фрагменты видео-аудио курса.
Цель учебного проекта - овладение технологией построения мультимедийной электронной презентации с помощью внедрения электронного видео-аудио учебного курса в MS PowerPoint программной среде и её использование с целью эффективного представления полученных результатов в процессе исследовательской работы.
Формы и методы обучения - демонстрация, практические занятия, интерактивный метод.
Педагогический формат учебного проекта - исследовательский.
Сфера исследования: социальная политика государства.
Участники учебного проекта - студенты бакалавриата Телавского государственного университета, факультета социальных наук и бизнеса. Длительность учебного проекта: 4 недели
Осуществление учебного проекта:
Первый этап - изучение создания мультимедийной презентации в среде MS PowerPoint с помощью интерактивной видео-аудио учебной модели «Электронная презентация» (I неделя, 5 акад. ч. - контакт);
Второй этап - использование полученных знаний при создании мультимедийной презентации. Подготовка презентации в группах (II,III неделя - самостоятельная работа);
Третий этап - представление презентации - IV неделя.
Оценка проекта - студенты представляют законченный мультимедийный проект вместе с дополнительными материалами исследования в виде портфолио. Критериями оценки являются: оригинальность; критическое мышление; использование меди; инфо-технологии; уровень трудностей; презентация; объединение аппликаций, работа в группах.
Для оценки результатов исследования провели опрос участников проекта: как они относятся к инновационным педагогическим стратегиям обучения, а в частности, к использованию интерактивного видеоаудио учебного курса в учебном процессе; к исследовательским работам и представлению результатов с помощью создания мультимедийных презентаций, которые ориентированы на интердисциплинарных связях учебных дисциплин; к включённости студентов в учебный процесс; к сравниванию традиционных и электронных методов обучения.
В ответах участников учебного проекта доминировало положительное отношение к новым стратегиям обучения. Мо их мнению, процесс учёбы в интерактивной виртуальной среде является впечатляющим и интересным, а сотрудничество с учителями - удобным.
Таким образом, по сравнению с традиционными методами обучения студенты активное участие принимали в учебном проекте. Интерактивный электронный учебный курс помог им освоить технологию создания презентации. Они, согласно выбранной тематике, успешно осуществляли компьютерную интерпретацию моделей результатов исследования (например: помощь малообеспеченным семьям; своевременная выдача зарплат бюджетным организациям; борьба с наркоманией, борьба с алкоголизмом и курением; своевременная выдача пособий и пенсий; бесплатное медицинское обслуживание детей и т.д.). Интересно были представлены мультимедийные проекты - электронные презентации, обогащённые медиа элементами (текст; графика; анимация).
Таким образом, в указанной работе рассмотрена основанная на интерактивных методах одна учебная мультимедийная модель, как технологическая возможность высокого мышления и решения проблем. Это мотивирует студента использовать в учебном процессе ин-формационно-комуникационные технологии, ориентированные на реальных ситуациях.
Список литературы
1. Adobe Captivate 8.Content Planning Guide, Summer 2014ONPOINT DIGITAL.
2. Березовский В.С. Стеценко И.В. Создание электронных учебных ресурсов и онлайновое обучение. - Киев. Изд. группа BHV, 2013.
3. Варданашвили Кетеван, Интерактивное обучение, как альтернатива традиционного обучения. www.education.ge
4. Дидактическая концепция. Учебный университет им. Гурама Таварткилад-зе. - Тбилиси, 2011.
5. Мачарашвили Нана. Технологии и стратегии эффективного обучения. -Тбилиси: Изд. «Меридиани», 2012.
6. http://help.adobe.com/en_US/legalnotices/index.html.
7. http://www.adobe.com/products/captivate/educationsoftware.html
8. http://www.softkey.info/reviews/review12468.php
9. http://www.softkey.info/reviews/review12498.php
10. http://www.teachvideo.ru/vZ7912
11. http://www.teachvideo.ru/v/7913
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Captivate