Научная статья на тему 'Педагогико-методические и информационно-технологические аспекты интерактивного обучения'

Педагогико-методические и информационно-технологические аспекты интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ADOBE CAPTIVATE / ИНТЕРАКТИВНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ "ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ" / INTERACTIVE METHOD / INTERACTIVE SOFTWARE ADOBE CAPTIVATE / INTERACTIVE TEACHING PROJECT "ELECTRONIC PRESENTATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закариашвили Мариам, Чичашвили Иракли

Интерактивное обучение, как современная педагогическая стратегия, интерактивное программное обеспечение Adobe Captivate, методология построения и внедрения электронного учебного материала, основанного на интерактивных методах, является главным аспектом представленной работы и реализуется на примере построения электронной интерактивной учебно-практической модели «Электронная презентация» и использования указанной модели в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical and methodological and information-technological aspects of online learning

Interactive teaching as modern pedagogic strategy; interactive software Adobe Captivate; E-learning material design and implementation methodology based on Interactive methods in teaching process these are the main features of the given article. All these aspects are realized on the example of interactive teaching-practical model «electronic presentation»’ and its usage in the in the learning process.

Текст научной работы на тему «Педагогико-методические и информационно-технологические аспекты интерактивного обучения»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.022

М. З. Закариашвили, И. О.Чичашвили

Педагогико-методические и информационно-технологические аспекты интерактивного обучения

Интерактивное обучение, как современная педагогическая стратегия, интерактивное программное обеспечение Adobe Captivate, методология построения и внедрения электронного учебного материала, основанного на интерактивных методах, является главным аспектом представленной работы и реализуется на примере построения электронной интерактивной учебно-практической модели «Электронная презентация» и использования указанной модели в учебном процессе.

Interactive teaching as modern pedagogic strategy; interactive software Adobe Captivate; E-learning material design and implementation methodology based on Interactive methods in teaching process - these are the main features of the given article. All these aspects are realized on the example of interactive teaching-practical model «electronic presentation»' and its usage in the in the learning process.

Ключевые слова: интерактивная модель, интерактивное программное обеспечение Adobe Captivate; интерактивный учебный проект «Электронная презентация».

Key words: Interactive method; interactive software Adobe Captivate; interactive teaching project «electronic presentation».

В начале XXI в. деятельность современных образовательных организаций невозможно представить без активного использования информационных технологий.

• Виртуальные системы по управлению учебным процессом.

• Интерактивные электронные учебные материалы.

• Образовательные порталы.

Все успешные образовательные учреждения разрабатывают и внедряют указанные продукты.

Одним из важных продуктов является построение интерактивных электронных учебных материалов и их использование, основанное на современных педагогических технологиях интерактивного обучения.

В большинстве научной литературы представлены рекомендации о новой педагогической технологии в виде обучения, ориентированно-

© Закариашвили М. З., Чичашвили И. О., 2015

84

го на студенте, интерактивных методах, и об использовании указанных моделей в учебном процессе. В меньшей степени представлена информация о построении интерактивных электронных курсов и педагогических аспектов его использования в программно-техническом и учебном процессе. Указанная работа является попыткой восполнить указанный пробел.

На сегодняшний день актуально использование интерактивных учебных методов в учебном процессе. Интерактивное обучение внедряет в педагогику новые стратегии обучения и оценки знаний.

Интерактивное обучение основывается на интерактивных методах (анг: interaqtion - взаимодействия), значением которых является обучение, как совместный процесс познания. Целью интерактивного обучения является изменение традиционного авторитарного учебного процесса, ориентированного на личности учителя на инновационный учебный процесс, ориентированный на личности студента [4, 5, 6].

Интерактивные методы: лекция, основанная на проблеме; запланированная ошибками лекция (провоцирующая лекция); лекция-визуализация; лекция - пресс-конференция; лекция-диалог; дискуссия; разумное наступление; кейс-технологии (методы ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретной ситуации; ситуационно-ролевые игры); деловые игры - метод проекта; метод сотрудничества; обучение, основанное на проблеме; ролевые и ситуационные игры; обучение, основанное на действиях; электронное обучение; метод ментальной карты.

На сегодняшний день в процессе интерактивного обучения одним из приоритетных направлений является электронное обучение.

Adobe Captivate - интерактивное программное обеспечение. Использование современных мультимедийных и интерактивных образовательных ресурсов в обучении, даёт учителю возможность улучшить процесс видимого представления, восприятия и познания учебного материала, а это положительно сказывается на мотивации и эффективности обучения. В виртуальном пространстве представлено множество электронных образовательных ресурсов, хотя это может быть недоступно учителю из-за определённых материальных расходов, а свободно распространённый электронный ресурс в Интернете не всегда удовлетворяет учебные цели, например, из-за несоответствия с содержанием учебного курса. В таких случаях виртуальный мир для создания интерактивного электронного ресурса предлагает педагогам разные программные продукты. В данный момент выбор останавливаем на Adobe Captivate.

Программный продукт Adobe Captivate помогает учителям создать разнообразные, совершенно отличающиеся друг от друга, интерактивные презентации и учебные курсы. Создать учебный ресурс для изучения конкретного программного продукта, для этого можно записать

на экране компьютера последовательность учебных действий, и это будет не стандартный видеоролик, а последовательность интерактивных слайдов, с помощью которых пользователь может повторять на экране действия, выбрать по желанию какой-нибудь конкретный учебный процесс и др. При этом, не обязательно иметь какие-либо специальные навыки в сфере программирования [1, 2].

Adobe Captivate - исторические штрихи.

Adobe Captivate начинает своё развитие с 2002 года. С начала продукт назывался Flashcam и был разработан компанией Nexus Concepts, как программа для записи с экрана. На сегодняшний Adobe Captivate8 (2014) является наследником продуктов: RoboDemo 2 (2002, eHelp Corporation); RoboDemo 3 (2002, eHelp Corporation); RoboDemo 4 и eLearning Edition (2003, eHelp Corporation); RoboDemo 5 и eLearning Edition (2003, eHelp Corporation); Macromedia Captivate (2004); Adobe Captivate 2 (2006); Adobe Captivate 3 (2007); Adobe Captivate 4 (2009); Adobe Captivate 5 (2010); Adobe Captivate 5.5 (2011); Adobe Captivate 6 (2012); Adobe Captivate 7 (2013) [13].

Adobe Captivate развивается и образовательным учреждениям предлагает множество возможностей для создания электронных интерактивных курсов.

Adobe Captivate - графическая среда.

Во время запуска программы Adobe Captivate на экране появляется панель с дополнительным окном, в котором представлены модели проекта.

После выбора проекта модели появляется основная панель программы с необходимыми для работы элементами

1. Flim Strip - перечень слайдов; 2. Timeline - конструкторское окно; 3.Properties - панель настроек; 4. Work Area - рабочее пространство; 5.Toolbar - панель инструментов.

В среде Adobe Captivate основные этапы построения учебного курса: I. Построение проекта; II. редактирование проекта; III. публикация проекта;

Необходимо провести следующие активности:

1. Выбор проекта: Blank Project; Responsive Project; Project From template; Project from Microsoft Power Point; Image Slideshow; Project Template; Software Simulation; Aggregator Project; Multi-SCROM Packeger... Widget in Flash...

2. Видео-аудио запись процессов, происходящих на экране (Record new Software Simulation. Record new video Demo).

3. Введение проектов, изображений, анимации (Insert.) уже подготовленных файлов (File\Import...) из программ (Photoshop, PowerPoint.); видео-аудио электронных ресурсов (video\Insert slide video).

4. Оформление проектов интерактивными объектами.

5. Редактирование проекта в конструкционном окне программы.

6. Публикация проекта (Publish.) в видео формате: MP4; SWF; EXE; PDF.

7. Создание меню, с помощью которого можно построить электронный ресурс (в интерактивном режиме) с желаемой последовательностью (project\table of content).

Adobe Captivate даёт учителю возможность создать интерактивный и мультимедийный электронный образовательный ресурс, в котором включены иллюстрации, видео, анимация, интерактивные объекты, аудио диалоги, тестирование, а также оказать положительное вли-

яние на учебную мотивацию и повысить эффективность обучения учеников.

Мы использовали возможности программы Adobe Captivate для построения видео-аудио учебно-практической модели «Электронная презентация».

Учебный курс состоит из восьми занятий, в том числе введения и семи практических занятий. Каждое занятие, в свою очередь, включает занятия соответствующие теме в демонстрационном и интерактивном режиме, в которых указано условие задачи, а затем рассмотрена технология решения задания. К заданию прилагаются упражнения в интерактивном режиме, с целью полноценного изучения учебного курса.

До создания видео-аудио курса была подготовлена теоретическая модель курса. Затем учебный курс был записан в программе Adobe Captivate в виде проектов, которые были разработаны, редактированы и опубликованы в виде видео-аудио модулей. И в конце, полученный продукт представлен в виде электронного учебника.

Представляем фрагменты видео-аудио курса.

Цель учебного проекта - овладение технологией построения мультимедийной электронной презентации с помощью внедрения электронного видео-аудио учебного курса в MS PowerPoint программной среде и её использование с целью эффективного представления полученных результатов в процессе исследовательской работы.

Формы и методы обучения - демонстрация, практические занятия, интерактивный метод.

Педагогический формат учебного проекта - исследовательский.

Сфера исследования: социальная политика государства.

Участники учебного проекта - студенты бакалавриата Телавского государственного университета, факультета социальных наук и бизнеса. Длительность учебного проекта: 4 недели

Осуществление учебного проекта:

Первый этап - изучение создания мультимедийной презентации в среде MS PowerPoint с помощью интерактивной видео-аудио учебной модели «Электронная презентация» (I неделя, 5 акад. ч. - контакт);

Второй этап - использование полученных знаний при создании мультимедийной презентации. Подготовка презентации в группах (II,III неделя - самостоятельная работа);

Третий этап - представление презентации - IV неделя.

Оценка проекта - студенты представляют законченный мультимедийный проект вместе с дополнительными материалами исследования в виде портфолио. Критериями оценки являются: оригинальность; критическое мышление; использование меди; инфо-технологии; уровень трудностей; презентация; объединение аппликаций, работа в группах.

Для оценки результатов исследования провели опрос участников проекта: как они относятся к инновационным педагогическим стратегиям обучения, а в частности, к использованию интерактивного видеоаудио учебного курса в учебном процессе; к исследовательским работам и представлению результатов с помощью создания мультимедийных презентаций, которые ориентированы на интердисциплинарных связях учебных дисциплин; к включённости студентов в учебный процесс; к сравниванию традиционных и электронных методов обучения.

В ответах участников учебного проекта доминировало положительное отношение к новым стратегиям обучения. Мо их мнению, процесс учёбы в интерактивной виртуальной среде является впечатляющим и интересным, а сотрудничество с учителями - удобным.

Таким образом, по сравнению с традиционными методами обучения студенты активное участие принимали в учебном проекте. Интерактивный электронный учебный курс помог им освоить технологию создания презентации. Они, согласно выбранной тематике, успешно осуществляли компьютерную интерпретацию моделей результатов исследования (например: помощь малообеспеченным семьям; своевременная выдача зарплат бюджетным организациям; борьба с наркоманией, борьба с алкоголизмом и курением; своевременная выдача пособий и пенсий; бесплатное медицинское обслуживание детей и т.д.). Интересно были представлены мультимедийные проекты - электронные презентации, обогащённые медиа элементами (текст; графика; анимация).

Таким образом, в указанной работе рассмотрена основанная на интерактивных методах одна учебная мультимедийная модель, как технологическая возможность высокого мышления и решения проблем. Это мотивирует студента использовать в учебном процессе ин-формационно-комуникационные технологии, ориентированные на реальных ситуациях.

Список литературы

1. Adobe Captivate 8.Content Planning Guide, Summer 2014ONPOINT DIGITAL.

2. Березовский В.С. Стеценко И.В. Создание электронных учебных ресурсов и онлайновое обучение. - Киев. Изд. группа BHV, 2013.

3. Варданашвили Кетеван, Интерактивное обучение, как альтернатива традиционного обучения. www.education.ge

4. Дидактическая концепция. Учебный университет им. Гурама Таварткилад-зе. - Тбилиси, 2011.

5. Мачарашвили Нана. Технологии и стратегии эффективного обучения. -Тбилиси: Изд. «Меридиани», 2012.

6. http://help.adobe.com/en_US/legalnotices/index.html.

7. http://www.adobe.com/products/captivate/educationsoftware.html

8. http://www.softkey.info/reviews/review12468.php

9. http://www.softkey.info/reviews/review12498.php

10. http://www.teachvideo.ru/vZ7912

11. http://www.teachvideo.ru/v/7913

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Captivate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.