Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ТРАНСПОРТОМ'

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ТРАНСПОРТОМ»

УДК 615.471.03: [в!4.715/.72:в5в.13]-07

Р. Я. Масловский, С. Ю. Крюков

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ АСПИРАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ ВОЗДУХА ЗА ДВИЖУЩИМСЯ ТРАНСПОРТОМ

Действие воздушных потоков, возникающих при движении транспортных средств на поверхности, обусловливает поступление в атмосферный воздух пылевых частиц, содержащих различные вещества. Для гигиенической оценки концентраций аэрозолей, формирующихся в воздухе за передвигающимся транспортом, необходимо применение специального аспирационного устройства, способного осуществлять отбор проб в изо-кинетическом режиме. Такая установка была разработана и смонтирована нами на базе бензинового мотора Д-4 от бензопилы «Дружба», вентилятора 8-ЦС-24 и оборудована двумя цилиндрическими фильтродержателями и дистанционным регулятором мощности работы двигателя.1 Опыт эксплуатации этой системы показал ее достаточную надежность и эффективность и вместе с тем позволил выявить и некоторые ее недостатки. Недостатки заключаются в наличии шума от работающего двигателя, производимого им газового выхлопа, образовании подтеков топлива, на которых оседает пыль, сложности дистанционной системы управления дроссельной заслонкой карбюратора мотора Д-4.

В связи с изложенным эта аспирационная установка коренным образом переоборудована: бензиновый двигатель заменен электрическим (МЭ-22, 120 Вт, 12 В), что дало возможность использовать систему от электросети автомобиля,

1 Масловский с. 47—49.

Р. Я.— Гиг. и сан., 1983, № 1,

дистанционный регулятор управления дроссельной заслонкой — реостатом (25 Вт, 6 Ом), вентилятор 8-ЦС-24 — вентилятором ЭРВ-49. Преимущество вентилятора ЭРВ-49 по сравнению с 8-ЦС-24 заключается в том, что он оборудован собственным ротаметром (рис. 1). Шкив на валу вентилятора с целью увеличения его производительности имеет диаметр 150 мм, на валу электромотора— 300 мм. Это дало возможность увеличить производительность вентилятора до 600 м3/ч. Скорость прохождения воздуха через входной патрубок каждого фильтродержателя можно доводить до 10 м/с, что позволяет отбирать пробы аэрозолей в режиме изокннетичности при движф нии автомобиля со скоростью до 40 км/ч- Пр?Г уменьшении диаметра входного патрубка можно добиться и большей скорости.

Электрическая схема переоборудованного аспирационного устройства составлена следующая (рис. 2): реостат включен в цепь обмотки возбуждения двигателя. Путем изменения напряжения в последней меняется магнитное поле, соответственно изменяется и число оборотов двигателя. В цепь также включен амперметр, по которому можно следить за работой двигателя. Отградуировав амперметр по ротаметру или числу оборотов двигателя, можно плавно устанавливать необходимое число его оборотов и соответственно, не выходя из кабины автомашины, контролировать объем прокачиваемого воздуха через фильтр установки.

Рис. 1. Общий вид аспнраци-

онной установки. I — фнльтродержателн цилиндрического типа: 2 — вентилятор ЭРВ-49 3 — ротаметр; 4 — электродвигатель; 5 — клиновидный ремень шкивов электромотора и вентилятора.

Рис. 2. Электрическая схема аспирационной установки.

/ — обмотка возбуждения; 2 — реостат; 3 — амперметр; 4 — якорь электромотора

УДК 616-056.43-02:

Значительный рост аллергенной заболеваемости населения все чаще связывают с повышением загрязнения воздуха, воды и пищевых продуктов вредными химическими веществами.

Один из важнейших источников химического загрязнения — синтетические материалы и изделия из них, которые являются, как правило, сложными многокомпонентными системами, способными выделять в окружающую человека среду исходные продукты синтеза пластмасс, продукты превращения и деструкции. Выделяющиеся из Нластмасс вещества относятся к разным классам химических соединений, они могут оказывать на организм как общетоксическое действие, так и давать отдаленные эффекты.

В последние годы исследования аллергенных свойств полимерных материалов (ИМ) и их компонентов все чаще используют для целей гигиенической регламентации их применения. Однако приемы и методы изучения сенсибилизирующего действия пластмасс и их компонентов все еще недостаточно унифицированы, а способы воздействия на лабораторных животных в подобных исследованиях иногда совершенно неадекватны реальным условиям контакта человека с материалом. С учетом сказанного целесообразно проанализировать накопленный опыт гигиенических исследований в этой области.

Уже несколько десятилетий в СССР и за рубежом проводятся интенсивные исследования аллергенного действия ПМ и их связующих — синтетических смол. Если при воздействии таких по-

Описанная аспирационная установка, сохранив качества ранее применяемой, т. е. мобильность, автономность, высокую (до 600 м3/ч) производительность и изокинетичность пробоотбора, обладает такими преимуществами, как бесшумность работы, отсутствие газового выхлопа, надежность и простота системы регуляции мощности работы двигателя, исключение загрязнения поверхности узлов системы за счет подтекания топлива. Данное аспирационное устройство, учитывая его перечисленные характеристики, может быть успешно использовано для изучения загрязнения атмосферного воздуха аэрозолями на улицах городов.

Поступила 14.02.84

лимеризационных пластмасс, как полиолефины (полиэтилен, полипропилен и др.), фторопласты, развития сенсибилизации не наблюдается, то другие высокомолекулярные материалы весьма активны в этом отношении (речь идет в первую очередь о поликонденсационных смолах и пластмассах на их основе). На сенсибилизирующие свойства поликонденсационных смол (фенол- и мочевиноформальдегидных, эпоксидных, полиэфирных) указывают И. Я Гетманец и Л. Д. Ре-зенкина [5], а также Н. А. Лоогна [13].

О. Г. Алексеева и Л. А. Дуева [1] одну из глав своей монографии посвятили аллергии к синтетическим ПМ. Опытами установлено, что фор-мальдегидсодержащие поликонденсационные смолы, в которых оставалось 2 % и более мономера, вызывали развитие выраженной сенсибилизации у всех подопытных животных. Аллергенная активность фенолформальдегидных смол ослаблялась при содержании в них остаточного мономера не более 1 %• Смолы — без свободного формальдегида вообще не вызывали сенсибилизации у животных.

В. Г. Чмут [22] показал взаимное усиление сенсибилизирующего эффекта при внутрикожном введении в дозе 100 мкг мочевиноформальдегид-ной смолы и эпоксидного состава морским свинкам в область уха. Опыты Ш. 3. Загидуллина [8] продемонстрировали развитие сенсибилизации к мономерам — эпихлоргидрнну, малеиново-му ангидриду, хлоропрену и дивинилу — в экспериментах по воспроизведению сенсибилизации

Обзоры

78 + 677.494.7

Г. И. Виноградов, В. О. Шефтель

АЛЛЕРГЕННЫЕ СВОЙСТВА ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ

КОМПОНЕНТОВ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.