Научная статья на тему 'Электоральная культура в противодействии «цветным революциям»'

Электоральная культура в противодействии «цветным революциям» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная политика / легитимность / власть / выборы / вызов / электоральная культура / электоральная революция / public policy / legitimacy / power / elections / challenge / electoral culture / electoral revolution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябова Е.Л., Терновая Л.О.

В статье представлены размышления, связанные с трансформацией в наши дни модели избирательного процесса, изменением качества электоральной культуры. В ней проявляются такие черты и свойства, которые делают ее более личностно-ориентированной, инновационной и в то же время, корреспондирующей ценности политической культуры большинства населения. Формирование такого типа электоральной культуры становится препятствием развития электоральных революций, которые, продолжая практику «цветных революций», также направлены на демонтаж политического режима и на разжигание внешнего конфликта по шаблону гибридной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electoral culture in countering “color revolutions”

The article presents reflections related to the modern transformation of the electoral process model and changes in the quality of electoral culture. It exhibits such features and properties that make it more personality-oriented, innovative and, at the same time, corresponding to the values of the political culture of the majority of the population. The formation of this type of electoral culture becomes an obstacle to the development of electoral revolutions, which, while continuing the practice of “color revolutions,” are also aimed at dismantling the political regime and inciting external conflict along the lines of a hybrid war.

Текст научной работы на тему «Электоральная культура в противодействии «цветным революциям»»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, главный редактор журнала «<Этносоциум и межнациональная культура».

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Электоральная культура в противодействии «цветным революциям»

Среди тех новых понятий, которыми стремительно расширяется категориальный аппарат общественных наук, нельзя не выделить термины, связанные областью культуры (лат. cultura — возделываю, обрабатываю землю). Они позволяют глубже представить не просто одно из наиболее древних обозначений процесса человеческой деятельности, сочетающей познание и творчество, но и благодаря расширению и уточнению предметного поля культуры, повышают значимость всего этого понятийного ряда в современной жизни.

Термин «электоральная культура» подчеркивает актуальность проблемы выбора, как наличия вариантов развития событий, и выборов, как процедуры избрания, и с точки зрения практической, связанной с организацией электорального процесса, и с теоретической позиции, поскольку постоянно обогащаемый опыт проведения выборов различного уровня и многообразие избирательных технологий, задействованных при этом, неизбежно нуждаются в научном обобщении. К соединению практики и теории подталкивает ситуация обострения политического напряжения, которая все чаще и во все большем числе государств встречается накануне, во время и после выборов.

В русском языке слова «выбор» и «вызов» созвучны1. Такое созвучие отражает заключение, сделанное британским историком, социологом, философом истории и культурологом Арнольдом Тойнби и названное Законом «Вызова и Ответа» (англ. Challenge and response). По логике данного закона путь цивилизации зависит от того, какую проблему, т.е. — «вы-

1 Рябова Е.И., Терновая Л.О. Время выборов — время вызова // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 2 (20). С. 198-210.

зов» исторические обстоятельства или природные факторы ставят перед обществом. То, какие действия социум выбирает для реализации варианта развития, который он посчитал предпочтительным и сделал в его пользу выбор, является «ответом»2. В концепции Тойнби отмечена причина сложного, нелинейного продвижения социума, где возможны как возвращение в прошлое, так и зацикливание на одной и той же проблеме, которая представляется препятствием, что невозможно преодолеть.

Применительно к кульминации избирательного процесса можно не просто говорить о сути этого пика как о времени «вызова», но и как о точке бифуркации. Эрвин Ласло, венгерский философ, интегральный теоретик, классический пианист, автор доклада Римскому клубу «Общие Цели Человечества» (1977), раскрывая суть понятия «бифуркация», обращал внимание на то, что «из всех терминов, образующих lingua franca теории хаоса и общей теории динамических систем, «бифуркацию» можно считать наиболее важным термином, во-первых, потому, что он адекватно описывает единственный в своем роде опыт, приобретаемый вольно или невольно почти всеми, кто живет в современном мире, и, во-вторых, потому, что он точно описывает единичное событие, которое самым решающим образом сказывается на формировании будущего современных обществ»3.

В период выборов прохождение через точку принятия решений обязательно и для индивида, и для политической партии, и для всего общества. Вызов здесь проявляется не только в человеческом измерении, но и измерении пространственном. К настоящему времени размышления о пространственном типе политического выбора стали предметом специальной науки — электоральной географии4. Изучая факторы и закономерности, которые лежат в основе устойчивых идейно-политических расколов в социуме и их территориальных различий, а также в политической активности избирателей и распределении их голосов за партии и кандидатов по административно-территориальным единицам разного уровня, избирательным округам и участкам, эта область знаний помогает концептуализировать и операционализировать явления географического фаворитизма и территориальной диспропорциональности избирательных и партийных систем.

Благодаря статистическому пространственному анализу и геоинформационному моделированию можно не только прогнозировать электо-

2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. С. 140-141.

3 Ласло Э. Век бифуркации: Постижение изменяющегося мира / Предисловие И. Пригожина; пер. Ю.А. Данилова // Путь: международный философский журнал. 1995. № 7. С. 11-12.

4 Окунев И.Ю. Электоральная география. - М.: Аспект Пресс, 2023.

ральное поведение граждан, но и предвидеть те территориальные деформации государственного управления, которые могут возникнуть в итоге выборов и то, как на них отреагирует определенная часть электората. В первую очередь отличия предопределяются социально-психологическими особенностями региональных выборов5. Электоральная география помогает по-новому осмысливать психологическую сущность процессов формирования голосовательного выбора в разных территориях, где значим специальный набор политико-психологических механизмов стратегии и тактики избирательных кампаний.

Если в прежние годы оценка поведения избирателя преимущественно базировалась на сумме факторов, в которых преобладали рациональные доводы, например, отражавшие экономический расчет, логику поведения избирателей и кандидатов, то современные выборы стали все чаще демонстрировать неопределяемые этими обстоятельствами электоральные предпочтения. Действия избирателя нерациональны, как замечал экономист Брайан Каплан из американского Университета Джорджа Мэйсона (англ. George Mason University) в книге «Миф о рациональном избирателе»6.

Нерациональность выступает в качестве одной из главных характеристик современной электоральной культуры. Несмотря на то, что «электоральная культура» может быть отнесена к относительно молодой категории политологии, в ее основание положены достаточно хорошо изученные аспекты общей культуры избирательного процесса, а также культуры, в целом, включая совокупность норм и ценностных ориентаций, знаний и умений, традиций, определяющих модус вивенди (лат. modus vivendi — образ жизни, способ существования) социума. В периоды избирательных кампаний внутри этого комплекса актуализируются установки, определяющие вероятность возникновения поведенческой модели прохождения через точку выбора, при которой бифуркационная память, также известная как «затягивание потери устойчивости» (англ. stability loss delay for dynamical bifurcations), а еще как «дефектная бифуркация» (англ. imperfect bifurcation), «решение-утка» или «призрачный аттрактор» (англ. ghost attractor), позволит наименее конфликтно пройти переходный период и войти в те новые политическое пространство и время, в которых могут быть реализованы основные обещания победителей выборов.

5 Горбенко А.В., Грошев И.В., Давыдова Ю.А. Психология региональных выборов. Кандидаты и избиратели. - М.: ИНФРА-М, 2021.

6 Каплан Б. Миф о рациональном избирателе. Почему демократии выбирают плохую политику / Пер. Д. Горбатенко. - М.: ИРИСЭН: Мысль, 2012.

Поскольку проблемное поле электоральной культуры оказывается исключительно неоднородным, то невозможно в его исследовании ограничиться каким-либо одним подходом. В первую очередь важно представить само масштабное «полотно» электоральной культуры, в которой широкими мазками обозначаются символы, ценности и традиции, ее характеризующие. Эту возможность предоставляет историко-описа-тельный подход. Далее необходимо оценить отдельные фрагменты этого «полотна», сопоставляя их некоторым эталоном, каким, например, в Древнем Риме была белая тога кандидата — кандида (лат. toga candida), применяя аксиологический подход. Лишь на основе проведенного ценностного анализа следует приступать к выявлению специфики электорального поведения, обращая внимание на маркеры активности или пассивности электората, используя инструменты политико-психологического подхода. И далее возникает необходимость эмпирической работы, которая может быть реализована в рамках электоральный социологии, ориентированной на данные социологических опросов, а также на методы псефологии (др.-греч. ^фо; — галька, используемая греками для голосования), опирающиеся на статистику.

Комплекс вышеперечисленных подходов позволяет, во-первых, выявить различия электоральной культуры отдельных национальных, социальных, демографических, профессиональных, территориальных, конфессиональных и прочих групп, влияющих на их политический выбор и степень активности в избирательном процессе. В качестве примера можно привести важность внимания, уделяемого электоральной культуре учителя7.

Во-вторых, благодаря такому развернутому анализу представляется возможным проследить все нюансы воздействия на электоральную культуру факторов, определяющих субкультурные предпочтения, причем не только молодого поколения, у которого они зачастую либо отчетливо визуализированы, либо имеют музыкально-стилевое обозначение, но и старших поколений, сохранивших в зрелом возрасте своеобразную субкультурную ностальгию, а с ней и субкультурные комплексы, влияющие

7 Байханов И.Б. Концептуальная модель формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-уровневой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 66-78; Байханов И.Б. Система формирования электоральной культуры будущего учителя // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 0 1/2. С. 21-28; Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 17-26; Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 110-125; Байханов И.Б. Электоральная культура учителя как фактор развития общества // The world of academia: Culture, Education (Мир университетской науки: культура, образование). 2022. № 10. С. 21-31.

на их отношение к власти, государству, политическим партиям, способам социально-политического участия и т. д.

В-третьих, нельзя отождествлять электоральную культуру и культуру политическую, поскольку первая уже, чем вторая. Некоторые авторы, исходя из того, что политическая культура концентрированно выражается в электоральном поведении, заключают, что во время избирательных кампаний политическая культура и предстает в своей электоральной форме8. Во многих смыслах именно электоральная культура может выступать индикатором как тех благоприятных перемен, что происходят в политической культуре, так и ее дисфункций. Показателями здесь служат субъективные проявления отношения индивида к: в целом выборам; политическим партиям; конкретным кандидатам; государственным деятелям; лидерам политических движений и общественного мнения. Помимо этого благодаря изучению трансформаций электоральной культуры более ясными предстают конфликты интересов, к которым могут относиться конфликты поколений, центра и регионов, бизнеса и власти и пр. Также электоральная культура четче, чем вся политическая культура указывает на мотивы политического участия.

В-пятых, электоральная культура позволяет судить об эффективности тех или иных политических коммуникаций. Это происходит потому, что она имеет прочно установленную систему «правил игры» или «социальных конвенций», относительно коллективного существования и взаимодействия людей9. Такие «социальные конвенции» «воплощаются в искусственных объектах, выражаются в способах жизнедеятельности, ценностных системах, традициях, верованиях, то есть комплексе духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют данное общество»10. Поскольку эти конвенции постоянно обновляются, то в электоральную культуру входят новые коммуникативные практики, в частности, основанные на электронном взаимодействии11.

В-шестых, электоральная культура благодаря открытости инновациям способствует обновлению самого института выборов, более активного превращения его в часть электронной демократии («э-демократии»,

8 Комлева В.В. Электоральная культура как предмет социологического анализа // Социология власти. 2003. № 6. С. 111-126.

9 Флиер А.Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 154.

10 Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 8.

11 Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

«виртуальной демократии», «облачной демократии»)12.

Если к отмеченным выше особенностям электоральной культуры следует относиться положительно, то способность электоральной культуры продуцировать социальный протест, который разворачивается по модели «электоральной революции», вызывает серьезные опасения с точки зрения обеспечения безопасности общества и государства. Термин «электоральная революция» относится к относительно новым. Его введение приписывается американскому юристу и эксперту по международной поддержке демократии, демократизации и внешней политике США Томасу Карозерсу, научному сотруднику Фонда Карнеги за международный мир (англ. Carnegie Endowment for International Peace), в котором он основал программу «Демократия, конфликты и управление» (англ. Democracy, Conflict, and Governance Program).

Американские социологи Валери Банс и Шэрон Уолчик, конкретизируя смыслы «электоральных революций», объединяют под данным понятием все смены власти, произошедшие в результате выборов, которые сопровождались массовыми протестными акциями на всем протяжении избирательного процесса13. Белорусский политолог, аналитик, первый директор Белорусского института стратегических исследований, автор концепции «превентивного авторитаризма» и «авторитарного интернационала» Виталий Силицкий утверждал, что термин «электоральные революции» включает три категории политических изменений в посткоммунистическом мире: «трансформационные выборы», «электоральные революции» и «постэлекторальные народные выступления» 14.

Дефиниция «электоральная революция» переводит на научный язык символическое обозначение социальных переворотов, поэтизируемых как «цветные революции»15. Этот вывод вытекает и из периодизации, ко-

12 Гриценко Е.В. Обеспечение основных гарантий избирательных прав в условиях информатизации избирательного процесса // Конституционное и муниципальное право: научный журнал. - М.: Гриб В.В., ИГ «Юрист», 2020. № 5. С. 41-49.

13 Bunce V., Wolchik S. Favorable conditions and electoral revolutions // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2006. Vol. 17. № 4. P. 5.

14 Silitski V. What are we trying to explain? // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2009. Vol. 20. № 1. P. 86-89. P. 86.

15 Елишев С.О., Осипова Н.Г. Революции и государственные перевороты: теория. история и практика. - М.: Издательство М.Б. Смолина (ФИВ), 2023; Карпович О.Г., Манойло А.В. Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2017; ТерноваяЛ.О. Новейшая история «цветных революций» // Власть истории и история власти. 2017. № 10 (3). С. 125-133; Терновая Л.О. Студенчество в «цветных революциях» // Капитал революций: Монография. - М.: КноРус, 2018. С. 492-499; Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113; Терновая Л.О. Угасание признаков конфликта поколений в «цветных революциях» // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2020 (Электронное издание комплексного распространения). С. 995-999.

торую дают электоральным революциям Банс и Уолчик. К первой волне электоральных революций они относят «бархатные» революции в странах Восточной Европы в конце 1980-х гг., а во вторую волну включают все последующие перевороты, связанные с выборами в разных государ-ствах16. Эту позицию разделяют и другие западные авторы17.

О непосредственной электоральной предыстории «цветных революций» пишет британская активистка движения за мир Эйприл Картер, преподававшая политические науки в университетах Ланкастера, Сомервилл-колледжа, Оксфорда и Квинсленда, а с 1985 по 1987 г. бывшая научным сотрудником Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) (швед. Stockholms internationella fredsfors kningsinstitut, англ. Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI). Для обозначения выборов, которым предшествует политическая мобилизация, она использует термин «критические выборы», называя «электоральными революциями» все политические процессы, когда выборы сопровождаются постэлекторальными протестными выступлениями18.

«Электоральная революция» не заканчивается лишь всплеском протеста, имеющим цветную символику. Она способна без жесткого пресечения ее властями выразиться во внутренней жизни в форме гражданской войны, развернуться во внешний мир в виде войны гибридной, когда заинтересованные в нестабильности в том или ином государстве силы будут поддерживать огонек общественного недовольства властью, учитывая его способность разжечь конфликт не только в стране, но и в геополитически важном регионе. При этом не всегда лишь выборы являются спусковым крючком подобного сценария, о чем свидетельствуют события «Арабской весны».

Также очевидно, что методички по организации «цветных революций» были хорошо изучены не только оппозицией, но и властями. Более того, произошли такие трансформации электоральной культуры, которые сделали прежние модели электорального протеста малоэффективными. Это проявилось в том, что не работают взятые у противников переворотов идеи мирного протеста. Так, не дал ожидаемого эффекта на внеочередных парламентских выборах в декабре 2023 г. протест сербской оппозиционной коалиции с отвлекающим от социальной агрессии наи-

16 Bunce V., Wolchik S. Defeating authoritarian leaders in postcommunist countries. Cambridge: Cambridge univ. press, 2011; Bunce V., Wolchik S. Getting real about «real causes» // Journal of democracy. 2009. Vol. 20. № 1. Р. 69-73.

17 Thompson M.R. Democratic revolutions: Asia and Eastern Europe. London: Routledge, 2004. P. 2.

18 Carter A. People power and political change: Key issues and concepts. London; New York: Routledge, 2012.

P. 126.

менованием «Сербия против насилия» (сербская кириллица: Срби^а против насила, латинизированный: Srbija antiv nasilja, сокр. SPN).

Выявилось принципиальное отличие символов, технологий и образцов поведения, относящихся к электоральной культуре и являющихся результатом реального политического участия людей, от символов, технологий и образцов поведения «электоральных революций», где они имеют внедренный характер, отличающийся броскостью и враждебностью. Также обнаружилось, что электоральная культура в периоды избирательных кампаний транслирует основные ценности политической культуры, причем эти смыслы разделяются большинством населения. Благодаря конкурентности выборов внутри электоральной культуры удается поддерживать одновременно нескольких типов культур, которые могут существенно различаться, как, например, патриархальная модель и политическая культура активистского типа. Такое многообразие служит выражением личностно-ориентированной культуры избирателей. Это позволяет каждому участнику выборов выразить свое отношение к личности кандидата или программе партии, испытывая надежду на то, что даже в случае их поражения, мнение избирателя будет услышано победителем выборов, а сознание голосующих не будет затуманено эйфорией лозунгов «электоральной революции», выступающей лишь первым тактом демонтажа данной модели государства и угрозой масштабного международного конфликта.

Список литературы:

1. Байханов И.Б. Интернет, выборы и формирование электоральной культуры // Этносоциум и межнациональная культура, 2013. № 5 (59). С. 101-107.

2. Байханов И.Б. Система формирования электоральной культуры будущего учителя // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 0 1/2. С. 21-28.

3. Байханов И.Б. Концептуальная модель формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-уровневой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 2. С. 66-78.

4. Байханов И.Б. Электоральная культура учителя как фактор развития общества // The world of academia: Culture, Education (Мир университетской науки: культура, образование). 2022. № 10. С. 21-31.

5. Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры будущего педагога: от ценностей к технологиям // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2 (131). С. 17-26.

6. Байханов И.Б. Формирование электоральной культуры учителя в специальной кросс-многоуровневой образовательной среде // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С. 110-125.

7. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2001. 170 с.

8. Горбенко А.В., Грошев И.В., Давыдова Ю.А. Психология региональных выборов. Кандидаты и избиратели. - М.: ИНФРА-М, 2021. 251 с.

9. Гриценко Е.В. Обеспечение основных гарантий избирательных прав в условиях информатизации избирательного процесса // Конституционное и муниципальное право: научный журнал. - М.: Гриб В.В., ИГ «Юрист», 2020. № 5. С. 41-49.

10. Елишев С.О., Осипова Н.Г. Революции и государственные перевороты: теория. история и практика. - М.: Издательство М.Б. Смолина (ФИВ), 2023. 464 с.

11. Карпович О.Г., Манойло А.В. Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2017. 111 с.

12. Каплан Б. Миф о рациональном избирателе. Почему демократии выбирают плохую политику / Пер. Д. Горбатенко. - М.: ИРИСЭН: Мысль, 2012. 364 с.

13. Комлева В.В. Электоральная культура как предмет социологического анализа // Социология власти. 2003. № 6. С. 111-126.

14. Ласло Э. Век бифуркации: Постижение изменяющегося мира / Предисловие И. Пригожина; пер. Ю.А. Данилова // Путь: международный философский журнал. 1995. № 7. С. 3129.

15. Окунев И.Ю. Электоральная география. - М.: Аспект Пресс, 2023. 312 с.

16. Рябова Е.И., Терновая Л.О. Время выборов — время вызова // Власть истории и история власти. 2020. Т. 6. № 2 (20). С. 198-210.

17. Терновая Л.О. Новейшая история «цветных революций» // Власть истории и история власти. 2017. № 10 (3). С. 125-133.

18. Терновая Л.О. Студенчество в «цветных революциях» // Капитал революций: Монография. М.: КноРус, 2018. С. 492-499.

19. Терновая Л.О. «Цветная революция» теряет цвет и становится серой // Государственная служба. 2016. № 1. С. 110-113.

20. Терновая Л.О. Угасание признаков конфликта поколений в «цветных революциях» // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке: XIV Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2020». Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2020 (Электронное издание комплексного распространения). С. 995-999.

21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. 736 с.

22. Флиер А.Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 150-159.

23. Bunce V., Wolchik S. Defeating authoritarian leaders in postcommunist countries. Cambridge: Cambridge univ. press, 2011. 373 p.

24. Bunce V., Wolchik S. Favorable conditions and electoral revolutions // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2006. Vol. 17. № 4. Р. 5-18.

25. Bunce V., Wolchik S. Getting real about «real causes» // Journal of democracy. 2009. Vol. 20. № 1. Р. 69-73.

26. Carter A. People power and political change: Key issues and concepts. London; New York: Routledge, 2012. 297 p.

27. Silitski V. What are we trying to explain? // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2009. Vol. 20. № 1. P. 86-89.

28. Thompson M.R. Democratic revolutions: Asia and Eastern Europe. London: Routledge, 2004. 180 p.

Bibliography

1. Baykhanov I.B. Internet, elections and formation of electoral culture // Ethnosociety and interethnic culture, 2013. № 5 (59). P. 101-107.

2. Baykhanov I.B. The system of formation of electoral culture of future teachers // Modern science: current problems of theory and practice. Series: Humanities. 2023. № 0 1/2. P. 21-28.

3. Baykhanov I.B. Conceptual model of formation of electoral culture of a teacher in a special cross-level educational environment // Siberian pedagogical journal. 2023. № 2. P. 66-78.

4. Baykhanov I.B. Electoral culture of a teacher as a factor in the development of society // The world of academia: Culture, Education (World of university science: culture, education). 2022. № 10. P. 21-31.

5. Bayhanov I.B. Formation of the electoral culture of the future teacher: from values to technologies // Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023. № 2 (131). P. 17-26.

6. Bayhanov I.B. Formation of the electoral culture of the teacher in a special cross-multilevel educational environment // Pedagogical journal of Bashkortostan. 2023. № 1. P. 110-125.

7. Bogatyreva T.G. Modern culture and social development / Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation. - М.: Publishing house of RAGS, 2001. 170 p.

8. Gorbenko A.V., Groshev I.V., Davydova Yu.A. Psychology of regional elections. Candidates and voters. - М.: INFRA-M, 2021. 251 p.

9. Gritsenko E.V. Ensuring basic guarantees of electoral rights in the context of informatization of the electoral process // Constitutional and municipal law: scientific journal. - М.: Grib V.V., IG "Lawyer", 2020. № 5. P. 41-49.

10. Elishev S.O., Osipova N.G. Revolutions and coups d'état: theory. history and practice. - М.: Publishing house of M.B. Smolin (FIV), 2023. 464 p.

11. Karpovich O.G., Manoilo A.V. Color revolutions. Theory and practice of dismantling modern political regimes: monograph. - М.: UNITY-DANA; Law and Right, 2017. 111 p.

12. Kaplan B. The Myth of the Rational Voter. Why Democracies Choose Bad Policies / Translated by D. Gorbatenko. - М.: IRISEN: Mysl, 2012. 364 p.

13. Komleva V.V. Electoral Culture as a Subject of Sociological Analysis // Sociology of Power. 2003. № 6. P. 111-126.

14. Laszlo E. The Age of Bifurcation: Understanding the Changing World / Foreword by I. Prigogine; trans. by Yu.A. Danilov // The Path: International Philosophical Journal. 1995. № 7. P. 3129.

15. Okunev I.Yu. Electoral Geography. - М.: Aspect Press, 2023. 312 p.

16. Ryabova E.I., Ternovaya L.O. Time of elections — time of challenge // The power of history and the history of power. 2020. Vol. 6. № 2 (20). P. 198-210.

17. Ternovaya L.O. The latest history of "color revolutions" // The power of history and the history of power. 2017. № 10 (3). P. 125-133.

18. Ternovaya L.O. Students in "color revolutions" // Capital of revolutions: Monograph. Moscow: KnoRus, 2018. P. 492-499.

19. Ternovaya L.O. "Color revolution" loses color and becomes gray // Public service. 2016. № 1. P. 110-113.

20. Ternovaya L.O. Fading Signs of Generation Conflict in "Color Revolutions" // Traditional and New Social Conflicts in the 21st Century: XIV International Scientific Conference "Sorokin Readings - 2020". Collection of materials. - М.: MAKS Press, 2020 (Electronic publication of complex distribution). P. 995-999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Toynbee A.J. Understanding History. - М.: Progress, 1991. 736 p.

22. Flier A.Ya. Culture as the Meaning of History // Social Sciences and Modernity. 1999. № 6. P. 150-159.

23. Bunce V., Wolchik S. Defeating authoritarian leaders in postcommunist countries. Cambridge: Cambridge univ. press, 2011. 373 p.

24. Bunce V., Wolchik S. Favorable conditions and electoral revolutions // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2006. Vol. 17. № 4. Р. 5-18.

25. Bunce V., Wolchik S. Getting real about «real causes» // Journal of democracy. 2009. Vol. 20. № 1. Р. 69-73.

26. Carter A. People power and political change: Key issues and concepts. London; New York: Routledge, 2012. 297 p.

27. Silitski V. What are we trying to explain? // Journal of democracy. Baltimore, MD, 2009. Vol. 20. № 1. P. 86-89.

28. Thompson M.R. Democratic revolutions: Asia and Eastern Europe. London: Routledge, 2004. 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.