Научная статья на тему 'Элективные курсы: неоправдавшиеся надежды'

Элективные курсы: неоправдавшиеся надежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федяева Л.В., Сапкиреева Е.М.

В статье рассматриваются основные направления инновационной педагогики: личностная направленность и вариативность образования, реализуемые через внедрение профильного обучения. Автор проводит сопоставление углубленного и профильного обучения, и особенно составной части профильного обучения элективных курсов, и дает анализ содержания элективных курсов в период 2008-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE COURSES: FRUSTRATED HOPES

The article considers the main directions in innovative pedagogy, such as personal orientation and variability in education, that are implemented trough subject oriented training. The author draws a parallel between extensive training and subject oriented training, represented by elective courses as its component, and analyzes the content of the elective courses of the years 2008 2014.

Текст научной работы на тему «Элективные курсы: неоправдавшиеся надежды»

бизнеса внутри отраслевых кластеров // Вестник Казанского ГАУ. 2009. № 4. С. 93-96.

6. Буданов В. Г. Синергетика: история, принципы, современность // Синергетика: сайт С. П. Курдюмова. 2007. URL: http://www.spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm (дата обращения 28.02.2014)

7. Кузнецов А. С. Концептуальная идея создания кластеров для подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 21-22. URL: http:www.rae.ru/fs/?section=content&op show_artide&artideJd=7780933 (дата обращения 28.02.2014)

УДК 5.1-77

элективные курсы: неоправдавшиеся надежды

В статье рассматриваются основные направления инновационной педагогики: личностная направленность и вариативность образования, реализуемые через внедрение профильного обучения. Автор проводит сопоставление углубленного и профильного обучения, и особенно составной части профильного обучения - элективных курсов, и дает анализ содержания элективных курсов в период 2008-2014 гг.

Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы.

Взаимосвязь школы и общества во многом определяет цели, задачи, содержание и методы обучения. С одной стороны, государство дает школе социальный заказ на подготовку определенного типа личности, с другой стороны, сама школа должна оказывать значительное влияние на развитие общества.

Отсюда следует, что одной из задач современной школы должно стать создание условий для развития личности учащегося как субъекта жизнедеятельности. В частности, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года справедливо считала «среднюю школу важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности» (цит. по [1, с. 1]).

Для решения этой задачи старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подверглась существенным изменениям, суть которых заключается в обеспечении личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.

Среди основных направлений совершенствования российского образования, предложенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, особо выделялись следующие аспекты: гуманизация и демократизация образования, реализация предпро-фильного и профильного обучения, реализация идей развивающего обучения и уровневой дифференциации и др.

8. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса: дис. ... канд. обществ. наук. Тюмень, 2009. 212 с.

9. Яворский О. Е. Образовательный кластер как форма социального партнёрства техникума и предприятий газовой отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 20 с.

10. Ясвин В. А. Экспертиза образовательной среды школы. М.: Сентябрь, 2000. 128 с.

© Синицына Г. П., 2014

fl. B. GedaeBa, E. M. CanKupeeBa L. V. Fedyaeva, Y. M. Sapkireeva

elective courses: frustrated hopes

The article considers the main directions in innovative pedagogy, such as personal orientation and variability in education, that are implemented trough subject oriented training. The author draws a parallel between extensive training and subject oriented training, represented by elective courses as its component, and analyzes the content of the elective courses of the years 2008 - 2014.

Key words: subject oriented training, elective courses.

Остановимся на одном из этих аспектов образования - реализации профильного обучения. Мы выбрали профильное обучение потому, что это направление, с одной стороны, успешно вошло в школьную жизнь, а с другой - располагает неиспользованным потенциалом, который не хотелось бы растратить впустую.

Можно отметить ряд причин успешного внедрения профильного обучения в практику российских школ.

Во-первых, идея профильного обучения возникла не на пустом месте. Почти трехсотлетняя история российского образования уже использовала лучшие аспекты профильного обучения. Считается, что своего расцвета российское образование достигло к началу ХХ в., когда система образования предусматривала своеобразную профильность (гимназии и реальные училища). В этот период, например, математическое образование в реальных училищах России стало основой международной классической системы школьного математического образования.

Во-вторых, в начале XXI в. отечественное образование не соответствовало европейским стандартам, что выражалось в технологической отсталости процесса обучения, в девальвации духовных ценностей, в серьезном разрыве между требованиями высшей школы и конечным продуктом средней школы. В частности, высшая школа указывала на существенные недостатки в подготовке уча-

щихся. Среди этих недостатков, присущих большинству первокурсников, можно отметить следующие:

1) неумение отличать то, что они понимают, от того, чего они не понимают;

2) неумение логически мыслить, отличая истинное рассуждение от ложного;

3)неправильное представление о главном и второстепенном, о том, что необходимо помнить, а что можно забыть;

4) неумение найти несколько ответов на один вопрос;

5) стереотипность восприятия информации;

6) снижение культурного уровня и др.

В-третьих, в большинстве европейских стран с седьмого класса начинается профильное обучение, суть которого заключается в том, что каждый ребенок, достигший указанного в законе возраста, должен определиться с выбором траектории своего дальнейшего образовательного пути.

В ряду других причин, обусловивших введение профильного обучения, необходимо отметить рост объема знаний, накопленных человечеством. «В условиях, когда в среднем каждые 10-15 лет объем информации удваивается, становится невозможным выделить необходимую сумму знаний на всю жизнь... в результате этого возникает ситуация разрыва образовательного пространства, что создает для учащихся «образовательные тупики» [2, с. 8]. Следовательно, приоритет развивающей функции обучения выражается в том, что обучение каждого ребенка должно ориентироваться не на увеличение объема информации, предназначенной для усвоения, а на повышение уровня интеллектуального и культурного развития учащегося. По словам А. Д. Александрова, «цель среднего образования состоит в том, чтобы дать человеку основные практически нужные знания и развить его личность, развить духовно - в умственном и нравственном отношении» [3, с. 56].

Профильное обучение встроено в современную парадигму образования, предоставляющую учащимся возможность выбора вариативной части обучения, а учителю - свободу выбора средств, методов и форм обучения.

Профильное обучение, в отличие от углубленного, выстроено на основе личностно ориентированного обучения (см. табл. 1).

Сравнительный анализ углубленного и профильного обучения показывает, что профильное обучение по своим целям, формам деятельности и содеятельности содержит философское наполнение, которое реализуется через креативную составляющую профильного обучения - элективные курсы.

Профильное обучение не просто дает возможность передавать знания от учителя к ученику, а прежде всего способствует развитию личностного потенциала школьника с учетом его возрастных интересов и способностей.

Элективные курсы, являясь своего рода «приращением» к профильным и базовым курсам, как бы «компенсируют» возможности (во многом достаточно ограниченные) последних в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников. При этом элективные курсы будут действительно отвечать по-

Таблица 1

Сравнительная характеристика углубленного и профильного обучения

Критерий Углубленное Профильное

сравнения обучение обучение

Основная цель Самореализация Самоопределение

личности личности

Особенности Приращенное Приращенное

содержания, при- содержание на- содержание

ращенного к базовому правлено на обогащение и уточнение направлено на профессиональную

понятийного аппа- ориентацию, вы-

рата, увеличение яснение аксиологи-

рассматриваемых ческих аспектов

закономерностей,

усиление систем-

ности излагаемого

материала

Приоритет форм Приоритет репро- Приоритет

деятельности дуктивных форм творческих форм

при изучении деятельности деятельности

содержательного

приращения

Основное средство Учебный текст Методы познания

содеятельности себя и окружающей действительности

требностям учащихся, если при их составлении учесть три важнейших аспекта: познавательный, развивающий и воспитательный.

1. В аспекте познания элективные курсы призваны сформировать знания по теме, отвечающие требованиям глубины, оперативности, осознанности, прочности.

2. В аспекте развития элективные курсы должны способствовать решению следующих задач:

а) стимулировать развитие речи, в том числе интенсифицировать обогащение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи выразительными средствами языка;

б) стимулировать развитие мышления, что предполагает, например, формирование следующих навыков: анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, определять и пояснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. В аспекте воспитания элективные курсы позволяют влиять на формирование и развитие личности школьника.

О. Н. Крылова [4], В. А. Орлов [5] дают собственную классификацию элективных курсов (см. табл. 2).

В свою очередь, Е. А. Богданова [1] предлагает классификацию элективных курсов на основании отношения к предметам федерального и регионального компонентов (см. рис.).

Анализ тематики элективных курсов по математике (табл. 3), проведенный в 2008 г. показал, что около половины элективных курсов, заявленных в методической литературе и Интернете, предполагали углубление интереса к математике через расширение связей с другими предметами, знакомства с будущей профессией или же изучение дополнительных тем, напрямую не связанных с школьной программой.

Таблица 2

Типы элективных курсов

Предметные Межпредметные Надпредметные (внепредметные) Лабораторно-практические (прикладные)

Углубление изучаемого предмета, углубление отдельных разделов обязательного курса, углубление необязательного курса, подготовка к ЕГЭ по предмету Изучение смежных учебных предметов, компенсирование курсов для классов гуманитарного и социально-экономического профилей, обобщение курсов для классов естественно-научных профилей Изучение предметов, выходящих за рамки традиционных школьных, которые распространяются на области деятельности человека вне круга выбранного учеником профиля обучения Изучение методов познания природы, изучение истории предмета обязательного или необязательного курса, изучение методов решения задач, составление и решение задач на основе образца

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Связь с предметами федерального и регионального компонента / \

Связаны с предметами

Не связаны с предметами (внепредметные, надпредметные)

Межпредметные связи

и связи с другими сферами человеческой деятельности / \

Связь с предполагаемой профессиональной деятельностью

Связаны с другими предметами и сферами деятельности человека

\

Не связаны с другими предметами и сферами деятельности человека (предметные)

Не связаны с предполагаемой профессиональной деятельностью

\

Связаны с предполагаемой профессиональной деятельностью

Объект связи / \ Уровень изучения предмета / „ \

Межпредметные Связанные с различными сферами деятельности человека Предметы, не изучаемые в данном профиле Предметы, изучаемые на базовом уровне \ Предметы, изучаемые на профильном уровне /

Отношение изучаемого раздела к содержанию обязательной программы по предмету / \

Раздел содержится в обязательной программе Раздел не содержится в обязательной программе

Рис. Классификация элективных курсов

Такое же положение в 2008 г. складывалось и с элективными курсами по другим предметам. В то же время высказывались опасения, что элективные курсы могут стать своеобразным репетиторством, т. е. будут направлены на подготовку к ЕГЭ. А ни для кого не секрет, что подготовка к ЕГЭ в первую очередь связана с решением тестовых заданий, а это не способствует решению задач по устранению трудностей, о которых говорилось выше.

В 2013 г. можно констатировать, что профилизация оправдала надежды разработчиков программы развития. Причем развитие профильного обучения идет по разным направлениям. Можно наблюдать развитие сетевых про-

филей, когда несколько школ объединяется для создания оптимальных условий подготовки к ЕГЭ. Ряд школ пошел по пути углубленного изучения ряда профилей. Другие школы предпочитают модульное обучение с полным погружением в изучаемые предметы.

Совсем другая ситуация складывается с элективными курсами. Анализ элективных курсов в 2012-2013 гг. показал, что опасения оправдались. Если 2008 г. тематика элективных курсов была достаточно разнообразной, элективные курсы рассматривались как средство развития познавательного интереса к предмету, учителя разрабатывали оригинальные программы, то в 2013 г. трудно найти

Классификация тем элективных курсов по назначению

ПЕДАГОГИКА Таблица 3

Углубленное изучение математики Связь математики с другими науками Знакомство с выбранной профессией

Математическая логика Математика в архитектуре Финансовая математика

Теория вероятностей Векторы в решении физических задач Математические основы информатики

Замечательные неравенства, их обоснования и применение Математические этюды в литературе Экономика и статистика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснования в математике Геометрия и компьютерная графика Проценты и банковское дело

Геометрия Лобачевского Математика и экология Математика и основы сельского хозяйства

Текстовые задачи в ЕГЭ Графики в медицине Математика и здоровый образ жизни

Графическое описание процессов и явлений Смеси и сплавы вокруг нас Конструкторское бюро

Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики Пестрые картинки разных стран Графики в медицине

Язык математики Математика в произведениях Л.Н.Толстого Хочу стать банкиром

Вычислительная математика и программирование Исследовательские задачи на стыке наук (биология, химия, математика) Задачи на оптимизацию в жизни

Математика. Задачи с параметрами Процентные вычисления в жизненных ситуациях

Интегрированный элективный курс по математике для химико-биологического профиля Шифрование и математика

Математика и ее подводные рифы Экономика в задачах

Замечательные уравнения и неравенства

Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра

Избранные вопросы математики

публикации, касающиеся тематики элективных курсов. Они действительно превратились в дополнительные часы подготовки к ЕГЭ.

В принципе нет ничего плохого в том, что учащиеся будут дополнительно готовиться к ЕГЭ, но при таком положении элективные курсы сразу же теряют те качества, ради которых они вводились в образовательный процесс. Решение тестовых заданий, особенно в первых частях ЕГЭ, не способствует развитию умений логически мыслить, отличать главное от второстепенного, находить несколько ответов на один вопрос. Такие занятия развивают стереотипность восприятия и не способствуют повышению культурного уровня.

Чтобы элективные курсы стали действительно развивающей составляющей образовательного процесса, необходимо вернуться к вопросу об их содержательном компоненте, который нужно формировать, реализуя принципы личностно-ориентированного подхода, абсолютной ценностью которого являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.

Именно такое определение «содержания образования» полностью соответствует духу элективных курсов, так как обеспечивает свободу выбора с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности ученика. Рассматривая психологические вопросы сознательности учения, А. Н. Леонтьев обращает внимание на условия, при которых содержание входит в сознание ребенка. Так, исследователь считает, что «для того, чтобы восприни-

маемое содержание было осознано, нужно, чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и, таким образом, вступило бы в соответствующее отношение к мотиву этой деятельности» [6, с. 248]. Иными словами, для того чтобы содержание было воспринято учеником, необходимо, чтобы оно превратилось в непосредственную цель действия и таким образом стало мотивом всей деятельности.

1. Богданова Е. А. Дидактическая система подготовки студентов к проектированию учебного процесса в рамках школьного компонента профильного обучениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 20 с.

2. Белова С. В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: учеб.-метод. пособие. М.: Глобус, 2006. 190 с.

3. Александров А. Д. О геометрии // Математика в школе. 1980. № 3. С. 56-62.

4. Крылова О. Н. Технология работы с учебным материалом в профильной школе: учеб. пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2005. 112 с.

5. Орлов В. Н. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного обучения // Физика в школе. 2003. № 7. С. 17-21 .

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. М.: Изд-во полит. лит., 1975. 304 с.

© Федяева Л. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.