Научная статья на тему 'ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»'

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бинарные методы / готовность к инновационной деятельности / инновационная направленность / студенты бакалавриата / экзистенциализм / binary methods / innovation readiness / innovation focus / undergraduate students / existentialism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.Е. Рупасова

В статье обосновывается важность философии экзистенциализма в качестве методологического основания для подготовки специалистов с инновационным мышлением. Объяснена необходимость применения бинарных методов экзистенциальной педагогики для формирования навыков инновационной деятельности как с внешней стороны – педагогического сопровождения, так и с внутренней – со стороны обучающихся. Проанализирован практический кейс по реализации бинарных методов экзистенциальной педагогики с целью формирования инновативности у студентов 3-го курса бакалавриата в рамках направления подготовки 38.03.02 Менеджмент на базе Института общественных наук, РАНХиГС (г. Москва) и на базе Финансового университета при Правительстве РФ средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Освещены результаты применения экзистенциальной концепции с целью повышения эффективности формирования инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Я.Е. Рупасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL FOUNDATIONS OF THE PROCESS OF FORMING READINESS OF UNDERGRADUATE STUDENTS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES BY MEANS OF THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE IN THE PROFESSIONAL SPHERE”

The article justifies the critical importance of the philosophy of existentialism as poignant methodological and logical grounds for training the specialists with innovative thinking and innovative focus in a higher school. The author explains the urgent need to use binary methods for teachers in the field of existential pedagogy to form skills for innovative activities both from the outside – pedagogical support, and from the inside – from students. A practical case is analyzed on the implementation of binary methods of existential pedagogy in order to form innovativeness among students of the 3rd year of bachelor’s degree programs in the framework of 38.03.02 Management concentration on the basis of the Institute of Social Sciences, RANEPA (Moscow based) and on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation by means of a course “Foreign language in the professional sphere”. The research highlights results of applying the existential pedagogical concept in order to increase the efficiency of the formation of innovative potential among students.

Текст научной работы на тему «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»»

В итоге отметим, что применение теоретической модели, основанной на активных методах и поддерживаемой использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяет улучшить результаты обучения по предметам естественно-научного цикла в образовательном контексте Мадагаскара. Однако

Библиографический список

необходимо обратить особое внимание на типы используемых и доступных цифровых ресурсов на уровне школы, а также на специфику изучаемого предмета естественно-научного цикла. Для повышения результативности нескольким школам предлагается применить разработанную модель.

1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Москва, 1998.

2. Chloé Guyard. La pédagogie par situation-problème. Education. 2017.

3. Charnay R., Douaire J., Guillaume J.-C., D. Valentin Collection. Apprentissages numériques et résolution de problèmes. ERMEL Hatier Broché, 2005.

4. Беспалова Л.А. Формирование экологической компетентности у учащихся 10-11 классов на основе школьного учебника «Основы экологии». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.

5. Усова А.В. О критериях и условиях сформированное™ познавательных умений учащихся. Советская педагогика. 1998; № 12: 45-48.

References

1. Kavtaradze D.N. Obuchenie iigra. Vvedenie v aktivnye metody obucheniya. Moskva, 1998.

2. Chloé Guyard. La pédagogie par situation-problème. Education. 2017.

3. Charnay R., Douaire J., Guillaume J.-C., D. Valentin Collection. Apprentissages numériques et résolution de problèmes. ERMEL Hatier Broché, 2005.

4. Bespalova L.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kompetentnosti u uchaschihsya 10-11 klassov na osnove shkol'nogo uchebnika «Osnovy 'ekologii». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

5. Usova A.V. O kriteriyah i usloviyah sformirovannosti poznavatel'nyh umenij uchaschihsya. Sovetskaya pedagogika. 1998; № 12: 45-48.

Статья поступила в редакцию 08.04.24

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); English Language and Professional Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YERupasova@fa.ru

EXISTENTIAL FOUNDATIONS OF THE PROCESS OF FORMING READINESS OF UNDERGRADUATE STUDENTS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES BY MEANS OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE IN THE PROFESSIONAL SPHERE". The article justifies the critical importance of the philosophy of existentialism as poignant methodological and logical grounds for training the specialists with innovative thinking and innovative focus in a higher school. The author explains the urgent need to use binary methods for teachers in the field of existential pedagogy to form skills for innovative activities both from the outside - pedagogical support, and from the inside - from students. A practical case is analyzed on the implementation of binary methods of existential pedagogy in order to form innovativeness among students of the 3rd year of bachelor's degree programs in the framework of 38.03.02 Management concentration on the basis of the Institute of Social Sciences, RANEPA (Moscow based) and on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation by means of a course "Foreign language in the professional sphere". The research highlights results of applying the existential pedagogical concept in order to increase the efficiency of the formation of innovative potential among students.

Key words: binary methods, innovation readiness, innovation focus, undergraduate students, existentialism

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: YERupasova@fa.ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

В статье обосновывается важность философии экзистенциализма в качестве методологического основания для подготовки специалистов с инновационным мышлением. Объяснена необходимость применения бинарных методов экзистенциальной педагогики для формирования навыков инновационной деятельности как с внешней стороны - педагогического сопровождения, так и с внутренней - со стороны обучающихся. Проанализирован практический кейс по реализации бинарных методов экзистенциальной педагогики с целью формирования инновативности у студентов 3-го курса бакалавриата в рамках направления подготовки 38.03.02 Менеджмент на базе Института общественных наук, РАНХиГС (г Москва) и на базе Финансового университета при Правительстве РФ средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Освещены результаты применения экзистенциальной концепции с целью повышения эффективности формирования инновационного потенциала.

Ключевые слова: бинарные методы, готовность к инновационной деятельности, инновационная направленность, студенты бакалавриата, экзистенциализм

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время приоритет обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации предусматривает формирование нового взгляда высшей школы на систему подготовки кадров с развитым инновационным мышлением и переосмысление методологических основ образовательного процесса [1]. Методологической основой педагогики являются философские учения. В контексте кризиса культуры и переосмысления ценностей постиндустриализма актуальна концепция экзистенциализма с ее акцентом на субъективные элементы личности, внутренние смыслы образования. Важным качеством студентов бакалавриата становится способность к самопроектированию, к детерминации значения своей профессии для блага общества. В этой связи экзистенциальный педагогический подход ставит целью обеспечить педагогическое сопровождение процессам развития студентов бакалавриата в выбранном направлении, при этом оставаясь в рамках социального института, имеющего доминанту нового времени - ориентацию на инновационные разработки, развитие внутреннего инновационного потенциала.

Основой для выявления цели исследования служат ряд противоречий:

- между рациональной системой знаний высшей школы, из которых изъяты личностные элементы и необходимостью внимания педагогов к внутреннему миру обучающихся с позиции формирования внутренних смыслов профессии;

- между ограниченным количеством академических часов, выделяемых на ряд дисциплин гуманитарного блока, и внутренними потребностями педагогов исследовать человеческую индивидуальность, выдвигая на первый план такие ценности образования, как свобода, творчество, самореализация;

- между существующим набором методов и инструментов в арсенале педагога, используемых для подготовки современных специалистов, и необходимостью применения ряда методов, отвечающих концепции экзистенциального сопровождения становления личности - бинарных методов.

Данные противоречия конкретизировали общую цель исследования: раскрыть философские экзистенциальные основания, определяющие методологические ориентиры процесса подготовки современных кадров в рамках существующих инновационных стратегий в проекции цифровизации образовательного пространства и информационного общества.

Цель определяет задачи данного исследования:

1) определить сущность и содержание экзистенциальной философии как методологического основания для педагогики высшей школы в современных условиях;

2) конкретизировать ряд принципов и методов экзистенциальной педагогики, определяющих вектор педагогического воздействия при формировании готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности;

3) представить практический кейс реализации экзистенциальных основ для формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности в рамках педагогической практики на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», проведенного на базе Финансового университета при Правительстве РФ, Президентской академии (РАНХиГС) в течение 2023 г;

5) проанализировать результаты практического применения бинарных методов, оценить степень влияния методов на эффективность процесса формирования инновативности студентов бакалавриата направления подготовки 38.03.02 Менеджмент

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обозначены основные направления развития концепции экзистенциальной педагогики в системе высшей школы;

- обусловлена стратегическая необходимость применения бинарных методов в подготовке специалистов, направленных на развитие профессиональных и личностных качеств, раскрытие инновационного потенциала.

Теоретическая значимость исследования: философские учения формулируют основополагающие идеи любой научной области и оказывают влияние на педагогическое мировоззрение. Подробно данную аксиому обосновал С.И. Гессен, который говорил о том, что, по сути, педагогика и есть прикладная философия [2]. В этой связи возникает вопрос: какие именно философские учения определяют педагогический вектор той или иной эпохи?

Проводя экскурс в историю XX столетия, мы можем утверждать, что продолжительное время педагогика базировалась на концептуальных основах философии марксизма-ленинизма, где в основе находилась не личность человека, а преобладала ориентация на общество и государство. Фокусным моментом являлся социометрический подход, не ставящий во главу угла личность. В конце 80-х годов XX века появилось большое количество работ с акцентом на гомоцентрический подход, где личность занимала центральное место. В теории коммунистического воспитания проявлялся интерес к личности. Так, В.И. Сухомлинский, И.П. Иванов пытались анализировать человеческую природу, отражающую проявленную индивидуальность [2].

Сейчас как никогда важно правильно оценивать происходящее и на крепкой основе гуманистических и нравственных ценностей уметь проектировать свое будущее. Это становится возможным тогда, когда обучающиеся подвергают внутренней экспертизе правила и аксиомы социальной и профессиональной жизни, когда они задумываются о смысле своего существования, профессионального предназначения. Современная педагогика должна быть направлена на инициацию самоопределения каждого обучающегося, саморазвитие его личностных качеств. Акцент в современной педагогике должен быть сделан на развитии индивидуального, неповторимого в личности каждого.

В современных экономических условиях транзитивности, когда сложно определить педагогическую парадигму [3], такой методологической основой является экзистенциализм - направление, появившееся в середине прошлого века. Это направление философии, главной темой которого является человек, его насущные проблемы и смыслы. Экзистенциализм - слово латинского происхождения, в переводе означает «существование». Основной идеей экзистенциализма является утверждение, что в центре находится конкретное существование отдельного человека, его «я».

Основные идеи экзистенциализма вписываются в современное понимание личности человека, в современное понимание педагогики высшей школы. Обозначим ряд принципов экзистенциальной педагогики (по М.И. Рожкову) [2].

1. Реализация самоидентификации. Данный принцип может реализо-вываться в двух проекциях: экзистенциальной, а также личностной и социальной. Экзистенциальная идентичность позволяет осознать свое существование в контексте бытия. Личностная и социальная идентичность связаны с личным и социальным пространством. В контексте высшей школы студент получает экзистенциальный опыт, который направляет весь ход его жизни, осуществляя ценностно-смысловую регуляцию поведения и нравственных норм. Поэтому крайне важно наполнить содержание учебного процесса не просто рационально-практическими утилитарными знаниями, а глубокими смыслами.

2. Актуализация субъектности. Субъектность проявляется в деятельности с другими людьми, где посредством взаимодействия человек обретает самого себя. В контексте высшей школы в учебной и внеучебной деятельности студент постигает себя, реализуя собственные проекты, которые переживаются субъективно. Педагоги высшей школы должны уделять большое внимание индивидуальному уровню субъектности, которая определяет возможность быть самим собой.

3. Концепция становления свободного человека. Под свободой в экзистенциальной педагогике понимается свобода сознания, свобода выбора. В контексте высшей школы в процессе обучения и воспитания необходимо подчеркивать внутренние побуждения, собственные принципы жизни, выбор кото-

рых студент делает самостоятельно. Это помогает осознать внутреннюю индивидуальность и занять свою нишу в условиях реального существования.

4. Обеспечение соприсутствия и событийности. Событие - главный элемент человеческой жизни. По сути, это определенные обстоятельства, которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Соприсутствие определено событием и предполагает осознание причастности к происходящему. В условиях организации учебного процесса в выборе содержания курсов важно руководствоваться данным принципом, поскольку отсутствие эмоционального отклика со стороны обучающихся блокирует восприятие учебного материала, не актуализирует внутреннюю потребность реализовываться в собственном проекте.

5. Самореализация личности. Самореализация личности связана с развитием сил и способностей. Самореализация ориентирована на успех, базируется на преодолении, которое позволяет достигать целей. Педагогам высшей школы важно признавать достижения обучающихся, поскольку только в условиях признания таланты и способности могут раскрываться в полной мере.

На основании данных принципов определяются методы, способствующие проявлению личностных свойств, а также осуществляется реализация самопроектирования и самодетерминации. Л.В. Байбородова подчеркивает важность бинарных методов с точки зрения их проявленности с двух сторон: со стороны педагога и со стороны обучающегося [5].

С внешней стороны индивидуализации возможно применение следующих методов: диагностика (использование тестов, анкет для выявления потребностей или индивидуальных особенностей); разработка вариативных по содержанию заданий для разного уровня усвоения; предоставление возможности развиваться в своем темпе; создание ситуаций выбора и самоопределения (проблемные ситуации, вопросы); сопровождение проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

С внутренней стороны индивидуализации рационально применять следующие методы: самодиагностика; самостоятельный выбор учебных ситуаций, принятие самостоятельных решений; постановка собственных целей в образовании; определение путей достижения целей; самоорганизация и самоконтроль; проектирование индивидуальной образовательной траектории; рефлексия.

Целью практического исследования было подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что применение бинарных методов экзистенциальной педагогики способствует повышению эффективности процесса подготовки студентов бакалавриата к инновационной деятельности средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере».

В рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере», которая является обязательной к изучению для студентов бакалавриата 3-го года обучения в рамках ФГОС ВО 3++, затрагивается обсуждение ряда социальных аспектов, имеющих нравственное значение, а именно: инновации и технологии, система искусственного интеллекта, влияние информационного поля на развитие личности, экология, альтернативные источники энергии, условия экономического роста, корпоративная этика и культура и др.

В рамках данных тем вопрос об использовании экзистенциальных средств -человеко-ориентированных технологий - является первостепенным. Условно, по мнению Л.В. Байбородовой, данные средства можно разделить на три категории: индивидуально-ориентированные (развивающие индивидуальность); личностно ориентированные (развивающие личность); субъектно-ориентированные (развивающие субъектность) [5].

Приведем пример педагогического сопровождения реализации индивидуальной образовательной траектории с целью формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности с учетом применения перечисленных бинарных методов.

1 этап. Для актуализации образа инноватора необходимо диагностировать внутренние потребности студентов бакалавриата к инновационной деятельности. В результате применения авторских анкет становится возможным выявить ведущий способ деятельности студентов бакалавриата в инновационном процессе. Это может быть инициация инновационных идей или инициация с последующей реализацией данных идей, либо заинтересованность в обеспечении реализации одной из стадий инновационного процесса и т. д. В рамках интервью удается выяснить предпочтения в реализации конкретных инноваций: определенная группа студентов может быть заинтересована в развитии универсальных технологий, другая группа студентов отдает предпочтение развитию индустриального дизайна и т. д. Данное предпочтение служит началом реализации индивидуальной траектории в саморазвитии в инновационной деятельности.

2 этап. В соответствии с выявленными запросами преподаватель наполняет опционный профиль учебного курса, который можно варьировать с акцентом на социальный заказ и индивидуальные интересы студентов в конкретной временной динамике. Преподаватель проектирует учебные задания с учетом разного уровня усвоения. Например, реализация кейса возможна в рамках кейса-иллюстрации, кейса-ситуации или кейса-упражнения. Решение кейса осуществляется на базе разных типов вопросов, решение которых определяет роль каждого студента в инновационном процессе.

3 этап. Индивидуальные интересы в инновационной деятельности, осознание своей роли в ней через самоопределение задают вектор реализации собственного проекта. Самостоятельный выбор темы, реализация субъектной

позиции в рамках исследования формируют и углубляют образ инноватора. Педагогическое сопровождение проектной деятельности посредством фиксации результатов, коррекции, мотивации на успех способствует развитию творчества. Студент посредством самоанализа развивает самоорганизацию и самоконтроль.

4 этап. Внеучебная деятельность, ориентированная на исследования в данной области, совершенствует образ инноватора, выводя развитие индивидуального, личностного, субъектного на новый, более сложный план. Дальнейшим этапом развития траектории является исследовательская, научная, социальная деятельность студентов бакалавриата.

Необходимо заметить, что развитие внутренних смыслов инновационной деятельности неотделимо от формирования коммуникативных компетенций в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Поэтому бинарные средства должны быть диалоговыми, предусматривающими обмен информацией, партнерскую позицию участников образовательного процесса; коммуникативными, формирующими умение работать в команде; творческими, способствующими развитию креативности, гибкости, критичности мышления.

Анализ полученных результатов практического применения бинарных методов позволяет говорить о степени влияния использования данных методов на эффективность процесса формирования инновативности студентов бакалавриата направления подготовки 38.03.02 Менеджмент. Нами были отмечены существенные сдвиги в уровне академической успеваемости, проявляющиеся в позитивной динамике оценок за академические курсы, в уровне качества ответов в рамках промежуточной аттестации, в уровне сложности выбранных тем для проектной деятельности.

Активность студентов бакалавриата во внеучебной деятельности свидетельствует о высоком ресурсе потенциалов экзистенциальной педагогики по

Библиографический список

сравнению с альтернативными педагогическими технологиями. Реализация субъектности и самопроектирования невозможна в условиях директивных технологий и отсутствия партнерства. Обретение смысла профессиональной деятельности возможно на деятельностной основе с опорой на социальный индивидуальный опыт.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Философское знание составляет методологическое ядро педагогики. Поэтому актуальной идеей в системе высшего образования мы считаем необходимость присутствия экзистенциальной методологической концепции для формирования инновационного потенциала выпускников вузов.

2. Принципы экзистенциальной педагогики наряду с бинарными методами отвечают идее формирования и воспитания человека профессионального, творчески свободного, с выраженной субъектной позицией и нравственной ориентацией на совершенствование себя и окружающего мира.

3. Данное исследование имеет практическую значимость с точки зрения демонстрации внедрения принципов и методов экзистенциальной педагогики в образовательный процесс вуза на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» с целью формирования готовности студентов бакалавриата к инновационной деятельности.

4. Исследование имеет теоретическую новизну, поскольку автором предлагается анализ системных понятий экзистенциальной педагогики в контексте задач высшей школы по подготовке профессиональных кадров.

5. Результативность применения бинарных методов экзистенциальной педагогики подтверждает ее ценность для современной концепции образования в системе высшей школы, формирования субъектности, индивидуальных смыслов в профессии. Применение бинарных методов может быть рекомендовано к использованию с целью решения системных дидактических задач.

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Правительство России. Официальный сайт Available at: http://government.ru/news/12582/

2. Рожков М.И. Воспитание свободного человека: педагогическое кредо. Ярославль, 2006.

3. Рупасова Я.Е. Системные педагогические задачи подготовки управленческих кадров в перспективе инновационных стратегий и цифровизации образовательного пространства. Мир науки, культуры и образования. 2024; № 1 (104): 94-98.

4. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение: учебное пособие. Москва: Педагогика-ПРЕСС, 1999.

5. Байбородова Л.В. Проектирование допрофессиональной педагогической подготовки школьников: учебное пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ 2022.

References

1. Prognoz dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossii. Oficial'nyj sajt. Available at: http://government. ru/news/12582/

2. Rozhkov M.I. Vospitanie svobodnogo cheloveka: pedagogicheskoe kredo. Yaroslavl', 2006.

3. Rupasova Ya.E. Sistemnye pedagogicheskie zadachi podgotovki upravlencheskih kadrov v perspektive innovacionnyh strategij i cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2024; № 1 (104): 94-98.

4. Masharova T.V. Pedagogicheskaya tehnologiya: lichnostno-orientirovannoe obuchenie: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogika-PRESS, 1999.

5. Bajborodova L.V. Proekiirovanie doprofessional'nojpedagogicheskojpodgotovkishkol'nikov: uchebnoe posobie. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2022.

Статья поступила в редакцию 08.04.24

УДК 37

Semenkova S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Philosophy and Social Sciences, Northern Trans-Ural State Agricultural

University (Tyumen, Russia), E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Kryucheva Ya.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia), E-mail: yanakryucheva@mail.ru

PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER-MENTOR. The year 2023 in Russia was declared the Year of Teacher-Mentor. As a result, mentoring has regained its special relevance, especially in the pedagogical process, and has spread in modern conditions to all educational activities. Mentoring began to be implemented both at the federal and regional levels, in addition, each educational institution has developed its own program for mentoring activities. This required a purposeful study of personal and professional qualities, the presence of which in a teacher contributes to a more effective implementation of mentoring activities. The basis for studying the personal and professional qualities of a teacher was made up of activity-based and systematic approaches. The purpose of the study is to study the personal and professional qualities of a teacher-mentor, which, first of all, are preferred by students. To achieve the purpose of the study, the questionnaire method is used, as well as methods of scientific analysis and synthesis in evaluating the obtained results. Based on the results of the study, the authors concluded that students' preferences largely depend on the course of study and on the goals they face. Students of the first, second and part of the third years preferred characteristics with an emotional component. Some of the third-year students and graduates have already been directed to future professional realization, so they preferred the professional component. Further research may concern both determining the possible reasons for students to choose the personal qualities of mentoring teachers, involving emotional interaction, as well as evaluating the necessary personal and professional qualities by the teachers themselves who implement mentoring activities.

Key words: mentor, mentoring, teacher-mentor, personal qualities, professional qualities, pedagogical activity

С.Н. Семенкова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. философии и социально-гуманитарных наук Государственного аграрного университета

Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: semenkova.svet@yandex.ru

Я.В. Крючева, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: yanakryucheva@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

Прошедший 2023 год в России был объявлен Годом педагога и наставника. В результате особую актуальность, особенно в педагогическом процессе, вновь приобрело наставничество, распространившееся в современных условиях на всю образовательную деятельность. Наставничество стало реализовы-ваться как на федеральном, так и на региональном уровнях, кроме этого каждое учебное заведение разработало свою программу осуществления настав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.