Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ШКОЛАХ МАДАГАСКАРА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ШКОЛАХ МАДАГАСКАРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы / проблемно-ситуационный подход / информационно-коммуникативные технологии / Мадагаскар / естественно-научные предметы / active methods / problem-based approach / ICT / Madagascar / natural sciences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Рандзалина, П.В. Станкевич

В статье предлагается теоретическая модель, основанная на применении активных методов, поддерживаемых информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), в частности процесса научных исследований, представленного проблемной ситуацией, в обучении естественно-научным предметам в школах Мадагаскара. Рассмотрены аспекты реализации информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих усвоение знаний обучающимися школ Мадагаскара по естественно-научным предметам. Выявлены особенности проблемно-ситуативного подхода в образовательном процессе по естественно-научным школьным предметам. Подробно рассмотрены этапы применения ситуационно-проблемного подхода на уроках цикла естественно-научных предметов. Представлено содержание учебно-методического комплекса (УМК), включающего программу. Применение этой модели не только демонстрирует улучшение усвоения знаний по естественно-научным предметам, но и повышает мотивацию обучающихся, участвовавших в данном исследовании. В долгосрочной перспективе предполагается повышение качества обучения по естественно-научным предметам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Рандзалина, П.В. Станкевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING NATURAL SCIENCE SUBJECTS IN SCHOOLS IN MADAGASCAR

The article proposes a theoretical model based on the application of active methods supported by information and communication technologies (ICT), in particular the process of scientific research, represented by a problematic situation, in teaching natural science subjects in schools in Madagascar. The aspects of the implementation of information and communication technologies that ensure the assimilation of knowledge by students of schools in Madagascar in natural science subjects are considered. The features of the problem-situational approach in the educational process in natural science school subjects are revealed. The stages of applying the situational problem approach in the lessons of the cycle of natural science subjects are considered in detail. The content of the educational and methodological complex (UMK), which includes a program, is presented. The application of this model not only demonstrates an improvement in the assimilation of knowledge in natural science subjects, but also increases the motivation of students in schools who participated in this study. In the long term, it is expected to improve the quality of education in natural science subjects.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ШКОЛАХ МАДАГАСКАРА»

УДК 378.147

Ranjalina А.С., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail:solonirinaaugustar@gmail.com

Stankevich P.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg), Russia, E-mail: p_v_stan@mail.ru

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING NATURAL SCIENCE SUBJECTS IN SCHOOLS IN MADAGASCAR.

The article proposes a theoretical model based on the application of active methods supported by information and communication technologies (ICT), in particular the process of scientific research, represented by a problematic situation, in teaching natural science subjects in schools in Madagascar. The aspects of the implementation of information and communication technologies that ensure the assimilation of knowledge by students of schools in Madagascar in natural science subjects are considered. The features of the problem-situational approach in the educational process in natural science school subjects are revealed. The stages of applying the situational problem approach in the lessons of the cycle of natural science subjects are considered in detail. The content of the educational and methodological complex (UMK), which includes a program, is presented. The application of this model not only demonstrates an improvement in the assimilation of knowledge in natural science subjects, but also increases the motivation of students in schools who participated in this study. In the long term, it is expected to improve the quality of education in natural science subjects.

Key words: active methods, problem-based approach, ICT, Madagascar, natural sciences

А.С. Рандзалина, соискатель, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: solonirinaaugustar@gmail.com

П.В. Станкевич, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: p_v_stan@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ШКОЛАХ МАДАГАСКАРА

В статье предлагается теоретическая модель, основанная на применении активных методов, поддерживаемых информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), в частности процесса научных исследований, представленного проблемной ситуацией, в обучении естественно-научным предметам в школах Мадагаскара. Рассмотрены аспекты реализации информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих усвоение знаний обучающимися школ Мадагаскара по естественно-научным предметам. Выявлены особенности проблемно-ситуативного подхода в образовательном процессе по естественно-научным школьным предметам. Подробно рассмотрены этапы применения ситуационно-проблемного подхода на уроках цикла естественно-научных предметов. Представлено содержание учебно-методического комплекса (УМК), включающего программу. Применение этой модели не только демонстрирует улучшение усвоения знаний по естественно-научным предметам, но и повышает мотивацию обучающихся, участвовавших в данном исследовании. В долгосрочной перспективе предполагается повышение качества обучения по естественно-научным предметам.

Ключевые слова: активные методы, проблемно-ситуационный подход, информационно-коммуникативные технологии, Мадагаскар, естественно-научные предметы

Обучение естественно-научным предметам в школах Мадагаскара постоянно сталкивается с серьезной проблемой «конкретизации геологических, биологических и экологических концепций на практике в процессе преподавания и обучения». Эта проблема относится в первую очередь к разделам, включающим экспериментальные исследования в лабораториях, изучение явлений, которые трудно наблюдать во времени (слишком быстрые или слишком медленные процессы) и пространстве (микроскопические или пространственные масштабы), а также представление естественного поведения и взаимодействия между живыми существами в реальном мире.

Разработка учебных пособий на основе материалов, встречающихся в повседневной жизни, может стать альтернативой, но она требует изобретательности, и ее сложно адаптировать для естественно-научных предметов. На самом деле такая практика может исказить реальность и даже представления обучающихся о природном явлении или изучаемой научной концепции.

В этой ситуации использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способно найти решение, поскольку, во-первых, они дают возможность выбирать учебные материалы, основанные на научных методах, отражающих реальность, и постоянно обновляемые. Во-вторых, эти технологии доступны в классе на компьютере или вне класса на мобильном телефоне, но самое главное - они стимулируют мотивацию обучающихся и способствуют усвоению знаний и развитию навыков по естественно-научным предметам в контексте, где только 20% учеников средней школы выбирают естественно-научные предметы в качестве специализации, в то время как 70% выбирают литературные предметы (Журнал миди Мадагаскар, 2024).

Однако технологическая инфраструктура школ страны оставляет желать лучшего, поэтому только 20% учителей и учеников владеют базовым уровнем владения средствами ИКТ. Следует также добавить, что использование ИКТ в процессе преподавания и обучения - редкость: согласно проведенному нами исследованию, только 17% систематически используют их в естественно-научных предметах.

Учитывая эту ситуацию, целью нашего исследования является улучшение качества обучения естественно-научным предметам с использованием информационно-коммуникационных технологий в школах Мадагаскара.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:

- разработать теоретическую модель использования ИКТ, адаптированную к условиям образования на Мадагаскаре, по предметам естественно-научного цикла;

- применить эту теоретическую модель в рамках экспериментального исследования, проведенного в школах Мадагаскара в реальных условиях.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании проводится анализ влияния использования ИКТ на результаты обучения по естественно-научным предметам в школах Мадагаскара.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что предлагается теоретическая модель использования ИКТ, адаптированная к условиям школьного образования на Мадагаскаре, применение которой в долгосрочной перспективе приведет к качественным изменениям в процессе обучения естественно-научным предметам, а также к повышению мотивации учащихся к изучению данных предметов

Практическая значимость результатов исследования заключается в создании и внедрении в учебный процесс по естественно-научным дисциплинам школ Мадагаскара педагогических технологий с использованием средств ИКТ.

На основе российской и международной психолого-педагогической литературы по теме заявленного исследования была разработана теоретическая модель в соответствии с образовательным контекстом для использования в школах Мадагаскара, т. е. с учетом рекомендаций действующих учебных программ естественно-научного цикла дисциплин, а также требований, предъявляемым к учителям, и потребностей обучающихся.

В этой связи применение активных методов с использованием ИКТ было необходимо именно в среде, характеризующейся значительным числом обучающихся в каждом классе, т. е. в среднем 50 учеников в классе. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями [1, с. 96]. Применение этих активных методов с использованием ИКТ в процессе преподавания и обучения стало возможным благодаря внедрению подхода, основанного на результатах обучения (ABRA), который подразумевает проведение процесса научных исследований, начиная с выбора проблемной ситуации учителем для школьных естественно-научных предметов. Следует отметить, что подход ABRA требует от обучающихся научного мышления и умения решать проблемные ситуации, связанные с повседневной жизнью. Проблемно-ситуационный подход - это стратегия обучения, которая поощряет вовлечение обучающегося в образовательный процесс и, следовательно, является активным методом. В психолого-педагогической литературе несколько авторов стоят у истоков развития этого ситуационно-проблемного подхода, такие как Ж.Ж. Руссо, П. Мейрье, Г Де Векки и

Рис. 1. Этапы применения ситуационно-проблемного подхода на уроках цикла естественно-научныхпредметов(2024п)

Н. Кармона-Магнальди, Ж. Пиаже.Л. Выготский и Г Валлон, Ж.П. Астольфи [2, с. 10-12]. Применение данного подхода, основанного на решении проблем, включает в себя несколько этапов преподавания естественно-научных предметов [3]:

1. Этап представления и присвоения (знакомство с проблемной ситуацией). На данном этапе обучающимся представляют цель, различные ситуации и основные естественно-научные понятия. В связи с чем используются демонстрационные технологии, такие как слайды или программы моделирования/симуляции. Когнитивные навыки включают в себя запоминание и пересказ полученных знаний.

2. Этап группового или индивидуального исследования (поиск ответов и способов решения поставленной проблемы, выдвижение различных гипотез). В процессе обучения школьники приобретают способности к отбору, сравнению, классификации и синтезу знаний в области естественно-научных предметов.

3. Этап объединения (аргументация и обсуждение выдвинутых гипотез). Учебные дискуссии можно проводить и в социальных сетях, а также их можно организовать с помощью форумов на Moodle (https://moodle.org/) или на другой цифровой образовательной платформе, например, Kialoedu (https://www.kiab-edu.com/fr). На этом этапе обучающиеся учатся соотносить научные факты с различными точками зрения, критически и конструктивно оценивать результаты исследования.

4. Этап институционализации (подведение итогов учителем, структурирование). В ходе реализации этого этапа обучающиеся при поддержке учителя обобщают знания, полученные в процессе исследования, в форме совместного урока, подготовленного классом. В образовательном контексте Мадагаскара этот этап проходит в классе, но благодаря платформе Etherpad (https://docs.framasoft. org/fr/etherpad/) возможна альтернатива в режиме онлайн.

5. Этап закрепления и оценки. На данном этапе осуществляется закрепление знаний у обучающихся, использование их в новых ситуациях. При этом можно использовать такие технологии, как онлайн-flash тесты или создание облаков слов с помощью цифровой платформы Wboclap (https://www.wooclap.com/). С целью оценки знаний обучающимся предлагается выполнить контрольные задания. Для нашего исследования был проведен контрольный тест по Moodle и Google Forms (https://www.gbbgle.cbm/intl/fr/fbrms/abbut/).

Наше исследование проходило в трех школах центрального региона Мадагаскара (регион Аналаманга), а именно - в лицее Нанисана, в лицее Сен-Мишель (в городских районах) и в лицее Амбохицехено (в деревенских районах). Три класса были выбраны в качестве контрольных и три - в качестве экспериментальных. В нашем исследовании приняли участие 3 учителя и 257 обучающихся (127 обучающихся в экспериментальных классах и 130 обучающихся в контрольных классах).

Эксперимент проводился на второй ступени среднего образования, в старших классах - первая ступень старших классов и вторая ступень старших классов. Для нашего исследования были отобраны следующие темы по естественно-научным предметам: по геологии «Структурная геология: деформация горных пород»; по биологии «Фотосинтез и его роль в изменении климата»; по экологии: «Реализация экологически чистых проектов по улучшению земледелия и животноводства на Мадагаскаре».

Апробация результативности. В целях соблюдения требования достоверности к эксперименту одновременно с участниками формирующего эксперимента диагностике подвергались обучающиеся контрольной группы и обучающиеся без ведения экспериментального фактора. В качестве статистического показателя эффективности реализации методики со средствами ИКТ, которая внедрялась в практику естественно-научных предметов, нами был выбран коэффициент успешности внедрения (y), формула которого предложена А.В. Усовой [5]:

Y= К2/К1,

где К1 - коэффициент полноты усвоения естественно-научных предметов без использования средств ИКТ, К2 - коэффициент полноты усвоения естественно-научных предметов со средствами ИКТ. Согласно данной методике, эксперимент считается эффективным, если значение коэффициента успешности выше единицы. Коэффициент полноты усвоения содержания (K) рассчитывался по формуле, предложенной В.П. Беспалько [4]. Таким образом, мы получили следующие результаты по трем естественно-научным предметам в школах Мадагаскара (см. табл. 1).

Анализируя данные результаты, можно констатировать следующее: в первом случае видно, что использование ИКТ в процессе преподавания и обучения естественно-научным предметам в школах Мадагаскара положительно сказалось на успеваемости обучающихся. Действительно, при сравнении оценок, полученных с использованием ИКТ (экспериментальные классы) и без использования ИКТ (контрольные классы) в процессе преподавания и обучения, разница между двумя группами учеников становится ощутимой. По биологии это наблюдение вполне применимо, учитывая большую разницу между К1 (0,523) и К2 (0,704), где использовались презентации учеников и проведена итоговая дискуссия. По геологии разница между двумя классами K1 (0,552) и K2 (0,593) была незначительной, где использовались технологии, основанные на групповой работе с использованием образовательной платформы и манипуляций с программным обеспечением, моделирующим геологические явления. По экологии результаты обучающихся, использующих ИКТ, по сравнению с двумя другими предметами, были менее значительными. Фактически используемые технологии сводились к просмотру видеороликов с последующей подготовкой групповой презентации по изученным понятиям. Тем не менее разница в результатах между контрольным и экспериментальным классами обнадеживает: K1 (0,486) и K2 (0,561).

Таким образом, проведенное исследование демонстрирует, что средства ИКТ могут положительно влиять на результаты обучения по естественно-научным предметам. Используемые технологии - индивидуальная работа обучающихся по заранее отобранным ссылкам, затем групповая работа - способствуют усвоению научных знаний обучающимися.

Однако изучаемые предметы и их специфика могли повлиять на наши результаты. Из трех естественно-научных предметов, изучаемых в школах Мадагаскара, биология - один из тех, которому отводится больше всего времени в учебном плане и который вызывает наибольший интерес у половины учеников. Кроме того, методы, использованные при разработке уроков с применением ИКТ, также способствовали успешному достижению результатов.

Таблица 1

Результаты, полученные в ходе экспериментального обучения

Показатели Предметы коэффициент полноты усвоения содержания (K) Коэффициент успешности внедрения (y) Наблюдение

K1 K2

Геология 0,552 0,593 1,074 > 1 Успешный эксперимент

Биология 0,523 0,704 1,346 > 1

Экология 0,486 0,561 1,154 > 1

В итоге отметим, что применение теоретической модели, основанной на активных методах и поддерживаемой использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяет улучшить результаты обучения по предметам естественно-научного цикла в образовательном контексте Мадагаскара. Однако

Библиографический список

необходимо обратить особое внимание на типы используемых и доступных цифровых ресурсов на уровне школы, а также на специфику изучаемого предмета естественно-научного цикла. Для повышения результативности нескольким школам предлагается применить разработанную модель.

1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Москва, 1998.

2. Chloé Guyard. La pédagogie par situation-problème. Education. 2017.

3. Charnay R., Douaire J., Guillaume J.-C., D. Valentin Collection. Apprentissages numériques et résolution de problèmes. ERMEL Hatier Broché, 2005.

4. Беспалова Л.А. Формирование экологической компетентности у учащихся 10-11 классов на основе школьного учебника «Основы экологии». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2013.

5. Усова А.В. О критериях и условиях сформированное™ познавательных умений учащихся. Советская педагогика. 1998; № 12: 45-48.

References

1. Kavtaradze D.N. Obuchenie iigra. Vvedenie v aktivnye metody obucheniya. Moskva, 1998.

2. Chloé Guyard. La pédagogie par situation-problème. Education. 2017.

3. Charnay R., Douaire J., Guillaume J.-C., D. Valentin Collection. Apprentissages numériques et résolution de problèmes. ERMEL Hatier Broché, 2005.

4. Bespalova L.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kompetentnosti u uchaschihsya 10-11 klassov na osnove shkol'nogo uchebnika «Osnovy 'ekologii». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2013.

5. Usova A.V. O kriteriyah i usloviyah sformirovannosti poznavatel'nyh umenij uchaschihsya. Sovetskaya pedagogika. 1998; № 12: 45-48.

Статья поступила в редакцию 08.04.24

УДК 378.147

Rupasova Ya.E., senior teacher, English Language Department, Institute for Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia); English Language and Professional Communication Department, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: YERupasova@fa.ru

EXISTENTIAL FOUNDATIONS OF THE PROCESS OF FORMING READINESS OF UNDERGRADUATE STUDENTS FOR INNOVATIVE ACTIVITIES BY MEANS OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE IN THE PROFESSIONAL SPHERE". The article justifies the critical importance of the philosophy of existentialism as poignant methodological and logical grounds for training the specialists with innovative thinking and innovative focus in a higher school. The author explains the urgent need to use binary methods for teachers in the field of existential pedagogy to form skills for innovative activities both from the outside - pedagogical support, and from the inside - from students. A practical case is analyzed on the implementation of binary methods of existential pedagogy in order to form innovativeness among students of the 3rd year of bachelor's degree programs in the framework of 38.03.02 Management concentration on the basis of the Institute of Social Sciences, RANEPA (Moscow based) and on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation by means of a course "Foreign language in the professional sphere". The research highlights results of applying the existential pedagogical concept in order to increase the efficiency of the formation of innovative potential among students.

Key words: binary methods, innovation readiness, innovation focus, undergraduate students, existentialism

Я.Е. Рупасова, ст. преп., Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: YERupasova@fa.ru

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

В статье обосновывается важность философии экзистенциализма в качестве методологического основания для подготовки специалистов с инновационным мышлением. Объяснена необходимость применения бинарных методов экзистенциальной педагогики для формирования навыков инновационной деятельности как с внешней стороны - педагогического сопровождения, так и с внутренней - со стороны обучающихся. Проанализирован практический кейс по реализации бинарных методов экзистенциальной педагогики с целью формирования инновативности у студентов 3-го курса бакалавриата в рамках направления подготовки 38.03.02 Менеджмент на базе Института общественных наук, РАНХиГС (г Москва) и на базе Финансового университета при Правительстве РФ средствами дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Освещены результаты применения экзистенциальной концепции с целью повышения эффективности формирования инновационного потенциала.

Ключевые слова: бинарные методы, готовность к инновационной деятельности, инновационная направленность, студенты бакалавриата, экзистенциализм

Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время приоритет обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации предусматривает формирование нового взгляда высшей школы на систему подготовки кадров с развитым инновационным мышлением и переосмысление методологических основ образовательного процесса [1]. Методологической основой педагогики являются философские учения. В контексте кризиса культуры и переосмысления ценностей постиндустриализма актуальна концепция экзистенциализма с ее акцентом на субъективные элементы личности, внутренние смыслы образования. Важным качеством студентов бакалавриата становится способность к самопроектированию, к детерминации значения своей профессии для блага общества. В этой связи экзистенциальный педагогический подход ставит целью обеспечить педагогическое сопровождение процессам развития студентов бакалавриата в выбранном направлении, при этом оставаясь в рамках социального института, имеющего доминанту нового времени - ориентацию на инновационные разработки, развитие внутреннего инновационного потенциала.

Основой для выявления цели исследования служат ряд противоречий:

- между рациональной системой знаний высшей школы, из которых изъяты личностные элементы и необходимостью внимания педагогов к внутреннему миру обучающихся с позиции формирования внутренних смыслов профессии;

- между ограниченным количеством академических часов, выделяемых на ряд дисциплин гуманитарного блока, и внутренними потребностями педагогов исследовать человеческую индивидуальность, выдвигая на первый план такие ценности образования, как свобода, творчество, самореализация;

- между существующим набором методов и инструментов в арсенале педагога, используемых для подготовки современных специалистов, и необходимостью применения ряда методов, отвечающих концепции экзистенциального сопровождения становления личности - бинарных методов.

Данные противоречия конкретизировали общую цель исследования: раскрыть философские экзистенциальные основания, определяющие методологические ориентиры процесса подготовки современных кадров в рамках существующих инновационных стратегий в проекции цифровизации образовательного пространства и информационного общества.

Цель определяет задачи данного исследования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.