Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леднева Валентина Денисовна

В статье представлены особенности реализации технологии проблемного обучения в процессе биологического образования в средней школе. Рассмотрено понятие проблемной ситуации как педагогической технологии. Описаны аспекты внедрения практики проблемного обучения в условиях использования преподавателем информационно-коммуникационных средств на занятиях по биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леднева Валентина Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM-BASED LEARNING USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SECONDARY SCHOOLBIOLOGY CLASSES

The article presents the features of the implementation of problem- based learning technology in the process of biological education in secondary school. The study considers the concept of a problem situation as a pedagogical technology and describes the aspects of the problem-based learning practices implementation in the context of teacher use of information and communication tools in biology classes

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Леднева Валентина Денисовна litwinovav4l@mail.ru

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

Факультет естественных наук (магистратура, 2 год обучения)

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Ledneva Valentina Denisovna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Natural Sciences Department (2nd year Master's student)

PROBLEM-BASED LEARNING USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN SECONDARY SCHOOL

BIOLOGY CLASSES

Аннотация: В статье представлены особенности реализации технологии проблемного обучения в процессе биологического образования в средней школе. Рассмотрено понятие проблемной ситуации как педагогической технологии. Описаны аспекты внедрения практики проблемного обучения в условиях использования преподавателем информационно -коммуникационных средств на занятиях по биологии.

Ключевые слова: технология проблемного обучения, информационно -коммуникационные технологии в обучении, интернет-ресурсы, поисково-исследовательские навыки, обучающиеся средней школы, биология.

Abstract. The article presents the features of the implementation of problem-based learning technology in the process of biological education in secondary school. The study considers the concept of a problem situation as a pedagogical technology and describes the aspects of the problem-based learning practices implementation in the context of teacher use of information and communication tools in biology classes Keywords: problem-based learning technology, information and communication technologies in education, Internet resources, search and research skills, secondary school students, biology.

Современная система образования тяготеет к расширению методического и дидактического сопровождения процесса обучения. Данная тенденция реализуется в процессе внедрения в образовательный процесс таких педагогических технологий, которые демонстрируют особую эффективность в

4

№1

Леднева В.Д.

Ье^еуа У.Б.

достижении всех зафиксированных в ФГОС ОО результатов освоения программы.

Особое внимание при исследовании современных образовательных подходов уделяется применению технологии проблемного обучения. Данная технология достаточно часто используется в общеобразовательных школах.

Технология проблемного обучения имеет наддисциплинарный характер и может быть эффективно реализована в рамках любого школьного предмета, в том числе и биологии.

Проблемное обучение не только способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, но и реализует такие важные принципы, как возможность перенесения теоретических сведений на практическое применение, развитие умений обучающихся работать с информацией о биологических процессах, совершенствование навыков интеллектуальной и исследовательской деятельности, которая неразрывно связана с «анализом, обобщением, оценкой предложенной ситуации» [2, с. 341].

Данная технология включает в себя необходимый компонент, обозначаемый педагогами как «проблемная ситуация». Именно она оказывается той отправной точкой, которая порождает учебную активность обучающихся, поскольку требует оперативного решения силами самих школьников (интеллектуальными, творческими, поисково -исследовательскими).

Иными словами, проблемная ситуация - это осознаваемое обучающимся затруднение, «для преодоления которого необходимо осуществлять поиск новых знаний и способов действий» [1, с. 45].

На сегодняшний день всё чаще рассматривается проблема использования в ходе биологического обучения школьников информационно -коммуникационных технологий (ИКТ). Учёные полагают, что данный процесс неизбежно связан с необходимостью пересмотра содержания школьной дисциплины.

Так, А. В. Теремов и С. К. Пятунина отмечают: «В настоящее время школьный предмет "Биология" должен ставить своей целью не только усвоение учащимися базовых биологических понятий, но и совершенствовать их творческие способности, исследовательские умения и навыки, в том числе и производить работу с различными видами информации (включая материалы сети Интернет)» [3].

Технология проблемного обучения в совокупности с применением ИКТ может стать наиболее эффективным инструментом в процессе образования и реализации обозначенных задач.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют

разнообразить процесс проблемного обучения рассматриваемой дисциплины, например, в поиске необходимой информации.

Самым простым способом ориентирования учащихся на самостоятельный поиск новых знаний, особенно на первых ступенях среднего образования, когда школьники ещё не обладают в достаточной степени поисково-исследовательскими навыками, является обучение применению гиперссылок на

2023

5

конкретные источники (текстовые, аудиальные и визуальные материалы), содержащие нужные и актуальные сведения для разрешения проблемной ситуации.

На следующих ступенях среднего образования данный подход дает возможность обучающимся работать с электронными библиотеками и научно-поисковыми платформами. Использование компьютеров и сети Интернет позволяет педагогу применять в процессе проблемного обучения веб-квесты, созданные, например, на базе сервисов QшzWЫzzer, Квестодел и т. д.

Еще один подход современной дидактической мысли, связанный с организацией образовательного процесса - игровая технология. Игровая форма занятий также активно используются при реализации проблемного обучения, например, геокешинг, напоминающий своей структурой и правилами туристическую игру. В задачи обучающихся входит решение поставленной в начале урока проблемы посредством постепенного поиска необходимой информации, приближающей их к самостоятельному достижению цели урока.

В условиях применения ИКТ карта, по которой движутся участники, может быть представлена в виртуальном формате, а так называемые «тайники», намеренно скрытые преподавателем в определённых точках маршрута, могут содержать необходимые гиперссылки на источники информации. По мере прохождения карты обучающиеся накапливают сведения, которые впоследствии способствуют решению проблемной ситуации, созданной на уроке.

Такой подход был апробирован в Серпухове, а именно в МБОУ СОШ № 19 им. Романа Катасонова во время изучения в восьмом классе темы «Обмен веществ».

На занятии обучающиеся должны были познакомиться с закономерностями биологического процесса обмена белков, жиров, углеводов. На слайде презентации школьникам была представлена карта для получения ответа на проблемный вопрос: как происходит метаболизм? Она называлась «Окружающая среда: откуда поступает пища» (этап актуализации знаний). На карте схематично изображены объекты: птицеферма, поле, молокозавод и некоторые другие. Они выбраны вовсе не случайно, поскольку хлеб и крупы (поле) богаты углеводами, мясо птицы (птицеферма) - белком, молочные продукты (молокозавод) - жирами. Учитель предлагал обучающимся найти место на карте, где заложен первый «тайник» (информацию о том, что такое белок и какие функции в организме он выполняет). С помощью гиперссылки при нажатии на интерактивное изображение молокозавода всплывала схема, отражающая основные функции белка (строительная, ферментативная, двигательная, защитная и т.д.). Данные сведения фиксировались учениками в тетради. Аналогично работа строилась в отношении жиров и углеводов. Далее преподаватель обратил внимание школьников на несколько произведений фольклора на тему пищи, например, была рассмотрена пословица «Хорошо поел - словно шубу надел». Произведения устного народного творчества натолкнули обучающихся на мысль о том, где на карте может находиться

6

№1

Леднева В.Д.

Ledneva V.D.

человек (на открытом пространстве, например, у реки или в лесу). Когда школьники находили «тайник», то посредством гиперссылки слайд презентации переходил к схеме обмена веществ, что в полной мере соотносилось с заданной темой урока.

Таким образом, преподаватель зашифровал многие термины из области биологии в изображениях объектов окружающей действительности, использовал ассоциативную игру, что позволило связать научные сведения с повседневной жизнью и положительно повлияло на качество усвоения знаний. Кроме того, разгадывание загадок внесло элементы юмора в процесс обучения, следовательно, поспособствовало благоприятной атмосфере на уроке.

Подобная организация учебного процесса способствует развитию познавательного интереса, делает обучение интерактивным, творческим и увлекательным, стимулирует самостоятельную деятельность школьников, их учебную активность и позволяет обучающимся ощутить себя полноправными субъектами образовательных отношений, поскольку знания, добытые своими силами, наиболее детально закрепляются в памяти, что гарантирует их применимость впоследствии.

Таким образом, посредством ИКТ и современных интернет-ресурсов вносится разнообразие в игровые и поисково-исследовательские методы, применяемые на уроке. Они обладают большим потенциалом в развитии самостоятельности, познавательного интереса к предмету и оказывают влияние на мотивационную сферу школьников. Кроме того, использование игровых и поисково-исследовательских методов, базирующихся на применении компьютерных технологий, более эффективно позволяет решить проблемные ситуации на уроке, поскольку расширяет возможности визуального представления информации.

Литература

1. Быстрова Н. В., Зиновьева С. А., Филатова Е. В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 43-46.

2. Семёнов А. А., Сайто Х. Становление и развитие школьного биологического образования в современной России // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 339-343.

3. Теремов А. В., Пятунина С. К. О разработке концепции биологического образования школьников в Российской Федерации // Актуальные проблемы химического и биологического образования: Материалы Х Всеросс. науч.-метод. конф. с междунар. участием. - М., 2019. - С. 326-333.

2023

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.