Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ"'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лехтянская Лариса Владимировна

В статье автор даёт классификацию образовательных технологий в современной школе, в соответствии с ФГОС. Уделяет внимание информационно-коммуникационной образовательной технологии обучения по ФГОС. Описывает важность проектной образовательной технологии по ФГОС. Затрагивает вопросы, связанные с образовательными технологиями при реализации ФГОС через проблемное обучение. В статье раскрыт вопрос об особенностях реализации современных образовательных технологий в школе и ВУЗе по ФГОС. Описывает деятельностный характер обучения, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов, главная задача - развитие личности обучающегося. Автор рассматривает основные преимущества инновационной модели «Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс». С помощью теоретических и эмпирических методов анализирует возможности перехода на новую модель современного обучения в школе и ВУЗе. Описывает технологии, широко используемые как в школе, так и ВУЗе. Демонстрирует основные отличия традиционных методов обучения от инновационной модели «Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс». Уделяет внимание организации учебной работы при инновационной и традиционной форме обучения. Называет основные сложности, которые могут возникнуть при переходе с традиционной формы обучения к инновационной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лехтянская Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USED IN MODERN PEDAGOGY, “REVERSED LEARNING” MODEL

In the article, the author gives a classification of educational technologies in a modern school, in accordance with the Federal State Educational Standard. Pays attention to information and communication educational technology of training according to the Federal State Educational Standard. Describes the importance of design educational technology according to the Federal State Educational Standard. Raises issues related to educational technologies in the implementation of the Federal State Educational Standard through problem-based learning. The article reveals the issue of the peculiarities of the implementation of modern educational technologies in schools and universities according to the Federal State Educational Standard. Describes the activity-based nature of learning, which is the basis of federal state educational standards, the main task is the development of the student's personality. The author examines the main advantages of the innovative model "Inverse Learning", "Inverted Classroom". With the help of theoretical and empirical methods, he analyzes the possibilities of transition to a new model of modern education at school and university. Describes technologies widely used both in school and university. Demonstrates the main differences between traditional teaching methods and the innovative model "Inverse Learning", "Inverted Classroom". Pays attention to the issue of organizing educational work in the traditional form of education and innovative. Names the main difficulties that may arise during the transition from a traditional form of education to an innovative model

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ, МОДЕЛЬ "ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ"»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...

V7TK" 1 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /o.izo |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0045 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ,

МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЁРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ»

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1523-1920 AuthorID: 740395 ORCID: 0000-0002-0030-9775

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», научный сотрудник отдела учебно-воспитательной и научной работы Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692900, Россия, Находка, улица Озёрная, 2, e-mail: lirika20042004@mail.ru) Аннотация. В статье автор даёт классификацию образовательных технологий в современной школе, в соответствии с ФГОС. Уделяет внимание информационно-коммуникационной образовательной технологии обучения по ФГОС. Описывает важность проектной образовательной технологии по ФГОС. Затрагивает вопросы, связанные с образовательными технологиями при реализации ФГОС через проблемное обучение. В статье раскрыт вопрос об особенностях реализации современных образовательных технологий в школе и ВУЗе по ФГОС. Описывает деятель-ностный характер обучения, который лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов, главная задача - развитие личности обучающегося. Автор рассматривает основные преимущества инновационной модели «Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс». С помощью теоретических и эмпирических методов анализирует возможности перехода на новую модель современного обучения в школе и ВУЗе. Описывает технологии, широко используемые как в школе, так и ВУЗе. Демонстрирует основные отличия традиционных методов обучения от инновационной модели «Перевёрнутое обучение», «Перевёрнутый класс». Уделяет внимание организации учебной работы при инновационной и традиционной форме обучения. Называет основные сложности, которые могут возникнуть при переходе с традиционной формы обучения к инновационной модели.

Ключевые слова: современные технологии, проектная деятельность, эффективность обучения, деятельностный принцип, формы обучения, инновационная модель, педагогические технологии, образовательные технологии, познавательная деятельность.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USED IN MODERN PEDAGOGY, "REVERSED LEARNING" MODEL

© The Author(s) 2021

LEKTYANSKAYA Larisa Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Socio-Economic Disciplines, Researcher of the Department of Educational and Educational and Scientific Work Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692900, Russia, Primorsky Territory, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: lirika20042004@mail.ru) Abstract. In the article, the author gives a classification of educational technologies in a modern school, in accordance with the Federal State Educational Standard. Pays attention to information and communication educational technology of training according to the Federal State Educational Standard. Describes the importance of design educational technology according to the Federal State Educational Standard. Raises issues related to educational technologies in the implementation of the Federal State Educational Standard through problem-based learning. The article reveals the issue of the peculiarities of the implementation of modern educational technologies in schools and universities according to the Federal State Educational Standard. Describes the activity-based nature of learning, which is the basis of federal state educational standards, the main task is the development of the student's personality. The author examines the main advantages of the innovative model «Inverse Learning», «Inverted Classroom». With the help of theoretical and empirical methods, he analyzes the possibilities of transition to a new model of modern education at school and university. Describes technologies widely used both in school and university. Demonstrates the main differences between traditional teaching methods and the innovative model «Inverse Learning», «Inverted Classroom». Pays attention to the issue of organizing educational work in the traditional form of education and innovative. Names the main difficulties that may arise during the transition from a traditional form of education to an innovative model.

Keywords: modern technologies, project activities, teaching efficiency, activity principle. forms of education, innovative model, pedagogical technologies, educational technologies, cognitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных образовательных системах остро стоит вопрос о необходимости регулярного, систематического повышения эффективности обучения. Необходимо отметить важность того, какие образовательные технологии по ФГОС могут быть наиболее результативными, какие организационные системы можно применять в школе и ВУЗе [1]. Основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения составляет деятельност-ный принцип. В его базовой основе лежит необходимость такой организации обучения, которая происходит путём передачи инициативы на уроке, лекции от учителя к учащимся, от преподавателя к студенту. Рассмотрим, что представляют собой современные образовательные технологии по ФГОС. Прежде всего - это совокупность педагогических методов, форм и средств, которые ис-

пользуются в учебно - воспитательном процессе в определенной системе, позволяют добиваться декларированного результата в пределах допустимых показателей [2].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Учёные выделяют важность использования образовательных технологий в современной педагогике. Исследователи в своих работах пишут о важности перехода образования к гуманистической модели, которая направлена на личность, в которой развивается творческий поиск, как студента, так и педагога. Существует несколько классификаций взаимодействия участников образовательного процесса. В учебном пособии «Технологический подход к обучению», автор Уман А.И. описывает обучение посредством взаимодействия студентов с образовательными ресурсами. Данный метод предполагает минимальное участие педагога в

LEKTYANSKAYA Larisa Vladimirovna EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USED IN..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

учебном процессе, в основном обучение носит самостоятельный характер [3]. В учебнике для студентов педагогических ВУЗов авторы Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков демонстрируют метод индивидуального преподавания, для которого важно взаимоотношение конкретного студента с педагогом, или между одним студентом и другим [4]. Описание активной формы взаимодействия между субъектами образовательного процесса - педагогом и обучающимся, и между студентами, даёт автор Эрганова, Н.Е. в учебнике «Педагогические технологии в профессиональном обучении» [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Продемонстрировать необходимость использования инновационных методов в обучении, описать их, показать важность включения в образовательный процесс модели «Перевёрнутое обучение». Выделить главные преимущества реализации инновационных технологий в образовательном процессе.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. При исследовании были использованы методы теоретического блока: проведён анализ работ учителей и преподавателей по данной теме, учебной и методической литературы. Эмпирические методы: констатация, педагогический эксперимент, наблюдение.

Деятельностный характер обучения лежит в основе федеральных государственных образовательных стандартов, главная задача - развитие личности обучающегося. Традиционное представление о результатах обучения, которое до этого представляли собой знания, умения, навыки уходят в прошлое. ФГОС представляет реальные виды деятельности. Перед педагогами поставлена задача, которая направлена на новую системно - деятельностную образовательную парадигму [6]. Происходит кардинальное изменение деятельности учителя, преподавателя, как специалиста, реализующего новый образовательный стандарт. Использование ИКТ в процессе обучения значительно изменяет методику ведения занятий, а так же служит расширению образовательных рамок по предметам образовательной программы. В данном контексте можем констатировать тот факт, что традиционные методы обучения, которые использовались в классической школе, становятся непродуктивными. Использование новых технологий в процессе обучения дает возможность многогранности в преподавании предметов школьной и вузовской программы, устраняет однообразность образовательной среды, создаёт условия для смены видов деятельности на занятиях, помогает в реализации принципов здоровьесбережения. В зависимости от предметного содержания, целей занятия, подготовленности учащихся, возраста, необходимо выбрать соответствующие технологии. Рассмотрим, что представляет собой педагогическая технология: область педагогического знания, которая отражает глубинные процессы педагогической деятельности, их взаимодействия, управляя которыми обеспечивается эффективность учебно - воспитательного процесса. Так же педагогическая деятельность характеризуется, как формы, методы, приёмы и средства, с помощью которых происходит передача социального опыта. В современной школе, основанной на действии требований ФГОС ООО, наиболее востребованными становятся информационно - коммуникационные технологии, проектные технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии проблемного обучения, игровые технологии, модульные технологии, технологии мастерских, кейс - технологии, технологии интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уров-невой дифференциации, групповые технологии.

ОБСУЖДЕНИЕ

Рассмотрим технологии, широко используемые как в школе, так и ВУЗе. Информационно - коммуникационная

технология является базовой при инновационном подходе к обучению. Помогает в достижении главных целей модернизации образования - качество обучения, гармоничного развития учащихся, ориентацию обучающихся в информационном пространстве. Перечисленные цели можно достичь, решая следующие задачи: применение ИКТ в образовательной деятельности, развивать интерес у учащихся к обучению и самообразованию, формировать мотивацию к обучению. Нужно заметить, что внедрение и использование информационно - коммуникационных технологий - новый подход в обучении, который помогает преподавателю вести занятия на более высоком современном уровне и темпе, способствует росту авторитета педагога как в коллективе, так и среди учащихся. Помогает в реализации и развитии профессиональных компетенций педагога. Для педагога открываются новые возможности, а именно, улучшает качество преподавания дисциплины [7].

«Технология критического мышления» является важным условием для выбора, точности прогноза, ответственности за принятые решения. В основе технологии три стадии учебного процесса. Актуализация полученных знаний о теоретическом материале, происходит формирование личного интереса к теме, формируются цели по предложенной теме. Осмысление через получение новой информации, систематизация знаний. Формируется личная позиция у учащегося. Рефлексия -закрепление новых знаний. Данная модель способствует интеграции информации; на основе мирового опыта поколений студенты учатся строить умозаключения и доказательства, ясно и корректно излагать свои мысли в отношении окружающих [8].

Игровые технологии используются для воссоздания и усвоения опыта поколений, складывается управление своим поведением [9-12]. Педагогические игры имеют свою классификацию по областям применения, по характеру процесса преподавания, по технологии, по предметной области, по игровой среде. Такая форма обучения позволяет в более свободной раскрепощённой обстановке осуществлять контроль знаний. Устраняет возникновение момента переживания за неправильный ответ, деликатно и дифференцированно осуществляется подход к учащимся. Данный метод позволяет достигать множество целей: возникает познавательный интерес, происходит активизация мыслительной деятельности, легче усваивается и запоминается новый материал, происходит ассоциативное запоминание, мотивация изучения конкретной области знания усиливается через игру

[9].

Современная действительность диктует свои требования в сфере образования. Появляются новые образовательные технологии, которые всё больше отвечают запросам развивающегося общества. Одной из таких педагогических технологий является инновационная модель обучения «Перевёрнутое обучение» и «Перевёрнутый класс». Современная теория и практика в области образовательных технологий использует концепцию «Перевёрнутого обучения». Рассмотрим основные преимущества и недостатки по сравнению с традиционной технологией обучения. Одна из моделей, получившая интерес в образовательной среде - модель «Перевернутый класс» получила широкую популярность среди педагогов. Технология имеет большие возможности, благодаря использованию информационных технологий. Одно из основных отличий данной технологии от традиционного обучения состоит в изучении теоретического материала учащимися самостоятельно до начала урока. Учащиеся для подготовки новой темы изучают материал, используя информационные технологии: видео и аудиолекции, интерактивные материалы. На уроке, при использовании данной модели, решаются проблемные вопросы, используется метод психологии сотрудничества. Урок направлен на сотрудничество, взаимодействие учителя с учениками. Происходит процесс, когда знания и умения

184

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...

применяются учащимися в новой для них ситуации, они являются создателями в совместном творчестве с учителем нового учебного продукта. Рассмотрим преимущество модели «Перевернутый класс». Во - первых, организация учебной работы заключается в развитии качеств и умений - самостоятельности, творческого подхода, сотрудничества, умение решать проблемы, владение ИКТ. При организации такого обучения происходит развитие каждого учащегося. На уроке учитель имеет больше возможности уделить внимание каждому ученику индивидуально. Способы достижения этого - учебные материалы, которые позволяют учащимся выполнять задания самостоятельно и автономно. Совместная деятельность рождает творческий подход к заданию, взаимопомощь, возможность не зависеть от темпа усвоение материала другими учениками, от объяснений материала учителем. Учитель получает дополнительное время для использования индивидуального подхода в работе с учеником. Организация работы в таком ключе кардинально меняет привычный метод обучения, что не сразу принимается как учеником, так и учителями. При использовании данной модели в обучении, учитель уже не является центральной фигурой учебного процесса, что не всеми педагогами может легко осознаваться, а учащиеся за период обучения в школе адаптировались и освоили пассивную роль.

Переход к модели «Перевёрнутого урока» проходить должен постепенно. Прежде всего, учитель должен понимать свою роль, которая заключается в создании учебной ситуации, которая бы способствовала самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности учащихся. У учащихся это воспитывает ответственность за свое обучение [13-17]. Учитель, если решился использовать в обучении инновационную модель, может выбрать одну из форм, которые для него более приемлемы. Существует множество форм «Перевёрнутого обучения» в современной педагогике, каждая из них уникальна и интересна, имеет большое разнообразие стилей обучения, информационных ресурсов, а так же способов взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем [18].

ВЫВОДЫ

Цели традиционного обучения направлены на воспитание личности с конкретно заданными свойствами. Цель содержательной стороны ориентирована, в основном, на усвоение знаний, умений и навыков. Традиционная технология обучения представляет, прежде всего, авторитарную педагогику, где важным являются требования. Удовлетворить многообразные запросы и потребности современного школьника возможно при использовании новых технологий. В традиционной педагогике процесс обучения, как деятельность, характеризуется меньшей самостоятельностью, низкой мотивацией учебного труда. При таких условиях, реализация учебных целей представляет труд без особого желания, что порождает много негативных последствий. Использование новых технологий ФГОС ООО даёт новые возможности в педагогической деятельности. Во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могут оставить неизменным образование с его традиционной школой. Педагогам важно понимать, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса: учитель и ученик. Эффективным решением для реализации этих требований является модель «Перевернутое обучение». Важными являются требования по индивидуализации учебного пространства. В образовании будущего, вероятно, индивидуализация будет одной из главных тенденций образования 21 века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Образовательные технологии по ФГОС, URL// https://www. menobr.ru/article/65461-qqq-18-m5-obrazovatelnye-tehnologii-po-fgos (дата обращения 22.02.2021).

2. Образование, .URL// https://www.menobr.ru/article/65461-qqq-18-m5-obrazovatelnye-tehnologii-po-fgos (дата обращения 22.02.2021).

3. Технологический подход к обучению : учеб. пособие для вузов /

А. И. Уман. - 2-е изд., стер. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 171 с. - (Серия: Образовательный процесс).

4. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

5. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник /Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. — C.112.

6. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.

7. Проектная технология,.URL//.http://yandex.ru/ yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2 (дата обращения 15.01.2021)

8. Образовательная социальная технология: детский сад — школа -ВУЗ, URL//.http://nsportal.ru (дата обращения 10.01.2021)

9. Самостоятельная деятельность учащихся, как элемент методики обучения информационным технологиям в школьном курсе информатики, URL//.http://murzim.ru/nauka/pedagogika (дата обращения 12.01.2021)

10. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Психологические аспекты реализации игровых технологий //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 21-24.

11. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

12. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

13. 13.Что такое перевёрнутый класс и в чём его отличия от традиционного, М. Курвитс, URL// http://marinakurvits.com/perevernutii-klass/ (дата обращения 15.01.2021)

14. Итинсон К.С., Чиркова В.М. «Перевернутый класс»: инновационная модель обучения в высшем учебном заведении // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 88-90.

15. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

16. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

17. Куликова И.В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.

18. Модель «Перевёрнутый класс», .URL// http://blendedlearning. pro/blended_learning_models/flipped_classroom/ (дата обращения 14.01.2021)

Статья поступила в редакцию 27.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.