Научная статья на тему 'Экзамен международной ассоциации бухгалтеров'

Экзамен международной ассоциации бухгалтеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экзамен международной ассоциации бухгалтеров»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКЗАМЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ

БУХГАЛТЕРОВ

Л.А. Чалдаева,

доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

В экзаменационном билете слушателям на Условие примера

очередном квалификационном экзамене в Меж- Максим Птицын управляет рестораном "Гло-

дународной ассоциации бухгалтеров было пред- рия", предварительный баланс которого по соложено следующее задание. стоянию на конец года, оканчивающийся 31 марта

2001 года, выглядит так (в руб.) (см. табл. 1).

Таблица 1

Предварительный баланс ресторана "Глория " за год, заканчивающийся 31 марта 2001 года

Дебет Кредит

Дебиторская задолженность 9 300 Продажи 398975

Счет в банке 13 575 Капитал 35 000

Кассовая наличность 1 450 Кредиторская задолженность 2 675

Закупки 250 625 Резерв на амортизацию: - аппаратуры - оборудования - компьютера 5 000 7 625 1 250

Зарплата персонала 42 350 Возврат закупленных товаров 650

Отопление, освещение и электричество 35 450

Страхование 12 350

Товарно-материальные запасы на 01.04.2001. 1 350

Коммунальные платежи 26 200

Расходы по уборке помещений 1 500

Малоценное оборудование 6 000

Канцелярские расходы 250

Плата за пользование водой 1 400

Аппаратура по стоимости 25 000

Оборудование по стоимости 875

Компьютер по стоимости 1 <;по

Баланс 451 175 Баланс 174

Задание

Составить счет прибылей и убытков по торговым операциям ресторана за отчетный год, оканчивающийся 31 марта 2001 года.

Представить балансовый отчет ресторана по состоянию на 31 марта 2001 года.

При выполнении задания следует иметь в виду следующее:

запасы на 31 марта 2001 года составили 2 000 руб.;

аппаратура списывается по ставке 10% от первоначальной стоимости, ликвидационная стоимость отсутствует; оборудование равномерно списывается в течение трех лет без какой-либо ликвидационной стоимости;

компьютер списывается в течение пяти лет с ликвидационной стоимостью в размере 250 руб.;

задолженность по заработной плате на конец года составила сумму 1 750 руб., а расходы по страхованию в сумме 750 руб. были оплачены авансом;

последний квартальный платеж за коммунальные сборы в размере 6 300 руб. был произведен 1 февраля 2001 года за квартал, заканчивающийся 30 апреля 2001 года; счет за электричество в размере 1 200 руб. был получен в конце года, но не был включен в данные предварительного баланса. Этот счет покрывает период до 31 марта 2001 года. Решение

Первое задание сводится к составлению Счета прибылей и убытков по торговым опера-

Торговый счет, Счет прибылей и убыть заканчивающийся

циям ресторана за отчетный год, оканчивающийся 31 марта 2001 года.

Дадим краткое пояснение Торговому счету, Счету прибылей и убытков.

Торговый счет

Торговый счет включает все статьи, в которых содержатся сведения о запасах товаров на начало и конец отчетного периода, закупке товаров и их транспортировке до места назначения, возврате закупленных товаров в случае обнаружения брака поставщику, продаже товаров, возврате проданного товара и валовой прибыли. Сделав все соответствующие бухгалтерские записи, мы сможем определить валовую прибыль, которая представляет собой разницу между доходами от реализации и расходами, связанными с этой реализацией.

Счет прибылей и убытков

Валовую прибыль или убыток переносят с Торгового счета, используя принципы двойной бухгалтерской записи. Все расходы и доходы переносятся на Счет прибылей и убытков и корректируются в части авансированных платежей и начисленных расходов и доходов. После этого можно подсчитать чистую прибыль или убыток от совершенных операций по формуле

Чистая прибыль (убыток) = Валовая прибыль (убыток) (+/-) Доходы (-) Расходы.

Принимая во внимание сказанное выше, Торговый счет, Счет прибылей и убытков ресторана за отчетный год, оканчивающийся 31 марта 2001 года, будет выглядеть следующим образом (см. табл. 2).

Таблица 2

ресторана "Глория" за отчетный год, марта 2001 года

Наименование статей руб. руб. руб. руб.

Продажи 398 975

Начальный запас 1 350

Закупки 250 625

Минус возвращенные закупки ит

949 975

251 325

Минус конечные запасы (2 000)

949 395

Всего прибыль 149 650

Зарплата рабочих и служащих 42 350

Плюс начисления 1 750

44 100

Наименование статей руб. руб. руб. РУб.

Отопление, освещение и электричество 35 450

Плюс начисления 1 ?00

36 650

Страхование 12 350

Минус авансированные платежи cm

11 600

Коммунальные платежи 26 200

Минус авансированные платежи (6 300: 3) р 100)

24 100

Уборка помещений 1 500

Малоценное оборудование 6 000

Канцелярские расходы 250

Плата за пользование водой 1 400

Амортизация > аппаратура (25 ООО х 10%) • оборудование (22 875 : 3) ■ компьютер 2 500 7 625 Û 10 125

Всего расходов 135 775

Чистая прибыль 13 925

Таким образом, в конечном итоге в результате составления Торгового счета и Счета прибылей и убытков чистая прибыль ресторана на конец отчетного периода составила 13 925 рублей.

Второе задание предусматривает составление балансового отчета ресторана "Глория" по состоянию на 31 марта 2001 года.

Цель составления балансового отчета сводится к констатации состояния финансового положения предприятия на определенный момент времени.

Балансовый отчет, в отличие от Торгового счета и Счета прибылей и убытков, не отражает финансовое состояние организации в течение какого-либо периода времени, а только характеризует его положение. В этом отношении он подобен предварительному балансу, поскольку предварительный баланс показывает остатки на различных счетах в данный момент времени. Балансовый отчет отражает накопленную прибыль, которая осталась у предприятия, а также активы, пассивы и резервы. Торговый счет и Счет прибылей и убытков относятся только к одному периоду и не показывают накопленных сумм.

Итак, различие между предварительным балансом и балансовым отчетом состоит в следующем:

предварительный баланс является перечнем всех остатков, включая активы, пассивы, прибыли и убытки, в то время как балан-

совый отчет содержит только остатки по активам и пассивам;

предварительный баланс составляется до подготовки Торгового счета и Счета прибылей и убытков, в то время как балансовый отчет готовится после завершения этих счетов. В свою очередь, различия между Торговым счетом, Счетом прибылей и убытков и балансовым отчетом в следующем:

1. Прибыли, убытки и торговые статьи переносятся на Торговый счет и Счет прибылей и убытков, которые являются частью системы двойных бухгалтерских записей. Перенос осуществляется закрывающими журнальными проводками. Балансовый отчет является объявлением о финансовом положении организации и не является частью системы двойных бухгалтерских записей.

2. Перенос со счетов Главной бухгалтерской книги остатков на Торговый счет и Счет прибылей и убытков приводит к тому, что эти счета в качестве таковых фактически прекращают существование. Результатом этих действий является чистая прибыль или убыток, которая переносится на Счет капитала. Сальдо Счета капитала, конечно, входит в балансовый отчет. Позиции, включенные в балансовый отчет, продолжают существовать как

остатки, перенесенные на следующий отчетный период.

Принимая во внимание цель составления балансового отчета, которая сводится к отражению состояния финансового положения предприятия на определенный момент времени, и различия между предварительным балансом, Торговым счетом и Счетом прибылей и убытков и балансовым отчетом, балансовый отчет ресторана по состоянию на 31 марта 2001 г. представляет следующий вид (см. табл. 3).

Таким образом, балансовый отчет ресторана по состоянию на 31 марта 2001 года приобрел законченный вид. Он содержит разделы: стоимость основных и оборотных средств, текущие обязательства. Операции ресторана "Глория" финансируются за счет капитала организации и чистой прибыли.

Овладение навыками и умением составления Счета прибылей и убытков по торговым операциям и балансового отчета в ходе подготовки специалистов в области общепринятой мировой практикой системы бухгалтерского учета является одной из важнейших задач. Дан-

ный раздел знаний позволяет приобрести необходимый опыт выполнения операций в реальной ситуации.

Приведем еще один пример на составление Торгового счета, Счета прибылей и убытков, а также балансового отчета.

Компания "Орион" занимается продажей светотехнического оборудования. Ее предварительный баланс имеет следующий вид (см. табл. 4).

При подготовке торгового счета, счета прибылей и убытков компании "Орион", а также балансового отчета необходимо принять во внимание следующие условия:

конечные запасы на 31 декабря составили сумму 8 500 руб.;

задолженность по зарплате рабочих и служащих на 31 декабря составила 415 руб.; задолженность одного из клиентов, включенного в список дебиторской задолженности, без сомнения определена как безнадежная и должна быть списана - сумма 109 руб.; проценты по займу, полученному у фирмы "Спектр", вообще не выплачивались в течение года;

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Балансовый отчет ресторана "Глория" по состоянию на 31 марта 2001 года

Наименование статей Стоимость Амортизация Чистая балансовая стоимость

Основные срплстиа • аппаратура (5 000 + 2 500) • оборудование (7 625 +7 625) • компьютер (1 250 + 0) 25 000 22 875 1 500 7 500 15 250 1 250 17 500 7 625 250

Пппрптные г.рргрт-яя ■ дебиторы • счет банк • наличность в кассе • запасы • авансовые платежи (720 + 2 100) 9 300 13 575 1 450 2 000 ? 850 29 175

Мииуг трьутие пптятеп^г-гия ■ кредиторы • начисления (1 750 + 1 200) 2 675 2 950

5 625

23 550

48 925

(Ьинянгируртги 1Я Р.ПРТ Капитала Чистой прибыли 35 000 П9?<;

48 975

Таблица 4

Предварительный баланс компании "Орион" по состоянию на 31 декабря 2000 года

Наименование статей баланса Дебет Кредит

Капитал 15 000

Земля в собственности и здания 7 000

Мебель и специальное оборудование для помещений 1 400

Товарно.материальные запасы 6 100

Закупки 58 700

Продажи 69 300

Дебиторская задолженность 5 740

Кредиторская задолженность 4 345

Аренда полученная 275

Заем, полученный у фирмы "Спектр" (5% годовых) 1 200

Неоплаченные проценты по займу 30

Скидки предоставленные 1 320

Скидки полученные 925

Безнадежная задолженность 325

Зарплата рабочих и служащих 7 045

Изъятия 1 600

Общие расходы 865

Остаток в банке 680

Коммунальные платежи и расходы по страхованию 300

Резерв на амортизацию 280

Ремонт и содержание 385

Продажа старых письменных столов 105

01 46П 91 460

часть здания была сдана в аренду, за которую предполагается получить на 31 декабря сумму 25 руб.;

амортизация на специальные приспособления для помещения должна быть рассчитана исходя из ставки 10% за год; столы, приобретенные два года назад за 300 руб., были проданы за 105 руб. Амортизация разрешается в год покупки, но не в год продажи;

авансированные коммунальные платежи составили 80 руб.;

расходы на ремонт в сумме 385 руб. фактически представляли расходы на сооружение новых шкафов. Задание

От Вас требуется:

подготовить Торговый счет, Счет прибылей и убытков по состоянию на 31 декабря 2000 года;

подготовить балансовый отчет по состоянию на 31 декабря 2000 года.

Комментарий

Известно, что в отличие от Торгового счета и Счета прибылей и убытков, балансовый отчет не охватывает какого-либо периода времени, а является констатацией состояния финансового положения предприятия в какой-то определенный момент времени. В этом отношении он подобен предварительному балансу, поскольку предварительный баланс показывает остатки на различных счетах. Балансовый отчет отражает прибыль, которая образовалась у предприятия в результате производственно-хозяйственной деятельности, активы и пассивы, а также накопленные резервы.

Балансовый отчет может быть полезен для ряда заинтересованных сторон:

- управленческому персоналу;

- внешним кредиторам; банкирам;

- потенциальным инвесторам.

Информация, которую они могут извлечь

из балансового отчета предприятия, включает сведения о:

- состоятельности и признаках банкротства;

- стабильности финансового положения;

- результатах сравнения с показателями более ранних периодов деятельности;

- результатах сравнения с показателями деятельности других аналогичных предприятий.

Порядок расположения активов и пассивов в балансовом отчете

Активы и пассивы могут быть перечислены в балансовом отчете двумя способами:

- в порядке убывания срока использования (долгосрочные активы размещаются в первую очередь);

- в порядке убывания ликвидности (краткосрочные активы размещаются в первую очередь).

Однако на сегодня обычной практикой является оформление статей балансового отчета в порядке убывания сроков использования. Расположение статей в порядке убывания ликвидности будет прямой противоположностью расположения в порядке убывания срока использования. Одним возможным исключением из общего правила в отношении расположения статей баланса в порядке убывания срока использования является балансовый отчет банка.

Существуют различные виды активов и пассивов:

- основные средства (активы долгосрочного использования);

- оборотные средства (краткосрочные активы);

- капитал;

- долгосрочные пассивы;

- текущие пассивы.

В балансовом отчете, составленном в порядке убывания сроков использования, активы и обязательства представлены следующим образом:

Основные средства Гудвилл

Земля, здания и сооружения Машины и оборудование Мебель и принадлежности Автотранспортные средства Конторское оборудование Оборотные средства Товарно-материальные запасы Торговые дебиторы Авансированные платежи Банк

Касса Капитал

Инвестиции, скорректированные с учетом прибыли или убытков, а также изъятого капитала.

Долгосрочные пассивы Ипотечные закладные Покупка товаров в рассрочку Частные займы Займы банка Текущие пассивы Торговые кредиторы Начисленные расходы Банковский овердрафт Гудвилл в разделе "Основные средства " В реальности это превышение стоимости предприятия над фактической стоимостью его активов. Гудвилл представляет то, во что оценивается создаваемое годами доброе имя предприятия, и вероятность того, что в случае продажи существующая клиентура предприятия не будет утрачена. Гудвилл входит в состав нематериальных активов, в то время как другие основные средства представляют собой материальные активы.

Основные средства представлены в порядке ожидаемого срока их существования; оборотные средства расположены по степени того, насколько легко их можно превратить в денежные средства.

Капитал - самый долгосрочный пассив, поскольку без него предприятие прекратило бы свое существование. Пассивы составлены в порядке их оплаты, то есть пассив с самым последним сроком оплаты помещен первым в списке, а пассив с самым ранним сроком оплаты -на последнем месте. Отметим, что банковский овердрафт находится в списке последним, так как банк может отозвать банковский овердрафт с очень коротким сроком уведомления.

Порядок ведения счета "Капитал " и счета "Изъятие капитала "

Счет изъятия капитала отражает изъятие средств в ожидании будущей прибыли. Они могут включать денежные средства или чеки, товары по цене затрат - или оплату предприятием личных расходов владельца, например покупку бензина для автомобиля. Изъятия включаются в систему двойных бухгалтерских записей следующим образом: Денежные средства / чек: Дебет - Счет "Изъятие" Кредит - Счет "Касса / банк"

тие

ки

Товары:

Дебет - Счет "Изъя-»

Кредит - Счет "Закуп-

Таблица 5

Счета изъятий

Личные расходы: Дебет - Счет "Изъятие"

Кредит - Счет "Расходы автотранспорта"

Общая сумма изъятий относится в конце финансового года на счет "Капитал", так как инвестированная владельцем сумма уменьшилась.

Приведем пример составления Счета изъятий.

Счет "Капитал" отражает инвестиции, сделанные владельцем, а также и любые последующие увеличения (чистая прибыль или введение нового капитала) или уменьшения капитала (изъятия и вывод капитала). Чистая прибыль переводится со счета прибылей и убытков следующим образом: Дебет - Счет "Прибыли и убытки" Кредит - Счет "Капитал" Приведем пример того, как переводы выполняются на счете "Капитал" (см. табл. 6).

Из приведенных примеров видно, что в различных схемах построения балансового отчета счет "Капитал" фактически показывается внутри самого баланса. Весьма важно, чтобы изъятия вычитались из суммы начального капитала до того как будут произведены добавления сум-

Дебет, руб. Кредит, руб.

декабрь 31 Счет "Банк" 4 000 декабрь 31 Счет "Капитал" 5 050

Счет "Закупки" 1 000

Счет "Расходы автотранспорта" 50

5 050 5 050

Таблица 6

Счет "Капитал "

Дебет, руб. Кредит, руб.

октябрь 1 Счет "Банк" 1 000 январь 1 Сальдо п/п 20 000

декабрь 31 Счет "Изъятия" 5 050 июнь 30 Счет "Банк" 3 000

Сальдо к/п ?4 450 декабрь 31 Счет "Прибыли и убытки" 7 500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зп son 30 500

январь 2 Сальдо п/п 24 450

мы чистой прибыли или удержана сумма чистых убытков. Такая процедура связана с тем, что изъятия происходят в течение года, в то время как чистая прибыль или убыток определяется в конце финансового года.

Решение

По условию примера необходимо подготовить торговый счет, счет прибылей и убытков, а также балансовый отчет компании "Орион" по состоянию на 31 декабря 2000 года (см. табл. 7, 8).

Торговый счет, счет прибылей и убытков компании "Орион" по состоянию на 31 декабря 2000 года

Таблица 7

Наименование статей руб. руб. руб.

Продажи 69 300

Минус начальный запас 6 100

Закупки 58 700

Всего наличного запаса 64 800

Минус запасы на конец отчетного периода 8 500

Стоимость запасов проданных или затраты на реализацию продукции 56 300

Наименование статей руб. руб. руб.

Валовая прибыль 13 000

Скидки полученные 925

Аренда к получению 275

Плюс причитающиеся суммы 25 ЗПО

Всего прибыль 14 225

Минус расходы

Зарплата рабочих и служащих 7 045

Плюс причитающиеся суммы 415

7 460

Коммунальные платежи и страхование 300

Минус авансированные платежи Ж)

220

Безнадежная задолженность 325

Плюс дополнительные списания юа

434

Общие расходы 865

Скидки предоставленные 1 320

Амортизация. специальные приспособления и оборудование (10% х (1,400 - 300) + 10% х 385) 149

Проценты по займу 60

Убытки от продажи конторских столов (зоо - 60 - 105) 135

Всего расходов 10 643

Чистая прибыль S8?

Таблица 8

Балансовый отчет компании "Орион" по состоянию на 31 декабря 2000 года

Наименование статей руб. руб. руб. руб.

Основные средства По себестоимости Минус амортизация на данную дату Остаточная стоимость

Земля и здания 7 000 - 7 000

Специальные приспособления и оборудование (1 400-300 + 385) 1 485 369 1 116

8 485 369 8 116

Оборотные средства

Товарно.материальные запасы 8 500

Дебиторская задолженность 5 740

Минус списанная задолженность 109

5 631

Авансированные платежи _ коммунальные платежи 80

Аренда к оплате 25

Банк 680

14 916

Наименование статей руб. руб. руб. руб.

Минус текущие пассивы

Кредиторская задолженность 4 345

Начисления: - Зарплата рабочих и служащих 415

- Проценты 90

4 850

Чистый оборотный капитал 10 066

Минус долгосрочные активы 18 182

Заем, полученный от фирмы "Спектр" 1 200

16 982

Финансируемые:

Капитал на начало отчетного периода 15 000

Плюс чистая прибыль 3 58?.

18 582

Минус изъятия 1 600

16 982

Таким образом, выполнены задания, в которых требовалось подготовить

- Торговый счет, Счет прибылей и убытков компании "Орион" по состоянию на 31 декабря 2000 года;

- балансовый отчет по состоянию на 31 декабря 2000 года.

При составлении балансового отчета нами был использован формат, который является одним из часто применимых форматов в практике бухгалтерского учета западных фирм. Приведем условие еще одного примера. Фирма "Лакомка" является клубом пова-ров-любителей. Членами клуба в 1998 - 99 годах состояли 100 человек, на следующий год в их состав вошло еще 20 человек.

Деятельность клуба характеризуется следующими показателями.

В течение года, окончившегося 31 мая 2000 года, клуб провел 24 собрания и на выходные дни организовал для своих членов одну экскурсионную поездку.

Членский взнос за год, который закончился 31 мая 1999 года, составил 50 руб., а на конец мая 2000 года взнос уже был равен 60 руб. Членский взнос за следующий год, который закончится 31 мая 2001 года, составит 65 руб.

Все члены клуба обязаны платить членские взносы.

В апреле 1999 года 11 членов клуба заплатили членские взносы за 1999 - 2000 годы в размере 50 руб.

В июле 1999 года еще 5 человек оплатили свое членство в клубе в размере 50 руб. за 1998 -1999 годы вместе с очередными взносами за 1999 - 2000 годы.

В апреле 2000 года 8 человек внесли членский взнос в сумме 60 ф. ст. за 2000 - 2001 годы. К этому же на 31 мая 2000 года еще 2 члена клуба остались должны за 1999 - 2000 годы в размере 60 руб.

Все остальные члены заплатили взносы в течение года.

На 31 мая 1999 года не было задолженностей по оплате членских взносов, за исключением тех вышеуказанных 5 членов, которые просрочили платежи.

Правилами клуба установлено, тот, кто просрочил оплату членских взносов, должен его заплатить по соответствующему тарифу за год, когда фактически причитался платеж. Вместе с тем, тому, кто платит заранее, разрешается внести взнос по меньшему тарифу за настоящий год вместо большего тарифа за следующий год.

Исходя из этого, 31 мая 2000 года можно оценить положение с оплатой членских взносов за предыдущие годы членами клуба "Лакомка". Выяснилось, что

- 11 членов клуба заплатили заранее за 1999

- 2000 годы по тарифу предыдущего года

- 50 руб.;

- 5 членов - заплатили позже за 1998 - 1999 годы по тарифу этого же года - 50 руб.;

- 8 членов - заплатили заранее за 2000 -

2001 годы по тарифу года 1999 - 2000 годов - 60 руб.

В итоге, оказалось, что на 31 мая 2000 года неплательщиками оказались всего 2 члена клуба, у которых осталась задолженность по оплате членских взносов по 60 руб.

Члены клуба "Лакомка", присутствующие на собраниях, должны при входе платить по 2 руб. за ингредиенты. Общие собрания клуба в прошлом году посетили 950 человек. В течение года на сумму 1 850 руб. были закуплены ингредиенты.

В отчетном году клуб частично финансировал поездку 20 своих членов на курсы поваров, которые внесли за обучение по 150 руб. Всего курс обучения стоил 3 500 руб. плюс 100 руб. за наем автобуса и 40 руб. за экскурсию в винный погреб. Расходы на приглашенных докладчиков составили 1 800 руб. и остаются еще 120 руб., причитающиеся докладчику за выступление на последнем собрании в отчетном году.

Клуб снимает зал для своих собраний. В год, окончившийся 31 мая 2000 года, аренда зала стоила 1 500 руб. Клуб также платил за пользование шкафом для хранения инвентаря, что стоило ему 10 руб. в месяц. Страховка инвентаря стоила 48 руб. в год - с 1 апреля 1998 года по 31 марта 1999 года. В год, окончившийся 31 марта 2000 года, - 60 руб. - в год, оканчивающийся 31 марта 2001 года, - 65 руб. Страховые премии оплачивались 1 апреля каждого года.

На балансе клуба "Лакомка" находится разнообразное оборудование. На 1 апреля 1997 года его стоимость составляла 500 руб. Руководством клуба было принято решение, что оно будет равномерно списываться в течение пяти лет без какой-либо ликвидационной стоимости, начиная с 1 июня 1997 года, и первая уценка была проведена в год, окончившийся 31 мая 1998 года, в результате чего 1 июня 1999 года клуб приобрел новую плиту по цене 700 руб. В настоящее время клуб продолжает владеть плитой, и ее стоимость будет равномерно списываться в течение трех лет с остаточной стоимостью в размере 100 руб.

На 1 июня 1999 года у клуба был небольшой запас основных ингредиентов, оцененный в 10 руб., а на 31 мая 2000 года остатки ингредиентов были оценены уже в сумме 80 руб.

Письменные принадлежности и печать рецептов стоили клубу 200 руб. в год, секретарь бесплатно пользовался услугами клуба и получил гонорар в окончившемся 31 мая 2000-м году в сумме 100 руб.

На 31 мая 2000 года на расчетном счете клуба в банке находилась сумма 4 000 руб., но не было наличных денег в кассе. На 1 июня 1999 года накопленный доход клуба составлял 1 975 руб.

Предполагается, что клубом были оплачены все расходы в течение года, если выше не указано иное. Задание

Вам необходимо выполнить следующую работу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Составить счет взносов клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года.

2. Составить счет торговых операций клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года.

3. Составить счет прихода и расхода по торговым операциям клуба "Лакомка" за отчетный год, окончившийся 31 мая 2000 года.

4. Представить балансовый отчет клуба "Лакомка" по состоянию на 31 мая 2000 года. Решение

По условиям примера необходимо выпцл-нить четыре задания.

В первом задании предлагается составить счет взносов членов клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года. Согласно существующим в клубе правилам по оплате членских взносов 11 членов клуба заплатили по 50 руб. каждый заранее за 1999 - 2000 годы. Также поступили 8 человек при оплате членских взносов за следующий год, а 5 человек остались должниками за 1998 - 1999 годы и внесли взнос позже по тарифу 50 руб. После того как подвели итог по оплате членских взносов на 31 мая 2000 года, в долгу перед клубом остались два его участника. Принимая во внимание материалы комментария, задание по составлению счета взносов членов клуба выполнено, и результаты расчетов сведены в таблицу № 9.

Во втором задании необходимо составить счет торговых операций клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года. Специфика данного задания состоит в том, что клуб не совершает операций купли-прода-жи товарно-материальных ценностей и в то же время вступает в подобного рода отношения как потребитель услуг. Тем не менее при составлении счета торговых операций следует руководствоваться рекомендациями приведенного комментария и правилами ведения торговых счетов. Результаты проделанной работы сведены в таблице № 10.

Таблица 9

Счет членских взносов клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года

№ п/п Наименование статей руб. № п/п Наименование статей руб.

1. Перенос неоплаченных взносов (5 х 50) 250 1. Перенос взносов, оплаченных заранее (11 х 50) 550

2. Перенос взносов на счет приходов и расходов 7 090 2. Наличный платеж взносов за 1997 - 98 годы (5 х 50) 250

3. Перенос взносов> оплаченных авансом (8 х 60) 480 3. Наличный платеж взносов за 1998 - 99 годы (107 х 60) 6 420

4. Наличный платеж взносов за 2000 - 2001 годы (8 х 60) 480

5. Перенос неоплаченных взносов (2 х 60) 120

Итого 7 820 Итого 7 820

Таблица 10

Счет торговых операций клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года

№ п/п Наименование статей руб. руб. руб. руб.

1. Плата за присутствие на собраниях клуба (950 * 2 руб.) 1 900

2. Стоимость ингредиентов на начало года 10

3. Покупки ингредиентов в течение года 1 850

1 860

4. Стоимость остатков ингредиентов на конец года -80

1 78.0

5. Чистый доход 120

В третьем задании следует оставить счет прихода и расхода по торговым операциям клуба "Лакомка" за отчетный год, окончившийся 31 мая 2000 года.

Это задание не вызывает особых затруднений, поскольку в этом случае применимо эле-

ментарное правило подсчета значения превышения доходов над расходами при подведении финансового результата от хозяйственной деятельности клуба поваров любителей "Лакомка" (см. табл. 11).

Таблица И

Счет прихода и расхода по торговым операциям клуба "Лакомка" за отчетный год,

окончившийся 31 мая 2000 года

№ п/п Наименование статей руб. руб. руб.

Приход

1. Взносы 7 090

2. Чистый доход от собраний 120

3. Доход от поездки на курсы поваров (20 х 150 руб.) 3 000

10210

За вычетом расходов

№ п/п Наименование статей руб. руб. руб.

4. Цена поездки - плата за обучение; - проезд в автобусе; - экскурсия в винный погреб; 3 500 100 40

3 640

5. Расходы на приглашенных докладчиков -оплачены лекции; -задолженность по оплате лекции; 1 800 120

1 9?0

6. Аренда зала 1 500

7. Пользование шкафом (12 х 10 руб.) 120

8. Страховка - перенос платежа авансом (54 : 12 х 10) - оплата наличными - перенос платежа авансом (60 : 12 х 10) 45 60 (50)

55

9. Печать и писчебумажные принадлежности 200

10. Гонорар секретарю 100

11. Амортизация - оборудования (500 руб.: 5) - плиты (700 руб. - 100 руб.: 3) 100 200

300

7 835

Превышение доходов над расходами 2 375

Выполняя четвертое задание, слушатели должны были представить балансовый отчет клуба "Лакомка" по состоянию на 31 мая 2000 года. О том, что представляет собой балансо-

вый отчет, подробно говорилось в комментарии, учитывая все особенности этого документа и условия экзаменационного задания, его решение представлено в табл. 12.

Таблица 12

Балансовый отчет клуба "Лакомка" по состоянию на 31 мая 2000 года

№ п/п Наименование статей руб. руб. руб. руб.

1. Статьи актива цена амортизация чистая стоимость

Оборудование 500 300 200

Плита 700 200 500

700

2. Материальные ценности: - запасы в наличии на 31 мая 2000 года; - банковский счет; - дебиторы (взносы); - платежи авансом. страховка 80 4 000 120 50

№ п/п Наименование статей руб. руб. руб. руб.

3. Общая стоимость материальных ценностей

4. Существующие задолженности: - кредиторы (взносы); - срочные обязательства (докладчик) -480 -120

5. Общая сумма существующих задолженностей -600

6. Общая чистая стоимость материальных ценностей 3 650

4 350

7. Накопленный доход на 1 июня 1999 года Превышение доходов над расходами Баланс на 31 мая 2000 года 1 975 2 375 4 350

Таким образом, принимая во внимание довольно объемное условие примера, составлен счет взносов клуба "Лакомка" за финансовый год, окончившийся 31 мая 2000 года, счет тор-

говых операций и счет прихода и расхода по торговым операциям клуба, а также представлен балансовый отчет клуба "Лакомка" по состоянию на 31 мая 2000 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.