Научная статья на тему 'Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета'

Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательная программа по основам международного бухгалтерского учета»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ МЕЖДУНАРОДНОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Л.А. ЧАЛДАЕВА,

доктор экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ, аккредитованный преподаватель Международной ассоциации бухгалтеров

1. Порядок оформления счетов начисленных расходов и доходов, авансированных платежей

Известно, что основная цель бухгалтерского учета состоит в истинном и беспристрастном представлении доходности и отражении финансового состояния предприятия. О доходе предприятия свидетельствуют торговый счет и счет прибылей и убытков, а его общее состояние характеризует балансовый отчет.

Торговый счет включает все статьи, в которых содержатся сведения о запасах товаров на начало и конец отчетного периода, приобретении товаров и их транспортировке до места назначения, возврате закупленных товаров в случае обнаружения брака поставщику, продаже товаров, возврате проданного товара и валовой прибыли. Выполнив все соответствующие бухгалтерские записи, можно определить валовую прибыль, которая представляет собой разницу между доходами от реализации и расходами, связанными с этой операцией. После этого, используя принцип двойной бухгалтерской записи, значение прибыли или убытка переносится с торгового счета на счет прибылей и убытков и корректируется в части авансированных платежей и начисленных расходов и доходов с

последующим определением чистой прибыли или убытка от совершенных операций.

В дальнейшем, чтобы обеспечить достоверное представление о результативности деятельности предприятия, необходимо выполнить некоторые корректировки, иначе будет нарушен принцип накопления и соответствия.

Потребность в корректировках возникает тогда, когда готовится набор итоговых счетов, в которых находят отражение все расходы и все поступления от продаж, и другие доходы, относящиеся к данному отчетному периоду Если будут подсчитаны только остатки на всех счетах, то это требование скорее всего не будет выполнено. Например, некоторые счета-фактуры, возможно, были получены, разнесены по Главной бухгалтерской книге и оплачены в данный период, но указанные в них расходы фактически могут относиться к периоду в шесть, девять месяцев или даже год. Если отчетный период не покрывает периода времени, к которому относятся расходы по данному счету-фактуре, то в счета включены расходы, которые не относятся к соответствующему периоду

Предположим, что итоговые счета составляются за год по состоянию на 31 декабря первого отчетного года. Так, например, счет «Коммунальные платежи» отражает операции за отчетный период с 1 апреля первого года по 31 марта второго года. Если счета

закрываются без какой-либо корректировки, то счет «Коммунальные платежи» будет включать расходы за период с 1 января до 31 марта второго финансового года, что является неправильным действием, искажающим реальную действительность.

Может также возникнуть обратная ситуация, когда, например, заработная плата рабочих за последнюю неделю декабря не выплачена до первой недели января. Если эту заработную плату отразили в Главной бухгалтерской книге за январь, тогда часть расходов по заработной плате первого года показана в счетах второго года.

Без труда можно заметить существенное различие между кассовой книгой и торговым счетом и счетом прибылей и убытков. Кассовая книга содержит поступления и платежи, которые, несмотря на то, что фактически получены или оплачены, но не относятся к отчетному периоду, в котором проводились расчетные операции. С другой стороны, торговый счет и счет прибылей и убытков должны включать все суммы, относящиеся к отчетному периоду, независимо от того, были они оплачены, получены или нет. Поэтому в любом отчетном периоде существует кассовая

Рассмотрим корректировку счетов, связанных с остатками товарно-материальных запасов.

Предположим, что существуют некоторые позиции, связанные с материалами, которые приобретались не для использования в производственных операциях и не для перепродажи. Их стоимость отражается по дебету соответствующего номинального счета, вероятно, что на конец финансового года будет существовать запас таких товаров. Например, запасы канцелярских принадлежностей для использования в офисе и, если на конец года имеется в наличии товарный запас, то его необходимо учитывать.

Ситуация, в которой возникает необходимость в выполнении корректировок счетов, выглядит следующим образом.

Предположим, что в октябре в учете компании «Бетта» были зарегистрированы поступления от продажи товаров за наличные и от А. Мога, который должен был оплатить счет в сентябре. В то же время компания, начисляя заработную плату в октябре, 100 ф. ст. должна была выплатить в сентябре. В целом поступления и платежи компании в октябре сведены к

позиция и показатели прибыли. следующему виду.

Поступления — октябрь, ф. ст. Платежи — октябрь, ф. ст.

Продажи за наличные 3 000 Зарплата (100 ф. ст. относится к сентябрю) 500

А. Мог (относится к счету за сентябрь) 700

Сырье и материалы 1 200

Страхование 400

Коммунальные платежи 300

3 700 2 400

Доход — октябрь, ф. ст. Расходы — октябрь, ф. ст. Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Объем продаж 3 000 Зарплата выплаченная 500

Минус за сентябрь 100

400

Плюс за октябрь еще не выплаченная зарплата 120

520

Сырье и материалы оплаченные 1 200

Плюс причитающиеся, но не оплаченные 400

1 600

Страхование оплаченное 400

Минус за ноябрь 170

В дополнение к этим суммам существуют неоплаченные счета за октябрь: зарплата — 120 ф. ст., сырье и материалы — 400 ф. ст., а также известно, что из 400 ф. ст., оплаченных за страхование в октябре, 170 ф. ст. приходится на ноябрь, а коммунальные платежи относятся к периоду с октября по апрель.

Кассовую позицию компании «Бетта» легко определить, подсчитав разницу между полученными и оплаченными суммами, т. е. 3 700 — 2 400 = 1 300 (ф. ст). Эту сумму нельзя считать прибылью за октябрь, потому что некоторые оплаченные счета относятся к сентябрю или ноябрю. При этом другие статьи, касающиеся октября, не были оплачены вовсе.

Прибыль компании «Бетта» за октябрь

Доход — октябрь, ф. ст. Расходы — октябрь, ф. ст. Первый уровень Второй уровень Третий уровень

230

Коммунальные платежи оплаченные 300

Минус за период с ноября по апрель 250

50

2 400

Эти вычисления показывают, что на самом деле сумма прибыли за октябрь составила 600 ф. ст., а не 1 300 ф. ст., как указано в Кассовой книге.

Доход = поступления + суммы

непогашенной дебиторской задолженности — полученные суммы, но не относящиеся к отчетному периоду = поступления + начисленные доходы — авансированные платежи

Расходы = платежи + суммы непогашенной кредиторской задолженности — произведенные платежи, но не относящиеся к отчетному периоду = платежи + начисленные расходы — авансированные платежи

Существуют две формы корректировки счетов. Они представляют собой начисленные и авансированные платежи. Эти же принципы применяются к начисленным и авансированным доходам. Следовательно, счета по состоянию на 31 декабря включают расходы, относящиеся исключительно только к этому периоду, и никакие другие.

Существуют и другие формы подведения окончательных итогов. Например, если товары были направлены клиенту в конце декабря, но выставление счета-фактуры ему не состоялось до января, в этом случае необходимо приплюсовать эту сумму к счету продаж. В конце концов запасы уменьшились фактически в результате отгрузки товаров. Если не произвести корректировки, то произойдет занижение прибыли на стоимость отправленных товаров. Для исправления сложившегося положения следует произвести кредитование счета продаж на сумму отгруженных товаров.

При выполнении операций необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

— счет прибылей и убытков должен отражать только те суммы, которые имеют отношение к данному отчетному периоду;

— суммы, которые не относятся к текущему отчетному периоду, должны быть перенесены на отдельный счет, чтобы их можно было правильно отразить в соответствующем отчетном периоде.

Эти суммы показываются в балансе предприятия, поскольку он отражает его текущее состояние.

Для пояснения приведем условный пример.

Пример 6. Фирма «Гурман» является клубом поваров-любителей. Членами клуба в 2003-2004 гг. состояли 100 человек, на следующий год в их состав вошли еще 20 человек.

Деятельность клуба характеризуется следующими показателями.

В течение года, окончившегося 31 мая 2005г., клуб провел 24 собрания и на выходные дни организовал для своих членов одну экскурсионную поездку.

Членский взнос за год, который закончился 31 мая 2004 г., составил 50 ф. ст., а на конец мая 2005 г. взнос уже был равен 60 ф. ст. Членский взнос за следующий год, который закончится 31 мая 2006г., составит 65ф. ст.

Все члены клуба обязаны платить членские взносы.

В апреле 2004г. 11 членов клуба заплатили членские взносы за 2004-2005 гг. в размере 50 ф. ст.

В июле 2004 г. еще 5 человек оплатили свое членство в клубе в размере 50 ф. ст. за 2003-2004гг. вместе с очередными взносами за 2004-2005 г.г.

В апреле 2005г. 8 человек внесли членский взнос в сумме 60ф. ст. за 2005-2006гг. На 31 мая 2005г. 2 члена клуба остались должны за 2004-2005гг. 60 ф. ст.

Все остальные члены клуба заплатили взносы в течение года.

На 31 мая 2004 г. не было задолженностей по оплате членских взносов, за исключением 5 членов, которые просрочили платежи.

Правилами клуба установлено: тот кто просрочил оплату членских взносов, должен их заплатить по соответствующему тарифу за год, когда фактически причитался платеж. Вместе с тем тому кто платит заранее, разрешается внести взнос по меньшему тарифу за настоящий год, вместо большего тарифа за следующий год.

Следовательно, 31 мая 2005г. можно оценить положение с оплатой членских взносов за предыдущие годы членами клуба «Гурман».

Выяснилось следующее:

— 11 членов клуба заплатили заранее за 2004-2005гг. по тарифу предыдущего года — 50ф. ст.;

— 5 членов — заплатили позже за 2003-2004 гг. по тарифу этого же года — 50 ф. ст.;

— 8 членов — заплатили заранее за 2005-2006 гг. по тарифу года 2004-2005 гг. — 60 ф. ст.

В итоге оказалось, что на 31 мая 2005 г. неплательщиками оказались всего 2 члена клуба, у которых осталась задолженность по оплате членских взносов по 60 ф. ст.

Члены клуба «Гурман», присутствующие на собраниях, должны при входе платить по 2 ф. ст. за ингредиенты. Общие собрания клуба в 2004 г. посетили 950 человек. В течение года на сумму 1 850 ф. ст. были закуплены ингредиенты.

В отчетном году клуб частично финансировал поездку 20 своих членов на курсы поваров, которые внесли за обучение по 150 ф. ст. Всего курс обучения стоил 3 500ф. ст. плюс 100ф. ст. за наем автобуса и 40 ф. ст. за экскурсию в винный погреб. Расходы на приглашенных докладчиков составили 1 800 ф. ст. и остаются еще 120 ф. ст., причитающиеся докладчику за выступление на последнем собрании в отчетном году.

Клубснимает зал для своих собраний. В год, окончившийся 31 мая 2005г., аренда зала стоила 1500ф. ст. Клуб также платил за пользование шкафом для хранения инвентаря, что стоило ему 10 ф. ст. в месяц. Страховка инвентаря стоила 48 ф. ст. в год — с 1 апреля 2003г. по 31 марта 2004г. В год, окончившийся 31 марта 2005г., — 60ф. ст. — в год, оканчивающийся 31 марта 2006 г., — 65ф. ст. Страховые премии оплачивались 1 апреля каждого года.

На балансе клуба «Гурман» находитсяразнооб-разное оборудование. На 1 апреля 2002 г. его стоимость составляла 500 ф. ст. Руководством клуба было принято решение, что оно будет равномерно списываться в течение пяти лет без какой-либо ликвидационной стоимости, начиная с 1 июня 2002 г. и первая уценка была проведена в год, окончившийся 31 мая 2003 г. 1 июня 2004г. клуб приобрел новую плиту по цене 700 ф. ст. В настоящее время

клуб продолжает владеть плитой, и ее стоимость будет равномерно списываться в течение трех лет с остаточной стоимостью в размере 100 ф. ст.

На 1 июня 2004 г. у клуба был небольшой запас основных ингредиентов, оцененный в 10ф. ст., а на 31 мая 2005г. остатки ингредиентов были оценены уже в сумме 80 ф. ст.

Письменные принадлежности и печать рецептов стоили клубу 200 ф. ст. в год, секретарь бесплатно пользовался услугами клуба и получил гонорар в окончившемся 31 мая 2005 г. в сумме 100 ф. ст.

На 31 мая 2005 г. на расчетном счете клуба в банке находилась сумма 4 000ф. ст., но не было наличных денег в кассе. На 1 июня 2004г. накопленный доход клуба составлял 1 975 ф. ст.

Предполагается, что клубом были оплачены все расходы в течение года, если не указано иное.

Необходимо выполнить следующую работу.

1. Составить счет взносов клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г.

2. Составить счет торговых операций клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г.

3. Составить счет прихода и расхода по торговым операциям клуба «Гурман» за отчетный год, окончившийся 31 мая 2005 г.

По условиям примера необходимо выполнить три задания.

В первом задании предлагается составить счет взносов членов клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г. Согласно существующим в клубе правилам по оплате членских взносов 11 членов клуба заплатили по 50 ф. ст. каждый заранее за 2004-2005 гг. Также поступили 8 человек при оплате членских взносов за следующий год., а 5 человек остались должниками за 2003-2004 гг. и внесли взнос позже по тарифу 50 ф. ст. После того как подвели итог по оплате членских взносов на 31 мая 2005 г., в долгу перед клубом остались два его участника. Принимая во внимание материалы комментария, задание примера выполнено, и результаты расчетов сведены в табл. 5.

Таблица 5

Счет членских взносов клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г.

№ п/п Показатель Сумма, ф. ст. № п/п Показатель Сумма, ф. ст.

1 Перенос неоплаченных взносов (5 х 50) 250 4 Перенос взносов, оплаченных заранее (11х 50) 550

2 Перенос взносов на счет доходов и расходов 7 090 5 Наличная оплата взносов за 2003-2004 гг. (5 х 50) 250

Продолжение таблицы 5

№ п/п Показатель Сумма, ф. ст. № п/п Показатель Сумма, ф. ст.

3 Перенос взносов оплаченных авансом (8 х 60) 480 6 Наличная оплата взносов за 2004-2005 гг. (107 х 60) 6 420

7 Наличная оплата взносов за 2005-2006 г.г. (8 х 60) 480

8 Перенос неоплаченных взносов (2 х 60) 120

Итого 7 820 Итого 7 820

Во втором задании необходимо составить счет торговых операций клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г. Специфика данного задания состоит в том, что клуб не совершает операций купли-продажи товарно-материальных ценностей и в то же время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вступает в подобного рода отношения как потребитель услуг. Тем не менее при составлении счета торговых операций следует руководствоваться рекомендациями приведенного комментария и правилами ведения торговых счетов. Результаты проделанной работы сведены табл. 6.

Таблица 6

Счет торговых операций клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г.

Стоимость, ф. ст.

№ п/п Показатель Первый Второй Третий Четвертый

уровень уровень уровень уровень

1 Плата за присутствие на собраниях клуба (950 х 2 ф. ст.) 1 900

2 Стоимость ингредиентов на начало года 10

3 Покупки ингредиентов в течение года 1 850

1 860

4 Стоимость остатков ингредиентов на конец года - 80

1 780

5 Чистый доход 120

В третьем задании следует оставить счет дохода и расхода по торговым операциям клуба «Гурман» за отчетный год, окончившийся 31 мая 2005 г.

Это задание не вызывает особых затруднений. В этом случае применимо элементарное правило подсчета значения превышения доходов над расходами при подведении финансового результата от хозяйственной деятельности клуба поваров любителей «Гурман».

Таблица 7

Счет дохода и расхода по торговым операциям клуба «Гурман» за отчетный год, окончившийся 31 мая 2005 г.

№ п/п Показатель Стоимость, ф. ст.

Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Доход

1 Взносы 7 090

2 Чистый доход от собраний 120

3 Доход от поездки на курсы поваров (20 х 150 ф. ст.) 3 000

10 210

За вычетом расходов

№ п/п Показатель Стоимость, ф. ст.

Первый уровень Второй уровень Третий уровень

4 Стоимость поездки: — плата за обучение; — проезд в автобусе; — экскурсия в винный погреб; 3 500 100 40

3 640

5 Расходы на приглашенных докладчиков: — оплата лекций; — задолженность по оплате лекции 1 800 120

1920

6 Аренда зала 1 500

7 Пользование шкафом (12 х 10 ф. ст.) 120

8 Страховка: — перенос платежа авансом (54 : 12 х 10); — оплата наличными; — перенос платежа авансом (60 : 12 х 10) 45 60 (50)

55

9 Печать и писчебумажные принадлежности 200

10 Гонорар секретарю 100

11 Амортизация: — оборудования (500 ф. ст. : 5); — плиты (700 руб. — 100 ф. ст. : 3) 100 200

300

7 835

Превышение доходов над расходами 2 375

В итоге, принимая во внимание довольно объемное условие примера, составлен счет взносов клуба «Гурман» за финансовый год, окончившийся 31 мая 2005 г., счет торговых операций, а также счет дохода и расхода по торговым операциям клуба.

Пример 7. В компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005г., т.е. на начало финансового года, заканчивающегося 30 апреля 2006г., сальдо расходов в Главной бухгалтерской книге характеризовались следующим образом:

- аренда цеха (предоплата) — 320ф. ст.;

- электроэнергия, отопление и освещение (начисления) — 200 ф. ст.;

- страхование (гражданская ответственность) (начисления) — 60 ф. ст.

Платежи по этим счетам расходов в течение года, заканчивающегося 30 апреля 2006 г., были

следующими:

Таблица 8

Данные о расходах компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005 г. на аренду цеха

Дата начала платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Дата окончания платежа

03.07.2005 Оплачено чеком 480 30.09.2005

05.10.2005 Оплачено чеком 480 31.12.2005

06.01.2006 Оплачено чеком 480 31.03.2006

05.04.2006 Оплачено чеком 600 30.06.2006

Примечание: Арендная плата цеха была пересмотрена и увеличена с 1 апреля 2006 г. до 600 ф. ст. за квартал.

Таблица 9

Данные о расходах компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005 г. на электроэнергию, отопление и освещение

Дата платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Период оплаты

15.06.2005 Оплачено чеком 300 За квартал, закончившийся 31.05.2005

12.09.2005 Оплачено чеком 280 За квартал, закончившийся 31.08.2005

15.12.2005 Оплачено чеком 350 За квартал, закончившийся 30.11.2005

17.03.2006 Оплачено чеком 390 За квартал, закончившийся 29.02.2006

Таблица 10

Данные о расходах компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005 г. на страхование (гражданскую ответственность)

Дата платежа Форма оплаты Сумма, ф. ст. Период оплаты

03.07.2005 Прямое дебетовое списание 300 За квартал, закончившийся 30.06.2005

05.10.2005 Прямое дебетовое списание 280 За квартал, закончившийся 31.09.2005

08.01.2006 Прямое дебетовое списание 350 За квартал, закончившийся 31.12.2005

07.04.2006 Прямое дебетовое списание 390 За квартал, закончившийся 30.03.2006

Примечание: Страховая компания с 1 января 2006 г. увеличила ежемесячный взнос страхования гражданской ответственности с 60 ф. ст. до 70 ф. ст.

От Вас требуется:

1. Подготовить следующие счета расходов Главной бухгалтерской книги за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.:

— счет «Аренда цеха»;

— счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

— счет «Страхование (гражданская ответственность)».

Счета должны содержать начальные и конечные сальдо, суммы, выплаченные в течение года, и операцию перенесения суммы на счет «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

2. Подготовить фрагмент счета «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г., и показать суммы, перенесенные из каждого из вышеупомянутых счетов.

Задание состоит из двух пунктов. Ответ на первое задание представим в виде таблицы. Счета Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005 г. на год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г., выглядят следующим образом.

1. Счета Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» на 1 мая 2005 г.

Таблица 11

Счет «Аренда цеха» компании «Альфа и Омега» за год,заканчивающийся 30 апреля 2006 года

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст. Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

01.05.2005 Сальдо п/п 320 30.04.2006 Прибыли и убытки 1 960

03.07.2005 Банк 480 30.04.2006 Сальдо к/п 400

05.10.2005 Банк 480

06.01.2006 Банк 480

05.04.2006 Банк 600

2 360 2 360

01.05.2006 Сальдо п/п 400

Таблица 12

Счет «Электроэнергия, отопление и освещение» компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст. Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

15.06.2005 Банк 280 01.05.2005 Сальдо п/п 200

12.09.2005 Банк 480 30.04.2006 Прибыли и убытки 1 370

15.12.2005 Банк 350

30.04.2006 Сальдо к/п 250

1 570 1 570

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.05.2006 Сальдо п/п 250

2. Фрагмент счета «Прибыли и убытки» компании «Альфа и Омега» и суммы, перенесенные из счетов: «Аренда цеха», «Электроэнергия, отопление и освещение», «Страхование (гражданская ответственность)», представлены в виде табл. 14.

Таблица 14

Счет «Прибыли и убытки» компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

Таблица 13

Счет «Страхование (гражданская ответственность)» компании «Альфа и Омега»за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

Дебет Кредит

Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст Дата Сведения об операции Сумма, ф. ст.

3.07.2005 Банк 180 01.05.2005 Сальдо п/п 60

5.10.2005 Банк 180 30.04.2006 Прибыли и убытки 760

08.1.2006 Банк 180

07.04.2006 Банк 210

30.04.2006 Сальдо к/п 70

820 820

01.05.2006 Сальдо п/п 70

№ п/п Наименование счетов расходов компании Сумма, ф. ст.

1 Аренда цеха 1 960

2 Электроэнергия, отопление и освещение 1 370

3 Страхование (гражданская ответственность) 760

Таким образом, подготовлены следующие счета расходов Главной бухгалтерской книги компании «Альфа и Омега» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.:

— счет «Аренда цеха»;

— счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

— счет «Страхование (гражданская ответственность)».

Счета содержат начальные и конечные сальдо, суммы, выплаченные в течение года, а также выполнена операция перенесения сумм на счет «Прибыли и убытки» за год, заканчивающийся 30 апреля 2006 г.

Приведем еще один пример, при выполнении которого необходимо вспомнить виды счетов, используемые в зарубежной практике бухгалтерского учета.

Пример 8. Малое предприятие «Канцтовары» занимается оформлением служебных помещений. Предприятие имеет свой фирменный магазин с офисом, торговыми площадями и складом.

В бухгалтерской книге фирмы указаны следующие записи за год, окончившийся 31 января 2006г.:

— для фургона предприятия было закуплено бензина на 1 500ф. ст.;

— на техобслуживание и ремонт фургона было израсходовано 600 ф. ст.;

— для оснащения магазина было закуплено два новых письменных стола на сумму 505, 25 ф. ст., включая НДС;

— для заказчика 20 января 2006г. было закуплено пять новых стульев по цене 300ф. ст. каждый. 3 февраля 2006г. они были проданы заказчику, который полностью рассчитался с предприятием. Фирма «Офисныймир» за выполненный заказ получила 2100ф. ст.;

— для предприятия был куплен новый пылесос по цене 299 ф. ст.;

— для магазина за 900ф. ст. был приобретен новый выставочный шкаф, за доставку которого из кассы предприятия было выплачено 20ф. ст.;

— за установку системы освещения, предусмотрен -ной в шкафу, электромонтер получил 50ф. ст.;

— на отделку офиса заказчика в ноябре 2005 г. фирма израсходовала 6 000 ф. ст. 1 декабря 2005 г., за что заказчик перечислил фирме «Канцтовары» за выполненную работу 9 000 ф. ст.;

— на замену рабочего компьютера фирма потратила, включая НДС 4 465ф. ст.;

— коммунальные сборы составили 12 000 ф. ст.;

— на покупку трех стульев для офиса фирмы было израсходовано 1 050 ф. ст.;

— на расчетном счете малого предприятия «Офисный мир» 31 января 2006 г. находилось 5 000 ф. ст.

Для ведения хозяйственной деятельности фирма 1 сентября 2005 г. приобрела 500 настольных ежедневников, большая часть которых до 1 января 2006г. была реализована, и на 31 января 2006 г. в запасе у предприятия осталось всего 30 штук. При покупке настольных ежедневников фирма заплатила 50 ф. ст. за каждую пачку, состоящую из 10 ежедневников, и надеется продать их остатки в течение следующих двух недель по цене 2 ф. ст. за каждый календарь.

Фирма «Канцтовары» относит к основным средствам оборудование стоимостью больше 250 ф. ст. каждое. Предполагается, что все значения стоимости оборудования указаны без учета НДС (17,5%), если из условия задания не вытекает иное. Предприятие зарегистрировано как плательщик налога на добавленную стоимость. От Вас требуется следующее:

1. Пояснить следующие выражения:

— капитальные расходы;

— расходы, относимые на себестоимость;

— личные счета;

— реальные счета;

— номинальные счета.

2. Указать, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.

3. Исчислить общую стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2006 г.

4. Рассчитать первоначальную стоимость каждого из основных средств, закупленных фирмой на 31 января 2006 г.

В задании 1 необходимо пояснить выражения.

Классификация затрат

Капитальными расходами признаются затраты, используемые на приобретение основных средств или наращивание стоимости существующих средств организации.

Расходы, относимые на себестоимость, представляют собой денежные средства, расходуемые на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в процессе ежедневного управления предприятием.

Личные счета предназначены для отражения операций с дебиторами и кредиторами.

Реальными счетами являются счета, с помощью которых ведется учет имущества.

Номинальными являются счета, в которых указаны расходы, доход и капитал предприятия.

В задании 2 следует указать, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, можно отнести к капитальным расходам, на себестоимость или они не относятся ни к той, ни к другой категории затрат.

В задании 3 необходимо исчислить общую стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2006 г.

Материальные ценности включают в себя:

— пять новых стульев (запас) по цене 300 ф. ст. на общую сумму 1 500 ф. ст.;

— банковский счет 5 000 ф. ст.;

— настольные еженедельники 30 шт. по цене 2 ф. ст. на общую сумму 60 ф. ст.;

— общая стоимость материальных ценностей составила 6 560 ф. ст.

Выполняя задание 4, необходимо рассчитать первоначальную стоимость каждого из основных средств малого предприятия «Канцтовары». Результаты расчета сведены в табл. 15.

Таблица 14

фирмы «Канцтовары»

Категория затрат Наименование затрат

Капитальные расходы Пылесос

Выставочный шкаф, включая доставку и установку

Компьютер

Три стула

Расходы, относимые на себестоимость Бензин

Ремонт и техобслуживание

Два новых стула

Пять новых стульев

Покупки

Коммунальные сборы

Настольные ежедневники

Затраты, которые не относятся ни к капитальным расходам, ни к расходам, относимым на себестоимость Банковский счет

Таблица 15

Первоначальная стоимость основных средств малого предприятия «Канцтовары»

№ Наименование Дополнительные Цена приобретения, Первоначальная

п/п основных средств расходы приобретения ф. ст. стоимость, ф. ст.

1 Пылесос - 299 299

2 Выставочный шкаф 900

Доставка 20 970

Установка 50

3 Компьютер НДС 4 465 4.465

4 Стулья для офиса 3 шт. х 350 ф. ст. 1 050 1 050

Таким образом, в ходе выполнения задания даны пояснения относительно таких понятий, как капитальные расходы, расходы, относимые на себестоимость, личные, реальные и номинальные счета. Указано, какие из затрат, сделанных фирмой в течение года, следует отнести к капитальным расходам: на себестоимость или к другой категории затрат.

Исчислена общая стоимость материальных ценностей, указанных в условии примера, на 31 января 2006 г., и рассчитана первоначальная стоимость каждого из основных средств, закупленных фирмой на 31 января 2006 г.

Ключевые термины

Корректировка счетов

Формы корректировки счетов

Контрольные вопросы и задания

1. С. Робин ведет счета коммунальных платежей и страхования в своей Главной бухгалтерской книге. Его финансовый год заканчивается 30 июня. Коммунальные платежи вносятся два раза в год — 1 апреля и 1 октября.

За последние два года им произведены следующие коммунальные платежи:

23 апреля первого года 250 ф. ст. (за период с 1 апреля первого финансового года по 30 сентября того же года);

19 октября первого года 250 ф. ст. (за период с 1 октября первого финансового года по 31 марта второго финансового года);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 апреля второго года 280 ф. ст. (за период с 1 апреля второго финансового года по 30 сентября второго финансового года).

Страховые премии установлены из расчета 20 пенсов за 100 ф. ст. и оплачиваются авансом на 1 января за период с 1 января по 31 декабря первого финансового года. Помещение было застраховано на сумму 80 000 ф. ст. в первом финансовом году и 90 000 ф. ст. во втором году.

Платеж за первый финансовый год был сделан 1 января, так же, как и за второй год.

Задание — подготовить счет страхования и счет коммунальных услуг за год, заканчивающийся 30 июня второго года.

2. Д. Гранд занимается скобяным бизнесом и на начало финансового года, на 1 апреля, его финансовое положение выглядит следующим образом:

— кредиторы: K. Гейл 340 ф. ст.

T. Шелли 513 ф. ст.

— дебиторы: Х. Блоэр 985 ф. ст.

Д. Форсайт 340 ф. ст.

— остаток в банке: 7 500 ф. ст. Имеются следующие данные о выставленных

чеках и суммах, оплаченных банку:

а) чек Х. Блоэра на сумму 985 ф. ст., полученный 17 апреля и переданный сразу же в банк.

б) чеки, выставленные за апрель:

— 2 — коммунальные платежи за магазин 600 ф. ст.;

— 6 — арендная плата за магазин 150 ф. ст.;

— 7 — зарплата 245 ф. ст.;

— 11 — страхование 75 ф. ст.;

— 14 — зарплата 230 ф. ст.;

— 25 —T. Шелли 513 ф. ст. Произведены следующие закупки в кредит:

— 01.04. — K. Гейл 300 ф. ст. минус торговая скидка 15%;

— 23.04. — T. Шелли 1 050 ф. ст. минус торговая скидка 20%.

Продано в кредит:

— 04.04. — Х. Блоэр 500 ф. ст. минус 10% торговая скидка;

— 11.04. — Д. Форсайт 80 ф. ст. минус 10% торговая скидка;

— 22.04. — Х. Блоэр 780 ф. ст. минус 10% торговая скидка.

От Вас требуется подготовить счета Главной бухгалтерской книги, включая счет банка, который ведется в основной части Главной бухгал-

терской книги, а не в Кассовой книге. В конце месяца все счета должны быть сальдированы, кроме тех, у которых только одна запись.

3. Г. Пэт организовал свой бизнес 1 марта. В течение первого финансового года было оплачено:

за рекламу 4 150 ф. ст.;

за страхование 2 400 ф. ст.

Кроме того, были получены комиссионные платежи в сумме 23 400 ф. ст. На конец финансового года образовалась задолженность в сумме 250 ф. ст. по расходам за рекламу, задолженность в сумме 360 ф. ст. по комиссионным, и сумма в 200 ф. ст. за страхование была оплачена авансом.

Подготовьте счета Главной бухгалтерской книги по расходам на рекламу, страхование и комиссионные к получению, укажите суммы для включения в счет «Прибыли и убытки». Из счетов должно быть видно, какие суммы включены в балансовый отчет и, следовательно, перенесены на следующий финансовый год.

4. Объясните значение следующих понятий:

— «капитальные затраты»

— «текущие затраты»

— «текущие доходы»

(б) Г. Стивенс — агент по недвижимости. Составьте таблицу с колонками, озаглавленными «капитальные затраты», «текущие затраты» и «текущие доходы», и распределите следующие виды затрат и доходов в соответствии с названиями:

— комиссионные к получению;

— аренда за офис;

— вознаграждения, взимаемые с клиентов;

— закупка фотокопировальной машины;

— комиссионные к оплате;

— стоимость установки рекламы в витрине.

5. Используя исходные данные примера 6 и учебный материал из темы «Балансовый отчет», представьте балансовый отчет клуба «Гурман» по состоянию на 31 мая 2005 г.

6. Используя исходные данные примера 7 и учебный материал из темы «Балансовый отчет», указать, в каких разделах балансового отчета компании «Альфа и Омега», составленного на 30 апреля 2006 г., будут отражены остатки по следующим счетам расходов:

— счет «Аренда цеха»;

— счет «Электроэнергия, отопление и освещение»;

— счет «Страхование (гражданская ответственность)».

7. Поясните смысл понятий «капитал» и «капитальные затраты».

Ответы на задания, помещенные

в журнале №12 (декабрь) 2005 г.

В первом задании необходимо назвать критерии классификации бухгалтерских операций.

Критерии классификации бухгалтерских операций следующие: доход от капитала, текущий доход, капитальные затраты, текущие затраты.

Доход от капитала означает получение денежных средств от продажи предметов, составляющих капитал предприятия, например продажа автомобили или станков и оборудования.

Текущими доходами являются поступления денежных средств, акцептованные долговые инструменты по товарам или услугам текущего характера, например получаемая арендная плата, продажа товаров, получаемые комиссионные вознаграждения.

Капитальные затраты — это расходы на такие товары, срок применения которых превышает один год, и поэтому они оказывают довольно длительное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль. Такими товарами могут быть основные средства, например помещения, машины и оборудование, автомобили, мебель, конторское оборудование.

Текущие затраты — это расходы на предметы, потребляемые в процессе производства, услуги и товары для перепродажи. Они существуют менее одного года и поэтому оказывают временное воздействие на возможности предприятия создавать прибыль.

Во втором задании надо пояснить взаимосвязь таких показателей, как капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала и текущие доходы и величины налоговых платежей.

В практике бухгалтерского учета важно различать текущие затраты или доходы от затрат или доходов капитала в целях исчисления налоговых платежей. Например, за рубежом налоговые льготы распространяются в отношении расходов на капитал. Эти льготы существуют в виде скидок на износ основных средств. В этом случае текущие затраты разрешается относить на получаемые доходы.

В третьем задании следует привести примеры различий российской и зарубежной практики трактовки показателей: капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала и текущие доходы.

Различия в российской и зарубежной практике трактовки таких показателей, как капитальные затраты, текущие затраты, доход от капитала и текущие доходы, необходимо учитывать при расчете суммы прибыли и убытков. Известно, что прибыль определяется путем вычитания всех текущих затрат, связанных с получением доходов (включая амортизацию), из общей суммы текущих доходов. Любое включение поступлений или платежей, связанных с капиталом, привело бы к неправильному расчету суммы прибыли или убытка за отчетный период.

Литература

1. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учета. М.: Главбух, 2000.

2. Конспект лекций по курсу «бухгалтерский учет». Основной курс. Международная ассоциация бухгалтеров. Лондон, 1997.

3. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери - АССА, 1999.

4. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности (учебное пособие) - М.: Инфра - М, 2002.

5. Рожнова О.В. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: комментарии, разъяснения, примеры. М.: ФА при Правительстве РФ, 2000.

6. Соловьева О.В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. М.: Аналитика — Пресс, 1998.

7. Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. — М.: Перспектива,1999.

8. Учет по международным стандартам (учебное пособие). М.: Фонд развития бухгалтерского учета, 2002.

9. Хендриксон Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 2000.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 921-91-90, http: www.financepress.ru

(495) 921-69-49 E-mail: post@financepress.ru

(495) 921-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.